Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
ГV - - *'Ѵ-Г т-. <' • ’V'f" Ч.\:-
’s-:"'' ■ - ; |
. ѵ-Л - V-, *■>V >> >;.■ ' |
s t * |
. V:- -'V |
. л •% |
|
|||
|
^ '-Ч " |
» |
‘ |
Л ,'. '.rV |
Ц f |
' r;v.r '. |
||
В.Й. Смирное |
|
- |
|
' - |
.a.ifV |
|
«&; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ЛЕДОВЫЕ |
УСЛОВИЯ |
^ |
|
|
|
* |
|
г |
ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ВОДАХ |
|
|
|
КАНАДСКО-АЛЯСКИНСКОЙ АРКТИКИ
\
»V ■
t
(
ГЛАВН О Е УП РА ВЛ ЕН И Е ГИ ДРО М ЕТЕО РО Л О ГИ ЧЕСК О Й СЛУЖ БЫ ПРИ СОВЕТЕ М ИНИСТРОВ С СС Р
ОРДЕНА ЛЕНИНА АРКТИЧЕСКИЙ И АНТАРКТИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИ И ИНСТИТУТ
В. И . СМ И РН О В
ЛЕДОВЫЕ УСЛОВИЯ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ВОДАХ КАНАДСКО-АЛЯСКИНСКОЙ АРКТИКИ
По д р е д а к ц и е й д-ра геогр. наук
П. А. ГОРДИЕН КО
У
Г И Д Р О М Е Т Е О И З Д А Т '
Л ЕН И Н ГРА Д • 1974
УДК 551.467.312: 656.612(268.7/9)
|
Гос. публичная |
Л ? |
научно-текш: :еская |
библиоте .а ( С Р |
|
|
чит |
В книге рассмотрены ледовые условия плавания по арктическим трассам, освещены гидрографические и океа нографические особенности, приведены сроки образова ния льда, скорость его нарастания, сроки формирова ния и взлома припая, изменения деловитости в отдель ных районах и факторы, обусловливающие эти явления.
Дана характеристика ледяных массивов, изменчи вость их местоположения и площадей во времени, а также сроки начала и окончания плавания судов, за траты времени на морские операции при различных ле довых условиях.
_ АрктическийП Л І П ' І б Ь В П П пи лАнтарктическийп институт
© (ДАНИИ), 1974 г.
ПР Е Д И С Л О В И Е
Вданной монографии обобщаются сведения о ледовых усло виях и их изменчивости в водах зарубежной Арктики примени
тельно к нуждам ледового судоходства.
В работе использованы данные наблюдений с самолетов ледо вой авиаразведки, полярных станций и экспедиций. Она рассчи тана на широкий круг читателей, желающих ознакомиться с ле довыми, гидрографическими и гидрометеорологическими условиями
плавания судов в указанном районе. Книга может быть использо вана при планировании и осуществлении ледовых плаваний ^судов,
составлении лоцийных очерков и пособий для судоводителей, про ектировании и строительстве ледоколов и транспортных судов с ледовыми подкреплениями, а также при научной разработке ряда вопросов. Кроме того, она может служить учебным пособием для студентов высших и средних учебных заведений гидрометеоро
логического и морского профиля.
Данная работа является продолжением книги В. И. Смирнова «Ледовые плавания и их научно-оперативное обслуживание за ру бежом» [47], в которой обобщен опыт ледовых плаваний в зару бежных водах, приведены данные о ледоколах и ледово-транс портных судах, некоторых вопросах тактики их плавания во льдах, зарубежных системах научно-оперативного обеспечения ледовых плаваний, организации и методических принципах прогнозирова ния состояния льда, принятых за рубежом для замерзающих акваторий Мирового океана. Возможно, что в разделах обеих ра бот, освещающих особенности ледовых условий в водах зарубеж ной Арктики, могут встретиться некоторые расхождения. Более точные сведения приведены в настоящей работе, так как в боль шинстве случаев они получены по результатам наблюдении. В упомянутой же книге такая информация, в основном, выбира лась из имеющихся публикаций, и автор стремился дать лишь общее представление об особенностях ледовых условий при пла вании судов. Настоящая работа посвящена, главным образом, природным условиям, явлениям и процессам, влияющим на эф фективность ледовых плаваний судов.
3
1*
В первой главе проводится районирование вод зарубежной Арктики, рассматриваются трассы плавания судов, их гидрографи ческие особенности, сроки образования льда, скорость его нараста
ния, сроки формирования и взлома припая, данные об изменениях ледовитости.
Во второй главе содержатся характеристики пяти основных ле дяных массивов морей зарубежной Арктики: их местоположение, причины формирования, изменчивость местоположения и площа дей на различных этапах навигационного периода.
Втретьей главе анализируются сроки начала и окончания ле довых плаваний, затраты времени на морские операции при раз
личных ледовых условиях и сопоставляются трассы по трудности плавания.
Вчетвертой главе рассматриваются перспективы развития ле довых плаваний (супертанкеров с ледовыми подкреплениями, атомных подводных танкеров, смешанных плаваний) и задачи ис следования с точки зрения безопасности и дальнейшего развития ледовых плаваний.
Впятой главе, написанной Д . Р. Соболевой под руководст
вом В. И. |
Смирнова, дается описание |
ледовых условий зимних |
■ плаваний |
судов в заливе и на р. Св. |
Лаврентия. Отличие этих |
водных объектов от других участков трассы в водах зарубежной Арктики состоит в том, что судоходство по ним осуществляется как в летнее, так и в зимнее время. Характерно, что в оживленном зимнем судоходстве в заливе и на р. Св. Лаврентия все большее участие принимают советские транспортные суда, а научно-опера тивное обеспечение этих плаваний осуществляют те организации Канады, которые в летнее время обслуживают судоходство в во дах зарубежной Арктики.
Материалы наблюдений обрабатывались в соответствии с ме тодиками, принятыми в Арктическом и антарктическом научно-ис следовательском институте, в частности в отделе изучения ледо вого плавания судов.
Данная работа выполнена под научным руководством доктора географических наук П . А. Гордиенко. В систематизации матери алов и их обработке участвовали младшие научные сотрудники
И. Н . Астахова, Д . Р. Соболева, инженер В. И. Решеткин, техники
В. К. Кривошеин, М . П . Кулагина и Р. М . Сухинина. В подборе зарубежных публикаций оказывали помощь старший научный со трудник А. О. Шпайхер и младший научный сотрудник Т. А. Али мова.
Арктический и антарктический научно-исследовательский институт
ВВЕДЕНИЕ
За последние 15—20 лет резко возрос интерес к изучению ле довых и гидрометеорологических условий зарубежной Арктики и Арктического бассейна. Так, в СШ А в настоящее время полярная тематика стоит в планах исследований более 30 университетов и колледжей, более пяти институтов и других научных организаций. Финансируют эти исследования около 20 подразделений восьми министерств. В Канаде полярная тематика имеется в планах свыше 10 университетов, более 10 институтов и комитетов. Поскольку транспорт — ключ к освоению Севера, а морской транспорт — самый дешевый, большое внимание уделяется изучению основного препятствия на пути движения судов — льду. С этой целью соз даны две основные программы: одна для улучшения ледового прогнозирования, другая для выбора наиболее оптимальных путей движения судов, т. е. для изучения ледовых условий на трассах плавания судов в конкретных районах.
Перевозки грузов для радиолокационных станций, аэропортов и поселков в водах зарубежной Арктики общим тоннажем около 100 тыс. т осуществляются в основном флотом Военно-транспорт ного управления ВМ С СШ А , Береговой охраны Канады и зафрах тованными судами. Некоторые из них успевают совершать до трех рейсов в одну навигацию. В порты Туле, Фробишер-Бей и др. завоз производится преимущественно судами ВМ С С Ш А и состав ляет примерно 700 тыс. т в год. Кроме того, по р. Маккензи до ставляется 100—300 тыс. т, по морскому участку в пункт Прюдхо-
Бей |
баржами и судами — до |
100—200 тыс. т, к |
восточным |
бере |
гам |
Гренландии — около 200 |
тыс. т. В общей |
сложности |
весь |
грузооборот, по-видимому, превышает 1 млн. т. В последние годы отмечается его увеличение, что связано с разработкой и освое нием сырьевых запасов. Так, недавно реальная перспектива его роста возникла в связи с развитием нефтепромыслов и расшире нием геолого-поисковых работ.
В настоящей работе сделана попытка исследовать вопросы ле довых плаваний судов в водах зарубежной Арктики, ранее в ли тературе освещавшиеся недостаточно. В частности, рассмотрены основные трассы ледовых плаваний судов, произведено райониро вание замерзающих вод зарубежной Арктики с учетом природных
5
(в том числе и ледовых) и навигационных особенностей. Выде лены Западный, Центральный, Восточный и Восточно-Гренланд ский районы, с характерными ледовыми, гидрографическими, метеорологическими и океанографическими особенностями. Глав ное внимание уделено изучению ледовых условий как на аквато риях основных районов, так и на участках отдельных трасс. Для каждого района показана специфика распределения льда от на чала его образования и нарастания до взлома и полного разруше ния. Выделено пять массивов: Аляскинский, Канадский северный, Баффинский, Гренландский северный и Гренландский восточный.
Значительное внимание уделено срокам начала и окончания работы ледоколов и проводки ими одиночных ледово-транспорт ных судов, а также безледокольного плавания судов на различных участках трасс. С учетом средних скоростей движения судов рас смотрены затраты времени на морские операции при различных ледовых условиях. Установлена продолжительность арктической навигации при разных типах состояния льдов.
В соответствии с советской терминологией [13, 27] под аркти ческой навигацией понимается весь комплекс мероприятий, свя занный с ледовыми плаваниями транспортных судов и перевоз ками ими грузов, обеспечением этих плаваний ледоколами, нави гационной обстановкой и научно-оперативным обслуживанием.
Из сопоставления трасс по трудности ледового плавания выяв лены оптимальные маршруты. Проанализированы перспективы развития ледовых плаваний с учетом экспериментальных походов супертанкера «Манхеттен» в 1969 и 1970 гг. Рассмотрена также возможность использования атомных подводных лодок для транс портировки грузов по Северо-Западному морскому пути, хотя она пока еще довольно проблематична.
Северо-Западный морской путь с каждым годом все больше приобретает черты транспортной магистрали. Усиленно развива ется навигационное и научно-оперативное обслуживание судов, открываются новые пути движения и новые способы их осущест вления, интенсивно ведутся научно-исследовательские и поиско вые работы. В книге приводится также перечень мер, принимаемых правительством Канады по охране полярных водоемов от возмож ного загрязнения и повышению безопасности ледового плавания судов и ледоколов.
Основными материалами для анализа ледовых условий плава
ния судов послужили «Отчеты по |
ледовым наблюдениям» |
[120], |
выпускаемые Океанографическим |
управлением ВМ С |
СШ А |
с 1955 г. и в дальнейшем названные ледовыми отчетами; отчеты по ледовым условиям и ледовые карты, помещаемые в журнале «Морские наблюдения» [109] за 1959— 1971 гг.; карты ледовых условий в Западном районе, полученные по фототелеграфной ап
паратуре за |
1964— 1970 гг., |
и в Восточном и Восточно-Гренланд |
|||||||
ском районах за |
1968— 1971 |
гг.; «Канадский ледовый ежегодник» |
|||||||
за 1968 г. [91], |
а также ряд работ советских и зарубежных авторов |
||||||||
[1, 2, 31, |
58, |
59, |
71, |
83, |
85, 86, |
90, |
98, |
119, |
135]. |
6
Для выявления океанографических особенностей районов по служили отчеты об экспедициях на ледоколах СШ А [113, 114, 115, 116, 133], в которых приведены данные наблюдений, и материалы других экспедиций [24, 63, 73, 79, 81, 88, 99, 111, 112, 117]. Сведе ния по метеорологическим условиям взяты в основном из работы «Метеорологический режим зарубежной Арктики» [25].
Исходные данные по ледовым условиям из-за малого их коли чества обобщались в ледовых отчетах [120] с неизбежными по грешностями и огрублениями. Особенно это относится к распре делению характеристик льда во времени и по районам. Однако автор считает, что в целом подобные неточности не могут сущест венно повлиять на полученные выводы.
Более широко, чем ранее, освещены в настоящей работе ледя ные массивы в водах зарубежной Арктики, так как сведения о большинстве из них получены впервые. Данные об их формиро вании, местоположении и динамике необходимы для оценки воз можностей судоходства. Надо полагать, что будущие исследова тели ледяных массивов в морях зарубежной Арктики дополнят и разовьют первые представления об этих устойчивых скоплениях льда. Каждый из выделенных ледяных массивов характеризуется своими особенностями формирования, дальнейшего развития и су ществования. По мнению П . А. Гордиенко, можно было выделить еще локальный ледяной массив Гудзонова залива. Но, поскольку он не представляет серьезного препятствия для судоходства, его детальное исследование отнесено на будущее.
в |
В книге принята метрическая система мер, температура дается |
градусах Цельсия, расстояния — в морских милях, скорость — |
|
в |
узлах. Для сокращения все проливы (Долфин-энд-Юнион, Диз, |
Симпсон, Рэ, Джемса Росса, Белло, Фьюри-энд-Хекла, Фокс-Бе- син, Фокс-Чаннел и Гудзонов) и заливы (Амундсена, Коронейшен, Королевы Мод, Бутия), отделяющие материк от Канадского Арк тического архипелага, названы южными проливами; проливы, че рез которые Северный Ледовитый океан соединяется с проливом Парри, названы северо-западными; проливы Робсон, Кеннеди, Кейн-Бесин, Смит, отделяющие о. Элсмир от Гренландии, названы северными. Все наименования приняты по транскрипции карт «Морского атласа». Границы морей указаны по данным книги «Границы океанов и морей» [14]. Западной границей восточной части Чукотского моря принят 170° з. д.