Файл: Козлов, В. И. Капитальное строительство и его роль в развитии социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
УДК |
69.003 : 658.152 |
Й&У«4К* - ТЛ/Ct.Vs. • ;<с Я |
||
бмЗлмотвн.я Г СС Р |
||||
|
|
|
ЭКЗЕМПЛЯР |
|
Ж |
. |
ЧИТАЛМЮГ^ 3 / |
•• |
|
|
Научный редактор — заслуженный деятель науки РСФСР, |
|||
д-р экон. наук, проф. В. Ф. Гнровский. |
|
|||
|
Козлов В. И. Капитальное строительство и его роль в раз |
|||
витии социалистической |
экономической |
интеграции стран — |
||
членов СЭВ. М., Стройиздат, 1974, 168 |
с. (Науч.-исслед. ин-т |
|||
экономики стр-ва Госстроя СССР). |
|
|||
|
В книге дан анализ капитального строительства как важ |
|||
ного звена в |
развитии |
социалистической экономической ин |
теграции, раскрыты общие закономерности развития сотруд ничества и международного социалистического разделения труда в строительном производстве стран — членов СЭВ и ос вещены вопросы специализации и кооперирования производст ва прогрессивных материалов, изделий и конструкций.
Книга предназначена |
для широкого круга читателей. |
Табл. 32. |
|
к 30201—1250 БЗ—16—2—74 |
© Стройиздат, 1974 |
047(01)—74 |
|
Научно-исследовательский институт экономики строительства Госстроя СССР
Виктор Ильич Козлов
* * »
КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ
с о ц и а л и с т и ч е с к о й э к о н о м и ч е с к о й и н т е г р а ц и и с т р а н —
ЧЛЕНОВ СЭВ
Редакция литературы по технологии строительных материалов Зав. редакцией И. А. Р а б и и о в и ч
Мл. редактор Л. А. Т а б а ч и и к
Редактор издательства М. |
А. .Г у з м а и |
|
|
|
|
|
|||
Внешнее оформление художника Э. С. Ф и л и м о н о в а |
|
|
|
||||||
Технический редактор И. В. |
П а н о в а |
Б и р ю к о в а |
|
|
|
||||
Корректоры Е. А. С т е п а н о в а , |
Л. П. |
|
|
|
|||||
Сдано в набор 12/IV 1974 г. |
Подписано |
к печати |
22/VI1I |
1974 г. |
Т-14353. |
||||
Формат 84Х108‘/а |
Д. л. |
Бумага |
типографская |
№ 2. |
8,82 усл.-печ. |
л. |
|||
19.08 уч.-изд. л.). |
Тираж |
4000 |
экз. |
Изд. № |
XV—4731. Зак. |
№ |
171. |
||
Цена 27 к. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Стройиздат 103006, Москва, Каляевская ул„ д. 23а.
Владимирская типография Союзполиграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли
Гор. Владимир, ул. Победы, д. 18-6.
ВВ Е Д Е Н И Е
Вянваре 1949 г. в Москве состоялось экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши,
Румынии, СССР и Чехословакии, на котором были об суждены вопросы сотрудничества стран народной демо кратии и СССР. На совещаниибыло признано необходи мым образовать Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) из представителей стран—участниц совещания. Цели и принципы этой организации определены Уставом1, в котором указывается, что страны—члены Совета содей ствуют «планомерному развитию народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывно му росту производительности труда и неуклонному подъ ему благосостояния народов стран—членов Совета», При этом экономическое и научно-техническое сотрудничество осуществляется в соответствии с принципами полного равноправия, уважения суверенитета и национальных интересов, взаимной выгоды и товарищеской взаимо
помощи.
Страны-организаторы договорились, что Совет являет ся открытой международной организацией, в которую могут вступить и другие страны, разделяющие принципы и цели СЭВ и желающие участвовать в широком эконо мическом сотрудничестве. В октябре 1950 г. в СЭВ была принята Германская Демократическая Республика, в июне 1962 г. — Монголия, в июле 1972 г. — Куба. Сотруд ничает в рамках СЭВ и Социалистическая Федеративная Республика Югославия. В качестве наблюдателей в ра боте СЭВ принимают участие представители ряда соци алистических стран Азии. Заинтересованность в разви тии сотрудничества с Советом Экономической Взаимопо мощи проявляют многие международные экономические организации и государства не члены СЭВ. Установили контакты с СЭВ Ирак, Мексика, Народная Демократиче ская Республика Йемен. В мае 1973 г. подписано согла шение между СЭВ и Финляндией о развитии сотрудни-
1 Многостороннее экономическое сотрудничество социалистич ских государств. М., «Юридическая литература», 1972, с, 122.
1* |
3 |
чества в различных областях экономики, науки и тех
ники.
Роль Совета Экономической Взаимопомощи непре рывно возрастает в развитии международного сотрудни чества, разработке и осуществлении общего курса стран—членов СЭВ по поднятию сотрудничества на но вый, качественно более высокий уровень, в систематиче ском совершенствовании форм и методов интеграцион
ных процессов.
В Совете Экономической Взаимопомощи имеются сле дующие основные органы: Сессия Совета, Исполнитель ный комитет, Комитет по сотрудничеству в области пла новой деятельности, Комитет по научно-техническому сотрудничеству, постоянные комиссии и Секретариат СЭВ.
Сессия Совета является высшим органом; она рас сматривает основные вопросы экономического и научнотехнического сотрудничества, определяет направления деятельности СЭВ, принимает в его состав новых членов, утверждает органы, необходимые для выполнения возло женных на Совет функций, рассматривает доклады о их деятельности.
Главный исполнительный орган — Исполнительный комитет. Он принимает рекомендации и решения, вносит предложения на рассмотрение Сессии Совета и практиче ски руководит всей текущей деятельностью, связанной с реализацией задач, которые стоят перед СЭВ. Испол ком руководит работой Секретариата СЭВ, утверждает бюджет Секретариата и отчеты о его исполнении, созда ет постоянные комиссии, утверждает положения о них и руководит их деятельностью.
В целях дальнейшего углубления и совершенствова ния сотрудничества в области плановой деятельности и эффективного участия в ней центральных плановых ор ганов XXV сессия СЭВ (июль 1971 г.) образовала Коми тет Совета Экономической Взаимопомощи по сотрудни честву в области плановой деятельности. Одновременно была упразднена Постоянная комиссия по экономичес ким вопросам. На этой же сессии в целях дальнейшего уг лубления и совершенствования сотрудничества в обла сти науки и техники. Постоянная комиссия СЭВ по коор динации научных и технических исследований была преобразована в Комитет Совета Экономической Взаи мопомощи по научно-техническому сотрудничеству.
4
Важная роль в развитии экономического и научно-тех нического сотрудничества принадлежит постоянным ко миссиям. В настоящее время СЭВ имеет 20 постоянных комиссий, большинство из них создано по важнейшим отраслям промышленности и народного хозяйства (элек троэнергия, машиностроение, черная металлургия, цвет ная металлургия, нефтяная, газовая, химическая, уголь ная, радиотехническая и электронная отрасли промыш ленности, строительство, сельское хозяйство, транспорт, внешняя торговля и др.); ряд комиссий образован для решения комплексных (специальных) проблем (исполь зование атомной энергии в мирных целях, валютно-фи нансовые вопросы, стандартизация, статистика и др.).
Постоянные комиссии СЭВ осуществляют разносто роннюю деятельность, призванную ‘содействовать даль нейшему расширению экономических связей между стра нами—членами СЭВ и организации между ними много стороннего экономического и научно-технического сотруд ничества; планомерному развитию отраслей народного хозяйства и совершенствованию международного соци алистического разделения труда; ускорению научно-тех нического прогресса и повышению производительности труда в интересах наиболее полного удовлетворения по требностей стран—членов СЭВ в материальных ресур сах.
Постоянные комиссии разрабатывают рекомендации по рациональному использованию производственных мощностей, сырья, материалов и продукции стран — чле нов СЭВ; по эффективному расходованию средств, выде ляемых на капитальные вложения; по координации пла нов основных капитальных вложений, выделяемых на строительство и реконструкцию тех объектов, которые представляют интерес для двух или более стран—членов СЭВ. Эти комиссии подготовляют также предложения по вопросам многостороннего научно-технического сотруд ничества, в частности по координации исследований в об ласти науки и техники, обмену имеющимися достижения ми и передовым производственным опытом.
. Секретариат Совета является исполнительно-админи стративным органом СЭВ, и его главная задача — обес печивать успешное функционирование рабочих органов СЭВ и международных организаций Совета, а также устанавливать взаимные контакты с другими междуна родными организациями. За последние годы установлена
5
связь и развиваются контакты с Экономическим и Соци альным Советом ООН (ЭКОСОС),'Секретариатом ООН, Организацией Объединенных Наций по вопросам про свещения, науки II культуры (ЮНЕСКО), Международ ной организацией труда (МОТ), Международным бюро труда (МВТ), Международным советом по строитель ству (СИБ) и другими международными организациями. В 1971 г. Секретариат Совета принял участие в 47 меро приятиях различных международных организаций. Впер вые в соответствии с приглашениями в мероприятиях ор ганов СЭВ в 1972 г. участвовали представители Центра промышленного развития арабских государств (ЦПРАГ) и Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО).
Совет Экономической Взаимопомощи на первом этапе своей деятельности положил начало организованному многостороннему сотрудничеству социалистических стран преимущественно в области торговли и обмена техниче ским опытом. По мере развития экономики стран—чле нов СЭВ центр тяжести сотрудничества переместился в сферу производства и науки. Возник новый тип междуна родных отношений, охватывающий все стороны экономи ческого и научно-технического сотрудничества. Главным направлением в деятельности СЭВ стало «...неуклонное осуществление принципов социалистического интерна ционализма, правильное сочетание национальных и ин тернациональных задач социалистических государств, развитие их братской взаимопомощи и взаимоподдержки при последовательном соблюдении равноправия всех стран социализма, их суверенитета и независимости, не вмешательства в их внутренние дела»1.
Рекомендации и предложения по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области строи тельства и капитальных вложений практически разраба тывают комитеты и большинство постоянных комиссий СЭВ в соответствии со своим профилем. Отраслевые по стоянные комиссии, как правило, разрабатывают реко мендации по наиболее эффективному использованию и координации основных капитальных вложений, направ-
1 Л. И. Б р е ж н е в . За укрепление сплоченности коммунистов, за новый подъем антиимпериалистической борьбы. Международное совещание коммунистических и рабочих партий. М., Политиздат, 1969, с. 54,
6
Лйемых на развитие отрасли, а также предложения по производству технологического оборудования для ново строек и реконструкции действующих предприятий.
Для осуществления сотрудничества в области строи тельного производства, проектного дела, промышленно сти строительных материалов и конструкций в 1958 г. бы ла образована Постоянная комиссия СЭВ по строитель ству, а в Секретариате СЭВ создан Отдел строительства. Многие важные проблемы капитального строительстваКомиссия по строительству разрабатывает совместно с другими постоянными комиссиями; в частности, совмест но с Комиссией по машиностроению она рассматривает вопросы производства машин и механизмов для строи тельства и технологического оборудования для предприя тий промышленности строительных материалов.
На шестьдесят пятом заседании Исполнительный ко митет Совета Экономической Взаимопомощи (декабрь 1973 г.) согласился с предложением Социалистической Федеративной Республики Югославии о распространении сотрудничества СФРЮ в рамках СЭВ на область строи тельства.
По решению XXVII сессии СЭВ в 1974 г. социалисти ческие страны отметили знаменательный юбилей — 25-ле- тие создания Совета Экономической Взаимопомощи.
В настоящей работе, посвященной этому важному со бытию, автор стремился ознакомить читателей с дости жениями европейских стран —членов СЭВ в области ка питального строительства и осветить его роль в расшире нии и углублении социалистической экономической ин теграции. В этих целях обобщен опыт и выявлены зако номерности развития капитального строительства в стра нах— членах СЭВ, а также основные направления их экономического и научно-технического сотрудничества в области строительного дела. Исследование сущности со циально-экономических преобразований в этой области, особенностей и этапов индустриального развития строи тельства в отдельных странах и общих тенденций этого развития имеет большое теоретическое и практическое значение при осуществлении Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудни чества и развития социалистической экономической ин теграции, рассчитанной на поэтапную реализацию в те чение ближайших трех-четырех пятилеток.
В работе обобщены обширные фактические и стати-
7
сТичеекие материалы, значительную часть которцах со ставляют результаты исследований, проведенных шод ру ководством автора в Научно-исследовательском ишституте экономики строительства Госстроя СССР (НИШЭС). Сопоставление некоторых экономических показателей развития капитального строительства в странах — чле нах СЭВ и в отдельных капиталистических страшах не является задачей настоящей работы, а приводится в ря де случаев для того, чтобы подчеркнуть преимущества братских взаимоотношений социалистических стран.
Автор благодарит В. Ф. Гировского, Б. Я. Гйонаса, Д. М. Чудновского, С. Н. Соловьева, В. С. Кгарпича, В. И. Малюгина, В. В. Успенского, В. В. Устшменко, А. Н. Грамматикова, В. Я. Магрицкого, а также научных сотрудников отдела экономики строительства в за|рубежных странах НИИЭС за помощь, ценные советы ш заме чания, высказанные в процессе подготовки рукошиси к печати.
I.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Марксистско-ленинские положения о путях преобра зования и развития экономики социалистического об щества ярко проявились в практике строительства социа лизма в СССР и других социалистических странах. Имею щийся исторический опыт позволил также сформулиро вать главные общие закономерности, присущие всем странам, вступившим на путь строительства социализма.
Однако наличие общих закономерностей перехода от капитализма к социализму не исключает разнообразия национальных и других исторически сложившихся осо бенностей социалистических преобразований в различ ных странах. «Все нации, — указывал В. И. Ленин, — придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или
иную форму демократии, |
в ту или иную |
разновидность |
диктатуры пролетариата, |
в тот или иной темп социалис |
|
тических преобразований |
разных сторон |
общественной |
жизни»1. Особенности и условия отдельных стран нельзя недооценивать, но, как показывает опыт, и излишне пе реоценивать. Задача состоит в том, чтобы общие законо мерности перехода от капитализма к социализму творче ски использовать в каждой стране с учетом ее эконо мических, политических и национальных различий. По этому в «Заявлении коммунистических и рабочих партий социалистических стран», подписанном в Братиславе 3 августа 1968 г., было подчеркнуто: «Братские партии на основе исторического опыта убедились, что идти вперед по пути социализма и коммунизма можно, лишь строго и последовательно руководствуясь общими за кономерностями строительства социалистического об щества и в первую очередь укрепляя руководящую роль рабочего класса и его авангарда — коммунистиче
ских партий. |
При этом каждая братская партия, твор |
|
чески решая |
вопросы |
дальнейшего социалистического |
1 В, И- Л е н и н. Поли. |
собр. соч., т. 30, д. 123. |
д