Файл: Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ская химия в нашей стране прошла большой и слав­ ный путь развития. Как и другие науки, с первых же лет Советской власти она стала предметом посто­ янной заботы партии и государства. Постепенно ши­ рилась сеть научных учреждений, создавалась экспе­ риментальная база для исследований, широким фронтом готовились кадры.

Только в системе Академии наук СССР и академий наук союзных республик в настоящее время успешно функционируют более 20 крупных научно-исследова­ тельских институтов, которые сыграли важную роль в становлении и развитии отечественной органиче­ ской химии (перечень их приведен на с. 70—71). Кро­ ме того, во многих городах Советского Союза имеются вузы с кафедрами органической химии и отраслевые институты с крупными лабораториями того же про­ филя. Общее число научных работников-органиков в

СССР исчисляется, вероятно, тысячами.

Как это не похоже на уровень науки в период расцвета творчества Н. Д. Зелинского в 20—30-е годы!

Современная органическая химия — это свод фак­ тических данных, охватывающих все углеводороды (насыщенные, непредельные, полиметиленовые и аро­ матические) и их кислородные производные.

В сравнительно недавнее время от нее отпочкова­ лись в качестве самостоятельных дисциплин химия нефти, химия элементоорганических соединений, хи­ мия природных соединений (биоорганическая химия) и химия гетероциклических соединений. Еще более автономное развитие получила химия высокомолеку­ лярных соединений.


Учреждения органической хи­ мии в системе АН СССР

в 1975 г.

ИОХ Ия-т органической химии им. Н. Д. Зелинского

(Москва)

ниох

Ин-т органической химии

(Новосибирск)

ИОФХ Ин-т органической и физической химии им. А. Е. Арбузова

(Казань)

ИБОХ Ин-т биоорганической

химии им. М. М. Шемя­ кина

(Москва)

Ин-т органической химии

(Ереван)

Ин-т нефтехимических процессов им. Ю. Г. Мамедалиева

(Баку)

ИВС

Ин-т высокомолекуляр­ ных соединений

(Ленинград)

Ин-т физической и ор­ ганической химии нм. П. Г. Меликишвилп

(Тбилиси)

ИНЭОС Ин-т элементоорганиче­ ских соединений

(Москва)

Ин-т тонкой органиче­ ской химии им. А. Л. Мнджояна

(Ереван)

НИОХ Ин-т органической химии

(Иркутск)

ИНХС Ин-т нефтехимического синтеза

(Москва)

Ин-т органического синтеза

(Рига)

Ин-т физико-органиче­ ской химии

(Минск)

70

ИНВАВ

Ин-т биологически ак­ тивных веществ

(Владивосток)

Ин-т органического ка­ тализа и электрохимии

(Алма-Ата)

Ин-т органической химии

(Киев )

Ин-т химии раститель­ ных веществ

(Ташкент)

Ин-т органической химии

(Фрунзе)

Ин-т биоорганической химии

(Ташкент)

Ии-т физико-органиче­ ской химии и углехимип

(Донецк)

Все эти науки в совокупности решают и будут решать важные практические задачи, среди которых главной и общей остается получение разнообразных материалов и веществ для техники, промышленности, сельского хозяйства, медицины и бытовых нужд. Успешное решение такой задачи требует соответству­ ющего уровня теоретических исследований в области строения органических соединений (включая стерео­ химию и квантовую химию), механизмов химических реакций и молекулярных перегруппировок. Весьма актуальной считается также задача выявления зави­ симости физических свойств и спектральных харак­ теристик органических веществ от их строения. Тео­ рии и практике катализа по-прежнему отводится много места в планах исследований многих инсти­ тутов50.

Знаменательно, что все указанные разделы орга­ нической химии и проблемы в большей или меньшей

50 Развитие органической химии в СССР. Под ред. В. В. Коршака. М., 1967.

71


степени представлены в научном архиве Н. Д. Зелин­ ского.

Постепенная дифференциация органической хи­ мии на ряд автономных дисциплин вызвана потреб­ ностями жизни. В первые послереволюционные годы молодая Советская республика решала проблему жидкого топлива. Целесообразно было придать иссле­ дованиям по химии углеводородов, связанных с пере­ работкой нефти, организационную и методическую самостоятельность.

В дальнейшем, в годы предвоенных пятилеток, нужды фармацевтической промышленности, а также предприятий химии полупродуктов и красителей при­ вели к обособлению раздела гетероциклических и ароматических веществ. Они же стимулировали за­ рождение и развитие химии полимеров и элементо­ органических соединений.

Годы послевоенного восстановления народного хо­ зяйства совпали с перевооружением всей химичес­ кой промышленности, возросла роль химии высоко­ молекулярных соединений.

В настоящее время тяжелая химическая индуст­ рия базируется на переработке нефти, природного газа, коксохимического сырья, ацетилена и получает мономеры, смазочные масла, растворители, флотореагенты. Большой спрос приобретает и продукция тон­ кой химической технологии — витамины, пестициды, катализаторы, пластификаторы и многое другое.

В свою очередь возникшие новые отрасли науки и производства продолжают дробиться и специализиро­ ваться. Так, в химии элементоорганических соедине­ ний уже обособились такие разделы, как кремний-

органика, фтор-производные, фосфороорганические вещества и др.

Особое место в отечественной органической химии

72

занимают исследования по химии природных соеди­ нений.

Послевоенный период оказался началом бурного развития химии биополимеров (белков, ферментов, нуклеотидов, липидов, полисахаридов), а также био­ регуляторов (гормонов, витаминов) и проникновения в биологию идей и методов точных наук, что оказало существенное влияние на успехи в познании жизнен­ ных процессов. В основном описательная химия при­ родных соединений переросла в новую, биоорганическую химию, которая изучает вещества в связи с их функциями в организмах на молекулярном и субмо­ лекулярном уровнях.

В Москве и других городах нашей страны стали создаваться новые научные центры по химии алка­ лоидов, терпенов, антибиотиков, кумаринов, белков и аминокислот. Все это отражает общие тенденции ми­ ровой науки и подтверждает высокий современный уровень ее развития в Советском Союзе.

Н. Д. Зелинский относится к числу немногих уче­ ных, участвовавших в закладке фундамента органи­ ческой химии в России. Теперь это большое и кра­ сивое сооружение, являющееся украшением всей со­ ветской науки, служит ему достойным памятником от благодарных учеников и последователей.


Николай Дмитриевич Зелинский

выдающийся педагог

В создании и развитии педагогики советской выс­ шей школы активно участвовали всемирно известные ученые А. Н. Бах, А. А. Богомолец, Н. Н. Бурденко, В. И. Вернадский, Б. Д. Греков, И. М. Губкин, Н. Е. Жуковский, Н. Д. Зелинский, А. П. Карпинский, В. Л. Комаров, С. А. Чаплыгин и многие другие. Участие Н. Д. Зелинского выражено многочисленны­ ми научными трудами по органической химии, неф­ техимии, мастерским преподаванием этих отраслей науки и публичными выступлениями на страницах научно-популярных журналов и газет.

На протяжении шестидесятипятилетнего периода научно-педагогической деятельности Н. Д. Зелинский выработал свои принципы в области педагогики высшей школы — науки об обучении и коммунисти­ ческом воспитании студентов, о формировании лич­ ности специалиста высшей квалификации. Важней­ шие положения этих принципов отражены в серии его статей: «Молодым друзьям»51, «Счастье советского ученого»52, «Знания — рабочей молодежи», «О жур­

нале

«Знание — сила»53,

«Знание

 

сила,

если

оно

служит благородным

 

целям»54,

 

«Воспитывать

у

школьников любовь к

науке и

технике» [Письмо

в

редакцию]55 и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

51

«Комсомольская

правда»,

 

1946,

12

февраля,

№ 38.

«Литературная

газета»,

1949,

1

января, №

1.

52

53

«Правда», 1951,

30

января,

30.

 

 

54«Комсомольская правда», 1951, 8 февраля, № 31.

55«Правда», 1951, 25 декабря, № 271.

74


Ведущим в высшей школе Н. Д. Зелинский считал принцип научности и марксистско-ленинской идей­ ности. Читая лекции по органической химии, осуще­ ствляя общее руководство практическими занятиями студентов по аналитической и органической химии, руководя дипломными и специальными работами сту­ дентов старших курсов и аспирантов, Н. Д. Зелинский особое внимание уделял идейно-теоретическому уров­ ню лекционных занятий. Об этом ^свидетельствуют тексты лекций по органической химии и нефтехимии, высказывания его многочисленных учеников. Один из его воспитанников академик С. С. Наметкин отме­ чает: «В изложении основного курса органической химии Н. Д. никогда не гнался за обилием фактиче­

ского материала, но старался дать его в возможно более глубоком охвате. Такой подход делал предмет в его изложении особенно интересным и поучитель­ ным, позволяя слушателю постепенно подняться до уровня новейших данных науки и ее приложений, до наиболее сложных и трудных вопросов предмета»56.

По мнению Зелинского, для развития логического

мышления у учащихся вузовская лекция

должна

быть построена по строго продуманному

плану:

1) введение, в котором указывается значение излага­ емого вопроса, его связь с уже изученным материа­ лом, план развития темы; 2) изложение фактическо­ го материала с учетом новейших достижений химии и смежных отраслей знания; 3) четко сформулиро­ ванные выводы; 4) перспективный план дальнейшего изучения. Простые по форме, научные по содержа­ нию, оригинальные по построению лекции Н. Д. Зе­ линского всегда производили на студентов большое впечатление. В них отсутствовали всякие «цветы

56 С. С. Наметкин. Николай Дмитриевич Зелин ский.— В кн.: Н. Д. Зелинский. Избранные труды, т. 1.

М,—Л., 1971, с, И.

75

красноречия», показной эффект, каждое положение излагалось просто, понятно и доходчиво. Зелинский не сообщал учебный материал, а как бы мыслил вслух, подводя к выводам, позволяя слушателям соз­ дать собственное суждение. Он не только давал сту­ дентам глубокие знания, но и воспитывал из них мыслящих людей, привлекал их внимание к ведущим идеям и положениям науки.

В 1947 году мне довелось прослушать курс органи­ ческой химии, читаемый Н. Д. Зелинским. Ученый умело использовал иллюстративный материал и де­ монстрационные эксперименты. Им и его многочис­ ленными учениками создана богатейшая коллекция лекционных препаратов по органической химии.

На своих лекциях Н. Д. Зелинский приучал сту­ дентов к мысли о единстве научных знаний, подчер­ кивая связь между сопредельными дисциплинами (органической химией и биохимией, органической химией и физической химией), между наукой и про­ изводственной практикой. Он стремился выработать У будущего специалиста глубокое уважение к хими­ ческой науке во всех ее аспектах. Н. Д. Зелинский считал, что в процессе преподавания химии вообще и органической химии в частности необходимо осуще­ ствлять ежечасно дидактический принцип связи теории с практикой, практического опыта с наукой. Этот принцип пронизывает всю многогранную педаго­ гическую деятельность выдающегося химика-органи- ка. Не только лекционные, но и образцово поставлен­ ные практические занятия всегда были руководящим принципом в преподавании химических дисциплин на кафедре, возглавляемой Н. Д. Зелинским.

В проведении практических занятий по органиче­ ской химии Николай Дмитриевич оказывал большое доверие своим ученикам и сотрудникам, осуществляя

76