ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 0
На рис. 12 показана схема вертикального однопроточного пароге нератора с Д-образной компоновкой и экранированной топкой. Такие парогенераторы установлены на танкере «Джузеппе Гарибальди», построенном в Италии по заказу Советского Союза.
Испарительная часть парогенератора состоит из пароводяного коллектора 1, соединенного двумя пучками труб 3 и 6 с водяным кол лектором 4 и системой труб 9 — с экранными коллекторами 8. Экран ные коллекторы снабжаются водой из водяного коллектора по необогреваемой системе труб 7, покрытой сверху кирпичом. Пароперегре ватель 5 выполнен шестиходовым с горизонтальным расположением петель и установлен за третьим рядом испарительных труб притопоч
24
ного пучка 6. Водяной экономайзер 2 — двухсекционный, составлен из ребристых труб. Парогенератор оборудован паровым воздухопо догревателем.
Основные характеристики парогенератора: паропроизводитель ность 7,23 кг/с, давление и температура перегретого пара соответст венно 4,1 МН/м2 и 450° С; к. п. д. парогенератора 91—92%.
Рис. 12. Д-образный парогенератор танкера «Джузеппе Гарибальди»
Достоинством парогенератора является рациональная компоновка поверхностей нагрева и относительно легкий доступ к поверхностям нагрева.
К недостаткам следует отнести косую развальцовку испаритель ных труб периферийного пучка и наличие внутреннего пароохлади теля, обладающего большой инерционностью и загромождающего пароводяной коллектор.
На серийных американских сухогрузных судах с автоматизиро ванной паротурбинной установкой мощностью 14 000 кВт установлены
25
парогенераторы типа CEV2M-8 (рис. 13). Верхнее расположение паро механических форсунок и наличие сажеобдувочных устройств обеспе чивают поддержание поверхности нагрева в чистоте и в сочетании с полностью экранированной топкой повышают к. п. д. парогенератора.
Рис. 13. Парогенератор типа CEV2M-8
Представляют интерес новейшие судовые парогенераторы «шахт ного» типа фирмы Кавасаки. На рис. 14 приведена схема такого паро генератора с промежуточным пароперегревателем. Парогенератор имеет потолочное расположение форсунок 2 и полностью экраниро ванную топку 1. В конвективной шахте расположены первая 6, вто рая 7, третья 9 и четвертая 10 секции главного пароперегревателя, промежуточный пароперегреватель 8 и основной экономайзер 5. В об-
26
й о д н о м газоходе 4, предназначенном для защиты промежуточного па роперегревателя, расположен также дополнительный экономайзер 11. За основным экономайзером расположен регенеративный воздухопо догреватель 3. Такие парогенераторы имеют паропроизводительность 19,5 — 39 кг/с (140 т/ч) при параметрах пара: давление 10 МН/м2, (100 кгс/см2) и температура 520° С. Работа современных паротурбин ных установок по циклу с промежуточным перегревом пара позволяет получить удельный расход топлива в пределах 0,238—0,244 г/(Вт-ч).
В нашей стране разработано несколько вариантов парогенерато ров шахтного типа повышенной экономичности для паротурбинных установок с одним и двумя главными парогенераторами.
На рис. 15 представлен главный парогенератор производитель ностью 19,5 кг/с (70 т/ч) для паротурбинных установок с одним паро генератором. Испарительная часть парогенератора состоит из раз витой лучевоспринимающей поверхности нагрева, образованной тру бами 6 двух фронтовых экранов, бокового 7 и центрального 11. По средством пароводяного 1, водяного 10 и экранных 5 и 8 коллекторов испарительная часть парогенератора объединена в единую циркуля ционную систему с общими для всех экранов опускными трубами, расположенными в межобшивочном пространстве с переднего и зад него фронтов парогенератора. Трубы 12, предназначенные для креп ления пароперегревателей, включены также в общий контур циркуля ции. Вода из пароводяного коллектора по опускным трубам поступает в водяной коллектор, а затем по перепускным трубам или по трубам обратной воды 9 — в нижние коллекторы фронтовых экранов. Обра-
27
17
17500
Рис. 15. Парогенератор «шахтного» типа
28
зовавшаяся в трубах экранов пароводяная смесь отводится посредст вом перепускных труб 4 в пароводяной коллектор. В нижней части трубы центрального экрана разводятся для прохода газов из топки в шахту, образуя трехрядный конвективный пучок. В шахте конвек тивного газохода расположены: основной пароперегреватель 13 змее викового типа, состоящий из трех секций; промежуточный паропере греватель 14 змеевикового типа, состоящий из двух секций, и водя ной экономайзер 16, выполненный из двух секций змеевиковой кон струкции.
На режиме заднего хода промежуточный пароперегреватель от ключается. Для этой цели шахта конвективного газохода разделена перегородкой на две части, чем обеспечивается возможность отклю чения промежуточного пароперегревателя и по ходу газов, защита его от пережога.
За водяным экономайзером по ходу движения газов расположен регенеративный воздухоподогреватель 17. Такие парогенераторы раз работаны в варианте с газовым трубчатым вертикальным трехходовым воздухоподогревателем. По воздушному коробу 3 горячий воздух по ступает через индивидуальные каналы к воздухонаправляющим уст ройствам, расположенным на верхней стенке топочной камеры. Па рогенератор оборудован паромеханическими форсунками 2. Для под держания поверхностей нагрева в чистоте по газовой стороне в пазу хах конвективной шахты расположены сажеобдувочные устройства 15. Парогенератор автоматизирован по горению и питанию.
Аналогичной конструкции созданы автоматизированные парогене раторы типа КВГ 80/80 с промежуточным перегревом для установки на супертанкерах типа «Крым». Парогенератор имеет полностью экра нированные топки, без конвективных испарительных пучков и кирпич ной кладки. Полное сжигание топлива в пределах топки достигается при коэффициенте избытка воздуха а = 1,03-г-1,05 благодаря инди видуальному подводу воздуха к каждому топочному устройству. От сутствие кирпичной кладки в районе топки существенно повышает надежность и увеличивает межремонтный период. Паропроизводи тельность парогенератора составляет 22,2 кг/с (80 т/ч) при давлении перегретого пара 8,0 МН/м2 (80 ати) и температуре 515° С, расчетный к. п. д. составляет 96%.
Одним из типов водотрубных парогенераторов с естественной цир куляцией являются горизонтальные водотрубные парогенераторы, компонующиеся из отдельных секций, и потому иногда называемые секционными.
Современный одноходовой секционный парогенератор с экраниро ванной топкой (рис. 16) состоит из пароводяного коллектора 7, распо ложенного вдоль фронта, и группы соединяющихся с ним секций. Ко личество секций, установленных по длине пароводяного коллектора, определяется паропроизводительностью парогенератора и ограничи вается длиной коллекторов или предельными габаритами парогене ратора по машинно-котельному отделению судна.
Каждая секция включает в себя две камеры 3 и 9, соединенные прямыми трубами 10. Трубный пучок состоит из труб различных диа
29
метров. Большие трубы объединены по четыре в одну группу, а мень шие — по девять. Для развальцовки, внутреннего осмотра и очистки испарительных труб в камерах напротив каждой группы труб преду смотрены горловины прямоугольного или овального сечения с лючковыми затворами. Передние камеры соединены с водяным пространст
вом пароводяного коллектора короткими патрубками 8, а задние — обогреваемыми перепускными трубами 5, по которым пароводяная смесь поступает в паровое пространство пароводяного коллектора.
Пароперегреватель 2 — горизонтальный, петлевой, находится вну три пучка испарительных труб за третьим рядом. Топка экранирована боковыми экранами, каждый из которых состоит из 12 рядов труб 1 диаметром 102 мм, расположенных параллельно основному пучку и соединенных двумя вертикальными камерами (на рисунке не обозна
М
чены). Трубами 4 и 11 камеры соединяются с водяным и паровым про странством пароводяного коллектора. Боковые экраны создают, та ким образом, два независимых контура циркуляции. Всего котел имеет три контура циркуляции. Основной контур образован испари тельными трубами конвективного пучка. В этом контуре вода из паро водяного коллектора поступает в передние камеры и распределяется по трубкам конвективного пучка. Образующаяся в трубах пароводя ная смесь отводится в задние камеры, из которых по перепускным трубам поступает в пароводяной коллектор.
В каждом контуре боковых экранов вода из пароводяного коллек тора по трубам обратной воды 11 поступает в передний экранный кол лектор. Образовавшаяся в экранных трубах пароводяная смесь от водится в задний экранный коллектор, а затем по перепускным тру бам 4 — в пароводяной коллектор.
Воздухоподогреватель 6 — горизонтальный, состоит из труб диа метром 38 X 2 мм. Топочные газы проходят между трубами, а воздух протекает внутри. Парогенератор оборудован мазутной топкой. Ос новными преимуществами секционных парогенераторов являются: простота устройства и обслуживания, большая аккумулирующая спо собность, удобство чистки и ремонта, невысокие требования к качеству питательной воды.
К недостаткам секционных парогенераторов относятся: жесткость конструкции, ограниченная величина давления пара и паропроизво дительности, сложность и дороговизна секционных камер, большое количество лючков.
Паропроизводительность современных секционных парогенерато ров, работающих на мазуте и имеющих экономайзер и воздухоподогре ватель, составляет 9,75 — 11 кг/с при давлении пара за пароперегре вателем до 6,4 МН/м2 и температуре пара 450° С; их к. п. д. достигает
91—92%.
Несмотря на приведенные выше удовлетворительные характери стики, секционные парогенераторы по своей конструкции не являются перспективными. Сложные секционные камеры значительно удоро жают постройку парогенератора, увеличивают массу, затрудняют экс плуатацию и снижают его надежность.
§ 4. Парогенераторы с принудительной циркуляцией и с наддувом
Основные причины появления парогенераторов с принудительной циркуляцией и пути их развития. К современным судовым парогене раторам предъявляются требования минимальных масс и габаритов при максимальной производительности. Возможности выполнения этих требований для парогенераторов с естественной циркуляцией ограничены. Уменьшить массу и габариты можно в основном, умень шив поверхность нагрева, количество и размеры коллекторов. Умень шение же поверхности нагрева достигается увеличением ее теплового напряжения, что приводит к снижению надежности, долговечности и экономичности парогенератора.
31
В связи с переходом на все более высокие давления, вплоть до кри тических, коллекторные парогенераторы с естественной циркуляцией становятся уже неприемлемыми ввиду чрезмерного повышения массы и стоимости коллекторов и невозможности осуществления естествен ной циркуляции из-за того, что плотность пара приближается к плот ности воды, а при критических давлениях совпадает с плотностью воды.
Указанные обстоятельства вызвали необходимость применения
принудительного движения воды |
в трубах, как в парогенераторах |
||||||||||
|
|
|
|
высокого давления, так и в |
|||||||
|
|
|
|
парогенераторах, работающих |
|||||||
|
|
|
|
при обычных давлениях пара. |
|||||||
|
|
|
|
Введение принудительной |
|||||||
|
|
|
|
циркуляции позволяет распо |
|||||||
|
|
|
|
ложить конвективные поверх |
|||||||
|
|
|
|
ности, не считаясь с требова |
|||||||
|
|
|
|
ниями |
естественной |
цирку |
|||||
|
|
|
|
ляции, а исходя только из |
|||||||
|
|
|
|
рационального |
размещения, |
||||||
|
|
|
|
и довести |
коэффициент |
пол |
|||||
|
|
|
|
ноты омывания |
труб газами |
||||||
|
|
|
|
до значения, близкого к еди |
|||||||
|
|
|
|
нице. |
|
|
|
с прину |
|||
|
|
|
|
Парогенераторы |
|||||||
|
|
|
|
дительным |
движением |
воды |
|||||
|
|
|
|
можно |
разделить |
на |
|
три |
|||
|
|
|
|
основные группы: 1) |
с много |
||||||
|
|
|
|
кратной принудительной цир |
|||||||
|
|
|
|
куляцией, у которых крат |
|||||||
|
|
|
|
ность |
циркуляции |
>> 2 |
и |
||||
|
|
|
|
достигает 8; 2) прямоточные, |
|||||||
Рис. 17. Принципиальная схема парогене |
у которых кратность цирку |
||||||||||
ляции |
равна |
единице, |
и |
||||||||
ратора |
Ла Монт |
|
|||||||||
|
|
|
|
3) с малой |
кратностью |
цир |
|||||
Парогенераторы |
с |
|
|
куляции, равной 1,2. |
|
|
|||||
многократной принудительной |
циркуляцией. |
||||||||||
На морских судах |
в |
настоящее |
время встречаются парогенераторы |
с многократной принудительной циркуляцией типа Ла Монт и Велокс. Парогенератор Велокс является одновременно и парогенератором с наддувом, так как в его топке топливо сжигается под давлением.
Схема парогенератора Ла Монт приведена на рис. 17. Питательная вода подается в пароводяной коллектор 3 питательным насосом 7 через экономайзер 5. Из коллектора 3 вода поступает к циркуляцион ному насосу 1 (из двух насосов один резервный), который подает воду через распределительные коллекторы 2 в параллельно включенные змеевики радиационной 13 и конвективной 10 поверхностей нагрева парогенератора. В трубах испарительной поверхности только 10—12% общего количества воды, подаваемой циркуляционным насосом, пре вращается в пар. Насыщенный пар из коллектора 3 поступает в паро-
32