ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
в курсе всего нового, что появляется в источниках ин формации.
Референт регулярно знакомится со всеми новинками отечественной и зарубежной литературы, информирует сотрудников своего подразделения о текущих материа лах по закрепленной за ним теме. Ои также систе матически изучает меняющиеся информационные по требности специалистов, контролирует своевременное
'представление, в службу информации информационных за просов и осуществляет методическое руководство рабо той других информаторов, если они выделены в крупном
.подразделении. Референты назначаются приказом дирек тора организации. Им выделяется в плановом порядке время на эту работу. За своевременное выявление опи-
,санных в литературе сведений, помогающих решению по ставленных в теме задач, они несут такую же ответствен ность, как и за выполнение своих прямых служебных обязанностей. \ у
Сразвитием новых научных направлений науку и технику стали рассматривать как своеобразную динами
ческую информационную систему. Информационное обе спечение можно также представить в виде системы, со стоящей из создателей научно-технической информации (сигналы), пнформационной службы (передающие ка-
'палы), потребителей информации (приемники). Это зам кнутая система, так как потребители информации ис
пользуют ее для создания соответствующей нЬвой инфор мации. В оптимальном варианте система будет состоять из двух подсистем: первая — избирательное распре деление информации, вторая — аналитико-синтетическая переработка информации. Такое, казалось бы, теорети ческое разделение позволяет практически находить луч шие способы информационного обеспечения исследований и разработок. Программирующими элементами данной системы (алгоритмами) являются планы научно-исследо вательских и проектных работ.
На основе технико-экономического и информацион ного анализа предварительно выполняется главное, пер спективное. Предпочтения заслуживают новые • ориги нальные темы или решение старых задач оригиналь ными способами. Именно эти направления могут дать значительный научный и экономический эффект. В ре зультате составления совместного плана конкретизи
175
руются поэтапные задачи информационного обеспечения темы.
Н а п е р в о м э т а п е при составлении задания исследователи должны получить -относительно полную информацию о предшествующем опыте, о том, что сделано в стране и за рубежом в данном направле-, нии. Для этого необходимо использовать ретроспектив ную библиографию, в том числе патентную, выявить фактические сведения об отечественных и зарубежных разработках и т. и. Завершается этап составлением ре феративного обзора, обобщающего накопленную инфор мацию. К этому же времени исследователи должны окончательно определить основные направления работ, со ставить техническое задание на тему и карту техниче ского уровня будущей разработки.
В т о р о й э т а п — непосредственная работа над те мой. Информационное обеспечение здесь должно заклю чаться в оперативной текущей информации о последних достижениях науки и техники по профилю темы. Это застраховывает от отставания. Ретроспективная инфор
мация используется лишь при решении |
частных задач. |
Т р е т и й э т а п — завершение темы. |
Вся накоплен |
ная информация используется для синтеза полученных результатов. На ее основе выявляются достоинства и не достатки разработки, готовятся предложения по дальней шему развитию темы, составлению перспективного плана работ. Эффективность такой системы пиформационного обеспечения во многом определяется спецификой службы информации конкретных научно-исследовательских и проектных организаций. В связи с этим используются различные формы и методы работы.
Лучшей среди систем в настоящее время является универсальная по общей методике система избиратель ного распределения информации. Она может быть реа лизована как в традиционно сложившихся условиях, так и при создании механизированной информационно-по исковой системы (см. с. 124—126). ПРИ позволяет снять с исследователя трудоемкую работу по разысканию необ ходимой информации в огромном объеме имеющихся документов. Таким образом, информация становится адреснонаправлениой и оперативной. В какой-то мере эта система напоминает работу органов связи, которые на правляют корреспонденцию только конкретно заинтересо
176
ванным в ней лицам. Система ИРИ состоит из двух главных функциональных частей.
Органы, выдающие целенаправленную информа цию, собирают, просматривают и систематизируют первичные и вторичные документы, имеют соот ветствующие справочно-информационные фонды в виде каталогов и специализированных картотек. Среди них непременно должны быть необходимые для осуществления ИРИ картотека информацион ных запросов обслуживаемых потребителей и кар тотека обратной связи с ними.
Потребители-абоненты, использующие информа цию. Обязательным для них является соблюдение постоянной обратной связи с органом информации. Только это гарантирует полное и точное удовлет ворение информационных потребностей абонентов
ИРИ.
Эффективность системы целиком зависит от опти мальной деятельности функциональных звеньев, входя щих в обе эти главные части. Поэтому рассмотрим более 'подробно требования, предъявляемые к ним. Орган, вы дающий целенаправленную информацию, по существу является и службой информации. Например, ВИНИТИ избирательно обеспечивает научно-технической инфор мацией академиков и членов-корреспоидентов АН СССР,
.а местные службы — специалистов своей организацпп. Качество выдаваемой информации прелюде всего гаран
тируется наличием высококвалифицированных |
специа- |
||
листов-информаторов. Это |
п е р в о е п, пожалуй, |
наибо |
|
л е е слабое в настоящее |
время звено |
в системе |
ИРИ. |
Большинство служб информации |
пока не обладает |
соответствующими современным требованиям кадрами.
Редко кто одновременно владеет отличными |
знаниями |
в своей отрасли, основами информационных |
дисциплин |
и свободно переводит хотя бы с двух иностранных язы ков. Поэтому кадры многих информационных органов пока представлены в основном «тройственным союзом» снециалпстов-отраслевиков, гуманитаров, окончивших библиотечные институты или техникумы, и квалифици рованных переводчиков, преимущественно с филологи ческим уклоном. Понятно, что такое сочетанпе подчас приводит к возникновению затруднений даже социоло гического характера.
12 Э. А. Новиков, В. С. Егоров 177
Подобная ситуация возникла потому, нто многочис ленные службы информации были созданы в кадровом отношении фактически на пустом месте. К сожалению, и до настоящего времени проблема обучения специали- стов-ииформаторов окончательно еще не решена, а их' требуется многие десятки тысяч.
Анализ информационной деятельности более чем трехсот научно-исследовательских институтов, конструк торских бюро и проектных организаций позволил уста новить количественную и качественную зависимость между информационными процессами и процессами ис следования. Там, где служба научно-технической инфор мации работает неудовлетворительно из-за отсутствия специалистов, основная информационная нагрузка па дает на самих исследователей, и в конечном итоге зна чительное число их используется нерационально. Приво дим общие результаты по определению оптимальной чис-1' ленности служб научно-технической информации без учета работников библиотек.7
Общая численность |
Численность ОНТИ |
работающих (без опытного |
|
производства) |
|
До 200 |
8 -1 0 |
201-500 |
20—25 |
501—1000 |
40 -50 |
1001—1500 |
60 -75 |
1501—2000 |
80—100 |
'2001—2500 и более |
125 и более |
Следовательно, говоря об организации эффективной' системы ПРИ, необходимо прежде всего добиться оптимизации функций первого главного звена, которое явля ется организующим, управляющим и координирующим фактором для успешного функционирования всех других
звеньев. |
служб |
информации |
Для традиционно сложившихся |
||
в т о р ы м звеном в этой системе |
должно |
быть обяза |
тельное наличие основной части СИФ — главной справоч ной библиографической картотеки (картотеки по тематике1 НИР и ОКР). Так как ИРИ призвана обеспечивать те
кущей оперативной |
информацией, |
особое внимание сле |
7 3 в е р ж и н с к и й |
С. М. Научная |
организация .информа |
ционной деятельности. Львов, 1973, с. 71. |
|
178
дует уделять отражению в картотеках сведений о мате риалах отечествеииой и зарубежной периодики и внутри ведомственных работах, например отчетах. Реальная ценность этого звена ИРИ целиком зависит от возмож ностей быстро обеспечить и самими первоисточниками информации, которыми должна комплектоваться мест ная библиотека, или в виде фотокопий и микрофильмов
— специализированные фонды информационных подраз делений.
Т р е т ь е звено ИРИ — картотека информационных t запросов, постоянно действующих на заранее определен ный срок осуществления НИР и ОКР. Картотека органи зуется по запросам, полученным от исследователей. Все карточки запроса дол?кны составляться единообразно.
В наиболее простом виде карточка состоит из следующих
гэлементов: сведения о специалисте (имя, порядковый номер карточки в картотеке); должность, название под разделения, служебный адрес; конкретная формулировка тем, интересующих специалиста именно по служебному профилю. Такая картотека может быть создана путем
■анкетирования или индивидуального опроса. Особое вни мание следует обращать на формулировку запроса. Она должна быть краткой, целенаправленной, конкретной и заранее содержать ключевые понятия предмета.
Ч е т в е р т о е звено системы — потребитель. Учиты вая ограниченность возможностей служб информации в настоящее время, прежде всего необходимо определить, £то может быть абонентом ИРИ. Пока, к сожалению, лишь отдельные руководящие работники основных под разделений, определяющие линию их работы, и сотруд ники, ведущие наиболее актуальные темы. Притом из
бирательное распределение информации |
предпочтитель |
||||
нее для' |
специалистов, |
решающих более |
определенные, |
||
частные, |
прикладные |
или |
технологические |
задачи |
|
с вполне |
ясными границами. |
Для решения оригиналь |
ных проблем, требующих широкого охвата смежных от раслей и поисков информации в соответствии с вновь возникающими идеями, ИРИ может быть неэффективной вследствие известной формализованности.
П я т о е звено — это носители информации и сами до кументы. Они могут быть представлены в виде обыкновен ных, желательно прореферированных, библиографических карточек или первоисточников.
179 |
12* |