Файл: Каплан, Т. Л. Экономическое стимулирование на автомобильном транспорте.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
Т. Л. КАПЛАН, В. И. ШПЕНСТ
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
СТИМУЛИРОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» 1974
Гео. nV®'fW*Hu*
«av.w*-- jf^-*;***
УДК 658:656.13 |
4*M C O O P |
|
|
T Л'/Vb |
З А Л А |
|
|Ш Г |
|
Экономическое стимулирование на |
автомобильном транс |
|
порте. К а п л а н |
Т. Л., Ш п е н с т |
В. И. М., «Транспорт», |
1974 г., 128 с.
В книге рассматриваются вопросы организации экономи ческого стимулирования на автомобильном транспорте. На фактическом материале показана стимулирующая роль от дельных экономических рычагов и усиление их действенности в развитии экономической реформы и совершенствовании хозяйственного управления. Освещены вопросы организации материального и морального поощрения работников, влияния экономических стимулов на повышение эффективности ис пользования производственных фондов, рентабельности авто транспортных предприятий, ускорения технического прогрес са и темпов роста производительности труда. Значительное место отведено проблемам дальнейшего совершенствования экономического стимулирования на автомобильном транспор те, а также выявлению эффективности различных методов и форм стимулирования.
Книга предназначена для инженерно-технических работ ников автотранспортных предприятий. Табл. 30.
31803-020
К 049(01)-74
Теодор Лазаревич Каплан Валентин Иванович Шпенст
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ ,
Редактор В. И. Яблоков
Технический редактор Л. Е. Войтас Корректор О. М. Зверева
Сдано в набор 5/V 1974 г. |
|
|
Подписано к печати 2/1Х 1974 |
г. |
||
Бумага 60Х901/», типографская № 2 |
30 000 экз. |
Т-15823 |
Печатных |
листов |
8 |
|
Учетно-изд. листов 10,12 |
Тираж |
Изд. № 1-3-1/14 № 6505 |
||||
Зак. тип, 496 |
|
|
Цена |
51 коп. |
||
Изд-во «ТРАНСПОРТ», Москва, Басманный туп., 6а |
|
|
||||
Московская типография № 19 Союзполиграфпрома |
|
|
||||
цри Государственном |
комитете Совета |
Министров |
СССР |
|
|
|
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, |
|
|
||||
|
Москва, Б-78, Каланчевский |
туп., 3/5 |
|
|
|
Издательство «Транспорт», 1974.
ВВЕДЕНИЕ
Непременным условием наиболее полного удовлетворения растущих потреб ностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров является высокоэффективная работа всей транспортной системы страны, важ ную часть которой составляет -автомобильный транспорт.
В Директивах XXIV съезда партии подчеркивается, что дальнейшее разви тие автомобильного транспорта общего пользования является одной из важней ших задач девятой пятилетки, сформулированы принципиальные направления развития автомобильного транспорта общего пользования. Основное внимание уделяется вопросам улучшения структуры парка грузовых автомобилей путем повышения удельного веса автомобилей большой грузоподъемности, автомо
бильных поездов, |
а также увеличения |
продолжительности работы автомобилей |
в течение суток, |
сокращения пробегов |
без груза и простоев грузовых автомо |
билей, улучшения содержания и технического обслуживания подвижного
става. Грузооборот автомобильного транспорта общего пользования возрастет в 1,6 раза. Еще большими темпами будет развиваться пассажирский автомо
бильный транспорт.
У спеш ная реализаци я поставленны х зад ач требует от автотранспортны х
предприятий повседневной борьбы за дальнейшую интенсификацию производ ства, широкое внедрение новой техники и прогрессивных форм организации транспортного процесса, постоянное совершенствование методов управления, ускорение темпов роста производительности труда и всемерное усиление режи ма экономии.
Важнейшим инструментом приведения в действие всех резервов повышения эффективности автомобильного транспорта является экономическое стимулиро вание, дальнейшее совершенствование й расширение методов экономического воздействия на результаты работы производственных коллективов. Поэтому проблемы усиления материальной заинтересованности работающих в повыше нии отдачи труда и эффективности производства приобретают на современном этапе исключительную актуальность.
С внедрением новой системы планирования и экономического стимулиро вания существенно расширилась сфера экономического воздействия на резуль таты деятельности предприятий, появились новые, более мощные рычаги эконо мического стимулирования, достигнута лучшая увязка личных и коллективных интересов с общественными интересами.
На автомобильном транспорте экономическое стимулирование обеспечива ется путем целенаправленного использования стимулирующих возможностей таких факторов, как оплата по труду, системы материального поощрения, фон ды экономического стимулирования, тарифы, прибыль, плата за производствен ные фонды, система кредитования, проценты за пользование кредитом.
Данные о результатах работы автотранспортных предприятий в условиях хозяйственной реформы представляют хороший материал для изучения меры влияния отдельных факторов экономического стимулирования и в целом их комплекса. В то же время перевод предприятий на новую систему планирова ния и экономического стимулирования нельзя рассматривать только с позиций усиления экономического стимулирования. Важную роль здесь также сыграли моральные стимулы. Большая разъяснительная работа, учеба кадров, их непос
3
редственное участие в осуществлении реформы на своих предприятиях вызвали подъем творческой активности и благодаря этому усилили результативность стимулирования.
В автотранспортных предприятиях заметно изменилось отношение всех ра ботников к вопросам конкретной экономики своего предприятия, повысился ин терес к результатам работы коллектива.
С переводом автотранспортных предприятий на новую систему планирова ния и экономического стимулирования образование у них крупных сумм фон дов экономического стимулирования осуществлялся без дотации государства. Всеми предприятиями были приняты дополнительные обязательства по увели чению отчислений из прибыли в бюджет. Таким образом, от проведения эко номической реформы выиграло как в целом народное хозяйство, так и коллек тивы предприятий и каждый трудящийся.
Следует подчеркнуть, что все те большие преимущества, которые дает предприятиям реформа, могут быть успешно реализованы лишь при условии' умелого подкрепления новых принципов хозяйствования всесторонней органи заторской работой. Опыт показывает, что формы и методы экономического стимулирования предприятий и материального поощрения работников должны постоянно совершенствоваться.
Экономическая реформа — это сложный процесс, который прямо или кос венно затрагивает все стороны руководства хозяйственной деятельностью пред приятий. Отработка новых методов планирования и экономического стимули рования требует накопления опыта. Это обусловило характер проведения ре формы, которая не замыкается на осуществлении ограниченных определенным
сроком мероприятий, а |
протекает как |
постоянное совершенствование форм |
и методов управления, |
планирования, |
стимулирования, организации труда и- |
производства, как непрерывный процесс решения многих возникающих при этом?
проблем. |
управления, — отметил |
Л. И. Брежнев в От |
|||
«Совершенствование системы |
|||||
четном докладе ЦК КПСС XXIV |
съезду |
партии, — не |
разовое |
мероприятие, |
|
а динамичный процесс решения проблем, |
выдвигаемых |
жизнью. |
Эти |
проблемы |
|
и впредь должны будут находиться в центре нашего внимания» ’. |
|
стимули |
|||
В книге обобщен накопленный опыт |
организации экономического |
рования на автотранспортных предприятиях и рассматриваются пути дальней шего усиления действенности методов стимулирования как важнейшего условия: постоянного повышения эффективности автомобильного транспорта.
’ |
Б р е ж н е в |
Л. И. Отчетный доклад Центрального Комитета КПСС |
XXIV |
съезду |
Коммунистической партии Советского Союза. М , Политиздат» |
1971, |
с. 81. |
|
Г л а в а !
СУЩНОСТЬ И ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
1. Содержание и принципы экономического стимулирования
Важнейшей задачей, стоящей перед автомобильным транспор том, является постоянное улучшение обслуживания народного хозяйства и населения в перевозках на основе всемерного повы шения эффективности работы автотранспортных предприятий. Основным средством достижения этой цели должно служить уси ление экономических методов руководства и, в первую очередь, усиление действенности форм и методов экономического сти
мулирования.
Экономические методы управления деятельностью предприя тия заключаются в совершенствовании планирования, усилении экономического стимулирования, внедрении хозяйственного расче та во всех структурных подразделениях, расширении экономиче ского анализа, информации, экономической учебы кадров.
Основой организации экономического стимулирования на предприятиях' является хозяйственный расчет. Только при таком методе планового ведения хозяйства, который основан на соизме рении в стоимостной форме затрат на производство продукции и результатов хозяйственной деятельности, на возмещении расхо дов предприятий их собственными доходами и в обеспечении рен табельности производства, могут быть эффективно использованы методы экономического стимулирования.
Введение полного хозрасчета прежде всего состоит в совер шенствовании и изменении критериев и показателей экономиче ской оценки деятельности предприятий, в сокращении числа пока зателей, планирующихся для них централизованным порядком. При этом речь идет не только о сокращении числа показателей, но и о совершенствовании их качественной стороны с тем, чтобы они давали возможность, с одной стороны, взаимно увязывать интересы общества, предприятий в основных определяющих во просах экономики, с другой стороны, чтобы они экономически принуждали предприятия находить резервы для повышения дохо дов коллективов и отдельных трудящихся путем повышения эф фективности производства.
Сила экономического стимулирования состоит в том, что оно повышает заинтересованность коллективов, а также и каж
дого работника в улучшении управления, хозяйствования и пла нирования.
5
Экономическое стимулирование выражается в реализации оп ределенных экономических интересов. Поэтому для правильного понимания и научно обоснованного использования методов эконо мического стимулирования в практике хозяйственного руководства необходимо уяснить сущность и формы интересов.
Система мер по усилению и совершенствованию экономическо го стимулирования была выработана сентябрьским (1965 г.) Пле нумом ЦК КПСС и XXIII съездом партии. Решения XXIV съезда партии также направлены на дальнейшее последовательное ук репление и развитие ленинского принципа материальной заинте ресованности трудящихся и коллективов в повышении эффектив ности производства.
Экономическое стимулирование является тем экономическим инструментом, при помощи которого осуществляется материаль ная заинтересованность и реализуются разнообразные экономиче ские интересы.
В народном хозяйстве применяются различные формы и мето ды экономического стимулирования. С использованием принципов материальной заинтересованности связаны четыре формы распре деления доходов: оплата труда, финансы, ценообразование и кре дит. Им соответствуют четыре группы факторов экономического стимулирования: заработная плата, прибыль, цена и процент за банковский кредит.
Сочетание системы планирования и экономического стимули рования — это неотъемлемая черта действия экономических зако нов социализма. Планирование представляет такую форму эко номических отношений между обществом и предприятием, когда общество устанавливает плановые задания хозрасчетным подраз делениям, прямо воздействуя на производство. Экономическое стимулирование дает возможность заменить часть прямых плано вых заданий и тем самым ограничить их число, усилить влияние централизованного планирования на производство путем исполь зования экономических интересов предприятий и отдельных тру дящихся. Однако из этого не следует, что экономическое стиму лирование противопоставляется централизованному плановому руководству. Планирование народного хозяйства неразрывно свя зано с системой экономического стимулирования и органически включает в себя эту систему. Экономическое стимулирование на правлено на усиление единства интересов общества с интересами предприятий, коллективов, трудящихся.
Важным принципом новой системы экономического стимулиро вания. является обеспечение заинтересованности предприятий в высоких плановых заданиях. Соблюдение этого принципа слу жит непременным условием правильного сочетания интересов об щества и производственного коллектива.
Основными формами личного материального стимулирования трудящихся являются заработная плата, различные виды преми рования, поощрительные вознаграждения^ за открытия, внедрение новой техники, изобретения и рационализаторские предложения.
6
Одна из основных особенностей социалистической системы со стоит в том, что она стимулирует непосредственного произво
дителя.
Правильная организация заработной платы позволяет объек тивно оценивать личный интерес и личное благополучие в соот ветствии с мерой труда на общее благо, соизмерять потребление с результатами производства. Поэтому уровень заработной платы
внашей стране регулируется централизованно государством. Личный материальный интерес тесно связан с интересом про
изводственного коллектива. Эта связь существенно возросла в условиях экономической реформы.
На базе личного материального интереса, конкретно прояв ляющегося в необходимости удовлетворения личных потребно стей работника, возникает личная материальная заинтересован ность.
С внедрением хозяйственной реформы материальное поощре ние работников предприятий стало более активно влиять на уско
рение развития производства и повышение |
его эффективности, |
|
усиливая материальную заинтересованность |
всех |
работников |
в улучшении работы предприятия. |
|
|
Правильно построенная система материального |
поощрения |
|
создает у коллективов предприятий заинтересованность |
в разра |
ботке. более высоких плановых показателей, в улучшении исполь зования производственных фондов, в совершенствовании техники, организации труда и повышения рентабельности производства. В ней первостепенное значение придается премии. В новых усло виях изменяются источники премирования, повышается мате риальная заинтересованность в коллективных результатах труда, создаются возможности для внедрения гибких и эффективных си стем премирования, учитывающих специфику предприятия и его структурных подразделений.
Важной особенностью стимулирования является постоянное усиление единства моральных и материальных стимулов. Эконо мическая реформа создает благоприятные возможности для вос питания трудящихся в духе коммунистического отношения к тру ду. Она усиливает материальную и моральную заинтересован ность работников в наиболее полном использовании резервов про изводства, создает необходимые условия для укрепления органи зованности рабочих.
Финансовые формы экономического стимулирования связаны с использованием предприятиями прибыли и фондов экономиче ского стимулирования. Одним из основных принципов новой си стемы является реальность хозрасчетных источников экономиче ского стимулирования. Все фонды экономического стимулирова* ния образуются из фактически наличных денежных средств. Пред приятие не формально, а реально создает фонды экономического стимулирования, имеет достаточные средства после выполнения своих финансовых обязательств перед государством. Поэтому
7