Файл: Мельников, В. Г. Информационное моделирование в клинической медицине.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

при разработке автоматизированной системы управления здраво­ охранением УССР необходимо придерживаться некоторых общих принципов, выработанных на основе советского и зарубежного опыта.

Основной эффект автоматизированных систем состоит не в высвобождении людей из системы управления (это происходит попутно), а в резком улучшении качества управления. Первый принцип, которым нужно руководствоваться при создании ОАСУ «Здравоохранение»,— принцип новых задач — гласит: нельзя про­ ектировать автоматизированную систему в расчете только на зада­ чи, которые сегодня при существующей организации управления решаются без автоматизированной системы. Опыт показал, что по­ пытка обойти этот принцип приводит к неудаче и дискредитации самой идеи автоматизации. Следовательно, ОАСУ «Здравоохране­ ние» должна быть ориентирована на решение принципиально но­ вых задач, которые существующее управление не решает ввиду невозможности переработать массу информации или обеспечить требующиеся точность и скорость решения.

Большая часть информации в системе управления передается в виде документов. Отсюда второй принцип создания ОАСУ — ав­ томатизация документооборота. Реализация этого принципа всег­ да связана с разработкой новых форм документов, причем изменя­ ются, как правило, и содержание документа, и его структура — документ приспосабливают для машинного анализа. Здесь необ­ ходимо соблюдать условие: руководствоваться не старыми формами первичных документов (они часто не содержат тех данных, кото­ рые нужны для решения задач ОАСУ, так как старые документы соответствовали прежней системе), а создавать новые информацион­ ные документы, ориентируясь на задачи, поставленные перед ОАСУ «Здравоохранение». Отсюда вытекает важность определения со­ вокупности показателей и источников информации (первичных учетных документов), используемых в АСУ для решения задач здравоохранения.

Очень важный принцип — непрерывное совершенствование автоматизированной системы управления здравоохранением. ОАСУ необходимо строить с таким расчетом, чтобы можно было все вре­ мя ее совершенствовать, т. е. нужно предусмотреть возможности наращивания ее технической мощи, улучшения математического обеспечения, использования новых, более эффективных методов решения задач здравоохранения.

В процессе разработки и внедрения ОАСУ учреждения здраво­ охранения, приспосабливаясь к условиям функционирования си­ стемы, претерпевают структурные и функциональные изменения.

4 3-2314

49


§ 2. РАЗРАБОТКА ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЧАСТИ

ОАСУ «ЗДРАВООХРАНЕНИЕ»

Информационная база

Для решения задач, поставленных перед ОАСУ здравоохранением республики, необходимо создать следующие информационные мас­ сивы:

сведений о стационарной и амбулаторной сети; централизованный регистр руководящих, врачебных, научных

и педагогических кадров; сведений о заболеваемости;

демографических показателей по УССР; нормативно-справочной информации; сведений о санитарно-эпидемиологической службе;

сведений об аптечной сети, медикаментозном и материальнотехническом обеспечении;

планируемых показателей директивных органов; показателей планово-финансовой, бухгалтерской и хозяйст­

венной деятельности здравоохранения; сведений о капитальном строительстве; служебных программ;

дополнительных и вспомогательных сведений. Математическое обеспечение

Математическое обеспечение состоит из двух функционально различных составных частей:

комплекса методов и программ для решения задач планирова­ ния и управления и комплекса программ служебного назначения.

Первый комплекс составляют методы планирования развития стационарной и амбулаторной сети, планирования подготовки и распределения кадров, построения математических моделей за­ болеваний, анализа заболеваемости, методы оценки состояния раз­ личных служб здравоохранения и т. д., т. е. математический аппарат для решения задач, поставленных перед ОАСУ. Математический аппарат, реализованный в машинных программах, составляет прог­ раммное обеспечение ОАСУ.

Программы служебного назначения формируют массив сведе­ ний для решения конкретной задачи; преобразуют, дополняют и исправляют массивы сведений; обеспечивают ввод и вывод информа­ ции на ЭВМ, обмен информацией между ЭВМ и человеком; оформ­ ляют выходные данные в форме, удобной для дальнейшего исполь­ зования.

50


§ 3. КОМПЛЕКС ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Следующие основные показатели качества технического комплекса системы (ТКС) влияют на эффективность ОАСУ:

время решения основных задач; надежность ТКС;

гибкость ТКС, т. е. способность перестраиваться на решение новых задач, не предусмотренных при создании ОАСУ;

точность выходной информации; реализуемость ТКС, т. е. возможность создания всего объема

аппаратуры и оборудования нашей промышленностью; минимальная стоимость; возможность наращивания мощности в процессе развития

ОАСУ; простота обслуживания;

типовость ТКС.

Таким образом, эффективность ТКС является функцией боль­ шого количества факторов (технических, экономических, органи­ зационных), учесть которые на данном этапе развития ОАСУ «Здравоохранение» полностью не представляется возможным из-за отсутствия необходимых исходных данных.

К числу основных исходных данных для проектирования ТКС следует отнести:

организационно-экономические характеристики системы здра­ воохранения;

информационные характеристики; состав и алгоритмы задач; возможности технических средств.

§ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ИНФОРМАЦИОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА МЗ УССР

Основным звеном создаваемой ОАСУ «Здравоохранение» является Республиканский информационно-вычислительный центр (РИВЦ), выполняющий функции сбора, накопления и централизованной обработки данных и решения задач оптимального планирования деятельности учреждений здравоохранения на различные периоды времени.

Республиканский научно-исследовательский информационновычислительный центр МЗ УССР решает следующие задачи.

1. Разрабатывает методологию применения вычислительной техники и математических методов в здравоохранении УССР.

2. Проводит и координирует научно-исследовательские, про­ ектные и экспериментальные работы по созданию республикан­ ской автоматизированной системы планирования и управления.

51

 

органами и учреждениями здравоохранения, а также разрабатывает типовые проекты подсистем республиканской автоматизированной системы планирования и управления здравоохранением и меропирятия по внедрению этих проектов в органах и учреждениях МЗ УССР.

3. Собирает, обрабатывает и анализирует на вычислительных машинах медико-статистическую и экономическую информацию, характеризующую функционирование системы здравоохранения, и представляет проанализированные данные соответствующим под­ разделениям МЗ УССР и Главному вычислительному центру МЗ

СССР в установленном порядке.

4.Разрабатывает требования к техническому оснащению рес­ публиканского научно-исследовательского информационно-вы­ числительного центра с учетом специфических особенностей меди­ ко-статистической и экономической информации.

5.Проводит научно-исследовательские и экспериментальные работы по унификации медицинской терминологии и разработке стандартизированных медико-статистических и учетных информа­ ционных документов, пригодных для машинной обработки.

6. Подготавливает

совместно с

медицинскими институтами

и институтами других

министерств

и ведомств специалистов по

применению современных экономико-математических методов и вычислительной техники для решения задач в РИВЦ.

7. Разрабатывает и анализирует медико-математические мо­ дели болезней с целью определения основных тенденций их раз­ вития, ликвидации и снижения заболеваемости.

Весь персонал РИВЦ можно разделить на три категории: разработчики ОАСУ, обслуживающий и административный пер­ сонал.

Разработчики ОАСУ «Здравоохранение» изучают системные и стоящие перед учреждениями здравоохранения задачи с точки зре­ ния эффективности их автоматизированного решения на ЭВМ, обеспечивают разработку недостающих технических средств систе­ мы, подготавливают информацию для машинной обработки.

Обслуживающий персонал принимает исходные данные из служб учреждений, подготавливает промежуточные носители для ввода в ЭВМ, оформляет результаты обработки информации, об­ служивает соответствующее оборудование и библиотеку программ нормативно-справочной и другой относительно постоянной инфор­ мации на машинных носителях.

Руководство научно-исследовательскими работами по созда­ нию ОАСУ, повседневной деятельностью персонала РИВЦ, плани­

рование

и контроль за соблюдением графика выполнения работ,

а также

их учет возлагаются на административный персонал

РИВЦ.

 

Для четкого разграничения обязанностей и лучшего руководст­ ва персоналом РИВЦ должны быть созданы структурные иодразделенияу обеспечивающие выполнение конкретного круга работ.

52


Все функции таких подразделений РИВЦ должны быть строго регламентированы соответствующим положением. Требования, изложенные в таком положении, для всего персонала РИВЦ явля­ ются обязательными и должны неукоснительно соблюдаться.

Создание РИВЦ — это большой и трудоемкий круг задач, связанных с построением АСУ «Здравоохранение» и требующих комплексного решения, так как отдельные их элементы тесно пе­ реплетаются друг с другом, а нередко и зависят один от другого.

Весьма важной работой является разработка структуры РИВЦ и определение основных функций его структурных подразделений. Такая работа должна быть положена в основу будущего положения, определяющего права и обязанности информационно-вычис­ лительного центра и его должностных лиц.

Следует отметить, что число структурных подразделений РИВЦ и их названия (приводимые ниже) являются ориентировочными, т. е. в отдельных случаях некоторые структурные подразделения, связанные функционально, могут быть объединены в одно, а назва­ ние подразделения изменено.

Организационная структура РИВЦ должна обеспечивать, вопервых, нормальное функционирование процесса обработки дан­ ных, во-вторых, выполнение экспериментальных и проектных работ, необходимых для более широкого использования возможнос­ тей ОАСУ «Здравоохранение» и дальнейшего развития системы.

Рассмотрим примерное распределение функций по основ­ ным подразделениям Республиканского информационно-вычис­ лительного центра.

Отдел проектирования и информационного обеспечения ОАСУ

В этот отдел входят две лаборатории: проектирования ОАСУ и медико-информационно го обеспечения.

Лаборатория проектирования ОАСУ разрабатывает конкрет­ ные инструкции на базе методик для информационного обследова­ ния;

разрабатывает планы-графики (сеть) обследования системы, составляет планы-графики внедрения ОАСУ, изучает задачи типо­ вой ОАСУ, выбранной за основу проектируемой;

разрабатывает совместно со службами МЗ УССР график реше­ ния задач, экономически обосновывает решение задач, дорабаты­ вает типовые и разрабатывает новые рабочие инструкции для служб управления применительно к условиям функционирования ОАСУ; на основе своих разработок и разработок других служб Рес­ публиканский научно-исследовательский информационно-вычис­ лительный центр составляет техническое задание на разработку

конкретных подсистем ОАСУ; разрабатывает методики по внедрению ОАСУ в практику здра­

воохранения;

53


определяет вместе с другими службами состав и количество необходимых технических средств для ОАСУ.

Лаборатория медико-информационного обеспечения намечает очередность внедрения ОАСУ в специализированные службы здра­ воохранения;

определяет комплекс задач, решаемых отдельными подсисте­ мами и всей ОАСУ «Здравоохранение»;

определяет объем и характер исходной информации, необходи­ мой для решения задач управления на всех уровнях здравоохра­ нения;

разрабатывает системы показателей качества и эффективности деятельности медицинских учреждений и органов здравоохране­ ния;

определяет очередность и наиболее рациональные приемы ретения задач здравоохранения с учетом их специфики;

изучает информационные характеристики системы здравоохра­ нения;

анализирует действующую в системе здравоохранения доку­ ментацию и выделяет показатели, являющиеся исходными и вы­ ходными данными для ОАСУ;

производит рациональный выбор типов входных и выходных документов, содержащих требуемую совокупность показателей; определяет оптимальные формы документов, удовлетворяющих

требованиям ОАСУ и удобных для использования человеком; определяет степень готовности данных для решения задач; определяет состав входной информации для решения конкрет­

ных задач и устанавливает номенклатуру документов, используе­ мых для их решения;

определяет формы и количество выходной информации; разрабатывает методики кодирования медицинских данных.

Отдел математического обеспечения ОАСУ

В этот отдел входят лаборатории информационного моделирова­ ния и программирования.

Лаборатория

информационного моделирования разрабатывает

ж анализирует

медико-математические модели планирования и

управления здравоохранением; определяет наиболее рациональные приемы решения задач

планирования и управления с учетом специфики здравоохранения; устанавливает перечень массивов, используемых в решении

конкретных задач; разрабатывает алгоритмы решения нетиповых задач планиро­

вания и управления здравоохранением; разрабатывает и применяет экономико-математические методы

для решения задач планирования и управления здравоохранением.

Лаборатория программирования разрабатывает информацион-

54