Файл: Кикин, А. И. Конструкции из стальных труб, заполненных бетоном.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
бетонной смеси. Режим вибрации определяется величи ной амплитуды, частоты и продолжительности колебания.
В проведенных экспериментах [56] использовались гармонические колебания с амплитудами 0,3—0,6 мм, частотами 1400—6000 кол/мин, длительностью 16— 210 сек. Предусматривалась возможность извлечения бе-
Таблица 2
РЕЖИМЫ УПЛОТНЕНИЯ И СОСТАВЫ БЕТОНА
режима |
|
Состав бетона |
|
|
|
Режим уплотнения |
|||
и кг |
смесь |
в кг |
В А |
|
в сек |
ний |
туда |
нения |
|
|
цемент |
песчано- |
щебень |
вода |
в/ц |
Ж ест |
частота |
ампли |
время |
|
гравийная |
кость |
колеба |
уплот |
|||||
№ |
|
в кг |
|
|
|
|
в 1 |
в мм |
в сек |
|
|
|
|
|
мин |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
1500 |
0,3 |
70 |
2 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
1500 |
0,6 |
70 |
3 |
337 |
1348 |
542 |
202,2 |
0,6 |
16 |
1500 |
0,3 |
16 |
4 |
337 |
1348 |
542 |
202,2 |
0,6 |
16 |
6000 |
0,3 |
16 |
5 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
1500 |
0,3 |
210 |
6 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
6000 |
0,3 |
70 |
7 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
6000 |
0,3 |
210 |
8 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
3000 |
0,3 |
210 |
9 |
337 |
1348 |
542 |
202 |
0,6 |
16 |
3000 |
0,3 |
16 |
10 |
337 |
1348 |
542 |
202 |
0,6 |
16 |
3000 |
0,3 |
48 |
11 |
337 |
1348 |
542 |
202 |
0,6 |
16 |
3000 |
0,6 |
16 |
12 |
400 |
1235 |
653 |
157 |
0,392 |
70 |
3000 |
0,3 |
70 |
13 |
550 |
1300 |
383 |
204 |
0,371 |
90 |
3000 |
0,3 |
90 |
14 |
337 |
1355 |
585 |
157 |
0,465 |
60 |
3000 |
0,3 |
60 |
тонного ядра из трубы, для чего последняя делалась разъемной по диаметральной плоскости. Бетонные стер жни извлекали из труб через сутки после их изготовле ния, а через трое суток распиливали на цилиндры высо той 200 мм. Из каждого бетонного ядра в зависимости от его длины получалось от 2 до 12 цилиндрических образ цов, которые затем испытывали на сжатие вдоль оси. Прочности образцов из одного и того же ядра не одина ковы и зависят от положения образца в ядре. Числен ные характеристики прочности образцов служат основой для суждения о качестве уплотнения. Идеальным счи тается случай, когда прочность бетонного ядра одина кова по всей длине стержня. Практически этого достиг-
27
|
О |
|
S |
|
£ |
|
О |
|
н |
|
ш |
|
іа |
|
s |
|
н |
|
о |
|
о |
|
Е |
|
3* |
|
о |
|
а . |
|
>a |
|
н |
|
ü |
со |
о |
cd |
£* |
=х |
о |
& |
|
s |
о |
ч |
£ |
VO e t
О
cd и
H £
Прочность бетона в кгс/см? при режиме, указанном в табл.
о
СП
со
со
LO
т
со
<м
2
о
ч
ts S а к 2
U „
сg ь-
ЮS в>
« о =* с
СО
СО
Г*- СМСО |
(NO)N |
С—t—і00 |
СО |
||
СП О О |
О О О |
О О О |
О О О |
||
ю О О |
со со ю |
ю ю со |
Ю 'Ф ^ |
||
0 ) 0 0 |
О О О |
О О О |
О О О |
||
—<СМСМ |
|
|
|
|
|
СО СМСМ |
— СО Г- |
t—г—г— |
СО Is- ю |
||
СО ^ -Ф |
^ |
со со |
со СО СО |
со со со |
|
|
, |
|
|
|
|
О 4h со ю о со |
О О О |
О О г-. |
|||
со со со |
оо оо с- |
Е-—1-—t— |
^ 1-- с-- |
||
OCNO |
СО — 00 |
со ю со |
СО — О |
||
о- t-- со со со г— |
Г- П- П- N N N |
||||
Q0 — со |
о |
о 0 0 |
00 СО 00 |
СО 00 см |
|
г*- со со |
{--со 1"- |
г—г—г— |
г- Г-- t-- |
||
С*- СО ^ |
о оо о |
Г- 0 0 со |
г- с- ю |
||
со Tf |
со со ^ |
со со со |
со со со |
||
О О О |
0 — 0 |
— г-, о |
О О 00 |
||
— СМСМ |
см см см |
со со |
со со со |
||
|
|
' |
|
|
|
О) (Уі о |
о |
ю со |
со о ^ |
О 00 о |
|
— — см |
СМСМСМ |
см со со |
со со со |
||
о — о |
ОСО N |
О О О |
0 0 0 0 о |
||
О О О |
о |
о — |
<N CM— |
со см см |
|
|
1 |
~ |
|
|
, |
|
|
|
|
|
|
Ю 'd4о |
00 Ю 00 |
со о о |
СП о о |
||
ЮЮІО |
ю со со |
Г-- г- с- |
С- 00 оо |
||
о |
— со |
о |
см со |
см со — |
Tf СП О |
ТГ |
Tj* |
|
|
щ іл ю |
IOION |
0 |
— 0 |
оо СО — |
LO О — |
СП СП СП |
|
О О О |
О — СМ |
CM(N со |
см см см |
||
СП CM-d* |
^ |
— о |
— со о |
ю СП о |
|
О О О |
о |
— см |
см см см |
см см со |
|
|
|
|
|
|
— — |
~ ~ ~
см — о о СО г- CD Ю ^ со см —
66
со
СП
“
со
со
о
00
со г-
СП Г--
СП
со
ел
см
г- см
со
—*
“
СП
со
ю
со
со
1
к
са
Я
со
(У
X
*=с
о
С и
и
~Н
■
см
+1
со
+1
+1
см
+1
СП
+1
СО -л
—
-н
*—н +!
о
см
+1
о
+1
о
-н
<ч
CQѵр f- О''
X СО 0)
я
Я Я
£ Я” *0* СО
f s .
£
28
путь не удается, и наилучшие режимы уплотнения вы являются статистическим путем.
В табл.2 и 3 даны результаты проведенных экспери ментов. Из этих таблиц видим, что при частотах 1500 и 6000 кол/мин получается низкая прочность бетона в вер хней части; расхождения прочности отдельных участков стержня при частоте 1500 кол/мин достигают 80%, при частоте 6000 кол/мин — 45%. При увеличении длитель ности уплотнения до t — ЗЖ начинается расслоение бе тона в нижней части трубы при недостаточном еще уп лотнении его вверху. Таким образом, эти режимы вибри рования нельзя считать удовлетворительными.
При частоте 3000 кол/мин расхождение пределов проч ности отдельных участков бетонного сердечника состав ляет 8—11%. Увеличение амплитуды колебаний от 0,3 до 0,6 мм несколько увеличивает зону наибольшей прочно сти бетона, которая обычно находится в 20—30 см от верха трубы. Можно предположить, что зона интенсивно го уплотнения бетонной смеси перемещается одновре менно с увеличением высоты бетонного заполнения. По ступающий сверху бетон сразу попадает в эту наиболее эффективную область. По-видимому, размеры этой зоны зависят от амплитуды колебаний и увеличиваются с уве личением последней. Увеличение продолжительности уп лотнения не вызывает заметного роста прочности бетона и не является целесообразным.
Прочность бетонных цилиндров, полученная при дан ном режиме заполнения, в среднем на 26% выше проч ности аналогичных, но уплотненных штыкованием цилиндров. Отношение средней прочности бетонных ци линдров к прочности кубов размером 100ХЮ0ХЮ0 мм, изготовленных и испытанных одновременно, составляет 0,78—0,83. Таким образом, частота 3000 кол/мин дает достаточно равнопрочное бетонное ядро и может счи таться оптимальной. Способ внешнего вибрирования индустриален, позволяет использовать имеющееся обо рудование заводов железобетонных конструкций и обес печивает скоростное ведение работ, поэтому его можно рекомендовать в качестве основного способа изготовле ния трубобетона.
5.Особенности трубобетонных конструкций
Вотличие от обычного стального стержня трубобе тонный стержень эффективно работает только на сжа тие. При работе на растяжение он обладает значитель но меньшей несущей способностью. В этом отношении трубобетонный стержень, как первичный элемент конст рукции, аналогичен железобетонному. Поэтому в тру бобетонных конструкциях стержни, образующие несущие каркасы, должны быть сжаты. Растянутые стержни в принципе не должны быть трубобетонными. Однако не которые конструктивные соображения оправдывают при менение растянутых трубобетонных стержней; например,
защита от коррозии внутренней |
поверхности |
тру |
бы, увеличение изгнбной жесткости |
стержня в |
целом, |
н его стальной стенки в особенности (для уменьшения общих и местных начальных погибей), увеличение соб ственного веса конструкции, унификация сортамента при заказе металла. .
В дальнейшем будем называть трубобетонными кон струкции, в которых имеются трубобетонные стержни не зависимо от наличия других стержней.
Конструктивная форма трубобетонных сооружений обусловлена развитием стальных конструкций из не за полненных бетоном труб и имеющимися решениями тру бобетонных каркасов.
Технология изготовления трубобетонных стержней с помощью внешнего вибрирования расширяет возмож ности конструирования мощных узлов сквозных конст рукций за счет использования прорезных фасонок и дру гих деталей, располагаемых в полости трубы (рис. 26). Применение же глубинного вибрирования затрудняет постановку этих деталей в трубе.
Выявляются два подхода к построению схем несущих каркасов. Первый заключается в использовании трубо бетонного стержня в традиционных конструктивных схе мах сооружений для элементов, работающих преимуще ственно на сжатие. К таким элементам относятся колон ны производственных и общественных зданий, стойки в различных конструкциях, пилоны висячих покрытий и сооружений, пояса опор линий передач, сжатые стер жни ферм и арок. На рис. 27 показана конструктивная схема колонны производственного здания с кранами ма лой грузоподъемности. Применение труб здесь не услож-
30
Рис. 26. Использование внутренних фасонок в узлах
►
Рис. 27. Использование трубобетонных стержней в качестве ветвей сквозных колонн производственных зданий
няет конструкции по сравнению с традиционной схемой. В традиционных схемах производственных зданий рас ход металла на сжатые элементы, в частности на колон ны, достаточно велик. Если принять массу планировоч ной ячейки здания за 100%, то колонны составляют в прокатных цехах 20—30%, в мартеновских цехах— 15%,
в цехах тяжелого машиностроения — 35Ре конструкция колонн сложная, что является одной из
существенных причин увеличения их шага и уменьшения количества. Препятствием к применению здесь железо бетона может быть несоответствие свойств бетона тем пературно-влажностным режимам цехов, монтажно-кон структивные трудности (вследствие большой массы и высоты железобетонных колонн) и сложность сопряже ния частей сталежелезобетонных рам.
При проектировании необходимо учитывать конструк тивные преимущества трубчатых конструкций, в кото рых трубы можно прикреплять друг к другу без соедини тельных и переходных деталей, что существенно сни-
31
жает массу конструкций. Однако такое соединение элементов требует более точной и сложной по форме об резки торцов труб.
Второй подход к конструированию каркасов состоит в разработке новых схем, в которых основные расчетные нагрузки воспринимаются сильно сжатыми трубобетон ными элементами. При таком подходе учитываются: вопервых, принцип концентрации материала, согласно ко торому укрупненные элементы облегчаются за счет более быстрого роста несущей способности конструкции, неже ли ее массы, во-вторых, принцип упрощения конструк тивной формы—исключение из конструкции некоторых второстепенных деталей и, в-третьих, известный прин цип совмещения функций.
На рис. 28 показаны большепролетные подкрановые балки (для пролетов 48 м), состоящие из небольшого количества очень мощных стержней, а на рис. 29 — пред варительно-напряженные подкрановые безраспорные эстакады с тяжело нагруженными сжатыми стойками и раскосами. Сжатые стержни этих конструкций могут быть выполнены из труб, заполненных бетоном. Некото рое утяжеление конструкции вследствие заполнения труб бетоном не считается недостатком, так как строи тельные конструкции неподвижны и снижение их
собственного веса |
не |
является |
для |
них |
существен |
|||
ным. |
При |
достаточно высокой марке бетона (500 |
||||||
и выше) |
масса |
трубобетонных |
элементов |
оказыва |
||||
ется |
даже |
меньше |
массы |
соответствующих сталь |
||||
ных [71]. |
|
|
|
увеличения |
эффективности |
|||
Дополнительные резервы |
трубобетонных конструкций можно получить, используя предварительное напряжение растянутых трубобетон ных стержней.
В ряде случаев весьма эффективными оказываются составные трубобетонные стержни разнообразных сече ний (рис. 30), для которых могут применяться разные системы решеток: раскосного и безраскосного типа, пер форированные и сплошные листы. При применении трех первых типов соединений получаются сквозные состав ные стержни; при применении последнего типа — сплош ные. Трубобетонные составные стержни обладают всеми свойствами пространственных составных стержней вооб ще, находящих широкое применение в конструкциях. Та кие стержни целесообразно применять в качестве колонн,
3 2 ,