Файл: Грузберг, Я. Ю. Судовые парогенераторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для хорошего отвода тепла от стенок испарительного пучка не­ обходимо, чтобы вода и пароводяная смесь в парогенераторе бес­ прерывно двигались по определенному пути. Направленное движение воды внутри парогенератора по одному и тому же замкнутому контуру называется циркуляцией. Различают естественную циркуляцию, когда вода и пароводяная смесь движутся в парогенераторе благодаря раз­ ности их плотностей, и принудительную циркуляцию, при которой движение воды и пароводяной смеси происходит под действием цирку­ ляционного насоса.

Часть поверхности парогенератора, с одной стороны омываемая

горячими

газами

или

освещаемая тепловыми

лучами, а с другой —

омываемая водой, паром или возду­

 

хом, называется поверхностью на­

 

грева. Поверхность нагрева обозна­

 

чается через Я, подсчитывается со

 

стороны

отдачи

тепла

и измеряется

 

в квадратных метрах (м2). Часть

 

поверхности

нагрева,

принимающая

 

тепло от раскаленного слоя топлива

 

или светящегося факела и протекаю­

 

щих газов, называется радиационной

 

поверхностью

нагрева.

Радиационная

 

поверхность нагрева, через которую

 

не протекает газовый поток и которая

 

получает только лучистое тепло, назы­

 

вается экраном. Поверхность нагрева

 

парогенератора,

принимающая тепло

 

горячих газов путем соприкосновения

 

с ними, называется конвективной.

 

Основные характеристики пароге­

 

нератора.

К числу основных характе­ Рис. 2.

Схема водотрубного паро­

ристик парогенератора относятся па­

генератора

раметры

пара,

паропроизводитель­

 

ность, удельный паросъем, тепловое напряжение поверхности нагрева, теплонапряжение топочного объема и к. п. д. парогенератора.

Параметрами пара, или основными показателями, характеризую­ щими качество пара, вырабатываемого парогенератором, являются: для перегретого пара—давление и его температура, для насыщенного пара — давление и степень сухости.

Паропроизводительностью (D кг/с) называют количество пара,

вырабатываемого парогенератором в единицу времени.

 

Удельный паросъем — это количество пара, снимаемое с

1 м2 по­

верхности нагрева парогенератора в единицу времени:

 

у = D

( 1)

Н и

 

где Яи — поверхность нагрева испарительных элементов парогене­ ратора, м2.

9


Удельный паросъем при номинальной нагрузке составляет: в вы­

соконапряженных

парогенераторах

0,04 — 0,07

кг/(м2-с)

f 150 —

250

кг/(м2-ч)1,

в

высоконапорных

парогенераторах

0,08 —

0,16

кг/(м2-с) [290—570 кг/(м2-ч)]

и в

прочих

парогенераторах

0,03

— 0,04 кг/(м2-с)

[100—150

кг/(м2-ч)].

 

 

 

Тепловым напряжением поверхности нагрева называется мощность

теплового потока,

воспринимаемая 1

м3 поверхности нагрева:

 

 

 

 

.. __0^ __

D 0

t’n- в)

 

 

( 2)

 

 

 

Уі!~ н ~

н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теплонапряжением топочного объема называется мощность тепло­

вого потока, выделяющаяся с 1 м3 топочного объема:

 

Яѵ =

(3)

Для современных парогенераторов транспортного флота теплонапряжение топочного объема сравнительно невелико и составляет при номинальной нагрузке обычно (580—930) ІО3 Вт/м3 [(500—800) X X Ю3 ккал/(м3-ч) ], а для высоконапряженных парогенераторов специ­ альных судов (3,0 — 5,0) • 10е Вт/м3 [(2,6 — 4,3)- 10е ккал/(м3-ч)] и

более.

Коэффициентом полезного действия (к. п. д.) парогенератора на­ зывается отношение полезно использованного тепла ко всему теплу, введенному в топку топливом:

(4)

ßQS

Коэффициент полезного действия характеризует экономичность работы и для современных судовых парогенераторов с мазутным ото­ плением достигает 93—96%.

Классификация судовых парогенераторов. Судовые парогенераторы классифицируются по нескольким признакам:

по способу омывания газами труб и камер поверхностей нагрева

огнетрубные, в которых газы движутся внутри труб и камер, а вода и пар омывают их снаружи; водотрубные, в которых наружные поверх­ ности труб омываются газами, а вода и пар движутся внутри труб; комбинированные, в которых часть труб омывается газами снаружи, а в другой части газы движутся внутри труб;

по виду циркуляции воды и пароводяной смеси — с естественной циркуляцией, у которых движение воды происходит за счет разности плотностей воды и пароводяной смеси; с принудительной циркуля­ цией, у которых движение воды по трубам создается насосом. Паро­ генераторы с принудительной циркуляцией в свою очередь подразде­ ляются на парогенераторы с многократной принудительной циркуля­ цией и прямоточные, у которых вода один раз проходит по трубам и испаряется;

по давлению пара — низкого давления (до 2,2 МН/м2), среднего давления (до 4 МН/м2), повышенного давления (до 6 МН/м2), высокого давления (выше 6 МН/м2);

10


по роду сжигаемого топлива — с угольным или мазутным отопле­ нием, на ядерном горючем;

по назначению — главные, вырабатывающие пар для главных дви­ гателей и вспомогательных механизмов; вспомогательные, вырабаты­ вающие пар только для вспомогательных механизмов и хозяйственно­ бытовых нужд.

Наибольшее применение на судах имеют водотрубные парогенера­ торы, которые классифицируются в основном по следующим призна­

кам:

количеству

коллекторов — одно-, двух- и трехколлекторные;

по

по

количеству

протоков газов — двухпроточные, в которых газы,

образующиеся в топке, расходятся в двух направлениях, а затем по­ ступают в общую дымовую трубу; однопроточные, в которых газы дви­ жутся только в одном направлении;

по симметрии относительно вертикальной плоскости, проходящей через ось верхнего коллектора,— симметричные, имеющие одинако­ вые правую и левую стороны; асимметричные, имеющие различные стороны;

по расположению пароперегревателя — с вертикальными внешними или внутренними пароперегревателями, с горизонтальными паропе­ регревателями, с отдельной топкой для пароперегревателя;

по углу наклона испарительных труб — вертикальные, у которых трубы расположены либо вертикально, либо с наклоном 20—50° к го­ ризонтали; горизонтальные, у которых трубы наклонены к горизон­ тали под углом 15—20°.

§ 2. Огнетрубные парогенераторы

Огнетрубные парогенераторы по своей конструкции бывают обо­ ротными и пролетными. Общая компоновка их отдельных узлов оди­ накова, за исключением узла обратного тока газов в оборотных паро­ генераторах.

На рис. 3 показан общий вид оборотного парогенератора сварной конструкции на мазутном отоплении. Основными его элементами яв­ ляются цилиндрическая бочка 3, переднее 11 и заднее 6 днища, жаро­ вые трубы 2, огневые камеры 5, дымогарные трубы 16, длинные 9 и короткие 7 связи, потолочные скобы 8, коллекторы 14 и трубы 15 па­ роперегревателя, воздухоподогреватель 12, сепарирующее устройство 10, дымовая коробка 13. В передней и задней частях жаровой трубы выложены из огнеупорного кирпича кольца 1 и 4, которые защищают соединительные швы от непосредственного воздействия пламени. На топочном фронте жаровой трубы расположены форсунка 17 и воздухо­ направляющее устройство 18.

Оборотные парогенераторы обладают рядом достоинств, благодаря которым их устанавливали на судах на протяжении более ста лет. К числу основных достоинств относятся: большая аккумулирующая способность, обеспечивающая малые изменения давления пара и уровня воды при резких изменениях нагрузки; относительно малая чувствительность к качеству питательной воды, так как основная no­

il


верхность

нагрева, образованная дымогарными

трубами, работает

в области невысоких температур

газов (700—350° С); сравнительно

большое

паровое пространство,

обеспечивающее

невысокую интен-

Рис. 4. Судовой пролетный парогенератор

сивность парообразования и влажность пара не более 1 %; простота обслуживания, долговечность и надежность в работе.

К недостаткам оборотных парогенераторов относятся: невозмож­ ность применения их для давлений более 1,6 МН/м2 и паропроизводи-

тельность более 1,5 кг/с, низкий к. п. д., большие масса и габариты, жесткость конструкции, слабая циркуляция, относительно большая трудоемкость изготовления и ремонта. Отмеченные недостатки нахо­ дятся в противоречии с современными требованиями к судовым паро­ генераторам, и поэтому оборотные парогенераторы не могут конкури­ ровать с более легкими и экономичными водотрубными, которые окон­ чательно их вытеснили на всех современных судах морского транс­ портного флота.

Огнетрубные парогенераторы, у которых газы движутся только в одном направлении, относятся к пролетным (рис. 4). Они имеют меньший диаметр и большую длину, чем оборотные.

Пролетный парогенератор имеет те же конструктивные особенности, достоинства и недостатки, что и оборотный парогенератор, и не яв­ ляется перспективным.

§3. Водотрубные парогенераторы

сестественной циркуляцией

Основные схемы вертикальных водотрубных парогенераторов изо­ бражены на рис. 5.

Схема I — двухпроточный симметричный парогенератор с внеш­ ними вертикальными пароперегревателями. Внешний пароперегре­ ватель удобен для осмотра, ремонта и осушения, но не обеспечивает высокого перегрева пара и, кроме того, придает парогенератору гро­ моздкость.

Схема I I — двухпроточный симметричный парогенератор с внут­ ренними горизонтальными пароперегревателями. Внутреннее рас­ положение парогенераторов обеспечивает высокую температуру пе­ регрева, способствует надежности циркуляции, но создает неудобство для ремонта и осушения пароперегревателя.

Схема III — двухпроточный парогенератор с двумя топками, сред­ ним экраном и внешними вертикальными пароперегревателями. Топка парогенератора разделена на две части продольным двухсветным эк­ раном, благодаря которому значительно увеличивается лучевоспринимающая поверхность нагрева.

Схемы IV—VII — различные типы двухпроточных асимметричных парогенераторов. Компоновка асимметричных парогенераторов дает возможность поддерживать постоянную температуру перегретого пара путем регулирования количества газа в дымоходах парогенератора.

Схемы V III—XI — однопроточные парогенераторы, наиболее рас­ пространенные на судах. Однопроточный экранированный парогенера­ тор позволяет получать достаточно высокий перегрев пара при нали­ чии только одного пароперегревателя, так как весь поток газов про­ пускается через него. Такой парогенератор имеет большой топочный объем, меньшие габарит и массу, а также высокий удельный паросъем.

На схеме XI изображен однопроточный парогенератор с отдельной топкой для пароперегревателя, который дает возможность регулиро­ вать температуру перегретого пара и получать высокий перегрев при относительно малых массе и габарите. Недостаток такого паропере­

13


гревателя заключается в том, что он работает в тяжелых условиях и менее надежен, чем конвективный. Кроме того, применение второй топки для пароперегревателя усложняет конструкцию и эксплуата­ цию парогенератора.

Рассмотрим основные конструкции вертикальных водотрубных парогенераторов. На рис. 6 изображен двухпроточный асимметричный

Рис. 5. Схемы вертикальных водотрубных парогенераторов

высоконапряженный парогенератор. Он состоит из пароводяного кол­ лектора, соединенного двумя пучками труб с водяными коллекторами. Стороны парогенератора работают неодинаково: правая имеет малый пучок испарительных труб из 6— 12 рядов, за которым расположен пароперегреватель, а левая включает в себя только большой пучок испарительных труб из 15—20 рядов.

При таком расположении пароперегревателя нельзя обеспечить высокий перегрев, так как через пароперегреватель протекает пар от всего парогенератора, а тепло на перегрев отдается только частью газов. Кроме того, пароперегреватель расположен в области низких температур газов, поэтому высокий перегрев можно получить только

14

при значительном увеличении поверхности нагрева или приближении пароперегревателя к топке путем уменьшения числа рядов правого пучка, а это, в свою очередь, снижает надежность циркуляции в пучке.

Более высокий перегрев можно получить при внутреннем располо­ жении пароперегревателя (см. схемы V и VI на рис. 5).

Асимметричные двухпроточные высоконапряженные парогенера­ торы обычно изготовляют на паропроизводительность 22—28 кг/с и

температуру перегретого пара до 380—400° С, а слабонапряженные парогенераторы — на паропроизводительность 4,4 — 6,0 кг/с. К не­ достаткам двухпроточных парогенераторов следует отнести невысокую интенсивность теплообмена, объясняемую малой скоростью газов из-за двухпроточности газоходов парогенератора и плохой омываемости пучков газами.

Дальнейшее развитие водотрубных парогенераторов привело к по­ явлению и широкому распространению на судах однопроточных вер­ тикальных парогенераторов, конструктивная компоновка которых является основной для современных судов. Характерные для верти­

15

кальных однопроточных парогенераторов изогнутые водогрейные и экранные трубки создают большую эластичность конструкции. Кол­ лекторы этих парогенераторов, как правило, вынесены из газоходов и не подвергаются интенсивному нагреванию, что позволяет создавать парогенераторы, рассчитанные на высокие параметры пара и высокое

тепловое напряжение поверхности нагрева. Конвективный пучок труб располагается только с одной стороны. С противоположной сто­ роны размещается боковой экран. Часто экранные поверхности на­ грева размещаются также на стенке заднего фронта парогенератора

реже экранируется передний фронт. Такие экраны называются фрон­ товыми.

На рис. 7 изображен однопроточный высоконапряженный пароге­ нератор с внешним вертикальным пароперегревателем. Испаритель­ ный контур состоит из пароводяного коллектора, соединенного кон­

16