Файл: Семенчев, В. М. Физические знания и законы диалектики научное издание.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
53
С 30
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
Г«С. луб* |
:» а |
|
9 э |
в Ьио.г1- |
- " |
|
с"- |
■*'•' '•*' ' |
|
|
читлльне |
|
Ъ -
Семенчев В. М.
С30 Физические знания и законы диалектики (ди алектика взаимосвязи теории и опыта в развитии физических знаний). М., «Мысль», 1973.
200 с. (Философия и естествознание).
Стремительное развитие физики в последние годы, естественно, вызывает интерес к вопросам физического знания. Каковы специ фика и особенности развития одной из важнейших областей совре менного естествознания, каковы движущие силы этого развития?., На эти вопросы дает ответ данная книга. Автор показывает, что-'’ основные закономерности развития физических знаний можно, понять и объяснить лишь исходя из законов материалистической диалектики. В книге использован естественнонаучный материал из таких разделов современной физики, как теория относительности', квантовая механика, теория плазмы и др.
С 0152— 127 |
53' |
004(01)—73 |
|
©Издательство «Мысль». 1973;
ОТ АВТОРА
XXIV съезд КПСС еще раз подчеркнул первостепен ную значимость для построения коммунизма форми рования нового человека. Важную роль в решении этой задачи, как отмечалось в постановлении ЦК КПСС I, призваны сыграть общественные науки, мар ксистско-ленинская философия в частности. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин неоднократно указывали на активную, преобразующую роль в социальном развитии передовой философии, постоянно подчерки вая при этом, что выполнить такую роль она может в тесной связи с естественными науками1.2
. Следуя заветам Маркса, Энгельса и Ленина, со ветские философы постоянно и очень внимательно следят за развитием естествознания, обогащая на его основе марксистскую философию, укрепляя союз естествознания и философии. «Благотворное влияние материалистической философии на развитие естество знания, — по словам академика Н. Н. Семенова, — связ'ано с тем, что ученый-естественник, владеющий методом, диалектического материализма, твердо сто ящий' на позиции познания реальности внешнего мира, лучше, скорее и прямее придет к решению по
1 См. «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве». Постановление ЦК КПСС. — «Коммунист», 1967, № 13.
2 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 45, стр. 29.
3
ставленной задачи и объективнее сформулирует выво ды (а формулировка выводов — это очень важная вещь, потому что через неправильные формулировки просачиваются идеалистические и просто неверные выводы), сумеет предохранить себя от лженаучных, идеалистических выводов, выходящих за пределы установленных фактов и теорий. Он сумеет критиче ски подойти к такого рода лженаучным обобщениям, которые часто делаются наивными в философском отношении учеными, особенно зарубежными учены- ми-естественниками, а подчас и просто реакционера ми, девающими это в политических целях»
Влияние диалектико-материалистической филосо фии на естествознание идет по нескольким направле ниям, каждое из которых в свою очередь оказывает обратное влияние на развитие философской мысли: диалектико-материалистическое истолкование, обоб
щение |
достижений |
естественнонаучных исследова |
ний 2,1 |
обобщение |
и философское осмысливание |
методов и форм естественнонаучных исследований3, философский анализ закономерностей развития есте ственных наук4 и др.
В настоящей работе предпринимается попытка ис следования некоторых важных закономерностей раз вития физической мысли, вытекающих из наиболее общих законов развития, раскрытых материалиста--
_____ ■ |
. 17*' |
1«Строительство коммунизма и общественные науки». М., 1962, стр. 83.
2См., например, «Ленин и современное естествознание». М., 1969; «Философские проблемы современного естествознания». М.,
1959, |
и др. |
' |
' |
3 |
См., например, «Материалистическая диалектика |
и |
методы |
естественных наук». М., 1968; «Диалектика и логика научного познания». М., 1966, и др.
4 См., например, «Закономерности развития науки. Противо речия в развитии естествознания». М., 1965; «Диалектика и сов ременное естествознание». М , 1970, и др.
4
ческой диалектикой. Однако в силу большого объема такой задачи в ее общую постановку в данном слу чае внесены существенные ограничения, которые сво дятся к следующему:
1.Из сложной совокупности связей, которые опре деляют развитие физических знаний, выделено взаи модействие эксперимента и теории.
2.Из всего арсенала средств материалистической диалектики «как самого всестороннего, богатого со
держанием и глубокого учения о развитии» (В. И. Ленин) взяты только законы диалектики.
3. Наконец, основной естественнонаучный матери ал ограничен главным образом идеями XIX—XX вв. и лишь иногда в целях стройности рассуждений, по пуляризации примеров допускается выход за эти пределы.
Рассматривая проблему в определенных конкрет ных границах, автор исходит из общей постановки ее, содержащейся в ряде работ Б. М. Кедрова, П. В. Копнина, И. В. Кузнецова, В. С. Готта и др.1 Понятие физического знания употребляется в ра боте в самом широком смысле как знания, отличного от знания о живой природе. Сделано это в целях при влечения более широкого и менее специального есте ственнонаучного материала. В отдельных местах тек- ста'-вместо понятия «физическое знание» используется
равнозначное ему — «физическая мысль».
■ 1 См. П. В. Копнин. Логические основы современной нау ки. — «Диалектика и современное естествознание»; Б. М. Кед ров. Методологические проблемы естествознания. — Там же; В. С. ГОП. Философские вопросы современной физики. М., 1972; Л. -А. Хурсин. О природе механизма развития науки на совре менном этапе научно-технической революции. — «Вопросы фило софии», 1971, № 6, и др.
5
Введение
ФИЗИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
Известно, что диалектическую обработку истории человеческой мысли, науки и техники В. И. Ленин счи тал продолжением дела Гегеля и Маркса Г Сущест венно при этом иметь в виду, что В. И. Ленин никог да не снимал принципиального различия между диа лектикой Маркса и диалектикой Гегеля, а, наоборот, всегда подчеркивал значимость этого различия1.2 Как писал Маркс, его диалектический метод в отличие от метода Гегеля является материалистическим3. В дан ном случае это имеет первостепенное значение, ибо диалектика развития физической мысли должна вы водиться из самого объективно совершающегося про цесса развития, а не навязываться ему извне, не на клеиваться на него как внешняя и чуждая ему форма. Этим обстоятельством и определяется постановка во проса о природе физических знаний, т. е. об отноше% нии этих знаний к реальности.
Физические знания, как и любые другие, представ ляют собой некоторую совокупность понятий и сужде ний о физических явлениях. На первых шагах разви тия физических знаний любое физическое понятие
1 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 131. 2 См. там же, стр. 93, 256, 301.
3 См. К- Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 23, стр. 21.
иитерйретировалось с наивно-реалистических пози ций, т. е. за каждым таким понятием (тело, сила) видели только реальные объекты природы и их свой ства, а за каждым утверждением, суждением, связы вающим эти понятия, — только реальные связи само го мира, не принимая во внимание возможности появ- . ления в физических знаниях «весьма абстрактных, теоретических си стем » Н а этом этапе развития фи зического знания (Галилей, Ньютон) перед наукой стояла совершенно ясная задача: познать физические объекты и их связи такими, каковы они «на самом деле», «сами по себе».
' * Но уже начиная фактически с периода формули ровки электромагнитных представлений (Дж. К. Мак свелл) и в совершенно явной форме на рубеже XIX — XX вв. вырабатывается новое гносеологическое «кре до» физики 1.2 Осознается тот факт, что, с одной стороны, физические понятия отображают объекты при роды, физическую реальность, а с другой — отобра жение это не является зеркальным. Это обстоятель ство привело некоторых физиков к представлению о том, что физические понятия являются не столько отражением самого объекта, сколько отражением результата взаимодействия субъекта с объектом по знания, с частичкой объективной реальности. Подоб ные мысли высказывались многими ведущими физи ками периода развития новых физических знаний3. -В период пересмотра прежних гносеологических уста
1 П. С. Дышлевый. Диалектика соотношения объекта субъекта познания в современной физике. — «Вопросы филосо
фий», 1969, № 6, стр. 68. |
Эволюция |
стиля мышления |
в естествоз |
|
', |
См. Ю. В. Сачков. |
|||
нании. — «Вопросы философии», 1968, № 4. |
моего поколени |
|||
3 |
См., например, |
М. Борн. |
Физика в жизни |
М., 1963, стр. 229—234, и др.; В. Гейзенберг. Физика и филосо фия. М., 1963, стр. 53—67, и др.
7
новок вопрос об отношении физической мысли й ре альности становится особенно актуальным.
Дело заключается в том, что в новых физических теориях физик имеет дело со все большим числом научных понятий, которые не могут быть непосредст венно соотнесены с физическими объектами. В - связи с этим некоторые физики выражали сомнения в том, что такие понятия, как «электрон», «позитрон», «про
тон» и другие, |
отражают объективную реальность. |
|
В настоящее время подобные сомнения |
продолжают |
|
высказываться |
в отношении понятий |
«искривление |
пространства-времени», «^-функция», «кварки» и других. Ответы на поставленный выше вопрос различ ных представителей физики и философии XX в. .дале ко не идентичны.
Если Э. Шредингер по поводу сомнения в объек тивном содержании понятий физики с недоумением восклицает: «Зачем же вся эта экспериментальная су ета, если мы не имеем дела с подлинными реальны ми данными фактами, так сказать «во плоти», а только с воображаемыми данными»', если М. Борн недвусмысленно подчеркивает зависимость физиче ских теорий от экспериментальных данных, в которых природа раскрывает свои объективные свойства12, то А. Эддингтон, А. Марх, Э. Милн и другие стоят на прямо противоположных позициях.
Рассматривая физические знания и давая им фи лософскую оценку, А. Эддингтон заявлял, например, что физическая теория должна состоять из утвержде
ний, |
основанных только на процедуре |
наблюдения, |
|
понимаемого сугубо |
субъективистски. |
Субъективист |
|
1 |
Е. Schredinger. The |
Philosophy of Experiment. — “Nuovo |
Crimento”, vol. 1, 1955, p. 8
2 См. M. Борн. Физика в жизни моего поколения, стр. 135—
136.
8
ское понимание наблюдаемости привело его к утверж дению о том, что «основные законы и константы физйки вполне субъективны и могут быть выведены ап
риори» Ему вторил А. Марх, настаивая на как можно бо
лее скором преобразовании всех физических знаний в чисто субъективные, с тем чтобы совершенно отмеже ваться от ©опроса об их экспериментальной проверке, от возможности их экспериментального подтвержде ния или отрицания. Сходные во многом представле ния защищал и Э. Милн. Он, как Эддингтон я Марх, считал физические теории лишь субъективными пост роениями и, как астроном, стремился развить такую космологическую теорию, в которой не было бы ника ких «ссылок на эмпиризм», за исключением факта течения времени 21.
С гносеологической точки зрения, как известно, все рассуждения и выводы, аналогичные выводам Эддин гтона, Марха и Милна, построены на общих для них «постулатах», на которые В. И. Ленин указал как на два главнейших корня современного физического идеализма 3.
Первый из них — это понимание физических тео рий как чисто математических построений при призна нии математики такой областью знания, сущность ко торой «заключается именно в ее свободе» 4, а вовсе не в раскрытии объективных закономерностей, которые «ничто не в силах открыть нам» 5.
1 А. Пуанкаре. Ценность науки. М., 1906, стр. 187. York, 1940, р. 104.
2 Е. A. Milne. On the Origin of Laws of Nature. — “Nature”, vol. 139, 1937, p. 997.
3 См. В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 18, стр. 326—328.
4Г. Кантор. Основы общего учения о многообразии. —«Но вые идеи в математике». СПб., 1913, стр. 31—32.
5А. Пуанкаре. Ценность науки. М., 1906, стр. 187.
9
Второй постулат — абсолютизация относительно го характера знаний о мире, т. е. отрицание в них элементов абсолютного и, как следствие этого, проти вопоставление относительного объективному, отрица ние познавательной ценности теорий.
Немаловажную роль для опровержения субъекти вистского подхода к математике сыграли исследова ния по основаниям математики. К. Геделем, А. Чер чем, А. А. Марковым и П. С. Новиковым были полу чены результаты, которые доказали невозможность полной формализации содержательной арифметики, т. е. невозможность в конечном счете полностью ото рвать математику от реального мира Г Было обраще но внимание и на то важнейшее обстоятельство, что, хотя основным методом математического доказатель ства и является дедукция, в ходе математических ис следований первоначально имеет место индуктивный синтез, затем результаты его выражают в аксиомати ческой форме, которая и оказывается исходной точ кой дедуктивной системы1.2 При этом оказывается, что, несмотря на глубокое проникновение математики в физику (и другие науки), она не исчерпывает всех задач физического исследования и в некоторых слу чаях, далеко не редких в физике, «отступает на зад ний план»3.
Несостоятельность второго постулата, как говори лось, заключается в абсолютизации относительности знаний, в том числе и знаний физических. Большинст во физиков после периода ломки представлений клас сической механики и замены их новыми, квантово-
1См. А. А. Марков. Математическая логика. — Философ ская энциклопедия, т. 3. М., 1964.
2Подробнее об этом см.: Н. А. Киселева. Математика и
действительность. М., 1967, стр. 74, и др.
3 А. Н. Колмогоров. Математика. — БСЭ, т. 26. М> 1954,
стр. 464.
10