Файл: Грузберг, Я. Ю. Судовые парогенераторы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чила обдувка сжатым воздухом из переносных обдувочных устройств. При остановке парогенератора наружную очистку производят вруч­ ную специальными «ершами», скребками и стальными щетками. В на­ стоящее время получает все большее распространение парохимиче­ ский способ очистки наружных поверхностей, предусматривающий удаление со всех поверхностей нагрева любых отложений. Указанная очистка производится при выведенном из действия парогенераторе путем использования влажного водяного пара со специальными ще­ лочными присадками с последующим удалением разрыхленных отло­ жений холодной водой. Для приготовления присадок используют смесь, состоящую из 80% углекислого аммония и 20% углекислого натрия (соды). Количество присадки для очистки одного парогенера­ тора зависит от его размеров и составляет 30— 100 кг.

Внутреннюю очистку парогенераторов производят горячей про­ мывкой, химической и механической чисткой и щелочением. Если на поверхностях нагрева имеется небольшой налет рыхлой накипи, то ее обычно удаляют путем промывки сильной струей горячей воды. При наличии плотной накипи поверхности нагрева подвергают щело­ чению для разрыхления накипи, а затем механическим путем удаляют ее окончательно. Щелочение применяют и как самостоятельный спо­ соб чистки, используя для этой цели антидепон Б, в который входят тринатрийфосфат, сода и другие вещества.

Для механической очистки коллекторов применяют стальные щетки и скребки, а для внутренней очистки испарительных труб — шарошки, вращающиеся с большой скоростью от гидравлической или воздушной турбинки, а также от электродвигателя. После очистки парогенератора сбитую накипь и грязь смывают струей пресной воды давлением до 0,3 МН/м2 и температурой 30—40° С.

Хранение неработающих парогенераторов. В период бездействия парогенераторы ставят на хранение, чтобы предотвратить коррозию их внутренних поверхностей. Существует мокрое и сухое хранение судо­ вых парогенераторов.

При кратковременном бездействии (главных парогенераторов дли­ тельностью не более 24 ч, а вспомогательных и утилизационных — до 3 сут) разрешается хранить парогенератор в том состоянии, в котором он находился до остановки.

При бездействии главных парогенераторов более 24 ч, а вспомога­ тельных и утилизационных более 3 сут, но не свыше 30 сут, парогене­ раторы должны храниться полностью заполненными водой («мокрое» хранение), включая пароперегреватель, пароохладители, экономай­ зер, паровой воздухоподогреватель, сепаратор пара и соединяющие их трубопроводы. При этом заполнение парогенератора производится деаэрированной водой, в которую вводят тринатрийфосфат из расчета

5 мг на 1 л воды.

При бездействии парогенераторов более 30 сут они должны хра­ ниться в «сухом» состоянии с установленными в коллекторах и каме­ рах влагопоглотителями. Для постановки на «сухое» хранение паро­ генератор под давлением пара, равным 0,5 — 0,6 МН/м2, тщательно продувают до полного удаления воды. После продувания открывают

166


все люки и горловины и, при необходимости, очищают парогенератор от накипи и сажи. Затем его проветривают и подвергают полному осушению путем установки в топке жаровни с древесным углем и по­ догрева воздуха в нем до 50° С. В коллекторы парогенератора устанав­ ливают противни с веществами, активно поглощающими влагу и кис­ лород. Поглотители кладут из расчета на 1 м3 пароводяного прост­ ранства: 2 кг негашеной извести, 0,5 кг хлористого кальция или 4 кг силикагеля. Крышки лазов и горловин смазывают вазелином и плотно закрывают. Наружные поверхности парогенератора покрывают анти­ коррозионной обмазкой: суриком,,техническим вазелином и др.

Наиболее простым и наименее трудоемким является метод частич­ ной консервации главных и вспомогательных парогенераторов путем герметизации их внутреннего объема с последующим статическим осу­ шением воздухом, покрытием наружных нагревательных поверхно­ стей мазутом, а деталей арматуры — защитными смазками.

Перед консервацией парогенератор подвергают полной внутренней и наружной очистке, после чего под арматуру связанных с парогене­ ратором трубопроводов устанавливают заглушки. Отверстия внут­ ренних поверхностей коллекторов заклеивают тканью в два слоя на клее № 88. Внутренние полости парогенератора осушают подогретым до 50—60° С воздухом, который поступает в нижние коллекторы при открытой горловине парового коллектора. После осушки в коллекторы парогенераторов устанавливают противни с силикагелем и закры­ вают горловины коллекторов крышками на резиновых прокладках.

Внутренняя поверхность, законсервированная таким образом, сохраняется хорошо в течение нескольких лет. Относительную влаж­ ность внутри парогенератора следует поддерживать в пределах 30—40%. При удовлетворительной герметизации регенерацию сили­ кагеля производят не чаще одного раза в три месяца. Находит при­ менение консервация парогенераторов ингибированным воздухом. Расход ингибиторов (типа моно-этаноламина NH2CH2CH2OH) со­ ставляет около 8 кг на 1 м3 пароводяного объема парогенератора.

Освидетельствование судовых парогенераторов. Технические осви­ детельствования делятся на первоначальные и очередные. При пер­ воначальном освидетельствовании парогенератора проверяют соот­ ветствие его чертежам, качество постройки и монтажа. На каждый установленный на судне парогенератор заводят шнуровую книгу (формуляр), которая является основным документом, характеризую­ щим состояние парогенератора и условия его эксплуатации.

Каждый находящийся в эксплуатации парогенератор подвергается очередным освидетельствованиям по следующим видам и срокам: на­ ружному осмотру — не реже одного раза в год; внутреннему осмотру (на судах класса Регистра) — через четыре и шесть лет после постройки, а в дальнейшем — каждый год; гидравлическому испыта­ нию — не реже одного раза в шесть лет. При гидравлическом испы­ тании парогенератор с установленной на нем арматурой должен на­ ходиться под пробным давлением в течение 5 мин. Пробное давление по Правилам Регистра СССР принимают равным 1,25 рраб при рраб> 0 ,5 МН/м2.

167



ПРИЛОЖ ЕНИЕ 1

П Р И М Е Р Н Ы Й Р А С Ч Е Т С У Д О В О Г О О Д Н О П Р О Т О Ч Н О Г О П А Р О Г Е Н Е Р А Т О Р А

С Е С Т Е С Т В Е Н Н О Й Ц И Р К У Л Я Ц И Е Й

А . З а д а н и е

Выполнить тепловой расчет водотрубного парогенератора при следующих основных его показателях на номинальной нагрузке:

Паропроизводительность, кг/с:

 

 

полная DK ..............................................................................................

 

 

7,23

в том числе количествоохлажденного

пара Doxл ..........................

0,48

Давление, МН/м2:

 

 

 

рабочее, в коллекторе парогенератора

р к ...................................

4,8

за стопорным клапаном

р пе ..........................................................

 

4,5

Температура, °С:

 

 

 

перегретого пара t n e ..............................................................................

 

 

490

охлажденного пара іо

х л ......................................................................

 

285

питательной воды на входе в водяной экономайзер /п. в . . . .

170

Коэффициент полезного действия г)к, % ...................................................

 

93

Топливо .........................................................................................................

 

 

Мазут

 

 

 

М40

Элементарный состав и теплота сгорания мазута марки М40:

1. Расчетный элементарный состав рабочей массы мазута М40 (взят из примера перерасчета, приведенного в §24), %:

Углерод

Водород

Сера

Кислород

Азот

Зола

Вода

С?

HP

SP

о р

NP

дР

\ у р

Л

84,7

10,84

0,58

0,39

0,29

0,2

3,0

2. Расчетная низшая

теплота

сгорания мазута

М40 (взята

из

приведенного

в § 24 примера расчета по формуле Менделеева) QP = 39780ІО3

Дж/кг.

168


 

 

 

Т а б л и ц а I

 

Б . Т епловой

расч ет

 

О пределение о б ъ е м а и п ар ц и ал ьн ы х

д авлен и й продуктов сгоран и я

Величина

Расчетная формула или способ

Числовое

 

определения

значение

Теоретическое количество воз­ духа на 1 кг топлива, м3/кг:

сухого ѴцУХ

влажного Ѵ%л

Коэффициент избытка воздуха а

Влагосодержание воздуха d, г/кг

Действительное количество воздуха на 1 кг топлива Ѵд, м3/кг

Объем, м3/кг:

трехатомных газов

двухатомных » KRa

водяных паров Кн о

продуктов сгорания (суммарный) Уг

углекислого газа Ѵсоа

Парциальное давление трех­ атомных газов, МН/м2:

углекислого газа р с

водяных паров р Нзо

суммарное р п

0,089СР + 0,265НР + + 0,033 (S p - O p)

1/'ух(1 +0,0016d)

Выбираем

Принимаем

аУ зл

0,0186 (Ср + 0 ,368Sp)

0,21 (а — 1) Кдух + 0,79aVQyx + NP

1,25-100

1

9НР +

Wp 1

0,804

 

100

 

+

0,0016adFoyX

F r CX +

^Rs +

^H X )

 

 

cP

 

 

1,86 —

 

 

 

100

о

 

c? p

 

 

 

^

 

o .i

Vh2°

 

 

Fr

 

PcOj + Рң,о

10,41

10,58

1,15

10

12,14

1,58

9,78

1,44

12,80

1,58

0,0125

0,0113

0,0238

169