Файл: Акрамов, З. Проблемы хозяйственного освоения пустынных и горно-предгорных территорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

положенными рядом чеками, где рыбы не было. Это объясняется тем, что карп, как донная рыба, в поисках пищи рыхлит дно рисовых полей, что улучшает ус­ ловия для развития риса.

Утки и рыба так же прекрасно дополняют друг дру­ га. Утки поедают листья и стебли мягкой подводной ра­ стительности, подкусывают корневища жесткой расти­ тельности, содействуя ее уничтожению, потребляют большое количество головастиков, лягушек, крупных водных насекомых, поедающих молодь рыб. Мелкими организмами, менее 1 мм утки не питаются. Роя клю­ вом дно водоемов, они взрыхляют почву, аэрируя ее. Помет уток — лучшее органическое удобрение, которое быстро минерализируется.

ВУзбекистане имеется большое количество водое­ мов (каналы, сбросные водоемы, некоторые озера), ко­ торые можно использовать только для нагула рыбы. Поэтому здесь важно создать широкую сеть рыбопи­ томников для снабжения дешевым посадочным мате­ риалом нагульных хозяйств колхозов и совхозов.

Вусловиях Узбекистана, согласно рекомендации специалистов, можно организовать форелевое хозяй­ ство, причем не только в холодноводных водохранили­ щах, но и в горных прудах. Целесообразно также разве­ дение теплолюбивых растительноядных рыб южных стран, в том числе белого амура и толстолобика в во­ доемах тепловых электростанций, используемых для

охлаждения горячей воды. Опыты, проведенные Б. В. Ве­ ригиным, показали, что белые амуры в них растут очень

хорошо

(за один

год их вес

увеличился с

3—5 до

1780 г, в

обычных

водоемах

он не превышал

500—

800 г).

Особенно успешной следует признать акклиматиза­ цию в ирригационной и коллекторной сети республики пресноводных дальневосточных рыб — белого амура и толстолобика, которые дают много ценной рыбной про­ дукции, способствуют уничтожению водной раститель­ ности, засоряющей водоемы, т. е. косвенно увеличива­ ют водные ресурсы, направляемые на орошение. Эти два вида рыб хорошо дополняют друг друга и не яв­ ляются конкурентами в питании местных промысловых рыб.

Выращивание в водоемах комплекса рь$, одичаю-

142


щихся друг от друга по питанию, позволяет добиться резкого увеличения продуктивности рыбною хозяйства с единицы площади, получать рыбу широкого ассорти­ мента и высокой пищевой ценности.

Почти не проводится мелиорация водоемов для со­ хранения молоди рыб, хотя соединение простейшими каналами усыхающего водоема с Аральским морем или руслом реки не составляет больших трудностей. В ре­ зультате много молоди гибнет, что вряд ли способст­ вует воспроизводству рыбного стада.

Промышленные же предприятия сбрасывают в воду большое количество вредных примесей, вызывая мас­ совое отравление рыб и сокращение ее численности.

Развитие гидростроительства на реках Узбекистана, создание крупных и малых водохранилищ, которые мож­ но и нужно освоить для рыбного хозяйства, выдвигают перед учеными Узбекистана важные задачи. Ход эво­ люции водохранилищ и их органического мира в усло­ виях аридного климата Узбекистана идет иначе, чем в водохранилищах большинства районов нашей страны. Поэтому перенос на наши водохранилища практики ве­ дения рыбного хозяйства центральных районов страны возможен далеко не всегда. В связи с этим одной из важнейших задач ихтиологов и гидробиологов Узбеки­ стана и других среднеазиатских республик является раз­ работка биологических основ — теории ведения рацио­ нального рыбного хозяйства на ирригационных водохра­ нилищах.

Некоторые темы требуют срочной разработки. На­ пример, в республике культивируется зеркальный карп, полученный в условиях, совершенно отличных от усло­ вий Средней Азии. Очевидно необходимо проделать се­ лекционную работу по выведению новых пород, приспо­ собленных к температурным, химическим и кормовым условиям Средней Азии (Узбекистан,.). Кроме того, по­ ра заняться расширением ассортимента культивируемых рыб и не довольствоваться тепловодным хозяйством.

В этой связи научно-исследовательским организаци­ ям следует изучить сырьевую базу Южно-Аральского бассейна, уточнить пути миграции и биологию промыс­ ловых рыб, определить пути и методы повышения ры­ бопродуктивности и увеличения производительности бассейна; осуществлять не только одногодичное, но и

143

долгосрочное прогнозирование, необходимое для перс­ пективного развития рыбной промышленности, а также найти наиболее эффективные способы и методы про­ мышленного рыболовства.

В республике есть еще один большой резерв получе­ ния дополнительной продукции — обогащение фауны пу­ тем акклиматизации некоторых видов животных. К со­ жалению, не говоря уже о практически неограниченных возможностях для разведения таких зверьков, как он­ датра и нутрия (на многочисленных озерах, реках и во­ дохранилищах), зоологи и ихтиологи республики уде­ ляют очень мало внимания акклиматизации новых ценных видов зверей, птиц и рыб, хотя разнообразные природные условия республики позволяют это делать. Например, некоторые зоологи доказали возможность ус­ пешной акклиматизации ценнейшего пушного зверька — шиншиллы — в горах Узбекистана. Однако работы в этом направлении продвигаются крайне медленно. С другой стороны, очень слабо ведется работа по реакклимати­ зации, например, таких представителей местной фауны, как джейран, фазан, сурок Мензбира.

Необходимо также остановиться и на вопросе эконо­ мической эффективности и целесообразности сосущест­ вования в природе диких и домашних животных. Факты доказывают, что такое сосуществование не только не на­ носит ущерба, но и является экономически очень эффек­ тивным. Так, на участках выпаса домашних и диких ко­ пытных, разбивающих корку на почве, съедающих су­ хой прирост и разбивающих подстилку из сухих листьев и стеблей трав, полукустарников, возобновление паст­ бищной растительности происходит интенсивнее, чем на участках без выпаса (об этом, в частности, свидетель­ ствует опыт каракалпакских чабанов).

Вместе с тем было бы большой ошибкой считать, что все дикие животные с наибольшим успехом могут быть разводимы только в одомашненных условиях. Наоборот, главная их ценность состоит именно в том, что они мо­ гут потреблять запасы естественных кормов, недоступ­ ных или непригодных для домашнего животного, и жить без особой заботы о них со стороны человека. Изучение африканских диких копытных показало, что их числен­ ность огромна, и они достигают на бедных естественных пастбищах такой же или почти такой же высокой био-

144


йассы, как и крупный рогатый скот на прекрасных искусственных пастбищах, и в состоянии полностью пе­ реработать зеленый корм, который дает саванна. Это происходит главным образом потому, что копытные ис­ пользуют разные корма, от нежных побегов до колючих кустарников. Дикие животные, как правило, лучше усваивают корм и быстро растут; они существуют на пастбищах, на которых домашний скот погиб бы от го­ лода.

Попытки использовать домашний скот в этих усло­ виях хозяйственно не оправдываются: он использует лишь часть имеющихся кормовых ресурсов и нередко способ­ ствует эрозии. В СССР охрана сайгаков на пустынных пастбищах Прикаспия, непригодных для домашнего ско­ та, повысила их численность до 2 млн. голов и сделала вид, который считали вымирающим, объектом интен­ сивного промысла. В связи с этим целесообразно и в условиях Узбекистана принять меры к всемерному уве­ личению в пустынях и полупустынях поголовья джей­ ранов, сайгаков, а из домашних — верблюдов с целью наиболее полного и комплексного использования паст­ бищных ресурсов, а также организации действитель­ но эффективного и рационального охотничьего хозяй­ ства.

Следует рассмотреть вопрос и об организации ра­ ционального охотничьего хозяйства в новоосваиваемых районах. В частности, имеются в виду большие достиже­ ния Чехословакии по расселению фазанов, от которых получается не меньший доход, чем от птицеводства на пашне.

В Узбекистане из промысловых наибольшей извест­ ностью пользуются фазаны, перепела, куропатки и ула­ ры, численность которых за последние годы сильно со­ кратилась.

Еще недавно фазаны были многочисленны в берего­ вых тугаях и на орошаемых землях по всей республике. Лет сорок назад их можно было встретить на Чирчике и Каракамыше под Ташкентом. Однако за последние 20—30 лет в связи с неудовлетворительной охраной ко­ личество фазанов сильно уменьшилось и теперь они на­ ходятся на грани полного уничтожения. Как птица осед­ лая, фазан особенно нуждается в защите от усиленной охоты на него.

10--1652

145

Мнение, 4fo сокращение численности фазанов объяс­ няется освоением земель, ошибочно. Фазан, как уже по­ казал опыт Чехословакии и других стран, прекрасно уживается с человеком. Он очень полезен: уничтожает вредных насекомых и поедает семена сорняковых трав.

В связи с этим целесообразно расширить научно-ис- Следовательские работы в Среднеазиатском институте лесного хозяйства с целью разработки мероприятий по росту поголовья фазанов, перепелов, куропаток в охотхОзяйствах, а также на сельскохозяйственных угодьях республики.

Правда, в настоящее время говорить об организации фазанового хозяйства еще рано, но организация боль­ шого количества заказников со строгой охраной вполне реальна и осуществима. И только после значительного увеличения поголовья можно было бы разрешить их от­ стрел в разумных пределах.

Очень актуален, на наш взгляд, и вопрос о разведе­

нии

в домашних

(полувольных)

условиях перепелов.

Это

исключительно

скороспелая

и яйценоская птица.

Вчастности, отмечен случай гнездования самки в воз­ расте 67 дней, а ее яйценосность достигает 365 яиц в год.

Внастоящее время существуют перепелиные фермы в США, Японии и ряде других стран 1.

Врезультате освоения целинных и залежных земель, строительства гидросооружений, а также интенсивного Еылова численность ядовитых змей, особенно гюрзы п кобры, на территории Узбекистана резко сократилась.

Учитывая широкое применение в медицинской практи­ ке змеиного яда, следует расширить исследования по

биологии

и вольерному содержанию ядовитых змей.

В целях

сохранения поголовья змей и планомерной их

эксплуатации, необходимо осуществлять строгий кон­ троль за их отловом и продлить запрет отлова гюрзы и кобры.

Говоря о животных Узбекистана, необходимо преж­ де всего проанализировать их роль в природе и хозяй­

стве, имея

в виду, что в отдельных случаях одних

по-

1 К. Н.

Б л а г о с к л о н о в ,

А. А. И н о з е м ц е в ,

В. Н.

Т и х о м и р о в . Охрана природы.

М., «Высшая школа»,

1967,

стр.

272.

 

 

 

 

ш


йему-то счйтайт полезными, других — вредными. При­

чем

первые охраняются и популяризируются, а вторые

уничтожаются

всеми

возможными

способами.

Ви­

димо, настало время

отказаться

от такого

негативно­

го

подхода

к

роли

тех или

иных

представителей

фауны.

 

 

 

 

 

 

 

Так, розовые скворцы истребляют на полях саранчу.

По

данным

Р.

Н. Мекленбурцева (1935),

в одном

из

районов Узбекистана колония розовых скворцов, состоя­ щая из 10 тыс. пар, уничтожила за период выкармли­ вания птенцов более 100 т саранчи. Вместе с этим в ви­ ноградниках они приносят вред, поедая ягоды. Многие хищные птицы истребляют и вредных грызунов и полез­ ных насекомоядных птиц и т. д.

Живущий в условиях Узбекистана филин является полезной птицей, поскольку питается в основном гры­ зунами, насекомыми, а в РСФСР его не только уничто­ жают, но и назначают за это премию, так как он на­ носит огромный ущерб охотничьему хозяйству, истреб­

ляя промысловых птиц.

Есть, конечно,

относительно полезные птицы — дят­

лы, сизоворонки,

многие певчие — и относительно вред­

ные, которые приносят гораздо больше вреда, чем поль­ зы — ястреба, камышевый лунь, щурки-пчелоеды, во­ робьи. Но абсолютно полезных и абсолютно вредных птиц нет, равно как и животных. Понятие вредное жи­ вотное весьма относительно. В одних местах животное может быть вредным, а в других — полезным. Однако ясно одно, что полное уничтожение так называемых вредных животных приносит большой вред.

Так, практикой охотничьего хозяйства в некоторых зарубежных странах доказано, что даже самые страш­ ные хищники не могут считаться абсолютно вредными. Например, при полном отсутствии в Югославии волка, среди многих копытных стали увеличиваться неполно­ ценные экземпляры, усилилось число заболеваний сре­ ди животных. Здесь роль хищника следует расценивать как своеобразную межвидовую помощь.

В законах

об охоте ряда стран (Австрии) го­

ворится о

необходимости сохранения естественного

равновесия в животном мире и невозможности полного уничтожения любого вида. Там, где цивилизация окон­ чательно нарушила это равновесие, приходится зани-

щ


маться отстрелом слабых дегенерирующих экземпляров дичи.

В связи с этим интересно отметить, что в Чехосло­ вакии, например, в карповые пруды нередко пускают щук н других хищных рыб, чтобы они уничтожали сор­ ных мелких рыб и карповую молодь, выводящуюся в результате дикого нереста.

Рационально поэтому лишь ограничение численности хищников до разумных пределов.

Примерно то же можно сказать и о полезных жи­ вотных. В свое время на специальном заседании по ко­ пытным, организованном Институтом леса АН СССР, много говорилось о вреде, который причиняет лось ле­ су при больших плотностях этого вида в лесных да­ чах, о сайгаках, вытаптывающих посевы на «черных землях».

Сознательное истребление, когда какой-нибудь пред­ ставитель фауны заносится в список вредных видов, подлежащих полному истреблению, приносит скорее вред, чем пользу. Так, в черный список попали ли­ сицы и шакалы. Однако лисица питается в основном вредными для сельского хозяйства грызунами; шакал, кроме грызунов, уничтожает отбросы, гниющие остат­ ки, падаль, выполняя роль санитара природы. Поэтому вопрос о полезности и вредности птиц или других жи­ вотных следует решать в каждом конкретном случае поразному. Все это следует учитывать и при хозяйствен­ ном освоении целинных земел&,-

Рациональное использование природных ресурсов

ивозможности развития специализации

икомплексности в хозяйстве

Узбекистан обладает не только богатством, но и исключительным разнообразием природных ресурсов, что не менее важно для развития хозяйства. На его до­ лю приходится около 60% производительных сил всего Среднеазиатского экономического района1.

1 Среднеазиатский экономический pai^H. $Л., «Наука», 1973»

стр. 36.

Ш

К. Маркс отмечал, что «наиболее благоприятные ус­ ловия для более быстрого процесса сложились не в наи­ более плодородных тропических зонах, где «слишком расточительная природа ведет человека как ребенка на помочах»1 и не в суровых условиях крайнего севера, а в умеренном поясе. «Не абсолютное плодородие почвы, а ее дифференцированность, разнообразие ее естествен­ ных продуктов составляет естественную основу общест­ венного разделения труда; благодаря смене тех естест­ венных условий, в которых приходится жить человеку, происходит умножение его собственных потребностей, способностей, средств и способов труда»2,— писал К. Маркс.

Наличие богатых и разнообразных природных усло­ вий и ресурсов послужило важным фактором развития в Узбекистане многих отраслей хозяйства.

Благодаря специфике природных, исторических, эко­ номических и иных условий, в республике получили раз­ витие отрасли производственной специализации, опре­ деляющие ее общесоюзное значение.

В первую очередь Узбекистан известен как хлопко­ вая база страны, и в этом качестве он выступает в об­ щесоюзном разделении труда. Хлопководство получило здесь развитие благодаря чрезвычайно благоприятным условиям: высокие летние температуры, большое коли­ чество солнечных дней, сухость воздуха, значительные водные и земельные ресурсы, а также трудовые навыки населения.

Вместе с хлопководством в республике выделяются отрасли, входящие в хлопковый сельскохозяйственный

комплекс,— садоводство, виноградарство,

шелководст­

во, бахчеводство, рисосеяние, посевы

новолубяных

культур. На долю Узбекистана в общесоюзном произ­ водстве приходится 70% хлопка-сырца, 50% коконов, 40% каракуля и 27% риса.

Учитывая благоприятные природные возможности и наличие больших, неиспользованных еще резервов, со­ вершенно очевидно, что и в будущем необходимо и це­ лесообразно развивать эти отрасли сельского хозяй­ ства.

1

К- М а р к с и Ф. Эн ге ль с. Соч., изд, 2, т. 28, стр. 622.

*

Там же.

149