Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мости от целей использования аэроснимков аэрофотосъемка выпол­ няется от самых крупных масштабов (1 : 500—1 : 5000) до мелких (1 : 45000—1: 75000). Масштаб аэроснимка, как известно, зависит от высоты полета и фокуса аэрофотоаппарата. Варьируя высотой и фокусным расстоянием аэрофотоаппарата можно добиться выпол­ нения аэрофотосъемки в необходимом масштабе, в том числе и в самом крупном. Однако это варьирование небеспредельно. На сдвиг изображения земной поверхности на аэроснимке в момент экспонирования влияет скорость летательного аппарата, на кото­ ром установлена аэрофотоаппаратура. Чем больше скорость,-тем больше сдвиг, следовательно, наступает такой момент, когда полу­ ченный аэроснимок нельзя использовать для дешифровочных и фо­ тограмметрических целей. Диапазон скоростей самолетов, приме­ няемых в настоящее время, находится в пределах 140 (АН-2) — 320—400 км (Ил-14, АН-24). Следовательно, выполнить аэрофото­ съемку в масштабе 1 :500 и крупнее па самолетах не представля­ ется возможным. Поэтому с появлением вертолетов многие специ­ алисты возлагали большие надежды на применение их на аэрофо­ тосъемке.

Проведенные опытные работы в этой области с применением вертолетов МИ-1 и МИ-4 показали следующее. Большой диапазон скоростей (от 0 до 180 км/ч) и полеты на любой высоте позволяют производить аэрофотосъемку с вертолетов в любом масштабе с до­ пустимым сдвигом изображения на аэроснимках. Однако выяви­ лись одновременно и существенные недостатки. В связи с тем, что вертолеты на скорости полета от 0 до 60 км/ч подвержены вибра­ ции, на аэроснимках получается смаз изображения, который также не дает возможности выполнять дешифровочные и фотограмметри­ ческие работы.

Производство аэрофотосъемки на скоростях 70—180 км/ч дает положительные результаты, несмотря на то, что связана с боль­ шими трудностями выполнения самолетовождения из-за рыскания вертолета по курсу. Но основными недостатками при производстве аэрофотосъемки на указанных выше скоростях следует считать вы­ сокую арендную стоимость летного часа, которая в 2—3 раза пре­ вышает c t o h m o c Yb часа самолета. Кроме того, небольшой запас топлива (3—5 ч) не позволяет выполнять аэрофотосъемку в от­ дельных районах, т. е. при подлете более 100 км.

В то же время выполнение площадной аэрофотосъемки в круп­ ном масштабе (1 : 5000 и крупнее) для инженерных и научных це­ лей, производство маршрутной съемки и одиночных аэроснимков пли стереопар, крупномасштабной аэрофотосъемки небольших го­ родов, поселков, строительных объектов, очагов пожаров и повреж­ денных вредителями лесных массивов является целесообразным п важным звеном в лесохозяйственных работах. В настоящее время исследовательские работы ведутся на вертолете МИ-2 ВосточноСибирским лесоустроительным предприятием с применением двух синхронноработающих аэрофотоаппаратов.

110


ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ДЛЯ ФЕНОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮ ДЕНИЙ ЗА ЛЕСНЫМИ МАССИВАМИ

Как уже отмечалось выше, аэрофотосъемка занимает одно из ведущих мест при изучении лесной растительности нашей страны. Точность и детальность проводимых работ зависят от информаци­ онной способности аэроснимков, которая в свою очередь зависит не только от типа и качества аэропленки и разрешающей способ­ ности системы «аэропленка — объектив», но и от условий выполне­ ния аэрофотосъемки, а именно: фенологического состояния снима­ емых объектов, метеорологических условий, высоты стояния солнца н других факторов.

Большое влияние на качество лесного дешифрирования оказы­ вает фенологическое состояние древесных пород в момент аэрофо­ тосъемки. Контрастность различных древесных пород резко выра­ жена осенью и весной. Следовательно, выполняя аэрофотосъемку в эти сезоны, можно получить аэроснимки с паилучшими дешифровочными качествами.

Кроме того, для установления сроков начала и окончания аэро­ фотосъемки наряду с отражательной способностью древесных по­ род изучалось и фенологическое состояние лесных массивов.

Проведение фенологических наблюдений является составной частью всего комплекса работ, выполняемых с целью получения аэроснимков с оптимальными информационными данными.

Проводимые ранее работы по фенологическому наблюдению за лесными массивами производились наземным путем с охватом не­ большой территории. Позднее наблюдения вели с самолета. Однако самолет с его большой скоростью и высотой полета, плохой манев­ ренностью и ограниченным обзором местности из кабины не позво­ ляет более детально выполнять фенологические наблюдения.

С появлением вертолетов были сделаны эпизодические полеты с целью установления возможности применения их на этих рабо­ тах. Несмотря на полученные положительные результаты, верто­ леты пока мало используются для фенологических наблюдений из-за высокой арендной стоимости летного часа. Но если учесть, что почти по всей территории СССР находятся оперативные точки, на которых базируются патрульные вертолеты с экипажами, имею­ щими специальное лесное образование (кроме пилота), то неис­ пользование этих вертолетов и подготовленных кадров для феноло­ гических наблюдений является упущением со стороны лесхозов.

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ДЛЯ УЧЕТА ПЛОДОНОШЕНИЯ

НАСАЖДЕНИЙ

В настоящее время искусственному разведению лесов придается большое значение, и объемы работ по выращиванию лесопосадоч­ ного материала ежегодно увеличйваются. Следовательно, лесово­ дам заранее необходимо знать урожайность определенных древес­ ных пород, а также географическое расположение этих участков. Самым наилучшим техническим средством для учета плодоношения

111


насаждений является вертолет. При полете на вертолете МИ-1 в" районах Западной Сибири на скорости 50—60 км/ч и высоте 20— 30 м над кронами деревьев хорошо различаются не только шишки кедра и ели, но и шишки сосны.

Перед проведением учета урожайности кедра, ели, сосны, а в средней полосе СССР и дуба необходимо заложить пробные площади для проведения наземной и воздушной тренировок. В про­ цессе проведения этих тренировок должны быть уточнены баллы по В. Г. Каллеру или применена другая градация оценки плодоно­ шения.

Руководствуясь принятой шкалой, летчик-наблюдатель и лесо­ вод проводят воздушную тренировку над заложенными пробными площадями.

В дальнейшем по планам лесонасаждений или снятых с них вы­ копировок с характерными ориентирами нужные участки описыва­ ются с вертолетов МП-1 или Кэ-26. Этот метод не только произво­ дителен, но и выполняется с требуемой достоверностью. Особенно широкое применение аэровизуальный метод учета плодоношения насаждений с вертолета найдет в лесах Севера, Сибири и Даль­ него Востока, где из-за большой удаленности лесных массивов на­ земный учет плодоношения исключается, а данные об урожайности древесных пород в этих районах требуются постоянно.

Что касается определения с вертолета плодоношения листвен­ ных пород, то этот вопрос никем не изучался и требует специаль­ ных исследований.

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ДЛЯ ЛЕСОПАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ ЛЕСОВ

В настоящее время существует два вида обследования: 1 — аэ­ ровизуальная лесопатологическая разведка, выполняемая базами охраны лесов на охраняемой ими территории и 2 — специальное аэровизуальное лесопатологнческое обследование лесных массивов. Оба эти метода выполнялись с помощью самолетов По-2; Як-12, Ан-2. Но, как уже указывалось ранее, большая скорость и высота полета самолета, малая маневренность и не очень хороший обзор местности из кабины затрудняли работу специалистов.

С появлением вертолетов в Аэрофлоте лесопатологическая экс­ педиция одной из первых (1954) начала применять вертолеты МИ-1 и МИ-4 для обследования лесов (Воронцов, Лобанов, 1967).

Методика применения вертолетов на лесопатологическом обсле­ довании лесов выглядит следующим образом.

Предварительно на самолете или вертолете по маршрутам, про­ ложенным через 4—8 км, проводится аэровизуальная разведка или рекогносцировочные полеты. Экипажем самолета (вертолета), ко­ торый состоит из пилота, штурмана и лесопатолога, выявляются участки поврежденного леса, выбираются на них или вблизи них места посадки для вертолета.

Затем в зависимости от степени повреждения лесного массива на эти площадки высаживаются группы наземных специалистов

112


с рабочими. При необходимости где-то в центре участков органи­ зуется лаборатория. По окончании работ люди и имущество выво­ зятся на базу.

Применение вертолета в таежных условиях для лесопатологи­ ческого обследования экономически выгодно. Кроме того, вертолет в экспедиции всегда может прийти па помощь при несчастном слу­ чае, происшедшем на каком-то из участков, своевременно доста­ вить продукты и корреспонденцию, дает возможность контролиру­ ющим лицам посетить нужные объекты.

ПРИМЕНЕНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЛЕСНЫМИ ВРЕДИТЕЛЯМИ

Наземные методы борьбы с вредителями леса не только трудо­ емкие и дорогие, но и малоэффективные, так как не всегда струя ядохимикатов, направленная снизу вверх, достигает вершин крон

деревьев высотой 18—20 м и более. Поэтому в настоящее

время

в основном применяются авиационно-химические методы

борьбы

с лесными вредителями. Как и на всех описанных выше лесохозяй­ ственных работах, применялись и применяются в настоящее время на многих видах авиационно-химических работ легкие самолеты. Однако применение самолетов на этих работах также имеет свои недостатки.

Во-первых, при обработке мелких участков и участков различ­ ной конфигурации, а также участков, расположенных отдельно друг от друга, самолет малоэффективен из-за сравнительно огра­ ниченной маневренности, во-вторых, малейшее движение воздуха сносит в сторону ядохимикаты, которые должны оседать на кроны деревьев под своей тяжестью. Кроме того, большая скорость само­ лета для этого вида работ оказывает отрицательное влияние на качество опыливания и опрыскивания. Все эти недостатки успешно компенсируются при применении для химической борьбы с вреди­ телями лесов и садов вертолетов МИ-1, Ка-18, Ка-26.

При выполнении авиационно-химических работ полеты на вер­ толете производятся на скорости 40—60 км/ч и практически на лю­ бой высоте, а при необходимости вертолеты могут и зависать.

Уменьшение скорости и высоты полета обеспечивает меньший относ ядохимикатов с обрабатываемой территории. А аэродинами­ ческие особенности теории полета вертолета, заключающиеся в от­ брасывании несущим винтом потока воздуха вниз, помогают осе­ данию и проникновению внутрь крон деревьев ядохимикатов.

В связи с перечисленными преимуществами вертолеты нашли широкое применение при химической борьбе с лесными вредите­ лями практически в любом районе, при опыливании или опрыски­ вании полезащитных лесных полос, при обработке зеленых зон во­ круг городов и поселков, зараженных клещевым энцефалитом, а также при обработке шишек на лесостепных участках.

- Лесные, колхозные и совхозные организации, учитывая хорошее качество опыливания и опрыскивания, выполняемое с вертолетов, стали применять вертолеты на авиационно-хцдшческих работах.

8 Заказ № 588

113