Файл: Лачинов, Н. В. Клепка и чеканка стальных конструкций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
Н. В. ЛАЧИНОВ
КЛЕПКА И ЧЕКАНКА СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
ИЗДАНИЕ 2-е, ПЕРЕРАБОТАННОЕ
И ДОПОЛНЕННОЕ
Одобрено Ученым советом
Государственного комитета Совета Министров СССР
по профессионально-техническому образованию в качестве учебного пособия
для подготовки рабочих на производстве
МОСКВА «ВЫСШАЯ ШКОЛА» 1974
|
1*00. |
публичная |
/ у/ |
||
|
ц*>у е |
с |
'OKI |
|
|
|
к а |
я |
|
||
6П4.2 |
б ай т ^ с |
л < |
СР |
|
|
Л31 |
|
|
■) *:р |
|
|
ЧИТАЯЬ^'ОРО 8АЛА_} |
|
р /- /£>ЗЗМ?
Лачинов Н. В.
Л31 Клепка и чеканка стальных конструкций. Изд. 2-е, перераб. и доп. Учеб, пособие для подгот. рабочих на производстве. М., «Высш. школа», 1974.
168 с. с нл.
В книге описаны технология клепки н чеканки, предшествующая ей технология сборки стальных конструкций под клепку; заклепочные со единения и их элементы, пневматический инструмент для рубильных, клепальных, чеканочных работ, клепальные машины (скобы); изложе ны также основы материаловедения, понятия о сварке и резке метал лов, техника безопасности.
л 31206—571 |
6П4.2 |
052(01)—74 |
|
Отзывы и замечания направлять по адресу:
Москва, К-51, Неглинная ул., 29/14, издательство <гВысшая школа».
Издательство «Высшая школа», 1974
П Р Е Д И С Л О В И Е
До изобретения электросварки заклепочные (клепа ные) соединения были основным средством неразъемного крепления деталей металлических конструкций. С раз витием электродуговой сварки низкоуглеродистых, а позже и низколегированных сталей клепка вытесняется из некоторых отраслей промышленности более дешевым и надежным сварным соединением. Не столь давно ба рабаны паровых котлов и трубопроводы больших диа метров изготовлялись клепкой, а теперь в котлострои тельной промышленности клепаные соединения не при меняются.
Клепаные соединения применяются в стальных конструкциях тяжелых грузоподъемных, кранов, в мощ ных подкрановых балках под мостовые краны, в конст рукциях железнодорожных и автодорожных мостов и иногда при изготовлении баков, резервуаров, цистерн и некоторых узлов корпусов морских судов. В основном клепкой изготовляют конструкции, предназначенные для ударных или кратковременных тяжелых нагрузок пере менного характера в-сочетании со значительными коле баниями температур (например, колебания наружных температур от +30 до —30° С).
Клепаные соединения применяют также при изготов лении специальных конструкций из высокопрочных ста лей, так как сварка таких сталей в монтажных условиях затруднительна.
Таким образом, применение клепаных соединений еще довольно значительно и это обусловливает произ водственную потребность в рабочих данной профессии. Кроме того, в стальных конструкциях, инженерных со оружениях и оборудовании, изготовленных ранее, закле почные соединения являются преобладающими; поэтому операции, связанные с ремонтом заклепочных швов, бу дут применяться еще длительное время. Следовательно, обучение молодых рабочих операциям клепки, рубки и чеканки необходимо. Рассмотрение в процессе обучения основ материаловедения, вопросов совершенствования технологии работ, организации рабочего места и безопас-
3
ных методов производства окажет влияние на ускорение работ, сокращение затрат труда и снижение стоимости.
Профессия клепалыцика-чекашцика в некоторых от раслях промышленности (например, в мостостроитель ной) широко распространена. Она требует не только большого опыта и навыков, но и значительного объема специальных знаний. Четкое выполнение требований и правил производственных инструкций возможно, когда понятна сущность операций клепки и чеканки.
Квалифицированный клепалыцик-чекаищик должен знать, какими свойствами обладают строительные стали, как они переносят нагрев и расклепывание, в каких слу чаях может возникнуть наклеп в процессе обработки де талей стальных конструкций; он должен уметь обра щаться с инструментом, пневматическим приводом и кле пальными машинами, знать их устройство, уметь затачивать инструмент, а также подбирать заклепки, топливо для нагрева заклепок и смазочные материалы
для инструмента. |
и работы |
Значение организации рабочего места |
|
в бригаде чрезвычайно велико и влияет на |
производи |
тельность и качество работ. Поэтому клепальщик-чекан щик обязан изучить и усвоить правила организации рабочего места и методы повышения производительно сти труда и качества работ.
Основное внимание в книге уделено сборке под клеп ку, клепке и чеканке стальных конструкций, а также основам материаловедения.
Настоящая книга является учебным пособием для обучения на производстве профессиям клепальщика и чеканщика стальных конструкций и изделий, она не за меняет технологические инструкции, нормы и правила, технические условия на изготовление стальных конст рукций.
Материал книги ориентирует учащихся на выполне ние рабочих операций как в условиях высокомеханизи рованного производства на крупных заводах, так и в производственных условиях небольших заводов, мас терских, временных строительно-монтажных площадок по изготовлению стальных конструкций и изделий. На небольших заводах и в мастерских при очень малом объеме клепальных и чеканочных работ в процессе руб ки кромок и смены заклепок возможны случаи примене ния ручного инструмента. Например, при ремонте кле
4
паных швов барабанов паровых и водяных котлов, клепаных судов, различных емкостей, конструкций и из делий, когда работы ведутся на самом оборудовании. Поэтому в книге приводится описание выполнения этих операций ручным инструментом.
При изложении материала учтены требования Строи тельных норм и правил (СНиП I—В.12—62иСНиП III— В.5—62*), ведомственных инструкций на изготовление и ремонт стальных изделий и ГОСТов.
I
ГЛАВА I,
МЕТАЛЛЫ
§ 1. Общи,е' сведения
Металлы и их сплавы являются основным материа лом в машиностроении. Состав, строение и свойства ме таллических материалов изучаются наукой, называемой м е т а л л о в е д е н и е м .
Металловедение позволяет на строго научной основе подбирать металлы п их сплавы для всевозможных де талей и конструкций, работающих в самых различных условиях; устанавливать наиболее правильные режимы различных технологических процессов тепловой обработ ки. Знание металловедения необходимо для правильного ведения процесса термической обработки, ковки, штам повки, литья, сварки. Металловедение — наука, создан ная русскими учеными. Основоположником металловеде ния является знаменитый русский ученый Д. К. Чернов.
Еще в XVIII веке вопросами металловедения зани мался великий русский ученый М. В. Ломоносов. Боль
шой вклад в |
изучение сталей |
внес русский инженер |
П. П. Аносов. |
К. Чернова об |
изменении внутреннего |
Открытие Д. |
строения стали при ее нагревании и охлаждении зало жило основы современного производства чугуна и стали и их термической обработки.
Последователи Д. К. Чернова советские ученые Н. С. Курнаков, А. А. Байков, А. А. Бочвар и др. спо собствовали развитию науки о металлах.
Работы металловедов привели к пониманию явлений, происходящих при нагревании и охлаждении металлов, а это дало возможность избегать ошибки при различных видах термической обработки, предупреждать появление дефектов и брака изделий, улучшать качество про дукции.
Металловедение позволяет правильно решать вопрос о пригодности металлов для определенных целей.
Изготовляя и монтируя стальные конструкции, необ ходимо знать главные свойства материала, чтобы пра-
6
вильио вести обработку деталей |
и создавать условия, |
в которых заготовки безопасно |
переносят воздействия |
резцами, нагревом, жидкостью, газами и силовыми на грузками. Например, известно, что сильно нагретая сталь легче холодной поддается обработке под давлением или ударами молотка, но оказывается, что в интервале тем ператур 300—400°С сталь обрабатывать давлением и ударами нельзя, так как она приобретает хрупкость в этом интервале и ломается; зная об этом, рабочий, об рабатывая давлением * или ударами сталь, нагретую до желтого или красного каления, прекратит операцию до того, как материал остынет и его температура ста нет 400° С.
Далее оказывается, что некоторые марки стали после высокого нагрева и быстрого остывания на воздухе при обретают высокую твердость и хрупкость; их очень трудно обрабатывать: точить, строгать, сверлить, про бивать отверстия, резать; но если после нагрева охлаж дать такие стали медленно, или подвергнуть специальной тепловой обработке, то можно получить прежнюю (ис ходную) твердость и устранить хрупкость.
Зная это свойство, рабочий после нагрева такой ста ли будет применять или медленное или быстрое охлаж дение, в зависимости от того, потребуется ли дальнейшая станочная обработка и нужна ли для изделия повышен ная твердость.
Становится понятным, какое значение имеет знание свойств металлов при изготовлении конструкций и де талей, а также для сознательного выполнения требова ний строительных норм и правил (СНиП), инструкций и технических условий по изготовлению и монтажу стальных конструкций.
Огромное количество веществ — твердых, жидких и газообразных, которые окружают нас, представляют со бой разнообразнейшие сочетания п р о с т ы х в е щ е с т в , называемых химическими элементами (их в данное вре мя насчитывается 104). Химические элементы, например чистое железо, медь, олово, свинец, цинк, никель, хром, вольфрам, кислород, углерод, сера и др., состоят из оди наковых частиц— атомов.
Существующие в природе химические элементы делят на металлы и неметаллы, при этом большую часть мате
* Имеется в виду выполнение клепальных работ на машинах.
7
риалов, применяемых в промышленности, составляю-!- металлы.- Металлы характеризуются внешним блеском, большинство их обладает способностью переносить ков ку, они хорошо проводят тепло и электрический ток. Большинство металлов обладают свойством сваривать ся. Примером металлов является железо, медь, никель, свинец, алюминий и др.
Неметаллические элементы (металлоиды) не облада ют признаками и свойствами, присущими металлам. Кис лород, азот, углерод, кремний, фосфор, сера и др. явля ются неметаллами.
Алюминий 7%
Железо д %
Кальций3%
Натрий 3 % (
Калий 2°/о Магний 2°/„
Водород 1 Остальные 2%
Рис. 1. Распространенность элементов в земной коре
В природе обычно реже встречаются химические эле менты в чистом виде, большее распространение имеют
различные |
с л о ж н ы е в е щ е с т в а , |
представляющие |
|
химические соединения элементов. Примером |
сложного |
||
вещества |
является сернистое железо |
FeS, |
в котором |
каждый атом железа тесно связан с одним атомом серы. В другом химическом соединении карбида железа РезС каждые три атома железа связаны с одним атомом уг лерода.
Из чистых металлов наиболее важным является же
лезо, которое служит основой |
сплавов, |
применяющихся |
|
в промышленности, а именно |
чугуна и |
стали. Сталь и |
|
чугун представляют собой сплавы железа с |
углеродом |
||
и некоторыми другими элементами. |
|
не приме |
|
Некоторые металлы в чистом виде почти |
|||
няются, но они используются |
как добавки к основным |
металлам для получения сплавов со свойствами, кото рыми не обладают основные металлы.
«
Представление о распространенности элементов зем ной коры дает рис. 1. Мы видим, что основную массу земной коры составляют девять элементов: кислород, кремний, алюминий, железо, кальций, натрий, калий, магний и водород. Эти вещества составляют по весу 98%, тогда как на долю остальных элементов прихо дится только 2%. Из того же рис. 1 видно, что самыми распространенными металлами в земной коре являются алюминий (7% веса) и железо (5%).
Вопросы для повторения
1.Что такое металл, какие его признаки?
2.Что изучает металловедение и каково практическое значение
этой науки?
3.Кто из русских ученых занимался изучением металлов и какой вклад в науку оии'внесли?
4.Что представляют собой окружающие нас тела, что такое сплав, чистый металл?
5.Из чего состоит чистый металл и сплав, какая между ними разница?
6.Какие металлы распространены в земной коре?
§ 2. Свойства металлов
Свойства металлов и металлических сплавов зависят от того, какой обработке они подвергались в процессе получения. Например, один и тот же металл или сплав имеет различные свойства в зависимости от того, как этот металл или сплав остывал, какому виду обработки давлением подвергался, т. е. ковке, прокатке или прессо ванию и т. д.
Известно также, что некоторые сплавы приобретают различные свойства в результате нагревания и охлажде ния. На этом основана так называемая термическая об работка металлов и сплавов. Нагреванием до известной температуры и охлаждением с разной скоростью одной и той же стали можно придать нужную для обработки
•давлением или резанием твердость.
Та же сталь при других условиях может быть очень твердой, не поддающейся обработке обыкновенными рез цами. Например, при .нагреве до определенной темпера туры и очень медленном охлаждении (отжиге) твердость стали уменьшается, а если вместо медленного охлажде ния нагретую сталь охладить быстро (закалить), то твердость ее увеличивается,
9