Файл: Зятьков, А. Н. Автоматика и прогноз погоды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляются с захлестывающим их потоком цифр и данных. Возникшая диспропорция между количеством полез­ ной информации и возможностями ее использования мо­ жет быть преодолена путем создания автоматизирован­ ной системы сбора и обработки гидрометеорологической

информации.

Первая очередь автоматизированной системы уже на­ чала действовать в стране. Она состоит из следующих частей:

1) Сеть автоматических метеорологических станций, размещенных на территории Белоруссии. Эти станции автоматически измеряют атмосферное давление, темпе­ ратуру воздуха, скорость и направление ветра, влаж­ ность воздуха и другие величины, измеренные пара­ метры автоматически передаются по телеграфным ли­ ниям связи в Белорусский метеорологический террито­ риальный центр.

2) Зональные обсерватории Брест, Гомель и Минск, оснащенные метеорологическими радиолокаторами, мо­ гут «осветить» всю территорию Белоруссии и установить точное местонахождение облачности, гроз, ливней.

3) Белорусский территориальный метеорологический центр, имеющий современные электронно-вычислитель­ ные машины, автоматически обрабатывает и передает результаты наблюдений в Московский региональный Центр (Гидрометцентр СССР).

4) Мощный метеорологический центр в Москве авто­ матически передает информацию в другие мировые Центры погоды, как Вашингтон, Мельбурн.

Предварительные результаты эксплуатации этой сис­ темы уже сейчас позволяют сделать вывод о том, что метеорологическая информация, получаемая от радио­ локаторов и спутников, является весьма ценной. К йеДостаткам системы следует отнести невозможность по­ лучения с помощью новых средств сведений о некото­

3*

35

рых явлениях погоды: бурях, метелях, туманах, харак­ теристики мороси, видов твердых осадков, ряде разно­ видностей облаков. Недостаточна также информация при малооблачной погоде. Однако, несмотря на отме­ ченные недостатки, поиски новых методов и средств продолжаются.

Первые шаги в создании автоматизированной систе­ мы делают и гидрометеорологи нашей республики. «Бе­ лые пятна» на карте республики все успешнее обслужи­ вают автоматические радиометеорологические станции. Их уже установлено 13. Расположились они в отрогах Киргизского хребта, у берегов живописного Сары-Челека, в Янги-Базаре, на горных перевалах.

Автоматическая радиометерологическая станция М-107 отличается относительной простотой, повышен­ ной надежностью и точностью измерений. Все эти фак­ торы существенно упрощают эксплуатацию ее в усло­ виях горного рельефа, повышают достоверность полу­ чаемой информации.

Станция работает по заранее установленной програм­ ме восемь раз в сутки. Автоматически измеряются дав­ ление и температура воздуха, направление и скорость

ветра,

количество жидких

осадков, солнечное

сияние

и

туман. Результаты измерений

передаются по

радио

в

диапазоне коротких волн.

Мощность применяемого

радиопередатчика

не превышает

25-ти вт, что позволяет

вести

уверенный

прием информации в радиусе до

600 км.

Электропитание станции осуществляется от аккумуля­ торной батареи емкостью 250 ампер в час. Подзаряд ее осуществляется от ветрогенератора или радиоактив­ ного источника.

. Нелегок труд монтажников этой техники. На высо­

те около 4000 м, используя автотранспорт,

вертолеты,

лошадей, они доставляют и монтируют

многотонное

и дорогостоящее оборудование.

 

36


Ценность и польза автоматических станций велики. Они дадут дополнительные сведения авиаторам, строи­ телям и животноводам республики.

В мае 1972 г. во Фрунзенском аэропорту была уста­

новлена комплексная

радиотехническая

автоматическая

метеорологическая станция (КРАМС),

которая следит

за погодой в районе

аэропорта. Она

измеряет атмо­

сферное давление, температуру и влажность воздуха, скорость и направление ветра, дальность видимости и высоту облаков с двух сторон взлетно-посадочной поло­

сы,

сообщает

о наличии гроз в районе аэропорта, а так­

же

автоматически обработав

измеренные

характерис­

тики, выдает

сведения о максимальной и минимальной

температуре воздуха,

величине

и характере изменения

атмосферного давления за последние три часа.

 

 

Головой станции является центральное устройство—

специализированная

вычислительная машина,

которая

ведет счет времени (число, месяц, часы и минуты), вклю­

чает, измеряет и выключает

датчики,

обрабатывает

Измеренные значения и вносит в них поправки,

форми­

рует телеграммы погоды и выдает информацию.

 

 

Вся информация

регистрируется на рулонном теле­

графном аппарате и с интервалами от 5 до 30-ти минут выдается в виде телеграммы «метео» в канал связи, а также в физических величинах на индикаторные уст­ ройства, установленные у дежурных метеорологов, си­ ноптиков и диспетчеров аэропорта. Таких индикаторных устройств к станции может быть подключено до пяти.

КРАМС самостоятельно предупреждает специальной телеграммой, световым и звуковым сигналами на инди­ каторном устройстве об опасных ситуациях погоды, та­ ких, как сильный ветер, низкая облачность, плохая ви­ димость, наличие грозы в районе аэропорта, гололеда

на взлетно-посадочной полосе.

Кроме центрального и индикаторного устройства,

37


станция имеет

две группы

датчиков, расположенные

в помещении

и на основной

метеоплащадке (датчики

атмосферного давления, скорости и направления ветра,

температуры и влажности воздуха и грозы) и удалены

от

центрального устройства на

расстояние

до 5—

10-ти км (датчики высоты облаков,

дальности видимо­

сти

и составляющей

скорости ветра

поперек

взлетно-

посадочной полосы).

Возможно подключение датчика

при наличии гололеда на взлетно-посадочной полосе. На случай, если центральное устройство выйдет из

строя, станция имеет аварийно-измерительный пульт, позволяющий измерить все метеорологические парамет­ ры вручную.

На станции можно подключить специальный рече­ вой автоответчик погоды, выдающий информацию о по­ годе по телефонному запросу в виде устной приставки.

Установка автоматической метеостанции повышает оперативность получения информации. Весь процесс под­ готовки датчиков, измерения метеорологических пара­ метров и выдачи метеоинформации занимает около трех — пяти минут. Информация может обновляться каждые 5—30 минут в зависимости от условий погоды или запросов потребителей.

Имея перед глазами индикаторное устройство, де­ журные метеорологи в любое время могут выдать ин­ формацию о текущей погоде, диспетчеры аэропорта со­ общают только что измеренные характеристики погоды на борт самолета и разрешают или запрещают взлет и посадку самолетов в зависимости от условий погоды; де­ журные синоптики консультируют пилотов вылетающих самолетов, а дежурные техники-метеорологи сообщают о высоте облаков, дальности видимости и ветре с обеих сторон полосы.

Такие же станции установлены в аэропортах Моск­ вы, Минска, Риги, Киева и некоторых других городов

38


Советского Союза .В недалеком времени подобные ап­ параты будут установлены в Оше, Джалал-Абаде, Нарыне, Пржевальске и других городах республики-

Прогресс электронно-вычислительной техники в не­ далеком будущем позволит собирать простые, компакт­ ные и недорогие специализированные электронно-вы­ числительные устройства. Они будут производить на­ блюдения, выполнять обработку, формировать, анали­ зировать и распространять информацию о погоде.

Для изучения атмосферных процессов, в особенности для получения сведений, нужных авиации, потребуются данные о состоянии атмосферы на различных высотах.

Радиотелеметрические системы (средства передачи по радио результатов измерений) с успехом используют­

ся при научных исследованиях всей

толщи

атмосферы

и космического

пространства с помощью радиозондов,

ракет и искусственных

спутников

земли.

Зарождение

радиотелеметрии

тесно

связано с метеорологией. Раз­

работанный в СССР профессором П. А. Молчановым ра­ диозонд, выпущенный в свободный полет 30 января 1930 г., в разных вариантах распространился по всему

миру.

Современный радиозонд за полтора часа поднимает­ ся на тонком резиновом баллоне, наполненном водоро­ дом, на высоту примерно 25—30 км. Приборы радиозон­ да измеряют температуру, влажность и давление воздуха и автоматически передают измеренные величины через миниатюрный радиопередатчик.

из

Система зондирования «Метеорит — РКЗ» состоит

наземной радиолокационной станции «Метеорит»

и

радиозонда РКЗ, выпускаемого в свободный полет. Ра­

диозонд воспринимает значения температуры и влажно­ сти окружающей его среды и преобразует их в радио­ сигналы, излучаемые им на сверхвысокой частоте (СВЧ) в пространство. Значение метеоэлементов закодировано

39