Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 52

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Распределительные сети разрезов по принципиальному по­

строению разделяют па три вида:

радиальные с питающими линиями, по которым электроэнер­ гия подается от главной понизительной подстанции (ГПП) или центрального распределительного пункта (ЦРП) к распредели­ тельным пунктам или отдельным токоприемникам без подклю­

чения их по длине ЛЭП; магистральные'— с распределительными линиями, подающи­

ми питание к ряду РП, трансформаторных подстанций прпключательных пунктов пли выводам электрооборудования;

смешанные.

В зависимости от направления трасс воздушных и кабельных линий по отношению к уступам они делятся на продольные,

поперечные и комбинированные.

Продольная схема предусматривает прокладку питающих линий высокого напряжения вдоль фронта работ, а попереч­ ная — поперек уступов. Комбинированные схемы представляют собой различные комбинации питающих линии, прокладывае­ мых частично и в продольном, и в поперечном направлении.

При продольной схеме воздушные или кабельные линии про­ кладывают на уступах. К линиям через приключательные пунк­ ты присоединяют гибкие силовые кабели, подающие высокое напряжение к оборудованию на уступах и карьерным передвиж­ ным трансформаторным подстанциям, от которых питаются низ­ ковольтные электроприемиикн. При необходимости удаления пе­ редвижного токоприемника от приключательиого пункта на рас­ стояние, превышающее длину питающего кабеля, кабель пере­ ключают к очередному ПП по трассе. Основным преимущест­ вом этой системы является то, что воздушные ЛЭП не пере­ секают направления движения экскаватора и он может переме­ щаться вдоль всего уступа, без опасности задевания стрелой го­ лых проводов. Кроме того, отличаются простотой трассировка воздушных линии и подключение прочих электропрнемннков на рабочих уступах. Недостатками продольных схем являются не­ обходимость частой передвижки воздушных линии и повышен­ ная опасность их повреждений при взрывных работах.

При поперечной схеме питающие линии от ГПП или стацио­ нарной бортовой магистральной ЛЭП подводят к борту карьера, откуда спускают на уступы. На каждом из уютупов размещают приключательные пуч-ікты. Пренму^ществом поперечной схемы яв­ ляется наличие высоковольтных линий лишь в некоторых ме­ стах уступов, что повышает надежность и безопасность обслу­ живания системы электроснабжения. Кроме того, при подвиганип фронта горных работ нет неооходимости передвигать ЛЭП, а достаточно лишь наращивать или укорачивать.

Системы электроснабжения на разрезах должны отвечать ряду требований, регламентированных «Указаниями по проекти­ рованию электроснабжения угольных разрезов»:

J0


для питания передвижного оборудования необходимо приме­ нять системы только с изолированной нейтралью;

предусматривать питание от общих магистральных линий передвижных электропрнемников напряжением 6/10 кв и ГІКТП; присоединение к передвижным воздушным линиям до 10 кв независимо от расстояния, на котором находится передвижной электроприемник, производить с использованием передвижных прнключателыіых пунктов (исключение составляют лишь

ПКТП, расположенные непосредственно у линии); каждую внутрикарьерную ВЛ требуется секционировать не­

зависимо от того, питается она от одной или двух подстанций, а длину секций принимать равной 400—600 м.

Необходимо также учитывать, что к одной ВЛ напряжением

до 10 кв разрешается присоединять не более:

ковша

до

трех одноковшовых

экскаваторов

с

емкостью

5 м3 и трех ПКТП;

экскаваторов

с

емкостью

ковша

до

двух одноковшовых

12.5 м3 и двух ПКТП;

 

 

 

 

 

одного одноковшового экскаватора с емкостью ковша свыше 12.5 м3 и двух ПКТП;

двух миогочерпаковых экскаваторов с теоретической произ­ водительностью до 1300 м3/ч и двух ПКТП;

одного многочерпакового экскаватора с теоретической про­ изводительностью свыше 1300 м3/ч и двух ПКТП.

При выборе схемы необходимо учитывать технологию горных работ, надежность электроснабжения оборудования, удобство перемещения сетевых устройств и безопасность их обслужива­ ния, стандартность и однородность электрооборудования, тех­ ническую возможность сооружения сетей и удобство их расши­ рения и другие факторы. При этом параметр горной технологии во многих случаях является решающим фактором, определяю­ щим вариант распределения электроэнергии на разрезе. К та­ ким параметрам относятся количество, тип и мощность горных машин, число экскаваторных за ходок и их ширина, длина уча­

стка горных работ и скорость подвигаиия

экскаваторого

забоя,

а значит и скорость подвигаиия фронта

горных работ

уступа,

на котором расположена карьерная сеть, и смежного с ним. При проектировании необходимо учитывать также возможность вре­ менного отключения отдельных участков сети при проведении буровзрывных работ, ревизий и ремонтов электрооборудования. Учет всех указанных параметров позволяет определить тин карьерных распределительных сетей и их расположение.

Кроме того, при разработке схем электроснабжения необхо­ димо принимать во внимание экономические показатели. При выполнении соответствующих расчетов следует учитывать капи­ тальные затраты п эксплуатационные расходы, определяющиеся величиной отчислений на реновацию и капитальный ремонт, за­ тратами на оплату потерь электроэнергии в отдельных звеньях

11


Условное

о б о зн а ­

На им еновани е

чение

 

 

На планах

D = D Экскаватор одноковшовый

Экскаватор роторный

Конвейер ленточнь/й

Отвалообразователь

/ £ ] Станок бурильный

Самоходный бункер

Передвижной распределитель - ОШ ный пункт с гремя группами

разъединителей Вкв ( ПРП)

Передвижной приключательный

Ипункт с разъединителями и предохранителями 6 кВ

Передвижной приключательный

Ипункт с масляным выключате­ лем бкв (ПКРН-6,ЯКИО-вЭ)

Передвижной пункт защитъ/

И(ППЗ) с разрядникам и и кон­

денсаторами

Передвижной приключательный

Шпункт с одним комплектом разъединителей ( ОПП)

И

Установка трансформатора

в/0,23 кв на опоре

Условное обоэна- Наименование

чение

ВОпора с прожектором

Опора передвижная Местный заземлитесь

ОМуфта соединительная В/Н

Светильник

ОРазъединитель

На схемах

- (3 D - Трансформатор

Электродвигатель в кв с фа­ ■ э зным ротором

Разъединитель

Масляный выключатель

Предохранитель

Контактор

Вентильный разрядник Автоматический выключатель

Ш

Комплектное распределитель -

ное устройство для конвейеров

бкв ( к в о - 6 )

 

а

Передвижная комплектная тран­

сформаторная п/ст6/0,4/0,23квфкТП)

 

Воздушная ЛЭП

6 кВ

 

воздушная ЛЭП

бкв и 0,3в/в,22/кв

о

на общих опорах

Опора промежуточная стацио­

нарная

лОпора угловая стационарная

[~~]Опора анкерная стационарная

шОпора концевая стационарная Опора ответвительная

Воздушная ЛЭП бкв

----Воздушная ЛЗП 0,38', 0,22 нв

===Воздушная ЛЭП бкв и 0,38/0,22нв

на общих опорах

--'У'— Ковель гибкий бкв

Кабель гибкий 0,38', 0,22 кв

----- Сеть заземления

Рис. 1. Условные обозначения на схемах электроснабжения


план сети .............

—tr— - - mart сети

ß

План сети

Рис. 3. Электроснабжение участка при работе с двумя экскаваторами:

« — в скальных

породах,

воздушной

ЛЭП

и при

нижней погрузке; б *—то же, при ниж­

ней

и верхней

погрузке;

в — то

же,

при бестранспортной погрузке

План сети

Рис. 4, а

системы, расходами иа текущие ремонты и материалы, заработ­ ной платой рабочих и служащих и т. п. Выбор варианта по эко­ номическим показателям проводят путем сравнения приведен­ ных затрат.

Так как принципиальные схемы электроснабжения на уча­ стках разрезов определяются технологией работы, мощностью и число экскаваторов, характером грунтов и другими факторами, то ввиду разнообразия указанных условий схемы имеют различ­ ное конкретное исполнение. Институтом Центрогипрошахт систе­ матизированы различные варианты и на основе их технико-эко­ номического анализа разработаны типовые схемы электроснаб­ жения участков при транспортной и бестранспортной системах. Предложены варианты для питания электроэнергией одного, двух и трех экскаваторов, разрабатывающих рыхлые и скаль­ ные породы, с нижней и. верхней погрузкой. Схемы предиазна-

16

План сети

&

Принципиальная схема

Рис. 4, б

^лЬМЖіШя I

План сети

Рис. 4. Электроснабжение участка при работе с тремя экскаваторами:

а — в рыхлых породах, воздушной ЛЭП, при ннжнен п верхней погрузке; и — в скальных породах прн бестранспортной системе; в — а мягких породах при бестранспортной системе


План сети

От п/ст

15410 Кб

или от

ЦРП-бкВ

К главно­ му зазем-~ лителю

План сети

План сети

Рис. 6. Электроснабжение уча­

стка

при работе с одним ро­

а — с

торным экскаватором:

воздушной

ЛЭП и погрузкой

на конвейерный

транспорт; 6 — то

 

же, ж.-д.

транспорт

ЗР-ша

Ру=і500кіа

V = пс.по

чены для экскаваторных отвалов с ж.-д. и конвейерным транспортом, а также отдаленных небольших участков. На рис. 1 по­ казаны принятые обозначения, а на рис. 2—7 — некоторые из вариантов схем.

Питание мощных драглайнов и вскрышных экскаваторов при бестранспортной системе осуществляется радиальными одно- и двухступенчатыми схемами с распредпунктами на 6 кв. Исполь­ зуют также схемы с глубоким вводом напряжения 35 кв по ра­ диальной и магистральной схемам с трансформаторными под­ станциями.

К отдаленным участкам, на которых, как правило, сосредо­ точена небольшая мощность, подводится радиальная линия на 6 кв или ВЛ-35 (радиальная или отпайка от магистрали) с со­ оружением подстанции 35/6/0,4 кв.

Схемы подачи питания к электроприемникам отвалов зави­ сят от технологии работ, типа экскаваторов и транспортных средств. Как правило, используют радиальные схемы с напря­ жением 6 кв.

21

План сети

Рис. 7. Электроснабжение одпотупнкового отвала с отвалообразоватслем к

конвейерным транспортом с воздушной ЛЭП

§ 4. Расчет нагрузок

При проектировании и эксплуатации системы электроснаб­ жения основным вопросом является правильное определение электрических нагрузок. На основании полученных величин устанавливают сечения линий электропередач, типоразмеры ком­ мутационной аппаратуры, аппаратуру защиты и контрольно-из­ мерительные приборы, а также устройства по компенсации ре­ активной мощности. От правильного определения нагрузки за-

22