Файл: Богатский, А. В. Н. Д. Зелинский (1861 - 1953). Страницы жизни и творчества.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вряд ли кто-нибудь лучше, чем сам он, участник и очевидец этих дней, расскажет о них.

«Если П. Г. Меликов замечал, что кто-нибудь из студентов увлекается химией или может увлечься ею, он всегда шел навстречу таким студентам и по­ могал им. Тогда дело было поставлено так, что на втором курсе обязательно все должны были занимать­ ся качественным анализом, а затем уже студенты распределялись по разным кафедрам»13. Часть сту­ дентов шла на кафедру зоологии, представленную в Новороссийском университете такими выдающими­ ся учеными, как А. О. Ковалевский и И. И. Мечни­ ков. Другие студенты занимались у известного бо­ таника Л. С. Ценковского. Некоторые, закончив ка­

чественный анализ,

продолжали изучать химию.

Петр Григорьевич

очень внимательно относился к

ним, руководил их практическими занятиями по ко­ личественному анализу и всегда старался применять новейшие методы. Например, как только появились методы определения металлов электролизом, студен­ ты тут же осваивали их на практике, определяя ко­ личественный состав некоторых минералов.

Н. Д. Зелинский высоко оценивал уровень теоре­ тической подготовки в области химии в Новороссий­ ском университете. Органическую химию преподавал П. Г. Меликишвили, который развивал в своих лек­ циях идеи А. М. Бутлерова и Н. Н. Соколова, А. Дю­ ма и Ш. Вюрца, М. Бертло и многих других. П. Г. Ме­ ликишвили «...чрезвычайно ценил и любил учеников. До конца его дней (он умер в 1927 г.) я был бли­ жайшим и верным его другом. Он настолько был привязан к своим ученикам, что если замечал, что кто-то из нас оказывался под некоторым влиянием какого-нибудь другого преподавателя, очень волно­

13 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4,

с. 544—545.

22

вался, uo-своему ревновал; как же его ученик, ко­ торый с ним работает, вдруг отвлекается в другую сторону и становится если не любимцем, то довольно близким человеком другому преподавателю, лаборапту, приват-доценту или профессору»14.

Индивидуальный подход к каждому студенту, привитие навыков работы в лаборатории в сочета­ нии с глубокой теоретической подготовкой — таковы были стиль и метод обучения молодых специалистовхимиков в Новороссийском университете. С глубо­ ким интересом читаются строки воспоминаний Н. Д. Зелинского о практикуме по количественному анализу, которым руководил В. М. Петриашвили: «Когда мы проходили общий курс объемного анали­ за, пришлось заниматься для практических целей анализом вин. Этот вопрос на юге был чрезвычайно важным. Тут были вина и кахетинские, и крымские, и бессарабские, и мы должны были определить ко­ личество спирта, количество эфирных масел, коли­ чество глицерина, для чего требовалось довольно мно­ го времени и некоторое искусство в ведении иссле­ дования по методу, который был разработан Пасте­ ром. Благодаря всему этому мы не только изучили методику объемного анализа, но и привыкли к тем анализам, которые имели уже практическое значе­ ние»15.

Немалую роль в становлении Н. Д. Зелинского как ученого сыграла научная среда, общение с из­ вестными естествоиспытателями, в том числе со зна­ менитыми химиками. Яркой страницей жизни моло­ дого студента была его встреча с великим Бутлеро­ вым. В августе 1883 года в Одессе состоялся VII съезд

русских естествоиспытателей

и врачей — один из

важнейших научных форумов

того времени. Такое

14

Там же, с. 545.

 

15

Там же.

 

23


крупное событие привело в Одессу многих замеча­ тельных ученых, внесших большой вклад в разви­ тие науки. Среди них находился и Александр Ми­ хайлович Бутлеров, принимавший активное участие в работе съезда (18—28 августа 1883 г.)16.

По сообщениям одесских газет того времени, Бут­ леров прибыл в Одессу 17 августа 1883 года. На сле­ дующий день в зале Городской думы состоялось тор­ жественное открытие съезда. На первом заседании съезда председателем был избран И. И. Мечников, товарищами председателя — А. М. Бутлеров, А. О. Ко­ валевский и Н. В. Склифосовский17.

А. М. Бутлеров председательствовал на одном из заседаний физико-химической секции и сделал шесть сообщений о работах своего ученика А. М. Зай­ цева и его сотрудников18. Наибольший интерес вы­

звали работы

С. Н. Реформатского (о синтезе и

строении З-этил-гексадиена-2,5) и А. А. Альбицкого (об оптическом исследовании углеводорода С12Н20).

Обе работы свидетельствовали о глубоком изучении в школе Бутлерова химии высоконепредельных угле­ водородов. Его ученик М. Д. Львов на заседании сек­ ции сообщил о результатах действия хлора на изо­ бутилен.

Большое место в работе секции заняли доклады химиков Новороссийского университета. На заседа­ нии 19 августа В. М. Петриашвили сообщил об изу­

16 А. В. Богатский. А. М. Бутлеров на VII съезде русских естествоиспытателей и врачей. — «Вопросы истории естествознания и техники», изд. АН СССР, вып. 12. М., 1962.

17 «Одесский листок», 1883, № 182, 19 (31) авгус­ та; «Одесский вестник», 1883, № 182, 19 (31) августа; 1883, № 183, 20 августа (1 сентября).

18 Извлечение из протоколов заседаний отделения физико-химической секции VII съезда естествоиспы­ тателей и врачей в Одессе. — Журнал РФХО, ч. хим., 1883, т. 15, отд. 2, с. 371—373.

24

чении изомерии фумаровой и малеиновой кислот. Это было одним из первых исследований стереоизо­ мерии данных кислот и, несомненно, явилось вкла­ дом в развитие стереохимии. Доклад В. М. Петриашвили заинтересовал А. М. Бутлерова, одобрившего направление исследований одесского химика.

Другим сообщением, которое «обратило на себя особенное внимание нашего химика-теоретика проф. Бутлерова»19, а также «общее внимание членов съез­ да и особое внимание... знаменитого профессора Бут­ лерова»20, явился доклад магистра химии Новорос­ сийского университета П. Г. Меликишвили21, посвя­ щенный анализу кротоновых и глицидных кислот. Высокая оценка исследований П. Г. Меликишвили, данная всемирно известным ученым А. М. Бутлеро­ вым, побудила химиков Новороссийского универси­ тета к дальнейшей разработке указанных проблем. Это оказало непосредственное влияние и на научную судьбу Н. Д. Зелинского, который первую свою ра­ боту, выполненную в студенческие годы под руковод­ ством П. Г. Меликишвили, посвятил исследованию свойств одной из глицидных кислот.

Пребывание в Одессе А. М. Бутлерова, хотя и не­ продолжительное, имело большое значение для раз­ вития химической школы Новороссийского универ­ ситета. Оно сыграло немаловажную роль и в ста­ новлении Зелинского как ученого. Вот что писал он по этому поводу в 1924 году своему коллеге про­ фессору В. Е. Тищенко: «...не имев счастья быть не­

посредственным учеником Бутлерова,

считаю себя

19 «Одесский листок», 1883,

№ 183,

23

августа

(4 сентября).

 

 

 

20 «Новороссийский телеграф», 1883, № 185, 23 ав­

густа (4 сентября).

 

 

 

21 А. В. Богатский. А. М. Бутлеров на VII съезде

русских естествоиспытателей и

врачей,

с.

169—170.

25


духовно с ним связанным. Вспоминаю и то мое на­ строение и внимание, с которым я слушал, будучи студентом третьего курса, доклады Александра Ми­ хайловича на съезде естествоиспытателей в Одессе в 1883 г., и как рад тому случаю, когда Александр Михайлович обратился ко мне, как одному из юных

сотрудников съезда,

с просьбой прогуляться с ним

по городу и указать,

где почта и телеграф»22.

После съезда П. Г. Меликишвили, воодушевленный высокой оценкой своих научных достижений со сто­

роны видных представителей

химической

мысли,

поручил

одному

из своих

любимых учеников

Н. Д. Зелинскому

исследование

в

области

химии

глицидных

кислот.

Работа молодого

студента

о про­

дукте присоединения метиламина к а-метнлглицид- ной кислоте была напечатана в «Журнале Русского физико-химического общества» и датирована маем 1884 года. Нам почти ничего не известно о том, ког­ да и как начал Зелинский это исследование. В его автобиографии находим указание, что работа выпол­ нена по предложению П. Г. Меликишвили: «Особен­ но много во время студенчества мпе приходилось работать под руководством П. Г. Меликова, с кото­ рым меня тесно связывает начало моей научной дея­ тельности»23. По-видимому, Н. Д. Зелинский присту­ пил к работе в 1883 году в той самой «лаборатории под сводами», о которой так тепло вспоминал в кру­ гу семьи. Выполнил он ее с тщательностью, присущей всем последующим его работам. Она явилась одним из важных элементов в цепи исследований свойств гли­ цидных кислот.

22 В. В. Козлов. Очерки истории химических об­ ществ в СССР. М., 1958, с. 148.

23 Н. Д. Зелинский. Собрание трудов, т. 4, с. 472—

473.

26


гордости отечественной науки24. Протест студентов ничего не мог изменить в этом позорнейшем из актов царского самодержавия. По достоинству оценили за­ мечательного прогрессивного ученого Илью Ильича Мечникова лишь после Великой Октябрьской социа­ листической революции.

Его имя с гордостью носит Одесский ордена Тру­ дового Красного знамени государственный универси­ тет, коллектив которого свято чтит память И. И. Меч­ никова и Н. Д. Зелинского, смело выступившего в защиту ученого в те далекие и мрачные годы произ­ вола царского самодержавия.

Шел 1884 год. Николай Дмитриевич Зелинский окончил Новороссийский университет. Не было уже студента Николая Зелинского. Родился дипломиро­ ванный молодой специалист, преисполненный искрен­ ней благодарности своим учителям и страстного же­ лания сказать свое слово в полюбившейся ему орга­ нической химии.

* *

*

Научная деятельность Николая Дмитриевича Зе­ линского после окончания университета началась с командировки за границу в качестве факультетского стипендиата. Главная цель командировки — работа в лабораториях Иоганеса Вислиценуса в Лейпциге и Виктора Мейера в Геттингене. Выбор именно этих лабораторий был не случайным. Химическая школа Новороссийского университета занимала передовые позиции в развитии теоретической органической хи­ мии. В число вопросов, горячо обсуждавшихся «под сводами» лаборатории, входили проблемы стереохи­ мии, пространственного строения органических ве­

24 А. А. Баландин, Н. Е. Зелинская, А. Н. Зелин­ ский. Жизнь и научная деятельность Н. Д. Зелин­ ского, с. 579.

29


ществ. Интересовали одесских химиков и вопросы развития органического синтеза на основе теории хи­ мического строения, синтеза новых классов органи­ ческих веществ.

И. Вислиценус и В. Мейер принадлежали к тем немецким ученым, которые активно содействовали развитию теории химического строения и ее важной составной части — стереохимии. Известно, что статья И. Вислиценуса о строении молочной кислоты (1873) натолкнула Вант Гоффа на мысль о существовании асимметрического атома углерода и способствовала разработке им в 1874 году стереохимической теории. Работа И. Вислиценуса «О пространственном распо­ ложении атомов в органических молекулах и опреде­ лении его в геометрически изомерных ненасыщенных соединениях»25 явилась первым строго научным объ­ яснением явления геометрической изомерии. И. Вис­ лиценуса вместе с Вант Гоффом можно по праву счи­ тать основателями стереохимии. Важно подчеркнуть, что И. Вислиценус принадлежал к числу прогрессив­ ных немецких ученых, которые пользовались лю­ бовью и уважением своих учеников и последователей. Интересны в этом смысле слова Э. Бекмана: «Висли­ ценус привез с собой из Вюрцбурга (речь идет о пе­ реходе И. Вислиценуса на кафедру химии в Лейпциг вместо ретрограда в науке Г. Кольбе, устраненного с этого поста. — В. Б.) магические чары в форме уче­ ников и ассистентов, которые сейчас же перенесли на всю Лейпцигскую лабораторию свой восторг к своему учителю»26. Естественно, что Н. Д. Зелинский, увле­

25 I. Wislicenus. Abh. d. math-phys. Klasse d. Konigl. Sachs. Ges. d. Wissenschaften. H. 14. Ben, 1887.

26 Цит. no kh.: Э. Гьелът. История органической

химии с древних времен до настоящего времени. Харьков—Киев, 1937, с. 211.

30

ченный проблемами стереохимии, горел желанием поучиться у И. Вислиценуса.

Выдающийся химик В. Мейер высоко оценивал зна­

чение идей А. М. Бутлерова и

его теории химическо­

го строения.

«В течение полустолетия,

— писал

В. Мейер, —

теория строения

является

путеводной

звездой для громадного большинства исследований в области органической химии; она дала столь могуще­ ственный и длительный импульс исследованию, ка­

кой лишь редко исходил

из

какой-либо теории»27. В

своих

воспоминаниях

о нем

Н. Д. Зелинский

очень

лестно

отзывался

о

таланте

и огромной

эрудиции

этого ученого.

 

 

 

 

 

 

 

 

Следовательно,

выбор

объектов

заграничной

ко­

мандировки

был тщательно

продуман

и логически

вытекал из

традиций

той

школы,

которую

прошел

Н. Д. Зелинский.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

лаборатории

И.

Вислиценуса

в

Лейпциге

Н. Д. Зелинский провел один семестр. Это значитель­ но укрепило его любовь к решению стереохимических задач, сохранившуюся у него на всю жизнь. Здесь он выполнил работу, опубликованную им в 1887 году («Об этиловом эфире хлорангидрида фталевой кисло­ ты и его взаимодействии с натриймалоновым эфи­ ром»)28. Она явилась изящным экспериментальным исследованием в развивающейся в то время области синтетических работ с использованием натриймалонового эфира. Интерес к синтезам такого типа не уменьшился у Н. Д. Зелинского в последующие годы в Одессе, а также в московский период его деятель­ ности.

Пребывание в

Геттингене оказалось

более

дли­

тельным: во-первых,

Николай

Дмитриевич

начал

27 Цпт. по кн.: II. Д. Зелинский. Собрание трудов,

т. 4, с. 497.

Н.

20. Вег.,

1887, S.

1010-1013.

28 N. Zelinsky.

31