Файл: Дубинский, И. М. Электроснабжение передвижного оборудования при открытой добыче угля [практ. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
Распределительные сети разрезов по принципиальному по
строению разделяют па три вида:
радиальные с питающими линиями, по которым электроэнер гия подается от главной понизительной подстанции (ГПП) или центрального распределительного пункта (ЦРП) к распредели тельным пунктам или отдельным токоприемникам без подклю
чения их по длине ЛЭП; магистральные'— с распределительными линиями, подающи
ми питание к ряду РП, трансформаторных подстанций прпключательных пунктов пли выводам электрооборудования;
смешанные.
В зависимости от направления трасс воздушных и кабельных линий по отношению к уступам они делятся на продольные,
поперечные и комбинированные.
Продольная схема предусматривает прокладку питающих линий высокого напряжения вдоль фронта работ, а попереч ная — поперек уступов. Комбинированные схемы представляют собой различные комбинации питающих линии, прокладывае мых частично и в продольном, и в поперечном направлении.
При продольной схеме воздушные или кабельные линии про кладывают на уступах. К линиям через приключательные пунк ты присоединяют гибкие силовые кабели, подающие высокое напряжение к оборудованию на уступах и карьерным передвиж ным трансформаторным подстанциям, от которых питаются низ ковольтные электроприемиикн. При необходимости удаления пе редвижного токоприемника от приключательиого пункта на рас стояние, превышающее длину питающего кабеля, кабель пере ключают к очередному ПП по трассе. Основным преимущест вом этой системы является то, что воздушные ЛЭП не пере секают направления движения экскаватора и он может переме щаться вдоль всего уступа, без опасности задевания стрелой го лых проводов. Кроме того, отличаются простотой трассировка воздушных линии и подключение прочих электропрнемннков на рабочих уступах. Недостатками продольных схем являются не обходимость частой передвижки воздушных линии и повышен ная опасность их повреждений при взрывных работах.
При поперечной схеме питающие линии от ГПП или стацио нарной бортовой магистральной ЛЭП подводят к борту карьера, откуда спускают на уступы. На каждом из уютупов размещают приключательные пуч-ікты. Пренму^ществом поперечной схемы яв ляется наличие высоковольтных линий лишь в некоторых ме стах уступов, что повышает надежность и безопасность обслу живания системы электроснабжения. Кроме того, при подвиганип фронта горных работ нет неооходимости передвигать ЛЭП, а достаточно лишь наращивать или укорачивать.
Системы электроснабжения на разрезах должны отвечать ряду требований, регламентированных «Указаниями по проекти рованию электроснабжения угольных разрезов»:
J0
для питания передвижного оборудования необходимо приме нять системы только с изолированной нейтралью;
предусматривать питание от общих магистральных линий передвижных электропрнемников напряжением 6/10 кв и ГІКТП; присоединение к передвижным воздушным линиям до 10 кв независимо от расстояния, на котором находится передвижной электроприемник, производить с использованием передвижных прнключателыіых пунктов (исключение составляют лишь
ПКТП, расположенные непосредственно у линии); каждую внутрикарьерную ВЛ требуется секционировать не
зависимо от того, питается она от одной или двух подстанций, а длину секций принимать равной 400—600 м.
Необходимо также учитывать, что к одной ВЛ напряжением
до 10 кв разрешается присоединять не более: |
ковша |
до |
|||
трех одноковшовых |
экскаваторов |
с |
емкостью |
||
5 м3 и трех ПКТП; |
экскаваторов |
с |
емкостью |
ковша |
до |
двух одноковшовых |
|||||
12.5 м3 и двух ПКТП; |
|
|
|
|
|
одного одноковшового экскаватора с емкостью ковша свыше 12.5 м3 и двух ПКТП;
двух миогочерпаковых экскаваторов с теоретической произ водительностью до 1300 м3/ч и двух ПКТП;
одного многочерпакового экскаватора с теоретической про изводительностью свыше 1300 м3/ч и двух ПКТП.
При выборе схемы необходимо учитывать технологию горных работ, надежность электроснабжения оборудования, удобство перемещения сетевых устройств и безопасность их обслужива ния, стандартность и однородность электрооборудования, тех ническую возможность сооружения сетей и удобство их расши рения и другие факторы. При этом параметр горной технологии во многих случаях является решающим фактором, определяю щим вариант распределения электроэнергии на разрезе. К та ким параметрам относятся количество, тип и мощность горных машин, число экскаваторных за ходок и их ширина, длина уча
стка горных работ и скорость подвигаиия |
экскаваторого |
забоя, |
а значит и скорость подвигаиия фронта |
горных работ |
уступа, |
на котором расположена карьерная сеть, и смежного с ним. При проектировании необходимо учитывать также возможность вре менного отключения отдельных участков сети при проведении буровзрывных работ, ревизий и ремонтов электрооборудования. Учет всех указанных параметров позволяет определить тин карьерных распределительных сетей и их расположение.
Кроме того, при разработке схем электроснабжения необхо димо принимать во внимание экономические показатели. При выполнении соответствующих расчетов следует учитывать капи тальные затраты п эксплуатационные расходы, определяющиеся величиной отчислений на реновацию и капитальный ремонт, за тратами на оплату потерь электроэнергии в отдельных звеньях
11
Условное
о б о зн а |
На им еновани е |
чение |
|
|
На планах |
D = D Экскаватор одноковшовый
Экскаватор роторный
Конвейер ленточнь/й
Отвалообразователь
/ £ ] Станок бурильный
Самоходный бункер
Передвижной распределитель - ОШ ный пункт с гремя группами
разъединителей Вкв ( ПРП)
Передвижной приключательный
Ипункт с разъединителями и предохранителями 6 кВ
Передвижной приключательный
Ипункт с масляным выключате лем бкв (ПКРН-6,ЯКИО-вЭ)
Передвижной пункт защитъ/
И(ППЗ) с разрядникам и и кон
денсаторами
Передвижной приключательный
Шпункт с одним комплектом разъединителей ( ОПП)
И |
Установка трансформатора |
в/0,23 кв на опоре |
Условное обоэна- Наименование
чение
ВОпора с прожектором
—Опора передвижная Местный заземлитесь
ОМуфта соединительная В/Н
Светильник
О■ Разъединитель
На схемах
- (3 D - Трансформатор
Электродвигатель в кв с фа ■ э зным ротором
Разъединитель
Масляный выключатель
Предохранитель
Контактор
Вентильный разрядник Автоматический выключатель
Ш |
Комплектное распределитель - |
||
ное устройство для конвейеров |
|||
бкв ( к в о - 6 ) |
|||
|
|||
а |
Передвижная комплектная тран |
||
сформаторная п/ст6/0,4/0,23квфкТП) |
|||
|
Воздушная ЛЭП |
6 кВ |
|
|
воздушная ЛЭП |
бкв и 0,3в/в,22/кв |
|
о |
на общих опорах |
||
Опора промежуточная стацио |
|||
нарная |
лОпора угловая стационарная
[~~]Опора анкерная стационарная
шОпора концевая стационарная Опора ответвительная
Воздушная ЛЭП бкв
----Воздушная ЛЗП 0,38', 0,22 нв
===Воздушная ЛЭП бкв и 0,38/0,22нв
на общих опорах
--'У'— Ковель гибкий бкв
Кабель гибкий 0,38', 0,22 кв
----- Сеть заземления
Рис. 1. Условные обозначения на схемах электроснабжения
план сети ............. |
—tr— - - mart сети |
ß
План сети
Рис. 3. Электроснабжение участка при работе с двумя экскаваторами:
« — в скальных |
породах, |
воздушной |
ЛЭП |
и при |
нижней погрузке; б *—то же, при ниж |
ней |
и верхней |
погрузке; |
в — то |
же, |
при бестранспортной погрузке |
План сети
Рис. 4, а
системы, расходами иа текущие ремонты и материалы, заработ ной платой рабочих и служащих и т. п. Выбор варианта по эко номическим показателям проводят путем сравнения приведен ных затрат.
Так как принципиальные схемы электроснабжения на уча стках разрезов определяются технологией работы, мощностью и число экскаваторов, характером грунтов и другими факторами, то ввиду разнообразия указанных условий схемы имеют различ ное конкретное исполнение. Институтом Центрогипрошахт систе матизированы различные варианты и на основе их технико-эко номического анализа разработаны типовые схемы электроснаб жения участков при транспортной и бестранспортной системах. Предложены варианты для питания электроэнергией одного, двух и трех экскаваторов, разрабатывающих рыхлые и скаль ные породы, с нижней и. верхней погрузкой. Схемы предиазна-
16
План сети
&
Принципиальная схема
Рис. 4, б
^лЬМЖіШя I
План сети
Рис. 4. Электроснабжение участка при работе с тремя экскаваторами:
а — в рыхлых породах, воздушной ЛЭП, при ннжнен п верхней погрузке; и — в скальных породах прн бестранспортной системе; в — а мягких породах при бестранспортной системе
План сети
От п/ст
15410 Кб
или от
ЦРП-бкВ
К главно му зазем-~ лителю
План сети
План сети
Рис. 6. Электроснабжение уча
стка |
при работе с одним ро |
|
а — с |
торным экскаватором: |
|
воздушной |
ЛЭП и погрузкой |
|
на конвейерный |
транспорт; 6 — то |
|
|
же, ж.-д. |
транспорт |
ЗР-ша
Ру=і500кіа
V = пс.по
чены для экскаваторных отвалов с ж.-д. и конвейерным транспортом, а также отдаленных небольших участков. На рис. 1 по казаны принятые обозначения, а на рис. 2—7 — некоторые из вариантов схем.
Питание мощных драглайнов и вскрышных экскаваторов при бестранспортной системе осуществляется радиальными одно- и двухступенчатыми схемами с распредпунктами на 6 кв. Исполь зуют также схемы с глубоким вводом напряжения 35 кв по ра диальной и магистральной схемам с трансформаторными под станциями.
К отдаленным участкам, на которых, как правило, сосредо точена небольшая мощность, подводится радиальная линия на 6 кв или ВЛ-35 (радиальная или отпайка от магистрали) с со оружением подстанции 35/6/0,4 кв.
Схемы подачи питания к электроприемникам отвалов зави сят от технологии работ, типа экскаваторов и транспортных средств. Как правило, используют радиальные схемы с напря жением 6 кв.
21
План сети
Рис. 7. Электроснабжение одпотупнкового отвала с отвалообразоватслем к
конвейерным транспортом с воздушной ЛЭП
§ 4. Расчет нагрузок
При проектировании и эксплуатации системы электроснаб жения основным вопросом является правильное определение электрических нагрузок. На основании полученных величин устанавливают сечения линий электропередач, типоразмеры ком мутационной аппаратуры, аппаратуру защиты и контрольно-из мерительные приборы, а также устройства по компенсации ре активной мощности. От правильного определения нагрузки за-
22