Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Искомое сопротивление Rx определяют на основании пока заний амперметра А и вольтметра V по соотношению
(32)
Для измерения сопротивления заземляющих устройств и удельного сопротивления грунта применяют комплектный при бор МС-08 промышленного изготовления. Прибор имеет три предела измерения: 0—10, 0—100 и 0—1000 ом. Наибольшая
Рис. 24. Схема измерения сопротивления заземлнтеля мостом типа МС-08:
1 — переключатель: 2 — реостат; 3 — зонд; •/ — вспомогательный электрод; R ѵ — испытуемый заземлнтель; В — вспомогательный электрод
погрешность показаний составляет не более ±1,5% длины рабочей части шкалы, основные размеры 205X455X255 мм, а масса 10,5 кг.
При измерениях прибор устанавливают на твердом гори зонтальном основании вблизи испытуемого заземлнтеля и за бивают в грунт зонд и вспомогательный электрод (рис. 24). Сопротивление вспомогательного электрода при испытании за земляющих устройств, имеющих сопротивление меньше 10 ом, должно быть не более 250 ом. При измерениях па пределах 0—100 и 0—1000 ом сопротивление не должно превышать со ответственно 500 и 1000 ом. Затем изолированными, протяну тыми по земле проводами присоединяют испытуемый заземлитель к зажимам І \ и Е и вспомогательный электрод к Іо , а зонд — к Е2.
72
Перед измерением компенсируют сопротивление зонда, для чего переключатель 1 переводят в положение «регулировка» и при вращении рукоятки генератора со скоростью около 135 об/мин поворотом головки реостата 2 устанавливают стрелку прибора иа красную отметку шкалы. Если установить стрелку
прибора на красной отметке |
не удается, то принимают меры |
к уменьшению сопротивления |
зонда (например, увлажняют |
почву). |
|
После компенсации переключатель устанавливают в поло жение, предположительно соответствующее величине измеряе мого сопротивления («измерениеХ 1» или X 0,1 или X0,01) и при вращении рукоятки (около 135 об/мин) производят замер по шкале с учетом выбранного коэффициента.
При вялой установке стрелки прибора проверяют сопро тивление вспомогательного заземлителя, для чего провода, присоединенные к зажимам / 1 и /2, меняют местами. В таком положении прибор покажет сопротивление вспомогательного заземлителя, и при превышении им требуемой величины необ ходимо принять меры к его снижению.
Влияние блуждающих переменных токов проявляется в виде колебаний стрелки. В этом случае необходимо изменить ско рость вращения рукоятки генератора (допустимые пределы 90— 150 об/мин).
При измерении удельного сопротивления грунта в него заби вают стальную трубу, а зонд и вспомогательный заземлитель устанавливают так же, как и при вышеописанном испытании. Измеряют сопротивление растеканию основного стержня и опре деляют удельное сопротивление грунта по выражению
р = |
2,73 - |
, |
ом-см, |
(33) |
|
, |
4!3 |
|
|
|
lg----■ |
|
|
|
где R — сопротивление, |
|
d |
прибором, ом; |
13— глубина |
измеренное |
забивки трубы, см; d — диаметр трубы, см.
Возможно также измерение следующим способом. В землю по прямой линии забивают четыре стержня на одинаковом рас стоянии друг от друга с глубиной забивки не более Поо этого расстояния. К зажимам прибора І\ и /2 присоединяют крайние стержни, а к £і и Е2—-внутренние. Удельное сопротивление
определяют по выражению |
|
р = 2mR, |
(34) |
где R '— показатель прибора, ом; а — расстояние между стерж нями, см.
§ 5. Эксплуатация внутрикарьерных воздушных ЛЭП
Виутрикарьерные ЛЭП, предназначенные для электроснаб жения передвижного оборудования и полустационарных уста новок внутри разрезов, являются временными сооружениями и
73
перемещаются по мере подвигания фронта работ. Монтаж воз душных ЛЭП производят в соответствии с запроектированной для разреза схемой электроснабжения.
Провода по трассе раскатывают автомашиной или трак тором. При пересечениях с автодорогами и железнодорожными путями, линиями связи и т. п. используют специальные защит ные устройства. Если будущая линия пересекает действующую ЛЭП, то работы производят лишь после отключения действую щей и наложения защитного заземления. Крюки и штыри на опорах устанавливают строго вертикально и тщательно закреп ляют. Изоляторы перед монтажом ревизуют. Пыль и грязь с фарфора снимают смоченной в бензине тряпкой. Проверяют отсутствие на поверхности глазури волосяных трещин, вкрапле ний песка и металла, неглазурованных мест (лысин) площадью более 3 см2, отбитых краев и сколов длиной более 60 мм и глубиной более 10 мм. Поврежденные места, если они не пре вышают допустимых размеров, покрывают двумя слоями баке литового или глифталевого лака с просушкой каждого слоя. Устанавливают штыревые изоляторы строго по оси крюков или штырей на смазанной суриком на олифе, плотно намотан ной пеньке, чесаном льне пли кабельной пряже.
Провода и тросы соединяют специальными соединительными зажимами. Для алюминиевых и стальных проводов нормальной прочности применяют трубки овального сечения из одинакового
смонтируемыми проводами металла. При сталеалюминиевых используют две трубки: стальную для соединения внутренних стальных проводов и алюминиевую для наружных. Трубку до обжатия устанавливают так, чтобы концы проводов выступали
собоих сторон на 10—15 мм. Плотное соединение достигают обжатием специальными клещами трубки в местах, обозначен ных насечками. После обжима концы проводов и места их выхода обмазывают суриком на олифе. Сталеалюминиевые про вода больших сечений и тросы сечением более 70 мм2 соединяют трубками фасонного профиля, опрессовываемыми гидравличе
ским прессом.
Прочность соединения должна быть не менее 90% прочно сти целого провода, а электрическое сопротивление не превы шать более чем на 20% сопротивления куска провода такой же
длины.
На опорах на высоте 2,5—3,0 м от земли должны быть нанесены: порядковый номер, год и месяц установки. Кроме того, на линиях напряжением 6 (10) кв через одну опору (и на всех при пересечениях) необходимо вывешивать предостере
гающие плакаты.
На опоры провода поднимают шестами или веревками с по мощью блока, установленного на опоре. Провода натягивают с помощью полиспастов вручную, проверяя заданную величину провеса.
74
Вновь смонтированные ЛЭП должны быть подвергнуты приемо-сдаточным испытаниям, при которых производят:
проверку расстояний и разрегулировки проводов и тросов; проверку правильности установки опор и их внешний
осмотр; контроль изоляторов;
контроль соединений проводов.
Все элементы ЛЭП свыше 1000 в при приемо-сдаточных ис пытаниях должны отвечать требованиям, изложенным в § 1— 8—38 ПУЭ. При сдаче в эксплуатацию производят фазировку линии и включают ее под напряжение толчком.
В процессе эксплуатации ЛЭП подвергают осмотрам, профи лактическим измерениям и проверкам.
Осмотры следует производить регулярно по утвержденному главным энергетиком разреза графику в следующие сроки: еже недельно — электрослесарями или лицами сменного горного надзора участка; ежемесячно — лицами надзора участка в пре делах границ участка; ежеквартально — главным энергетиком разреза.
Кроме того, по распоряжению главного энергетика проводят внеочередные осмотры при появлении гололеда, после тумана и сильного ветра, автоматического отключения линии, в том числе и при ее успешном повторном включении.
При осмотрах необходимо обращать внимание на: состояние опор, наличие наклонов, обгорания, целость бан
дажей, загрузку грузом оснований опор, целость оттяжек; наличие и состояние предостерегающих плакатов и других
постоянных знаков на опорах; наличие обрывов и оплавлений отдельных проводов или
набросов на проводах и тросах, искрение или разрегулировку проводов;
состояние изоляторов, наличие боя, ожогов и трещин изо ляторов;
состояние разрядников, коммутационной аппаратуры. Верховой осмотр с подъемом на опору производят на от
ключенной линии после каждой передвижки опор на новое место.
На линиях необходимо также проводить профилактические измерения и проверки:
ежемесячно — проверку и подтяжку болтовых соединений; ежегодно — проверку степени загнивания деревянных дета
лей опор и ржавления металлических деталей опор; после каждой передвижки — проверку заземления, габари
тов и натяжения в оттяжках опор; после каждой передвижки (но не реже одного раза в год) —
проверку наличия и ширины раскрытия трещин в бетоне осно ваний, а также состояния изоляторов.
Ремонт ЛЭП производят в сроки, установленные энергети
75
ком разреза на основе результатов осмотра, профилактических испытаний и проверок. Ремонтные работы следует выполнять с максимально возможным сокращением времени отключения линии. Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки эле ментов воздушных ЛЭП должны соответствовать «Объему и нормам испытаний электрооборудования».
Рис. |
25. Машина для переноски опор МПО: |
||
J — захватывающий |
механизм; 2 — рычаг |
опускания; |
3 — рама промежуточная; |
— рама с кронштейнами; 5 — площадка |
для снятия |
и подвешивания проводов |
Перемещение воздушной ЛЭП является весьма трудоемкой операцией. При ее выполнении отключают все питающиеся от линии оборудование, провода и тросы демонтируют, опоры пе реносят на новое место, где производят повторную навеску про водов и тросов. Для механизации переноски опор может быть использована разработанная СКБ треста Энергоуголь машина МПО (рис. 25). Машина смонтирована на базе трактора С-100, оборудованного бульдозером. При необходимости переноса опоры площадка для снятия и подвешивания проводов при поднимается захватывающим механизмом и переводится в го ризонтальное транспортное положение. На новом месте опору устанавливают в вертикальном положении.
Машина может быть также использована для перемещения опор волоком, зачистки грунта по трассе линии, снятия и навески проводов и при ремонтных работах. Ее расчетная про изводительность составляет 27 опор в смену.
При перемещении опор с помощью трактора (автомашины) длина буксировочного троса должна быть не более 3 м между передней частью опорной подушки и прицепным устройством машины.
Г л а в а I V
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИБКИХ СИЛОВЫХ КАБЕЛЕЙ
§ 1. Испытания, осмотры и отыскание мест повреждения
Перед включением кабеля под напряжение проверяют це лость его жил, фазировку и в течение 5 мин испытывают повышенным напряжением выпрямленного тока, величина кото рого равна двойному номинальному напряжению. Для кабелей до 1000 в испытания проводят мегомметром иа напряжение 1000—2500 в течение 1 мин. Кабели считаются выдержавшими испытания, если не произошло пробоя, не было скользящих разрядов и толчков тока утечки или его нарастания после того, как он достиг установившегося значения.
Профилактические испытания повышенным напряжением по стоянного тока производят периодически по местным графикам, а также после ремонта кабеля.
Осмотры кабельных линий должны производиться ежесменно лицом с квалификационной группой не ниже II.. Внеочередной контроль следует проводить после сильного ливня, грозы, буро взрывных работ (если кабель находился в зоне взрывов) и других отклонений от нормальных режимов эксплуатации. При осмотре следует обойти всю линию от одного конца до другого и проследить за тем, чтобы кабель не был завален породой, углем, снегом или залит водой, особенно в осенне-зимний период, чтобы отсутствовали большие провесы кабеля, пересечения с транспортными путями и места прохода людей были надежно укрыты. Необходимо обращать внимание иа внешний вид ка беля, наличие порывов, взрывов и большого числа трещин на шланговой оболочке, оголение экранов и жил, состояние муфт и соединений отдельных отрезков, надежность закрепления заземляющей жилы, а также нагрев кабеля во время работы оборудования. При выявлении неудовлетворительного состоя ния отдельных участков трассы или повреждений кабеля должны быть приняты соответствующие меры, так как указанные де фекты могут явиться причиной аварийного отключения питания.
При аварийном отключении линии электроснабжения в связи с неисправностью гибкого кабеля или выявившемся при профи-
77
лактическнх испытаниях дефекте важно быстро и точно уста новить место повреждения. В ряде случаев его легко обна ружить визуально. Однако места некоторых повреждений, как например обрыв жилы заземления, определить внешним осмот ром практически невозможно. Для этого применяют специальные методы, получившие распространение в практике эксплуатации кабельных сетей.
Перед выявлением места повреждения кабель отключают от питающей сети и разряжают, после чего устанавливают харак тер аварийного повреждения. Мегомметром измеряют сопро тивление изоляции каждой жилы по отношению к земле с целью определения возможного замыкания па землю. Последовательно измеряют сопротивление всех жил попарно и выясняют, нет ли между ними замыкания. Эту операцию повторяют, но при за мыкании накоротко соответствующих пар жил на другом конце кабеля, что позволяет определить, пет ли обрыва в каких-либо из них. При определении характера повреждения следует также учитывать, из-за чего исчезло питание, вид защиты, которая при этом сработала, и другие сопутствовавшие повреждению фактор ы.
В отдельных случаях для понижения переходного сопротив ления в месте повреждения и создания устойчивого замыкания может быть применено искусственное прожигание поврежден ных мест изоляции. Его выполняют с помощью кенотронных и газотромных установок, селеновых выпрямителей или специаль ных трансформаторов.
В зависимости от характера повреждения для определения его места рекомендуется применять один из методов, приведен ных в табл. 17.
При акустическом методе используют испытательную уста новку постоянного тока на 30—50 кв, высоковольтные конден саторы, регулируемый шаровой или игольчатый разрядник с воздушным зазором, а также усилитель с акустическим датчи ком АИП-ЗМ.
Неисправную жилу присоединяют к разряднику, а остальные жилы и экраны соединяют между собой и надежно заземляют (рис. 26, а). До начала импульсных разрядов в дефектном месте напряжение повышается плавно. По микроамперметру, встроен ному в аппарат, устанавливают частоту разрядов 1—3 сек, после чего приступают к осмотру кабеля. Звук, сопутствующий искро вому разряду в месте повреждения, прослушивают специальным прибором А11П с пьезодатчиком. Для уточнения места повреж дения, когда это необходимо, допускается пользование стетоско пом. Не разрешается прикасаться к кабелю электропроводя щими предметами и в дождливую погоду и мокрый снегопад проводить работы, пользуясь этим методом.
Емкостный метод, заключающийся в измерении емкости оборванной жилы кабеля, применяют для определения места
78