Файл: Оперативные графические системы в автоматизации проектирования..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
использовании в однопультовых системах. Польза от введения однотипности может превышать эти дополни тельные вложения.
В зависимости от способа размещения индикаторных устройств ОГС делятся па системы с местными п дистан ционными индикаторными устройствами. Степень удален ности индикаторного устройства от графического процес сора является весьма существенным фактором в опреде лении конфигурации проектируемой системы.
При использовании местного индикатора он находится вблизи управляющего устройства (в одном помещении или рядом). В этом случае организация связи устройства с процессором не вызывает больших трудностей—может использоваться обычный коаксиальный кабель.
При проектировании ОГС, обслуживающей дистанци онное индикаторное устройство, находящееся на расстоя нии нескольких километров и более, необходимо опреде лить соотношение между затратами на связь и оборудо вание самого устройства. Если дистанционное устройство оснащено графическим процессором с расширенными функциональными возможностями, то для связи может быть использован телефонный канал передачи данных. Однако в случае применения простых и дешевых индика торных устройств, удаленных от графического процессо ра, значительно возрастают требования к пропускной способности канала связи.
Вопросы обеспечения дистанционной связи должны быть тщательно изучены уже на начальных стадиях про ектирования ОГС, так как правильное их решение может обеспечить подключение к системе новых пользо вателей без значительных дополнительных затрат.
Согласно приведенной классификации, рассмотрим более подробно возможные способы построения под систем отображения и ввода информации.
4.1. СИСТЕМЫ С КООРДИНАТНЫМ СПОСОБОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ЭЛТ
Организация отображающей части с использованием обычной ЭЛТ и применением для начертания изображе ния координатной развертки является самой распростра ненной, обеспечивает наименьшее время модификации изображения, дает возможность использовать разнооб разные средства ввода графической информации (свето
86
вое перо, кигопельные механизмы, планшеты ввода п др.), отличается высоким качеством изображения [1—5].
По способу размещения памяти, необходимой для периодического воспроизведения изображения на экране ЭЛТ, можно выделить два различных случая. В одном из них используется память подсистемы ПГИ, в другом — центральной или сателлитпой ЭВМ, включенной допол нительно в ППГИ.
На рис. 4.2 приведены три возможные конфигурации ОГС. Первая система (а) использует для обслуживания каждого индикаторного устройства отдельную память, вторая (б) обеспечивает управление несколькими устрой ствами со стороны одной памяти, третья система (в) не имеет специальной памяти для регенерации — индика торное устройство связано непосредственно с ЭВМ.
. Остановимся более подробно на каждой из трех при веденных выше организаций системы, рассмотрим их преимущества и недостатки.
При использовании одной памяти для обслуживания одного устройства структура подсистемы ПГИ представ лена на рис. 4.3 и включает следующие блоки.
1. Блок сопряжения (БС) с центральным процессо ром ОГС (ЭВМ), предназначенный для организации об мена информацией между двумя комплексами. В его функции входит прием и выдача специальных сигналов обмена, прием данных, контроль их, при необходимости преобразование форматов передаваемой информации, выдача запросов и передача данных в центральный про цессор, согласование сигналов по уровням и т. д.
2.Память (П), использующаяся для хранения отобра жаемой информации.
3.Устройство управления (УУ), служащее для рас шифровки принимаемой от ЭВМ информации, записи данных в память и считывания их из нее, управления процессом отображения информации на индикаторном устройстве.
4.Набор генераторов, осуществляющий преобра зование двоичных кодов команд отображения, поступа
ющих из памяти, в напряжение для выработки сигналов, управляющих начертанием изображения на экране ЭЛТ. В качестве аппаратуры построения изображения используются генераторы точек (ГТ), генераторы век торов (ГВ), генераторы символов (ГС).
87
5. Индикаторное устройство на ЭЛТ (ИН) с усили телями координатного, знакового отклонения, видеоуси лителем и источником высоковольтного питания.
Процесс отображения информации в такой системе происходит следующим образом. Центральный процес сор подготавливает и передает в графический процес сор выводной массив, представляющий собой программу
6
6
Рис. 4.2. Три типовые конфигурации отображающей части ППГИ
88
Рис. 4.3. Структурная схема ППГИ
работы последнего п состоящий из последовательности команд.
Графические процессоры отличаются набором выпол няемых команд и их форматом. Наиболее часто исполь зуются два типа структур команд. В первом случае формат команды постоянный и состоит из двух полей — кода операции и данных, определяющих графический элемент (координаты точки, тип, положение и длину вектора, код символа и т. д.) (рис. 4.4, а). Вторая струк тура является более гибкой, так как формат команды — переменный. Код операции размещается в отдельном слове и относится к массиву следующих за ним данных, которые определяют идентичные графические элементы
(рис. 4.4, б).
Программа графического процессора состоит как из графических команд, обеспечивающих вычерчивание изображения, так и из команд управления, которые позволяют нарушить последовательный процесс чтения информации из памяти, передать управление по указан ному в команде адресу.
Из всего многообразия графических команд можно выделить необходимый набор, который реализуется прак тически во всех графических процессорах и позволяет производить операции: установить луч, не засвечивая точки; установить луч и засветить точку; провести вектор из текущей точки в заданную; вывести строку символов.
Координаты задаются обычно или абсолютными (X, У), или в виде приращений (A/Y, АУ). Во многих случаях допускаются оба способа задания. В некоторых графиче ских процессорах для вывода точек предусматривается режим, в котором координата У задается для каждой точки, а для координаты X задаются только начальное значение и шаг [6].
При выводе текста продвижение по строке от символа к символу, а также переход после заполнения всей строки к новой строке выполняются процессором авто матически. При необходимости отображения таблиц, диа грамм, графиков и т. д. можно с помощью графической команды «установить луч» начать новую строку с новыми начальными координатами.
Команды управления позволяют осуществить такие операции, как переход, переход с возвратом, условные пропуски команд. Введение с помощью этих команд в
90
а
|
|
|
|
|
|
|
б |
|
|
|
|
N , N + |
1 |
|
|
я |
|
|
|
00 |
(точка) |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
02 |
(вектор) |
|
N + 2 , N + 3 |
0 |
В 0 |
|
0 |
|
X |
|
|
|||
X + 4 , /V + 5 |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
|
Y |
|
|
||
|
|
|
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
15 |
N , ЛЧ-1 |
|
|
Л |
|
|
04 |
(точка) |
|
|||
|
|
|
|
05 |
(вектор) |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
N + 2, |
ЛЧ-3 |
Зн. |
|
дх |
|
1 |
Зн. |
ДК |
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
0 |
1 |
6 |
|
7 |
8 |
9 |
14 |
15 |
|
|
N , ЛЧ-1 |
|
|
|
|
40 |
(символ) |
|
||
|
N + 2 , |
Х + 3 |
|
Символ 1 |
Символ 2 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
|
Рис. |
4.4 |
Форматы |
графических |
команд: |
а — постоянный; |
б — пере |
|||||
|
|
|
|
|
|
менный ' |
|
|
|
|
программу отображения большого числа подпрограмм дает возможность сократить общее число команд при вы черчивании набора стандартных изображении. В ряде случаев в систему команд графического процессора вводится команда, обеспечивающая временную синхро низацию выполнения графической программы от генера тора частоты регенерации. Это дает возможность при вычерчивании изображений, имеющих различные по объему графические программы, поддерживать сравни тельно постоянную яркость отображаемого материала.
Вся программа по отображению информации хранит ся в памяти графического процессора, емкость которой соответствует максимальному объему отображаемой па экране информации. Устройство управления осуществля ет последовательное чтение данных из памяти, расшиф ровку кода операции команды и передачу операндов з соответствующие блоки для их обработки. В частности, операнды графических команд передаются в блок гене раторов для вычерчивания графических элементов.
В качестве устройств ввода в системе могут использо ваться алфавитно-цифровая клавиатура (АЦК), функ циональная клавиатура (ФК), световое перо. Символы, вводимые с АЦК, записываются в память графического процессора и отображаются на экране ИН. Функцио нальная клавиатура подключается непосредственно к блоку сопряжения, поэтому код нажатой клавиши пере дается для обработки в центральный процессор. При указании световым пером па идентифицируемый графи ческий элемент импульс со светового пера поступает в УУ, которое выделяет адрес слова памяти, содержащее графическую команду, или содержимое регистров откло нения. Затем эта информация передается в центральный процессор, где производится модификация изображения.
Наличие памяти в графическом процессоре делает подсистему ПГИ достаточно автономной, что облегчает процесс наладки, эксплуатации и проведения контроля ее функционирования. Но при этом возникает необходи мость хранения в центральном процессоре (ЭВМ) копии массива команд отображения для внесения в него изме нений и интерпретации информации, поступающей от устройств ввода графической информации, что вызывает дополнительный расход памяти. Чтобы избежать этого, а также для уменьшения загрузки ЭВМ по обработке это
92
го массива, целесообразно расширить набор команд графического процессора, вводя команды управления памятью. Эти команды позволяют при локальных изме нениях не создавать заново весь массив и передавать его из центрального процессора, а дают возможность допи сывать в память лишь новые команды, а также осущест влять модификацию графических элементов, не обра щаясь в центральный процессор. Все это, а также добав ление части оборудования по обработке запросов в графическом процессоре (редактирование текста, обслу живание прерываний со светового пера, перемещение светового маркера, изменение формата отображаемой информации и др.) позволяют для организации связи между двумя комплексами использовать в центральном процессоре канал ввода/вывода с невысокой скоростью обмена (мультиплексный канал).
Использование телефонного канала передачи данных между двумя процессорами позволяет разместить под систему ПГИ достаточно далеко от ЭВМ, однако это значительно увеличивает время реакции системы, умень шает надежность ее и требует применения компактной упаковки ииформации.
На канал связи памяти с генераторами графических элементов, расположенными в самом УО, накладываются более жесткие ограничения по скорости передачи данных. Здесь необходимо использование канала с широкой по лосой пропускания, так как задержки в канале приводят к увеличению времени, ие связанного с собственно по строением изображения, а следовательно, к уменьшению объема отображаемой информации.
Таким образом, для удовлетворения требования опе ративности (время реакции в случае простейших опера ций не должно превышать 5 сек) затруднительно приме нение рассматриваемой подсистемы для обслуживания
дистанционных ИН, удаленных на несколько километров от ЭВМ.
Использование в ИН ЭЛТ с регенерацией изображе ния выдвигает дополнительные требования к быстродей ствию блоков графического процессора. Для отображе ния немелькающего изображения необходимо соблюде ние следующего неравенства:
^ > Л Г т + /птах> |
(4.1) |
93
где /р — частота регенерации; N — число информацион ных слов, составляющих массив команд отображения; х — время обращения к памяти графического процессо ра; ^ттах— время построения изображения с наиболь шим числом различных графических элементов.
Время построения изображения определяется следу ющим соотношением:
"m ax |
"'m ax |
pmax |
|
= 2 |
'* + 2 |
Ч + 2 |
<4 2) |
i=l |
/=1 |
/=1 |
|
где ( / у . , л гаах) — время установления и число перемещений
луча в заданную точку на экране; |
(tbj , rnmax) — время вы |
черчивания /-го вектора и число |
отображаемых векторов; |
(t4, ртях) ■— время вычерчивания /-го символа и количество символов.
Величины /у, /в, /с являются для каждого УО извест ными параметрами, характеризующими его.
Основным параметром, определяющим быстродейст вие УО, является скорость, с которой луч может быть установлен в любой произвольной точке экрана. В боль шинстве УО время /у лежит в пределах от 3 до 100 мксек.
При начертании векторов используются два типа гене раторов. Одни генераторы вычерчивают произвольно расположенный вектор любой длины за фиксированное время, в других время вычерчивания зависит от длины вектора. Генераторы с фиксированным временем вычер чивания обеспечивают построение вектора с наибольшей длиной за 30—150 мксек, в то время как пропорциональ ные генераторы имеют быстродействие от 0,5 до 150 мксек на 25 мм длины вектора.
Генераторы символов обеспечивают построение сим вола за время от 2 до 100 мксек. К этому времени необ ходимо добавить время перехода луча из одной знаковой позиции в другую (соседнюю), которое может составить
1—10 мксек.
Определим, каким быстродействием должна обладать память для периодического возобновления изображения.
Из (4.1) можно установить |
|
т < - ,fР~*птах . |
(4.3) |
Для расчетов примем, что отображающая часть ОГС проектируется для визуализации сложных поверхностей,
94