Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы

1. Исходя из общности физико-географических, гидрографиче­ ских, гидрометеорологических, ледовых и навигационных особен­ ностей моря зарубежной Арктики объединены в четыре крупных района: Западный (восточная часть Чукотского моря, к востоку от 170° з. д., и море Бофорта), Центральный (проливы и заливы Канадского Арктического архипелага), Восточный (моря Лин­ кольна, Баффина, Лабрадор и пролив Дэвиса) и Восточно-Грен­ ландский (Гренландское море, Датский пролив и северо-западная часть Атлантического океана, ограниченная линией о. Исландия — мыс Фарвель).

2.Весь Северо-Западный морской путь, все более приобретаю­ щий черты упорядоченной транспортной магистрали, можно разде­ лить на 31 участок, каждый из которых имеет присущие только ему природные особенности. В Центральном районе выделены тлубоководная северная и более мелководная южная трассы.

3.При осуществлении ледовых плаваний наиболее благопри­ ятными по глубинам являются участки, проходящие по Восточ­

ному и Восточно-Гренландскому районам, а также северная трасса в Центральном районе. Наиболее неблагоприятными в этом отношении являются участки южной трассы. В Западном районе прибрежное плавание следует осуществлять вдоль изобаты, пре­ вышающей осадку судна минимум на 2—5 м.

4. В Центральном и Восточно-Гренландском районах поверх­ ностные течения имеют стоковый характер и направлены из Се­ верного Ледовитого океана в данный район или через него. В за­ падной части Западного района поверхностные течения проходят вдоль берега на северо-восток, а в восточной части — вдоль берега на запад. Линия встречи этих течений направлена на северо-за­ пад от мыса Барроу. В Восточном районе, кроме стоковых холод­ ных Канадского и Лабрадорского течений, имеется еще теплое Западно-Гренландское течение. Приливо-отливные течения и коле­

бания уровня носят полусуточный характер.

период

Температура воды

на

поверхности

в навигационный

в среднем понижается

с

юга

на север,

что в основном

связано

•с распределением температур

воздуха.

Исключение представляет

лишь Восточный район, где наблюдается отепляющее действие Западно-Гренландского течения.

5. Фронт устойчивого ледообразования во всех районах рас­ пространяется с севера на юг, из зон остаточных льдов, в сред­ нем с конца сентября до начала октября. Сроки установления припая приходятся на октябрь и ноябрь. Наибольшая максималь­ ная толщина однолетнего льда, достигающая 240—250 см, наблю­ дается в северных частях районов. Взлом припая и очищение от льда чаще всего начинаются со стороны стационарных полыней

ипроисходят в июле.

6.В навигационный период наиболее благоприятные ледовые условия формируются в Восточном и Восточно-Гренландском рай-

170


онах, наиболее неблагоприятные — в Центральном. Для этих райо­ нов характерна сравнительно небольшая межгодовая изменчи­ вость состояния льда. В Западном районе, где межгодовые изме­ нения состояния льда наиболее значительны, более благоприятное распределение льдов обусловливается воздушными потоками во­ сточной четверти, а неблагоприятное — выходами циклонов с за­ пада. В Центральном районе преобладание неблагоприятных ле­ довых условий определяется усилением поверхностных течений из Северного Ледовитого океана в море Баффина и пролив Дэвиса. В Восточном и Восточно-Гренландском районах благоприятные ледовые условия связаны с действием теплого Западно-Гренланд­ ского течения, а неблагоприятные — с усилением Восточно-Грен­ ландского ледяного потока. Нельзя не учитывать и тепловые фак­ торы, особенно в Восточном районе, где наблюдаются однолетние льды, которые в августе—сентябре обычно вытаивают.

7. В каждом из районов располагается местный ледяной мас­ сив: в Западном-— Аляскинский, в Центральном — Канадский се­ верный, в Восточном — Баффинский и Гренландский северный,, в Восточно-Гренландском — Гренландский восточный. Ледяные мас­ сивы являются отрогами ледяного массива Арктического бассейна, за исключением Баффинского, локального.

8. Исходя из навигационных целей и учитывая особенности смещения ледяных массивов, можно выделить основные типы их местоположения в навигационный период: северные — благоприят­ ные и южные — неблагоприятные. Во время навигации неблаго­ приятные положения преобладают у Канадского северного и Грен­ ландского северного массивов, благоприятные — у Баффинского-

иГренландского восточного. Раннее изменение в навигационный период положения массивов на более благоприятное и длительное сохранение массивов в таком положении оценивается как благо­ приятная их динамика; позднее изменение и непродолжительное нахождение массивов в благоприятном положении — как неблаго­ приятная динамика.

9.При неблагоприятной динамике массивов, как правило, их площади больше среднемноголетних, а продолжительность ледо­ вых плаваний судов — меньше; при благоприятной динамике — площади массивов меньше, а продолжительность ледовых плава­ ний—больше. Динамика обоих массивов Восточного района прак­ тически имеет один знак. Близка этим массивам по знаку и дина­ мика Гренландского восточного массива. Динамика Аляскинского

иБаффинского массивов имеет в большинстве лет противополож­ ные знаки.

10. Средние сро,ки

начала ледовых плаваний мощных ледоко­

лов и проводки ими

одиночных судов класса

УЛ А приходятся

в Западном районе на

первую половину июля; в Центральном —

по северной трассе Северо-Западного морского

пути — на

вторую-

половину июля, по южной трассе — на первую

половину

июля;

в Восточном районе — на вторую половину

июня. Для

безледо-

кольного плавания судов класса У Л А и УЛ

в среднем

эти сроки1

т


сдвигаются на одну

(ИЛА)

и две

(УЛ) декады в Западном районе

и на 2,0—2,5 (УЛА)

и 3—4

(УЛ)

декады в Центральном и Во­

сточном районах. Сроки окончания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими одиночных судов класса УЛ А прихо­ дятся в Западном районе на вторую половину ноября; в Цент­ ральном, на северной трассе — на первую половину октября, на юж­ ной трассе — на вторую половину октября, а в Восточном районе — на конец октября — начало ноября. Соответственно сроки оконча­ ния безледоколы-іых плаваний судов класса УЛ А и УЛ сдвига­ ются в сторону более ранних на 1,5—2,0 (УЛА) и 2,5—3,0 (УЛ) декады.

11.Продолжительность ледовых плаваний мощных ледоколов

ипроводки ими одиночных судов класса УЛ А и безледокольного плавания судов классов У Л А и УЛ в среднем соответственно со­ ставляет: в Западном районе 10—-12, 8— 10 и 6—8 декад; в Цент­

ральном, по северной трассе, 7—9, 3 и 1 декаду, по южной — 9— 10, 6—8 и 4—6 декад; в Восточном районе— 14, 11 и 8 декад. Наименьшая амплитуда межгодовой изменчивости продолжитель­ ности плаваний мощных ледоколов (2—3 декады) наблюдается на участках Резольют-Бей — Кембридж-Бей и Гуз-Бей — пролив Фьюри-энд-Хекла, а продолжительности безледокольных плаваний

(3 декады)— в восточной части

южной трассы Северо-Западного

морского пути.

и окончанияКт

ледовых плаваний

12. Исходя из сроков начала

мощных ледоколов и судов класса У Л А

и

УЛ , продолжитель­

ности плавания, коэффициента трудности

и метеорологических

причин можно считать, что наиболее неблагоприятными в навига­ ционном отношении является северная трасса (без участка про­ лив Ланкастер — Резольют-Бей) и ее северные ответвления. Наи­ более благоприятным можно считать плавание южной трассой до пункта Кембридж-Бей, а далее до пункта Гуз-Бей через РезольютБей и пролив Ланкастер, используя свободные от льда проливы Пил или Принс-Риджент-Инлет. При осадке судов, превышаю­ щей глубины в этих проливах, плавание необходимо осуществлять северной трассой через пролив Принца Уэльского, пересекая зону сплоченных льдов в проливе Викаунт-Мелвилл из района мыс Провиденс (о. Мелвилл). Однако перед каждым плаванием по наиболее неблагоприятным в ледовом отношении участкам должна осуществляться ледовая авиаразведка.

13. Развитие ледовых плаваний в водах зарубежной Арктики обусловливается ростом грузооборота по Северо-Западному мор­ скому пути. Кроме увеличения ледовых скоростей движения судов и удлинения навигационного периода (за счет более раннего на­ чала и более позднего окончания) применяются качественно новые способы. К ним можно отнести пока еще экспериментальные пла­ вания супертанкера «Манхеттен» и предполагаемые подледные пла­ вания атомных подводных танкеров, проекты которых уже разра­ батываются. Получают широкое развитие смешанные плавания )Море—река—море, море—воздух—море, море—суша—море.

172


ЛИТЕРАТУРА

1.

А г р а н а т

 

Г. А. Зарубежный Север: опыт освоения. М.,

«Наука», 1970, 414с.

2.

Б а с к а к о в

Г.

А.

Морская

граница

Арктики.— «Труды ААНИИ»,

1971,

 

т. 304, с. 36—58.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Б о р и с е и к о в

Е.

П., Т р е ш н и к о в

А. Ф. Полярный эксперимент.—

 

«Проблемы Арктики и Антарктики»,

1971, вып. 38, с. 8— 13.

 

 

 

4.

Б у й н и ц к и й В.

X., Д м и т р а ш Ж .

А. О

новом

методе

определения

 

толщины

антарктических

айсбергов.— «Вести. ЛГУ»,

1971, №

18,

с.

127—

 

132.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

В л а д и м и р о в

О. А. Ледовитость Девисова

пролива.— «Труды

ГОИН»,

 

1964, вып. 71, с. 100— 119.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

В о л к о в

Н. А.,

Г у д к о вич

3. М. Основные

результаты изучения дрейфа

 

льдов

в

Арктическом

бассейне.— «Труды

2-го

Междунар.

океаногр.

 

конгр.», 1966, с. 98—99.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

В о л к о в

Н. А.,

Г у д к о в ич

3. М. Основные итоги изучения дрейфа

льдов

 

в Арктическом

бассейне.— «Проблемы

Арктики

и

Антарктики»,

1967,

 

вып. 27, с 55—64.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

В о л к о в Н. А. [и др.] Основные итоги и задачи разработки методики долго­

 

срочных ледовых прогнозов для арктических морей.— «Проблемы Арктики

 

и Антарктики»,

1970, вып. 36—37, с. 86— 106.

 

 

 

9.

Геофизические

исследования

с подводных

лодок.— «Морской флот»,

1970,

 

№ 3, с. 24—25.

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Г о р д и е н к о

П. А. О ледовых

массивах

арктических морей.— «Проблемы

 

Арктики», 1945, № 1, с. 94—97.

 

 

 

 

 

11. Г о р д и е н к о

П. А.,

К а р е л и н

Д . Б. Проблемы перемещения

и распреде­

 

ления льдов

в

Арктическом бассейне.— «Проблемы

Арктики»,

1945,

№ 3,

 

с. 5—35.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Г о р д и е н к о

П.

А.,

К и р и л л о в А. А.

Состояние

практического

приме­

 

нения долгосрочных ледовых прогнозов на Северном морском пути и за­

 

дачи в

связи

с вводом

новой

техники.— «Труды

Океаногр.

комис. АН

 

СССР»,

1961, т. XI,

с. 21—28.

 

 

 

 

 

13.

Г о р д и е н к о П . А.,

С е р г е е в

Г. Н., Б уз у е в А. Я. Изучение ледяного

 

покрова моря

как

среды

судоходства.— «Проблемы Арктики

и Антарк­

 

тики»,

1967, вып. 27, с. 93— 104.

 

 

 

 

 

14.

Границы

океанов

и морей. М., изд. Управл. нач-ка Гидрогр. службы

ВМФ

ССС Р , 1960. 51 с.

15.Д е д ю р и н А. И. Рекомендации для плавания по заливу и реке Св. Лав­

 

рентия. М., изд. ММФ

С СС Р ,

1966. 20 с.

16.

Д о р о н и н

Ю.

П.

К

расчету

весеннего ледотаяния.— «Труды ААНИИ »,

 

1959, т. 226, с. 151— 161.

 

17. К а ш т е л я н

В. И.,

П о з н я к

И. И., Р ы в л и н А. Я. Сопротивление льда

 

движению судна. Л ., «Судостроение», 1968. 238 с.

18.

К а ш т е л я н

В.

И.

др..] Ледоколы. Л ., «Судостроение», 1972. 286 с.

19.

К и р и л л о в

А. А.,

С п и ч к и н

В. А. Приближенный способ расчета сроков

 

начала движения

ледоколов набегами в сплошном ледяном покрове.—

 

«Труды ААНИИ»,

1967, т. 257, с. 75—77.

173


20.

К и р и л л о в А. А., X р о м ц о в а М. С. О многолетней изменчивости

ледо­

 

витое™ Гренландского моря и методике ее прогноза.— «Труды ААНИИ»,

 

1971, т. 303, с. 46—54.

 

 

 

21.

Л а п п о С. Д . Природные ледовые районы окраинных арктических морей.—

 

«Вопросы географии», 1970, вып. 84, с. 233—242.

 

 

22.

Л е б е д е в

А. А. Изменчивость ледовых условий

в северо-западной Атлан­

 

тике.— «Труды ГОИН», 1965, вып. 87, с. 32—50.

 

 

 

23. Л е б е д е в

А.

А. Вероятность встречи льда в

Баренцевом, Гренландском

 

морях и Северной Атлантике.— «Труды ПИНРО», 1968, вып. 23, с. 154—

 

157.

 

 

 

 

 

24.

М а к с и м о в

И. В. К определению порядковой

величины

годового

стока

 

вод Тихого

океана через Берингов пролив.— «Проблемы

Арктики»,

1945,

№ 2, с. 51—58.

25.Метеорологический режим зарубежной Арктики. Л., Гидрометеоиздат, 1971, 227 с

26.М у с т а ф и н Н. В. Океанологические исследования в Арктике.— «Проблемы Арктики и Антрактики», 1970, вып. 36—37, с. 19—38.

27.

Н а д т о ч и й Г.

Л. География

морских

путей. М., «Транспорт»,

1972. 320 с.

28.

П а н о в

В.

В.,

Ш м и д т М. В. Градация гидрометеорологических комплек­

 

сов обледенения с учетом степени их опасности для судна.— «Проблемы

 

Арктики и Антарктики», 1971, вып. 38, с. 120— 124.

 

 

 

 

29.

П а у нд ер Э. Физика льда. М., «Мир»,

1967. 89 с.

 

 

 

 

30.

П е с ч а н с к и й

И. С . Ледоведение

и

ледотехника.

Л .,

Гидрометеоиздат,

 

1967, 461 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

31.

П е т р о в

Л. С. Граница Арктики и

принципы ее

определения.— «Труды

 

ААНИИ», 1971, т. 304, с. 18—35.

 

 

 

 

 

 

32.

П о л м е р

Н. Атомные подводные лодки. М., Атомиздат,

1965.

171 с.

33. П р и к

3.

М. Климатическое

районирование Арктики.— «Труды

ААНИИ»,

 

1971, т. 304, с. 72—84.

 

 

 

 

 

 

 

34.

Регистр С СС Р . Извещения №

6 и 7.

Л ., «Транспорт»,

1966,

с. 3—5.

35.

Р е ш е т к и н В. И. Инструкция для

наблюдений над льдами

с корабля. Л.,

36.

«Морской транспорт», 1956. 56 с.

 

 

восточной

Антарктики

Р о м а н о в

А. А. Особенности ледового режима вод

 

и их влияние на

плавание экспедиционных судов.— «Автореф. канд. дис.».

 

Л ., 1969.

15 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37.

С а в е л ь е в Б.

А.

Строение

льдов

и

свойства ледяного

покрова морских

и пресных водоемов. М., Изд-во МГУ, 1963. 541 с.

38.С м и р н о в В. И. Прогнозирование проходимости ледоколов в сплошных льдах.— «Морской флот», 1960, № 8, с. 27—28.

39.

С м и р н о в

В.

И.

Прогнозирование

скорости

проходимости

ледоколов

 

в сплошных

льдах.— «Проблемы Арктики и Антарктики»,

1960,

вып.

5,

 

с. 27—30.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40.

С м и р и о в

В. И. О возможности расчета предела прогноза ледяного по­

 

крова

при кратковременных

нагрузках.— «Океанология»,

1967,

T.t

VII,

41.

вып. 3, с. 428—436.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С м и р н о в

В. И. К вопросу о разработке методов краткосрочного про­

 

гнозирования

ледоколов

в

сплоченных

льдах.— «Проблемы

Арктики

й

42.

Антарктики», 1968, вып. 29, с. 64—69.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С м и р н о в

В. И. Работа речного ледокола в прибрежных морских льдах.—

 

«Речной транспорт»,

1968, № 4, с. 47— 48.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43.

С м и р н о в

В. И. Вокруг света под водой

и льдами. Л .,

изд. о-ва «Знание»,

44.

1969.

38

с.

 

 

зимники.— «Колыма»,

1969,

№ 1,

с. 5—6.

 

 

С м и р н о в

В. И. Морские

 

 

45. С м и р н о в

В. И. О потенциальной сопротивляемости льда по наблюдениям

 

за ледяным покровом с борта самолета

или судна.— «Проблемы

Арктики

46.

и Антарктики», 1970, вып. 33, с. 115— 118.

 

 

лодок СШ А

и

их науч­

С м и р и о в

В. И. Подледные плавания подводных

 

ное обслуживание.— «Морской сборник»,

1970,

12,

с. 86—91.

 

 

 

47.

С м и р и о в

В. И. Ледовые плавания и их научно-оперативное обслужива­

 

ние за рубежом. Л .,

Гидрометеоиздат,

1970. 223 с.

 

 

 

 

 

 

 

174