ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
объём работ по транспортировке людей и грузов с применением авиасредств.
С внедрением авиации в лесоустройство возник вопрос, при ка ких условиях применение вертолетов экономически целесообразно. Для р’ешения этого вопроса были произведены расчеты по опреде лению затрат, связанных с доставкой 1 кг груза на расстояние 1 км различными видами транспорта, а также затрат на перемещение людей транспортными средствами и при пеших переходах (Карма зин, • Шастин, 1965). Результаты этих расчетов приведены в табл. 32.
Т а б л и ц а 32
Сопоставление транспортных затрат, коп., при перемещении 1 кг груза на 1 км человеком и авиасредствами
Переноска грузов |
Пешие переходы |
|
Затраты при перевозке грузов |
|
||
ИТР рабочими |
ИТР рабочими |
на лоша |
на |
на |
на АН-2В |
на |
дях |
МИ-1 |
МИ-4 |
(гидро |
АН-2 |
||
|
|
самолет) |
5,4 |
2,9 |
0,98 |
0,94 |
0,52 |
0,16 |
0,08 |
|
40,2 |
20,6 |
53,0 |
25,0 |
6,0 |
4,0 |
|
Из приведенных в табл. 32 данных видно, что самым дешевым |
|||||
видом транспорта |
в бездорожных условиях являются самолеты, но |
их применение ограничивается недостаточным количеством взлетнопосадочных мест. Поэтому самолеты применимы в большинстве случаев для доставки грузов к пунктам базирования партий и экспедиций, а дальнейшая транспортировка грузов и людей на участки работ производится на вертолетах.
Расчеты и опыт показывают, что экономически наиболее эффек тивно применение вертолетов МИ-1 в тех случаях, когда величина обслуживаемого участка при лесоустройстве по III разряду состав ляет не менее 240 тыс. га, а вертолетов МИ-4, когда площадь не менее 660 тыс. га. При указанных величинах устраиваемых объектов обеспечивается рентабельная эксплуатация вертолетов в течение всего полевого периода (4 месяца) при среднем подлете 60—70 км. Потребность в полетах будет соответствовать установленному ми нимуму налета — 40 ч в месяц, а затраты экспедиций на транспор тное авиаобслуживание составят 18,4% (МИ-1), 12,8% (МИ-4) об щей стоимости полевых работ.
В практике вертолеты МИ-1 и МИ-4 обычно используются комп лексно. На весь полевой период у подразделений Аэрофлота арен дуются вертолеты МИ-1, а вертолеты МИ-4 используются в первый и последний месяцы полевых работ, когда в экспедициях наиболь ший объем транспортных перевозок.
Расчет экономической эффективности применения вертолетов необходимо производить для каждого устраиваемого объекта
8* |
115 |
отдельно с учетом возможностей кооперирования экспедиций, пре дусматривая при этом затраты летного времени не только на тран спортные работы, по и для выполнения аэротаксационных, рекогно сцировочных, контрольных и других задании.
Применение авиасредств для транспортировки грузов и людей при выполнении полевых лесоустроительных работ наиболее целе сообразно:
в условиях труднопроходимой местности, где использование ав томобильного или водного транспорта невозможно;
если площадь устраиваемого объекта по III разряду должна быть не менее 240 тыс. га, при аренде на полевой сезон вертолета МИ-1, и не менее 660 тыс. га — при аренде МИ-4;
при наличии регулярной радиосвязи обслуживаемых участков с базой экспедиции или партии (аэродромом);
при условии совмещения транспортных полетов с вылетами на
.аэротаксацню, рекогносцировку или контроль; при полной загрузке летательных аппаратов;
Применение транспортных авиационных средств в условиях си бирской тайги благотворно отражается на результатах производст венной деятельности лесоустроительных экспедиций:
сокращаются расходы по фонду зарплаты на 20—25%; снижаются на 3—5% затраты средств на 1 га лесоустройства; сокращается потребность в специалистах и рабочих, создаются
условия к выполнению работ .в более короткие сроки; повышается оперативность в руководстве лесоустроительными
работами, создаются условия для широкого контроля работ; рабочие и специалисты в значительной мере освобождаются от
изнурительного труда по переноске грузов; неоценимую помощь получают люди, заблудившиеся в тайге.
ВЫВОЗКА ЛЕСА ВЕРТОЛЕТОМ (по Г. Г. Самойловичу)
В Охтенском учебно-опытном лесхозе сотрудники кафедры ме ханизации лесозаготовок и кабинета авиации Ленинградской ле сотехнической академии осуществили опытную вывозку заготовлен
ного леса вертолетом МИ-4. |
в чистом сосняке-черничнике |
||
Заготовку |
леса |
проводили |
|
ПО лет, III класса бонитета, имеющем среднюю высоту 21 м, сред |
|||
ний диаметр |
24 см, |
полноту 0,5, |
запас 230 м3/га. В этом насажде |
нии встречались деревья второго поколения леса в возрасте 60— 70 лет. Под пологом насаждения, изреженного бессистемной выбо рочной рубкой, находился подрост средней густоты из сосны, бе резы н осины (до 20 лет) со средней высотой от 3 до 5 м. Этот участок леса с одной стороны располагался по соседству с молод няком из березы и осины, а с другой примыкал к поляне, местами заросшей ивой. Никаких специальных условий для подходов вер толета не создавали.
Валку, разделку леса производили пилой «Дружба». Спиленные деревья очищали от сучьев и разделывали на сортименты длиной
6 |
ж. Бревна |
трелевали и |
собирали |
в пачки по 3—5 шт. |
||
в |
зависимости |
от |
толщины |
вершинного |
торца |
бревна, а также |
с учетом их веса |
(приблизительно от |
1,1 до |
1,3), чтобы они |
не превосходили веса полезного груза для данного типа вер толета. Объем пачки бревен составлял от 1,2 до 1,7 ж3. Такие пачки бревен вывозили при помощи стандартной внешней подвески, которой снабжался вертолет МИ-4. В дополнение к ней на кафедре механизации лесозаготовок ЛТА были изготовлены два несущих троса — один длиной 5 ж, другой 15 ж — и к ним четыре чокера диаметром 15 мм, длиной 3,5 ж (с кольцами и карабинами).
Первоначально при вывозке заготовленных пачек использовали трос длиной 15 м, а затем трос длиной 5 м. Рабочий скреплял бревна в пачки двумя чокерами с таким расчетом, чтобы не было перекоса пачки в воздухе. Подлетев к заготовленной пачке, верто лет зависал на высоте, примерно равной длине несущей подвески, рабочий сцеплял подвеску с пачкой, после чего давал сигнал и от
ходил в сторону. |
Весь этот |
процесс |
занимал около |
полминуты, |
|
а общее |
время |
зависания |
вертолета |
составляло в |
среднем 1— |
1,5 мин. |
■ |
|
|
|
|
Получив сигнал с земли, вертолет первоначально поднимал груз вертикально на несколько метров, но не выше полога леса, а затем, набирая высоту и скорость, улетал к складу древесины, находяще муся на расстоянии около 0,5 км. Подлетев к складу, вертолет сни жался настолько, чтобы пачку можно было опустить на поверх ность земли или на ранее положенные бревна. Рабочий быстро от цеплял чокеры и подавал сигнал, после чего вертолет с подвеской набирал высоту и улетал снова к месту заготовки древесины. На этот процесс уходило не менее 1 мин. Испытание двух несущих тросов длиной 5 и 15 ж показало, что при использовании первого троса пачка в воздухе больше раскачивалась. Трос длиной 15 ж в условиях равнинной местности вряд ли целесообразно при менять. Вертолет МИ-4 без каких-либо усилий спокойно поднимал и переносил пачку бревен из леса на склад. В момент испытания скорость ветра не превышала 4—5 м/сек.
В этом же насаждении был проведен опыт вывозки спиленных деревьев. Например, два спиленных дерева подтрелевывали одно к другому и уже описанным путем скрепляли чокерами. Первона
чально по специальным таблицам определяли их вес с таким |
расче |
||
том, чтобы |
он не превысил величину полезного груза |
(не |
более |
1,3 г). Это |
были деревья длиной 16—18 ж с диаметром |
у комля |
|
26—28 см. |
Вертолет легко их поднимал, выносил из леса и опускал |
на складе древесины. Затраты времени были примерно такими же, как и при переносе пачек бревен.
Настоящий опыт проведен в небольшом объеме, поэтому на ос новании его нельзя сделать исчерпывающих выводов, тем более дать экономическое обоснование степени эффективности данного типа вывозки леса. В дальнейшем работа в этом направлении бу дет продолжена с применением новых типов вертолетов, выпуска емых нашей авиапромышленностью.
117
выводы
Возможности применения вертолетов в лесном хозяйстве об ширны:
1. Для аротаксации лесов и других категорий площадей наи лучшими из существующих вертолетов являются вертолеты МИ-2
и Ка-26.
2. Для правильного определения таксационных показателей при аэротаксации насаждений и других категорий площадей необ ходимо составлять аэровизуальные признаки для них по районам работ.
3. Аэротаксационные работы необходимо вести в комплексе с наземными работами и измерительным дешифрированием спект розональных аэроснимков среднего и крупного масштабов. Для этого назрела необходимость провести исследовательские работы и научно обосновать новую технологию работ при устройстве лесов по III и IV разрядам с применением маршрутной аэрофотосъемки межпросечных пространств в масштабе 1 : 5000—1 : 7000 с последу ющим измерением на этих аэроснимках измеряемых таксационных показателей. Не определенные на аэроснимках таксационные пока затели в дальнейшем описываются с вертолета.
4. Учитывая большое количество вырубок в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока как по количеству, так и по площади, а также во многих случаях неизвестность их состояния, необходимо провести специальные обследовательские работы с вертолетов по учету вырубок и их состояния.
5.По охране лесов от пожаров и борьбы с ними необходимо шире внедрять такие вертолеты, как МИ-2, Ка-26, МИ-8 и МИ-6.
При патрульных полетах желательно одновременно проводить фенологические наблюдения за лесными массивами.
6.Неограничены возможности применения вертолетов для учета плодоношения хвойных пород в районах Сибири, Севера и Даль него Востока. Назрела необходимость провести исследовательские работы по выявлению возможности применения вертолетов для учета плодоношения лиственных пород.
7.На транспортных работах при проведении лесоустроительных работ, тушении пожаров, транспортировке и вывозке древесины, при строительстве различных сооружений в лесу целесообразно
применять вертолеты МИ-2, МИ-8, МИ-6.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Апостолов Ю. С. Применение вертолетов МИ-1 в лесоустройстве.— «Лесное
хозяйство», 1958, № 7, с. 4—5.
Апостолов К). С. Использование цветных аэрофотоматериалов при инвен
таризации лесов.— «Лесное хозяйство», 1964, № 10, с. |
6—7. |
|
|
Белов С. В. |
Разрешающая способность аэроснимков — «Ученые записки лес |
||
ной группы: М., изд. АН СССР, 1958, с. 3—60. |
леса |
с вертолета.— «Лес |
|
Баранов Н. |
И., Дмитриев И. Д. Опыт таксации |
||
ное хозяйство», |
1955, № 6, с. 87—89. |
связь |
диаметров деревьев |
Березин А. |
М., Трунов И. А. Корреляционная |
на высоте груди с диаметрами крон для древостоев различных районов Совет ского Союза.— «Ученые записки лесной группы Лаборатории аэрометодов АН СССР». Л., 1957, с. 59—73.
Березин А. М. Сравнительная пригодность различных масштабов аэрофото
съемки и типов аэропленок |
для лесного дешифрирования аэроснимков.— «Уче |
|||||||
ные |
записки |
лесной |
группы |
Лаборатории |
аэрометодов |
АН |
СССР», Л., |
1957, |
с. 47—58. |
|
|
|
для аэрофотосъемки лесов.— «Уче |
||||
ные |
Березин А. М. О значении времени дня |
|||||||
записки |
лесной |
группы |
Лаборатории |
аэрометодов |
АН |
СССР», Л., |
1957, |
с. 61—74.
Дударев А. Д., Гузев Г. Д. Экономическая эффективность и точность аэро
таксации лесов с вертолета.— «Учен. зап. Воронежского лесотехнического ин-та», 1962, т. XXVIII, с. 6—9.
Елизаров А. Ф. Опыт применения вертолета для аэротаксации.— «Лесной
журнал», 1962, № 6, с. 9—10.
Кармазин А. У. Применение авиации при устройстве лесов Западной Си
бири. В кн.: Опыт ведения лесного хозяйства и лесоустройства в Западной Сибири, Новосибирск, 1962, с. 42—44.
Кармазин А. У. Применение метода аэротаксации с вертолетов при устрой
стве лесов по III разряду. «Лесное хозяйство», 1964, № 12, с. 7—8.
Кармазин А. У. Аэротаксация лесов, подвергшихся стихийным бедствиям.—
«Лесное хозяйство», 1964, № 5, с. 5—6.
Кармазин А. У. Аэротаксация вырубок с вертолета.— «Лесное хозяйство»,
1965, Ко 8, с. 7—8.
Кармазин А. У., Шастин В.» И. Экономическая эффективность авиации на
транспортных |
работах при |
устройстве сибирских лесов.— «Лесное |
хозяйство», |
||
1965, № 2, с. |
11 —12. |
Новое |
наступает. — «Гражданская авиация», |
1965, № 7, |
|
Кармазин А. У. |
|||||
с. 3—4. |
|
Аэротаксация с вертолета |
шелкопрядников и гарей.— «Лес |
||
Кармазин А. У. |
|||||
ное хозяйство», 1967, № 3, с. 5—7. |
в лесоустройстве». — «Лесное хо |
||||
Кармазин А. У. |
«Вертолеты МИ-2 и МИ-8 |
зяйство», 1968, № 1, с. 23.
Кармазин А. У. Аэротаксация с вертолета при III разряде инвентаризации
лесов с использованием цветных аэроснимков. В кн.: Вопросы совершенство-, вания организации лесного хозяйства Сибири и Дальнего Востока. Новоси бирск. 1966, с. 18—21.
Крылов Г. В., Кожеватова Н. Ф., Потапович В. М. Типы леса Западной
Сибири. Новосибирск, 1958, 132 с.
Крылов Г. В. Леса Западной Сибири. М., изд-во АН СССР, 1961. 202 с. Кравков С. В. Глаз и его работа. М. Изд-во АН СССР, 1950. 172 с. Кравков С. В. Цветовое зрение. М. Изд-во АН СССР, 1951. 65 с.
Кобзарь А. П. Ка-15 лесоустроителям.— «Гражданская авиация», 1959,
№ 11, с. 7—9.
Матвеев А. Т., Смирнов П. И. Основы авиационной метеорологии. М., Во-
ениздат, 1955. 243 с.
Михайлов В. Я. Фотография и аэрофотография. Геодезиздат, 1952. 102 с. Пикалкин В. М. Применение вертолета МИ-1 в лесоустройстве. — «Лесоин
женерное дело», 1958, № 1, с. 7—10.
119