Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А I

Ф И ЗИ К О -ГЕО ГР А Ф И Ч ЕСК И Е О СО Б ЕН Н О СТИ ВОД ЗА РУБ ЕЖ Н О Й АРКТИКИ

Рассматриваемая область ограничена меридианами 10 и 170° з. д. и параллелями 50 и 85° с. ш. Ее общая площадь состав­ ляет более 20 млн. км2. Формирование ледовых условий на трассах плавания судов обусловливается факторами, которые можно раз­ делить на переменные и постоянные. Наиболее действенными из переменных факторов являются метеорологические и океанографи­ ческие. Из первых прежде всего следует назвать температуру воз­ духа и ветер, характеризующие охлаждение поверхности морей и динамику образующегося ледяного покрова. Среди океанографи­ ческих факторов необходимо выделить действие течений, темпера­ туры и солености воды. К постоянным факторам относятся: ши­ рота места, гидрографические условия, рельеф дна и защищен­ ность (укрытость) акваторий.

Суммарное воздействие этих факторов на лед приводит к не­ равномерности его распределения. Но несмотря на кажущуюся хаотичность в их воздействии на ледяной покров, при комплекс­ ном анализе данных выявляются определенные закономерности, которым подчиняются как эти факторы, так и ледяной покров. Эти закономерности можно использовать в навигационных целях при оценке ледовых условий плавания.

Районирование и трассы плавания судов

Всю область, прилегающую к северным берегам Северной Аме­ рики и охватывающую Канадский Арктический архипелаг, а также воды вокруг Гренландии можно разделить на четыре района: Западный, Центральный, Восточный и Восточно-Гренландский. Здесь проходят основные трассы ледовых плаваний судов (рис. 1).

Западный район включает восточную часть Чукотского моря (к востоку от меридиана 170° з. д.) и море Бофорта. Центральный район охватывает все заливы и проливы Канадского Арктического архипелага и Гудзонов залив. В Восточный район входят море

8


IV I

Pijc 1. Схема районирования, принятая в работе:

I — Западный, II — Центральный,

ІИ — Восточный,

IV — Восточно-Гренландский районы, / — границы районов и их частей; 2 —

основные трассы

Северо-Западного

морского пути;

3

— минимальные глубины на участках трасс.

 

 

 

 

Линкольна, северные проливы, море Баффина, пролив Дэвиса и море Лабрадор. Восточно-Гренландский район включает запад­ ную часть Гренландского моря (к западу от нулевого меридиана), Датский пролив и акваторию к югу от него, ограниченную с юга линией мыса Дирхолей (о. Исландия)— мыс Фарвель. При райо­ нировании учитывалось расположение современных трасс движе­ ния судов, а также географические, гидрографические, климатоло­ гические, гидрометеорологические и ледовые особенности каждого района. Кроме того, принято во внимание районирование, исполь­ зуемое в СШ А и Канаде [120].

Для Западного района характерна открытость в сторону оке­ ана, отмелость прибрежной зоны, антициклонический характер те­ чений и дрейфа льдов, а также влияние Аляскинского ледяного массива. Климатические условия зимой определяются антицикло­ нической циркуляцией, летом — охлаждающим воздействием при­ лежащей части океана.

В Центральном районе, защищенном от океана многочислен­ ными островами архипелага, отмечается однонаправленность те­ чений в проливах (из Северного Ледовитого океана в море Баф­ фина) и наличие ядер сплоченного льда, обобщаемых понятием

Канадский северный ледяной массив.

является

приглубость

моря

Особенностью Восточного

района

у берегов, циклонический

характер

течений

и дрейфа

льдов,

а также существование Гренландского северного и Баффинского ледяных массивов. Климат этого района зимой формируется под влиянием североатлантических циклонов, а летом обусловлен си­ стемой теплых и холодных течений.

Для Восточно-Гренландского района характерны приглубость моря у берегов, однонаправленность течений и дрейфа льдов вдоль восточных берегов Гренландии и наличие Гренландского восточного ледяного массива. Климатические условия здесь опре­ деляются устойчивым положением антициклона над Гренландией и циклонической активностью, которая летом уменьшается; в по­ следнем случае большое влияние начинает оказывать холодное Восточно-Гренландское течение.

В зависимости от некоторых специфических особенностей гид­ рометеорологических и ледовых условий и трудностей плавания

на

отдельных участках трасс все районы разделяются

на части.

В

Западном районе четко

выделяются западная (от

меридиана

170° з. д. до мыса Барроу)

и восточная части (от мыса Барроу до

залива Амундсена). В Центральном районе — южная, центральная и северная части; южная часть включает южные проливы и Гуд­ зонов зали-в, центральная — пролив Парри с проливами Принс- Риджент-Инлет, Пил, Мак-Клинток и Принца Уэльского, север­ ная — северо-западные проливы. Восточный район разделяется на западную илвосточную части приблизительно посередине моря Баф ­ фина и пролива Дэвиса. В западной части трасса плавания судов проходит вдоль восточных берегов Баффиновой Земли и п-ова Л а ­ брадор, в восточной — вдоль западных берегов Гренландии.

10


Таблица 1

Традиционные ледовые трассы Северо-Западного морского пути и их протяженность

Протяженность,

МИЛ Н

Ледовые трассы

Участки

участ­ ков общая

Северная трасса, западный вариант

Северная трасса, центральный вариант

Северная трасса, восточный вариант

Южная трасса

Западный вариант трассы бухта Гуз-Бей— Алерт

Восточный вариант трассы бухта Гуз-Бей

Алерт

Отдельные южные участки

Отдельные северные уча-

СТКИ

Гуз-Бей — пролив Ланкастер

1320

3360

пролив Ланкастер — Резолыот-Бей

250

 

Резолыот-Бей — .мыс Батерст

740

 

мыс Батерст — мыс Барроу

600

 

мыс Барроу — Берингов пролив

450

 

Резолыот-Бей — Кембридж-Бей

670

3820

Кембридж-Бей — мыс Батерст

530

 

пролив Ланкастер — пролив Белло

310

3750

пролив Белло — Кембридж-Бей

550

 

Гуз-Бей — пролив Фыори-энд-Хекла

1230

3660

пролив Фыори-энд-Хекла — пролив

310

 

Белло

 

 

550

 

пролив Белло — Кембридж-Бей

 

Кембридж-Бей — мыс Батерст

530

 

Гуз-Бей — Фробишер-Бей

660

2 1 2 0

Фробишер-Бей — Туле

1030

 

Туле

Алерт

 

430

 

Гуз-Бей

мыс Фарвель

550

2690

мыс Фарвель

Ангмагссалик

410

 

Ангмагссалик

Скорсби-Сунд

490

 

Скорсби-Сунд

Датская Гавань

420

 

Датская Гавань Нор

380

 

Нор

Алерт

 

440

 

Гуз-Бей

Черчилл

1450

 

Гуз-Бей

Му сони

1650

 

Фробишер-Бей

пролив Ланкастер

1040

 

о. Унимак Берингов пролив

680

 

Туле

Моулд-Бей

730

 

Туле

Изаксен

 

580

 

Туле

Эурека

Моулд-Бей

540

 

Резолыот-Бей

430

 

Резольют-Бей

Изаксен

350

 

Резольют-Бей — Эурека

520

 

11


Восточно-Гренландский район разделяется на южную часть (Датский пролив и море к юго-западу от него) и северную, вклю­ чающую западную часть Гренландского моря.

Используя аналогичные принципы, районирование морей, при­ легающих к Евразии, ранее выполнил С. Д . Лаппо [21]. На осно­ вании сходства гидрологического режима, в частности, ледовых условий, систем течений и водных масс, наличия ледяных масси­ вов, а также метеорологического режима и синоптических условий он выделил несколько природных районов в окраинных арктиче­ ских морях. Климатическое районирование зарубежной Арктики, проведенное 3. М . Прик [33], в общих чертах совпадает с нашим.

В принятом районировании немаловажное значение имеет по­ ложение традиционных трасс плавания судов, которые определены как оптимальные на основании фактических плаваний и анализа ледовых условий. Главной ледовой транспортной магистралью в морях зарубежной Арктики является Северо-Западный морской путь с конечными пунктами: на востоке—-бухта Гуз-Бей, на за­

паде — мыс Принца

Уэльского.

Этот путь

имеет

два

варианта:

северный и южный. Северная

трасса проходит

через

пролив

Парри,

южная — через

южные

проливы

Центрального

района.

Положение

использовавшихся

в

последние 10— 15

лет трасс

плавания

судов

обусловлено в

основном

потребностями

завоза

грузов.

В

Западном

и

Восточном

районах, а также

в западной

части южных проливов работают преимущественно суда Военно­ транспортного управления ВМ С СШ А , в Центральном районе — суда Министерства транспорта Канады. В Восточно-Гренландском районе судоходство осуществляется преимущественно судами Д а ­ нии. Сквозные плавания по всему пути практически не соверша­ ются, но развитие их намечается.

Наименование трасс, протяженность и минимальные глубины на различных их участках приведены в табл. 1 и на рис. 1. Со вре­ менем возможны отклонения от этих данных. Однако значитель­ ных изменений в ближайшие годы, по-видимому, не произойдет. В сумме протяженность традиционных ледовых трасс составляет около 20 тыс. миль.

Гидрографические, метеорологические и океанографические особенности районов

Плавание судов в Западном районе осуществляется вдоль бе­ регов. Глубоководных бухт и мест отстоя судов при неблагопри­ ятных ветрах мало. Укрытием от штормовых ветров или нажимов льда могут служить отдельные острова (Хершел, Бартер) или мысы (Лисбёрн, Барроу). Например, по данным Д . Л . Робинсона [131], у о. Хершел могут швартоваться суда с осадкой до 5 м.

По наблюдениям при плавании супертанкера «Манхеттен» в 1969 г. [126], в 65 милях к северу от пункта Туктояктук обнару­ жен мелководный участок, который обследован в 1970 г. экспеди­ цией «Гудзон-70» на гидрографическом судне «Гудзон». Этой

12


экспедицией, помимо известных, обнаружены еще два подводных рифа в 2 милях от пути, которым шел супертанкер, с глубинами над ними 15 м. По-видимому, такого рода рифы в прибрежной части моря Бофорта — не единичное явление. Предполагается, что эти рифы, как и острые холмы, встречающиеся на побережье, сло­ жены вечной мерзлотой. Во всяком случае, по мнению ученых [126], их появление в море — удивительный и неожиданный слу­ чай. Такого рода опасности, вероятно, есть и в других районах,— в частности, в Центральном, гидрографические условия которого

наименее изучены. В этом отношении

показательно плавание

атомной подводной

лодки

«Си Дрэгн»

через

пролив

Парри

в 1960

г. [50], когда

к западу

от пролива

Барроу

были

открыты

новые

острова, а

очертания некоторых

островов существенно

исправлены.

 

 

 

 

 

Наиболее полные гидрографические съемки в Центральном' районе выполнены в 1955— 1957 гг. в западной части южных про­

ливов

(с запада до п-ова Бутия) Океанографическим

управлением

ВМ С

СШ А [131].

Во время съемок был найден путь

с минималь­

ными глубинами

(И — 13 м) в проливах Симпсон и Джемса Росса.

В проливах Долфин-энд-Юнион, Симпсон, в заливе Королевы Мод было обнаружено много мелей; в проливе Симпсон судоходный канал из-за отмелей, островов и мелей местами сужался до 0,3 мили. Между островами отмечены подводные банки и пороги с глубинами до 1 м. В заливе Коронейшен и проливе Диз зафик­ сированы большие глубины. Хорошим местом отстоя судов на этом участке может служить акватория у о. Бут вблизи п-ова Парри.

Гидрографическое изучение Центрального района продолжа­ ется, и, надо полагать, в конечном итоге будут изданы более под­ робные карты, обеспечивающие плавание судов с осадкой, превы­ шающей 15—20 м. Согласно лоции [119], а также по данным М. Данбар и К. Р. Гринавей [84], все проливы и заливы Централь­ ного района находятся в зоне континентального шельфа, но более глубоководного, чем большинство других континентальных плат­ форм. Это соответствует широко распространенной гипотезе, со­ гласно которой весь указанный район в результате оледенения опустился, а в настоящее время медленно поднимается.

На стандартных трассах в Восточном, Восточно-Гренландском районах и в Гудзоновом заливе глубин, лимитирующих плавание судов, практически нет. Наименее изучены северные части обоих районов, в особенности проливы Смит, Кейн-Бесин, Кеннеди и Робсона, которые редко очищаются от льда. Но и в этих проливах имеются пути с достаточными глубинами. Доказательством могут служить подледные и подводные плавания американских подвод­ ных лодок через северные проливы [43].

Основным препятствием при плавании судов во всех районах является лед. Перераспределение льдов происходит в основном под влиянием господствующих ветров, которые, в свою очередь, обусловлены стационарными барическими полями. Для морей

13