Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
|
|
|
|
|
V, |
• |
О", |
си |
|
|
|
|
|
|
цептр.рег |
|
сут |
|
|
|
|
|
N.у.п.д. — |
• t, |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
per |
|
|
где а с у т |
а с м |
= |
1,5 |
— |
коэффициенты |
суточной и сменной |
не |
||
равномерности; |
Жрег |
— |
производительность |
регистрации по |
нор |
||||
мам ЦСУ (около |
1 символов/сек); tpeT |
— время регистрации в |
те |
чение суток в секундах (при двухсменной работе около 16 час). Заметим, что в начальный период, когда необходимо сформи ровать все массивы и записать их на магнитные ленты, а также вводить централизованно все изменения, объем перфорации воз
растает более чем в 10 раз. Поэтому в период пуска системы
N у.п.д.пуск 10N-у.п.д.
§ 8. ПОДСИСТЕМЫ ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Согласно плану внедрения вычислительной техники в народное хозяйство, в 1971—1975 гг. должна быть разработана первая очередь ОАСУ здравоохранением и должен быть создан информа ционно-вычислительный центр МЗ УССР.
Сейчас здравоохранением УССР разрабатываются параллель но три подсистемы: «Кадры», «Стационарно-амбулаторная помощь» и АСОД противотуберкулезных учреждений. При этом преиму щественное внимание на первом этапе придается разработке информационной базы, что позволит в первую очередь решить такие задачи, как автоматизация обработки учетной и отчетной информа ции и накопление и хранение информации для дальнейшего ее использования при решении задач второго этапа — управления, планирования и прогнозирования.
Функционирование каждой подсистемы предполагается в двух режимах: автономном и общем. В автономном режиме будут ре шаться преимущественно задачи обработки учетных и отчетных данных по отдельным подсистемам, в общем — задачи, для кото рых используются данные различных подсистем.
В настоящее время решаются задачи, связанные с разработкой подсистемы управления стационарами, призванной обеспечить:
сбор, централизацию накопления и обработку информации,о деятельности каждого в отдельности стационара республики; выдачу управленческих показателей о сети стационаров для различного уровня управления (района, города, области, респуб
лики) ; подготовку справочных материалов о деятельности стационаров
по заданию МЗ УССР; планирование развития сети стационаров.
Задачи, решаемые данной системой, делятся на две группы: информационно-справочные (расчет показателей использования конечного фонда, оценка качества деятельности стационаров и
61
т. д.) и задачи планирования и управления деятельностью и раз витием сети стационаров. Успешное решение задач первой группы обусловлено методами и средствами решения аадач планирования и управления. В силу такой зависимости устанавливается этапность разработки АСУ стационарами: на первом этапе определя ются общие и конкретные задачи, решаемые системой, устанавли вается объем и полнота информации, необходимой для решения задач, разрабатывается математическое обеспечение, создаются основные и вспомогательные информационные массивы (массив сведений о стационарах — машинный регистр стационаров, мас сив нормативно-справочной информации и т. д.); на втором этапе разрабатываются методы автоматизированного планирования рас пределения коечного фонда, методы прогнозирования развития се ти стационаров республики, методы комплексной оценки деятель ности стационаров, создаются модели стационарной помощи для различных территорий республики.
Основным информационным документом системы является паспорт стационара. Паспорт содержит данные, характеризую щие деятельность конкретного стационара и информацию, на осно ве которой можно составить четкое представление о работе сети стационаров. Информация, содержащаяся в паспорте стационара, включает три категории показателей: 1) показатели состояния стационара, характеризующие помещение, техническую осна щенность, сведения о структуре и расширении стационара; 2) пла ново-экономические показатели, включающие освоение сметного коечного фонда, среднее число дней работы койки в году, средний оборот койки, среднюю длительность пребывания больного на койке и т. д.; 3) показатели качества деятельности стационара, характеризующие полноту и своевременность обследования ста ционарного больного, объем диагностики, объем лечения, длитель ность госпитализации и т. д. Можно предусмотреть расчет показа телей не на год, а на меньшие периоды времени — полгода, квар тал.
Информационные потоки в АСУ стационарами организуются следующим образом. Паспорт заполняется в стационаре один или несколько раз в году и направляется в РНЙИВЦ МЗ УССР. Здесь формируется машинный регистр стационаров республики, т. е. в память ЭВМ «Минск-32» заносятся паспорта всех стационаров УССР.
В РИВЦ МЗ УССР подсчитываются сводные таблицы, харак теризующие деятельность сети стационаров на уровне районов * городов, областей, а также готовятся сводные данные по республи ке. Эта информация направляется «вниз» — в районы, города и области — и «вверх» — в МЗ УССР и МЗ СССР. По заданию Министерства здравоохранения УССР готовятся специальные справочные материалы различного назначения. При такой орга низации реализуется принцип централизованной обработки и хра нения информации о деятельности стационаров республики.
62
На основе информации, накопленной в машинных регистрах, будут разработаны комплексные критерии оценки деятельности стационаров, т. е. будет создана информационная база для реше ния задач планирования и управления.
Перестройка отчетной документации, связанная с созданием АСУ стационарами, вызовет определенную реорганизацию учет ной документации, т. е. структура и содержание историй болезни и карты выбывшего из стационара изменятся. Эти документы пополнятся показателями качества и объема обследования и ле чения больных и некоторыми другими сведениями.
Необходимо заметить, что создание новых информационных документов и выработка показателей — весьма сложная проблема. Их структура и объем определяются теми задачами, которые бу дут решаться АСУ стационарами. В то же время должна быть со блюдена преемственность информации, новые информационные документы не должны быть громоздкими и сложными для со ставления.
* Лабораторией автоматизации управления здравоохранением Киевского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследова тельского института туберкулеза и грудной хирургии совместно с Главным управлением лечебно-профилактической помощи МЗ УССР разработаны первые варианты информационных докумен тов: истории болезни по различным профилям и паспорт стацио нара. Эти документы пройдут тщательную экспериментальную проверку в стационарах различных категорий и, после доработок и обсуждения, будут предложены в качестве основных информа ционных документов АСУ стационарами республики.
В настоящее время уже создан один из массивов АСУ стацио нарами УССР. В качестве исходной информации для него взяты показатели, характеризующие деятельность стационаров за пяти летие:
общее количество коек и количество коек по профилю; количество коек, расположенных в типовых больничных зда
ниях или в помещениях, приспособленных для стационара; количество квадратных метров площади, приходящихся на од
ну койку; структура стационаров по профилю и мощность отделений;
прирост коек по больницам и отделениям; расширение коечного фонда за счет различных источников фи
нансирования.
С помощью данного массива осуществлена разработка основ ных параметров для перспективного расчета развития специа лизированной стационарной помощи (материально-технической базы и мощности стационаров различной типовой категории, струк туры коечного фонда; мощности специализированных отделений).
Центральной частью АСОД противотуберкулезных учрежде ний является машинный регистр больных и лиц, находящихся под наблюдением противотуберкулезных диспансеров. Уже создан
63
такой |
регистр для Черниговской |
области и Московского рай |
||
она |
гор. Киева, |
насчитывающий 72 тыс. документов. Разрабо |
||
тано |
и |
прошло |
стойкую проверку |
математическое обеспечение |
АСОД противотуберкулезных учреждений, ориентированное на •ЭВМ «Минск-22». Дальнейшая задача — анализ данных для •определения информационной ценности показателей, характеризу ющих больных. После решения этой задачи будет выработана структура АСОД противотуберкулезных учреждений.
§ 9. ПОДСИСТЕМА «КАДРЫ» ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Цели и задачи АСУ «Кадры»
Внедрение в систему здравоохранения республики автоматизиро-
.ванной системы «Кадры» дает возможность централизовать все основные сведения о врачах лечебно-профилактического профиля, санитарных врачах, научных, педагогических кадрах и руково дящих работниках системы здравоохранения Украинской ССР; организовать автоматизированный учет текущих изменений ан кетных данных; выдавать необходимую органам управления ин формацию по состоянию кадров в республике и составлять рекомендации по рациональной расстановке руководящих, ле чебных, санитарных, научных и педагогических кадров; разраба тывать перспективные и текущие планы подготовки и повышения квалификации кадров здравоохранения.
АСУ «Кадры» решает задачи, связанные с изучением коли чественных показателей, характеризующих состояние кадров в си стеме здравоохранения республики, с помощью централизованного кадрового машинного регистра, включающего в себя информаци онный массив и комплекс программ, реализующих эти задачи. Задачи управления реализуются с помощью математических мо делей, соответствующих задачам управления и планирования кад ровой службы Министерства здравоохранения УССР. Задачи, связанные с изучением условий труда медработников, а также за дачи по изучению причин недостаточно качественного обслужива ния медицинской помощью (там, где это имеет место) реализуются с помощью информационного массива, сформированного на мате риале отраслевого социологического исследования.
Взаимодействие подсистемы «Кадры» с другими подсистемами ОАСУ «Здравоохранение»
Подсистема «Кадры» совместно с некоторыми другими подсис темами ОАСУ «Здравоохранение» решает следующие задачи:
определение укомплектованности кадрами областей республи-
.ки (общей и по специальностям) и каждого медицинского учрежде-
64