Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

V,

О",

си

 

 

 

 

 

 

цептр.рег

 

сут

 

 

 

 

N.у.п.д. —

• t,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

per

 

 

где а с у т

а с м

=

1,5

коэффициенты

суточной и сменной

не­

равномерности;

Жрег

производительность

регистрации по

нор­

мам ЦСУ (около

1 символов/сек); tpeT

— время регистрации в

те­

чение суток в секундах (при двухсменной работе около 16 час). Заметим, что в начальный период, когда необходимо сформи­ ровать все массивы и записать их на магнитные ленты, а также вводить централизованно все изменения, объем перфорации воз­

растает более чем в 10 раз. Поэтому в период пуска системы

N у.п.д.пуск 10N-у.п.д.

§ 8. ПОДСИСТЕМЫ ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Согласно плану внедрения вычислительной техники в народное хозяйство, в 1971—1975 гг. должна быть разработана первая очередь ОАСУ здравоохранением и должен быть создан информа­ ционно-вычислительный центр МЗ УССР.

Сейчас здравоохранением УССР разрабатываются параллель­ но три подсистемы: «Кадры», «Стационарно-амбулаторная помощь» и АСОД противотуберкулезных учреждений. При этом преиму­ щественное внимание на первом этапе придается разработке информационной базы, что позволит в первую очередь решить такие задачи, как автоматизация обработки учетной и отчетной информа­ ции и накопление и хранение информации для дальнейшего ее использования при решении задач второго этапа — управления, планирования и прогнозирования.

Функционирование каждой подсистемы предполагается в двух режимах: автономном и общем. В автономном режиме будут ре­ шаться преимущественно задачи обработки учетных и отчетных данных по отдельным подсистемам, в общем — задачи, для кото­ рых используются данные различных подсистем.

В настоящее время решаются задачи, связанные с разработкой подсистемы управления стационарами, призванной обеспечить:

сбор, централизацию накопления и обработку информации,о деятельности каждого в отдельности стационара республики; выдачу управленческих показателей о сети стационаров для различного уровня управления (района, города, области, респуб­

лики) ; подготовку справочных материалов о деятельности стационаров

по заданию МЗ УССР; планирование развития сети стационаров.

Задачи, решаемые данной системой, делятся на две группы: информационно-справочные (расчет показателей использования конечного фонда, оценка качества деятельности стационаров и

61


т. д.) и задачи планирования и управления деятельностью и раз­ витием сети стационаров. Успешное решение задач первой группы обусловлено методами и средствами решения аадач планирования и управления. В силу такой зависимости устанавливается этапность разработки АСУ стационарами: на первом этапе определя­ ются общие и конкретные задачи, решаемые системой, устанавли­ вается объем и полнота информации, необходимой для решения задач, разрабатывается математическое обеспечение, создаются основные и вспомогательные информационные массивы (массив сведений о стационарах — машинный регистр стационаров, мас­ сив нормативно-справочной информации и т. д.); на втором этапе разрабатываются методы автоматизированного планирования рас­ пределения коечного фонда, методы прогнозирования развития се­ ти стационаров республики, методы комплексной оценки деятель­ ности стационаров, создаются модели стационарной помощи для различных территорий республики.

Основным информационным документом системы является паспорт стационара. Паспорт содержит данные, характеризую­ щие деятельность конкретного стационара и информацию, на осно­ ве которой можно составить четкое представление о работе сети стационаров. Информация, содержащаяся в паспорте стационара, включает три категории показателей: 1) показатели состояния стационара, характеризующие помещение, техническую осна­ щенность, сведения о структуре и расширении стационара; 2) пла­ ново-экономические показатели, включающие освоение сметного коечного фонда, среднее число дней работы койки в году, средний оборот койки, среднюю длительность пребывания больного на койке и т. д.; 3) показатели качества деятельности стационара, характеризующие полноту и своевременность обследования ста­ ционарного больного, объем диагностики, объем лечения, длитель­ ность госпитализации и т. д. Можно предусмотреть расчет показа­ телей не на год, а на меньшие периоды времени — полгода, квар­ тал.

Информационные потоки в АСУ стационарами организуются следующим образом. Паспорт заполняется в стационаре один или несколько раз в году и направляется в РНЙИВЦ МЗ УССР. Здесь формируется машинный регистр стационаров республики, т. е. в память ЭВМ «Минск-32» заносятся паспорта всех стационаров УССР.

В РИВЦ МЗ УССР подсчитываются сводные таблицы, харак­ теризующие деятельность сети стационаров на уровне районов * городов, областей, а также готовятся сводные данные по республи­ ке. Эта информация направляется «вниз» — в районы, города и области — и «вверх» — в МЗ УССР и МЗ СССР. По заданию Министерства здравоохранения УССР готовятся специальные справочные материалы различного назначения. При такой орга­ низации реализуется принцип централизованной обработки и хра­ нения информации о деятельности стационаров республики.

62


На основе информации, накопленной в машинных регистрах, будут разработаны комплексные критерии оценки деятельности стационаров, т. е. будет создана информационная база для реше­ ния задач планирования и управления.

Перестройка отчетной документации, связанная с созданием АСУ стационарами, вызовет определенную реорганизацию учет­ ной документации, т. е. структура и содержание историй болезни и карты выбывшего из стационара изменятся. Эти документы пополнятся показателями качества и объема обследования и ле­ чения больных и некоторыми другими сведениями.

Необходимо заметить, что создание новых информационных документов и выработка показателей — весьма сложная проблема. Их структура и объем определяются теми задачами, которые бу­ дут решаться АСУ стационарами. В то же время должна быть со­ блюдена преемственность информации, новые информационные документы не должны быть громоздкими и сложными для со­ ставления.

* Лабораторией автоматизации управления здравоохранением Киевского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследова­ тельского института туберкулеза и грудной хирургии совместно с Главным управлением лечебно-профилактической помощи МЗ УССР разработаны первые варианты информационных докумен­ тов: истории болезни по различным профилям и паспорт стацио­ нара. Эти документы пройдут тщательную экспериментальную проверку в стационарах различных категорий и, после доработок и обсуждения, будут предложены в качестве основных информа­ ционных документов АСУ стационарами республики.

В настоящее время уже создан один из массивов АСУ стацио­ нарами УССР. В качестве исходной информации для него взяты показатели, характеризующие деятельность стационаров за пяти­ летие:

общее количество коек и количество коек по профилю; количество коек, расположенных в типовых больничных зда­

ниях или в помещениях, приспособленных для стационара; количество квадратных метров площади, приходящихся на од­

ну койку; структура стационаров по профилю и мощность отделений;

прирост коек по больницам и отделениям; расширение коечного фонда за счет различных источников фи­

нансирования.

С помощью данного массива осуществлена разработка основ­ ных параметров для перспективного расчета развития специа­ лизированной стационарной помощи (материально-технической базы и мощности стационаров различной типовой категории, струк­ туры коечного фонда; мощности специализированных отделений).

Центральной частью АСОД противотуберкулезных учрежде­ ний является машинный регистр больных и лиц, находящихся под наблюдением противотуберкулезных диспансеров. Уже создан

63


такой

регистр для Черниговской

области и Московского рай­

она

гор. Киева,

насчитывающий 72 тыс. документов. Разрабо­

тано

и

прошло

стойкую проверку

математическое обеспечение

АСОД противотуберкулезных учреждений, ориентированное на •ЭВМ «Минск-22». Дальнейшая задача — анализ данных для •определения информационной ценности показателей, характеризу­ ющих больных. После решения этой задачи будет выработана структура АСОД противотуберкулезных учреждений.

§ 9. ПОДСИСТЕМА «КАДРЫ» ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Цели и задачи АСУ «Кадры»

Внедрение в систему здравоохранения республики автоматизиро-

.ванной системы «Кадры» дает возможность централизовать все основные сведения о врачах лечебно-профилактического профиля, санитарных врачах, научных, педагогических кадрах и руково­ дящих работниках системы здравоохранения Украинской ССР; организовать автоматизированный учет текущих изменений ан­ кетных данных; выдавать необходимую органам управления ин­ формацию по состоянию кадров в республике и составлять рекомендации по рациональной расстановке руководящих, ле­ чебных, санитарных, научных и педагогических кадров; разраба­ тывать перспективные и текущие планы подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения.

АСУ «Кадры» решает задачи, связанные с изучением коли­ чественных показателей, характеризующих состояние кадров в си­ стеме здравоохранения республики, с помощью централизованного кадрового машинного регистра, включающего в себя информаци­ онный массив и комплекс программ, реализующих эти задачи. Задачи управления реализуются с помощью математических мо­ делей, соответствующих задачам управления и планирования кад­ ровой службы Министерства здравоохранения УССР. Задачи, связанные с изучением условий труда медработников, а также за­ дачи по изучению причин недостаточно качественного обслужива­ ния медицинской помощью (там, где это имеет место) реализуются с помощью информационного массива, сформированного на мате­ риале отраслевого социологического исследования.

Взаимодействие подсистемы «Кадры» с другими подсистемами ОАСУ «Здравоохранение»

Подсистема «Кадры» совместно с некоторыми другими подсис­ темами ОАСУ «Здравоохранение» решает следующие задачи:

определение укомплектованности кадрами областей республи-

.ки (общей и по специальностям) и каждого медицинского учрежде-

64