Файл: Кармазин, А. У. Вертолеты в лесном хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

объём работ по транспортировке людей и грузов с применением авиасредств.

С внедрением авиации в лесоустройство возник вопрос, при ка­ ких условиях применение вертолетов экономически целесообразно. Для р’ешения этого вопроса были произведены расчеты по опреде­ лению затрат, связанных с доставкой 1 кг груза на расстояние 1 км различными видами транспорта, а также затрат на перемещение людей транспортными средствами и при пеших переходах (Карма­ зин, • Шастин, 1965). Результаты этих расчетов приведены в табл. 32.

Т а б л и ц а 32

Сопоставление транспортных затрат, коп., при перемещении 1 кг груза на 1 км человеком и авиасредствами

Переноска грузов

Пешие переходы

 

Затраты при перевозке грузов

 

ИТР рабочими

ИТР рабочими

на лоша­

на

на

на АН-2В

на

дях

МИ-1

МИ-4

(гидро­

АН-2

 

 

самолет)

5,4

2,9

0,98

0,94

0,52

0,16

0,08

 

40,2

20,6

53,0

25,0

6,0

4,0

 

Из приведенных в табл. 32 данных видно, что самым дешевым

видом транспорта

в бездорожных условиях являются самолеты, но

их применение ограничивается недостаточным количеством взлетнопосадочных мест. Поэтому самолеты применимы в большинстве случаев для доставки грузов к пунктам базирования партий и экспедиций, а дальнейшая транспортировка грузов и людей на участки работ производится на вертолетах.

Расчеты и опыт показывают, что экономически наиболее эффек­ тивно применение вертолетов МИ-1 в тех случаях, когда величина обслуживаемого участка при лесоустройстве по III разряду состав­ ляет не менее 240 тыс. га, а вертолетов МИ-4, когда площадь не менее 660 тыс. га. При указанных величинах устраиваемых объектов обеспечивается рентабельная эксплуатация вертолетов в течение всего полевого периода (4 месяца) при среднем подлете 60—70 км. Потребность в полетах будет соответствовать установленному ми­ нимуму налета — 40 ч в месяц, а затраты экспедиций на транспор­ тное авиаобслуживание составят 18,4% (МИ-1), 12,8% (МИ-4) об­ щей стоимости полевых работ.

В практике вертолеты МИ-1 и МИ-4 обычно используются комп­ лексно. На весь полевой период у подразделений Аэрофлота арен­ дуются вертолеты МИ-1, а вертолеты МИ-4 используются в первый и последний месяцы полевых работ, когда в экспедициях наиболь­ ший объем транспортных перевозок.

Расчет экономической эффективности применения вертолетов необходимо производить для каждого устраиваемого объекта

8*

115


отдельно с учетом возможностей кооперирования экспедиций, пре­ дусматривая при этом затраты летного времени не только на тран­ спортные работы, по и для выполнения аэротаксационных, рекогно­ сцировочных, контрольных и других задании.

Применение авиасредств для транспортировки грузов и людей при выполнении полевых лесоустроительных работ наиболее целе­ сообразно:

в условиях труднопроходимой местности, где использование ав­ томобильного или водного транспорта невозможно;

если площадь устраиваемого объекта по III разряду должна быть не менее 240 тыс. га, при аренде на полевой сезон вертолета МИ-1, и не менее 660 тыс. га — при аренде МИ-4;

при наличии регулярной радиосвязи обслуживаемых участков с базой экспедиции или партии (аэродромом);

при условии совмещения транспортных полетов с вылетами на

.аэротаксацню, рекогносцировку или контроль; при полной загрузке летательных аппаратов;

Применение транспортных авиационных средств в условиях си­ бирской тайги благотворно отражается на результатах производст­ венной деятельности лесоустроительных экспедиций:

сокращаются расходы по фонду зарплаты на 20—25%; снижаются на 3—5% затраты средств на 1 га лесоустройства; сокращается потребность в специалистах и рабочих, создаются

условия к выполнению работ .в более короткие сроки; повышается оперативность в руководстве лесоустроительными

работами, создаются условия для широкого контроля работ; рабочие и специалисты в значительной мере освобождаются от

изнурительного труда по переноске грузов; неоценимую помощь получают люди, заблудившиеся в тайге.

ВЫВОЗКА ЛЕСА ВЕРТОЛЕТОМ (по Г. Г. Самойловичу)

В Охтенском учебно-опытном лесхозе сотрудники кафедры ме­ ханизации лесозаготовок и кабинета авиации Ленинградской ле­ сотехнической академии осуществили опытную вывозку заготовлен­

ного леса вертолетом МИ-4.

в чистом сосняке-черничнике

Заготовку

леса

проводили

ПО лет, III класса бонитета, имеющем среднюю высоту 21 м, сред­

ний диаметр

24 см,

полноту 0,5,

запас 230 м3/га. В этом насажде­

нии встречались деревья второго поколения леса в возрасте 60— 70 лет. Под пологом насаждения, изреженного бессистемной выбо­ рочной рубкой, находился подрост средней густоты из сосны, бе­ резы н осины (до 20 лет) со средней высотой от 3 до 5 м. Этот участок леса с одной стороны располагался по соседству с молод­ няком из березы и осины, а с другой примыкал к поляне, местами заросшей ивой. Никаких специальных условий для подходов вер­ толета не создавали.

Валку, разделку леса производили пилой «Дружба». Спиленные деревья очищали от сучьев и разделывали на сортименты длиной


6

ж. Бревна

трелевали и

собирали

в пачки по 3—5 шт.

в

зависимости

от

толщины

вершинного

торца

бревна, а также

с учетом их веса

(приблизительно от

1,1 до

1,3), чтобы они

не превосходили веса полезного груза для данного типа вер­ толета. Объем пачки бревен составлял от 1,2 до 1,7 ж3. Такие пачки бревен вывозили при помощи стандартной внешней подвески, которой снабжался вертолет МИ-4. В дополнение к ней на кафедре механизации лесозаготовок ЛТА были изготовлены два несущих троса — один длиной 5 ж, другой 15 ж — и к ним четыре чокера диаметром 15 мм, длиной 3,5 ж (с кольцами и карабинами).

Первоначально при вывозке заготовленных пачек использовали трос длиной 15 м, а затем трос длиной 5 м. Рабочий скреплял бревна в пачки двумя чокерами с таким расчетом, чтобы не было перекоса пачки в воздухе. Подлетев к заготовленной пачке, верто­ лет зависал на высоте, примерно равной длине несущей подвески, рабочий сцеплял подвеску с пачкой, после чего давал сигнал и от­

ходил в сторону.

Весь этот

процесс

занимал около

полминуты,

а общее

время

зависания

вертолета

составляло в

среднем 1—

1,5 мин.

 

 

 

 

Получив сигнал с земли, вертолет первоначально поднимал груз вертикально на несколько метров, но не выше полога леса, а затем, набирая высоту и скорость, улетал к складу древесины, находяще­ муся на расстоянии около 0,5 км. Подлетев к складу, вертолет сни­ жался настолько, чтобы пачку можно было опустить на поверх­ ность земли или на ранее положенные бревна. Рабочий быстро от­ цеплял чокеры и подавал сигнал, после чего вертолет с подвеской набирал высоту и улетал снова к месту заготовки древесины. На этот процесс уходило не менее 1 мин. Испытание двух несущих тросов длиной 5 и 15 ж показало, что при использовании первого троса пачка в воздухе больше раскачивалась. Трос длиной 15 ж в условиях равнинной местности вряд ли целесообразно при­ менять. Вертолет МИ-4 без каких-либо усилий спокойно поднимал и переносил пачку бревен из леса на склад. В момент испытания скорость ветра не превышала 4—5 м/сек.

В этом же насаждении был проведен опыт вывозки спиленных деревьев. Например, два спиленных дерева подтрелевывали одно к другому и уже описанным путем скрепляли чокерами. Первона­

чально по специальным таблицам определяли их вес с таким

расче­

том, чтобы

он не превысил величину полезного груза

(не

более

1,3 г). Это

были деревья длиной 16—18 ж с диаметром

у комля

26—28 см.

Вертолет легко их поднимал, выносил из леса и опускал

на складе древесины. Затраты времени были примерно такими же, как и при переносе пачек бревен.

Настоящий опыт проведен в небольшом объеме, поэтому на ос­ новании его нельзя сделать исчерпывающих выводов, тем более дать экономическое обоснование степени эффективности данного типа вывозки леса. В дальнейшем работа в этом направлении бу­ дет продолжена с применением новых типов вертолетов, выпуска­ емых нашей авиапромышленностью.

117


выводы

Возможности применения вертолетов в лесном хозяйстве об­ ширны:

1. Для аротаксации лесов и других категорий площадей наи­ лучшими из существующих вертолетов являются вертолеты МИ-2

и Ка-26.

2. Для правильного определения таксационных показателей при аэротаксации насаждений и других категорий площадей необ­ ходимо составлять аэровизуальные признаки для них по районам работ.

3. Аэротаксационные работы необходимо вести в комплексе с наземными работами и измерительным дешифрированием спект­ розональных аэроснимков среднего и крупного масштабов. Для этого назрела необходимость провести исследовательские работы и научно обосновать новую технологию работ при устройстве лесов по III и IV разрядам с применением маршрутной аэрофотосъемки межпросечных пространств в масштабе 1 : 5000—1 : 7000 с последу­ ющим измерением на этих аэроснимках измеряемых таксационных показателей. Не определенные на аэроснимках таксационные пока­ затели в дальнейшем описываются с вертолета.

4. Учитывая большое количество вырубок в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока как по количеству, так и по площади, а также во многих случаях неизвестность их состояния, необходимо провести специальные обследовательские работы с вертолетов по учету вырубок и их состояния.

5.По охране лесов от пожаров и борьбы с ними необходимо шире внедрять такие вертолеты, как МИ-2, Ка-26, МИ-8 и МИ-6.

При патрульных полетах желательно одновременно проводить фенологические наблюдения за лесными массивами.

6.Неограничены возможности применения вертолетов для учета плодоношения хвойных пород в районах Сибири, Севера и Даль­ него Востока. Назрела необходимость провести исследовательские работы по выявлению возможности применения вертолетов для учета плодоношения лиственных пород.

7.На транспортных работах при проведении лесоустроительных работ, тушении пожаров, транспортировке и вывозке древесины, при строительстве различных сооружений в лесу целесообразно

применять вертолеты МИ-2, МИ-8, МИ-6.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Апостолов Ю. С. Применение вертолетов МИ-1 в лесоустройстве.— «Лесное

хозяйство», 1958, № 7, с. 4—5.

Апостолов К). С. Использование цветных аэрофотоматериалов при инвен­

таризации лесов.— «Лесное хозяйство», 1964, № 10, с.

6—7.

 

Белов С. В.

Разрешающая способность аэроснимков — «Ученые записки лес­

ной группы: М., изд. АН СССР, 1958, с. 3—60.

леса

с вертолета.— «Лес­

Баранов Н.

И., Дмитриев И. Д. Опыт таксации

ное хозяйство»,

1955, № 6, с. 87—89.

связь

диаметров деревьев

Березин А.

М., Трунов И. А. Корреляционная

на высоте груди с диаметрами крон для древостоев различных районов Совет­ ского Союза.— «Ученые записки лесной группы Лаборатории аэрометодов АН СССР». Л., 1957, с. 59—73.

Березин А. М. Сравнительная пригодность различных масштабов аэрофото­

съемки и типов аэропленок

для лесного дешифрирования аэроснимков.— «Уче­

ные

записки

лесной

группы

Лаборатории

аэрометодов

АН

СССР», Л.,

1957,

с. 47—58.

 

 

 

для аэрофотосъемки лесов.— «Уче­

ные

Березин А. М. О значении времени дня

записки

лесной

группы

Лаборатории

аэрометодов

АН

СССР», Л.,

1957,

с. 61—74.

Дударев А. Д., Гузев Г. Д. Экономическая эффективность и точность аэро­

таксации лесов с вертолета.— «Учен. зап. Воронежского лесотехнического ин-та», 1962, т. XXVIII, с. 6—9.

Елизаров А. Ф. Опыт применения вертолета для аэротаксации.— «Лесной

журнал», 1962, № 6, с. 9—10.

Кармазин А. У. Применение авиации при устройстве лесов Западной Си­

бири. В кн.: Опыт ведения лесного хозяйства и лесоустройства в Западной Сибири, Новосибирск, 1962, с. 42—44.

Кармазин А. У. Применение метода аэротаксации с вертолетов при устрой­

стве лесов по III разряду. «Лесное хозяйство», 1964, № 12, с. 7—8.

Кармазин А. У. Аэротаксация лесов, подвергшихся стихийным бедствиям.—

«Лесное хозяйство», 1964, № 5, с. 5—6.

Кармазин А. У. Аэротаксация вырубок с вертолета.— «Лесное хозяйство»,

1965, Ко 8, с. 7—8.

Кармазин А. У., Шастин В.» И. Экономическая эффективность авиации на

транспортных

работах при

устройстве сибирских лесов.— «Лесное

хозяйство»,

1965, № 2, с.

11 —12.

Новое

наступает. — «Гражданская авиация»,

1965, № 7,

Кармазин А. У.

с. 3—4.

 

Аэротаксация с вертолета

шелкопрядников и гарей.— «Лес­

Кармазин А. У.

ное хозяйство», 1967, № 3, с. 5—7.

в лесоустройстве». — «Лесное хо­

Кармазин А. У.

«Вертолеты МИ-2 и МИ-8

зяйство», 1968, № 1, с. 23.

Кармазин А. У. Аэротаксация с вертолета при III разряде инвентаризации

лесов с использованием цветных аэроснимков. В кн.: Вопросы совершенство-, вания организации лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока. Новоси­ бирск. 1966, с. 18—21.

Крылов Г. В., Кожеватова Н. Ф., Потапович В. М. Типы леса Западной

Сибири. Новосибирск, 1958, 132 с.

Крылов Г. В. Леса Западной Сибири. М., изд-во АН СССР, 1961. 202 с. Кравков С. В. Глаз и его работа. М. Изд-во АН СССР, 1950. 172 с. Кравков С. В. Цветовое зрение. М. Изд-во АН СССР, 1951. 65 с.

Кобзарь А. П. Ка-15 лесоустроителям.— «Гражданская авиация», 1959,

№ 11, с. 7—9.

Матвеев А. Т., Смирнов П. И. Основы авиационной метеорологии. М., Во-

ениздат, 1955. 243 с.

Михайлов В. Я. Фотография и аэрофотография. Геодезиздат, 1952. 102 с. Пикалкин В. М. Применение вертолета МИ-1 в лесоустройстве. — «Лесоин­

женерное дело», 1958, № 1, с. 7—10.

119