Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Монтажные схемы внешних соединений выполняются участ ков, расположенных между отдельными монтажными единицами, в которых, как правило, имеются монтажные схемы разводки кабелей, проводов (труб) и т. д.
Примером простейшей схемы, предназначенной для управле ния электрическим двигателем, является схема управления асин хронным электродвигателем с короткозамкнутым ротором.
А В С
Рис. 11-1. Схема нереверсивного маг нитного пускателя
На рис. 11—1 показана схема управления асинхронного ко роткозамкнутого двигателя с использованием в качестве простей шей станции управления магнитного пускателя, для пуска вход нереверсивного двигателя. Для пуска двигателя необходимо на жать кнопку «пуск». При этом создается электрическая цепь фаза С, «пуск» «стоп», катушка Л, н. з. б. к. теплового реле (но минально-закрытый блокконтакт), фаза В. В результате этого катушка (Л контактора) магнитного пускателя попадает под напряжение и через нее будет протекать ток, вследствие чего якорь контактора притянется и замкнет главные контакты Л контактора и блокконтакт Л, шунтирующий кнопку «пуск». Обмотка электродвигателя при этом оказывается подключенной к сети последний пускается и начнет разгоняться. К моменту освобождения кнопки «пуск» она уже будет зашунтирована блокконтактом Л контактора и будет обеспечивать питание ка
175
тушки контактора через блокконтакт Л, независимо от положения кнопки «пуск». Остановка электродвигателя осуществляется на жатием кнопки «стоп». При этом цепь катушки контактора раз рывается, катушка обесточивается, главные контакты контактора размыкаются, двигатель останавливается и схема приходит в исходное состояние. При необходимости процесс пуска и останов ки электродвигателя соответственно повторяется.
Выше была рассмотрена простейшая схема пуска асинхрон ного короткозамкнутого двигателя. Что касается асинхронных двигателей с фазным ротором и двигателей постоянного тока, то для осуществления их пуска в большинстве случаев приходится включать на время пуска регулируемые пусковые сопротивления, позволяющие поддерживать величину пускового тока двигателя в допустимых пределах. Продолжительность пуска двигателя при заданной нагрузке на валу и маховом моменте зависит от вра щающего момента, развиваемого двигателем.
Для уменьшения продолжительности пуска стремятся под держивать наибольший допустимый пусковой ток двигателя, примерно равным двойному номинальному току путем автомати зации процесса пуска, что значительно облегчает управление дви гателем, устраняет возможные ошибки в период пуска и, в ко нечном итоге, ведет к повышению производительности соответ ствующего исполнительного механизма.
В основу построения управления автоматизированного электро привода положен принцип контроля. При этом в зависимости от того, в функции какой величины или параметра происходит это управление, различают управление в функции тока, скорости, времени.
Управление по току осуществляется поддерживанием тока двигателя при пуске в некоторых заданных пределах. Контроль величины тока, протекающего в цепи якоря двигателя, осущест вляется с помощью реле, обмотка возбуждения которого вклю чается последовательно в эту цепь или параллельно пусковым сопротивлениям, когда токи катушек значительны.
На рис. 11 —2 показан узел схемы автоматического управления электродвигателя в функции тока. При нажатии кнопки «пуск» катушка линейного контактора Л попадает под напряжение и якорь ее притягивается. При этом замыкаются линейные кон такты Л в силовой цепи и соответствующие блокконтакты в цепи управления. Якорь двигателя подключается к сети последова тельно с полностью введенным пусковым сопротивлением 1—3. Одновременно с этим включается реле ускорения 1РУ, катушка которого включается последовательно в цепь якоря, и разрывает
176
Рис. 11-2. Узел схемы автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции тока
свои контакты 1РУ в цепи контактора ускорения 1У, поскольку собственное время включения реле 1РУ меньше, чем собственное время включения контактора ускорения 1У.
В процессе разгона ток в цепи якоря двигателя постепенно уменьшается и при достижении определенного минимального заданного значения реле 1РУ снова возвратится в исходное поло жение и замкнет свои блокконтакты в цепи катушки контактора ускорения, который включится, выведет своими контактами 1У
всиловой цепи ступень пускового сопротивления 2—3, вместе
скатушкой реле 1РУ. Одновременно с этим 1У замыкает свои нормально разомкнутые контакты 1У в цепи катушки реле ускорения 2РУ. При этом ток в цепи якоря возрастет и при дос тижении определенного заданного максимального заданного значения, второе реле ускорения 2РУ включится. По мере даль нейшего разгона двигателя ток в цепи якоря снова уменьшается и при достижении заданного минимального значения реле ускоре ния 2РУ замкнет свой блокконтакт в цепи контактора 2У, кото рый включится и выведет оставшуюся ступень пускового сопро тивления 1—2: После окончания пуска двигатель продолжает работать на естественной механической характеристике.
Рассмотренная схема автоматического управления процессом пуска двигателя имеет ряд существенных недостатков, заключаю щихся в том, что при нечеткой работе контакторов ускорения 1У
- I • |
<' ■ • ■ ’ . v : |
177 |
и 2У или при увеличении пусковых токов, при снижении напря жения ток в якоре может длительно превышать величину уста вки реле и оно не сработает. В этом случае двигатель будет работать на пониженной скорости из-за наличия в цепи его якоря введенной ступени пускового сопротивления, что может привести к недопустимому нагреву пускового сопротивления с последую щим выходом его из строя.
При построении автоматических схем пуска двигателя с уп равлением в функции скорости используется аппаратура, реаги рующая непосредственно на величину скорости вращения. Однако применяемое для этих целей центробежное реле скорости доста точно сложно и во многих практических случаях не может обеспе чить четкости в работе. Поэтому подобные реле практическое применение нашли, главным образом, для защиты электропри водов от недопустимого превышения скорости.
Вавтоматизированных схемах пуска двигателей с управлением
вфункции скорости контроль скорости чаще всего осуществляется косвенным путем. Так, например, в схемах пуска двигателей пос тоянного тока, принимая во внимание то, что электродвижущая сила в обмотке якоря этих двигателей при постоянном потоке возбуждения пропорциональна скорости вращения, при построе нии схем автоматического управления используется не скорость, а электродвижущая сила. Для синхронных и асинхронных двига телей с контактными кольцами таким параметром является час тота тока в роторе.
0S
Рис. 11-3. Узел схемы автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции скорости
178
На рис. 11—3 приведен узел схемы автоматического пуска двигателя постоянного тока з функции скорости. В этой схеме автоматизация процесса пуска осуществляется с помощью реле ускорения 1РУ и 2РУ, напряжения на зажимах катушек которых без учета падения напряжения в щеточных контактах равно элек тродвижущей силе якоря двигателя.
В процессе разгона электродвигателя пропорционально его скорости вращения нарастает электродвижущая сила. При задан ной величине скорости я, реле ускорения 1РУ замыкает свои нормально открытые контакты в цепи контактора ускорения 1У, которая попадает под напряжение, контактор 1У включается и замыканием своего нормально разомкнутого контакта 1У в цепи якоря выходит ступень 2—3 пускового сопротивления. При скорости большей п2 включается реле ускорения 2РУ. Про цесс работы этого реле происходит аналогично реле ускоре ния 1РУ. При этом из цепи якоря выводится и вторая ступень 1—2 пускового сопротивления и далее двигатель начинает работать на естественной механической характеристике.
Одним из существенных недостатков рассматриваемой схемы автоматического управления является влияние на работу схемы изменение напряжения сети. При напряжении большем номиналь ного пуск двигателя происходит при увеличенном значении пуско вого тока, в то время как при пониженном напряжении контакто ры 1У и 2У могут не включиться и двигатель будет работать с введенными в цепь якоря пусковыми сопротивлениями. На работу схемы существенное влияние оказывает величина статической нагрузки на валу двигателя, а так же изменение температуры ка тушек реле 1 РУ и 2РУ, поскольку при этом происходит изменение их сопротивлений, а следовательно, этот способ пуска применим для двигателей относительно небольшой мощности.
Для осуществления автоматизированного пуска асинхронных двигателей, а также асинхронного пуска синхронных двигателей построение схем основано на том, что между частотой тока в цепи ротора / 2, частотой тока питающей сети f i и скольжением ротора s существует следующая зависимость:
h = s/,.
Таким образом, любому значению скорости вращения ро тора п2, а следовательно и скольжению соответствует определен ная частота тока ротора.
179
При неподвижном роторе п2 = 0, следовательно / 2 = fi- По мере разгона электродвигателя скольжение его ротора умень шается и при скорости вращения близкой к синхронной скорости, частота тока ротора оказывается близкой нулю.
При использовании реле, реагирующего на изменение частоты переменного тока, включаемого в роторную цепь, представляется возможным обеспечить необходимую последовательность вклю чения релейно-контакторной пусковой аппаратуры и осуществить частотный принцип управления электродвигателей переменного
тока.
Управление пуска двигателей в функции времени в процессе автоматизации обеспечивается различного рода реле времени. При этом в схемах управления двигателей постоянного тока обычно используются электромагнитные реле времени, в схемах управления асинхронными двигателями применяются так же механические маятниковые реле времени.
Необходимая выдержка времени реле определяется для каж дого конкретного случая на основе соответствующей пусковой диаграммы.
ов
Рис. 11-4. Узел схемы автоматического пуска двигателя постоянного тока в функции времени
Схема автоматического пуска электродвигателя постоянного тока в функции времени приведена на рис. 11—4. Схема преду сматривает наличие двух ступеней ускорения. Здесь при включе-
180
нии цепей управления катушка реле ГРУ, через нормально замк нутый блокконтакт Л линейного контактора попадает под нап ряжение, якорь его притягивается и размыкает свои нормально замкнутые контакты в цепи контактора ускорения 1У.
При нажатии кнопки «пуск» включается линейный контак тор Л, который подключает цепь якоря двигателя с полностью введенными сопротивлениями к силовой сети. Одновременно
сэтим блокконтактом Л шунтируется пусковая кнопка «пуск»
ицепь катушки реле времени 1РУ разрывается нормально замкну тым блокконтактом Л. Реле ГРУ с заданной выдержкой времени замыкает свой нормально замкнутый контакт 1РУ в цепи кон тактора ускорения ГУ (выдерка времени реле выбирается с таким расчетом, чтобы контакты реле замыкались при достижении минимальной заданной величины /mm тока якоря), контактор 1У включается, при этом первая ступень 2—3 пускового сопротивле ния выводится. Одновременно с шунтированием ступени 2—3 пускового сопротивления прекращается питание катушки реле времени 2РУ, выдержка времени которого должна обеспечить включение контактора 2У в момент достижения током двигателя заданной величины. При этом выводится вторая ступень 1—2 пускового сопротивления и далее электродвигатель продолжает работать на естественной механической характеристики. Рас смотренная схема управления электроприводом вследствие зна чительной простоты и надежности нашла наибольшее распро странение в современных системах автоматического электро
привода.
Достоинствами данного способа автоматизированного пуска двигателя является так же отсутствие опасности продолжительной работы двигателя при неполной скорости его вращения, а так же то, что здесь имеется возможность применения однотипных реле времени.
181
П р и л о ж е н и е 1
Международные единицы величин ( Мохдународаая система Си (Si))
С 1 января 1963 года в СССР действует ГОСТ 9867-61, «Между народная система единиц». Этот ГОСТ рекомендуется для пред почтительного применения во всех областях науки, техники и на родного хозяйства.
В системе СИ имеется 6 основных, 2 дополнительных и 27 важ нейших производных единиц. Основными единицами системы СИ являются метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина, свеча. Дополнительные единицы: радиан, стерадиан. Производ ные единицы, имеющие простые наименования:
ньютон — 1 н = (1 кг) (1 м) : (1 сек)2; герц — 1 щ = 1 : (1 сек); джоуль — 1 дж = (1 н) (1 м); ватт — 1 вт — (1 дж) : (1 сек);
кулон — 1 к = (1 д)(1 сек);
вольт — 1 в = (1 вт) : (1 а); ом — 1 ом — (1 в) : (1 а); фарада — 1 ф = (1 к ): (1 в); вебер — 1 вб = (1 к) (1 ом);
генри — 1 гн = (вб): (1 а);
тесла — 1 тл = (1 вб) : (1 м)2;
люмен — 1 лм = (1 св): (1 стер);
люкс — 1 лк = (1 лм ): (1 jw)2.
Ниже в таблице приведены единицы измерения и соотношения между ними.
182
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1П |
|||
|
|
|
|
Сокращ- |
Размер |
|
Соотношение между едини |
|
|||||||||
п/п |
Наименование |
Единица измерения |
шеииое |
|
|
||||||||||||
обозначи |
ность |
|
|
|
цами измерения |
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
т е еди |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ницы из |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
мерения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
1. |
Время |
|
секунда |
сек |
|
1 м ин |
— 60 сек-, |
1 |
|
час = |
3600 |
сек; |
|||||
1 сут = 86400 |
сек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Масса |
|
килограмм |
кг |
|
1 |
к г |
сек2/см = |
9,80665 • 10J |
кг — |
|||||||
|
|
|
|
|
|
981 кг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
1 кгм • сек2/м |
= |
9,80665 кг = |
9,81кг. |
||||||||
3. |
Сила электрического тока |
ампер |
а |
|
1 |
единица силы тока в системе |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
СГС = |
1/3- 10-»в =0,333 |
на |
(нан- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ампер) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Сила (в том числе вес) |
НЬЮТОН |
н |
к г • м /сек 2 |
1 |
кг = |
9,80665 |
н |
» |
9,81 н |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
кг ■ м 2 |
1 |
дин = |
10-5 н = |
0,01 мн. |
|
|
|
|||||
5. |
Индуктивность |
генри |
гн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
а2 • сек2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
1 |
м кс = 10-8 вб — 0,01 |
|
|
|
|
|||||||
6. |
Индукции магнитной поток |
вебер |
еб |
кг • м 2 |
м квб |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
а ■сек2 |
(м и к р о в б ) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
7. |
Индукция магнитная |
тесла |
т л |
кг (в • сек2) |
1 |
гс = |
10-4 |
т л = |
|
0,1 м т л |
|
|
|
||||
8. |
Мощность, |
поток тепловой |
ватт |
ет |
кг • м 2/сек2 |
1 |
к г • |
м /сек =* 9,80665 вт |
~9,81 |
вт; |
|||||||
|
|
|
|
|
|
1 а . с. |
= |
735,499 |
вт « 735 |
вт; |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
эрг/сек = |
10" 7 |
вт = |
0,1 |
|
мквт ; |
|||||
|
|
|
|
|
|
1 |
ккал/час = |
1,136 |
вт; |
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
1 |
кал/сек = |
4,1868 |
вт & 4,19 |
вт |