Файл: Севастьянова, Т. В. Основы строительства химических предприятий учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вентиляция помещений цехов

Вентиляционные системы разделяются на приточные (по­ дают воздух) и вытяжные (удаляют). По способу перемеще­ ния воздуха вентиляционные системы разделяются на меха­ нические и гравитационные (за счет разности плотности воз­ духа). Гравитационная вентиляция осугцеЬтвляется неоргани­ зованно за счет неплотностей ограждений и организованно (аэрация) по каналам, через окна, фонари, ворота и т. д.

Вентиляционные системы могут быть общие, местные, ло­ кализующие, аварийные и смешанные. Общая вентиляцион­ ная система решает задачу вентилирования всего объема по­ мещения, местная — только отдельных его частей, локализую­ щ ая— производственных установок, выделяющих вредности, аварийная — при внезапном появлении ядовитых или взрыво­ опасных веществ в помещении.

Расчет вентиляции в помещении цеха производят соглас­ но СН 245-63.

Объем вентиляционного воздуха (L) общеобменной вен­ тиляции при борьбе с газами и пылью можно определить по формуле

/

М

3/

L

-----------------

, м31ч,

Шу — тн

где М — количество вредностей, ежечасно выделяемых в по­ мещении;

Шу — содержание этих вредностей в 1 м3 воздуха, удаляе­ мого из помещения;

тИ— содержание вредностей в приточном воздухе.

На многих промышленных предприятиях в воздух рабо­ чих помещений поступает избыточное тепло, влага, пары, пыль, ядовитые газы. Эффективным средством борьбы с за­ грязнением воздуха производственных помещений является удаление вредностей в местах их непосредственного образо­ вания. Такую локализующую местную вентиляцию устраива­ ют в виде отдельных зонтов и специальных ширм над источ­ никами вредностей (рис. 86, а, б). Для снижения концентра­ ции выделяемых в воздух паров и газов применяют воздуш­ ные души (рис. 86, в). Для агрегатов, выделяющих сильно действующие вредности, применяют шкафы-укрытия с интен­ сивным отсосом газов (рис. 86, г). В борьбе с вредными па­ рами и газами применяют бортовой отсос, например, у ванн (рис. 86, д) или отсос со сдувкой (рис. 78, е), т. е. подачей чистого воздуха и вытяжкой загрязненного воздуха с противо­ положной стороны ванны. У наружных дверей и ворот устра-

111


ивают воздушные завесы (рис. 78, ж). Для удаления пыли применяют местные укрытия (рис. 78, з).

Ф

ш

± 2

д)

е.)

Рис. 78. Виды местной вентиляции

§ 49. Вспомогательные сооружения на территории химических предприятий

По назначению вспомогательные сооружения подразделя­ ются на коммуникационные, транспортные и емкости. Они располагаются как вне заводских зданий, так и внутри. К чис­ лу таких сооружений относятся следующие.

Градирни — сооружения для охлаждения воды, применяе­ мые при оборотных системах технологического водоснабже­ ния. Градирня представляет собой башню. На верх ее пода­ ют горячую воду, которая искусственно разбрызгивается и, стекая по системе лотков, охлаждается токами встречного воздуха.

Бункера — емкости для хранения рыхлых и сыпучих мате­ риалов. Они представляют собой обычно железобетонный квадратный или прямоугольный в плане ящик с днищем пи­ рамидальной формы, в нижней части которого находится вы­ пускное отверстие с затвором. Бункера, расположенные в ряд с транспортной эстакадой поверху и разгрузочным конвейе­ ром внизу, представляют собой тип склада с полной механи­ зацией.

112

Силосы — железобетонные круглые или квадратные в пла­ не для хранения сыпучих материалов. Высота силоса в шесть раз превышает его диаметр и достигает 30 ж и более. Конус­ ное днище снабжено выходным отверстием с затвором. Сило­ сы обычно группируют в один или несколько рядов вплотную друг к другу. Загрузка и разгрузка их произврдится транспор­ терами в нижней и верхней галереях. Подъем, взвешивание и сортировка продукции происходят в располагаемой рядом с силосами. рабочей башне. В целом такое сооружение назы­ вается элеватором.

Цистерны — железобетонные или металлические резерву­ ары для хранения жидкостей, обычно цилиндрической формы. Располагают их под землей или над уровнем земли на песча­ ной подушке, фундаментах или специальных опорах.

Газгольдеры — металлические резервуары для хранения газов. Они имеют сферическую или цилиндрическую (с купо­ лообразными оконечностями) форму.

8 Зак. 244

i •]-

H•,*!.

' ')

I'•>

 

 

 

 

- -я

 

 

 

■; j"

 

 

 

•Cr'~'V ; -yr

 

 

 

 

 

 

 

">C

 

 

 

 

 

• Vfis> >

,И? ' ?? йьшч

.К ’ - :

b M . J ii'J ill

••

k W

*

■/.

1

4,'>C|!I ■

'.s ’

'

 

 

u

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

■u

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р А З Д Е Л

III

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Г л а в а XI

ПРОИЗВОДСТВО СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

§ 50. Основные положения технологии строительного производства и производственные нормы

Основными положениями технологии строительного произ­ водства являются:

1) Виды общестроительных и специальных работ. Строительство объектов требует применения различных

видов строительных материалов и производства многих видов строительно-монтажных работ: общестроительных (земляных, каменных, штукатурных), монтажных (по монтажу сборных железобетонных, металлических и других конструкций) и спе­ циальных (санитарно-технических, электромонтажных), а так­ же работ по монтажу технологического оборудования.

Строительно-монтажные работы состоят из ряда различ­ ных процессов, которые в зависимости от назначения разде­ ляются на основные (устройство фундаментов, кладка стен, монтаж сборных конструкций), вспомогательные (не создаю­ щие строительной продукции, но необходимые для выполне­ ния основных процессов) и транспортные (работы по переме­ щению материалов и готовой продукции).

2)Основные принципы организации труда и рабочего ме­

ста.

3)Оплата труда рабочих в строительстве.

4)Производительность труда и значение механизации в строительстве.

5)Научная организация труда.

6)Требования к качеству строительных работ.

114


Правила производства отдельных видов работ даются в III части СНиПа «Организация и технология строительного про­ изводства». Нормы для проектирования различных зданий и сооружений даны во II части СНиПа; I часть содержит тех­ нические данные по строительным материалам, конструкциям и оборудованию, а IV часть — сметные нормы.

§ 51. Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы

Транспортные средства, применяемые в строительстве, мо­ гут быть подразделены следующим образом:

средства горизонтального транспорта, предназначенные для перемещения грузов от места получения до объектов строительства;

средства вертикального транспорта, с помощью которых производится подъем конструкций и материалов при погру­ зочно-разгрузочных работах и монтаже.

Горизонтальный транспорт подразделяется на внешний, доставляющий грузы на строительную площадку, и внутрипостроечный, перемещающий грузы внутри строительной пло­ щадки.

Все эти перевозки могут осуществляться следующими ви­ дами транспорта: а) железнодорожным (нормальной и узкой колеи); б) автомобильным; в) тракторным; г) водным; д) ме­ ханизированными средствами (автокарами, автопогрузчика­ ми); е) специальным (конвейеры ленточные и пневматические, гидротранспорт, подвесные канатные дороги); ж) воздушным (вертолеты).

Основой транспортных и погрузочно-разгрузочных работ является их комплексная механизация.

Г л а в а XII

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА

§ 52. Организация проектирования. Календарное планирование, технологические карты и сетевые графики.

Осуществлению любого строительства предшествуют про­ ектно-изыскательные работы. В соответствии с требованиями СНиП III-A. 6-62 каждое строительство должно быть обеспе­ чено проектной документацией по организации и производст­ ву работ. Запланированные сроки строительства не должны превышать установленных норм продолжительности строи­

тельства (СНиП Ш-А. 3-62).

Проектирование промышленных предприятий, зданий и со­ оружений в соответствии с СН 202—62 выполняется в две ста-

8* U5

дии (проектирование и составление рабочих чертежей после утверждения проекта).

Организацию строительных работ осуществляют по кален­ дарным планам, которые подразделяются на: а) сводные ка­ лендарные планы выполнения строительства всего предприя­ тия в целом; б) календарные планы подготовительных работ; в) календарные планы производства работ по отдельным объ­ ектам.

При составлении календарных планов имеет большое зна­ чение использование технологических карт, в которых дает­ ся: 1) краткая характеристика условий и особенностей произ­ водства работ; 2) технико-экономические показатели строи­ тельного процесса; 3) организация и методы труда рабочих; 4) организация и технология строительного процесса; 5) ма­ териально-технические ресурсы; 6) калькуляция трудовых за­ трат.

В настоящее время в календарном планировании получил распространение метод нахождения «критического пути», т. е.

составление сетевого графика (рис. 79).

, рудоЬати / 5 4 Монтаж изпр

Рис. 79. Сетевой график строительства объекта

Построение сетевых графиков выполняется с соблюдением следующих основных положений: а) каждая работа, вклю­ чаемая в график, должна иметь объем и срок ее начала и окончания; б) в сетевом графике все работы взаимосвязаны, поэтому начало последующей работы должно быть связано с окончанием предшествующей; в) в сетевом графике не долж­ но быть замкнутых контуров; г) направление стрелок в сете-

116


вом графике — слева направо; д) сетевой график показыва­ ет продолжительность работ.

Непрерывная линия, характеризующая продолжительность работ от начального до конечного события в сетевом графи­ ке, называется путем. Длина пути определяется суммой про­ должительностей работ, находящихся на данном пути. Путь имеющий наибольшую продолжительность, называется крити­ ческим и определяет общий срок выполнения работ на данном строительстве.

§ 53. Генеральные планы химических предприятий

Генеральный план предприятия является основным проект­ ным документом, характеризующим размеры территории, раз­ мещение зданий и сооружений и инженерную организацию площадки.

Основой для проектирования генерального плана промыш­ ленного предприятия является схема его технологического процесса, система организации движения транспорта и функ­ циональное зонирование территории. (Прилож., табл. 51).

Выбор территории и размещение промышленных предпри­ ятий должны решаться с учетом общих, взаимных территори­ альных интересов промышленности и города в целом так, что­ бы развитие промышленности не стесняло бы развития жилых районов города и селитебной зоны (жилой район рабочих предприятия).

При проектировании размещения промышленных предпри­ ятий необходимо учитывать следующие основные условия:

а) степень вредности производства;

б) размеры необходимой площади территории и рельеф местности;

в) присоединение промышленных площадок к магистра­ лям внешнезаводского железнодорожного и водного транс­ порта;

г) целесообразность кооперирования ряда производств и комбинирования промышленных узлов, требующих опреде­ ленной взаимной близости, а также блокировка отдельных це­ хов, связанных технологической линией (здания сплошной за­ стройки).

Промышленные предприятия в зависимости от выделения вредностей и взрывоопасности должны отделяться от города санитарно-защитными зонами, размещаться по отношению к селитебной территории с подветренной стороны и так, чтобы главное направление ветра было в угол здания, а также пред­ приятие должно находиться ниже города по рельефу местно­ сти и течению реки.

117

Для проектирования промышленного предприятия необхо­ димо знать следующие условия: а) район застройки (темпера­ турные данные и направление ветров); б) рельеф местности; в) вид грунтов (определяется сопротивлением грунта /?н кгс/см2); г) уровень залегания грунтовых вод; д) уровень

промерзания грунта.

На современном этапе развития строительной индустрии при проектировании генерального плана учитывается специа­ лизация и укрупнение мощности предприятия в комплексе с новыми решениями планировки и всех обслуживающих си­ стем, что обеспечивает значительное сокращение удельных ка­ питаловложений и эксплуатационных затрат (рис. 80, 81).

На предприятии из группы производств, объединенных единым техническим процессом, формируется автономный пу­ сковой комплекс с укрупнением мощности головного произ­ водства, что позволяет успешно решать вопросы зонирования промышленной площадки, а также выделения подсобно-про­ изводственных и административных объектов с расположени­ ем их в самостоятельной зоне.

При создании комплексов легко соблюдается очередность строительства, т. е. каждый комплекс может строится и экс­ плуатироваться независимо от дальнейшего развития произ­ водства (рис. 80, 81).

Рис. 80. Схема генерального плана промышленного узла (вариант):

1 — комбинат

химических волокон; 2 —- завод резино-технических изделий;

3 — завод сантехнического

оборудования; 4 — дизельный

завод; 5 — завод

низковольтной

аппаратуры;

6 — база стройиндустрии;

7

— местная про­

мышленность;

8 — ТЭЦ ;

9 — электроподстанция;

10

общественный

 

 

центр; 11 — склады

 

 

Рационально запроектированное размещение предприятий

впромышленном узле позволяет:

обеспечить удобные и кратчайшие технологические свя­ зи между предприятиями;

118


создать для предприятий промузла рациональные схемы железнодорожных путей, автодорог и пассажирского транс­ порта;

разместить ТЭЦ в центре тепловых и энергетических на­ грузок;

кооперировать вспомогательное хозяйство и внеплощадочные коммуникации (создать единое ремонтное хозяйство, складское хозяйство, административный центр, единую схему теплоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канали­ зации и т. д .);

обеспечить перспективное расширение основных объек­ тов промузла.

На рис. 81 представлена рекомендуемая схема мощного промышленного узла химического и нефтехимического на­ правления, включающая следующие вновь проектируемые предприятия:

электрохимкомбинат;

завод фосфорных удобрений;

завод двойного суперфосфата;

завод синтетического каучука;

лакокрасочный завод.

Рис. 81. Рекомендуемый вариант генерального плана промышленного узла предприятий химической и нефтехимической промышленности:

1 — электрохимкомбинат; 2—завод

фосфорных удобрений; 3—завод

двой­

ного

суперфосфата: 4 — завод синтетического каучука;

5 — товарно-сырье­

вая

база

завода СК; 6 — лакокрасочный завод; 7 — теплоэлектроцентраль;

8 — ремонтно-механический

завод;

9 — ремонтно-строительная

база;

10

стройбаза

и автохозяйство;

11 — азотно-кислородная

станция;

12 — база

оборудования и материально-технического снабжения;

13 — администра­

тивная

зона

промузла; 14 — рассолпромысел; 15 — склад аммиачной

селит­

ры; 16,

17,

18 — территория

отвалов; 19—резервная территория промузла

Сейчас в экспериментальных проектах применяется мо­ дульная система проектирования генерального плана, по ко­ торой предприятие разбивается на кварталы, состоящие из нескольких модульных ячеек, компоновка объектов в кото-

119