Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
345 № аз ак З
Рис. 5. Номограмма для расчета допустимой длины маршрута.
боковых шкал AL. Это пояснено на рис. 7 для шкалы AL, отвеча
ющей До : о = 5%. В этом случае, |
как и ранее, |
находим на средней |
|||
шкале точку С, отвечающую заданным значениям At |
и о. Прово |
||||
|
A L |
дим линию |
СЕ, |
перпендику- |
|
At |
1 0 % 20% 5% |
лярную шкалам AL, и в точке |
|||
|
|
Е отсчитываем величину ошиб |
|||
|
|
ки AL. Затем находим на сред |
|||
|
|
ней шкале |
точку |
К, отсчет |
|
|
|
в которой |
равен |
отсчету |
AL |
|
|
в точке Е и проводим прямую, |
|||
|
|
параллельную оси номограм |
|||
|
|
мы А, определяя точку D. На |
|||
|
|
хождение точек Н и М, фикси |
|||
|
|
рующих искомые значения |
5 |
|
|
и пс выполняются так же, как |
|||
|
|
это пояснено выше. |
|
||
|
|
но: |
Ч и с л о в о й |
приме р . Д а |
|
|
|
у = 50 см/с, |
Д^= 45т , |
||
|
|
1: М = 1 : 15000, |
A v:v = 20%, |
||
Рис. 6. Пояснение |
использования |
Р = 70%, маршрут |
замкнут |
||
номограммы при |
До : г>ф 20%. |
между двумя опорными пунк |
|||
|
|
тами. |
|
|
|
Определено: S = 22 км, пс= 28 снимков. |
определить А/. |
||||
Задача 2. Дано: |
S, 1 : М, v, Ди : V. |
Требуется |
Рис. 7. Порядок действия при использовании номо граммы.
Последовательность решения задачи пояснена на схеме, изо браженной на рис. 7. Находим точку N, отвечающую заданным значениям 5 и 1 : М и, проведя вертикальную линию, получаем точку Т в пересечении с кривой, отвечающей масштабу съемки 1 : М. Затем, проведя горизонтальную линию влево, получаем
114
точку J на средней шкале AL. Проведя прямую через точку J и точку О, отвечающую заданному значению и, находим точку Р, в которой отсчитываем искомое значение At. Это построение со ответствует Av : v = 20%. Если Av : v равно 10 или 5%, то на соот ветствующей боковой шкале AL находится точка Е, имеющая от счет, равный отсчету в точке J (рис. 7). Затем через точку Е прово дится прямая, параллельная оси номограммы 5 и в пересечении ее со средней шкалой находится точка С. Через С и О проводится прямая, в пересечении которой со шкалой At отсчитывается иско мое значение At.
Ч и с л о в о й приме р . Дано: 5 = 10 км, 1 : М = 1: 10 000, и = = 65 см/с, Av : i> = 20%. Определено: Af=10 мин, 7.
Задача 3. Дано: S, At, v, 1 : М. Требуется определить: Av : v. Находим точку R, отвечающую заданным значениям S и 1 : М (рис. 7), и проводим линию RU, перпендикулярную оси номо граммы S, определяя точку U. Проведя через точку U линию, па раллельную оси 5, находим точку v на средней шкале AL, в ко торой берем отсчет АЕ\. Используя заданные значения v и At, находим отвечающие им точки Е и К и проведя через них прямую,
определяем точку Q, в которой берем отсчет АЬ2.
Искомое значение Av: v в процентах определяется по формуле
Av : v = 4 tL - 20. |
|
|
М2 |
Ч и с л о в о й приме р . |
Дано: 5 = 1 9 км, Д^= 30 мин, v = |
= 100 см/с, 1 : М= 1 : 10 000, |
маршрут замкнут между двумя опор |
ными пунктами. Определено: Av : v =14%.
8*
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Пример расчетов к составлению программы работ по аэросъемке течений
Для измерения расхода в паводок требуется произвести опре деление поверхностных скоростей течения в основном русле реки, на пойме и в двух протоках (рис. 8). Общая ширина основного русла вместе с поймой составляет 8 км; ширина проток —3 и 4 км. Расстояние между основным руслом и первой протокой 1 км, между протоками около 2 км.
Рис. 8. Схема расположения отдельных створов в основном русле и в про токах.
В связи с низкой облачностью масштаб аэрофотосъемки вы бран 1:5000. Скорость самолета ft^c = 180 км/ч. Из прежних на блюдений известно, что примерные скорости поверхностных тече ний на стрежне составляют: в основном русле 80 см/с {АВ), а пер вой протоке 60 см/с {DC) и во второй 45 см/с {ЕР).
С помощью номограммы, приведенной в приложении 4, рассчи таем для каждого маршрута интервал времени At между двумя
116
съемками. Для определения скорости течения с ошибкой Ди : v не более 5% имеем;
для I маршрута 43 мин;
для II маршрута 12 мин;
для III маршрута 27 мин.
Интервал At между съемками поплавков на / маршруте велик. При примерной скорости течения 80 см/с поплавки за время At = =43 мин и время между сбросом поплавков и первой съемкой
пройдут расстояние более 3 км. В |
связи |
с этим в центральной |
||||||||
части потока они попадут в зону |
а) |
S) |
||||||||
влияния на поток осередка, рас |
||||||||||
00 |
||||||||||
положенного ниже |
гидроствора. |
|||||||||
Поэтому интервал At на I марш |
||||||||||
руте |
необходимо |
уменьшить |
по |
|
4 3 2 1 |
|||||
крайней мере в 2 раза. Для этого |
|
I I I |
||||||||
|
|
|||||||||
разделим |
общую |
длину |
гидро |
|
|
|||||
створа на два съемочных марш |
|
|
||||||||
рута с привязкой каждого из них |
|
|
||||||||
в центре |
потока |
к сброшенному |
4 3 2 |
1 |
||||||
с самолета бую или к естествен |
|
|
||||||||
ным |
неподвижным |
объектам. |
|
|
||||||
В этом случае длина каждой ча |
|
|
||||||||
сти I |
маршрута |
составит |
4 |
км. |
|
|
||||
Интервал |
|
At, определенный |
по |
|
|
|||||
номограмме для 4 км маршрута, |
|
|
||||||||
составляет |
17 мин |
и является |
|
|
||||||
вполне приемлемым. |
|
гидро |
|
|
||||||
Съемку |
всего |
участка |
О |
|||||||
створа 1 будем |
выполнять |
с ин |
||||||||
тервалом |
Д ^=17 |
мин как |
один |
|||||||
маршрут, |
|
разделив |
его на |
два |
Рис. 9. Условная схема различных |
|||||
(4 км) только при обработке. |
|
вариантов аэрофотосъемки. |
||||||||
Интервалы At для II и III |
маршрутов возражений не вызывают. |
Установим рациональный облет маршрутов при выполнении съемок. Начнем с наиболее простого варианта, когда самолет вна чале совершает сброс поплавков на /, II и III маршрутах, а затем в такой же последовательности производит первую и вторую
съемки. |
Условная схема выполнения этого варианта дана на |
рис. 9 а |
(рядом приведена условная схема расположения маршру |
тов). На схеме цифрами обозначены следующие полеты самолета по машрутам:
1— сброс поплавков; 2—4 — первая и вторая съемки;
3 — холостой пролет.
Для расчета возможного интервала между съемками восполь
зуемся формулой (III-10). Имеем: |
|
2 5 г= ( 4 + 3 + 8 ) 2 = 3 0 км, |
|
2 S ; = ( 2+ 1) 2 = 6 км, |
2. |
117
Затраченное на них время Atp~ 4 мин,
At = (30-{-6)-}-4= 16 мин.
Для I к II маршрутов интервал А^=16 мин приемлем; для
III мал.
Наиболее целесообразным, вероятно, будет следующий вариант облета маршрутов. Вначале самолет из точки Е выполняет сброс поплавков на III маршруте, а затем на обратном курсе произво
дит их съемку. Далее сбрасываются поплавки |
из точки D на II |
и I маршрутах, а на обратных курсах производится первая и вто |
|
рая их фотосъемка. После чего самолет вновь |
возвращается на |
III маршрут и выполняет вторую его съемку.
Общая схема этого варианта облета произведена на рис. 9 б. Подсчитываем интервалы At для съемок l u l l маршрутов и от дельно для III маршрута.
Для первого случая имеем:
2 S ;= ( 8 + 3 ) 2 = 2 2 к м ,
,2]5г= 1 Х 2 = 2 км,
У , р = 2, А ^ = 4 м и н ,
At = |
(22—[—2)—|—4 1 2 |
мин. |
Интервал A t=\2 |
мин приемлем для II |
маршрута. Необходи |
мые дополнительные 4 мин для съемки / маршрута могут быть за трачены на непредусмотренные нами довороты самолета при переходах со II маршрута на / или на ожидание в воздухе.
Подсчитаем интервалы для III маршрута. С учетом летных ра
бот на / и II маршрутах имеем: |
|
|
|
|
|
|
2 S ,= = 4 + ( 3 + 8 ) 4 + 4 = 5 2 |
км, |
|
|
|||
2 5 ;= 2 + 1 Х 4 + 2 = 8 |
к м , 2 л = |
4, |
Аг;р= 4 |
Х 2 = 8 |
мин, |
|
At = ^ |
.(5 2 + 8 )+ 8 |
= |
26 |
мин. |
|
|
Таким образом, второй |
вариант облета |
маршрутов |
приемлем. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Форма бланка паспорта аэрофильма
|
Г Л А В Н О Е У П Р А В Л Е Н И Е Г М С П РИ СМ С С С Р |
||
|
Государственный Гидрологический институт |
||
Экспедиция № |
------ — |
Участок № — i------------ |
Дата съемки- |
Трапеции |
|
Фильм № ----------------- |
Тип самолета |
|
|
Номера кадров-----------
С х е м а з а л е т а
Погода при съемке: видимость----------------------------- |
|
|
. |
|
|
облачность |
--------------- ветер------- |
Радиовысотомер----------- |
№■ |
||
АФА |
Вид съемки |
№ пл. рв.------ |
|
|
|
|
|
|
|
||
Объектив |
—--------- |
Масштаб залета- |
|
||
Тип пленки |
---- |
|
|||
|
|
|
|||
Фокусное расстояние ----------- |
Проявитель |
---- |
|
||
|
|
|
|||
|
К а м е р а л ь н ы е р а б о т ы |
|
|
||
|
|
Условные обозначения |
Инв. |
||
|
|
№ |
|||
|
| |
| |
мозаичные фотосхемы |
||
|
| |
| |
уточненные фотосхемы |
||
|
1 |
. |
негативы с мозаичных |
||
|
' |
' |
фотосхем |
|
|
|
| |
| |
фотопланы |
|
|
|
. |
. |
репродукции накидных |
||
|
1 |
* |
монтажей |
|
|
|
1 |
1 контактная печать |
|
||
|
| |
| |
научные отчеты |
|
Начальник экспедиции — Ответств. фотограмметрист Аэросъемщик --------------
119