Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ния (в случае необходимости); эти задачи решаются с помощью нормативно-справочного массива;

определение потребности республики во врачебных кадрах (во взаимодействии с массивом заболеваемости и массивом демо­ графических данных);

составление рекомендаций по рациональной расстановке кад­ ров (во взаимодействии с подсистемой сети медицинских учрежде­ ний и нормативно-справочным массивом);

рекомендации при планировании санитарно-эпидемиологичес­ кой службы (во взаимодействии с эпидемиологическими моделями).

Структура АСУ «Кадры» и этапность ее разработки

Подсистема «Кадры» включает централизованный кадровый ма­ шинный регистр (информационный массив); математическое обеспечение задач подсистемы; математические модели плани­ рования и управления кадровой службой здравоохранения; служебные программы, реализующие математический аппарат; информационный массив, сформированный на основе материала отраслевого социологического исследования; математическое обеспечение задач социологического исследования.

При создании АСУ «Кадры» предусматривается параллельная разработка как информационного массива, так и математического аппарата системы. Однако информационный массив должен раз­ рабатываться опережающими темпами.

Кадровый машинный регистр

Кадровый регистр представляет собой информационный пофа­ мильный массив, хранящийся в памяти машины. Массив содержит основные сведения о всех врачах, научных сотрудниках и руко­ водящих работниках системы здравоохранения республики. Кро­ ме того, предусматривается внесение в регистр всех изменений анкетных данных у лиц, значащихся в регистре, а также внесение сведений о вновь прибывших на работу в республику.

Шифровка учреждений системы здравоохранения, медицинских специальностей, должностей и т. д. будет проведена в соответствии с отраслевыми нормами, разработанными во Всесоюзном научноисследовательском институте социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко.

Внедрение первой очереди АСУ «Кадры» (кадрового машинного регистра и математического обеспечения статистических и учет­ ных задач) позволит решить все вопросы, относящиеся к первой группе задач подсистемы «Кадры», т. е. даст возможность определить количественные показатели, характеризующие состоя­ ние кадров в системе здравоохранения республики.

5

3-2314

65


Внедрение второй очереди подсистемы (разработка математи­ ческих моделей планирования и управления здравоохранением и создание соответствующего математического обеспечения) по­ зволит решать наряду с количественными эадачи управления й планирования кадровой службой здравоохранения.

Информационные документы подсистемы «Кадры»

Информационными документами, предназначенными для форми­ рования кадрового машинного регистра (информационного массива) подсистемы «Кадры» служат анкета машинного регистра и сиг­ нальные талоны.

Анкета машинного регистра (приложение 2) представляет со­ бой перечень вопросов, ответы на которые позволят ввести в память машины основные сведения о лицах, заполнивших анкету. Ан­ кета предназначена для формирования первичного информацион­ ного массива. Заполняется она каждым сотрудником системы здра­ воохранения персонально и однократно, согласно приложенной инструкции. Кроме того, в анкету входит раздел, который за­ полняется только руководителями учреждений. Этот раздел со­ держит сведения о штатном расписании учреждения и о его ко­ ечном фонде.

Сигнальные талоны — их два — представляют собой информа­ ционные документы, содержащие перечень вопросов только по тем пунктам анкеты, в которых могут произойти изменения с те­ чением времени; они предназначены для регистрации этих измене­ ний в машинном регистре..Заполняются сигнальные талоны руко­ водителями учреждений или лицами, ими назначенными (в круп­ ных учреждениях).

Сигнальный талон № 1 (приложение 3) заполняется на каж­ дого прибывшего или выбывшего специалиста. После заполнения

талон отправляется в

облздравотдел.

 

 

Сигнальный талон №

2 (приложение 4) заполняется один раз

в конце квартала. В талон вносятся сведения только о тех

лицах,

у которых за истекший

квартал произошли

изменения в

анкет­

ных данных. Эти изменения фиксируются в

сигнальном

талоне

№ 2, после чего заполненный талон также отправляется в обл­ здравотдел.

Введение новых информационных документов вызвано тем, что в настоящее время в системе здравоохранения нет единой формы учета кадров, отвечающей задачам АСУ, а тем более приспособлен­ ной к вводу в вычислительную машину. При составлении анкеты были использованы следующие отчетные и учетные формы: лич­ ный листок по учету кадров, учетная карточка научного работ­ ника, разделы по кадрам годового отчета медицинского учрежде­ ния, а также ряд документов по проверке работы с медицински­ ми и фармацевтическими кадрами в системе здравоохранения.

66


Министерство здравоохранения УССР

Функции:

1.Получение информации от Лаборатории автоматизации управления здравоохранением.

2.Постановка задач перед лабораторией.

3.Оценка эффективности подготовленных лабораторией рекомендаций.

4.Содействие в организации сбора информации.

Лаборатория автоматизации управления здравоохранением

Функции:

1.Получение информации от областных отделов здравоохра­ нения.

2.Ввод в ЭВМ полученной информации, ее обработка и хра­ нение.

3.Выдача информации и результатов ее обработки МЗ УССР.

Областные отделы здравоохранения

Функции:

1.Получение информации от центральных районных боль­ ниц и городских отделов здравоохранения.

2.Контроль за своевременным поступлением информации.

3.Отправка информационных документов в Лабораторию ав­ томатизации управления здравоохранением.

Центральная

районная

боль­

 

Горздравотделы

ница

(ЦРБ)

 

 

 

 

 

 

 

Функции:

 

 

Функции:

 

 

1.

Получение

информации от

Получение

информации от

 

районных

отделов

здраво­

номерных

районных

боль­

 

 

охранения.

 

 

ниц.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Контроль

эа своевременно­

Контроль за своевременнос­

 

стью получения

информа­

тью получения информации.

 

 

ции.

 

 

Отправка

информационных

 

 

 

3.

Отправка

информационных

документов

в облздравотдел.

 

документов в облэдравотдел.

 

 

 

 

67


Номерные районные

больницы

 

Райздравотделы

 

 

 

Функции:

 

 

 

 

Функции:

 

1.

Получение

информации

от

 

 

 

 

медицинских

учреждений,

1.

Получение

информации

от

 

находящихся

в секторе

об­

 

медицинских

 

учреждений,

 

служивания номериой боль­

 

находящихся

на территории

 

ницы.

 

 

 

 

 

 

района.

 

 

 

 

2.

Контроль

за

своевременно­

2.

Контроль

за

своевременно­

 

стью

получения

информа­

 

стью получения информации.

 

ции.

 

 

 

 

 

3.

Отправка

информационных

3.

Отправка

информационных

 

документов

в

Горздравотде-

 

документов в

ЦРБ.

 

 

лы.

 

 

 

 

 

Медицинские

учреждения

сек­

Медицинские

учреждения,

на­

тора обслуживания

номерных

ходящиеся ыа территории района

 

районных

больниц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Функции:

 

 

 

 

Функции:

 

1.

Сбор

информации

внутри

1.

Сбор

информации внутри

 

учреждения.

 

 

 

 

учреждения.

 

 

 

2.

Контроль

за

полнотой,

до­

2. Контроль за полнотой, до­

 

стоверностью

и своевремен­

 

стоверностью

и

своевремен­

 

ностью сбора

информации.

 

ностью

сбора

информации.

3.

Отправка

информационных

3.

Отправка

информационных

 

документов в номерные рай­

 

документов в

райздравотде-

 

онные

больницы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В анкету внесены также вопросы, не содержащиеся в соответству­ ющих формах отчета и учета кадров, но необходимые для решения различных задач (изменение специальности, смена места работы, повышение квалификации, трудовой стаж и т. д.).

 

Функционирование подсистемы «Кадры»

 

Как и каждая

система, здравоохранение состоит из управляюще­

го органа, объектов

управления и каналов связи. Между

орга­

ном управления

и объектами управления осуществляется

обмен

• информацией.

В подсистеме «Кадры» управляющим органом

является Министерство

здравоохранения Украинской ССР. Объ­

екты управления — все

лечебно-профилактические и санитарно-

эпидемиологические

учреждения, медицинские научные и

учеб­

ные заведения, административные учреждения и другие службы системы здравоохранения.

Центром сбора, обработки и выдачи информации является ин­ формационно-вычислительный центр МЗ УССР.

Управляющий орган ориентирует деятельность автоматизиро-

. ванной подсистемы «Кадры», определяет порядок и срочность ре-

68


шения задач, эффективность подготовленных подсистемой ре­ комендаций.

Задачи решаются подсистемой на основании информации, по­ лучаемой от областных отделов здравоохранения республики. Облздравотделы, в свою очередь, получают информацию от всех периферийных организаций области.

Схема информационных потоков автоматизированной под­ системы «Кадры» представлена выше.

Функционирование машинного регистра «Кадры»

Машинный кадровый регистр является первой очередью подсис­ темы «Кадры». Внедрение регистра происходит в два этапа. На первом производится первичный сбор информации, т. е. формиру­ ется первичный информационный массив. Затем в память ЭВМ вводится информация, содержащаяся в «Анкете для машинного регистра». Документооборот при первичном сборе информации осуществляется согласно схеме, представленной ниже. На втором этапе осуществляется собственно функционирование регистра. При этом посредством «Сигнальных талонов» регулярно вносятся дополнения и изменения анкетных данных.

Отраслевое социологическое исследование

Все задачи, решаемые с помощью машинного регистра,— задачи количественного характера. Однако многие вопросы системы здравоохранения (причины текучести кадров, непроизводитель­ ной затраты рабочего времени, неудовлетворительного качества обслуживания населения медицинской помощью, неудовлетворен­ ности врачей специальностью, местом работы и т. д.) не пред­ ставляется возможным решить только на основании учетных и отчетных материалов или даже с помощью обследования на местах отдельных выборочных учреждений, как это делается в настоящее время. Только анализ проведенных социологических исследова­ ний внутри системы здравоохранения позволит ответить на воп­ росы такого рода.

Информационным документом для проведения социологических исследований является социологическая анкета. Последняя со­ держит перечень вопросов, составленный с таким расчетом, чтобы установить причины различных явлений, упоминавшихся выше, а также выявить общественное мнение по ряду вопросов.

Информационные массивы и их структура

Основной структурной единицей информационного массива яв­ ляется документ. В зависимости от способа представления до­ кументов в памяти машины различают массивы с документами постоянной, переменной, постоянно-переменной длины (послед­ ний соответствует ассоциативной структуре).

69

1