ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
А. У. КАРМАЗИН Н. К. ТАЛАНЦЕВ
ВЕРТОЛЕТЫ
В ЛЕСНОМ
ХОЗЯЙСТВЕ
1 Ионт::о"ы:с::замр
Издательство «ЛЕСНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
М о с к в а 1974
УДК 634.0.2 : 629.135.4
|
Вертолеты в |
лесном хозяйстве. К а р м а з и н А. |
У., Т а л а н - |
ц е в Н. К. «Лесная^яромышленность», 1974, 120. |
|
||
|
В книге приведены данные по' применению вертолетов для |
||
аэротаксации лесов, вырубок, шелкопрядников, гарей, ветровалов, |
|||
буреломов, колхозных лесов. Рассматривается применение вертоле |
|||
тов |
для фенологических наблюдений, на охране лесов от пожаров, |
||
на |
транспортных |
работах, дано теоретическое обоснование аэро- |
|
_ таксации лесов с |
вертолета и исследование достоверности опреде |
||
ления таксационных показателей по различным типам и масштабам |
|||
аэроснимков. В книге приводится технология экономического обос |
|||
нования аэротаксации лесов с вертолета. |
|
||
|
Таблиц 32, иллюстраций 17, библиография — 34 |
названия. |
<----Г*>. публика* I
Кармазин Александр Устинович, Таланцев Николай Карпович
ВЕРТОЛЕТЫ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Редактор издательства О. Д. Р о д э
Технический редактор Ю. И. И в а н о в
J t '/ t e /
Корректор В. Н. К у р я т н и к о в а
Художественный редактор Н. И. П л о т н и к о в
Обложка художника В. И. В о р о б ь е в а
Сдано в набор 9/VIH 1973 г. Подписано в печать 19/11 1974 г. Т-01498. Формат 60X907i6* Бумага типографская № 3. Уел. печ. л. 7,5. Уч.-изд. л. 8.92.
Тираж 2000 экз. Зак. Кв 588. Издат. № 118/73 г. Цена 45 коп. Тематический план 1974 г. № 18.
Издательство «Лесная промышленность», Москва, Центр, ул. Кирова, 40а. Ленинградская типография № 8 «Союзполиграфпрома» при Государственном
комитете Совета Министров СССР |
по делам издательств, полиграфии |
и книжной |
торговли |
190000, Ленинград, |
Прачечный пер,, б |
к |
40503— 021 |
18— 74 |
|
037 (01)— 74 |
|
© Издательство «Лесная промышленность», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В Директивах XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. говорится, что необходимо улучшить веде ние лесного хозяйства на основе повышения уровня его технического оснащения и химизации, более полно ис пользовать лесные ресурсы и земли государственного лесного фонда, усилить охрану лесов от пожаров, болез ней, вредителей.
В выполнении поставленных задач большая роль отво дится применению аэрометодов. В настоящее время в лесном хозяйстве СССР вертолеты н материалы аэро фотосъемки используются для решения самых различных вопросов. Особенно широко применяются авиаметоды в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, где любые работы как по изучению и учету лесов, охраны от пожа ров, так и по проектированию и проведению различных лесохозяйственных мероприятий немыслимы без исполь зования вертолетов и аэроснимков. Ежегодно лесоустрои тельные работы проводятся на площади 38—40 млн. га. Основной их объем приходится на Север, Сибирь и Дальний Восток. И если внедрение материалов аэрофото съемки в лесоустроительную практику явилось средством коренных качественных изменений совершенствования технической стороны лесоустройства, то широкое приме нение вертолетов на аэротаксационных и транспортных работах стало основой более совершенных форм орга низации полевых лесоустроительных работ.
1* |
3 |
С целью научного обоснования аэротаксации с верто лета были проведены исследовательские работы по при менению для этих целей вертолета МИ-1. В 1960, 1964, 1967 гг. с помощью вертолетов проведены опытно-произ водственные работы по аэротаксации ветровалов и буре ломов, вырубок, горельников, шелкопрядников. На осно вании полученных материалов были составлены аэро визуальные признаки указанных категорий площадей с описанием технологии аэротаксационных работ.
Кроме того, в этот же период проводились как исследо вательские, так и производственные работы по исполь зованию вертолетов на охране лесов от пожаров, транс портировке древесины и транспортных работах при проведении лесоустройства, лесопатологическом обсле довании и борьбе с вредителями леса при фенологиче ских наблюдениях и учете плодоношения,_а также при менении вертолетов на аэрофотосъемке, результаты этих работ приводятся в настоящей книге.
ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СССР
Началом применения авиации в лесном хозяйстве принято считать полеты проф. В. Ф. Болдырева, Г. М. Турского и А. А. Битрих над подмосковными лесничествами, которые были выполнены с целью учета степени усыхания деревьев в насаждениях и выяв ления возможности таксации леса с самолета.
С 1931 по 1935 г. был разработан аэровизуальный метод об следования лесов с самолета. Этим методом с 1931 по 1947 г. были приведены в известность леса Севера, Сибири и Дальнего Востока на площади около 400 млн. га, а с 1948 по 1956 г. аэротаксационным методом (с применением фотосхем) с самолета было закончено описание и картирование лесов на всей террито рии СССР (894,4 млн. га) и составлена карта лесов Советского Союза. Но самолет с его большой скоростью и высотой полета, ограниченной видимостью земной поверхности из кабины и малой маневренностью, не мог быть применим для выполнения более детальных работ по картированию и описанию лесов с воздуха. Поэтому с появлением вертолетов в системе Аэрофлота лесные организации одними из первых начали испытательные полеты для установления возможности применения вертолетов для аэро таксации лесов и других категорий площадей, а также для охраны лесов от пожаров, использования для аэрофотосъемки и феноло гических наблюдений, транспортных и других работ.
В 1954 г. бывш. ЦНИИЛХ (Баранов, Дмитриев, 1955) и в 1955 г. Центральным лесоустроительным предприятием в содруже стве с Московским лесотехническим институтом был испытан вертолет МИ-4 (рис. 1) на таксации лесов (Телятников и др., 1956). Но вертолет указанной конструкции для аэротаксации ле сов оказался непригоден из-за отсутствия хорошего обзора из кабины, плохой устойчивости в полете на скорости 40—60 км, ко торая считается оптимальной для этого вида работ, и высокой арендной стоимости одного летного часа, что делает аэротаксацию с вертолета нерентабельной.
Поэтому в 1956 г. 2-й Московский аэрофотолесоустроительной экспедицией совместно с МЛТИ в Колвинском лесхозе (Пермская
5
случаев правильно и с допустимыми отклонениями. С 1957 г. инвентаризация лесов по 1Уразряду с применением вертолета для таксации межпросечных пространств стала называться комбиниро ванным методом устройства лесов. Стоимость единицы площади при устройстве лесов этим методом оказалась ниже на 8—10%, чем при наземной таксации (Кармазин, 1962). На основании-про веденных работ и накопленного опыта в 1959 г. были составлены рабочие правила устройства лесов по IV разряду комбинирован ным методом, которые вошли отдельным разделом в лесоустрои тельную инструкцию 1964 г.
Кроме аэротаксации межпросечиых пространств,^вертолеты при меняются для сплошной таксации резервных лесов устраиваемых лесхозов (леспромхозов) с целью завершения инвентаризацион ных работ на данном объекте, что позволяет составлять проекты организации и развития лесного хозяйства.
Одновременно с производственным внедрением вертолетов для таксации межпросечиых пространств при устройстве лесов по IV разряду велись исследовательские работы, связанные с применением метода таксации с вертолета при устройстве лесов по III разряду. Так, по заданию бывш. Гослескомитета в 1963 г. Западно-Сибир ским лесоустроительным предприятием были проведены исследо вания (Кармазин, 1964), целью которых являлось:
выявление достоверности определения таксационных показа телей с вертолета по отношению к наземной перечислительной таксации;
анализ полученных ошибок при определении таксационных по казателей с вертолета; установление причин получения этих оши бок и определение путей их устранения;
разработка технологии проведения устройства лесов по III разряду в сочетании с аэротаксацией;
установление экономической ' эффективности разработанной технологии.
Как продолжение этой работы в 1964 г. была проведена ис следовательская работа по применению аэротаксации с вертолета в сочетании с измерительным дешифрированием по спектрозо нальным аэроснимкам при устройстве лесов по III разряду
(Кармазин, 1966).
Полученные положительные результаты после обработки и сравнения аэротаксациоиных данных с наземной перечислитель ной таксацией как по достоверности определения таксационных показателей с вертолета, так и по экономической эффективности комбинированного метода устройства лесов по III разряду, по зволили техническому совету В/О «Леспроект» рекомендовать его производству при проведении работ в лесах Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вертолеты применяются также для аэротаксации вырубок, ветровалов, буреломов, гарей, шелкопрядников, лесопатологиче ского обследования лесных массивов, фенологических наблюдений,
7
охраны лесов от пожаров, транспортных работ, аэрофотосъемки, вывозки древесины и т. д.
ОСНОВЫ АЭРОТАКСАЦИИ ЛЕСОВ С ВЕРТОЛЕТА
В настоящее время в СССР лесоустроительные работы еже годно проводятся на площади около 38—40 млн. га, из них на тер ритории 4—5 млн. га работы выполняются по IV разряду и соче таются с аэротаксацией. Однако в последние годы аэротаксация с вертолета оформилась в самостоятельный метод инвентариза ции лесов, который применяют на завершающем этапе инвента ризационных работ в больших по площади лесхозах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Только в районах Западной и Восточной Сибири ежегодно методом сплошной аэротаксацип с вертолета
изучается территория в 3—5 млн. га. |
Следовательно, ежегодно |
||
с вертолета производится |
таксация |
лесов |
на площади 7—10 |
млн. га с затратой 2,0—2,5 |
тыс. летпых ч. |
Поэтому качественное |
выполнение аэротаксации в настоящее время является актуальной задачей специалистов науки и лесоустройства.
Как и любой другой новый метод инвентаризационных работ, метод аэротаксации с вертолета требует теоретического обоснова ния с учетом всех факторов, влияющих на качество аэротаксации.
На достоверность определения таксационных показателей с вертолета и описания категорий земель влияют факторы, кото рые по общности своих признаков подразделяются на пять групп.
1- |
я |
группа включает л е с о в о д с т в е н н о - т а к с а ц и о н н ы |
ф а к т о р ы , |
характеризующие объект (насаждения) в момент на |
блюдения (аэротаксации) и их фенологическое состояние. Сюда входят в основном аэровизуальные признаки объектов (насажде ний и других категорий площадей), используя которые, наблюда тель дает правильную таксационную характеристику древостоям и другим категориям площадей при рассмотрении их с рабочей высоты полета вертолета.
2- я группа включает т е х н и ч е с к и е ф а к т о р ы , характери зующие технические средства, с помощью которых производится аэротаксация, устанавливаются оптимальные режимы работы технических средств (высота, скорость, направление полета) и принимается методика выполнения полетов (расстояние между маршрутами, влияние рельефа па достоверность определения так сационных показателей при полете на вертолете па принятом ре
жиме). |
я группа включает а т м о с ф е р н о - м е т е о р о л о г и ч е с к и |
3- |
ф а к т о р ы , характеризующие условия среды, в которой выполня ется полет. Этими факторами являются видимость объектов такса ции с принятой высоты полета и освещенность их в момент на блюдения.
4- |
я группа включает а э р о с ъ е м о ч н ы е и к а р т о г р а ф и ч е |
с к ие |
м а т е р и а л ы , применяемые для аэротаксации. |
8
5-я |
группа включает |
п с и х о ф и з и о л о г и ч е с к и е ф а к |
торы, |
определяющие роль |
зрения в процессе аэротаксации, ско |
рость восприятия исполнителем объектов наблюдения, оптималь ный объем наземной и воздушной тренировки (подготовленность исполнителя), состояние его, т. е. способность исполнителя к выпол нению работы в воздухе, оборудование рабочего места аэротаксационного экипажа в кабине вертолета.
ЛЕСОВОДСТВЕННО-ТАКСАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ АЭРОТАКСАЦИИ ЛЕСОВ
Для установления определенных таксационных показателей с рабочей высоты полета вертолета наблюдатель должен знать лесоводственные и таксационные особенности таксируемых насаж дений, т. е. все признаки или группы признаков, которые являются характерными для определенной преобладающей породы и опре деленного таксационного показателя. Знание этих признаков по зволяет достоверно определять с рабочей высоты полета преобла дающую породу, состав, возраст, полноту, высоту, диаметр, классы бонитета и товарности, тип леса.
Все признаки, по которым определяются те или иные преобла дающие породы и их таксационные показатели, можно разделить на прямые и косвенные. К прямым относятся признаки, которые характеризуют объект. Косвенными признаками являются различ ные взаимосвязи одного признака с другим, по которым определя ется третий признак. При аэротаксации часто прямые признаки переходят в косвенные и наоборот.
При определении какого-то таксационното показателя с рабочей высоты полета наблюдатель использует знание прямых и косвенных признаков, характерных для определенной преобладающей породы
итаксационного показателя. Следовательно, возникает необходи мость классифицировать эти признаки по преобладающим породам
итаксационным показателям.
Аэровизуальные признаки сосновых насаждений
Аэровизуальные признаки древесных пород слагаются из формы, длины, диаметра, компактности и цвета в различные сезоны года листвы, хвои, кроны, цвета коры ствола, напочвенного покрова.
Основными отличительными признаками сосновых насаждений являются формы строения и цвета крон и коры стволов. В молодом возрасте (до 60 лет) кроны сосновых насаждений имеют конусо видную форму, насаждения приспевающие и спелые имеют параболлоидную, реже неправильно-округлую форму. Кроны вес ной и осенью имеют буровато-зеленый цвет, летом — зеленый
ссерым оттенком. Полог сосновых насаждений при полнотах 0,5
ивыше ровный, а при полноте ниже 0,4 — с провалами. Общий цветовой тон полога сосновых насаждений I—IV классов бонитета весной светло-зеленый, летом и осенью зеленый с серым оттенком.
9