Файл: Карпунин, А. М. Стратиформные месторождения цветных металлов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером стратиформных руд мезозоя могут служить медно­ колчеданные и полиметаллические руды в эффузивах юры АлавердиКафанской металлогенической зоны и полиметаллические руды

вюрских магматических породах Верхнеаллахского рудного узла.

Впределах Алаверди-Кафанской металлогенической зоны место­ рождения цветных металлов Кафан, Шамлуг, Ахтала, Алаверди, Карп аут приурочены к позднебайосским кварцевым плагиопорфиритам (дацитам). Последние данные свидетельствуют о том, что пространственная связь оруденения и вмещающих пород обуслов­ лена их одновозрастностыо (поздний байос) и служит критерием вулканогенного происхождения месторождений [194].

На месторождении Шамлуг (Алавердский рудный район) обломки руды обнаружены в надрудных конгломератах, гравелитах, разно­ зернистых песчаниках, фаунистически определяемых как келловейские. По минеральному составу, текстурно-структурным особен­ ностям, содержанию элементов-примесей (селен, теллур, мышьяк, сурьма, германий) обломки идентичны рудам Шамлугского место­ рождения. Рудные обломки в колчеданных месторождениях Малого Кавказа отмечались различными исследователями на Кафане, Чирагидзоре, Карнуте, Маднеули и других месторождениях и рудопроявлениях цветных металлов. Генезис медноколчеданных и поли­ металлических руд Алаверди-Кафанской металлогенической зоны связывается с проявлением позднебайосского кислого вулканизма.

Верхнеаллахский рудный узел расположен в центральной части Южного Верхоянья, он является составной частью Юдомо-Аллах- Юнь-Тыринской полосы полиметаллических месторождений и рудопроявлений. Последняя совпадает с зоной сочленения Южно-Верхо­ янского синклинория и Оймяконо-Охотского жесткого массива, прослеживаясь в меридиональном направлении на расстояние более 130 км [115]. В пределах рудного узла выделяется несколько пространственно обособленных рудных полей — Джатонское, Детаньжинское, Ампаарындьинское, Опытное и Магынское. Площадь

рудных полей варьирует от единиц до десятков квадратных кило­ метров. Наиболее крупными являются Детаньжинское и Джатон­ ское месторождения. Полиметаллическое оруденение на первом месторождении локализуется в биотито-пироксено-кварцевых мон- цонит-порфирах; на втором — среди вулканогенных образований. Предполагается генетическая связь полиметаллического орудене­ ния с наиболее поздними дифференциатами Верхнеаллахского субвулканического комплекса пород верхней юры.

Приведенные примеры стратиформных вулканогенных место­

рождений цветных металлов

свидетельствуют о

их разнообразии

и сложности геологического

строения.

настоящее время

Как отметил недавно А. В. Сидоренко «... в

в геологии утвердилось новое научное направление, изучающее явления, происходящие на границе осадочных и эффузивных про­ цессов» [122, с. 9]. Нам представляется, что одним из главных аспектов этого направления должно быть исследование стратиформ-

18


ных вулканогенных (осадочно-вулканогенных, вулканогенно-осадоч­ ных) месторождений. Являясь по-существу связующим звеном между интрузивными и седиментогеиными формациями, «...поверхностный вулканизм является индикатором глубинных процессов, определя­ ющих возникновение гидротермальных систем, и как следствие нх динамики, метасоматизм пород и рудообразование, и поисковым критерием на рудные месторождения» [242, с. 284]. Изучение вул­ каногенных стратиформных месторождений цветных металлов, нахо­ дящихся в ряду стратиформных руд ближе к эндогенным, чем к экзо­ генным проявлениям, позволит лучше понять региональные и ло­ кальные особенности геологии осадочно-вулканогенных и вулкано- генно-осадочных месторождений, имеющих важное экономическое значение.

Осадочные месторождения

Геологии и происхождению осадочных стратиформных месторо­ ждений меди, свинца и цинка посвящено значительное число моно­ графий [1, 184, 207, 375, 429, 440 и др. ], сборники статей и тезисов докладов [60, 98, 99, 228, 368, 373, 510 и др.], многочисленные отдельные статьи и диссертации. К осадочным стратиформным место­ рождениям цветных металлов большинство исследователей относит пластовые месторождения, локализующиеся в терригенных и карбо­ натных толщах, не имеющие генетической связи с магматическими породами. Перечень наиболее известных осадочных стратиформных месторождений меди, свинца и цинка приведен в конце этого раз­ дела. Ниже рассмотрены геологические особенности месторождений подобного типа.

Геотектоническая позиция. Для осадочных стратиформных место­ рождений меди, связанных с аридным литогенезом, характерно ярко выраженное тяготение к платформам (древним и молодым) и слабое развитие в геосинклинальных зонах [379]. Однако в целом деление меднорудных провинций по геотектоническому признаку на образо­ вания складчатых областей и платформ встречает определенные затруднения, обусловленные тем, что подобные провинции часто формируются в завершающие, нередко переходные к платформенным этапы развития подвижных поясов, а также в постгеосинклинальные и постплатформенные орогенные стадии [58].

Месторождения типа медистых сланцев встречаются в платформен­ ных и орогенных областях, но более характерны они для платформ, где локализуются на склонах крупных постседиментационных прогибов (Мансфельд, ГДР; Предсудетская моноклиналь, Польша). Месторождения типа медистых песчаников встречаются в платфор­ менных и складчатых областях, локализуясь во внешних (Удокан) и внутренних (Таджикская депрессия) поясах складчатых областей, в краевых прогибах и краевых частях платформы (Приуралье).

Осадочные стратиформные месторождения свинца и цинка ти­ пичны для платформенных областей, однако они известны и в гео­ синклинальных образованиях [58, 106, 357]. Примером первых

2*

19



могут служить месторождения района Три-Стейт, Юго-Восточное Миссури в США; Пайн-Пойнт в Канаде; примером вторых — Каратау, Забайкальские и др.

Накопление осадочных руд свинца и цинка происходило в зонах активного прогибания земной коры, где формировались достаточно мощные терригенно-карбонатные и карбонатные толщи, в том числе благоприятные для концентрации металлов мелководные доломито­ вые осадки [15].

Эпохи рудообразования и стратиграфический контроль орудене­ ния. Осадочные стратиформные месторождения меди, свинца и цинка формировались в ходе истории Земли по сути дела непре­ рывно — от архея до голоцена. Наглядно площадное размещение медной и свинцово-цинковой стратиформной минерализации на территории СССР в возрастном подразделении приведено в работе ІО. В. Богданова и Э. И. Кутырева [58].

Н. М. Страхов [375] различает эпохи меденакопления и эпохи ослабленного образования осадочных медных месторождений. Всего им выделено пять медеобразующих эпох: одна из них охватывает конец кембрия и начало ордовика, другая — средний и верхний девон, нижний и средний карбон, третья — пермский период и ниж­ ний триас, четвертая — нижний мел, пятая — неоген. Эпохи свин­ цово-цинкового рудообразования в подавляющем большинстве слу­ чаев близки эпохам меденакопления, а временами и совпадают с ними.

Открытие за последние годы крупных месторождений цветных металлов в протерозойских породах свидетельствует о том, что благоприятные условия для образования осадочных руд суще­ ствовали и в протерозойскую эпоху. В более поздних работах [58 ] вы­ делены эпохи меденакопления: раннепротерозойская, позднепротерозопская, кембрийско-ордовикская, девонская, позднекарбоновая, пер- мо-триасовая, раннемеловая, палеогеновая и неогеновая. Отме­ чается, что перечисленные эпохи меденакопления определяются в основном состоянием изученности этого вопроса и не включают

все действительно

существовавшие

отрезки

времени,

в течение

которых происходило накопление

медистых

осадков.

Мы

можем

предполагать, что

седиментогенез

цветных

металлов

имел

место

и в архее, однако интенсивный динамотермальный метаморфизм (вплоть до анатексиса) способствовал миграции их из архейских пород.

Своеобразие совместного с вмещающими осадками рудоотложения цветных металлов обусловило их четкую стратификацию, широ­ кое площадное распространение и значительный вертикальный диа­ пазон оруденения по разрезу. В частности, меденосные образования в Кодаро-Удоканской зоне протягиваются на 150 км, суммарная мощность меденосной части разреза удоканской продуктивной серии варьирует в пределах 4,5—6,7 км. В Боливии меденосная толща Коро-Коро прослежена на 750 км, проявления медного оруденения по разрезу наблюдаются более чем на 1 км; в Центральном Казах^-

20


стане рудовмещагощие отложения протягиваются на 600 км при мощности их до 680 м; на Мангышлаке породы с медными минера­ лами установлены на расстоянии около 350 км при общей мощности рудовмещающих отложений до 3 км; в Катанга-Замбийском медно­ рудном поясе рудовмещающие породы прослежены на протяя<ении свыше 500 км при мощности продуктивной толщи до 1км [58]. Медистые песчаники Приуралья слагают полосу, которая при ширине 100—200 км протягивается более чем на 1400 км [276]. Медистые песчаники Таджикской депрессии прослежены на расстоя­ нии более 300 км.

Подобная же картина наблюдается в размещении свинцово-цин­ ковых месторождений. В Сумсар-Бозбутауском районе (Чаткаль-

ский хребет)

два узкостратифицированных рудоносных горизонта

в девонских

отложениях с полиметаллическим оруденением про­

слежены по простиранию на 100 км. Рудоносный горизонт в Молдотауской рудной зоне (хр. Молдотау, Южное Присонкулье), приуро­ ченный к карбонатным породам нижнего турне, выдерживается по простиранию более чем на 80 км [298].

Следует заметить, что в пределах определенных стратиграфиче­ ских горизонтов оруденение не всегда выдерживается на одном и том же уровне. В силу специфических особенностей палеогеогра­ фических условий образования рудных залежей (регрессивное или трансгрессивное развитие бассейна седиментации, изменение кли­ мата и т. п.) часто можно наблюдать возрастное скольжение оруде­ нения. В частности, в пределах нижнемеловой полосы юго-западной части Средней Азии с запада на восток наблюдается постепенное «омоложение» меденосных фаций от валанжина-готерива до альба [225]. Так, на западе указанной территории, в юго-западных отро­ гах Гиссарского хребта, медное оруденение наблюдается в альмурадской (доломиты), кызылташской (песчаники) и окузбулакской (глинисто-гипсоносный горизонт) свитах. Восточнее, в Таджикской депрессии, медное оруденение установлено в валанжине-готериве (кызылташская свита), баррем-апте (окузбулакская свита) и альбе (каракузская свита). На востоке территории (Заалай, Алай) меде­ носными являются верхнеальбские отложения.

В Приуралье к северу от Уфимского плато четко наблюдается возрастное скольжение медного оруденения снизу вверх по разрезу в направлении с востока на запад. Для всего Приуралья устанавли­

вается

закономерное

«омоложение»

оруденения

в

направлении

с

севера на юг

[163,

197, 226].

 

 

 

 

 

 

 

Возрастное скольжение можно наблюдать на профиле хр. Ак-

Шпйряк и северном склоне

хр.. Молдотау

(Центральный

Тянь-

Шань).

Здесь

сульфидобразующие

фации

впервые

появляются

в

нижнем турне

(рудопроявления бассейна

р.

Кичине-Киндик),

в

направлении

к

северному

склону

хр.

Молдотау

наблюдается

«омоложение» этих фаций. На площадях, непосредственно

тяготе­

ющих к северному

склону хр. Молдотау, осадочное свинцово-цин­

ковое

рудообразование

происходило

во

время накопления, визе-

\

21