Файл: Новиков, Э. А. Информация и исследователь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в курсе всего нового, что появляется в источниках ин­ формации.

Референт регулярно знакомится со всеми новинками отечественной и зарубежной литературы, информирует сотрудников своего подразделения о текущих материа­ лах по закрепленной за ним теме. Ои также систе­ матически изучает меняющиеся информационные по­ требности специалистов, контролирует своевременное

'представление, в службу информации информационных за­ просов и осуществляет методическое руководство рабо­ той других информаторов, если они выделены в крупном

.подразделении. Референты назначаются приказом дирек­ тора организации. Им выделяется в плановом порядке время на эту работу. За своевременное выявление опи-

,санных в литературе сведений, помогающих решению по­ ставленных в теме задач, они несут такую же ответствен­ ность, как и за выполнение своих прямых служебных обязанностей. \ у

Сразвитием новых научных направлений науку и технику стали рассматривать как своеобразную динами­

ческую информационную систему. Информационное обе­ спечение можно также представить в виде системы, со­ стоящей из создателей научно-технической информации (сигналы), пнформационной службы (передающие ка-

'палы), потребителей информации (приемники). Это зам­ кнутая система, так как потребители информации ис­

пользуют ее для создания соответствующей нЬвой инфор­ мации. В оптимальном варианте система будет состоять из двух подсистем: первая — избирательное распре­ деление информации, вторая — аналитико-синтетическая переработка информации. Такое, казалось бы, теорети­ ческое разделение позволяет практически находить луч­ шие способы информационного обеспечения исследований и разработок. Программирующими элементами данной системы (алгоритмами) являются планы научно-исследо­ вательских и проектных работ.

На основе технико-экономического и информацион­ ного анализа предварительно выполняется главное, пер­ спективное. Предпочтения заслуживают новые • ориги­ нальные темы или решение старых задач оригиналь­ ными способами. Именно эти направления могут дать значительный научный и экономический эффект. В ре­ зультате составления совместного плана конкретизи­

175


руются поэтапные задачи информационного обеспечения темы.

Н а п е р в о м э т а п е при составлении задания исследователи должны получить -относительно полную информацию о предшествующем опыте, о том, что сделано в стране и за рубежом в данном направле-, нии. Для этого необходимо использовать ретроспектив­ ную библиографию, в том числе патентную, выявить фактические сведения об отечественных и зарубежных разработках и т. и. Завершается этап составлением ре­ феративного обзора, обобщающего накопленную инфор­ мацию. К этому же времени исследователи должны окончательно определить основные направления работ, со­ ставить техническое задание на тему и карту техниче­ ского уровня будущей разработки.

В т о р о й э т а п — непосредственная работа над те­ мой. Информационное обеспечение здесь должно заклю­ чаться в оперативной текущей информации о последних достижениях науки и техники по профилю темы. Это застраховывает от отставания. Ретроспективная инфор­

мация используется лишь при решении

частных задач.

Т р е т и й э т а п — завершение темы.

Вся накоплен­

ная информация используется для синтеза полученных результатов. На ее основе выявляются достоинства и не­ достатки разработки, готовятся предложения по дальней­ шему развитию темы, составлению перспективного плана работ. Эффективность такой системы пиформационного обеспечения во многом определяется спецификой службы информации конкретных научно-исследовательских и проектных организаций. В связи с этим используются различные формы и методы работы.

Лучшей среди систем в настоящее время является универсальная по общей методике система избиратель­ ного распределения информации. Она может быть реа­ лизована как в традиционно сложившихся условиях, так и при создании механизированной информационно-по­ исковой системы (см. с. 124—126). ПРИ позволяет снять с исследователя трудоемкую работу по разысканию необ­ ходимой информации в огромном объеме имеющихся документов. Таким образом, информация становится адреснонаправлениой и оперативной. В какой-то мере эта система напоминает работу органов связи, которые на­ правляют корреспонденцию только конкретно заинтересо­

176

ванным в ней лицам. Система ИРИ состоит из двух главных функциональных частей.

Органы, выдающие целенаправленную информа­ цию, собирают, просматривают и систематизируют первичные и вторичные документы, имеют соот­ ветствующие справочно-информационные фонды в виде каталогов и специализированных картотек. Среди них непременно должны быть необходимые для осуществления ИРИ картотека информацион­ ных запросов обслуживаемых потребителей и кар­ тотека обратной связи с ними.

Потребители-абоненты, использующие информа­ цию. Обязательным для них является соблюдение постоянной обратной связи с органом информации. Только это гарантирует полное и точное удовлет­ ворение информационных потребностей абонентов

ИРИ.

Эффективность системы целиком зависит от опти­ мальной деятельности функциональных звеньев, входя­ щих в обе эти главные части. Поэтому рассмотрим более 'подробно требования, предъявляемые к ним. Орган, вы­ дающий целенаправленную информацию, по существу является и службой информации. Например, ВИНИТИ избирательно обеспечивает научно-технической инфор­ мацией академиков и членов-корреспоидентов АН СССР,

.а местные службы — специалистов своей организацпп. Качество выдаваемой информации прелюде всего гаран­

тируется наличием высококвалифицированных

специа-

листов-информаторов. Это

п е р в о е п, пожалуй,

наибо­

л е е слабое в настоящее

время звено

в системе

ИРИ.

Большинство служб информации

пока не обладает

соответствующими современным требованиям кадрами.

Редко кто одновременно владеет отличными

знаниями

в своей отрасли, основами информационных

дисциплин

и свободно переводит хотя бы с двух иностранных язы­ ков. Поэтому кадры многих информационных органов пока представлены в основном «тройственным союзом» снециалпстов-отраслевиков, гуманитаров, окончивших библиотечные институты или техникумы, и квалифици­ рованных переводчиков, преимущественно с филологи­ ческим уклоном. Понятно, что такое сочетанпе подчас приводит к возникновению затруднений даже социоло­ гического характера.

12 Э. А. Новиков, В. С. Егоров 177


Подобная ситуация возникла потому, нто многочис­ ленные службы информации были созданы в кадровом отношении фактически на пустом месте. К сожалению, и до настоящего времени проблема обучения специали- стов-ииформаторов окончательно еще не решена, а их' требуется многие десятки тысяч.

Анализ информационной деятельности более чем трехсот научно-исследовательских институтов, конструк­ торских бюро и проектных организаций позволил уста­ новить количественную и качественную зависимость между информационными процессами и процессами ис­ следования. Там, где служба научно-технической инфор­ мации работает неудовлетворительно из-за отсутствия специалистов, основная информационная нагрузка па­ дает на самих исследователей, и в конечном итоге зна­ чительное число их используется нерационально. Приво­ дим общие результаты по определению оптимальной чис-1' ленности служб научно-технической информации без учета работников библиотек.7

Общая численность

Численность ОНТИ

работающих (без опытного

производства)

 

До 200

8 -1 0

201-500

20—25

501—1000

40 -50

1001—1500

60 -75

1501—2000

80—100

'2001—2500 и более

125 и более

Следовательно, говоря об организации эффективной' системы ПРИ, необходимо прежде всего добиться оптимизации функций первого главного звена, которое явля­ ется организующим, управляющим и координирующим фактором для успешного функционирования всех других

звеньев.

служб

информации

Для традиционно сложившихся

в т о р ы м звеном в этой системе

должно

быть обяза­

тельное наличие основной части СИФ — главной справоч­ ной библиографической картотеки (картотеки по тематике1 НИР и ОКР). Так как ИРИ призвана обеспечивать те­

кущей оперативной

информацией,

особое внимание сле­

7 3 в е р ж и н с к и й

С. М. Научная

организация .информа­

ционной деятельности. Львов, 1973, с. 71.

 

178



дует уделять отражению в картотеках сведений о мате­ риалах отечествеииой и зарубежной периодики и внутри­ ведомственных работах, например отчетах. Реальная ценность этого звена ИРИ целиком зависит от возмож­ ностей быстро обеспечить и самими первоисточниками информации, которыми должна комплектоваться мест­ ная библиотека, или в виде фотокопий и микрофильмов

— специализированные фонды информационных подраз­ делений.

Т р е т ь е звено ИРИ — картотека информационных t запросов, постоянно действующих на заранее определен­ ный срок осуществления НИР и ОКР. Картотека органи­ зуется по запросам, полученным от исследователей. Все карточки запроса дол?кны составляться единообразно.

В наиболее простом виде карточка состоит из следующих

гэлементов: сведения о специалисте (имя, порядковый номер карточки в картотеке); должность, название под­ разделения, служебный адрес; конкретная формулировка тем, интересующих специалиста именно по служебному профилю. Такая картотека может быть создана путем

■анкетирования или индивидуального опроса. Особое вни­ мание следует обращать на формулировку запроса. Она должна быть краткой, целенаправленной, конкретной и заранее содержать ключевые понятия предмета.

Ч е т в е р т о е звено системы — потребитель. Учиты­ вая ограниченность возможностей служб информации в настоящее время, прежде всего необходимо определить, £то может быть абонентом ИРИ. Пока, к сожалению, лишь отдельные руководящие работники основных под­ разделений, определяющие линию их работы, и сотруд­ ники, ведущие наиболее актуальные темы. Притом из­

бирательное распределение информации

предпочтитель­

нее для'

специалистов,

решающих более

определенные,

частные,

прикладные

или

технологические

задачи

с вполне

ясными границами.

Для решения оригиналь­

ных проблем, требующих широкого охвата смежных от­ раслей и поисков информации в соответствии с вновь возникающими идеями, ИРИ может быть неэффективной вследствие известной формализованности.

П я т о е звено — это носители информации и сами до­ кументы. Они могут быть представлены в виде обыкновен­ ных, желательно прореферированных, библиографических карточек или первоисточников.

179

12*