Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Лаборатория автоматизации управления здравоохранением
Функции:
Обеспечение облздравотделов бланками информационного документа или первичного сбора информации — «Анкетой для машинного регистра».
Получение заполненных документов от облздравотделов. Ввод полученной информации в ЭВМ.
Областные отделы здравоохранения
Функции:
1.Получение бланков «Анкеты для машинного регистра».
2.Обеспечение бланками анкеты центральных районных боль ниц, горздравотделов и медицинских учреждений респуб ликанского подчинения, находящихся на территории облас ти.
3.Организация сбора заполненных документов.
4.Заполнение анкет работниками облздравотделов.
5.Осуществление контроля за своевременным поступлением заполненных документов от ЦРБ и горздравотделов.
5.Своевременная отправка документов в Лабораторию авто матизации управления здравоохранением.
|
|
|
|
|
|
|
|
Горздравотдел |
|
||
|
Функции: |
|
|
|
|
Функции: |
|
||||
1. |
Получение бланков анкет от |
1. |
Получение |
бланков анкет от |
|||||||
|
облздравотделов. |
|
|
|
|
облздравотделов. |
|
||||
2. |
Обеспечение |
бланками |
но |
2. |
Обеспечение бланками |
рай |
|||||
|
мерных районных |
больниц. |
|
здравотделов. |
|
|
|||||
3. |
Заполнение |
анкет |
|
врачами |
3. |
Заполнение |
анкет работни |
||||
|
ЦРБ. |
|
|
|
|
|
|
к а ™ райздравотделов |
(име |
||
4. |
Организация |
сбора |
запол |
|
ющих высшее |
образование). |
|||||
|
ненных документов |
от |
но |
4. |
Организация |
сбора |
запол |
||||
|
мерных районных |
больниц. |
|
ненных документов. |
|
||||||
5. |
Осуществление |
контроля за |
5. |
Осуществление |
контроля за |
||||||
|
своевременным |
поступлени |
|
своевременным поступлением |
|||||||
|
ем заполненных |
анкет из но |
|
анкет из райздравотделов. |
|||||||
|
мерных районных |
больниц. |
|
|
|
|
|
70
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
Номерные районные |
больницы |
|
Райздравотделы |
|
|
||||||||
|
|
Функции: |
|
|
|
|
Функции: |
|
|
|
|||
1. Получение бланков аннет от |
1. |
Получение бланков анкет от |
|||||||||||
|
ЦРБ. |
|
|
|
|
|
горздравотделов. |
|
|
|
|||
2. |
Обеспечение |
бланками |
ме |
2. |
Обеспечение |
|
бланками |
ме |
|||||
|
дицинских учреждений, |
на |
|
дицинских учреждений, |
на |
||||||||
|
ходящихся в секторе |
обслу |
|
ходящихся |
на территории |
||||||||
|
живания номерной больни |
|
района. |
|
|
|
|
|
|||||
|
цы. |
|
|
|
|
|
3. |
Заполнение |
анкет |
работни |
|||
3. |
Заполнение |
анкет |
врачами |
|
ками райздравотделов |
(име |
|||||||
|
номерных больниц. |
|
|
|
ющих высшее |
образование). |
|||||||
4. |
Организация |
сбора |
запол |
4. |
Организация |
|
сбора |
|
запол |
||||
|
ненных документов от меди |
|
ненных документов от меди |
||||||||||
|
цинских учреждений, |
нахо |
|
цинских учреждений, |
нахо |
||||||||
|
дящихся в секторе обслужи |
|
дящихся на |
территории рай |
|||||||||
|
вания номерных больниц. |
|
она. |
|
|
|
|
|
|||||
5. |
Контроль за |
своевременным |
5. |
Контроль за |
своевременным |
||||||||
|
поступлением документов из |
|
поступлением документов из |
||||||||||
|
медицинских |
учреждений. |
|
медицинских |
учреждений. |
||||||||
6. |
Своевременная отнравка |
до |
6. |
Своевременная |
отправка |
до |
|||||||
|
кументов в ЦРБ. |
|
|
|
|
кументов в |
горздравотделы. |
||||||
Медицинские учреждения |
сек |
|
Медицинские |
учреждения, |
|||||||||
тора |
обслуживания |
номерных |
|
находящиеся на территории |
|||||||||
|
|
районных |
больниц |
|
|
района |
|
|
|
||||
|
|
Фупкцпи: |
|
|
|
|
Функции: |
|
|
|
|||
1. |
Получение бланков докумен |
|
Получение |
бланков |
доку |
||||||||
|
тов |
от номерных |
районных |
|
ментов от райздравотделов. |
||||||||
|
больниц |
|
|
|
|
|
Заполнение |
анкет |
врачами |
||||
2. |
Заполнение |
анкет |
врачами |
|
медицинских |
учреждений. |
|||||||
|
медицинских |
учреждений. |
|
Своевременная отправка |
за |
||||||||
3. |
Своевременная отправка |
за |
|
полненных документов в рай |
|||||||||
|
полненных документов в но |
|
здравотделы. |
|
|
|
|
|
|||||
|
мерные районные больницы. |
|
|
|
|
|
|
|
Массивы с постоянной длиной документа наиболее распростра нены, так как обеспечивают максимальную скорость обработки информации за счет того, что за каждым признаком закрепляется постоянный адрес относительно начала документа (независимо от того, присутствует этот признак в каждом документе или только в некоторых из них). Недостатком такой структуры является на личие пустых мест в памяти машины в случае отсутствия в доку ментах тех или иных признаков. Если плотность заполнения до кументов невелика, то значительную часть машинных носителей занимают нули. В связи с этим структура массива с документами постоянной длины целесообразна для информационных массивов с плотностью заполнения документов свыше 50%.
Переменная длина документа позволяет наиболее плотно за полнять машинные носители. Однако при этом за счет нефиксиро-
71
I
ванного места признака для его поиска необходимо просматривать подряд все признаки в документе. Это значительно увеличивает время счета и для формирования массивов с большим числом доку ментов (более 2000) делает применение данной структуры нецеле сообразным.
Третья структура массива (с документом постоянно-перемен ной длины) является оптимальной по скорости счета и плотности заполнения фашинных носителей, что отличает ее от двух предыдущих, каждая из которых оптимальна лишь по одному параметру. При такой структуре документ разделяется на постоян ную и переменную части. В постоянную входят признаки, присут ствующие во всех документах, адреса (ключевые слова) тех призна ков, которые есть лишь в части документов, и адреса тех, которые в дальнейшем могут быть дополнены, причем количество этих до полнений заранее неизвестно. В переменной части хранятся те при знаки, ключевые слова которых находятся в постоянной части.
Адрес начала анкетного массива .
Адрес начала свободного места для
|
дайной группы |
|
Идентификатор |
8 ячеек |
Фамилия, имя, отчество |
|
Число, месяц и год рождения
6 ячеек |
Место рождения |
|
Адрес анкетной части документа
72
Если какой-либо признак в документе отсутствует, то клю чевое слово его равно нулю и в переменный массив этот признак не входит; если же этот признак проявляется, то на место нулей в- ключевом слове записывается его адрес, а сам признак дописывается к переменной части. Таким образом, получается массив, состоя щий из двух подмассивов: одного постоянной длины — основ ного, второго переменной — дополнительного. Поиск ведется не основному массиву с выходом, где необходимо, по ключевым сло вам на признаки, хранящиеся в дополнительном массиве. Для больших информационных массивов с большими колебаниями плот ности заполнения документов эта структура является наиболее удобной.
Основанием для выбора данной структуры базового массива подсистемы «Кадры» послужили следующие соображения.
Во-первых, создаваемый массив — массив длительного пользо вания. Он формируется из сведений, содержащихся в первичных документах (анкетах), и в течение многих лет будет изменяться и дополняться данными, получаемыми из сигнальных талонов и но вых анкет. Заранее определить количество дополнений к первич
ному документу невозможно и, |
если рассчитывать |
на структуру |
с постоянной длиной документа, |
нужно использовать |
максимально |
возможную его длину (полностью заполненная анкета плюс все возможные дополнения). Максимально заполненная анкета зани мает 921 0 ячейки, весь информационный массив (150 ООО докумен тов) занял бы 11 МЛ «Минск-32» (без учета дополнений).
Во-вторых, анкета составлена из расчета получения |
сведений |
о руководящих, врачебных и научно-педагогических |
кадрах, а |
это означает большие колебания плотности заполнения докумен тов (от 30 до 100%).
Таким образом, при постоянной длине документа до 40% маг нитной ленты будет занято нулями.
Исходя из этих соображений, от структуры с постоянной дли ной документа пришлось отказаться. Использовать структуру с пе ременной длиной документа не позволяет величина массива (пер вичный массив — около 150 000 документов). Таким образом, ассоциативная структура в данном случае является наиболее целесообразной. При этой структуре базовый массив будет зани мать семь магнитных лент «Минск-32», а дальнейшие дополне ния увеличат это количество не более чем на две-три магнитные ленты.
Скорость обработки массивов с постоянной и ассоциативной структурой на машине «Минск-32» такова, что счет одного призна ка с шестью градациями занимает 1,5 мин, если же этот признак находится в дополнительном массиве, то счет по 150 000 докумен тов занимает 2,5 мин.
Более детальная разработка информационного массива под системы «Кадры» осуществлялась с учетом задач, которые пред стоит решать этой подсистеме. Перечислим эти задачи.
73
I
1. Справочные, т. е. выдача персональных анкет отдельных лиц (или группы лиц) по заданным анкетным данным.
2. Оперативные, т. е. выдача учетных и отчетных данных по областям и по республике в целом.
3. Разовые, т. е. выдача данных для единичного использова ния.
Для решения справочных и разовых вадач служит базовый массив, состоящий из массивов паспортного и постоянно-перемен ного, содержащего анкеты, разделенные на основную (постоянную) и дополнительную (переменную) части.
Разделение базового массива на два подмассива вызвано тем,, что для получения статистических данных фамилия, имя, отчест во и место рождения значения не имеют (они необходимы лишь для выдачи персональных анкет); в то же время эти параметры, являясь текстовыми, занимают почти половину того места, кото рое отводится для базового массива. Поэтому оказалось целесооб разным выделить эти параметры в паспортную часть, в которую, кроме того, войдут число, месяц и год рождения, а также адрес ос тальной части документа. Ниже приводится примерная структура размещения в памяти ЭВМ паспортной части анкеты (см. стр. 73).
Первая ячейка каждого паспорта отводится под идентифика тор, который вводится для обеспечения поиска нужного докумен та. По идентификатору находят документ или группу документов (в случае совпадения идентификаторов). На группе документов еще раз производят поиск, но уже по другому параметру. Такой спо соб поиска называется эшелонированным.
Идентификатор должен удовлетворять двум требованиям:
1)человек не должен испытывать никаких затруднений при его заполнении;
2)число различных идентификаторов, составленных из этих параметров, должно превосходить максимальное число объектов, снабженных идентификаторами, так, чтобы вероятность совпадения идентификаторов в группе заданного числа объектов была как мож но меньше.
Предлагаемый идентификатор включает семь признаков: на чальные буквы фамилии, имени, отчества; числа, обозначающие число, месяц и год рождения; начальную букву пола.
|
|
Двоичные разряды |
|
|
||
6 р |
6 р |
6 р |
5 р |
4 р |
7 р |
2 р |
ф |
и |
О |
Число |
Месяц |
Год |
Пол |
Первому требованию идентификатор удовлетворяет полностью: каждый может написать свои признаки, не прибегая к сложным расчетам или напряжению памяти. Что касается второго требо вания, то вероятность несовпадения идентификаторов высока лишь
74