Файл: Громадский, Б. В. Водолаз - сварщик - резчик учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Рис. 46.

Классификация

 

швов по отношению к дей­

Флингобый

ствующему

на них усилию-

Торцобый или лобобой

Комбимиробанныи

Косой

Рис. 47. Расположение сварных швов в пространстве; а — нижний; б — вертикальный; в — горизонтальный; г—

полупотолочный; д — потолочный

98

Часть сварного соединения, образующаяся в процес­

се сварки, называется

с в а р н ы м

ш в о м.

кромок

и

В соответствии с характером

подготовки

формой поперечного

сечения швы делятся на стыковые-

и угловые (валиковые), могут быть односторонними

и

двухсторонними.

элементами

углового

сварного

Конструктивными

шва являются: катет,

равный толщине более тонкого из

свариваемых листов; высота шва, равная 0,7 катета; длина, определяемая размерами изделия.

По форме поперечного сечения валиковые швы бы­ вают (рис. 44): нормальными (высота шва равна 0,7 толщины свариваемого металла); усиленными (высота шва больше 0,7 толщины более тонкого из свариваемых листов); ослабленными (высота шва меньше 0,7 толщи­ ны свариваемого металла).

По протяженности сварные швы классифицируются (рис. 45) на непрерывные (а) и прерывистые (б). Пре­ рывистые в свою очередь подразделяются на шахматные (в) и цепные (г).

По отношению к действующим на шов усилиям (рис. 46) швы делятся на фланговые, лобовые (торцо­ вые), комбинированные и косые.

В зависимости от расположения в пространстве от­ носительно горизонтальной плоскости (рнс. 47) сварные

швы подразделяются на нижние (от 0

до 60°); верти­

кальные (от 60 до 120°), горизонтальные

(на вертикаль­

ной плоскости), потолочные (от 120 до

180°) и полупо-

толочные, занимающие промежуточное положение меж­ ду вертикальными и 'потолочными швами (100—130° к горизонту).

Подготовка металла под сварку

На качество получения необходимой прочности шва и в целом всего сварного соединения влияют: подготов­ ка кромок (правильный выбор угла раскрытия шва и др.), качество сборки под сварку, очистка поверхности, подлежащей сварке,, от грязи, окалины и ржавчины. Так, отсутствие необходимой разделки кромок ведет к обра­ зованию непровара или прожогов во время сварки. Ржавчина, грязь и окалина, находящиеся на поверхности

99



свариваемых кромок, способствуют образованию пор и трещин. Поэтому поверхность, подлежащую сварке, не­ обходимо зачищать до металлического блеска.

Неправильная сборка под сварку приводит к полу­ чению сварного соединения низкого качества; отсутст­ вие зазора вызовет непровар, наличие большого зазо­ ра — прожог, а смещение свариваемых кромок не даст получить монолитного сварного соединения.

К геометрическим формам подготовки кромок под

сварку

(рис. 48)

относятся:

угол

раскрытия шва

(а°);

 

 

зазор

между стыкуемыми

 

 

 

кромками (а)\ притупле­

 

 

 

ние (р)\ смещение

кро­

 

 

 

мок

относительно

одна

 

 

 

другой (б).

 

 

 

 

 

 

Уг о л р а с к р ы т и я

 

 

 

ш в а

(а°).

Выполняется

 

 

 

при толщине металла бо­

 

 

 

лее

3

мм.

Отсутствие

 

 

 

разделки

кромок

может

 

 

 

привести

к

непровару по

Рис. 48. Элементы геометрической

сечению

сварного

соеди­

нения.

 

 

 

формы

подготовки

кромок под

 

(a). Правиль­

 

сварку

 

но

З а з о р

 

 

 

установленный

зазор

между свариваемыми частями позволяет обеспечить пол­ ный провар по сечению соединения при наложении пер­ вого (корневого) слоя шва.

П р и т у п л е н и е кр о мо к (р). Делается для обеспечения устойчивого горения дуги при выполнении корневого шва. Отсутствие притупления ведет к образо­ ванию прожогов.

С м е щ е н и е к р о м о к (б). Уменьшает прочность сварного соединения и способствует образованию непро­ вара и созданию напряжений. Смещение свариваемых кромок относительно одна другой допускается до 10% от толщины, но не более 3 мм.

Перед началом сварочных работ необходимо подго­ товить кромки листов металла, изделий и конструкций под сварку. Скос кромок под водой производится пнев­ моинструментом. При стыковом соединении подготовка кромок зависит от толщины свариваемых листов. Если


толщина листов менее 6—8 мм, то наличие скоса кро­ мок не обязательно. При толщине 8—18 мм делается од­ носторонний скос кромок, которые при сборке представ­ ляют V-образную разделку. У листов толщиной более 18 мм делается двухсторонняя Х-образная разделка. В подводных условиях размеры зазоров и углы скоса кро­ мок несколько отличаются от обычных. Это связано с меньшим короблением свариваемых листов, потому что из-за интенсивного охлаждения металла под водой зон& теплового действия дуги более ограничена, чем при свар­ ке на воздухе.

Угол разделки (раскрытия) а при стыковой сварке (рис. 49), образованный двумя скошенными кромками,

равен примерно 80—90°, ве­

 

личина притупления р со­

 

ставляет

4—5

мм;

зазор

а

между кромками а не дол­

 

жен превышать 0,7—1,5 мм.

 

На листах, имеющих боль­

 

шую толщину, угол скоса

 

стыкуемых

кромок

делают

6

порядка 75—80°

и

раздви­

гают их на расстояние, рав­ Рис. 49. Сборка стыковых сое­

ное приблизительно толщи­

динений:

не свариваемых листов, а

а — с зазором;

б — с под­

под стыковой шов

подводят

кладкой;

в

без зазора

подкладку.

Такой

способ

 

валиковых швов>

позволяет

произвести наложение двух

(взамен корневого), тем самым обеспечивается провар всего свариваемого сечения.

Подготовка кромок под сварку соединением вна­ хлестку каких-либо трудностей не представляет. Помимособлюдения общих требований относительно чистоты свариваемых кромок, важное значение имеет обеспече­ ние плотного прилегания листов друг к другу (зазор должен быть минимальным и составлять не более 1,0— 1,5 мм). При герметизации отверстий и пробоин имею­ щиеся на них рваные места и вмятины необходимо об­ резать.

При сварке тавровых соединений, в зависимости от толщины листа, делают односторонний или двухсторон­ ний скос кромок под углом 50±5°.


Кромки при угловом соединении обычно не делают­ ся, если толщина листов не превышает 8 мм. При боль­ шей толщине производится односторонний скос.

При электрозаклепочных соединениях диаметр элек­ трозаклепки должен соответствовать тройной толщине привариваемого листа. Раззенковку верхнего листа де­ лают под углом 45°. При сварке с прорезями ширина канавки также должна соответствовать тройной толщи­ не привариваемого листа, а длина — в зависимости от размеров конструкции. Скос кромок, если возможно, де­ лают под углом 45°.

Техника выполнения сварки под водой

Техника подводной дуговой сварки имеет свои осо­ бенности по сравнению со сваркой на воздухе.

К основным особенностям подводной сварки относят­ ся плохая видимость в воде, ограниченность действий сварщика в водолазном снаряжении, слабая устойчи- ■вость сварщика на грунте, преодоление течения и т. д.

Как бы ни была прозрачна вода, видимость в ней хуже, чем на воздухе, поэтому сварщик затрачивает больше внимания и напряжения на процесс сварки под водой. Сварка в мутной воде, где видимость еще хуже, чем в прозрачной воде, требует от сварщика особой сно­ ровки в правильности наложения валика, ибо в против­ ном случае он может наварить его не на том месте, где это требуется.

Видимость в воде сильно ухудшается также от на­ личия выделяющихся при горении дуги газовых пузырь­ ков и мути, поднимающейся от движения сварщика по грунту. Надетая на сварщика водолазная рубаха за­ трудняет свободу его движений и манипуляции с электрододержателем.

Работа в реках, в полосе течений и отливов требует от сварщика затраты дополнительных усилий, необходи­ мых на преодоление течения.

При неумелом травлении воздуха, вследствие изме­ нения при постоянном весе его объема, нарушается ус­ тойчивость сварщика на грунте. Последнее обстоятель­ ство затрудняет поддержание горения нормальной гли­ ны дуги.

J02

К обстоятельствам, усложняющим процесс сваркипод водой, следует также отнести особенности зажигания и горения дуги в водной среде.

При сварке вручную водолаз-сварщик производит движения электродом, аналогичные сварке на воздухе. При наличии козырька, образующегося за счет обмазки электрода, есть возможность держать короткую дугу. В этом случае водолаз-сварщик, слегка опираясь на козы­ рек, делает колебательные движения электродом, подоб­ ные движениям карандаша по бумаге, и одновременно (по мере сгорания электрода) опускает постепенно ру­ ку.

Порядок наложения сварного шва под водой так же, как и на воздухе, в основном зависит от вида соеди­ нения, положения его в пространстве и формы разделки кромок свариваемого металла.

Наплавка валиков

Н а п л а в к о й называется наварка одного или не­ скольких слоев металла на поверхность изделия для уве­ личения толщины, прочности или с целью восстановле­ ния размеров изношенных деталей. Наплавочные рабо­ ты применяются при ремонте лопастей гребного винта, баллера руля и др.

Рассмотрим особенности наплавки валиков в нижнем, вертикальном, горизонтальном и потолочном положени­

ях.

п о л о ж е н и и

Наплавка валиков в н и ж н е м

осуществляется в следующем порядке.

После возбуждения дуги электрод необходимо на­ клонить на 60° по отношению к валику вправо или вле­ во (т. е. наклон делается в сторону движения электро­ да). Такой наклон препятствует свободному затеканию расплавленного металла вперед, обеспечивает лучшее расплавление металла, концентрирует большее количе­ ство тепла на расплавленный металл, способствуя всплы­ ванию шлаков и газовых пузырей, что приводит к более плотному валику. Наклонив электрод, начинают пере­ мещение конца электрода по изделию, совмещая поступ­ ление движения с колебательными и поддерживая при этом постоянную длину сварочной дуги (рис. 50).

103