Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Г Л А В А I
Ф И ЗИ К О -ГЕО ГР А Ф И Ч ЕСК И Е О СО Б ЕН Н О СТИ ВОД ЗА РУБ ЕЖ Н О Й АРКТИКИ
Рассматриваемая область ограничена меридианами 10 и 170° з. д. и параллелями 50 и 85° с. ш. Ее общая площадь состав ляет более 20 млн. км2. Формирование ледовых условий на трассах плавания судов обусловливается факторами, которые можно раз делить на переменные и постоянные. Наиболее действенными из переменных факторов являются метеорологические и океанографи ческие. Из первых прежде всего следует назвать температуру воз духа и ветер, характеризующие охлаждение поверхности морей и динамику образующегося ледяного покрова. Среди океанографи ческих факторов необходимо выделить действие течений, темпера туры и солености воды. К постоянным факторам относятся: ши рота места, гидрографические условия, рельеф дна и защищен ность (укрытость) акваторий.
Суммарное воздействие этих факторов на лед приводит к не равномерности его распределения. Но несмотря на кажущуюся хаотичность в их воздействии на ледяной покров, при комплекс ном анализе данных выявляются определенные закономерности, которым подчиняются как эти факторы, так и ледяной покров. Эти закономерности можно использовать в навигационных целях при оценке ледовых условий плавания.
Районирование и трассы плавания судов
Всю область, прилегающую к северным берегам Северной Аме рики и охватывающую Канадский Арктический архипелаг, а также воды вокруг Гренландии можно разделить на четыре района: Западный, Центральный, Восточный и Восточно-Гренландский. Здесь проходят основные трассы ледовых плаваний судов (рис. 1).
Западный район включает восточную часть Чукотского моря (к востоку от меридиана 170° з. д.) и море Бофорта. Центральный район охватывает все заливы и проливы Канадского Арктического архипелага и Гудзонов залив. В Восточный район входят море
8
IV I
Pijc 1. Схема районирования, принятая в работе:
I — Западный, II — Центральный, |
ІИ — Восточный, |
IV — Восточно-Гренландский районы, / — границы районов и их частей; 2 — |
||
основные трассы |
Северо-Западного |
морского пути; |
3 |
— минимальные глубины на участках трасс. |
|
|
|
|
Линкольна, северные проливы, море Баффина, пролив Дэвиса и море Лабрадор. Восточно-Гренландский район включает запад ную часть Гренландского моря (к западу от нулевого меридиана), Датский пролив и акваторию к югу от него, ограниченную с юга линией мыса Дирхолей (о. Исландия)— мыс Фарвель. При райо нировании учитывалось расположение современных трасс движе ния судов, а также географические, гидрографические, климатоло гические, гидрометеорологические и ледовые особенности каждого района. Кроме того, принято во внимание районирование, исполь зуемое в СШ А и Канаде [120].
Для Западного района характерна открытость в сторону оке ана, отмелость прибрежной зоны, антициклонический характер те чений и дрейфа льдов, а также влияние Аляскинского ледяного массива. Климатические условия зимой определяются антицикло нической циркуляцией, летом — охлаждающим воздействием при лежащей части океана.
В Центральном районе, защищенном от океана многочислен ными островами архипелага, отмечается однонаправленность те чений в проливах (из Северного Ледовитого океана в море Баф фина) и наличие ядер сплоченного льда, обобщаемых понятием
Канадский северный ледяной массив. |
является |
приглубость |
моря |
|
Особенностью Восточного |
района |
|||
у берегов, циклонический |
характер |
течений |
и дрейфа |
льдов, |
а также существование Гренландского северного и Баффинского ледяных массивов. Климат этого района зимой формируется под влиянием североатлантических циклонов, а летом обусловлен си стемой теплых и холодных течений.
Для Восточно-Гренландского района характерны приглубость моря у берегов, однонаправленность течений и дрейфа льдов вдоль восточных берегов Гренландии и наличие Гренландского восточного ледяного массива. Климатические условия здесь опре деляются устойчивым положением антициклона над Гренландией и циклонической активностью, которая летом уменьшается; в по следнем случае большое влияние начинает оказывать холодное Восточно-Гренландское течение.
В зависимости от некоторых специфических особенностей гид рометеорологических и ледовых условий и трудностей плавания
на |
отдельных участках трасс все районы разделяются |
на части. |
|
В |
Западном районе четко |
выделяются западная (от |
меридиана |
170° з. д. до мыса Барроу) |
и восточная части (от мыса Барроу до |
залива Амундсена). В Центральном районе — южная, центральная и северная части; южная часть включает южные проливы и Гуд зонов зали-в, центральная — пролив Парри с проливами Принс- Риджент-Инлет, Пил, Мак-Клинток и Принца Уэльского, север ная — северо-западные проливы. Восточный район разделяется на западную илвосточную части приблизительно посередине моря Баф фина и пролива Дэвиса. В западной части трасса плавания судов проходит вдоль восточных берегов Баффиновой Земли и п-ова Л а брадор, в восточной — вдоль западных берегов Гренландии.
10
Таблица 1
Традиционные ледовые трассы Северо-Западного морского пути и их протяженность
Протяженность,
МИЛ Н
Ледовые трассы |
Участки |
участ ков общая
Северная трасса, западный вариант
Северная трасса, центральный вариант
Северная трасса, восточный вариант
Южная трасса
Западный вариант трассы бухта Гуз-Бей— Алерт
Восточный вариант трассы бухта Гуз-Бей—
Алерт
Отдельные южные участки
Отдельные северные уча-
СТКИ
Гуз-Бей — пролив Ланкастер |
1320 |
3360 |
|||
пролив Ланкастер — Резолыот-Бей |
250 |
|
|||
Резолыот-Бей — .мыс Батерст |
740 |
|
|||
мыс Батерст — мыс Барроу |
600 |
|
|||
мыс Барроу — Берингов пролив |
450 |
|
|||
Резолыот-Бей — Кембридж-Бей |
670 |
3820 |
|||
Кембридж-Бей — мыс Батерст |
530 |
|
|||
пролив Ланкастер — пролив Белло |
310 |
3750 |
|||
пролив Белло — Кембридж-Бей |
550 |
|
|||
Гуз-Бей — пролив Фыори-энд-Хекла |
1230 |
3660 |
|||
пролив Фыори-энд-Хекла — пролив |
310 |
|
|||
Белло |
|
|
550 |
|
|
пролив Белло — Кембридж-Бей |
|
||||
Кембридж-Бей — мыс Батерст |
530 |
|
|||
Гуз-Бей — Фробишер-Бей |
660 |
2 1 2 0 |
|||
Фробишер-Бей — Туле |
1030 |
|
|||
Туле — |
Алерт |
|
430 |
|
|
Гуз-Бей — |
мыс Фарвель |
550 |
2690 |
||
мыс Фарвель — |
Ангмагссалик |
410 |
|
||
Ангмагссалик — |
Скорсби-Сунд |
490 |
|
||
Скорсби-Сунд— |
Датская Гавань |
420 |
|
||
Датская Гавань — Нор |
380 |
|
|||
Нор — |
Алерт |
|
440 |
|
|
Гуз-Бей — |
Черчилл |
1450 |
|
||
Гуз-Бей — |
Му сони |
1650 |
|
||
Фробишер-Бей — |
пролив Ланкастер |
1040 |
|
||
о. Унимак — Берингов пролив |
680 |
|
|||
Туле — |
Моулд-Бей |
730 |
|
||
Туле — |
Изаксен |
|
580 |
|
|
Туле — |
Эурека |
Моулд-Бей |
540 |
|
|
Резолыот-Бей — |
430 |
|
|||
Резольют-Бей — |
Изаксен |
350 |
|
||
Резольют-Бей — Эурека |
520 |
|
11
Восточно-Гренландский район разделяется на южную часть (Датский пролив и море к юго-западу от него) и северную, вклю чающую западную часть Гренландского моря.
Используя аналогичные принципы, районирование морей, при легающих к Евразии, ранее выполнил С. Д . Лаппо [21]. На осно вании сходства гидрологического режима, в частности, ледовых условий, систем течений и водных масс, наличия ледяных масси вов, а также метеорологического режима и синоптических условий он выделил несколько природных районов в окраинных арктиче ских морях. Климатическое районирование зарубежной Арктики, проведенное 3. М . Прик [33], в общих чертах совпадает с нашим.
В принятом районировании немаловажное значение имеет по ложение традиционных трасс плавания судов, которые определены как оптимальные на основании фактических плаваний и анализа ледовых условий. Главной ледовой транспортной магистралью в морях зарубежной Арктики является Северо-Западный морской путь с конечными пунктами: на востоке—-бухта Гуз-Бей, на за
паде — мыс Принца |
Уэльского. |
Этот путь |
имеет |
два |
варианта: |
||||||
северный и южный. Северная |
трасса проходит |
через |
пролив |
||||||||
Парри, |
южная — через |
южные |
проливы |
Центрального |
района. |
||||||
Положение |
использовавшихся |
в |
последние 10— 15 |
лет трасс |
|||||||
плавания |
судов |
обусловлено в |
основном |
потребностями |
завоза |
||||||
грузов. |
В |
Западном |
и |
Восточном |
районах, а также |
в западной |
части южных проливов работают преимущественно суда Военно транспортного управления ВМ С СШ А , в Центральном районе — суда Министерства транспорта Канады. В Восточно-Гренландском районе судоходство осуществляется преимущественно судами Д а нии. Сквозные плавания по всему пути практически не соверша ются, но развитие их намечается.
Наименование трасс, протяженность и минимальные глубины на различных их участках приведены в табл. 1 и на рис. 1. Со вре менем возможны отклонения от этих данных. Однако значитель ных изменений в ближайшие годы, по-видимому, не произойдет. В сумме протяженность традиционных ледовых трасс составляет около 20 тыс. миль.
Гидрографические, метеорологические и океанографические особенности районов
Плавание судов в Западном районе осуществляется вдоль бе регов. Глубоководных бухт и мест отстоя судов при неблагопри ятных ветрах мало. Укрытием от штормовых ветров или нажимов льда могут служить отдельные острова (Хершел, Бартер) или мысы (Лисбёрн, Барроу). Например, по данным Д . Л . Робинсона [131], у о. Хершел могут швартоваться суда с осадкой до 5 м.
По наблюдениям при плавании супертанкера «Манхеттен» в 1969 г. [126], в 65 милях к северу от пункта Туктояктук обнару жен мелководный участок, который обследован в 1970 г. экспеди цией «Гудзон-70» на гидрографическом судне «Гудзон». Этой
12
экспедицией, помимо известных, обнаружены еще два подводных рифа в 2 милях от пути, которым шел супертанкер, с глубинами над ними 15 м. По-видимому, такого рода рифы в прибрежной части моря Бофорта — не единичное явление. Предполагается, что эти рифы, как и острые холмы, встречающиеся на побережье, сло жены вечной мерзлотой. Во всяком случае, по мнению ученых [126], их появление в море — удивительный и неожиданный слу чай. Такого рода опасности, вероятно, есть и в других районах,— в частности, в Центральном, гидрографические условия которого
наименее изучены. В этом отношении |
показательно плавание |
|||||
атомной подводной |
лодки |
«Си Дрэгн» |
через |
пролив |
Парри |
|
в 1960 |
г. [50], когда |
к западу |
от пролива |
Барроу |
были |
открыты |
новые |
острова, а |
очертания некоторых |
островов существенно |
|||
исправлены. |
|
|
|
|
|
Наиболее полные гидрографические съемки в Центральном' районе выполнены в 1955— 1957 гг. в западной части южных про
ливов |
(с запада до п-ова Бутия) Океанографическим |
управлением |
|
ВМ С |
СШ А [131]. |
Во время съемок был найден путь |
с минималь |
ными глубинами |
(И — 13 м) в проливах Симпсон и Джемса Росса. |
В проливах Долфин-энд-Юнион, Симпсон, в заливе Королевы Мод было обнаружено много мелей; в проливе Симпсон судоходный канал из-за отмелей, островов и мелей местами сужался до 0,3 мили. Между островами отмечены подводные банки и пороги с глубинами до 1 м. В заливе Коронейшен и проливе Диз зафик сированы большие глубины. Хорошим местом отстоя судов на этом участке может служить акватория у о. Бут вблизи п-ова Парри.
Гидрографическое изучение Центрального района продолжа ется, и, надо полагать, в конечном итоге будут изданы более под робные карты, обеспечивающие плавание судов с осадкой, превы шающей 15—20 м. Согласно лоции [119], а также по данным М. Данбар и К. Р. Гринавей [84], все проливы и заливы Централь ного района находятся в зоне континентального шельфа, но более глубоководного, чем большинство других континентальных плат форм. Это соответствует широко распространенной гипотезе, со гласно которой весь указанный район в результате оледенения опустился, а в настоящее время медленно поднимается.
На стандартных трассах в Восточном, Восточно-Гренландском районах и в Гудзоновом заливе глубин, лимитирующих плавание судов, практически нет. Наименее изучены северные части обоих районов, в особенности проливы Смит, Кейн-Бесин, Кеннеди и Робсона, которые редко очищаются от льда. Но и в этих проливах имеются пути с достаточными глубинами. Доказательством могут служить подледные и подводные плавания американских подвод ных лодок через северные проливы [43].
Основным препятствием при плавании судов во всех районах является лед. Перераспределение льдов происходит в основном под влиянием господствующих ветров, которые, в свою очередь, обусловлены стационарными барическими полями. Для морей
13