Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вое положение). Затем производили отсчет

показаний прибора

и запись в журнал

наблюдений. Одновременно в том

же жур­

нале фиксировали

показания термометров,

измеряющих темпе­

ратуру окружающего воздуха

и .холодных концов термопар, а

также время проведения замера.

 

 

Так как температура холодных концов термопары отличалась

от той, при

которой она была отградуирована, то при обработке

измерении

вносили

поправки

к показаниям приборов. К числу

милливольт, снятых со шкалы

прибора, прибавляли

э. д. с. по­

правки, а по сумме, пользуясь

градуировочной таблицей, опре­

деляли искомую температуру.

По той же

таблице

находили

э. д. с. поправки, она соответствовала разности двух температур: фактической и той, при которой находились холодные концы при градуировке.

Испытания проводили в помещении, в котором температура воздуха в течение суток оставалась практически постоянной. Все полученные в результате замеров температуры приводили к од­ ному значению (+ 25°). Пересчеты проводили по выражению (с

учетом нагрева жилы электрическим током)

 

t

. [' + 3'9-і0~3^ж, - Щ <окр, + ° '92,(<ж, -'окр,)

оС (60)

Ж‘

[ 1 + 3 , 9 . 1 0 —З(^0 і ф і - 20)]

’ ’

где /окРі— температура окружающего воздуха, при которой про­

водили

испытания, °С; і0]<ѵ,

— температура окружающего воз­

духа, к

которой приводили

температуру жилы; равна 25° С;

Рис. 59. Перегрев кабеля при различном числе витков

— температура, до которой нагрелась жила в процессе испытания при ^>кр,>°С;

tm.— температура, до которой нагрелась бы жила при тем­ пературе t0KVz, °С.

По результатам испытаний были построены эпюры распре­

деления

температур жил

кабелей

при различном числе витков

и слоев

навивки (рис. 59

и 60).

На приведенных графиках

160


даны значения температур перегрева по отношению к темпе­ ратуре окружающей среды + 25° С.

Результаты испытаний позволили сделать следующие вы­ воды.

Нагрев кабеля в пределах одного слоя (см. рис. 59) проис­ ходит неравномерно, что объясняется большей интенсивностью охлаждения крайних витков и дополнительным взаимным по­ догревом средних витков. При сравнении распределения тем­ ператур вдоль слоя было установлено, что максимального значения нагрев достигает в средней части, и разница между температурой средних и крайних витков составляет 2,5°. При увеличении числа витков зона более высоких температур рас­ ширяется, но достигнутое максимальное значение остается тем же. Это явилось основанием для вывода о том, что максималь­ ная температура нагрева кабеля, навитого на барабан, при фактически применяемой на практике его длине (более 20 витков) не зависит от числа витков.

Как указывалось, нагрев кабеля производился при иавивке его на барабаны четырех различных диаметров и на каждом из них размещалось 1, 2, 3 и 4 слоя. При этом температуры пере­ грева в одних и тех же слоях и видах навивки, но на различ­ ных диаметрах ненамного отличались друг от друга (макси­ мальное отклонение от среднего значения составляло ±6%) и не удавалось проследить определенной закономерности. Из полученных данных следует, что нагрев жил кабеля прак­ тически не зависит от величины диаметра навивки, что может быть объяснено тем, что при изменении диаметра пропорцио­ нально изменяется длина кабеля и количество выделяющегося на барабане тепла. В таком же соотношении изменяется поверх­ ность охлаждения и, следовательно, количество тепла, отдавае­ мого в окружающую среду.

Кроме того, из данных испытаний могут быть установлены следующие закономерности.

1.Температура жилы достигает более высоких значений при навивке кабеля на барабан, чем при открытой прокладке. На­ пример, при однослойной навивке разница составляла 3°С, а при четырехслойной достигала 28° С.

2.С увеличением числа слоев навивки повышается нагрев жилы кабеля в каждом слое. Температура перегрева средних витков первого слоя при однослойной навивке достигала 8,5°

(рис.

60, а), при двухслойной

15°

(рис. 60,6),

трехслойной 19°

(рис.

60, в)

и четырехслойной

31,5° С

(рис.

60,

г).

Увеличива­

лась

также

температура второго

(9,5°;

21°;

33,5° С)

и третьего

слоев (8°;

18,5° С).

 

 

 

 

 

 

3.

Кабель в различных слоях нагревается до различных тем­

ператур. Больше нагревались слои, у которых условия охлаж­ дения хуже. При двухслойной навивке температура средних витков первого слоя на 5,5° С больше, чем второго, а при трех-

161


Рис. СО. Перегрев кабеля

при различном

числе слоев

навивки:

а — однослойная;

6 — двухслойная;

в — трехслойная;

г — четырехслойная; 1 — первый

слой;

2 — второй слой;

3 — третий

слой;

4 — четвертый

слой

слойной и четырехслойной

навивке

больше всех

нагревался

второй слой.

наиболее и наименее нагре­

4. Перепад температур между

вающимися слоями возрастает при

увеличении числа слоев. При

двухслойной навивке он составлял

5,5° С, при трехслойной 13°,

при четырехслойной 22,5° С.

 

5. При всех видах навивки средние витки' в одном и том же слое нагреваются больше, чем крайние.

Таким образом, в каждом варианте навивки кабель нагре­ вается до различных температур. Поэтому для возможных ком­ бинаций размещения кабеля на барабане важно установить такие токовые нагрузки, которые бы в данном варианте не при­ вели бы к недопустимому повышению температуры. Очевидно, критерием нормирования тока нагрузки должна служить темпе­ ратура жилы кабеля в наиболее нагревающихся витках. Вели­ чина тока должна быть такой, чтобы поверхность жил кабеля в длительном режиме не нагревалась выше допустимой темпера­ туры (65°С), установленной ГОСТ 9388—69. Для каждого вида навивки в основу принимают температуру наиболее нагреваю­

щихся витков: при двухслойной— первого

слоя, при трех- и

четырехслойной — второго (рис. 61). Искомое

значение

тока

находят по выражению

 

 

 

j

3

= / глѵ[

[1 + 3 ,9 .10-» (4 , - 20) ] ^

- ^

)

(61)

163


которое при вид

' • о і ф , = ^оир. = + 2 5 ° , £жг= + 6 5 0 и / = 5 0 а принимает

 

I, = 50

, /

0,156 1

+ 36,88

(бі'>

 

1 /

----------- Р

--------------, а,

 

2

V

1,175 fЖ ,

+12 9 ,3 9

 

где

— температура,

которой достигла жила при нагрузке

током / 1

и температуре окружающей среды ^0крі, °С; і'.к2 — то же,.

 

 

 

 

при токе /2 и ^оіф„ °С.

 

 

 

 

 

По найденным длительно

 

 

 

 

допустимым токам нагрузки

 

 

 

 

для различных видов на­

 

 

 

 

вивки были определены зна­

 

 

 

 

чения коэффициентов

сни­

 

 

 

 

жения нагрузки

 

 

 

 

 

 

 

Кя = --’Г >

( 6 2 >

 

 

 

 

 

 

' О

 

 

 

 

 

 

 

 

где /■„,—длительно допусти­

 

 

 

 

 

 

мый ток при навивке т

Рис. 61. Температура кабеля в наи­

слоев, а; / 0—то же, при от­

крытой прокладке,

а.

более нагревающихся

слоях

различ­

Результаты

 

расчетов

 

ных

видов

навивки:

 

 

/ — открытая прокладка;

2 — однослойная на­

приведены в табл.

33.

вивка: 3 — первый слой

двухслойной

навивки;

СII ижеиие

коэффициеи-

4 — второй

слой

трехслойной

навивки; 5

второй

слой

четырехслойной

навивки

тов нагрузки с

увеличением

 

 

 

 

 

 

слоев навивки

имеет вполне

определенную закономерность, которая была выявлена путем обработки данных эксперимента методом наименьших квадратов,

Кн = ехр (— 0,225т).

(63)

На рис. 62 показана теоретическая кривая, построенная по приведенной формуле, экспериментально установленным значе­

ниям Кн и величине коэффициентов снижения нагрузки,

приня-

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и

ц а 3 3

Исходные данные и результаты расчетов

коэффициентов снижения нагрузки

Число слоев

 

Температура

жилы

Длительно допусти­

Коэффициенты

Слой

.

°с

(приЛ =

мый ток In {при

снижения нагрузки

навивки

/ ж ч = + 65°С)

 

К н

 

 

‘ =

50

а

)

 

 

 

 

 

 

Открытая

_

 

30,5

 

129

 

1

прокладка

1

 

33,5

 

103

0,80

1

 

 

2

1

 

40,0

 

79

0,61

3

2

 

46,0

 

67

0,52

4

2

 

58,5

 

54

0,42

164