ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ляются с захлестывающим их потоком цифр и данных. Возникшая диспропорция между количеством полез ной информации и возможностями ее использования мо жет быть преодолена путем создания автоматизирован ной системы сбора и обработки гидрометеорологической
информации.
Первая очередь автоматизированной системы уже на чала действовать в стране. Она состоит из следующих частей:
1) Сеть автоматических метеорологических станций, размещенных на территории Белоруссии. Эти станции автоматически измеряют атмосферное давление, темпе ратуру воздуха, скорость и направление ветра, влаж ность воздуха и другие величины, измеренные пара метры автоматически передаются по телеграфным ли ниям связи в Белорусский метеорологический террито риальный центр.
2) Зональные обсерватории Брест, Гомель и Минск, оснащенные метеорологическими радиолокаторами, мо гут «осветить» всю территорию Белоруссии и установить точное местонахождение облачности, гроз, ливней.
3) Белорусский территориальный метеорологический центр, имеющий современные электронно-вычислитель ные машины, автоматически обрабатывает и передает результаты наблюдений в Московский региональный Центр (Гидрометцентр СССР).
4) Мощный метеорологический центр в Москве авто матически передает информацию в другие мировые Центры погоды, как Вашингтон, Мельбурн.
Предварительные результаты эксплуатации этой сис темы уже сейчас позволяют сделать вывод о том, что метеорологическая информация, получаемая от радио локаторов и спутников, является весьма ценной. К йеДостаткам системы следует отнести невозможность по лучения с помощью новых средств сведений о некото
3* |
35 |
рых явлениях погоды: бурях, метелях, туманах, харак теристики мороси, видов твердых осадков, ряде разно видностей облаков. Недостаточна также информация при малооблачной погоде. Однако, несмотря на отме ченные недостатки, поиски новых методов и средств продолжаются.
Первые шаги в создании автоматизированной систе мы делают и гидрометеорологи нашей республики. «Бе лые пятна» на карте республики все успешнее обслужи вают автоматические радиометеорологические станции. Их уже установлено 13. Расположились они в отрогах Киргизского хребта, у берегов живописного Сары-Челека, в Янги-Базаре, на горных перевалах.
Автоматическая радиометерологическая станция М-107 отличается относительной простотой, повышен ной надежностью и точностью измерений. Все эти фак торы существенно упрощают эксплуатацию ее в усло виях горного рельефа, повышают достоверность полу чаемой информации.
Станция работает по заранее установленной програм ме восемь раз в сутки. Автоматически измеряются дав ление и температура воздуха, направление и скорость
ветра, |
количество жидких |
осадков, солнечное |
сияние |
|||
и |
туман. Результаты измерений |
передаются по |
радио |
|||
в |
диапазоне коротких волн. |
Мощность применяемого |
||||
радиопередатчика |
не превышает |
25-ти вт, что позволяет |
||||
вести |
уверенный |
прием информации в радиусе до |
600 км. |
Электропитание станции осуществляется от аккумуля торной батареи емкостью 250 ампер в час. Подзаряд ее осуществляется от ветрогенератора или радиоактив ного источника.
. Нелегок труд монтажников этой техники. На высо
те около 4000 м, используя автотранспорт, |
вертолеты, |
лошадей, они доставляют и монтируют |
многотонное |
и дорогостоящее оборудование. |
|
36
Ценность и польза автоматических станций велики. Они дадут дополнительные сведения авиаторам, строи телям и животноводам республики.
В мае 1972 г. во Фрунзенском аэропорту была уста
новлена комплексная |
радиотехническая |
автоматическая |
метеорологическая станция (КРАМС), |
которая следит |
|
за погодой в районе |
аэропорта. Она |
измеряет атмо |
сферное давление, температуру и влажность воздуха, скорость и направление ветра, дальность видимости и высоту облаков с двух сторон взлетно-посадочной поло
сы, |
сообщает |
о наличии гроз в районе аэропорта, а так |
||||
же |
автоматически обработав |
измеренные |
характерис |
|||
тики, выдает |
сведения о максимальной и минимальной |
|||||
температуре воздуха, |
величине |
и характере изменения |
||||
атмосферного давления за последние три часа. |
|
|||||
|
Головой станции является центральное устройство— |
|||||
специализированная |
вычислительная машина, |
которая |
||||
ведет счет времени (число, месяц, часы и минуты), вклю |
||||||
чает, измеряет и выключает |
датчики, |
обрабатывает |
||||
Измеренные значения и вносит в них поправки, |
форми |
|||||
рует телеграммы погоды и выдает информацию. |
|
|||||
|
Вся информация |
регистрируется на рулонном теле |
графном аппарате и с интервалами от 5 до 30-ти минут выдается в виде телеграммы «метео» в канал связи, а также в физических величинах на индикаторные уст ройства, установленные у дежурных метеорологов, си ноптиков и диспетчеров аэропорта. Таких индикаторных устройств к станции может быть подключено до пяти.
КРАМС самостоятельно предупреждает специальной телеграммой, световым и звуковым сигналами на инди каторном устройстве об опасных ситуациях погоды, та ких, как сильный ветер, низкая облачность, плохая ви димость, наличие грозы в районе аэропорта, гололеда
на взлетно-посадочной полосе.
Кроме центрального и индикаторного устройства,
37
станция имеет |
две группы |
датчиков, расположенные |
в помещении |
и на основной |
метеоплащадке (датчики |
атмосферного давления, скорости и направления ветра,
температуры и влажности воздуха и грозы) и удалены |
||||
от |
центрального устройства на |
расстояние |
до 5— |
|
10-ти км (датчики высоты облаков, |
дальности видимо |
|||
сти |
и составляющей |
скорости ветра |
поперек |
взлетно- |
посадочной полосы). |
Возможно подключение датчика |
при наличии гололеда на взлетно-посадочной полосе. На случай, если центральное устройство выйдет из
строя, станция имеет аварийно-измерительный пульт, позволяющий измерить все метеорологические парамет ры вручную.
На станции можно подключить специальный рече вой автоответчик погоды, выдающий информацию о по годе по телефонному запросу в виде устной приставки.
Установка автоматической метеостанции повышает оперативность получения информации. Весь процесс под готовки датчиков, измерения метеорологических пара метров и выдачи метеоинформации занимает около трех — пяти минут. Информация может обновляться каждые 5—30 минут в зависимости от условий погоды или запросов потребителей.
Имея перед глазами индикаторное устройство, де журные метеорологи в любое время могут выдать ин формацию о текущей погоде, диспетчеры аэропорта со общают только что измеренные характеристики погоды на борт самолета и разрешают или запрещают взлет и посадку самолетов в зависимости от условий погоды; де журные синоптики консультируют пилотов вылетающих самолетов, а дежурные техники-метеорологи сообщают о высоте облаков, дальности видимости и ветре с обеих сторон полосы.
Такие же станции установлены в аэропортах Моск вы, Минска, Риги, Киева и некоторых других городов
38
Советского Союза .В недалеком времени подобные ап параты будут установлены в Оше, Джалал-Абаде, Нарыне, Пржевальске и других городах республики-
Прогресс электронно-вычислительной техники в не далеком будущем позволит собирать простые, компакт ные и недорогие специализированные электронно-вы числительные устройства. Они будут производить на блюдения, выполнять обработку, формировать, анали зировать и распространять информацию о погоде.
Для изучения атмосферных процессов, в особенности для получения сведений, нужных авиации, потребуются данные о состоянии атмосферы на различных высотах.
Радиотелеметрические системы (средства передачи по радио результатов измерений) с успехом используют
ся при научных исследованиях всей |
толщи |
атмосферы |
||
и космического |
пространства с помощью радиозондов, |
|||
ракет и искусственных |
спутников |
земли. |
Зарождение |
|
радиотелеметрии |
тесно |
связано с метеорологией. Раз |
работанный в СССР профессором П. А. Молчановым ра диозонд, выпущенный в свободный полет 30 января 1930 г., в разных вариантах распространился по всему
миру.
Современный радиозонд за полтора часа поднимает ся на тонком резиновом баллоне, наполненном водоро дом, на высоту примерно 25—30 км. Приборы радиозон да измеряют температуру, влажность и давление воздуха и автоматически передают измеренные величины через миниатюрный радиопередатчик.
из |
Система зондирования «Метеорит — РКЗ» состоит |
наземной радиолокационной станции «Метеорит» |
|
и |
радиозонда РКЗ, выпускаемого в свободный полет. Ра |
диозонд воспринимает значения температуры и влажно сти окружающей его среды и преобразует их в радио сигналы, излучаемые им на сверхвысокой частоте (СВЧ) в пространство. Значение метеоэлементов закодировано
39