Файл: Громадский, Б. В. Водолаз - сварщик - резчик учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 24.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
кой такой заплаты в образовавшиеся зазоры неоёходймо поставить клиновидные стальные полосы и приварить их одним швом к корпусу судна, а другим — к за плате.
В целях избежания наложения швов в вертикаль ном и особенно в потолочном положениях заплаты де лают ромбическими, треугольными, трапециевидными или какой-либо иной формы и располагают с таким рас четом, чтобы не было потолочной сварки. На рис. 71
Рис. |
71. |
П р и в ар к а |
тр еу го л ь н о й |
за п л а т ы |
со в сп о м о га т ел ь |
|
|
|
|
ным прутк ом : |
|
|
|
1 — |
п р о б о и н а ; 2 |
— за п л а т а ; |
3 — |
стал ьн ой п руток ; 4 — |
||
ш ов |
от |
п риварки |
п р утк а ; 5 — |
ш ов |
от |
п риварки зап латы ; |
,6 — обш и вк а
изображен способ замены потолочной сварки горизон тальной. Способ этот заключается в следующем. По ме сту прилегания к обшивке нижней кромки заплаты при варивается пруток диаметром 100 мм и более (жела тельно квадратного сечения). На приваренный пруток устанавливают и приваривают заплату. Причем привар ка нижней кромки производится в горизонтальном или полувертикальном положении.
Приварка судоподъемных проушин
Судоподъемные проушины (рис. 72) служат для кре пления стропов при подъеме или постановке на ровным киль затонувшего судна. Они бывают грузоподъем-
130
ностыо 80 и 200 т. Судоподъемные проушины отлича ются только размерами (80-тонная проушина имеет раз мер основного листа 500X500 м.м, толщину 10 мм, 200тонная — 700X700 мм, толщину 18 мм). Для приварки проушин в предварительно размеченных местах очища ют корпус от обрастания, краски и ржавчины, затем
Р и с. 72. |
П р и в а р к а |
с у д о п о д ъ е м н о й |
п роуш ины : |
|
/ — осн о в н о й л и ст |
(п о д о ш в а ); 2 — |
р еб р а |
ж е с т |
|
к ости ; 3 — |
отвер сти я |
д л я эл ек т р о за к л еп о к ; 4 — |
кни |
|
цы; 5 — ш ты рь; 6 — |
роульс; U i — Я 5 — |
п о р я д о к |
прп- |
|
хватк п ; |
Л— / ц — |
п о р я д о к н а л о ж ен и я ш вов |
снимают шаблон для придания проушине необходимой погиби в соответствии с корпусом судна. Перед поста новкой проушины в месте расположения нижнего края листа приваривается пруток в целях избежания сварки в потолочном положении. После подачи проушины к ме сту установки ее прижимают струбцинами или навеши вают на шпильки, предварительно установленные на
9* |
131 |
корпусе судна. После этого проушину прихватывают участками по 20—40 мм, а затем приваривают обратно ступенчатым швом по периметру основного листа. При варка проушины грузоподъемностью 200 т производится трехслойным швом, а 80-тонной — двухслойным. Пер вый слой наплавляется' электродами диаметром 4 мм, второй слой — электродом диаметром 5 мм. При нало жении второго и третьего слоев необходимо следить за тщательным проваром и сплавлением смежных валиков друг с другом и с основным металлом.
Проушины делаются фасонной формы с целью уве личения периметра сварного шва. Для лучшего приле гания основного листа к обшивке судна устанавливают электрозаклепки в имеющихся для этой цели восьми от верстиях, которые завариваются только в нижней их половине.
Постановка ребер жесткости на заплаты
С целью увеличения прочности заплат, поставленных иа пробоины больших размеров, их подкрепляют ребра
|
|
|
|
ми |
жесткости. |
Для |
||||
|
|
|
|
этого |
|
используют |
||||
|
|
|
|
тавровые |
балки |
или |
||||
|
|
|
|
уголковое |
железо |
|||||
|
|
|
|
большего |
|
профиля |
||||
|
|
|
|
(рис. 73). Чтобы |
||||||
|
|
|
|
удобнее было произ- |
||||||
|
|
|
|
1водить подгонку ре |
||||||
|
|
|
|
бер |
|
по |
месту, |
к |
||
|
|
|
|
их концам предвари |
||||||
|
|
|
|
тельно |
приваривают |
|||||
|
|
|
|
планки |
толщиной |
|||||
|
|
|
|
6—8 мм. Концы ре |
||||||
Р ис. |
73. П о ст а н о в к а |
р еб ер |
ж ест к о ст и |
бер |
сначала |
прива |
||||
на |
б о л ь ш у ю п р и в а р ен н у ю |
за п л а т у : |
ривают |
к |
корпусу |
|||||
1 — |
к о р п у с су д н а ; 2 — за п л а т а ; 3 — |
судна, |
а затем |
к за |
||||||
р еб р а |
ж ест к о ст и ; 4 — |
оп ор н ы е баш м ак и |
плате. |
|
Количество |
|||||
|
|
|
|
|
ребер жесткости зависит от размера заплаты и опреде ляется в каждом случае расчетом.
132
Ремонт рулевых устройств корабля
Заделку пробоины в обшивке пера руля производят путем наложения заплат, изготовленных по шаблону погиби пера. Для плотного прижатия заплаты к перу в ней и в пере руля .прорезают одно-два отверстия для стяжных болтов (рис. 74,1). Затем ее плотно притягива ют к месту, ставят на прихватки и обваривают. Ввиду того что обшивка пера руля бывает тонкой, приварку следует вести на малых режимах тока электродами диа метром 3—4 мм. Заплаты по возможности надо распо-
Р ис. 7 4 . Р е м о н т п о в р еж д ен н о г о р у д е р п о с т а руля :
и — п о в р еж д ен н ы й р у д ер п о ст ; б — п о д г о т о в к а и св а р к а п о в р е ж д ен н о г о р у д ер п о ст а ; 1 — тр ещ и н а ; 2 — н а к л а д к а ; 3 — за в а р к а
трещ и ны
лагать так, чтобы кромки их совпадали с ребрами пера руля. После наложения заплаты на перо руля (не име ющего какого-либо заполнителя) из него удаляют воду сжатым воздухом. С этой целью в верхней части пера приваривают штуцер с резьбой для присоединения про дувного шланга, а в нижней части — второй штуцер для выпуска воды. Вода отжимается из полости руля дав лением воздуха. После отжатая воды подачу воздуха прекращают и сначала на нижний, а затем на верхний штуцеры навертывают глухие гайки.
133
Ремонт сломанного рудерпоста руля производят стыковой сваркой с разделкой кромок электрокиелородной резкой. При толщине бруса больше 25 мм делают одностороннюю разделку кромок под углом 45—50’. После подготовки кромок водолаз-сварщик проверяет, не сместились ли подлежащие сварке части, прихваты вает их, а затем сваривает. Сварка ведется многослой ная путем наложения валиков, перекрывающих друг дру га. Для придания большей прочности сваренному сты ку на него приваривают дополнительные накладки
(рис. 74,11).
Сварка подводных напорных трубопроводов
На подводно-технических работах часто приходится прокладывать напорные трубопроводы, которые состав ляются из отдельных секций. Обычно секции малых диа метров (до 400 мм) соединяют на поверхности электро сваркой. Секции трубопроводов больших диаметров сое диняют под водой с помощью фланцев на болтах или сваривают. Для совмещения концов труб перед сваркой применяют приспособление (рис. 75), состоящее из про-
Р ис. |
75. Н а п р а в л я ю щ е е п р и сп о со б л ен и е д л я со в м ещ ен и я к о н |
||||
|
цов |
т р у б |
п ер ед |
сваркой : |
|
1 — |
н ап р а в л я ю щ и е |
бал ки ; |
2 — |
ст я ж н ы е бол ты ; 3 |
— хом уты ; |
4 — ц ен тр и р ую щ и й х о м у т ; 5 |
— ц ен тр и р ую щ и е |
болты |
фильных направляющих балок, связанных тремя хому тами, из которых один центрирующий, а два стяжные. Это приспособление надевают на оконечность трубы, хо муты затягивают болтами, затем заводят оконечность второй трубы и с помощью центрирующих болтов дела ют совмещение и центровку труб. У стыкуемых торцов труб предварительно должны быть разделаны кромки.
134
После этого водолаз-сварщик делает прихватку симмет рично по окружности трубы. Высота слоя прихватки 5— б мм, длина прихватки 50—60 мм. Затем снимается со стыка направляющее приспособление и сваривается стык обратноступенчатым швом в три-четыре слоя для умень шения внутреннего напряжения в сварном шве. Для удоб-
3 2
При х в а т к и
Р ис. |
76. |
П о ст а н о в к а |
б у г ел я |
на |
т р у б о п р о в о д |
при |
|||
|
|
со ед и н ен и и |
секции : |
|
|
||||
а — |
внеш ний |
в и д б угел я ; |
1 ■— |
св а р и в а ем ы е |
т р у |
||||
бы ; |
2 — |
ст я ж н о й бол т; |
3 |
— |
стой ки ; 4 — ф а с о н |
||||
ный |
о т р езо к |
тр убы ; |
б |
— п о сл ед о в а т ел ь н о ст ь |
н а |
||||
|
л о ж е н и я |
п р и хв аток |
(п о к а за н а ц и ф р ам и ) |
|
ства сварки нижней стороны трубы необходимо отмы вать котлован глубиной не менее 1 м. Если грунт не по зволяет это сделать, то трубу поднимают и ставят на подкладки.
Чтобы избежать сварки в потолочном положении, применяют специальный бугель (рис. 76,а). Бугель из готовляют из отрезка трубы, внутренний диаметр кото рой равен наружному диаметру соединяемых труб. В верхней узкой части бугель разрезают и на расстоянии
135