Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГV - - *'Ѵ-Г т-. <' • ’V'f" Ч.\:-

’s-:"'' ■ - ;

. ѵ-Л - V-, *■>V >> >;.■ '

s t *

. V:- -'V

. л •%

 

 

^ '-Ч "

»

Л ,'. '.rV

Ц f

' r;v.r '.

В.Й. Смирное

 

-

 

' -

.a.ifV

 

«&;

 

 

 

 

 

 

 

ЛЕДОВЫЕ

УСЛОВИЯ

^

 

 

 

*

 

г

ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ВОДАХ

 

 

 

КАНАДСКО-АЛЯСКИНСКОЙ АРКТИКИ

\

»V ■

t

(

ГЛАВН О Е УП РА ВЛ ЕН И Е ГИ ДРО М ЕТЕО РО Л О ГИ ЧЕСК О Й СЛУЖ БЫ ПРИ СОВЕТЕ М ИНИСТРОВ С СС Р

ОРДЕНА ЛЕНИНА АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ И ИНСТИТУТ

В. И . СМ И РН О В

ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ВОДАХ КАНАДСКО-АЛЯСКИНСКОЙ АРКТИКИ

По д р е д а к ц и е й д-ра геогр. наук

П. А. ГОРДИЕН КО

У

Г И Д Р О М Е Т Е О И З Д А Т '

Л ЕН И Н ГРА Д • 1974

УДК 551.467.312: 656.612(268.7/9)

 

Гос. публичная

Л ?

научно-текш: :еская

библиоте .а ( С Р

 

чит

В книге рассмотрены ледовые условия плавания по арктическим трассам, освещены гидрографические и океа­ нографические особенности, приведены сроки образова­ ния льда, скорость его нарастания, сроки формирова­ ния и взлома припая, изменения деловитости в отдель­ ных районах и факторы, обусловливающие эти явления.

Дана характеристика ледяных массивов, изменчи­ вость их местоположения и площадей во времени, а также сроки начала и окончания плавания судов, за­ траты времени на морские операции при различных ле­ довых условиях.

_ АрктическийП Л І П ' І б Ь В П П пи лАнтарктическийп институт

© (ДАНИИ), 1974 г.


ПР Е Д И С Л О В И Е

Вданной монографии обобщаются сведения о ледовых усло­ виях и их изменчивости в водах зарубежной Арктики примени­

тельно к нуждам ледового судоходства.

В работе использованы данные наблюдений с самолетов ледо­ вой авиаразведки, полярных станций и экспедиций. Она рассчи­ тана на широкий круг читателей, желающих ознакомиться с ле­ довыми, гидрографическими и гидрометеорологическими условиями

плавания судов в указанном районе. Книга может быть использо­ вана при планировании и осуществлении ледовых плаваний ^судов,

составлении лоцийных очерков и пособий для судоводителей, про­ ектировании и строительстве ледоколов и транспортных судов с ледовыми подкреплениями, а также при научной разработке ряда вопросов. Кроме того, она может служить учебным пособием для студентов высших и средних учебных заведений гидрометеоро­

логического и морского профиля.

Данная работа является продолжением книги В. И. Смирнова «Ледовые плавания и их научно-оперативное обслуживание за ру­ бежом» [47], в которой обобщен опыт ледовых плаваний в зару­ бежных водах, приведены данные о ледоколах и ледово-транс­ портных судах, некоторых вопросах тактики их плавания во льдах, зарубежных системах научно-оперативного обеспечения ледовых плаваний, организации и методических принципах прогнозирова­ ния состояния льда, принятых за рубежом для замерзающих акваторий Мирового океана. Возможно, что в разделах обеих ра­ бот, освещающих особенности ледовых условий в водах зарубеж­ ной Арктики, могут встретиться некоторые расхождения. Более точные сведения приведены в настоящей работе, так как в боль шинстве случаев они получены по результатам наблюдении. В упомянутой же книге такая информация, в основном, выбира­ лась из имеющихся публикаций, и автор стремился дать лишь общее представление об особенностях ледовых условий при пла­ вании судов. Настоящая работа посвящена, главным образом, природным условиям, явлениям и процессам, влияющим на эф­ фективность ледовых плаваний судов.

3

1*

В первой главе проводится районирование вод зарубежной Арктики, рассматриваются трассы плавания судов, их гидрографи­ ческие особенности, сроки образования льда, скорость его нараста­

ния, сроки формирования и взлома припая, данные об изменениях ледовитости.

Во второй главе содержатся характеристики пяти основных ле­ дяных массивов морей зарубежной Арктики: их местоположение, причины формирования, изменчивость местоположения и площа­ дей на различных этапах навигационного периода.

Втретьей главе анализируются сроки начала и окончания ле­ довых плаваний, затраты времени на морские операции при раз­

личных ледовых условиях и сопоставляются трассы по трудности плавания.

Вчетвертой главе рассматриваются перспективы развития ле­ довых плаваний (супертанкеров с ледовыми подкреплениями, атомных подводных танкеров, смешанных плаваний) и задачи ис­ следования с точки зрения безопасности и дальнейшего развития ледовых плаваний.

Впятой главе, написанной Д . Р. Соболевой под руководст­

вом В. И.

Смирнова, дается описание

ледовых условий зимних

■ плаваний

судов в заливе и на р. Св.

Лаврентия. Отличие этих

водных объектов от других участков трассы в водах зарубежной Арктики состоит в том, что судоходство по ним осуществляется как в летнее, так и в зимнее время. Характерно, что в оживленном зимнем судоходстве в заливе и на р. Св. Лаврентия все большее участие принимают советские транспортные суда, а научно-опера­ тивное обеспечение этих плаваний осуществляют те организации Канады, которые в летнее время обслуживают судоходство в во­ дах зарубежной Арктики.

Материалы наблюдений обрабатывались в соответствии с ме­ тодиками, принятыми в Арктическом и антарктическом научно-ис­ следовательском институте, в частности в отделе изучения ледо­ вого плавания судов.

Данная работа выполнена под научным руководством доктора географических наук П . А. Гордиенко. В систематизации матери­ алов и их обработке участвовали младшие научные сотрудники

И. Н . Астахова, Д . Р. Соболева, инженер В. И. Решеткин, техники

В. К. Кривошеин, М . П . Кулагина и Р. М . Сухинина. В подборе зарубежных публикаций оказывали помощь старший научный со­ трудник А. О. Шпайхер и младший научный сотрудник Т. А. Али­ мова.

Арктический и антарктический научно-исследовательский институт


ВВЕДЕНИЕ

За последние 15—20 лет резко возрос интерес к изучению ле­ довых и гидрометеорологических условий зарубежной Арктики и Арктического бассейна. Так, в СШ А в настоящее время полярная тематика стоит в планах исследований более 30 университетов и колледжей, более пяти институтов и других научных организаций. Финансируют эти исследования около 20 подразделений восьми министерств. В Канаде полярная тематика имеется в планах свыше 10 университетов, более 10 институтов и комитетов. Поскольку транспорт — ключ к освоению Севера, а морской транспорт — самый дешевый, большое внимание уделяется изучению основного препятствия на пути движения судов — льду. С этой целью соз­ даны две основные программы: одна для улучшения ледового прогнозирования, другая для выбора наиболее оптимальных путей движения судов, т. е. для изучения ледовых условий на трассах плавания судов в конкретных районах.

Перевозки грузов для радиолокационных станций, аэропортов и поселков в водах зарубежной Арктики общим тоннажем около 100 тыс. т осуществляются в основном флотом Военно-транспорт­ ного управления ВМ С СШ А , Береговой охраны Канады и зафрах­ тованными судами. Некоторые из них успевают совершать до трех рейсов в одну навигацию. В порты Туле, Фробишер-Бей и др. завоз производится преимущественно судами ВМ С С Ш А и состав­ ляет примерно 700 тыс. т в год. Кроме того, по р. Маккензи до­ ставляется 100—300 тыс. т, по морскому участку в пункт Прюдхо-

Бей

баржами и судами — до

100—200 тыс. т, к

восточным

бере­

гам

Гренландии — около 200

тыс. т. В общей

сложности

весь

грузооборот, по-видимому, превышает 1 млн. т. В последние годы отмечается его увеличение, что связано с разработкой и освое­ нием сырьевых запасов. Так, недавно реальная перспектива его роста возникла в связи с развитием нефтепромыслов и расшире­ нием геолого-поисковых работ.

В настоящей работе сделана попытка исследовать вопросы ле­ довых плаваний судов в водах зарубежной Арктики, ранее в ли­ тературе освещавшиеся недостаточно. В частности, рассмотрены основные трассы ледовых плаваний судов, произведено райониро­ вание замерзающих вод зарубежной Арктики с учетом природных

5


(в том числе и ледовых) и навигационных особенностей. Выде­ лены Западный, Центральный, Восточный и Восточно-Гренланд­ ский районы, с характерными ледовыми, гидрографическими, метеорологическими и океанографическими особенностями. Глав­ ное внимание уделено изучению ледовых условий как на аквато­ риях основных районов, так и на участках отдельных трасс. Для каждого района показана специфика распределения льда от на­ чала его образования и нарастания до взлома и полного разруше­ ния. Выделено пять массивов: Аляскинский, Канадский северный, Баффинский, Гренландский северный и Гренландский восточный.

Значительное внимание уделено срокам начала и окончания работы ледоколов и проводки ими одиночных ледово-транспорт­ ных судов, а также безледокольного плавания судов на различных участках трасс. С учетом средних скоростей движения судов рас­ смотрены затраты времени на морские операции при различных ледовых условиях. Установлена продолжительность арктической навигации при разных типах состояния льдов.

В соответствии с советской терминологией [13, 27] под аркти­ ческой навигацией понимается весь комплекс мероприятий, свя­ занный с ледовыми плаваниями транспортных судов и перевоз­ ками ими грузов, обеспечением этих плаваний ледоколами, нави­ гационной обстановкой и научно-оперативным обслуживанием.

Из сопоставления трасс по трудности ледового плавания выяв­ лены оптимальные маршруты. Проанализированы перспективы развития ледовых плаваний с учетом экспериментальных походов супертанкера «Манхеттен» в 1969 и 1970 гг. Рассмотрена также возможность использования атомных подводных лодок для транс­ портировки грузов по Северо-Западному морскому пути, хотя она пока еще довольно проблематична.

Северо-Западный морской путь с каждым годом все больше приобретает черты транспортной магистрали. Усиленно развива­ ется навигационное и научно-оперативное обслуживание судов, открываются новые пути движения и новые способы их осущест­ вления, интенсивно ведутся научно-исследовательские и поиско­ вые работы. В книге приводится также перечень мер, принимаемых правительством Канады по охране полярных водоемов от возмож­ ного загрязнения и повышению безопасности ледового плавания судов и ледоколов.

Основными материалами для анализа ледовых условий плава­

ния судов послужили «Отчеты по

ледовым наблюдениям»

[120],

выпускаемые Океанографическим

управлением ВМ С

СШ А

с 1955 г. и в дальнейшем названные ледовыми отчетами; отчеты по ледовым условиям и ледовые карты, помещаемые в журнале «Морские наблюдения» [109] за 1959— 1971 гг.; карты ледовых условий в Западном районе, полученные по фототелеграфной ап­

паратуре за

1964— 1970 гг.,

и в Восточном и Восточно-Гренланд­

ском районах за

1968— 1971

гг.; «Канадский ледовый ежегодник»

за 1968 г. [91],

а также ряд работ советских и зарубежных авторов

[1, 2, 31,

58,

59,

71,

83,

85, 86,

90,

98,

119,

135].

6


Для выявления океанографических особенностей районов по­ служили отчеты об экспедициях на ледоколах СШ А [113, 114, 115, 116, 133], в которых приведены данные наблюдений, и материалы других экспедиций [24, 63, 73, 79, 81, 88, 99, 111, 112, 117]. Сведе­ ния по метеорологическим условиям взяты в основном из работы «Метеорологический режим зарубежной Арктики» [25].

Исходные данные по ледовым условиям из-за малого их коли­ чества обобщались в ледовых отчетах [120] с неизбежными по­ грешностями и огрублениями. Особенно это относится к распре­ делению характеристик льда во времени и по районам. Однако автор считает, что в целом подобные неточности не могут сущест­ венно повлиять на полученные выводы.

Более широко, чем ранее, освещены в настоящей работе ледя­ ные массивы в водах зарубежной Арктики, так как сведения о большинстве из них получены впервые. Данные об их формиро­ вании, местоположении и динамике необходимы для оценки воз­ можностей судоходства. Надо полагать, что будущие исследова­ тели ледяных массивов в морях зарубежной Арктики дополнят и разовьют первые представления об этих устойчивых скоплениях льда. Каждый из выделенных ледяных массивов характеризуется своими особенностями формирования, дальнейшего развития и су­ ществования. По мнению П . А. Гордиенко, можно было выделить еще локальный ледяной массив Гудзонова залива. Но, поскольку он не представляет серьезного препятствия для судоходства, его детальное исследование отнесено на будущее.

в

В книге принята метрическая система мер, температура дается

градусах Цельсия, расстояния — в морских милях, скорость —

в

узлах. Для сокращения все проливы (Долфин-энд-Юнион, Диз,

Симпсон, Рэ, Джемса Росса, Белло, Фьюри-энд-Хекла, Фокс-Бе- син, Фокс-Чаннел и Гудзонов) и заливы (Амундсена, Коронейшен, Королевы Мод, Бутия), отделяющие материк от Канадского Арк­ тического архипелага, названы южными проливами; проливы, че­ рез которые Северный Ледовитый океан соединяется с проливом Парри, названы северо-западными; проливы Робсон, Кеннеди, Кейн-Бесин, Смит, отделяющие о. Элсмир от Гренландии, названы северными. Все наименования приняты по транскрипции карт «Морского атласа». Границы морей указаны по данным книги «Границы океанов и морей» [14]. Западной границей восточной части Чукотского моря принят 170° з. д.