Файл: Громадский, Б. В. Водолаз - сварщик - резчик учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

кой такой заплаты в образовавшиеся зазоры неоёходймо поставить клиновидные стальные полосы и приварить их одним швом к корпусу судна, а другим — к за­ плате.

В целях избежания наложения швов в вертикаль­ ном и особенно в потолочном положениях заплаты де­ лают ромбическими, треугольными, трапециевидными или какой-либо иной формы и располагают с таким рас­ четом, чтобы не было потолочной сварки. На рис. 71

Рис.

71.

П р и в ар к а

тр еу го л ь н о й

за п л а т ы

со в сп о м о га т ел ь ­

 

 

 

ным прутк ом :

 

 

1

п р о б о и н а ; 2

— за п л а т а ;

3

стал ьн ой п руток ; 4

ш ов

от

п риварки

п р утк а ; 5

ш ов

от

п риварки зап латы ;

,6 — обш и вк а

изображен способ замены потолочной сварки горизон­ тальной. Способ этот заключается в следующем. По ме­ сту прилегания к обшивке нижней кромки заплаты при­ варивается пруток диаметром 100 мм и более (жела­ тельно квадратного сечения). На приваренный пруток устанавливают и приваривают заплату. Причем привар­ ка нижней кромки производится в горизонтальном или полувертикальном положении.

Приварка судоподъемных проушин

Судоподъемные проушины (рис. 72) служат для кре­ пления стропов при подъеме или постановке на ровным киль затонувшего судна. Они бывают грузоподъем-

130

ностыо 80 и 200 т. Судоподъемные проушины отлича­ ются только размерами (80-тонная проушина имеет раз­ мер основного листа 500X500 м.м, толщину 10 мм, 200тонная — 700X700 мм, толщину 18 мм). Для приварки проушин в предварительно размеченных местах очища­ ют корпус от обрастания, краски и ржавчины, затем

Р и с. 72.

П р и в а р к а

с у д о п о д ъ е м н о й

п роуш ины :

/ — осн о в н о й л и ст

(п о д о ш в а ); 2

р еб р а

ж е с т ­

к ости ; 3

отвер сти я

д л я эл ек т р о за к л еп о к ; 4

кни ­

цы; 5 — ш ты рь; 6

роульс; U i — Я 5 —

п о р я д о к

прп-

хватк п ;

Л— / ц

п о р я д о к н а л о ж ен и я ш вов

снимают шаблон для придания проушине необходимой погиби в соответствии с корпусом судна. Перед поста­ новкой проушины в месте расположения нижнего края листа приваривается пруток в целях избежания сварки в потолочном положении. После подачи проушины к ме­ сту установки ее прижимают струбцинами или навеши­ вают на шпильки, предварительно установленные на

9*

131


корпусе судна. После этого проушину прихватывают участками по 20—40 мм, а затем приваривают обратно­ ступенчатым швом по периметру основного листа. При­ варка проушины грузоподъемностью 200 т производится трехслойным швом, а 80-тонной — двухслойным. Пер­ вый слой наплавляется' электродами диаметром 4 мм, второй слой — электродом диаметром 5 мм. При нало­ жении второго и третьего слоев необходимо следить за тщательным проваром и сплавлением смежных валиков друг с другом и с основным металлом.

Проушины делаются фасонной формы с целью уве­ личения периметра сварного шва. Для лучшего приле­ гания основного листа к обшивке судна устанавливают электрозаклепки в имеющихся для этой цели восьми от­ верстиях, которые завариваются только в нижней их половине.

Постановка ребер жесткости на заплаты

С целью увеличения прочности заплат, поставленных иа пробоины больших размеров, их подкрепляют ребра­

 

 

 

 

ми

жесткости.

Для

 

 

 

 

этого

 

используют

 

 

 

 

тавровые

балки

или

 

 

 

 

уголковое

железо

 

 

 

 

большего

 

профиля

 

 

 

 

(рис. 73). Чтобы

 

 

 

 

удобнее было произ-

 

 

 

 

1водить подгонку ре­

 

 

 

 

бер

 

по

месту,

к

 

 

 

 

их концам предвари­

 

 

 

 

тельно

приваривают

 

 

 

 

планки

толщиной

 

 

 

 

6—8 мм. Концы ре­

Р ис.

73. П о ст а н о в к а

р еб ер

ж ест к о ст и

бер

сначала

прива­

на

б о л ь ш у ю п р и в а р ен н у ю

за п л а т у :

ривают

к

корпусу

1

к о р п у с су д н а ; 2 — за п л а т а ; 3

судна,

а затем

к за­

р еб р а

ж ест к о ст и ; 4

оп ор н ы е баш м ак и

плате.

 

Количество

 

 

 

 

 

ребер жесткости зависит от размера заплаты и опреде­ ляется в каждом случае расчетом.

132


Ремонт рулевых устройств корабля

Заделку пробоины в обшивке пера руля производят путем наложения заплат, изготовленных по шаблону погиби пера. Для плотного прижатия заплаты к перу в ней и в пере руля .прорезают одно-два отверстия для стяжных болтов (рис. 74,1). Затем ее плотно притягива­ ют к месту, ставят на прихватки и обваривают. Ввиду того что обшивка пера руля бывает тонкой, приварку следует вести на малых режимах тока электродами диа­ метром 3—4 мм. Заплаты по возможности надо распо-

Р ис. 7 4 . Р е м о н т п о в р еж д ен н о г о р у д е р п о с т а руля :

и — п о в р еж д ен н ы й р у д ер п о ст ; б — п о д г о т о в к а и св а р к а п о в р е ж ­ д ен н о г о р у д ер п о ст а ; 1 — тр ещ и н а ; 2 — н а к л а д к а ; 3 — за в а р к а

трещ и ны

лагать так, чтобы кромки их совпадали с ребрами пера руля. После наложения заплаты на перо руля (не име­ ющего какого-либо заполнителя) из него удаляют воду сжатым воздухом. С этой целью в верхней части пера приваривают штуцер с резьбой для присоединения про­ дувного шланга, а в нижней части — второй штуцер для выпуска воды. Вода отжимается из полости руля дав­ лением воздуха. После отжатая воды подачу воздуха прекращают и сначала на нижний, а затем на верхний штуцеры навертывают глухие гайки.

133

Ремонт сломанного рудерпоста руля производят стыковой сваркой с разделкой кромок электрокиелородной резкой. При толщине бруса больше 25 мм делают одностороннюю разделку кромок под углом 45—50’. После подготовки кромок водолаз-сварщик проверяет, не сместились ли подлежащие сварке части, прихваты­ вает их, а затем сваривает. Сварка ведется многослой­ ная путем наложения валиков, перекрывающих друг дру­ га. Для придания большей прочности сваренному сты­ ку на него приваривают дополнительные накладки

(рис. 74,11).

Сварка подводных напорных трубопроводов

На подводно-технических работах часто приходится прокладывать напорные трубопроводы, которые состав­ ляются из отдельных секций. Обычно секции малых диа­ метров (до 400 мм) соединяют на поверхности электро­ сваркой. Секции трубопроводов больших диаметров сое­ диняют под водой с помощью фланцев на болтах или сваривают. Для совмещения концов труб перед сваркой применяют приспособление (рис. 75), состоящее из про-

Р ис.

75. Н а п р а в л я ю щ е е п р и сп о со б л ен и е д л я со в м ещ ен и я к о н ­

 

цов

т р у б

п ер ед

сваркой :

 

1

н ап р а в л я ю щ и е

бал ки ;

2

ст я ж н ы е бол ты ; 3

— хом уты ;

4 — ц ен тр и р ую щ и й х о м у т ; 5

— ц ен тр и р ую щ и е

болты

фильных направляющих балок, связанных тремя хому­ тами, из которых один центрирующий, а два стяжные. Это приспособление надевают на оконечность трубы, хо­ муты затягивают болтами, затем заводят оконечность второй трубы и с помощью центрирующих болтов дела­ ют совмещение и центровку труб. У стыкуемых торцов труб предварительно должны быть разделаны кромки.

134


После этого водолаз-сварщик делает прихватку симмет­ рично по окружности трубы. Высота слоя прихватки 5— б мм, длина прихватки 50—60 мм. Затем снимается со стыка направляющее приспособление и сваривается стык обратноступенчатым швом в три-четыре слоя для умень­ шения внутреннего напряжения в сварном шве. Для удоб-

3 2

При х в а т к и

Р ис.

76.

П о ст а н о в к а

б у г ел я

на

т р у б о п р о в о д

при

 

 

со ед и н ен и и

секции :

 

 

а

внеш ний

в и д б угел я ;

1 ■—

св а р и в а ем ы е

т р у ­

бы ;

2 —

ст я ж н о й бол т;

3

стой ки ; 4 — ф а с о н ­

ный

о т р езо к

тр убы ;

б

— п о сл ед о в а т ел ь н о ст ь

н а ­

 

л о ж е н и я

п р и хв аток

(п о к а за н а ц и ф р ам и )

 

ства сварки нижней стороны трубы необходимо отмы­ вать котлован глубиной не менее 1 м. Если грунт не по­ зволяет это сделать, то трубу поднимают и ставят на подкладки.

Чтобы избежать сварки в потолочном положении, применяют специальный бугель (рис. 76,а). Бугель из­ готовляют из отрезка трубы, внутренний диаметр кото­ рой равен наружному диаметру соединяемых труб. В верхней узкой части бугель разрезают и на расстоянии

135