Файл: Севастьянова, Т. В. Основы строительства химических предприятий учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
Вентиляция помещений цехов
Вентиляционные системы разделяются на приточные (по дают воздух) и вытяжные (удаляют). По способу перемеще ния воздуха вентиляционные системы разделяются на меха нические и гравитационные (за счет разности плотности воз духа). Гравитационная вентиляция осугцеЬтвляется неоргани зованно за счет неплотностей ограждений и организованно (аэрация) по каналам, через окна, фонари, ворота и т. д.
Вентиляционные системы могут быть общие, местные, ло кализующие, аварийные и смешанные. Общая вентиляцион ная система решает задачу вентилирования всего объема по мещения, местная — только отдельных его частей, локализую щ ая— производственных установок, выделяющих вредности, аварийная — при внезапном появлении ядовитых или взрыво опасных веществ в помещении.
Расчет вентиляции в помещении цеха производят соглас но СН 245-63.
Объем вентиляционного воздуха (L) общеобменной вен тиляции при борьбе с газами и пылью можно определить по формуле
/ |
М |
3/ |
L |
----------------- |
, м31ч, |
Шу — тн
где М — количество вредностей, ежечасно выделяемых в по мещении;
Шу — содержание этих вредностей в 1 м3 воздуха, удаляе мого из помещения;
тИ— содержание вредностей в приточном воздухе.
На многих промышленных предприятиях в воздух рабо чих помещений поступает избыточное тепло, влага, пары, пыль, ядовитые газы. Эффективным средством борьбы с за грязнением воздуха производственных помещений является удаление вредностей в местах их непосредственного образо вания. Такую локализующую местную вентиляцию устраива ют в виде отдельных зонтов и специальных ширм над источ никами вредностей (рис. 86, а, б). Для снижения концентра ции выделяемых в воздух паров и газов применяют воздуш ные души (рис. 86, в). Для агрегатов, выделяющих сильно действующие вредности, применяют шкафы-укрытия с интен сивным отсосом газов (рис. 86, г). В борьбе с вредными па рами и газами применяют бортовой отсос, например, у ванн (рис. 86, д) или отсос со сдувкой (рис. 78, е), т. е. подачей чистого воздуха и вытяжкой загрязненного воздуха с противо положной стороны ванны. У наружных дверей и ворот устра-
111
ивают воздушные завесы (рис. 78, ж). Для удаления пыли применяют местные укрытия (рис. 78, з).
Ф
ш
± 2
д)
е.)
Рис. 78. Виды местной вентиляции
§ 49. Вспомогательные сооружения на территории химических предприятий
По назначению вспомогательные сооружения подразделя ются на коммуникационные, транспортные и емкости. Они располагаются как вне заводских зданий, так и внутри. К чис лу таких сооружений относятся следующие.
Градирни — сооружения для охлаждения воды, применяе мые при оборотных системах технологического водоснабже ния. Градирня представляет собой башню. На верх ее пода ют горячую воду, которая искусственно разбрызгивается и, стекая по системе лотков, охлаждается токами встречного воздуха.
Бункера — емкости для хранения рыхлых и сыпучих мате риалов. Они представляют собой обычно железобетонный квадратный или прямоугольный в плане ящик с днищем пи рамидальной формы, в нижней части которого находится вы пускное отверстие с затвором. Бункера, расположенные в ряд с транспортной эстакадой поверху и разгрузочным конвейе ром внизу, представляют собой тип склада с полной механи зацией.
112
Силосы — железобетонные круглые или квадратные в пла не для хранения сыпучих материалов. Высота силоса в шесть раз превышает его диаметр и достигает 30 ж и более. Конус ное днище снабжено выходным отверстием с затвором. Сило сы обычно группируют в один или несколько рядов вплотную друг к другу. Загрузка и разгрузка их произврдится транспор терами в нижней и верхней галереях. Подъем, взвешивание и сортировка продукции происходят в располагаемой рядом с силосами. рабочей башне. В целом такое сооружение назы вается элеватором.
Цистерны — железобетонные или металлические резерву ары для хранения жидкостей, обычно цилиндрической формы. Располагают их под землей или над уровнем земли на песча ной подушке, фундаментах или специальных опорах.
Газгольдеры — металлические резервуары для хранения газов. Они имеют сферическую или цилиндрическую (с купо лообразными оконечностями) форму.
8 Зак. 244
i •]- |
H•,*!. |
' ') |
I'•> |
|
|
|
|
|
- -я |
|
|
|
■; j" |
|
|
|
|
•Cr'~'V ; -yr |
|
|
|
|
|
|
|
">C |
|
|
|
|
|
‘ ”• Vfis> > |
,И? ' ■ ?? йьшч |
||
.К ’ - : |
b M . J ii'J ill |
•• |
k W |
* |
■/. |
1 |
4,'>C|!I ■ |
|
'.s ’ |
' |
|
|
u |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
■u |
|
|
|
|
|
|
|
|
V |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р А З Д Е Л |
III |
|
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Г л а в а XI
ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
§ 50. Основные положения технологии строительного производства и производственные нормы
Основными положениями технологии строительного произ водства являются:
1) Виды общестроительных и специальных работ. Строительство объектов требует применения различных
видов строительных материалов и производства многих видов строительно-монтажных работ: общестроительных (земляных, каменных, штукатурных), монтажных (по монтажу сборных железобетонных, металлических и других конструкций) и спе циальных (санитарно-технических, электромонтажных), а так же работ по монтажу технологического оборудования.
Строительно-монтажные работы состоят из ряда различ ных процессов, которые в зависимости от назначения разде ляются на основные (устройство фундаментов, кладка стен, монтаж сборных конструкций), вспомогательные (не создаю щие строительной продукции, но необходимые для выполне ния основных процессов) и транспортные (работы по переме щению материалов и готовой продукции).
2)Основные принципы организации труда и рабочего ме
ста.
3)Оплата труда рабочих в строительстве.
4)Производительность труда и значение механизации в строительстве.
5)Научная организация труда.
6)Требования к качеству строительных работ.
114
Правила производства отдельных видов работ даются в III части СНиПа «Организация и технология строительного про изводства». Нормы для проектирования различных зданий и сооружений даны во II части СНиПа; I часть содержит тех нические данные по строительным материалам, конструкциям и оборудованию, а IV часть — сметные нормы.
§ 51. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы
Транспортные средства, применяемые в строительстве, мо гут быть подразделены следующим образом:
—средства горизонтального транспорта, предназначенные для перемещения грузов от места получения до объектов строительства;
—средства вертикального транспорта, с помощью которых производится подъем конструкций и материалов при погру зочно-разгрузочных работах и монтаже.
Горизонтальный транспорт подразделяется на внешний, доставляющий грузы на строительную площадку, и внутрипостроечный, перемещающий грузы внутри строительной пло щадки.
Все эти перевозки могут осуществляться следующими ви дами транспорта: а) железнодорожным (нормальной и узкой колеи); б) автомобильным; в) тракторным; г) водным; д) ме ханизированными средствами (автокарами, автопогрузчика ми); е) специальным (конвейеры ленточные и пневматические, гидротранспорт, подвесные канатные дороги); ж) воздушным (вертолеты).
Основой транспортных и погрузочно-разгрузочных работ является их комплексная механизация.
Г л а в а XII
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
§ 52. Организация проектирования. Календарное планирование, технологические карты и сетевые графики.
Осуществлению любого строительства предшествуют про ектно-изыскательные работы. В соответствии с требованиями СНиП III-A. 6-62 каждое строительство должно быть обеспе чено проектной документацией по организации и производст ву работ. Запланированные сроки строительства не должны превышать установленных норм продолжительности строи
тельства (СНиП Ш-А. 3-62).
Проектирование промышленных предприятий, зданий и со оружений в соответствии с СН 202—62 выполняется в две ста-
8* U5
дии (проектирование и составление рабочих чертежей после утверждения проекта).
Организацию строительных работ осуществляют по кален дарным планам, которые подразделяются на: а) сводные ка лендарные планы выполнения строительства всего предприя тия в целом; б) календарные планы подготовительных работ; в) календарные планы производства работ по отдельным объ ектам.
При составлении календарных планов имеет большое зна чение использование технологических карт, в которых дает ся: 1) краткая характеристика условий и особенностей произ водства работ; 2) технико-экономические показатели строи тельного процесса; 3) организация и методы труда рабочих; 4) организация и технология строительного процесса; 5) ма териально-технические ресурсы; 6) калькуляция трудовых за трат.
В настоящее время в календарном планировании получил распространение метод нахождения «критического пути», т. е.
составление сетевого графика (рис. 79).
, рудоЬати / 5 4 Монтаж изпр
Рис. 79. Сетевой график строительства объекта
Построение сетевых графиков выполняется с соблюдением следующих основных положений: а) каждая работа, вклю чаемая в график, должна иметь объем и срок ее начала и окончания; б) в сетевом графике все работы взаимосвязаны, поэтому начало последующей работы должно быть связано с окончанием предшествующей; в) в сетевом графике не долж но быть замкнутых контуров; г) направление стрелок в сете-
116
вом графике — слева направо; д) сетевой график показыва ет продолжительность работ.
Непрерывная линия, характеризующая продолжительность работ от начального до конечного события в сетевом графи ке, называется путем. Длина пути определяется суммой про должительностей работ, находящихся на данном пути. Путь имеющий наибольшую продолжительность, называется крити ческим и определяет общий срок выполнения работ на данном строительстве.
§ 53. Генеральные планы химических предприятий
Генеральный план предприятия является основным проект ным документом, характеризующим размеры территории, раз мещение зданий и сооружений и инженерную организацию площадки.
Основой для проектирования генерального плана промыш ленного предприятия является схема его технологического процесса, система организации движения транспорта и функ циональное зонирование территории. (Прилож., табл. 51).
Выбор территории и размещение промышленных предпри ятий должны решаться с учетом общих, взаимных территори альных интересов промышленности и города в целом так, что бы развитие промышленности не стесняло бы развития жилых районов города и селитебной зоны (жилой район рабочих предприятия).
При проектировании размещения промышленных предпри ятий необходимо учитывать следующие основные условия:
а) степень вредности производства;
б) размеры необходимой площади территории и рельеф местности;
в) присоединение промышленных площадок к магистра лям внешнезаводского железнодорожного и водного транс порта;
г) целесообразность кооперирования ряда производств и комбинирования промышленных узлов, требующих опреде ленной взаимной близости, а также блокировка отдельных це хов, связанных технологической линией (здания сплошной за стройки).
Промышленные предприятия в зависимости от выделения вредностей и взрывоопасности должны отделяться от города санитарно-защитными зонами, размещаться по отношению к селитебной территории с подветренной стороны и так, чтобы главное направление ветра было в угол здания, а также пред приятие должно находиться ниже города по рельефу местно сти и течению реки.
117
Для проектирования промышленного предприятия необхо димо знать следующие условия: а) район застройки (темпера турные данные и направление ветров); б) рельеф местности; в) вид грунтов (определяется сопротивлением грунта /?н кгс/см2); г) уровень залегания грунтовых вод; д) уровень
промерзания грунта.
На современном этапе развития строительной индустрии при проектировании генерального плана учитывается специа лизация и укрупнение мощности предприятия в комплексе с новыми решениями планировки и всех обслуживающих си стем, что обеспечивает значительное сокращение удельных ка питаловложений и эксплуатационных затрат (рис. 80, 81).
На предприятии из группы производств, объединенных единым техническим процессом, формируется автономный пу сковой комплекс с укрупнением мощности головного произ водства, что позволяет успешно решать вопросы зонирования промышленной площадки, а также выделения подсобно-про изводственных и административных объектов с расположени ем их в самостоятельной зоне.
При создании комплексов легко соблюдается очередность строительства, т. е. каждый комплекс может строится и экс плуатироваться независимо от дальнейшего развития произ водства (рис. 80, 81).
Рис. 80. Схема генерального плана промышленного узла (вариант):
1 — комбинат |
химических волокон; 2 —- завод резино-технических изделий; |
|||
3 — завод сантехнического |
оборудования; 4 — дизельный |
завод; 5 — завод |
||
низковольтной |
аппаратуры; |
6 — база стройиндустрии; |
7 |
— местная про |
мышленность; |
8 — ТЭЦ ; |
9 — электроподстанция; |
10 |
— общественный |
|
|
центр; 11 — склады |
|
|
Рационально запроектированное размещение предприятий
впромышленном узле позволяет:
—обеспечить удобные и кратчайшие технологические свя зи между предприятиями;
118
—создать для предприятий промузла рациональные схемы железнодорожных путей, автодорог и пассажирского транс порта;
—разместить ТЭЦ в центре тепловых и энергетических на грузок;
—кооперировать вспомогательное хозяйство и внеплощадочные коммуникации (создать единое ремонтное хозяйство, складское хозяйство, административный центр, единую схему теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канали зации и т. д .);
—обеспечить перспективное расширение основных объек тов промузла.
На рис. 81 представлена рекомендуемая схема мощного промышленного узла химического и нефтехимического на правления, включающая следующие вновь проектируемые предприятия:
—электрохимкомбинат;
—завод фосфорных удобрений;
—завод двойного суперфосфата;
—завод синтетического каучука;
—лакокрасочный завод.
Рис. 81. Рекомендуемый вариант генерального плана промышленного узла предприятий химической и нефтехимической промышленности:
1 — электрохимкомбинат; 2—завод |
фосфорных удобрений; 3—завод |
двой |
|||||||
ного |
суперфосфата: 4 — завод синтетического каучука; |
5 — товарно-сырье |
|||||||
вая |
база |
завода СК; 6 — лакокрасочный завод; 7 — теплоэлектроцентраль; |
|||||||
8 — ремонтно-механический |
завод; |
9 — ремонтно-строительная |
база; |
10 — |
|||||
стройбаза |
и автохозяйство; |
11 — азотно-кислородная |
станция; |
12 — база |
|||||
оборудования и материально-технического снабжения; |
13 — администра |
||||||||
тивная |
зона |
промузла; 14 — рассолпромысел; 15 — склад аммиачной |
селит |
||||||
ры; 16, |
17, |
18 — территория |
отвалов; 19—резервная территория промузла |
Сейчас в экспериментальных проектах применяется мо дульная система проектирования генерального плана, по ко торой предприятие разбивается на кварталы, состоящие из нескольких модульных ячеек, компоновка объектов в кото-
119