Файл: Рекус, Г. Г. Элементы автоматизированного электропривода учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Переходные процессы различных электроприводов протекают весьма различно и характеризуются переходными механическими, электромагнитными и тепловыми процессами. Учет влияния переходных процессов в системах электропривода способствует сокращению длительности переходных процессов, что в конеч ном итоге может привести к увеличению производительности исполнительного механизма и сокращению расхода электроэнер гии, потребляемой электроприводом.
§ 3. Приведение статических моментов и усилий к валу электродвигателя
Электрический привод в общем случае имеет сравнительно сложную кинематическую схему вследствие наличия промежуточ ного передаточного звена.
Уравнение движения обычно составляется для вала электро двигателя. Реальная система электропривода, включающая сис темы передачи и исполнительного механизма, заменяется экви валентной системой, представляющей собой вращающийся или поступательно движущийся элемент.
Подобная эквивалентная система обладает свойствами ре альной системы и имеет скорость вращения электродвигателя. В некоторых случаях уравнение движения составляется для вала исполнительного механизма, тогда эквивалентная схема имеет скорость вращения соответствующего механизма.
В процессе приведения оказывается возможным не только привести вращательное движение к вращательному движению, имеющему другую скорость и поступательного движения к дру гому поступательному движению, но и вращательного движения к поступательному и наоборот, поступательного к вращатель ному.
Указанное приведение основано на том, что передаваемая в процессе приведения мощность к любому валу, пренебрегая потерями в передаточных звеньях, остается неизменной.
Приведение статических моментов и усилий к валу электро двигателя рассмотрим на примере кинематической схемы одной из наиболее распространенных систем электропривода, изобра женной на рис. 1,2.
Здесь электродвигатель 1 через систему передач 2 приводит
вдвижение исполнительный механизм 3. Для рассматриваемой кинематической схемы электропривода, если пренебречь потерями
впередаче в процессе приведения, должно быть справедливо равнество мощностей для отдельных звеньев передачи РЛ= Р 1 = Рм.
ю
С учетом коэффициента полезного действия отдельных звень ев передачи это условие должно быть записано в следующем виде:
= Л = Р ^
(1,7)
тЧ1Ч2
где:»/! — К. П. Д. передачи 1; г]2— К. П. Д. передачи 2.
Рис. 1-2. Кинематическая схема системы электропривод— испол нительный механизм
Мощность и момент на валу электродвигателя связаны соот ношением:
Р = М • со, (Р = нм — |
= — =вт), |
(1,8) |
сек |
сек |
|
где М — момент на валу двигателя, |
нм; |
|
со — угловая скорость двигателя, ~ ~ .
сек
Подставив значение угловой скорости, получим:
Р - М |
тшЮ 3 |
(1,9) |
|
3() , [кет] |
|||
или |
Мп |
|
|
/> = |
(1,10) |
||
9550. м . |
|||
Откуда: |
|
|
|
М = 9550 — [нм]. |
(Ml) |
||
|
п |
|
Механическая мощность определяется как произведение вра щающего момента на угловую скорость, поэтому выражение (1,7) может быть записано в другом виде:
и
.. |
М „ мшы |
( 1, 12) |
ЛГдСО = ------- |
= -----------, |
|
h |
ЧМг |
|
где шд— угловая скорость |
двигателя; |
|
wM— угловая скорость механизма;
М„ м — статический момент сопротивления на валу машины. Заменяя к. п. д. отдельных звеньев общим к. п. д. передачи у = цм г, учитывая, что двигатель при установившемся режиме
развивает на валу вращающий момент, равный статическому
приведенному, последнее |
выражение может |
быть представлено |
||||
в виде: |
|
|
|
|
|
|
|
^сг.п |
|
4/ст„СОи> |
(1,13) |
||
откуда |
|
|
|
|
|
|
|
^ с г л |
М сг.и |
(О и |
(1,14) |
||
|
Ч |
|
«»д |
|
||
|
|
|
|
|
||
Учитывая, что |
—— |
|
|
|
|
|
|
" д |
Л д , . |
|
(1,15) |
||
|
сом |
= — |
= |
1, |
|
|
|
п м |
|
|
|
|
|
где: I — передаточное число |
от |
двигателя |
к исполнительному |
|||
механизму; |
|
вала |
двигателя; |
|||
Лд» — скорость |
вращения |
|||||
пм— скорость |
вращения |
вала |
машины. |
|
||
В результате: |
|
|
|
|
|
|
|
м |
^сг .м |
|
(1,16) |
||
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом статический момент, приведенный к валу |
||||||
электродвигателя, |
равен |
моменту |
статического сопротивления |
на валу машины, деленному на передаточное число и к. п. д. передаточного механизма.
При поступательном движении рабочего органа приведенный к валу электродвигателя статический момент определится на ос нове равенства мощностей:
^СГ.П^Д^1 ~ 1*СГ. м ^м» |
(1,17) |
12
Откуда: |
vu • 30 |
|
Ma » = FetM/ n -^ - = % - |
(1,18) |
|
(о. |
«• я. |
’ |
где: сод = ппя — угловая скорость вращения электродвигателя;
ц — к. п. д. передаточного механизма.
Если электропривод тормозится, то приведенный статический момент определится в соответствии с выражением:
М„ |
ППп |
(U 9 ) |
|
|
При приведении статического момента вращательного дви жения к поступательному движению рабочего органа справед ливо соотношение:
"д _ М |
„ |
п п а |
( 1,20) |
|
п |
ч |
30t>„’ |
||
|
||||
откуда |
|
|
|
|
М е г |
” 1я |
( 1,21) |
||
п |
ч |
30 |
||
|
§ 4. Приведение моментов инерции н маховых масс к валу электродвигателя
В системе электропривода, как указывалось, в общем случае отдельные звенья вращаются с различными скоростями и имеют различные массы. На рис. 1,3 приведена кинематическая схема электропривода, из которого видно, что ротор электродвигателя и входной вал редуктора с малой шестерней имеют одну скорость вращения, а масса ротора и масса малой шестерни редуктора разные. При этом большая шестерня первой пары редуктора, находящаяся в зацеплении с малой шестерней первой пары имеет другую скорость и массу, в то же время большая шестерня пер вой пары и малая шестерня второй пары имеют одинаковые ско рости, но разные массы и т. д.
В процессе приведения моментов инерции и маховых моментов массы отдельных узлов, вращающихся с различными скоростями, заменяются одной эквивалентной массой, вращающейся со ско ростью вращения электродвигателя, обладающая той же кинети ческой энергией, что и действительная система электропривода
13
механизма с электрическим приводом
(рис. 1,46). При этом кинетическая энергия вращающегося тела определяется выражением:
А |
1 22 |
( , ) |
|
где: j — момент инерции вращающегося тела; |
|
со— угловая скорость вращающегося |
тела. |
Кинетическая энергия поступательно движущегося тела опредв' ляется соответственно выражением:
А = m v2 |
(1,23) |
~ Т ' |
|
При необходимости приведения моментов инерции к валу электродвигателя кинематической схемы передачи движения от двигателя к исполнительному механизму (рис. 1,4а). Поступают следующим образом: прежде всего определяют запас кинети ческой энергии во всех вращающихся частях реальной кинемати ческой схемы (рис. 1,4а)
д |
. |
2 |
2 |
2 |
|
|
|
Щ |
. coi |
coi |
+ |
+ 4 - |
(1,24) |
||
а = |
л |
у + |
/ , у |
+ ; 2 у |
Затем определяют запас кинетической энергии, эквивалентной приведенной массы с моментом инерции jw (рис. 1,46):
А |
(1,25) |
Поскольку при приведении моментов инерции запас кинетической энергии во всех вращающихся частях установки должен оставать ся неизменным при замене реальной системы эквивалентной, пра-
14
вые части этих выражений должны быть равны между собой:
СОп |
. col |
. (ОI |
. |
UJyft)2 |
+ 7n ft>n |
(1,26) |
Jnp 2 |
Jo — |
+ Jt |
+ J2 |
~2 + |
Разделив обе части выражения (1,26) на—1- , получим выражение для приведенного момента инерции:1 2
(1,27)
Произведя в выражении (1,27) замену отношения угловых скорос тей через соответствующие передаточные числа, получим:
|
|
. |
|
1 |
. 1 |
. 1 |
(1,28) |
|
Jnp — Jo + Ji т т |
+ J% |
+ • • • + Jn -JT > |
||||
|
|
|
|
*1 |
‘2 |
% |
|
где: 1 |
cOq . |
ft)0 |
. |
|
ft)0 |
|
|
1 = — ; i2 = — ; |
|
= ------- передаточные числа между соот- |
|||||
|
«>1 |
«2 |
|
|
ft)„ |
|
переда |
|
|
|
|
|
ветствующими звеньями |
||
|
|
|
|
|
точного механизма. |
|
При замене моментов инерции соответствующими маховыми моментами получим выражение для маховых моментов кинема тической схемы электропривод — исполнительный механизм:
GDIр GDI + GDI + GD2 |
GDI |
(1,29) |
а |
TI |
|
Следует заметить, что при выводе приведенных выше формул к. п. д. передачи не учитывался, поскольку в данном случае рас сматривалась идеальная система без потерь.
Вдействительности в передачах всегда имеют место опре деленные потери, которые должны учитываться в выражениях для определения маховых моментов.
Впроцессе приведения иногда определяют только маховые моменты ротора (якоря) электродвигателя и рабочего механизма,
амаховые моменты передаточных звеньев (шестерни редуктора, шкивы, соединительные полумуфты и т. д.) учитываются соот ветствующим поправочным коэффициентом.
Маховые массы передаточных звеньев составляют от махо вого момента вращающихся частей двигателя величину порядка
(1,1 - 1,3) G D I
В этом случае приведенный к валу электродвигателя маховой
15