Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
ния (в случае необходимости); эти задачи решаются с помощью нормативно-справочного массива;
определение потребности республики во врачебных кадрах (во взаимодействии с массивом заболеваемости и массивом демо графических данных);
составление рекомендаций по рациональной расстановке кад ров (во взаимодействии с подсистемой сети медицинских учрежде ний и нормативно-справочным массивом);
рекомендации при планировании санитарно-эпидемиологичес кой службы (во взаимодействии с эпидемиологическими моделями).
Структура АСУ «Кадры» и этапность ее разработки
Подсистема «Кадры» включает централизованный кадровый ма шинный регистр (информационный массив); математическое обеспечение задач подсистемы; математические модели плани рования и управления кадровой службой здравоохранения; служебные программы, реализующие математический аппарат; информационный массив, сформированный на основе материала отраслевого социологического исследования; математическое обеспечение задач социологического исследования.
При создании АСУ «Кадры» предусматривается параллельная разработка как информационного массива, так и математического аппарата системы. Однако информационный массив должен раз рабатываться опережающими темпами.
Кадровый машинный регистр
Кадровый регистр представляет собой информационный пофа мильный массив, хранящийся в памяти машины. Массив содержит основные сведения о всех врачах, научных сотрудниках и руко водящих работниках системы здравоохранения республики. Кро ме того, предусматривается внесение в регистр всех изменений анкетных данных у лиц, значащихся в регистре, а также внесение сведений о вновь прибывших на работу в республику.
Шифровка учреждений системы здравоохранения, медицинских специальностей, должностей и т. д. будет проведена в соответствии с отраслевыми нормами, разработанными во Всесоюзном научноисследовательском институте социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко.
Внедрение первой очереди АСУ «Кадры» (кадрового машинного регистра и математического обеспечения статистических и учет ных задач) позволит решить все вопросы, относящиеся к первой группе задач подсистемы «Кадры», т. е. даст возможность определить количественные показатели, характеризующие состоя ние кадров в системе здравоохранения республики.
5 |
3-2314 |
65 |
Внедрение второй очереди подсистемы (разработка математи ческих моделей планирования и управления здравоохранением и создание соответствующего математического обеспечения) по зволит решать наряду с количественными эадачи управления й планирования кадровой службой здравоохранения.
Информационные документы подсистемы «Кадры»
Информационными документами, предназначенными для форми рования кадрового машинного регистра (информационного массива) подсистемы «Кадры» служат анкета машинного регистра и сиг нальные талоны.
Анкета машинного регистра (приложение 2) представляет со бой перечень вопросов, ответы на которые позволят ввести в память машины основные сведения о лицах, заполнивших анкету. Ан кета предназначена для формирования первичного информацион ного массива. Заполняется она каждым сотрудником системы здра воохранения персонально и однократно, согласно приложенной инструкции. Кроме того, в анкету входит раздел, который за полняется только руководителями учреждений. Этот раздел со держит сведения о штатном расписании учреждения и о его ко ечном фонде.
Сигнальные талоны — их два — представляют собой информа ционные документы, содержащие перечень вопросов только по тем пунктам анкеты, в которых могут произойти изменения с те чением времени; они предназначены для регистрации этих измене ний в машинном регистре..Заполняются сигнальные талоны руко водителями учреждений или лицами, ими назначенными (в круп ных учреждениях).
Сигнальный талон № 1 (приложение 3) заполняется на каж дого прибывшего или выбывшего специалиста. После заполнения
талон отправляется в |
облздравотдел. |
|
|
Сигнальный талон № |
2 (приложение 4) заполняется один раз |
||
в конце квартала. В талон вносятся сведения только о тех |
лицах, |
||
у которых за истекший |
квартал произошли |
изменения в |
анкет |
ных данных. Эти изменения фиксируются в |
сигнальном |
талоне |
№ 2, после чего заполненный талон также отправляется в обл здравотдел.
Введение новых информационных документов вызвано тем, что в настоящее время в системе здравоохранения нет единой формы учета кадров, отвечающей задачам АСУ, а тем более приспособлен ной к вводу в вычислительную машину. При составлении анкеты были использованы следующие отчетные и учетные формы: лич ный листок по учету кадров, учетная карточка научного работ ника, разделы по кадрам годового отчета медицинского учрежде ния, а также ряд документов по проверке работы с медицински ми и фармацевтическими кадрами в системе здравоохранения.
66
Министерство здравоохранения УССР
Функции:
1.Получение информации от Лаборатории автоматизации управления здравоохранением.
2.Постановка задач перед лабораторией.
3.Оценка эффективности подготовленных лабораторией рекомендаций.
4.Содействие в организации сбора информации.
Лаборатория автоматизации управления здравоохранением
Функции:
1.Получение информации от областных отделов здравоохра нения.
2.Ввод в ЭВМ полученной информации, ее обработка и хра нение.
3.Выдача информации и результатов ее обработки МЗ УССР.
Областные отделы здравоохранения
Функции:
1.Получение информации от центральных районных боль ниц и городских отделов здравоохранения.
2.Контроль за своевременным поступлением информации.
3.Отправка информационных документов в Лабораторию ав томатизации управления здравоохранением.
Центральная |
районная |
боль |
|
Горздравотделы |
|||
ница |
(ЦРБ) |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|||
Функции: |
|
|
Функции: |
|
|||
|
1. |
Получение |
информации от |
||||
Получение |
информации от |
||||||
|
районных |
отделов |
здраво |
||||
номерных |
районных |
боль |
|
||||
|
охранения. |
|
|
||||
ниц. |
|
|
|
|
|
||
|
|
2. |
Контроль |
эа своевременно |
|||
Контроль за своевременнос |
|||||||
|
стью получения |
информа |
|||||
тью получения информации. |
|
||||||
|
ции. |
|
|
||||
Отправка |
информационных |
|
|
|
|||
3. |
Отправка |
информационных |
|||||
документов |
в облздравотдел. |
||||||
|
документов в облэдравотдел. |
||||||
|
|
|
|
67
Номерные районные |
больницы |
|
Райздравотделы |
|
||||||||||
|
|
Функции: |
|
|
|
|
Функции: |
|
||||||
1. |
Получение |
информации |
от |
|
|
|
||||||||
|
медицинских |
учреждений, |
1. |
Получение |
информации |
от |
||||||||
|
находящихся |
в секторе |
об |
|
медицинских |
|
учреждений, |
|||||||
|
служивания номериой боль |
|
находящихся |
на территории |
||||||||||
|
ницы. |
|
|
|
|
|
|
района. |
|
|
|
|
||
2. |
Контроль |
за |
своевременно |
2. |
Контроль |
за |
своевременно |
|||||||
|
стью |
получения |
информа |
|
стью получения информации. |
|||||||||
|
ции. |
|
|
|
|
|
3. |
Отправка |
информационных |
|||||
3. |
Отправка |
информационных |
|
документов |
в |
Горздравотде- |
||||||||
|
документов в |
ЦРБ. |
|
|
лы. |
|
|
|
|
|
||||
Медицинские |
учреждения |
сек |
Медицинские |
учреждения, |
на |
|||||||||
тора обслуживания |
номерных |
|||||||||||||
ходящиеся ыа территории района |
||||||||||||||
|
районных |
больниц |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
Функции: |
|
|
|
|
Функции: |
|
||||||
1. |
Сбор |
информации |
внутри |
1. |
Сбор |
информации внутри |
||||||||
|
учреждения. |
|
|
|
|
учреждения. |
|
|
|
|||||
2. |
Контроль |
за |
полнотой, |
до |
2. Контроль за полнотой, до |
|||||||||
|
стоверностью |
и своевремен |
|
стоверностью |
и |
своевремен |
||||||||
|
ностью сбора |
информации. |
|
ностью |
сбора |
информации. |
||||||||
3. |
Отправка |
информационных |
3. |
Отправка |
информационных |
|||||||||
|
документов в номерные рай |
|
документов в |
райздравотде- |
||||||||||
|
онные |
больницы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В анкету внесены также вопросы, не содержащиеся в соответству ющих формах отчета и учета кадров, но необходимые для решения различных задач (изменение специальности, смена места работы, повышение квалификации, трудовой стаж и т. д.).
|
Функционирование подсистемы «Кадры» |
|
||
Как и каждая |
система, здравоохранение состоит из управляюще |
|||
го органа, объектов |
управления и каналов связи. Между |
орга |
||
ном управления |
и объектами управления осуществляется |
обмен |
||
• информацией. |
В подсистеме «Кадры» управляющим органом |
|||
является Министерство |
здравоохранения Украинской ССР. Объ |
|||
екты управления — все |
лечебно-профилактические и санитарно- |
|||
эпидемиологические |
учреждения, медицинские научные и |
учеб |
ные заведения, административные учреждения и другие службы системы здравоохранения.
Центром сбора, обработки и выдачи информации является ин формационно-вычислительный центр МЗ УССР.
Управляющий орган ориентирует деятельность автоматизиро-
. ванной подсистемы «Кадры», определяет порядок и срочность ре-
68
шения задач, эффективность подготовленных подсистемой ре комендаций.
Задачи решаются подсистемой на основании информации, по лучаемой от областных отделов здравоохранения республики. Облздравотделы, в свою очередь, получают информацию от всех периферийных организаций области.
Схема информационных потоков автоматизированной под системы «Кадры» представлена выше.
Функционирование машинного регистра «Кадры»
Машинный кадровый регистр является первой очередью подсис темы «Кадры». Внедрение регистра происходит в два этапа. На первом производится первичный сбор информации, т. е. формиру ется первичный информационный массив. Затем в память ЭВМ вводится информация, содержащаяся в «Анкете для машинного регистра». Документооборот при первичном сборе информации осуществляется согласно схеме, представленной ниже. На втором этапе осуществляется собственно функционирование регистра. При этом посредством «Сигнальных талонов» регулярно вносятся дополнения и изменения анкетных данных.
Отраслевое социологическое исследование
Все задачи, решаемые с помощью машинного регистра,— задачи количественного характера. Однако многие вопросы системы здравоохранения (причины текучести кадров, непроизводитель ной затраты рабочего времени, неудовлетворительного качества обслуживания населения медицинской помощью, неудовлетворен ности врачей специальностью, местом работы и т. д.) не пред ставляется возможным решить только на основании учетных и отчетных материалов или даже с помощью обследования на местах отдельных выборочных учреждений, как это делается в настоящее время. Только анализ проведенных социологических исследова ний внутри системы здравоохранения позволит ответить на воп росы такого рода.
Информационным документом для проведения социологических исследований является социологическая анкета. Последняя со держит перечень вопросов, составленный с таким расчетом, чтобы установить причины различных явлений, упоминавшихся выше, а также выявить общественное мнение по ряду вопросов.
Информационные массивы и их структура
Основной структурной единицей информационного массива яв ляется документ. В зависимости от способа представления до кументов в памяти машины различают массивы с документами постоянной, переменной, постоянно-переменной длины (послед ний соответствует ассоциативной структуре).
69
1