Файл: Методические рекомендации по измерению расходов воды рек аэрометодами..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

345 № аз ак З

Рис. 5. Номограмма для расчета допустимой длины маршрута.

боковых шкал AL. Это пояснено на рис. 7 для шкалы AL, отвеча­

ющей До : о = 5%. В этом случае,

как и ранее,

находим на средней

шкале точку С, отвечающую заданным значениям At

и о. Прово­

 

A L

дим линию

СЕ,

перпендику-

At

1 0 % 20% 5%

лярную шкалам AL, и в точке

 

 

Е отсчитываем величину ошиб­

 

 

ки AL. Затем находим на сред­

 

 

ней шкале

точку

К, отсчет

 

 

в которой

равен

отсчету

AL

 

 

в точке Е и проводим прямую,

 

 

параллельную оси номограм­

 

 

мы А, определяя точку D. На­

 

 

хождение точек Н и М, фикси­

 

 

рующих искомые значения

5

 

 

и пс выполняются так же, как

 

 

это пояснено выше.

 

 

 

но:

Ч и с л о в о й

приме р . Д а­

 

 

у = 50 см/с,

Д^= 45т ,

 

 

1: М = 1 : 15000,

A v:v = 20%,

Рис. 6. Пояснение

использования

Р = 70%, маршрут

замкнут

номограммы при

До : г>ф 20%.

между двумя опорными пунк­

 

 

тами.

 

 

Определено: S = 22 км, пс= 28 снимков.

определить А/.

Задача 2. Дано:

S, 1 : М, v, Ди : V.

Требуется

Рис. 7. Порядок действия при использовании номо­ граммы.

Последовательность решения задачи пояснена на схеме, изо­ браженной на рис. 7. Находим точку N, отвечающую заданным значениям 5 и 1 : М и, проведя вертикальную линию, получаем точку Т в пересечении с кривой, отвечающей масштабу съемки 1 : М. Затем, проведя горизонтальную линию влево, получаем

114


точку J на средней шкале AL. Проведя прямую через точку J и точку О, отвечающую заданному значению и, находим точку Р, в которой отсчитываем искомое значение At. Это построение со­ ответствует Av : v = 20%. Если Av : v равно 10 или 5%, то на соот­ ветствующей боковой шкале AL находится точка Е, имеющая от­ счет, равный отсчету в точке J (рис. 7). Затем через точку Е прово­ дится прямая, параллельная оси номограммы 5 и в пересечении ее со средней шкалой находится точка С. Через С и О проводится прямая, в пересечении которой со шкалой At отсчитывается иско­ мое значение At.

Ч и с л о в о й приме р . Дано: 5 = 10 км, 1 : М = 1: 10 000, и = = 65 см/с, Av : i> = 20%. Определено: Af=10 мин, 7.

Задача 3. Дано: S, At, v, 1 : М. Требуется определить: Av : v. Находим точку R, отвечающую заданным значениям S и 1 : М (рис. 7), и проводим линию RU, перпендикулярную оси номо­ граммы S, определяя точку U. Проведя через точку U линию, па­ раллельную оси 5, находим точку v на средней шкале AL, в ко­ торой берем отсчет АЕ\. Используя заданные значения v и At, находим отвечающие им точки Е и К и проведя через них прямую,

определяем точку Q, в которой берем отсчет АЬ2.

Искомое значение Av: v в процентах определяется по формуле

Av : v = 4 tL - 20.

 

М2

Ч и с л о в о й приме р .

Дано: 5 = 1 9 км, Д^= 30 мин, v =

= 100 см/с, 1 : М= 1 : 10 000,

маршрут замкнут между двумя опор­

ными пунктами. Определено: Av : v =14%.

8*

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пример расчетов к составлению программы работ по аэросъемке течений

Для измерения расхода в паводок требуется произвести опре­ деление поверхностных скоростей течения в основном русле реки, на пойме и в двух протоках (рис. 8). Общая ширина основного русла вместе с поймой составляет 8 км; ширина проток —3 и 4 км. Расстояние между основным руслом и первой протокой 1 км, между протоками около 2 км.

Рис. 8. Схема расположения отдельных створов в основном русле и в про­ токах.

В связи с низкой облачностью масштаб аэрофотосъемки вы­ бран 1:5000. Скорость самолета ft^c = 180 км/ч. Из прежних на­ блюдений известно, что примерные скорости поверхностных тече­ ний на стрежне составляют: в основном русле 80 см/с {АВ), а пер­ вой протоке 60 см/с {DC) и во второй 45 см/с {ЕР).

С помощью номограммы, приведенной в приложении 4, рассчи­ таем для каждого маршрута интервал времени At между двумя

116


съемками. Для определения скорости течения с ошибкой Ди : v не более 5% имеем;

для I маршрута 43 мин;

для II маршрута 12 мин;

для III маршрута 27 мин.

Интервал At между съемками поплавков на / маршруте велик. При примерной скорости течения 80 см/с поплавки за время At = =43 мин и время между сбросом поплавков и первой съемкой

пройдут расстояние более 3 км. В

связи

с этим в центральной

части потока они попадут в зону

а)

S)

влияния на поток осередка, рас­

00

положенного ниже

гидроствора.

Поэтому интервал At на I марш­

руте

необходимо

уменьшить

по

 

4 3 2 1

крайней мере в 2 раза. Для этого

 

I I I

 

 

разделим

общую

длину

гидро­

 

 

створа на два съемочных марш­

 

 

рута с привязкой каждого из них

 

 

в центре

потока

к сброшенному

4 3 2

1

с самолета бую или к естествен­

 

 

ным

неподвижным

объектам.

 

 

В этом случае длина каждой ча­

 

 

сти I

маршрута

составит

4

км.

 

 

Интервал

 

At, определенный

по

 

 

номограмме для 4 км маршрута,

 

 

составляет

17 мин

и является

 

 

вполне приемлемым.

 

гидро­

 

 

Съемку

всего

участка

О

створа 1 будем

выполнять

с ин­

тервалом

Д ^=17

мин как

один

маршрут,

 

разделив

его на

два

Рис. 9. Условная схема различных

(4 км) только при обработке.

 

вариантов аэрофотосъемки.

Интервалы At для II и III

маршрутов возражений не вызывают.

Установим рациональный облет маршрутов при выполнении съемок. Начнем с наиболее простого варианта, когда самолет вна­ чале совершает сброс поплавков на /, II и III маршрутах, а затем в такой же последовательности производит первую и вторую

съемки.

Условная схема выполнения этого варианта дана на

рис. 9 а

(рядом приведена условная схема расположения маршру­

тов). На схеме цифрами обозначены следующие полеты самолета по машрутам:

1— сброс поплавков; 2—4 — первая и вторая съемки;

3 — холостой пролет.

Для расчета возможного интервала между съемками восполь­

зуемся формулой (III-10). Имеем:

 

2 5 г= ( 4 + 3 + 8 ) 2 = 3 0 км,

 

2 S ; = ( 2+ 1) 2 = 6 км,

2.

117


Затраченное на них время Atp~ 4 мин,

At = (30-{-6)-}-4= 16 мин.

Для I к II маршрутов интервал А^=16 мин приемлем; для

III мал.

Наиболее целесообразным, вероятно, будет следующий вариант облета маршрутов. Вначале самолет из точки Е выполняет сброс поплавков на III маршруте, а затем на обратном курсе произво­

дит их съемку. Далее сбрасываются поплавки

из точки D на II

и I маршрутах, а на обратных курсах производится первая и вто­

рая их фотосъемка. После чего самолет вновь

возвращается на

III маршрут и выполняет вторую его съемку.

Общая схема этого варианта облета произведена на рис. 9 б. Подсчитываем интервалы At для съемок l u l l маршрутов и от­ дельно для III маршрута.

Для первого случая имеем:

2 S ;= ( 8 + 3 ) 2 = 2 2 к м ,

,2]5г= 1 Х 2 = 2 км,

У , р = 2, А ^ = 4 м и н ,

At =

(22—[—2)—|—4 1 2

мин.

Интервал A t=\2

мин приемлем для II

маршрута. Необходи­

мые дополнительные 4 мин для съемки / маршрута могут быть за­ трачены на непредусмотренные нами довороты самолета при переходах со II маршрута на / или на ожидание в воздухе.

Подсчитаем интервалы для III маршрута. С учетом летных ра­

бот на / и II маршрутах имеем:

 

 

 

 

 

2 S ,= = 4 + ( 3 + 8 ) 4 + 4 = 5 2

км,

 

 

2 5 ;= 2 + 1 Х 4 + 2 = 8

к м , 2 л =

4,

Аг;р= 4

Х 2 = 8

мин,

At = ^

.(5 2 + 8 )+ 8

=

26

мин.

 

 

Таким образом, второй

вариант облета

маршрутов

приемлем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Форма бланка паспорта аэрофильма

 

Г Л А В Н О Е У П Р А В Л Е Н И Е Г М С П РИ СМ С С С Р

 

Государственный Гидрологический институт

Экспедиция №

------ —

Участок № — i------------

Дата съемки-

Трапеции

 

Фильм № -----------------

Тип самолета

 

 

Номера кадров-----------

С х е м а з а л е т а

Погода при съемке: видимость-----------------------------

 

 

.

 

облачность

--------------- ветер-------

Радиовысотомер-----------

№■

АФА

Вид съемки

№ пл. рв.------

 

 

 

 

 

 

Объектив

—---------

Масштаб залета-

 

Тип пленки

----

 

 

 

 

Фокусное расстояние -----------

Проявитель

----

 

 

 

 

 

К а м е р а л ь н ы е р а б о т ы

 

 

 

 

Условные обозначения

Инв.

 

 

 

|

|

мозаичные фотосхемы

 

|

|

уточненные фотосхемы

 

1

.

негативы с мозаичных

 

'

'

фотосхем

 

 

|

|

фотопланы

 

 

.

.

репродукции накидных

 

1

*

монтажей

 

 

1

1 контактная печать

 

 

|

|

научные отчеты

 

Начальник экспедиции — Ответств. фотограмметрист Аэросъемщик --------------

119