Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
Выводы
1. Исходя из общности физико-географических, гидрографиче ских, гидрометеорологических, ледовых и навигационных особен ностей моря зарубежной Арктики объединены в четыре крупных района: Западный (восточная часть Чукотского моря, к востоку от 170° з. д., и море Бофорта), Центральный (проливы и заливы Канадского Арктического архипелага), Восточный (моря Лин кольна, Баффина, Лабрадор и пролив Дэвиса) и Восточно-Грен ландский (Гренландское море, Датский пролив и северо-западная часть Атлантического океана, ограниченная линией о. Исландия — мыс Фарвель).
2.Весь Северо-Западный морской путь, все более приобретаю щий черты упорядоченной транспортной магистрали, можно разде лить на 31 участок, каждый из которых имеет присущие только ему природные особенности. В Центральном районе выделены тлубоководная северная и более мелководная южная трассы.
3.При осуществлении ледовых плаваний наиболее благопри ятными по глубинам являются участки, проходящие по Восточ
ному и Восточно-Гренландскому районам, а также северная трасса в Центральном районе. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются участки южной трассы. В Западном районе прибрежное плавание следует осуществлять вдоль изобаты, пре вышающей осадку судна минимум на 2—5 м.
4. В Центральном и Восточно-Гренландском районах поверх ностные течения имеют стоковый характер и направлены из Се верного Ледовитого океана в данный район или через него. В за падной части Западного района поверхностные течения проходят вдоль берега на северо-восток, а в восточной части — вдоль берега на запад. Линия встречи этих течений направлена на северо-за пад от мыса Барроу. В Восточном районе, кроме стоковых холод ных Канадского и Лабрадорского течений, имеется еще теплое Западно-Гренландское течение. Приливо-отливные течения и коле
бания уровня носят полусуточный характер. |
период |
||||
Температура воды |
на |
поверхности |
в навигационный |
||
в среднем понижается |
с |
юга |
на север, |
что в основном |
связано |
•с распределением температур |
воздуха. |
Исключение представляет |
лишь Восточный район, где наблюдается отепляющее действие Западно-Гренландского течения.
5. Фронт устойчивого ледообразования во всех районах рас пространяется с севера на юг, из зон остаточных льдов, в сред нем с конца сентября до начала октября. Сроки установления припая приходятся на октябрь и ноябрь. Наибольшая максималь ная толщина однолетнего льда, достигающая 240—250 см, наблю дается в северных частях районов. Взлом припая и очищение от льда чаще всего начинаются со стороны стационарных полыней
ипроисходят в июле.
6.В навигационный период наиболее благоприятные ледовые условия формируются в Восточном и Восточно-Гренландском рай-
170
онах, наиболее неблагоприятные — в Центральном. Для этих райо нов характерна сравнительно небольшая межгодовая изменчи вость состояния льда. В Западном районе, где межгодовые изме нения состояния льда наиболее значительны, более благоприятное распределение льдов обусловливается воздушными потоками во сточной четверти, а неблагоприятное — выходами циклонов с за пада. В Центральном районе преобладание неблагоприятных ле довых условий определяется усилением поверхностных течений из Северного Ледовитого океана в море Баффина и пролив Дэвиса. В Восточном и Восточно-Гренландском районах благоприятные ледовые условия связаны с действием теплого Западно-Гренланд ского течения, а неблагоприятные — с усилением Восточно-Грен ландского ледяного потока. Нельзя не учитывать и тепловые фак торы, особенно в Восточном районе, где наблюдаются однолетние льды, которые в августе—сентябре обычно вытаивают.
7. В каждом из районов располагается местный ледяной мас сив: в Западном-— Аляскинский, в Центральном — Канадский се верный, в Восточном — Баффинский и Гренландский северный,, в Восточно-Гренландском — Гренландский восточный. Ледяные мас сивы являются отрогами ледяного массива Арктического бассейна, за исключением Баффинского, локального.
8. Исходя из навигационных целей и учитывая особенности смещения ледяных массивов, можно выделить основные типы их местоположения в навигационный период: северные — благоприят ные и южные — неблагоприятные. Во время навигации неблаго приятные положения преобладают у Канадского северного и Грен ландского северного массивов, благоприятные — у Баффинского-
иГренландского восточного. Раннее изменение в навигационный период положения массивов на более благоприятное и длительное сохранение массивов в таком положении оценивается как благо приятная их динамика; позднее изменение и непродолжительное нахождение массивов в благоприятном положении — как неблаго приятная динамика.
9.При неблагоприятной динамике массивов, как правило, их площади больше среднемноголетних, а продолжительность ледо вых плаваний судов — меньше; при благоприятной динамике — площади массивов меньше, а продолжительность ледовых плава ний—больше. Динамика обоих массивов Восточного района прак тически имеет один знак. Близка этим массивам по знаку и дина мика Гренландского восточного массива. Динамика Аляскинского
иБаффинского массивов имеет в большинстве лет противополож ные знаки.
10. Средние сро,ки |
начала ледовых плаваний мощных ледоко |
||||
лов и проводки ими |
одиночных судов класса |
УЛ А приходятся |
|||
в Западном районе на |
первую половину июля; в Центральном — |
||||
по северной трассе Северо-Западного морского |
пути — на |
вторую- |
|||
половину июля, по южной трассе — на первую |
половину |
июля; |
|||
в Восточном районе — на вторую половину |
июня. Для |
безледо- |
|||
кольного плавания судов класса У Л А и УЛ |
в среднем |
эти сроки1 |
т
сдвигаются на одну |
(ИЛА) |
и две |
(УЛ) декады в Западном районе |
и на 2,0—2,5 (УЛА) |
и 3—4 |
(УЛ) |
декады в Центральном и Во |
сточном районах. Сроки окончания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А прихо дятся в Западном районе на вторую половину ноября; в Цент ральном, на северной трассе — на первую половину октября, на юж ной трассе — на вторую половину октября, а в Восточном районе — на конец октября — начало ноября. Соответственно сроки оконча ния безледоколы-іых плаваний судов класса УЛ А и УЛ сдвига ются в сторону более ранних на 1,5—2,0 (УЛА) и 2,5—3,0 (УЛ) декады.
11.Продолжительность ледовых плаваний мощных ледоколов
ипроводки ими одиночных судов класса УЛ А и безледокольного плавания судов классов У Л А и УЛ в среднем соответственно со ставляет: в Западном районе 10—-12, 8— 10 и 6—8 декад; в Цент
ральном, по северной трассе, 7—9, 3 и 1 декаду, по южной — 9— 10, 6—8 и 4—6 декад; в Восточном районе— 14, 11 и 8 декад. Наименьшая амплитуда межгодовой изменчивости продолжитель ности плаваний мощных ледоколов (2—3 декады) наблюдается на участках Резольют-Бей — Кембридж-Бей и Гуз-Бей — пролив Фьюри-энд-Хекла, а продолжительности безледокольных плаваний
(3 декады)— в восточной части |
южной трассы Северо-Западного |
||
морского пути. |
и окончанияКт |
ледовых плаваний |
|
12. Исходя из сроков начала |
|||
мощных ледоколов и судов класса У Л А |
и |
УЛ , продолжитель |
|
ности плавания, коэффициента трудности |
и метеорологических |
причин можно считать, что наиболее неблагоприятными в навига ционном отношении является северная трасса (без участка про лив Ланкастер — Резольют-Бей) и ее северные ответвления. Наи более благоприятным можно считать плавание южной трассой до пункта Кембридж-Бей, а далее до пункта Гуз-Бей через РезольютБей и пролив Ланкастер, используя свободные от льда проливы Пил или Принс-Риджент-Инлет. При осадке судов, превышаю щей глубины в этих проливах, плавание необходимо осуществлять северной трассой через пролив Принца Уэльского, пересекая зону сплоченных льдов в проливе Викаунт-Мелвилл из района мыс Провиденс (о. Мелвилл). Однако перед каждым плаванием по наиболее неблагоприятным в ледовом отношении участкам должна осуществляться ледовая авиаразведка.
13. Развитие ледовых плаваний в водах зарубежной Арктики обусловливается ростом грузооборота по Северо-Западному мор скому пути. Кроме увеличения ледовых скоростей движения судов и удлинения навигационного периода (за счет более раннего на чала и более позднего окончания) применяются качественно новые способы. К ним можно отнести пока еще экспериментальные пла вания супертанкера «Манхеттен» и предполагаемые подледные пла вания атомных подводных танкеров, проекты которых уже разра батываются. Получают широкое развитие смешанные плавания )Море—река—море, море—воздух—море, море—суша—море.
172
ЛИТЕРАТУРА
1. |
А г р а н а т |
|
Г. А. Зарубежный Север: опыт освоения. М., |
«Наука», 1970, 414с. |
|||||||||||
2. |
Б а с к а к о в |
Г. |
А. |
Морская |
граница |
Арктики.— «Труды ААНИИ», |
1971, |
||||||||
|
т. 304, с. 36—58. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
3. Б о р и с е и к о в |
Е. |
П., Т р е ш н и к о в |
А. Ф. Полярный эксперимент.— |
||||||||||||
|
«Проблемы Арктики и Антарктики», |
1971, вып. 38, с. 8— 13. |
|
|
|
||||||||||
4. |
Б у й н и ц к и й В. |
X., Д м и т р а ш Ж . |
А. О |
новом |
методе |
определения |
|||||||||
|
толщины |
антарктических |
айсбергов.— «Вести. ЛГУ», |
1971, № |
18, |
с. |
127— |
||||||||
|
132. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
В л а д и м и р о в |
О. А. Ледовитость Девисова |
пролива.— «Труды |
ГОИН», |
|||||||||||
|
1964, вып. 71, с. 100— 119. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
6. |
В о л к о в |
Н. А., |
Г у д к о вич |
3. М. Основные |
результаты изучения дрейфа |
||||||||||
|
льдов |
в |
Арктическом |
бассейне.— «Труды |
2-го |
Междунар. |
океаногр. |
||||||||
|
конгр.», 1966, с. 98—99. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
7. |
В о л к о в |
Н. А., |
Г у д к о в ич |
3. М. Основные итоги изучения дрейфа |
льдов |
||||||||||
|
в Арктическом |
бассейне.— «Проблемы |
Арктики |
и |
Антарктики», |
1967, |
|||||||||
|
вып. 27, с 55—64. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
В о л к о в Н. А. [и др.] Основные итоги и задачи разработки методики долго |
||||||||||
|
срочных ледовых прогнозов для арктических морей.— «Проблемы Арктики |
||||||||||
|
и Антарктики», |
1970, вып. 36—37, с. 86— 106. |
|
|
|
||||||
9. |
Геофизические |
исследования |
с подводных |
лодок.— «Морской флот», |
1970, |
||||||
|
№ 3, с. 24—25. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
10. |
Г о р д и е н к о |
П. А. О ледовых |
массивах |
арктических морей.— «Проблемы |
|||||||
|
Арктики», 1945, № 1, с. 94—97. |
|
|
|
|
|
|||||
11. Г о р д и е н к о |
П. А., |
К а р е л и н |
Д . Б. Проблемы перемещения |
и распреде |
|||||||
|
ления льдов |
в |
Арктическом бассейне.— «Проблемы |
Арктики», |
1945, |
№ 3, |
|||||
|
с. 5—35. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12. |
Г о р д и е н к о |
П. |
А., |
К и р и л л о в А. А. |
Состояние |
практического |
приме |
||||
|
нения долгосрочных ледовых прогнозов на Северном морском пути и за |
||||||||||
|
дачи в |
связи |
с вводом |
новой |
техники.— «Труды |
Океаногр. |
комис. АН |
||||
|
СССР», |
1961, т. XI, |
с. 21—28. |
|
|
|
|
|
|||
13. |
Г о р д и е н к о П . А., |
С е р г е е в |
Г. Н., Б уз у е в А. Я. Изучение ледяного |
||||||||
|
покрова моря |
как |
среды |
судоходства.— «Проблемы Арктики |
и Антарк |
||||||
|
тики», |
1967, вып. 27, с. 93— 104. |
|
|
|
|
|
||||
14. |
Границы |
океанов |
и морей. М., изд. Управл. нач-ка Гидрогр. службы |
ВМФ |
ССС Р , 1960. 51 с.
15.Д е д ю р и н А. И. Рекомендации для плавания по заливу и реке Св. Лав
|
рентия. М., изд. ММФ |
С СС Р , |
1966. 20 с. |
|||
16. |
Д о р о н и н |
Ю. |
П. |
К |
расчету |
весеннего ледотаяния.— «Труды ААНИИ », |
|
1959, т. 226, с. 151— 161. |
|
||||
17. К а ш т е л я н |
В. И., |
П о з н я к |
И. И., Р ы в л и н А. Я. Сопротивление льда |
|||
|
движению судна. Л ., «Судостроение», 1968. 238 с. |
|||||
18. |
К а ш т е л я н |
В. |
И. |
[и |
др..] Ледоколы. Л ., «Судостроение», 1972. 286 с. |
|
19. |
К и р и л л о в |
А. А., |
С п и ч к и н |
В. А. Приближенный способ расчета сроков |
||
|
начала движения |
ледоколов набегами в сплошном ледяном покрове.— |
||||
|
«Труды ААНИИ», |
1967, т. 257, с. 75—77. |
173
20. |
К и р и л л о в А. А., X р о м ц о в а М. С. О многолетней изменчивости |
ледо |
||||
|
витое™ Гренландского моря и методике ее прогноза.— «Труды ААНИИ», |
|||||
|
1971, т. 303, с. 46—54. |
|
|
|
||
21. |
Л а п п о С. Д . Природные ледовые районы окраинных арктических морей.— |
|||||
|
«Вопросы географии», 1970, вып. 84, с. 233—242. |
|
|
|||
22. |
Л е б е д е в |
А. А. Изменчивость ледовых условий |
в северо-западной Атлан |
|||
|
тике.— «Труды ГОИН», 1965, вып. 87, с. 32—50. |
|
|
|
||
23. Л е б е д е в |
А. |
А. Вероятность встречи льда в |
Баренцевом, Гренландском |
|||
|
морях и Северной Атлантике.— «Труды ПИНРО», 1968, вып. 23, с. 154— |
|||||
|
157. |
|
|
|
|
|
24. |
М а к с и м о в |
И. В. К определению порядковой |
величины |
годового |
стока |
|
|
вод Тихого |
океана через Берингов пролив.— «Проблемы |
Арктики», |
1945, |
№ 2, с. 51—58.
25.Метеорологический режим зарубежной Арктики. Л., Гидрометеоиздат, 1971, 227 с
26.М у с т а ф и н Н. В. Океанологические исследования в Арктике.— «Проблемы Арктики и Антрактики», 1970, вып. 36—37, с. 19—38.
27. |
Н а д т о ч и й Г. |
Л. География |
морских |
путей. М., «Транспорт», |
1972. 320 с. |
|||||||
28. |
П а н о в |
В. |
В., |
Ш м и д т М. В. Градация гидрометеорологических комплек |
||||||||
|
сов обледенения с учетом степени их опасности для судна.— «Проблемы |
|||||||||||
|
Арктики и Антарктики», 1971, вып. 38, с. 120— 124. |
|
|
|
|
|||||||
29. |
П а у нд ер Э. Физика льда. М., «Мир», |
1967. 89 с. |
|
|
|
|
||||||
30. |
П е с ч а н с к и й |
И. С . Ледоведение |
и |
ледотехника. |
Л ., |
Гидрометеоиздат, |
||||||
|
1967, 461 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
31. |
П е т р о в |
Л. С. Граница Арктики и |
принципы ее |
определения.— «Труды |
||||||||
|
ААНИИ», 1971, т. 304, с. 18—35. |
|
|
|
|
|
|
|||||
32. |
П о л м е р |
Н. Атомные подводные лодки. М., Атомиздат, |
1965. |
171 с. |
||||||||
33. П р и к |
3. |
М. Климатическое |
районирование Арктики.— «Труды |
ААНИИ», |
||||||||
|
1971, т. 304, с. 72—84. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
34. |
Регистр С СС Р . Извещения № |
6 и 7. |
Л ., «Транспорт», |
1966, |
с. 3—5. |
|||||||
35. |
Р е ш е т к и н В. И. Инструкция для |
наблюдений над льдами |
с корабля. Л., |
|||||||||
36. |
«Морской транспорт», 1956. 56 с. |
|
|
восточной |
Антарктики |
|||||||
Р о м а н о в |
А. А. Особенности ледового режима вод |
|||||||||||
|
и их влияние на |
плавание экспедиционных судов.— «Автореф. канд. дис.». |
||||||||||
|
Л ., 1969. |
15 с. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37. |
С а в е л ь е в Б. |
А. |
Строение |
льдов |
и |
свойства ледяного |
покрова морских |
и пресных водоемов. М., Изд-во МГУ, 1963. 541 с.
38.С м и р н о в В. И. Прогнозирование проходимости ледоколов в сплошных льдах.— «Морской флот», 1960, № 8, с. 27—28.
39. |
С м и р н о в |
В. |
И. |
Прогнозирование |
скорости |
проходимости |
ледоколов |
||||||||||
|
в сплошных |
льдах.— «Проблемы Арктики и Антарктики», |
1960, |
вып. |
5, |
||||||||||||
|
с. 27—30. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40. |
С м и р и о в |
В. И. О возможности расчета предела прогноза ледяного по |
|||||||||||||||
|
крова |
при кратковременных |
нагрузках.— «Океанология», |
1967, |
T.t |
VII, |
|||||||||||
41. |
вып. 3, с. 428—436. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
С м и р н о в |
В. И. К вопросу о разработке методов краткосрочного про |
||||||||||||||||
|
гнозирования |
ледоколов |
в |
сплоченных |
льдах.— «Проблемы |
Арктики |
й |
||||||||||
42. |
Антарктики», 1968, вып. 29, с. 64—69. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
С м и р н о в |
В. И. Работа речного ледокола в прибрежных морских льдах.— |
||||||||||||||||
|
«Речной транспорт», |
1968, № 4, с. 47— 48. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
43. |
С м и р н о в |
В. И. Вокруг света под водой |
и льдами. Л ., |
изд. о-ва «Знание», |
|||||||||||||
44. |
1969. |
38 |
с. |
|
|
зимники.— «Колыма», |
1969, |
№ 1, |
с. 5—6. |
|
|
||||||
С м и р н о в |
В. И. Морские |
|
|
||||||||||||||
45. С м и р н о в |
В. И. О потенциальной сопротивляемости льда по наблюдениям |
||||||||||||||||
|
за ледяным покровом с борта самолета |
или судна.— «Проблемы |
Арктики |
||||||||||||||
46. |
и Антарктики», 1970, вып. 33, с. 115— 118. |
|
|
лодок СШ А |
и |
их науч |
|||||||||||
С м и р и о в |
В. И. Подледные плавания подводных |
||||||||||||||||
|
ное обслуживание.— «Морской сборник», |
1970, |
№ |
12, |
с. 86—91. |
|
|
|
|||||||||
47. |
С м и р и о в |
В. И. Ледовые плавания и их научно-оперативное обслужива |
|||||||||||||||
|
ние за рубежом. Л ., |
Гидрометеоиздат, |
1970. 223 с. |
|
|
|
|
|
|
|
174