Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
при разработке автоматизированной системы управления здраво охранением УССР необходимо придерживаться некоторых общих принципов, выработанных на основе советского и зарубежного опыта.
Основной эффект автоматизированных систем состоит не в высвобождении людей из системы управления (это происходит попутно), а в резком улучшении качества управления. Первый принцип, которым нужно руководствоваться при создании ОАСУ «Здравоохранение»,— принцип новых задач — гласит: нельзя про ектировать автоматизированную систему в расчете только на зада чи, которые сегодня при существующей организации управления решаются без автоматизированной системы. Опыт показал, что по пытка обойти этот принцип приводит к неудаче и дискредитации самой идеи автоматизации. Следовательно, ОАСУ «Здравоохране ние» должна быть ориентирована на решение принципиально но вых задач, которые существующее управление не решает ввиду невозможности переработать массу информации или обеспечить требующиеся точность и скорость решения.
Большая часть информации в системе управления передается в виде документов. Отсюда второй принцип создания ОАСУ — ав томатизация документооборота. Реализация этого принципа всег да связана с разработкой новых форм документов, причем изменя ются, как правило, и содержание документа, и его структура — документ приспосабливают для машинного анализа. Здесь необ ходимо соблюдать условие: руководствоваться не старыми формами первичных документов (они часто не содержат тех данных, кото рые нужны для решения задач ОАСУ, так как старые документы соответствовали прежней системе), а создавать новые информацион ные документы, ориентируясь на задачи, поставленные перед ОАСУ «Здравоохранение». Отсюда вытекает важность определения со вокупности показателей и источников информации (первичных учетных документов), используемых в АСУ для решения задач здравоохранения.
Очень важный принцип — непрерывное совершенствование автоматизированной системы управления здравоохранением. ОАСУ необходимо строить с таким расчетом, чтобы можно было все вре мя ее совершенствовать, т. е. нужно предусмотреть возможности наращивания ее технической мощи, улучшения математического обеспечения, использования новых, более эффективных методов решения задач здравоохранения.
В процессе разработки и внедрения ОАСУ учреждения здраво охранения, приспосабливаясь к условиям функционирования си стемы, претерпевают структурные и функциональные изменения.
4 3-2314 |
49 |
§ 2. РАЗРАБОТКА ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЧАСТИ
ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»
Информационная база
Для решения задач, поставленных перед ОАСУ здравоохранением республики, необходимо создать следующие информационные мас сивы:
сведений о стационарной и амбулаторной сети; централизованный регистр руководящих, врачебных, научных
и педагогических кадров; сведений о заболеваемости;
демографических показателей по УССР; нормативно-справочной информации; сведений о санитарно-эпидемиологической службе;
сведений об аптечной сети, медикаментозном и материальнотехническом обеспечении;
планируемых показателей директивных органов; показателей планово-финансовой, бухгалтерской и хозяйст
венной деятельности здравоохранения; сведений о капитальном строительстве; служебных программ;
дополнительных и вспомогательных сведений. Математическое обеспечение
Математическое обеспечение состоит из двух функционально различных составных частей:
комплекса методов и программ для решения задач планирова ния и управления и комплекса программ служебного назначения.
Первый комплекс составляют методы планирования развития стационарной и амбулаторной сети, планирования подготовки и распределения кадров, построения математических моделей за болеваний, анализа заболеваемости, методы оценки состояния раз личных служб здравоохранения и т. д., т. е. математический аппарат для решения задач, поставленных перед ОАСУ. Математический аппарат, реализованный в машинных программах, составляет прог раммное обеспечение ОАСУ.
Программы служебного назначения формируют массив сведе ний для решения конкретной задачи; преобразуют, дополняют и исправляют массивы сведений; обеспечивают ввод и вывод информа ции на ЭВМ, обмен информацией между ЭВМ и человеком; оформ ляют выходные данные в форме, удобной для дальнейшего исполь зования.
50
§ 3. КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
Следующие основные показатели качества технического комплекса системы (ТКС) влияют на эффективность ОАСУ:
время решения основных задач; надежность ТКС;
гибкость ТКС, т. е. способность перестраиваться на решение новых задач, не предусмотренных при создании ОАСУ;
точность выходной информации; реализуемость ТКС, т. е. возможность создания всего объема
аппаратуры и оборудования нашей промышленностью; минимальная стоимость; возможность наращивания мощности в процессе развития
ОАСУ; простота обслуживания;
типовость ТКС.
Таким образом, эффективность ТКС является функцией боль шого количества факторов (технических, экономических, органи зационных), учесть которые на данном этапе развития ОАСУ «Здравоохранение» полностью не представляется возможным из-за отсутствия необходимых исходных данных.
К числу основных исходных данных для проектирования ТКС следует отнести:
организационно-экономические характеристики системы здра воохранения;
информационные характеристики; состав и алгоритмы задач; возможности технических средств.
§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА МЗ УССР
Основным звеном создаваемой ОАСУ «Здравоохранение» является Республиканский информационно-вычислительный центр (РИВЦ), выполняющий функции сбора, накопления и централизованной обработки данных и решения задач оптимального планирования деятельности учреждений здравоохранения на различные периоды времени.
Республиканский научно-исследовательский информационновычислительный центр МЗ УССР решает следующие задачи.
1. Разрабатывает методологию применения вычислительной техники и математических методов в здравоохранении УССР.
2. Проводит и координирует научно-исследовательские, про ектные и экспериментальные работы по созданию республикан ской автоматизированной системы планирования и управления.
4» |
51 |
|
органами и учреждениями здравоохранения, а также разрабатывает типовые проекты подсистем республиканской автоматизированной системы планирования и управления здравоохранением и меропирятия по внедрению этих проектов в органах и учреждениях МЗ УССР.
3. Собирает, обрабатывает и анализирует на вычислительных машинах медико-статистическую и экономическую информацию, характеризующую функционирование системы здравоохранения, и представляет проанализированные данные соответствующим под разделениям МЗ УССР и Главному вычислительному центру МЗ
СССР в установленном порядке.
4.Разрабатывает требования к техническому оснащению рес публиканского научно-исследовательского информационно-вы числительного центра с учетом специфических особенностей меди ко-статистической и экономической информации.
5.Проводит научно-исследовательские и экспериментальные работы по унификации медицинской терминологии и разработке стандартизированных медико-статистических и учетных информа ционных документов, пригодных для машинной обработки.
6. Подготавливает |
совместно с |
медицинскими институтами |
и институтами других |
министерств |
и ведомств специалистов по |
применению современных экономико-математических методов и вычислительной техники для решения задач в РИВЦ.
7. Разрабатывает и анализирует медико-математические мо дели болезней с целью определения основных тенденций их раз вития, ликвидации и снижения заболеваемости.
Весь персонал РИВЦ можно разделить на три категории: разработчики ОАСУ, обслуживающий и административный пер сонал.
Разработчики ОАСУ «Здравоохранение» изучают системные и стоящие перед учреждениями здравоохранения задачи с точки зре ния эффективности их автоматизированного решения на ЭВМ, обеспечивают разработку недостающих технических средств систе мы, подготавливают информацию для машинной обработки.
Обслуживающий персонал принимает исходные данные из служб учреждений, подготавливает промежуточные носители для ввода в ЭВМ, оформляет результаты обработки информации, об служивает соответствующее оборудование и библиотеку программ нормативно-справочной и другой относительно постоянной инфор мации на машинных носителях.
Руководство научно-исследовательскими работами по созда нию ОАСУ, повседневной деятельностью персонала РИВЦ, плани
рование |
и контроль за соблюдением графика выполнения работ, |
а также |
их учет возлагаются на административный персонал |
РИВЦ. |
|
Для четкого разграничения обязанностей и лучшего руководст ва персоналом РИВЦ должны быть созданы структурные иодразделенияу обеспечивающие выполнение конкретного круга работ.
52
Все функции таких подразделений РИВЦ должны быть строго регламентированы соответствующим положением. Требования, изложенные в таком положении, для всего персонала РИВЦ явля ются обязательными и должны неукоснительно соблюдаться.
Создание РИВЦ — это большой и трудоемкий круг задач, связанных с построением АСУ «Здравоохранение» и требующих комплексного решения, так как отдельные их элементы тесно пе реплетаются друг с другом, а нередко и зависят один от другого.
Весьма важной работой является разработка структуры РИВЦ и определение основных функций его структурных подразделений. Такая работа должна быть положена в основу будущего положения, определяющего права и обязанности информационно-вычис лительного центра и его должностных лиц.
Следует отметить, что число структурных подразделений РИВЦ и их названия (приводимые ниже) являются ориентировочными, т. е. в отдельных случаях некоторые структурные подразделения, связанные функционально, могут быть объединены в одно, а назва ние подразделения изменено.
Организационная структура РИВЦ должна обеспечивать, вопервых, нормальное функционирование процесса обработки дан ных, во-вторых, выполнение экспериментальных и проектных работ, необходимых для более широкого использования возможнос тей ОАСУ «Здравоохранение» и дальнейшего развития системы.
Рассмотрим примерное распределение функций по основ ным подразделениям Республиканского информационно-вычис лительного центра.
Отдел проектирования и информационного обеспечения ОАСУ
В этот отдел входят две лаборатории: проектирования ОАСУ и медико-информационно го обеспечения.
Лаборатория проектирования ОАСУ разрабатывает конкрет ные инструкции на базе методик для информационного обследова ния;
разрабатывает планы-графики (сеть) обследования системы, составляет планы-графики внедрения ОАСУ, изучает задачи типо вой ОАСУ, выбранной за основу проектируемой;
разрабатывает совместно со службами МЗ УССР график реше ния задач, экономически обосновывает решение задач, дорабаты вает типовые и разрабатывает новые рабочие инструкции для служб управления применительно к условиям функционирования ОАСУ; на основе своих разработок и разработок других служб Рес публиканский научно-исследовательский информационно-вычис лительный центр составляет техническое задание на разработку
конкретных подсистем ОАСУ; разрабатывает методики по внедрению ОАСУ в практику здра
воохранения;
53
определяет вместе с другими службами состав и количество необходимых технических средств для ОАСУ.
Лаборатория медико-информационного обеспечения намечает очередность внедрения ОАСУ в специализированные службы здра воохранения;
определяет комплекс задач, решаемых отдельными подсисте мами и всей ОАСУ «Здравоохранение»;
определяет объем и характер исходной информации, необходи мой для решения задач управления на всех уровнях здравоохра нения;
разрабатывает системы показателей качества и эффективности деятельности медицинских учреждений и органов здравоохране ния;
определяет очередность и наиболее рациональные приемы ретения задач здравоохранения с учетом их специфики;
изучает информационные характеристики системы здравоохра нения;
анализирует действующую в системе здравоохранения доку ментацию и выделяет показатели, являющиеся исходными и вы ходными данными для ОАСУ;
производит рациональный выбор типов входных и выходных документов, содержащих требуемую совокупность показателей; определяет оптимальные формы документов, удовлетворяющих
требованиям ОАСУ и удобных для использования человеком; определяет степень готовности данных для решения задач; определяет состав входной информации для решения конкрет
ных задач и устанавливает номенклатуру документов, используе мых для их решения;
определяет формы и количество выходной информации; разрабатывает методики кодирования медицинских данных.
Отдел математического обеспечения ОАСУ
В этот отдел входят лаборатории информационного моделирова ния и программирования.
Лаборатория |
информационного моделирования разрабатывает |
ж анализирует |
медико-математические модели планирования и |
управления здравоохранением; определяет наиболее рациональные приемы решения задач
планирования и управления с учетом специфики здравоохранения; устанавливает перечень массивов, используемых в решении
конкретных задач; разрабатывает алгоритмы решения нетиповых задач планиро
вания и управления здравоохранением; разрабатывает и применяет экономико-математические методы
для решения задач планирования и управления здравоохранением.
Лаборатория программирования разрабатывает информацион-
54