Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искомое сопротивление Rx определяют на основании пока­ заний амперметра А и вольтметра V по соотношению

(32)

Для измерения сопротивления заземляющих устройств и удельного сопротивления грунта применяют комплектный при­ бор МС-08 промышленного изготовления. Прибор имеет три предела измерения: 0—10, 0—100 и 0—1000 ом. Наибольшая

Рис. 24. Схема измерения сопротивления заземлнтеля мостом типа МС-08:

1 — переключатель: 2 — реостат; 3 — зонд; •/ — вспомогательный электрод; R ѵ — испытуемый заземлнтель; В — вспомогательный электрод

погрешность показаний составляет не более ±1,5% длины рабочей части шкалы, основные размеры 205X455X255 мм, а масса 10,5 кг.

При измерениях прибор устанавливают на твердом гори­ зонтальном основании вблизи испытуемого заземлнтеля и за­ бивают в грунт зонд и вспомогательный электрод (рис. 24). Сопротивление вспомогательного электрода при испытании за­ земляющих устройств, имеющих сопротивление меньше 10 ом, должно быть не более 250 ом. При измерениях па пределах 0—100 и 0—1000 ом сопротивление не должно превышать со­ ответственно 500 и 1000 ом. Затем изолированными, протяну­ тыми по земле проводами присоединяют испытуемый заземлитель к зажимам І \ и Е и вспомогательный электрод к Іо , а зонд — к Е2.

72

Перед измерением компенсируют сопротивление зонда, для чего переключатель 1 переводят в положение «регулировка» и при вращении рукоятки генератора со скоростью около 135 об/мин поворотом головки реостата 2 устанавливают стрелку прибора иа красную отметку шкалы. Если установить стрелку

прибора на красной отметке

не удается, то принимают меры

к уменьшению сопротивления

зонда (например, увлажняют

почву).

 

После компенсации переключатель устанавливают в поло­ жение, предположительно соответствующее величине измеряе­ мого сопротивления («измерениеХ 1» или X 0,1 или X0,01) и при вращении рукоятки (около 135 об/мин) производят замер по шкале с учетом выбранного коэффициента.

При вялой установке стрелки прибора проверяют сопро­ тивление вспомогательного заземлителя, для чего провода, присоединенные к зажимам / 1 и /2, меняют местами. В таком положении прибор покажет сопротивление вспомогательного заземлителя, и при превышении им требуемой величины необ­ ходимо принять меры к его снижению.

Влияние блуждающих переменных токов проявляется в виде колебаний стрелки. В этом случае необходимо изменить ско­ рость вращения рукоятки генератора (допустимые пределы 90— 150 об/мин).

При измерении удельного сопротивления грунта в него заби­ вают стальную трубу, а зонд и вспомогательный заземлитель устанавливают так же, как и при вышеописанном испытании. Измеряют сопротивление растеканию основного стержня и опре­ деляют удельное сопротивление грунта по выражению

р =

2,73 -

,

ом-см,

(33)

 

,

4!3

 

 

 

lg----■

 

 

где R — сопротивление,

 

d

прибором, ом;

13— глубина

измеренное

забивки трубы, см; d — диаметр трубы, см.

Возможно также измерение следующим способом. В землю по прямой линии забивают четыре стержня на одинаковом рас­ стоянии друг от друга с глубиной забивки не более Поо этого расстояния. К зажимам прибора І\ и /2 присоединяют крайние стержни, а к £і и Е2—-внутренние. Удельное сопротивление

определяют по выражению

 

р = 2mR,

(34)

где R '— показатель прибора, ом; а — расстояние между стерж­ нями, см.

§ 5. Эксплуатация внутрикарьерных воздушных ЛЭП

Виутрикарьерные ЛЭП, предназначенные для электроснаб­ жения передвижного оборудования и полустационарных уста­ новок внутри разрезов, являются временными сооружениями и

73


перемещаются по мере подвигания фронта работ. Монтаж воз­ душных ЛЭП производят в соответствии с запроектированной для разреза схемой электроснабжения.

Провода по трассе раскатывают автомашиной или трак­ тором. При пересечениях с автодорогами и железнодорожными путями, линиями связи и т. п. используют специальные защит­ ные устройства. Если будущая линия пересекает действующую ЛЭП, то работы производят лишь после отключения действую­ щей и наложения защитного заземления. Крюки и штыри на опорах устанавливают строго вертикально и тщательно закреп­ ляют. Изоляторы перед монтажом ревизуют. Пыль и грязь с фарфора снимают смоченной в бензине тряпкой. Проверяют отсутствие на поверхности глазури волосяных трещин, вкрапле­ ний песка и металла, неглазурованных мест (лысин) площадью более 3 см2, отбитых краев и сколов длиной более 60 мм и глубиной более 10 мм. Поврежденные места, если они не пре­ вышают допустимых размеров, покрывают двумя слоями баке­ литового или глифталевого лака с просушкой каждого слоя. Устанавливают штыревые изоляторы строго по оси крюков или штырей на смазанной суриком на олифе, плотно намотан­ ной пеньке, чесаном льне пли кабельной пряже.

Провода и тросы соединяют специальными соединительными зажимами. Для алюминиевых и стальных проводов нормальной прочности применяют трубки овального сечения из одинакового

смонтируемыми проводами металла. При сталеалюминиевых используют две трубки: стальную для соединения внутренних стальных проводов и алюминиевую для наружных. Трубку до обжатия устанавливают так, чтобы концы проводов выступали

собоих сторон на 10—15 мм. Плотное соединение достигают обжатием специальными клещами трубки в местах, обозначен­ ных насечками. После обжима концы проводов и места их выхода обмазывают суриком на олифе. Сталеалюминиевые про­ вода больших сечений и тросы сечением более 70 мм2 соединяют трубками фасонного профиля, опрессовываемыми гидравличе­

ским прессом.

Прочность соединения должна быть не менее 90% прочно­ сти целого провода, а электрическое сопротивление не превы­ шать более чем на 20% сопротивления куска провода такой же

длины.

На опорах на высоте 2,5—3,0 м от земли должны быть нанесены: порядковый номер, год и месяц установки. Кроме того, на линиях напряжением 6 (10) кв через одну опору (и на всех при пересечениях) необходимо вывешивать предостере­

гающие плакаты.

На опоры провода поднимают шестами или веревками с по­ мощью блока, установленного на опоре. Провода натягивают с помощью полиспастов вручную, проверяя заданную величину провеса.

74


Вновь смонтированные ЛЭП должны быть подвергнуты приемо-сдаточным испытаниям, при которых производят:

проверку расстояний и разрегулировки проводов и тросов; проверку правильности установки опор и их внешний

осмотр; контроль изоляторов;

контроль соединений проводов.

Все элементы ЛЭП свыше 1000 в при приемо-сдаточных ис­ пытаниях должны отвечать требованиям, изложенным в § 1— 8—38 ПУЭ. При сдаче в эксплуатацию производят фазировку линии и включают ее под напряжение толчком.

В процессе эксплуатации ЛЭП подвергают осмотрам, профи­ лактическим измерениям и проверкам.

Осмотры следует производить регулярно по утвержденному главным энергетиком разреза графику в следующие сроки: еже­ недельно — электрослесарями или лицами сменного горного надзора участка; ежемесячно — лицами надзора участка в пре­ делах границ участка; ежеквартально — главным энергетиком разреза.

Кроме того, по распоряжению главного энергетика проводят внеочередные осмотры при появлении гололеда, после тумана и сильного ветра, автоматического отключения линии, в том числе и при ее успешном повторном включении.

При осмотрах необходимо обращать внимание на: состояние опор, наличие наклонов, обгорания, целость бан­

дажей, загрузку грузом оснований опор, целость оттяжек; наличие и состояние предостерегающих плакатов и других

постоянных знаков на опорах; наличие обрывов и оплавлений отдельных проводов или

набросов на проводах и тросах, искрение или разрегулировку проводов;

состояние изоляторов, наличие боя, ожогов и трещин изо­ ляторов;

состояние разрядников, коммутационной аппаратуры. Верховой осмотр с подъемом на опору производят на от­

ключенной линии после каждой передвижки опор на новое место.

На линиях необходимо также проводить профилактические измерения и проверки:

ежемесячно — проверку и подтяжку болтовых соединений; ежегодно — проверку степени загнивания деревянных дета­

лей опор и ржавления металлических деталей опор; после каждой передвижки — проверку заземления, габари­

тов и натяжения в оттяжках опор; после каждой передвижки (но не реже одного раза в год) —

проверку наличия и ширины раскрытия трещин в бетоне осно­ ваний, а также состояния изоляторов.

Ремонт ЛЭП производят в сроки, установленные энергети­

75


ком разреза на основе результатов осмотра, профилактических испытаний и проверок. Ремонтные работы следует выполнять с максимально возможным сокращением времени отключения линии. Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки эле­ ментов воздушных ЛЭП должны соответствовать «Объему и нормам испытаний электрооборудования».

Рис.

25. Машина для переноски опор МПО:

J — захватывающий

механизм; 2 — рычаг

опускания;

3 — рама промежуточная;

— рама с кронштейнами; 5 — площадка

для снятия

и подвешивания проводов

Перемещение воздушной ЛЭП является весьма трудоемкой операцией. При ее выполнении отключают все питающиеся от линии оборудование, провода и тросы демонтируют, опоры пе­ реносят на новое место, где производят повторную навеску про­ водов и тросов. Для механизации переноски опор может быть использована разработанная СКБ треста Энергоуголь машина МПО (рис. 25). Машина смонтирована на базе трактора С-100, оборудованного бульдозером. При необходимости переноса опоры площадка для снятия и подвешивания проводов при­ поднимается захватывающим механизмом и переводится в го­ ризонтальное транспортное положение. На новом месте опору устанавливают в вертикальном положении.

Машина может быть также использована для перемещения опор волоком, зачистки грунта по трассе линии, снятия и навески проводов и при ремонтных работах. Ее расчетная про­ изводительность составляет 27 опор в смену.

При перемещении опор с помощью трактора (автомашины) длина буксировочного троса должна быть не более 3 м между передней частью опорной подушки и прицепным устройством машины.

Г л а в а I V

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИБКИХ СИЛОВЫХ КАБЕЛЕЙ

§ 1. Испытания, осмотры и отыскание мест повреждения

Перед включением кабеля под напряжение проверяют це­ лость его жил, фазировку и в течение 5 мин испытывают повышенным напряжением выпрямленного тока, величина кото­ рого равна двойному номинальному напряжению. Для кабелей до 1000 в испытания проводят мегомметром иа напряжение 1000—2500 в течение 1 мин. Кабели считаются выдержавшими испытания, если не произошло пробоя, не было скользящих разрядов и толчков тока утечки или его нарастания после того, как он достиг установившегося значения.

Профилактические испытания повышенным напряжением по­ стоянного тока производят периодически по местным графикам, а также после ремонта кабеля.

Осмотры кабельных линий должны производиться ежесменно лицом с квалификационной группой не ниже II.. Внеочередной контроль следует проводить после сильного ливня, грозы, буро­ взрывных работ (если кабель находился в зоне взрывов) и других отклонений от нормальных режимов эксплуатации. При осмотре следует обойти всю линию от одного конца до другого и проследить за тем, чтобы кабель не был завален породой, углем, снегом или залит водой, особенно в осенне-зимний период, чтобы отсутствовали большие провесы кабеля, пересечения с транспортными путями и места прохода людей были надежно укрыты. Необходимо обращать внимание иа внешний вид ка­ беля, наличие порывов, взрывов и большого числа трещин на шланговой оболочке, оголение экранов и жил, состояние муфт и соединений отдельных отрезков, надежность закрепления заземляющей жилы, а также нагрев кабеля во время работы оборудования. При выявлении неудовлетворительного состоя­ ния отдельных участков трассы или повреждений кабеля должны быть приняты соответствующие меры, так как указанные де­ фекты могут явиться причиной аварийного отключения питания.

При аварийном отключении линии электроснабжения в связи с неисправностью гибкого кабеля или выявившемся при профи-

77


лактическнх испытаниях дефекте важно быстро и точно уста­ новить место повреждения. В ряде случаев его легко обна­ ружить визуально. Однако места некоторых повреждений, как например обрыв жилы заземления, определить внешним осмот­ ром практически невозможно. Для этого применяют специальные методы, получившие распространение в практике эксплуатации кабельных сетей.

Перед выявлением места повреждения кабель отключают от питающей сети и разряжают, после чего устанавливают харак­ тер аварийного повреждения. Мегомметром измеряют сопро­ тивление изоляции каждой жилы по отношению к земле с целью определения возможного замыкания па землю. Последовательно измеряют сопротивление всех жил попарно и выясняют, нет ли между ними замыкания. Эту операцию повторяют, но при за­ мыкании накоротко соответствующих пар жил на другом конце кабеля, что позволяет определить, пет ли обрыва в каких-либо из них. При определении характера повреждения следует также учитывать, из-за чего исчезло питание, вид защиты, которая при этом сработала, и другие сопутствовавшие повреждению фактор ы.

В отдельных случаях для понижения переходного сопротив­ ления в месте повреждения и создания устойчивого замыкания может быть применено искусственное прожигание поврежден­ ных мест изоляции. Его выполняют с помощью кенотронных и газотромных установок, селеновых выпрямителей или специаль­ ных трансформаторов.

В зависимости от характера повреждения для определения его места рекомендуется применять один из методов, приведен­ ных в табл. 17.

При акустическом методе используют испытательную уста­ новку постоянного тока на 30—50 кв, высоковольтные конден­ саторы, регулируемый шаровой или игольчатый разрядник с воздушным зазором, а также усилитель с акустическим датчи­ ком АИП-ЗМ.

Неисправную жилу присоединяют к разряднику, а остальные жилы и экраны соединяют между собой и надежно заземляют (рис. 26, а). До начала импульсных разрядов в дефектном месте напряжение повышается плавно. По микроамперметру, встроен­ ному в аппарат, устанавливают частоту разрядов 1—3 сек, после чего приступают к осмотру кабеля. Звук, сопутствующий искро­ вому разряду в месте повреждения, прослушивают специальным прибором А11П с пьезодатчиком. Для уточнения места повреж­ дения, когда это необходимо, допускается пользование стетоско­ пом. Не разрешается прикасаться к кабелю электропроводя­ щими предметами и в дождливую погоду и мокрый снегопад проводить работы, пользуясь этим методом.

Емкостный метод, заключающийся в измерении емкости оборванной жилы кабеля, применяют для определения места

78