Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информация о больном, имеющаяся в содержательной части информационных документов, переносится операторами перфори­ рующих устройств на перфоленту, которая затем вводится в ЭВМ. Весь массив перфорируется по участкам, состоящим из нескольких СИБ или их частей. Алфавитно-цифровая информация перфориру­ ется на ленте сплошным массивом без адресов и служебных ком­ бинаций. Перед одним или группой символов цифрового регистра перфорируется комбинация «цифра», а перед одним или группой символов буквенного регистра — комбинация «русский». В начале и конце каждого участка перфорируется знак «граница», между участками оставляют 0,5 л* свободной ленты. В конце каждого перфоучастка на ленте перфорируют семь пробелов.

Если в ходе перфорирования допущена ошибка, то в данной строке ставится знак ошибки { ? } и вся строка перфорируется заново. Можно, однако, отперфорировать правильные значения величины в конце документа, указав адреса соответствующих ошибочно отперфорироваяных величин.

С помощью описания информационного документа и программ формирования информационный массив медицинских документов записывается на магнитную ленту и в таком виде может быть использован для решения разных задач.

Отметим кратко преимущества и недостатки системы, исполь­ зующей ЭВМ, по сравнению с перфокартными системами.

Перфокарты удобны своей простотой, их целесообразно при­ менять для обработки небольших массивов. Однако малая скорость обработки, ограниченный объем информации и другие недостатки, уже отмеченные выше, заставляют обращаться к более совершен­ ным средствам обработки данных.

Хотя использование счетно-перфорационного комплекса яв­ ляется важным шагом вперед по сравнению с применением ручных методов, он во многом уступает электронно-вычислительной маши­ не. Это относится, прежде всего, к скорости ввода и вывода данных: счетно-перфорационное оборудование обеспечивает ввод и вывод от 100 до 1000 карт в минуту при максимальной скорости до 1500 знаков в секунду, тогда как ЭВМ —от 10 тыс. до 100 000 тыс. знаков в секунду. Счетно-перфорационное оборудование осуществ­ ляет одну или несколько операций при каждом прогоне данных, вычисляя несколько операций в секунду. ЭВМ выполняет длинную последовательность операций со скоростью в несколько тысяч (до 100 тыс. и более) арифметических и логических операций в секунду.

Коммутационные блоки, на которых делается настройка счет- - ных машин, имеют ограниченное число фиксированных команд, поэтому обработка жестко соответствует введенной схеме. Элек­ тронная вычислительная машина способна менять схему вычисле­ ний в зависимости от промежуточных результатов выполнения опе­ раций.

С другой стороны, система автоматической обработки данных, использующая ЭВМ, значительно дороже и сложнее в эксплуата-

43


ции, требует обслуживания специально подготовленным персона­ лом из инженеров, программистов, вычислителей.

Использование ЭВМ весьма перспективно при решении крупно­ масштабных задач медицинского обслуживания. Обработку анали­ зов и результатов исследований в больших клиниках, решение диагностических, лечебных и прогностических задач, контроль за состоянием тяжелобольных и оперируемых, консультативную по­ мощь врачам менее крупных медицинских учреждений и ряд дру­ гих задач можно решать с помощью электронных вычислительных машин.

Глава

третья

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ

Здравоохранение представляет собой сложную динамическую систему, характеризующуюся наличием множества разнопрофиль­ ных учреждений, объединенных многообразными связями. Здра­ воохранение как единая система призвано решать задачи охраны состояния среды и предупреждения заболеваний, больничного и курортно-санаторного лечения, научных исследований, подготов­ ки н переподготовки кадров, обеспечения материальными ресурса­ ми учреждений и т. д. В процессе функционирования систе­ мы здравоохранения возникает колоссальное количество информа­ ции, оценка которой представляет значительные трудности.

В настоящее время накопился значительный опыт по примене­ нию электронных вычислительных машин для решения организа­ ционных задач здравоохранения в Советском Союзе и за рубежом [38, 108, 117, 148, 150]. Однако использование ЭВМ и методов кибернетики для решения отдельных задач не приводит к повыше­ нию эффективности управления здравоохранением.

Создаваемые сейчас в СССР автоматизированные системы управления здравоохранением обеспечат наиболее эффективное ре­ шение задач здравоохранения и повысят действенность и оператив­ ность медицинской помощи и профилактики.

Проблемы, связанные с разработкой автоматизированной си­ стемы управления здравоохранением, рассмотрим на примере работ, выполняемых в Министерстве здравоохранения УССР.

§ 1. ОТРАСЛЕВАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ОАСУ) «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Цель разработки ОАСУ «.Здравоохранение». Отраслевая автомати­ зированная система управления здравоохранением УССР представ­ ляет собой совокупность административных, экономико-матема­ тических методов, средств вычислительной техники, связи и орг­ техники, позволяющих руководству МЗ УССР осуществлять эф­ фективное управление системой здравоохранения республики.

Основной целью разработки и внедрения ОАСУ является со­ вершенствование управления системой здравоохранения, обеспе­ чивающее оптимальное использование материальных и кадровых ресурсов, улучшение качества медицинского обслуживания насе­ ления УССР.

45


Основные задачи ОАСУ «Здравоохранению) заключаются в сле­ дующем.

1. Сбор, накопление и обработка медико-статистической ин­ формации о деятельности учреждений здравоохранения республи­ ки.

2.Планирование развития стационарной и амбулаторной по­ мощи и санитарного обслуживания населения в целом по республике, а также по отдельным областям и крупным городам.

3.Планирование и централизованный учет руководящих, врачеб­

ных, научных и педагогических

кадров системы здравоохранения.

4.

Планирование, учет и

анализ научно-исследовательских

работ

и деятельности научно-исследовательских учреждений.

5.Планирование и централизованный учет планово-финансо­ вой, бухгалтерской и хозяйственной деятельности учреждений здравоохранения.

6.Планирование и управление капитальным строительством, материально-техническим и медикаментозным снабжением систе­ мы здравоохранения.

Перечислим основные функции ОАСУ «Здравоохранение».

1. Сбор и накопление информации о заболеваемости населения; о деятельности лечебно-профилактических, санитарных, научноисследовательских и других учреждений здравоохранения; о кадрах; о материально-техническом и медикаментозном снабжении. Информация собирается на специально разработанных докумен­ тах, переносится на машинные носители (перфокарты, перфоленты), накапливается и хранится на магнитных лентах или магнитных дисках в виде информационных массивов документов. Информа­ ционные потоки документов должны содержать все отчетные и учетные формы, характеризующие деятельность здравоохранения, заболеваемость, демографические и другие сведения. Здесь же будет собрана нормативная информация, а также основные прика­ зы и распоряжения, регламентирующие деятельность учрежде­ ний здравоохранения республики.

2.Обработка информации для использования ее аппаратом МЗ УССР. ОАСУ «Здравоохранение» обеспечивает автоматическую подготовку отчетов о деятельности системы здравоохранения по областям и республике, готовит оперативные справки по запросам руководства министерства, периодически информирует руководст­ во министерства о состоянии здравоохранения республики, о вы­ полнении на местах приказов и распоряжений.

3.Анализ полученной информации и выработка рекомендаций. По оперативному заданию руководства министерства или в пла­ новом порядке производится анализ информации с целью" выработ­ ки рекомендаций по планированию и управлению здравоохране­ нием республики на основе применения экономико-математических методов планирования и математического моделирования.

4.Передача рекомендаций для принятия решений. Вырабо­ танные рекомендации будут передаваться руководству министерст-

46


ва в виде таблиц, графиков, формул с текстовым сопровождением по телетайпной линии связи и на индикаторном устройстве отобра­ жения.

Опишем структуру и составные части ОАСУ «Здравоохране­ ние». Эта система является комплексной — она состоит из функцио­

нальной и обеспечивающей

частей.

Ф у н к ц и о н а л ь н а я

ч а с т ь ОАСУ включает ком­

плекс экономико-организационных методов, реализующих решениезадач планирования, учета и анализа. Разработка этой части осу­ ществляется по подсистемам.

Подсистема — это выделенная по какому-либо признаку часть системы (группа задач). Деление ОАСУ на подсистемы произво­ дится по функциональному признаку, т. е. в соответствии с су­ ществующей структурой и специализацией функциональных управлений министерства. В составе ОАСУ «Здравоохранение» целе­ сообразно выделить следующие подсистемы:

перспективного планирования, развития, размещения и спе­ циализации медицинских учреждений;

медико-экономического планирования и анализа деятельности учреждений здравоохранения;

планирования и управления стационарной и амбулаторной помощью;

планирования, медикаментозного обеспечения и управления аптечной службой республики;

планирования, учета и анализа научно-исследовательских работ;

планирования и управления санитарно-эпидемиологической службой;

планирования и централизованного учета руководящих, вра­ чебных и педагогических кадров;

Министерство здравоохранении УССР

Математическое

Г"

Средства обработ­

Информационные

 

обеспечение

 

ки данных

массивы

 

 

Средства передачи

 

 

 

данных

 

 

 

Средства сбора

 

 

 

данных.

 

 

 

Периферийное обо­

 

 

 

рудование

 

 

 

НТС

 

Рис.

4.

 

 

47


 

 

 

 

МЗ УССР

 

 

ВЦ Госплана УССР

 

 

РИВЦ

 

 

Областные ВЦ

Кустодой ВЦ N-'1

 

 

Кустодой ВЦ N!a

 

 

 

1

1

1

№-27

 

 

 

 

 

 

 

Машинно-счетные станции [Вычислительные лаборатории)

 

Рис.

5.

 

 

 

 

планирования и управления материально-техническим снаб­

жением;

 

 

 

 

 

 

планово-финансовой

деятельности;

 

 

 

управления капитальным строительством и реконструкцией

действующих

учреждений;

 

 

 

 

бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности.

О б е с п е ч и в а ю щ а я

ч а с т ь ОАСУ состоит из инфор­

мационной базы, комплекса технических средств и математическо­ го обеспечения. .

Функционирование ОАСУ как комплексной системы обеспе­ чивается единством указанных выше составляющих (рис. 4).

Информационная база представляет совокупность информаци­ онных массивов, документооборота, а также методов организации массивов информации, хранения и контроля ее, обеспечивающих решение всего комплекса задач планирования и управления здравоохранением.

Комплекс технических средств (КТС) — совокупность устройств (аппаратуры), предназначенных для реализации техно­ логического процесса сбора ж обработки информации в ОАСУ.

Математическое обеспечение (МО) ОАСУ представляет сово­ купность математических, экономико-математических, логических методов и машинных программ, используемых при решении задач, поставленных перед ОАСУ.

Предполагается, что ОАСУ «Здравоохранение» будет состоять из трех уровней (рис. 5):

высшего — республиканский информационно-вычислительный центр (РИВЦ);

среднего — кустовые (межобластные) вычислительные центры;

низшего — областные

машинно-счетные станции

(вычисли­

тельные лаборатории).

 

 

ОАСУ

Принципы построения

ОАСУ

«Здравоохранение».

«Здравоохранение» относится к типу систем организационного или административного управления.

Поскольку по характеру функционирования ОАСУ «Здраво­ охранение» принципиально не отличается от других ОАСУ, то

48