Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
Информация о больном, имеющаяся в содержательной части информационных документов, переносится операторами перфори рующих устройств на перфоленту, которая затем вводится в ЭВМ. Весь массив перфорируется по участкам, состоящим из нескольких СИБ или их частей. Алфавитно-цифровая информация перфориру ется на ленте сплошным массивом без адресов и служебных ком бинаций. Перед одним или группой символов цифрового регистра перфорируется комбинация «цифра», а перед одним или группой символов буквенного регистра — комбинация «русский». В начале и конце каждого участка перфорируется знак «граница», между участками оставляют 0,5 л* свободной ленты. В конце каждого перфоучастка на ленте перфорируют семь пробелов.
Если в ходе перфорирования допущена ошибка, то в данной строке ставится знак ошибки { ? } и вся строка перфорируется заново. Можно, однако, отперфорировать правильные значения величины в конце документа, указав адреса соответствующих ошибочно отперфорироваяных величин.
С помощью описания информационного документа и программ формирования информационный массив медицинских документов записывается на магнитную ленту и в таком виде может быть использован для решения разных задач.
Отметим кратко преимущества и недостатки системы, исполь зующей ЭВМ, по сравнению с перфокартными системами.
Перфокарты удобны своей простотой, их целесообразно при менять для обработки небольших массивов. Однако малая скорость обработки, ограниченный объем информации и другие недостатки, уже отмеченные выше, заставляют обращаться к более совершен ным средствам обработки данных.
Хотя использование счетно-перфорационного комплекса яв ляется важным шагом вперед по сравнению с применением ручных методов, он во многом уступает электронно-вычислительной маши не. Это относится, прежде всего, к скорости ввода и вывода данных: счетно-перфорационное оборудование обеспечивает ввод и вывод от 100 до 1000 карт в минуту при максимальной скорости до 1500 знаков в секунду, тогда как ЭВМ —от 10 тыс. до 100 000 тыс. знаков в секунду. Счетно-перфорационное оборудование осуществ ляет одну или несколько операций при каждом прогоне данных, вычисляя несколько операций в секунду. ЭВМ выполняет длинную последовательность операций со скоростью в несколько тысяч (до 100 тыс. и более) арифметических и логических операций в секунду.
Коммутационные блоки, на которых делается настройка счет- - ных машин, имеют ограниченное число фиксированных команд, поэтому обработка жестко соответствует введенной схеме. Элек тронная вычислительная машина способна менять схему вычисле ний в зависимости от промежуточных результатов выполнения опе раций.
С другой стороны, система автоматической обработки данных, использующая ЭВМ, значительно дороже и сложнее в эксплуата-
43
ции, требует обслуживания специально подготовленным персона лом из инженеров, программистов, вычислителей.
Использование ЭВМ весьма перспективно при решении крупно масштабных задач медицинского обслуживания. Обработку анали зов и результатов исследований в больших клиниках, решение диагностических, лечебных и прогностических задач, контроль за состоянием тяжелобольных и оперируемых, консультативную по мощь врачам менее крупных медицинских учреждений и ряд дру гих задач можно решать с помощью электронных вычислительных машин.
Глава |
третья |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Здравоохранение представляет собой сложную динамическую систему, характеризующуюся наличием множества разнопрофиль ных учреждений, объединенных многообразными связями. Здра воохранение как единая система призвано решать задачи охраны состояния среды и предупреждения заболеваний, больничного и курортно-санаторного лечения, научных исследований, подготов ки н переподготовки кадров, обеспечения материальными ресурса ми учреждений и т. д. В процессе функционирования систе мы здравоохранения возникает колоссальное количество информа ции, оценка которой представляет значительные трудности.
В настоящее время накопился значительный опыт по примене нию электронных вычислительных машин для решения организа ционных задач здравоохранения в Советском Союзе и за рубежом [38, 108, 117, 148, 150]. Однако использование ЭВМ и методов кибернетики для решения отдельных задач не приводит к повыше нию эффективности управления здравоохранением.
Создаваемые сейчас в СССР автоматизированные системы управления здравоохранением обеспечат наиболее эффективное ре шение задач здравоохранения и повысят действенность и оператив ность медицинской помощи и профилактики.
Проблемы, связанные с разработкой автоматизированной си стемы управления здравоохранением, рассмотрим на примере работ, выполняемых в Министерстве здравоохранения УССР.
§ 1. ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ОАСУ) «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Цель разработки ОАСУ «.Здравоохранение». Отраслевая автомати зированная система управления здравоохранением УССР представ ляет собой совокупность административных, экономико-матема тических методов, средств вычислительной техники, связи и орг техники, позволяющих руководству МЗ УССР осуществлять эф фективное управление системой здравоохранения республики.
Основной целью разработки и внедрения ОАСУ является со вершенствование управления системой здравоохранения, обеспе чивающее оптимальное использование материальных и кадровых ресурсов, улучшение качества медицинского обслуживания насе ления УССР.
45
Основные задачи ОАСУ «Здравоохранению) заключаются в сле дующем.
1. Сбор, накопление и обработка медико-статистической ин формации о деятельности учреждений здравоохранения республи ки.
2.Планирование развития стационарной и амбулаторной по мощи и санитарного обслуживания населения в целом по республике, а также по отдельным областям и крупным городам.
3.Планирование и централизованный учет руководящих, врачеб
ных, научных и педагогических |
кадров системы здравоохранения. |
|
4. |
Планирование, учет и |
анализ научно-исследовательских |
работ |
и деятельности научно-исследовательских учреждений. |
5.Планирование и централизованный учет планово-финансо вой, бухгалтерской и хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.
6.Планирование и управление капитальным строительством, материально-техническим и медикаментозным снабжением систе мы здравоохранения.
Перечислим основные функции ОАСУ «Здравоохранение».
1. Сбор и накопление информации о заболеваемости населения; о деятельности лечебно-профилактических, санитарных, научноисследовательских и других учреждений здравоохранения; о кадрах; о материально-техническом и медикаментозном снабжении. Информация собирается на специально разработанных докумен тах, переносится на машинные носители (перфокарты, перфоленты), накапливается и хранится на магнитных лентах или магнитных дисках в виде информационных массивов документов. Информа ционные потоки документов должны содержать все отчетные и учетные формы, характеризующие деятельность здравоохранения, заболеваемость, демографические и другие сведения. Здесь же будет собрана нормативная информация, а также основные прика зы и распоряжения, регламентирующие деятельность учрежде ний здравоохранения республики.
2.Обработка информации для использования ее аппаратом МЗ УССР. ОАСУ «Здравоохранение» обеспечивает автоматическую подготовку отчетов о деятельности системы здравоохранения по областям и республике, готовит оперативные справки по запросам руководства министерства, периодически информирует руководст во министерства о состоянии здравоохранения республики, о вы полнении на местах приказов и распоряжений.
3.Анализ полученной информации и выработка рекомендаций. По оперативному заданию руководства министерства или в пла новом порядке производится анализ информации с целью" выработ ки рекомендаций по планированию и управлению здравоохране нием республики на основе применения экономико-математических методов планирования и математического моделирования.
4.Передача рекомендаций для принятия решений. Вырабо танные рекомендации будут передаваться руководству министерст-
46
ва в виде таблиц, графиков, формул с текстовым сопровождением по телетайпной линии связи и на индикаторном устройстве отобра жения.
Опишем структуру и составные части ОАСУ «Здравоохране ние». Эта система является комплексной — она состоит из функцио
нальной и обеспечивающей |
частей. |
Ф у н к ц и о н а л ь н а я |
ч а с т ь ОАСУ включает ком |
плекс экономико-организационных методов, реализующих решениезадач планирования, учета и анализа. Разработка этой части осу ществляется по подсистемам.
Подсистема — это выделенная по какому-либо признаку часть системы (группа задач). Деление ОАСУ на подсистемы произво дится по функциональному признаку, т. е. в соответствии с су ществующей структурой и специализацией функциональных управлений министерства. В составе ОАСУ «Здравоохранение» целе сообразно выделить следующие подсистемы:
перспективного планирования, развития, размещения и спе циализации медицинских учреждений;
медико-экономического планирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;
планирования и управления стационарной и амбулаторной помощью;
планирования, медикаментозного обеспечения и управления аптечной службой республики;
планирования, учета и анализа научно-исследовательских работ;
планирования и управления санитарно-эпидемиологической службой;
планирования и централизованного учета руководящих, вра чебных и педагогических кадров;
Министерство здравоохранении УССР
Математическое |
Г" |
Средства обработ |
Информационные |
|
|||
обеспечение |
|
ки данных |
массивы |
|
|
Средства передачи |
|
|
|
данных |
|
|
|
Средства сбора |
|
|
|
данных. |
|
|
|
Периферийное обо |
|
|
|
рудование |
|
|
|
НТС |
|
Рис. |
4. |
|
|
47
|
|
|
|
МЗ УССР |
|
|
ВЦ Госплана УССР |
|
|
РИВЦ |
|
|
|
Областные ВЦ |
Кустодой ВЦ N-'1 |
|
|
Кустодой ВЦ N!a |
||
|
|
|
1 |
1 |
1 |
№-27 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Машинно-счетные станции [Вычислительные лаборатории) |
|||||
|
Рис. |
5. |
|
|
|
|
планирования и управления материально-техническим снаб |
||||||
жением; |
|
|
|
|
|
|
планово-финансовой |
деятельности; |
|
|
|
||
управления капитальным строительством и реконструкцией |
||||||
действующих |
учреждений; |
|
|
|
|
|
бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности. |
||||||
О б е с п е ч и в а ю щ а я |
ч а с т ь ОАСУ состоит из инфор |
мационной базы, комплекса технических средств и математическо го обеспечения. .
Функционирование ОАСУ как комплексной системы обеспе чивается единством указанных выше составляющих (рис. 4).
Информационная база представляет совокупность информаци онных массивов, документооборота, а также методов организации массивов информации, хранения и контроля ее, обеспечивающих решение всего комплекса задач планирования и управления здравоохранением.
Комплекс технических средств (КТС) — совокупность устройств (аппаратуры), предназначенных для реализации техно логического процесса сбора ж обработки информации в ОАСУ.
Математическое обеспечение (МО) ОАСУ представляет сово купность математических, экономико-математических, логических методов и машинных программ, используемых при решении задач, поставленных перед ОАСУ.
Предполагается, что ОАСУ «Здравоохранение» будет состоять из трех уровней (рис. 5):
высшего — республиканский информационно-вычислительный центр (РИВЦ);
среднего — кустовые (межобластные) вычислительные центры;
низшего — областные |
машинно-счетные станции |
(вычисли |
|
тельные лаборатории). |
|
|
ОАСУ |
Принципы построения |
ОАСУ |
«Здравоохранение». |
«Здравоохранение» относится к типу систем организационного или административного управления.
Поскольку по характеру функционирования ОАСУ «Здраво охранение» принципиально не отличается от других ОАСУ, то
48