ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
В соответствии с режимом задаются значениями коэффициента избытка воздуха, потерями химической неполноты сгорания и произ водят расчет горения, по данным которого строят диаграмму і—t.
Температуры рабочих тел — пара, воды и воздуха,— полученные в результате расчета, сравнивают с принятыми значениями; темпера туры перегретого пара, питательной воды за экономайзером и воздуха за воздухоподогревателем не должны отличаться от принятых более чем на 8— 10° С.
В заключение составляют окончательный тепловой баланс и вы числяют к. п. д. парогенератора. Расхождение между принятой и рас четной его величинами не должно превышать 0,5%. В противном слу чае необходимо задаться новым значением к. п. д. и повторить расчет во втором приближении.
Тепловой расчет утилизационных парогенераторов с достаточной точностью можно выполнить по упрощенным формулам, определяю щим мощность теплового потока:
отданной отработавшими газами
Q = b3N3( l — 0,01<7s) (2 V c h - 2 Vctyx) Вт;
воспринятой поверхностью нагрева
Q = k AtH,
необходимой для получения заданной паропроизводительности,
Q = D (i — іпв). |
|
|
|
|
||
В этих формулах: |
|
|
|
|
|
|
Ьэ — удельный расход топлива, кг/(Вт-ч); |
|
|
||||
N 3 — эксплуатационная |
эффективная |
мощность |
двига |
|||
теля, работающего на расчетный |
парогенератор, |
|||||
Вт; |
|
|
|
|
|
|
'LVct1, 2Ѵс/ух — энтальпия отработавших газов |
на |
1 кг |
топлива |
|||
соответственно |
при |
температуре газов |
на |
входе |
||
в парогенератор |
tx и уходящих |
/ух, Дж/кг; |
|
|||
і, гпв — соответственно |
энтальпия пара, |
вырабатываемого |
парогенератором, и поступающей в него питатель ной воды, Дж/кг.
Коэффициент теплопередачи следует принимать с учетом загряз нений по формуле
k = la K Вт/(м2-°С),
где ак — коэффициент теплоотдачи конвекцией, определяемый обыч
ным путем (см. § 33), Вт/(м2-°С); |
|
£ — коэффициент загрязнения, принимается | = 0,6 |
0,65. |
При плотном расположении трубных пучков рекомендуется при нимать £ = 0,5 -=- 0,55.
Коэффициент полезного действия парогенератора определяется по формуле
■м — ^ 0 *пв)
кb3N 32 V cti
146
Для определения величины 2Ѵс необходимо знать коэффициент избытка воздуха а, элементарный состав топлива и температуру от работавших газов tyx.
Для выполнения ориентировочных расчетов утилизационных па рогенераторов обычно принимают:
коэффициент избытка воздуха а = 2; температура газов для двухтактных двигателей внутреннего сго
рания t± = 300° С, а для четырехтактных ДВС = 400° С. Средний элементарный состав топлива:
Сг = 86%, Нг = 13%, остальные Ог, Sr, Nr.
При этих условиях можно принять
ЕѴс?^36,3 кДж/(кг-°С).
Паропроизводительность парогенератора определяют по формуле
„ |
3 6 , 3 6 э Л Г э ( 1 - 0 , 0 1 ?в) ( * 1 - / у х ) |
|
D = |
-------------- ;— ;------------- |
-— кг/с. |
* -- *пв
Величина потери во внешнюю среду qb зависит от размеров парогене ратора и качества его изоляции и составляет 4—5%.
Удельная паропроизводительность парогенератора при qb = 5% может быть определена по формуле
d —■0,0345 —311 |
кг/(Вт-ч). |
I — *пв
Зависимость удельной паропроизводительности парогенератора от параметров вырабатываемого пара и типа двигателей внутреннего сгорания при tyx = 4 + 50° С и /пв = ts представлены графиком на рис. 23.
Глава XII
АЭРОДИНАМИКА ВОЗДУХОГАЗОПРОВОДОВ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ.
ЦИРКУЛЯЦИЯ ВОДЫ И ПАРОВОДЯНОЙ с м е с и
В ПАРОГЕНЕРАТОРЕ
§ 43. Способы создания тяги
Горение топлива немыслимо без правильной организации подвода к нему воздуха и непрерывного отвода газов из парогенератора. Ха рактер и скорость движения воздуха и газов играют важную роль в рабочем процессе парогенератора и, в частности, в теплообмене, Движение воздуха и газов обеспечивается при наличии разности ме жду статическим давлением воздуха, поступающего для дутья, и ста тическим давлением уходящих дымовых газов. Сила, созданная раз ностью статических давлений воздуха и д ы м о в ы х г а з о в , н а з ы в а е т с я
тягой.
6* |
147 |
При движении воздуха и газов внутри парогенератора возникает сопротивление трения. Кроме того, в отдельных местах воздухогазопроводов появляются дополнительные сопротивления, вызванные из менением формы или направления канала. Эти сопротивления назы ваются местными. Сила тяги расходуется на преодоление всех сопро тивлений, встречающихся при движении, и на создание скорости воз духа и газов, обеспечивающей эффективное использование тепла.
Тяга может быть естественной, возникающей благодаря наличию дымовой трубы, и искусственной, создаваемой специальными тяго
выми |
устройствами. |
Схема |
парогенератора |
||||
с естественной тягой приведена на рис. 78. |
|||||||
Сила естественной |
тяги |
(самотяги) |
|
||||
|
/г— 9,8 Iffд. т (рв —рГ) |
Н/м2. |
(178) |
||||
Плотность воздуха рв и газов рг опреде- |
|||||||
ляют по формулам: |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
273 |
кг/м3 |
(179) |
|
|
Рв — Ров 273 + tx. , |
||||||
|
|
|
|
||||
|
|
|
273 |
кг/м3, |
(180) |
||
|
Рг |
Рог 273 + tr |
|||||
|
|
|
|
||||
где /г - |
средняя температура газов, °С; |
||||||
Ров> Рог |
- плотность воздуха и дымовых газов |
||||||
|
при |
0° С и |
760 |
мм рт. ст.: |
р0в = |
||
|
= |
1,293 кг/м3; для среднего состава |
|||||
|
газов р0г = |
1,34 |
кг/м3. |
|
|||
Подставив |
значения р0в и |
р0г и |
приняв |
||||
= 20° С, |
получают |
|
|
|
|||
Рис. 78. Схема пароге- |
h = f |
f |
т ( 11,8 — „_3„580-- -) Н/м2, |
(181) |
|||
нератора с естественной |
|||||||
тягой |
|
Д ’ |
Т |
273 |
+ tT |
|
|
|
|
|
|
откуда можно определить необходимую высоту дымовой трубы:
ff Т |
h |
(182) |
М. |
||
|
3580 |
|
|
11,8 |
|
|
273 +' tr |
|
Сечение дымовой трубы определяют по объему дымовых газов и их скорости. Скорость газов при естественной тяге рекомендуется при нимать равной 6— 10 м/с. Площадь поперечного сечения дымовой трубы
|
2 5 РУГ |
tT-f- 273 |
(183) |
|
^ ТР= |
wr |
|
273 |
|
|
|
|||
где Sßp — суммарный расход |
топлива, |
кг/с; |
|
|
Уг — объем газов при сжигании |
1 |
кг топлива, м3/кг; |
|
|
wr — скорость газов, выходящих |
из трубы, м/с. |
|
При естественной тяге высота трубы имеет важное значение, так как при малой самотяге в топку поступит меньше воздуха, чем тре-
148
буется для сжигания топлива при данной нагрузке, и не будет достиг нута необходимая паропроизводительность парогенератора. У глав ных парогенераторов морских судов высота дымовой трубы обычно не превышает 20—25 м и поэтому самотяга относительно невелика (0,10—
— 0,15 кН/м2).
Современные судовые парогенераторы имеют развитые хвостовые поверхности нагрева, газовое сопротивление в них составляет 0,3 —
Рис. 79. Общая компоновка вентилятора парогенератора
0,5 кН/м2, а полное сопротивление газовоздушного тракта пароге нератора достигает 1—2 кН/м2. При этих условиях самотяга оказы вается недостаточной и приходится устанавливать специальные тяго дутьевые устройства для создания искусственной движущей силы. Искусственную тягу можно создать при помощи дымососа или паро вых устройств (эжекторов, сифонов), а искусственное дутье — венти лятором.
Современные парогенераторы, работающие на мазуте и имеющие полностью герметический кожух, снабжаются только вентилятором, что позволяет создать более компактную и экономичную установку.
149
Воздух и тяга регулируются путем изменения производительности и напора вентиляторов и дымососов. В настоящее время применяют различные методы регулирования: 1) изменением частоты вращения вентилятора, а вместе с ним его производительности и напора; 2) на правляющими аппаратами; 3) дроссельными заслонками, изменяю щими проходные сечения в воздухо- и газопроводах.
Наиболее дешевым и в то же время экономичным является регу лирование направляющими аппаратами. По сравнению с регулирова нием простыми шиберами оно дает экономию расхода электроэнергии на тягу и дутье в пределах 10—20%. Направляющие аппараты состоят обычно из 12—18 заслонок секторной формы, расположенных ради ально по торцовому сечению всасывающего патрубка.
На рис. 79 показана общая компоновка вентилятора судового па рогенератора.
§ 44. Расчет сопротивлений
Сопротивления воздухопроводов и газоходов определяют с учетом сопротивления трения, а также местных сопротивлений.
Сопротивления трения. Для определения сопротивлений трения используют два основных типа расчетных формул, в зависимости от характера омывания (продольного или поперечного) парогенератор ных поверхностей воздухом и газами.
Сопротивление трения при продольном потоке и наличии тепло обмена вычисляют по формуле
Д/гтр |
Сот + |
273 \ 0.583 Н/м2, |
(184) |
|
Ст + |
273 ) |
|
где I — длина трубы или канала, м.
При отсутствии теплообмена (воздушные каналы) формула для
расчета сопротивления имеет вид |
|
|
|
|||
|
|
АІгтр = % - г ^ Р |
Н/м2. |
(185) |
||
|
|
|
аэ |
^ |
|
|
Коэффициент сопротивления трения | |
зависит, в основном, от числа |
|||||
Рейнольдса ReCT и |
степени |
шероховатости стенок. |
При ReCT= |
|||
= 4000 -г- 100 000 коэффициент может быть вычислен |
по формуле |
|||||
|
|
6 |
0,316 |
|
(186) |
|
|
|
V — |
’ |
|||
|
шрст d3 |
|
У |
R ^ст |
|
|
где ReCT— |
критерий Рейнольдса. |
|
||||
|
|
РсТ
Эквивалентный диаметр d3 определяется в соответствии с рекомен дациями § 33. Для воздушных каналов, имеющих прямоугольное се чение,
4F_ |
2а b |
( 187) |
4 = s |
М , |
|
а + Ь |
|
где s — полный периметр сечения канала, м; а, Ъ — поперечные размеры канала, м.
150