ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
Н . В . К О Р О В И Н
Н. В. КОРОВИН
ЭЛЕКТРО
ХИМИЧЕСКИЕ
ГЕНЕРАТОРЫ
«Э Н Е Р Г И Я»
Москва 1974
6П2.10 К 68
УДК 621.351.+621.352.6
ГОС. ПУБЛИЧНАЯ f
НАУЧНО-Т. ІЧЕСК7'1
Б И Б Л И О Т Е К p f f f i - p I
/ 0 1 Ң >
Коровин Н. В.
К 68 |
Электрохимические |
генераторы. |
|
|
М., «Энергия», 1974. |
|
|
|
208 с. с ил. |
|
|
|
• Книга знакомит с современным состоянием проблемы электрохи |
||
|
мических генераторов (ЭХГ). В ней рассматриваются процессы в топ |
||
|
ливных элементах, |
основные факторы, влияющие на характеристики |
|
|
элементов, топливо |
и окислители, |
и основные системы ЭХГ и их харак |
теристики. Большое внимание уделяется рассмотрению водородно-кис лородных (воздушных) и гндразииовых ЭХГ, а также ЭХГ на основе углеродсодержащнх топлив. Обсуждаются перспективы ЭХГ.
Книга предназначена для специалистов, работающих в области эксплуатации, исследования, конструирования и проектирования элек трохимических источников тока, а также для студентов, аспирантов и преподавателей энергетических, электротехнических и химнко-тсхполо- гнческх вузов. Книга может быть полезна для широкого круга специа листов в области энергетики.
30309-288 |
145-74 |
6П2.10 |
|
К 051(01)-74 |
|||
|
|
Издательство «Энергия», 1974 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие техники поставило новые требования к источникам тока. Необхо
димо |
увеличение удельной |
мощности, |
к. п. |
д., срока службы и т. д. |
В связи |
с этим большой интерес представляют электрохимические генераторы (ЭХГ), создаваемые на основе топливных эле ментов. По сравнению с аккумуляторами ЭХГ имеют более высокие энергии на единицы массы и объема, по сравнению с гальваническими элементами — более высокие удельные энергии, срок службы
иболее низкую стоимость получаемой энергии, по сравнению с двигателями внутреннего сгорания и тепловыми ма шинами ЭХГ имеют более высокий к. п.д.
идругие достоинства. Электрохимические генераторы уже
нашли практическое применение как источники тока на космических кораблях «Джемини» и «Аполлон». Перспективы их использования весьма широки.
По вопросу топливных элементов в
СССР издано несколько книг [Л. 1—8]. Одиако лишь в трех из них [Л. 3, б, 7] рассматривались некоторые вопросы ра боты ЭХГ. Кроме того, с момента выхода этих книг в оригинале прошло уже 6— 10 лет, в течение которых ЭХГ получили значительное развитие. Поэтому возник ла необходимость издания книг, описы вающих общие принципы ЭХГ, их основ ных подсистем, устройство и характери стики наиболее разработанных ЭХГ, об ласти применения и перспективы развиния ЭХГ.
Настоящая книга ставит цель несколь ко восполнить пробел в указанной об ласти.
3
Так как основной системой в ЭХГ яв ляется батарея топливных элементов, то часть книги посвящена рассмотрению топливных элементов, включая термоди намику, кинетику и характеристики эле ментов. В книге кратко рассмотрены об щие вопросы ЭХГ II более подробно во
дородно-кислородные (воздушные), гп- дразипо-кислородные (воздушные) ЭХГ и ЭХГ на углеродсодержащем топливе. В заключении книги проведено сравнение ЭХГ с другими источниками тока и при ведены области применения ЭХГ. В за дачу книги не входил анализ всех теоре
тических |
и экспериментальных |
работ |
|
в области |
топливных |
элементов и |
ЭХГ. |
Кинга не претендует |
на освещение |
всех |
разработанных и испытанных ЭХГ, так как это значительно увеличило бы ее объем. В книге рассматриваются лишь, основные проблемы топливных элементов, и ЭХГ, некоторые пути их решения п до стигнутые результаты.
При оформлении рукописи большую' помощь мне оказали Е. П. Клочек,. О. Г. Пронкнна и другие сотрудники ка федры химии МЭИ, приношу им свою> искреннюю благодарность.
Мне хочется поблагодарить доктора химических паук Н. А. Шумилову, про смотревшую рукопись и сделавшую цеп ные замечания.
Все замечания прошу присылать іш адресу: Москва 113114, Шлюзовая наб., 10, Изд-во «Энергия».
Автор
Глава первая
ТОПЛИВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1.Общие понятия о топливном элементе
иэлектрохимическом генераторе
Применяемые в настоящее время методы 'преобразо вания химической'Энергии топлива в электрическую энер гию несовершенны. Коэффициент полезного действия те пловых установок не превышает 40%, реальный к. п. д. двигателей внутреннего сгорания на городском транс порте лежит в пределах 15—30%.
В настоящее время ведутся широкие работы по соз данию новых методов преобразования энергии. Одним из таких методов является электрохимический, при котором электрическую энергию получают в электрохимических генераторах.
Э л е к т р о X и м и ч е с к и й г е н е р а т о р (ЭХГ) — это установка, в которой химическая энергия топлива непосредственно превращается в электрическую энер гию. Установка состоит из батареи топливных элементов, систем для 'Переработки и подвода топлива и окислителя, систем для отвода продуктов реакции, систем регули рования температуры и других вспомогательных устройств.
ВЭХГ процесс преобразования химической энергии
вэлектрическую протекает в топливном элементе, по этому необходимо рассмотреть принцип действия и
устройство топливного элемента.
Т о п л и в н ы й э л е м е н т (ТЭ) — это устройство, в 'котором энергия взаимодействия топлива и окислите ля, непрерывно и раздельно подводимых к электродам, непосредственно превращается в электрическую энергию. В принципе ТЭ является разновидностью гальваническо го элемента. Однако он имеет две важные особенности, из-за которых протекающие в нем процессы существен но отличаются от процессов в обычном гальваническом элементе.
В отличие от обычного гальванического элемента электроды ТЭ в процессе работы не расходуются. Вслед ствие этого ТЭ может в принципе работать © стациопар-
5
пом режиме, в то время как в обычном гальваническом элементе происходит непрерывное изменение поверхности электрода, поэтому процессы в обычном гальваническом элементе по своему принципу не могут быть стационар ными. Как увидим далее, в ТЭ также происходят неста ционарные процессы, однако они непосредственно не связаны с расходом активных компонентов.
В обычном гальваническом элементе активные ком поненты закладываются заранее, срок действия гальва нического элемента определяется запасом активных компонентов непосредственно в элементе. После расхода активных компонентов гальванический элемент выхо дит из строя. В ТЭ активные компоненты подводят ся непрерывно. Топливный элемент преобразует химиче скую энергию в электрическую до тех пор, пока в него поступают восстановитель (топливо) п окислитель. Та ким образом, срок службы ТЭ определяется не запасом активных компонентов, а другими причинами, которые будут рассмотрены позднее.
Эта особенность обусловливает возможность более длительного срока службы (ресурса) и 'снижения массы на единицу энергии ТЭ по сравнению с обычным галь ваническим элементом.
Рассмотрим в |
общем виде процессы, протекающие |
в ТЭ. Как следует |
из определения, в ТЭ преобразуется |
энергия реакции взаимодействия восстановителя |
(топли |
ва) II окислителя (обычно кислорода). |
|
Запишем реакцию окисления в общем виде |
|
•/нВ + /гОк= В„,Ок,і—АН, |
(1) |
где В —-молекула восстановителя (топлива); Ок — моле кула окислителя; Вт Окп — молекула продукта реакции; т, it — стехиометрические коэффициенты; АН — энталь пия реакции.
В качестве примера реакции (1) можно привести окисление угля, метана и водорода1:
С+ Оз = СОз+394,07 кДж; |
(2) |
СН4 + 20а=2Ы 20 + С 02 + 832,74, кДж; |
(3) |
2ІТ2Т- О2= 2Н2ОР+484,33 кДж. |
(4) |
1 Энтальпии реакціи"! приведены для температуры 298,15 К.
6
Реакция (1) является суммарной реакцией, протекаю щей как в тепловых машинах, так и в ТЭ. Необходимым условием ее протекания в тепловых машинах является активное столкновение молекул окислителя и восстано вителя, при этом происходит переход или смещение элек тронов от окислителя к восстановителю. Электронный переход в химической реакции протекает хаотически, в любом направлении, в котором произошло активное столкновение 'молекул.
В отличие от этого, в электрохимических реакциях, протекающих в ТЭ, обеспечивается направленное дви жение электронов. В ТЭ суммарная реакция (1) осуще ствляется в виденескольких сопряженных процессов, в том числе:
электрохимическое окисление топлива с отдачей элек
тронов |
|
В— ѵВп++/ге- ; |
(5) |
электрохимическое восстановление |
окислителя |
Ок + т е - — >-Окт~\ |
(6) |
движение образующихся при окислении и восстанов лении ионов между участками, где происходят реакции
(5) и |
(6) |
и их взаимодействие с |
образованием продук |
||||||||
тов реакции |
|
тВп++пОкт ~— ѵВтОки; |
(7) |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||
движение электронов от участка, где происходит ре |
|||||||||||
акция |
(5) |
к участку, где происходит реакция |
(6), т. е. |
||||||||
постоянный |
электрический |
ток. |
|
7 |
|||||||
Как видно, из исходных веществ |
|
||||||||||
|
|
||||||||||
В и Ок получается тот же продукт |
|
|
|||||||||
Вт Октг, |
что и при |
химическом про |
|
|
|||||||
цессе, однако одновременно возни |
|
|
|||||||||
кает электрический ток, т. е. хими |
|
|
|||||||||
ческая |
энергия |
превращается |
в |
|
|
||||||
электрическую. |
Для осуществления |
|
|
||||||||
реакции (1) по стадиям необходимо |
|
|
|||||||||
разделить окислитель от восстано |
|
|
|||||||||
вителя, |
обеспечить |
протекание элек |
|
|
|||||||
трохимических реакций (5) н (6) и |
|
|
|||||||||
направленное |
движение |
электронов |
Рис. I. Схема ТЭ. |
||||||||
и ионов. |
Все эти функции выполня |
||||||||||
ет ТЭ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/ — топливо; |
2 — воздух |
|
|
|
|
схема |
ТЭ |
приве |
(кислород); 3 — анод; 4— |
||||
Простейшая |
электролит: |
5 — катод; |
|||||||||
дена |
на |
рис. |
|
1. |
Элемент |
состоит |
6 — продукты |
реакции; |
|||
|
7 — нагрузка. |
|
7
из двух электродов и электролита между ними. На одном из электродов происходит электрохимическое окисление топлива — реакция (5). Такой электрод 'В элек трохимии называется анодом, в ТЭ его также называют топливным электродом. На втором электроде происхо дит электрохимическое восстановление окислителя, на пример, кислорода — реакция (6). В электрохимии такой электрод называют катодом. Как видно, электроды в ТЭ служат для проведения реакций электроокисленпя и электровосстановлення, подвода и отвода электронов. Между электродами имеется электролит, в котором про исходит движение положительно заряженных ионов — катионов к катоду и отрицательно заряженных попов — анионов к аноду. Электролит служит также для разде ления топлива и окислителя. При работе элемента катод и анод замыкаются проводником первого рода, по кото рому электроны двигаются от анода к катоду и на своем пути совершают работу.
Рассмотрим для примера процессы в водородно-кис лородном ТЭ со щелочным электролитом. Окислителем в элементе служит кислород, восстановителем — водород. Суммарной реакцией в элементе является реакция (4), в результате которой в зависимости от температуры об разуется вода либо в жидком, либо в парообразном виде. На аноде ТЭ происходит электрохимическое окисление водорода
2Но + 40IT- — *-4Н20 + 4е_. |
(8) |
Получаемые в результате реакции электроны по внеш ней цепи перетекают на катод, совершая иа своем пути работу.
На катоде происходит восстановление кислорода (присоединение электронов) по суммарной реакции
0 2+2Н 20 + 4е-—-НОН- |
(9) |
Вэлектролите гидрокепл-иопы двигаются от катода
каноду.
При суммировании уравнений (8) и (9) получаем токсобразующую реакцию 2Н2+ 02 = 2Н20 .
Как видно, суммарная реакция аналогична реакции
(4). Однако химическая энергия ее превращается не в теплоту, а в электрическую работу.
Топливные элементы имеют существенные достоинст ва. Как будет показано позднее, к. и. д. ТЭ значительно
8
Шше к. л. д. теплор.ых машин. Преобразование химиче ской энергии топлива в электричество в ТЭ происходит непосредственно в одну стадию, в то время как в тепло вых машинах этот 'процесс идет последовательно в три ступени через тепловую и механическую энергию. То пливные элементы бесшумны и пе имеют движущихся частей. Очень важным достоинством ТЭ является отсут ствие вредных продуктов -реакции, что -открывает боль шую перспективу их использования. По сравнению с обычными гальваническими элементами и аккумуля торами топливные элементы имеют 'более высокую удель ную энергию, особенно если они эксплуатируются дли тельное время.
Проблема создания ТЭ давно интересует ученых многих стран. Первый водородно-кислородный ТЭ был создан еще в 1839 г. (У. Гроув). Однако этот элемент имел очень низкие характеристи ки, вследствие чего он не мог иайтп технического применения. Топ ливными элементами занимались П. Н. Яблочков (1887 г.), В. Ост вальд (1894 г.), В. Нернст, Е. Баур и другие ученые. Важную роль в решении проблемы ТЭ сыграли работы О. К. Да-втяна [Л. 1]. Су щественные успехи в решении проблемы ТЭ получены лишь в по следнее время. Это обусловлено развитием теоретической электро химии, особенно в области кинетики электродных процессов (А. Н. Фрумкин, Я. М. Колотыркин, Л. И. Антропов, П. Делахеп, Дж. Бокрнс), теории массопереноса, успехами в области химиче ского катализа, металлокерамики и полимерных материалов.
Кроме того, развитию ТЭ способствовала потребность в новых источниках энергии для космической техники, транспорта и других областей.
Важные результаты в разработке ТЭ получены Ф. Бэконом, Э. Юсти, К. Кордешом, Б. Варшавским, М. Бонме, В. Фильштихом, Л. Нидрахом, Б. Бейкером и др.
Важный вклад в разработку теории ТЭ внесли советские ученые Н. С. Лндоренко, Н. А. Шумилова, В. С. Багоцкий, С. В. Карпачев, Ю. А. Чизмаджев, Р. X. Бурштеі’ш, В. С. Даннель-Бек, О. С. Ксеижек и др.
В связи с большим разнообразием ТЭ не представляется воз можным привести единую их классификацию. Можно классифици ровать ТЭ по различным признакам: а) по принципу использова ния реагентов; б) по виду топлива л окислителя; в) по условиям работы элемента (температура и давление).
По принципу использования реагентов ТЭ подразделяют на пер вичные и вторичные. В первичных ТЭ топливо и окислитель вво
дятся непосредственно |
в элемент и превращаются в продукты ре |
|
акции, |
которые затем |
выводятся из элемента и сбрасываются. |
-Во |
вторичные ТЭ |
вводятся не исходные реагенты, а продукты |
их переработки, например -водород, полученный при конверсии ме тана по реакции
СН1+2ІТ20 = С02-1-4Н2.
Ко вторичным относятся также регенеративные ТЭ.
9