Файл: Громадский, Б. В. Водолаз - сварщик - резчик учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
|
Рис. 46. |
Классификация |
|
швов по отношению к дей |
|
Флингобый |
ствующему |
на них усилию- |
Торцобый или лобобой
Комбимиробанныи
Косой
Рис. 47. Расположение сварных швов в пространстве; а — нижний; б — вертикальный; в — горизонтальный; г—
полупотолочный; д — потолочный
98
Часть сварного соединения, образующаяся в процес
се сварки, называется |
с в а р н ы м |
ш в о м. |
кромок |
и |
В соответствии с характером |
подготовки |
|||
формой поперечного |
сечения швы делятся на стыковые- |
|||
и угловые (валиковые), могут быть односторонними |
и |
|||
двухсторонними. |
элементами |
углового |
сварного |
|
Конструктивными |
||||
шва являются: катет, |
равный толщине более тонкого из |
свариваемых листов; высота шва, равная 0,7 катета; длина, определяемая размерами изделия.
По форме поперечного сечения валиковые швы бы вают (рис. 44): нормальными (высота шва равна 0,7 толщины свариваемого металла); усиленными (высота шва больше 0,7 толщины более тонкого из свариваемых листов); ослабленными (высота шва меньше 0,7 толщи ны свариваемого металла).
По протяженности сварные швы классифицируются (рис. 45) на непрерывные (а) и прерывистые (б). Пре рывистые в свою очередь подразделяются на шахматные (в) и цепные (г).
По отношению к действующим на шов усилиям (рис. 46) швы делятся на фланговые, лобовые (торцо вые), комбинированные и косые.
В зависимости от расположения в пространстве от носительно горизонтальной плоскости (рнс. 47) сварные
швы подразделяются на нижние (от 0 |
до 60°); верти |
кальные (от 60 до 120°), горизонтальные |
(на вертикаль |
ной плоскости), потолочные (от 120 до |
180°) и полупо- |
толочные, занимающие промежуточное положение меж ду вертикальными и 'потолочными швами (100—130° к горизонту).
Подготовка металла под сварку
На качество получения необходимой прочности шва и в целом всего сварного соединения влияют: подготов ка кромок (правильный выбор угла раскрытия шва и др.), качество сборки под сварку, очистка поверхности, подлежащей сварке,, от грязи, окалины и ржавчины. Так, отсутствие необходимой разделки кромок ведет к обра зованию непровара или прожогов во время сварки. Ржавчина, грязь и окалина, находящиеся на поверхности
99
свариваемых кромок, способствуют образованию пор и трещин. Поэтому поверхность, подлежащую сварке, не обходимо зачищать до металлического блеска.
Неправильная сборка под сварку приводит к полу чению сварного соединения низкого качества; отсутст вие зазора вызовет непровар, наличие большого зазо ра — прожог, а смещение свариваемых кромок не даст получить монолитного сварного соединения.
К геометрическим формам подготовки кромок под
сварку |
(рис. 48) |
относятся: |
угол |
раскрытия шва |
(а°); |
|||
|
„ |
|
зазор |
между стыкуемыми |
||||
|
|
|
кромками (а)\ притупле |
|||||
|
|
|
ние (р)\ смещение |
кро |
||||
|
|
|
мок |
относительно |
одна |
|||
|
|
|
другой (б). |
|
|
|||
|
|
|
|
Уг о л р а с к р ы т и я |
||||
|
|
|
ш в а |
(а°). |
Выполняется |
|||
|
|
|
при толщине металла бо |
|||||
|
|
|
лее |
3 |
мм. |
Отсутствие |
||
|
|
|
разделки |
кромок |
может |
|||
|
|
|
привести |
к |
непровару по |
|||
Рис. 48. Элементы геометрической |
сечению |
сварного |
соеди |
|||||
нения. |
|
|
|
|||||
формы |
подготовки |
кромок под |
|
(a). Правиль |
||||
|
сварку |
|
но |
З а з о р |
||||
|
|
|
установленный |
зазор |
между свариваемыми частями позволяет обеспечить пол ный провар по сечению соединения при наложении пер вого (корневого) слоя шва.
П р и т у п л е н и е кр о мо к (р). Делается для обеспечения устойчивого горения дуги при выполнении корневого шва. Отсутствие притупления ведет к образо ванию прожогов.
С м е щ е н и е к р о м о к (б). Уменьшает прочность сварного соединения и способствует образованию непро вара и созданию напряжений. Смещение свариваемых кромок относительно одна другой допускается до 10% от толщины, но не более 3 мм.
Перед началом сварочных работ необходимо подго товить кромки листов металла, изделий и конструкций под сварку. Скос кромок под водой производится пнев моинструментом. При стыковом соединении подготовка кромок зависит от толщины свариваемых листов. Если
толщина листов менее 6—8 мм, то наличие скоса кро мок не обязательно. При толщине 8—18 мм делается од носторонний скос кромок, которые при сборке представ ляют V-образную разделку. У листов толщиной более 18 мм делается двухсторонняя Х-образная разделка. В подводных условиях размеры зазоров и углы скоса кро мок несколько отличаются от обычных. Это связано с меньшим короблением свариваемых листов, потому что из-за интенсивного охлаждения металла под водой зон& теплового действия дуги более ограничена, чем при свар ке на воздухе.
Угол разделки (раскрытия) а при стыковой сварке (рис. 49), образованный двумя скошенными кромками,
равен примерно 80—90°, ве |
|
|||
личина притупления р со |
|
|||
ставляет |
4—5 |
мм; |
зазор |
а |
между кромками а не дол |
|
|||
жен превышать 0,7—1,5 мм. |
|
|||
На листах, имеющих боль |
|
|||
шую толщину, угол скоса |
|
|||
стыкуемых |
кромок |
делают |
6 |
|
порядка 75—80° |
и |
раздви |
гают их на расстояние, рав Рис. 49. Сборка стыковых сое
ное приблизительно толщи |
динений: |
||||
не свариваемых листов, а |
а — с зазором; |
б — с под |
|||
под стыковой шов |
подводят |
кладкой; |
в — |
без зазора |
|
подкладку. |
Такой |
способ |
|
валиковых швов> |
|
позволяет |
произвести наложение двух |
(взамен корневого), тем самым обеспечивается провар всего свариваемого сечения.
Подготовка кромок под сварку соединением вна хлестку каких-либо трудностей не представляет. Помимособлюдения общих требований относительно чистоты свариваемых кромок, важное значение имеет обеспече ние плотного прилегания листов друг к другу (зазор должен быть минимальным и составлять не более 1,0— 1,5 мм). При герметизации отверстий и пробоин имею щиеся на них рваные места и вмятины необходимо об резать.
При сварке тавровых соединений, в зависимости от толщины листа, делают односторонний или двухсторон ний скос кромок под углом 50±5°.
Кромки при угловом соединении обычно не делают ся, если толщина листов не превышает 8 мм. При боль шей толщине производится односторонний скос.
При электрозаклепочных соединениях диаметр элек трозаклепки должен соответствовать тройной толщине привариваемого листа. Раззенковку верхнего листа де лают под углом 45°. При сварке с прорезями ширина канавки также должна соответствовать тройной толщи не привариваемого листа, а длина — в зависимости от размеров конструкции. Скос кромок, если возможно, де лают под углом 45°.
Техника выполнения сварки под водой
Техника подводной дуговой сварки имеет свои осо бенности по сравнению со сваркой на воздухе.
К основным особенностям подводной сварки относят ся плохая видимость в воде, ограниченность действий сварщика в водолазном снаряжении, слабая устойчи- ■вость сварщика на грунте, преодоление течения и т. д.
Как бы ни была прозрачна вода, видимость в ней хуже, чем на воздухе, поэтому сварщик затрачивает больше внимания и напряжения на процесс сварки под водой. Сварка в мутной воде, где видимость еще хуже, чем в прозрачной воде, требует от сварщика особой сно ровки в правильности наложения валика, ибо в против ном случае он может наварить его не на том месте, где это требуется.
Видимость в воде сильно ухудшается также от на личия выделяющихся при горении дуги газовых пузырь ков и мути, поднимающейся от движения сварщика по грунту. Надетая на сварщика водолазная рубаха за трудняет свободу его движений и манипуляции с электрододержателем.
Работа в реках, в полосе течений и отливов требует от сварщика затраты дополнительных усилий, необходи мых на преодоление течения.
При неумелом травлении воздуха, вследствие изме нения при постоянном весе его объема, нарушается ус тойчивость сварщика на грунте. Последнее обстоятель ство затрудняет поддержание горения нормальной гли ны дуги.
J02
К обстоятельствам, усложняющим процесс сваркипод водой, следует также отнести особенности зажигания и горения дуги в водной среде.
При сварке вручную водолаз-сварщик производит движения электродом, аналогичные сварке на воздухе. При наличии козырька, образующегося за счет обмазки электрода, есть возможность держать короткую дугу. В этом случае водолаз-сварщик, слегка опираясь на козы рек, делает колебательные движения электродом, подоб ные движениям карандаша по бумаге, и одновременно (по мере сгорания электрода) опускает постепенно ру ку.
Порядок наложения сварного шва под водой так же, как и на воздухе, в основном зависит от вида соеди нения, положения его в пространстве и формы разделки кромок свариваемого металла.
Наплавка валиков
Н а п л а в к о й называется наварка одного или не скольких слоев металла на поверхность изделия для уве личения толщины, прочности или с целью восстановле ния размеров изношенных деталей. Наплавочные рабо ты применяются при ремонте лопастей гребного винта, баллера руля и др.
Рассмотрим особенности наплавки валиков в нижнем, вертикальном, горизонтальном и потолочном положени
ях. |
п о л о ж е н и и |
Наплавка валиков в н и ж н е м |
осуществляется в следующем порядке.
После возбуждения дуги электрод необходимо на клонить на 60° по отношению к валику вправо или вле во (т. е. наклон делается в сторону движения электро да). Такой наклон препятствует свободному затеканию расплавленного металла вперед, обеспечивает лучшее расплавление металла, концентрирует большее количе ство тепла на расплавленный металл, способствуя всплы ванию шлаков и газовых пузырей, что приводит к более плотному валику. Наклонив электрод, начинают пере мещение конца электрода по изделию, совмещая поступ ление движения с колебательными и поддерживая при этом постоянную длину сварочной дуги (рис. 50).
103