Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Переходные процессы различных электроприводов протекают весьма различно и характеризуются переходными механическими, электромагнитными и тепловыми процессами. Учет влияния переходных процессов в системах электропривода способствует сокращению длительности переходных процессов, что в конеч­ ном итоге может привести к увеличению производительности исполнительного механизма и сокращению расхода электроэнер­ гии, потребляемой электроприводом.

§ 3. Приведение статических моментов и усилий к валу электродвигателя

Электрический привод в общем случае имеет сравнительно сложную кинематическую схему вследствие наличия промежуточ­ ного передаточного звена.

Уравнение движения обычно составляется для вала электро­ двигателя. Реальная система электропривода, включающая сис­ темы передачи и исполнительного механизма, заменяется экви­ валентной системой, представляющей собой вращающийся или поступательно движущийся элемент.

Подобная эквивалентная система обладает свойствами ре­ альной системы и имеет скорость вращения электродвигателя. В некоторых случаях уравнение движения составляется для вала исполнительного механизма, тогда эквивалентная схема имеет скорость вращения соответствующего механизма.

В процессе приведения оказывается возможным не только привести вращательное движение к вращательному движению, имеющему другую скорость и поступательного движения к дру­ гому поступательному движению, но и вращательного движения к поступательному и наоборот, поступательного к вращатель­ ному.

Указанное приведение основано на том, что передаваемая в процессе приведения мощность к любому валу, пренебрегая потерями в передаточных звеньях, остается неизменной.

Приведение статических моментов и усилий к валу электро­ двигателя рассмотрим на примере кинематической схемы одной из наиболее распространенных систем электропривода, изобра­ женной на рис. 1,2.

Здесь электродвигатель 1 через систему передач 2 приводит

вдвижение исполнительный механизм 3. Для рассматриваемой кинематической схемы электропривода, если пренебречь потерями

впередаче в процессе приведения, должно быть справедливо равнество мощностей для отдельных звеньев передачи РЛ= Р 1 = Рм.

ю


С учетом коэффициента полезного действия отдельных звень­ ев передачи это условие должно быть записано в следующем виде:

= Л = Р ^

(1,7)

тЧ1Ч2

где:»/! — К. П. Д. передачи 1; г]2— К. П. Д. передачи 2.

Рис. 1-2. Кинематическая схема системы электропривод— испол­ нительный механизм

Мощность и момент на валу электродвигателя связаны соот­ ношением:

Р = М • со, (Р = нм

= — =вт),

(1,8)

сек

сек

 

где М — момент на валу двигателя,

нм;

 

со — угловая скорость двигателя, ~ ~ .

сек

Подставив значение угловой скорости, получим:

Р - М

тшЮ 3

(1,9)

3() , [кет]

или

Мп

 

/> =

(1,10)

9550. м .

Откуда:

 

 

М = 9550 — [нм].

(Ml)

 

п

 

Механическая мощность определяется как произведение вра­ щающего момента на угловую скорость, поэтому выражение (1,7) может быть записано в другом виде:

и

..

М „ мшы

( 1, 12)

ЛГдСО = -------

= -----------,

h

ЧМг

 

где шд— угловая скорость

двигателя;

 

wM— угловая скорость механизма;

М„ м — статический момент сопротивления на валу машины. Заменяя к. п. д. отдельных звеньев общим к. п. д. передачи у = цм г, учитывая, что двигатель при установившемся режиме

развивает на валу вращающий момент, равный статическому

приведенному, последнее

выражение может

быть представлено

в виде:

 

 

 

 

 

 

 

^сг.п

 

4/ст„СОи>

(1,13)

откуда

 

 

 

 

 

 

 

^ с г л

М сг.и

(О и

(1,14)

 

Ч

 

«»д

 

 

 

 

 

 

Учитывая, что

——

 

 

 

 

 

 

" д

Л д , .

 

(1,15)

 

сом

= —

=

1,

 

 

п м

 

 

 

 

где: I — передаточное число

от

двигателя

к исполнительному

механизму;

 

вала

двигателя;

Лд» — скорость

вращения

пм— скорость

вращения

вала

машины.

 

В результате:

 

 

 

 

 

 

 

м

^сг .м

 

(1,16)

 

 

 

 

 

 

Таким образом статический момент, приведенный к валу

электродвигателя,

равен

моменту

статического сопротивления

на валу машины, деленному на передаточное число и к. п. д. передаточного механизма.

При поступательном движении рабочего органа приведенный к валу электродвигателя статический момент определится на ос­ нове равенства мощностей:

^СГ.П^Д^1 ~ 1*СГ. м ^м»

(1,17)

12


Откуда:

vu • 30

 

Ma » = FetM/ n -^ - = % -

(1,18)

(о.

«• я.

где: сод = ппя — угловая скорость вращения электродвигателя;

ц — к. п. д. передаточного механизма.

Если электропривод тормозится, то приведенный статический момент определится в соответствии с выражением:

М„

ППп

(U 9 )

 

 

При приведении статического момента вращательного дви­ жения к поступательному движению рабочего органа справед­ ливо соотношение:

_ М

п п а

( 1,20)

п

ч

30t>„’

 

откуда

 

 

 

М е г

” 1я

( 1,21)

п

ч

30

 

§ 4. Приведение моментов инерции н маховых масс к валу электродвигателя

В системе электропривода, как указывалось, в общем случае отдельные звенья вращаются с различными скоростями и имеют различные массы. На рис. 1,3 приведена кинематическая схема электропривода, из которого видно, что ротор электродвигателя и входной вал редуктора с малой шестерней имеют одну скорость вращения, а масса ротора и масса малой шестерни редуктора разные. При этом большая шестерня первой пары редуктора, находящаяся в зацеплении с малой шестерней первой пары имеет другую скорость и массу, в то же время большая шестерня пер­ вой пары и малая шестерня второй пары имеют одинаковые ско­ рости, но разные массы и т. д.

В процессе приведения моментов инерции и маховых моментов массы отдельных узлов, вращающихся с различными скоростями, заменяются одной эквивалентной массой, вращающейся со ско­ ростью вращения электродвигателя, обладающая той же кинети­ ческой энергией, что и действительная система электропривода

13


механизма с электрическим приводом

(рис. 1,46). При этом кинетическая энергия вращающегося тела определяется выражением:

А

1 22

( , )

где: j — момент инерции вращающегося тела;

со— угловая скорость вращающегося

тела.

Кинетическая энергия поступательно движущегося тела опредв' ляется соответственно выражением:

А = m v2

(1,23)

~ Т '

 

При необходимости приведения моментов инерции к валу электродвигателя кинематической схемы передачи движения от двигателя к исполнительному механизму (рис. 1,4а). Поступают следующим образом: прежде всего определяют запас кинети­ ческой энергии во всех вращающихся частях реальной кинемати­ ческой схемы (рис. 1,4а)

д

.

2

2

2

 

 

 

Щ

. coi

coi

+

+ 4 -

(1,24)

а =

л

у +

/ , у

+ ; 2 у

Затем определяют запас кинетической энергии, эквивалентной приведенной массы с моментом инерции jw (рис. 1,46):

А

(1,25)

Поскольку при приведении моментов инерции запас кинетической энергии во всех вращающихся частях установки должен оставать­ ся неизменным при замене реальной системы эквивалентной, пра-

14

вые части этих выражений должны быть равны между собой:

СОп

. col

. I

.

UJyft)2

+ 7n ft>n

(1,26)

Jnp 2

Jo —

+ Jt

+ J2

~2 +

Разделив обе части выражения (1,26) на—1- , получим выражение для приведенного момента инерции:1 2

(1,27)

Произведя в выражении (1,27) замену отношения угловых скорос­ тей через соответствующие передаточные числа, получим:

 

 

.

 

1

. 1

. 1

(1,28)

 

Jnp — Jo + Ji т т

+ J%

+ • • • + Jn -JT >

 

 

 

 

*1

‘2

%

 

где: 1

cOq .

ft)0

.

 

ft)0

 

 

1 = — ; i2 = — ;

 

= ------- передаточные числа между соот-

 

«>1

«2

 

 

ft)„

 

переда­

 

 

 

 

 

ветствующими звеньями

 

 

 

 

 

точного механизма.

 

При замене моментов инерции соответствующими маховыми моментами получим выражение для маховых моментов кинема­ тической схемы электропривод — исполнительный механизм:

GDIр GDI + GDI + GD2

GDI

(1,29)

а

TI

 

Следует заметить, что при выводе приведенных выше формул к. п. д. передачи не учитывался, поскольку в данном случае рас­ сматривалась идеальная система без потерь.

Вдействительности в передачах всегда имеют место опре­ деленные потери, которые должны учитываться в выражениях для определения маховых моментов.

Впроцессе приведения иногда определяют только маховые моменты ротора (якоря) электродвигателя и рабочего механизма,

амаховые моменты передаточных звеньев (шестерни редуктора, шкивы, соединительные полумуфты и т. д.) учитываются соот­ ветствующим поправочным коэффициентом.

Маховые массы передаточных звеньев составляют от махо­ вого момента вращающихся частей двигателя величину порядка

(1,1 - 1,3) G D I

В этом случае приведенный к валу электродвигателя маховой

15