Файл: Шумский, Д. Л. Герой социалистического труда Н. П. Барабашов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

том, в чем заключается счастье. Счастье в том, чтобы жить и трудиться в Советской стране, самое большое счастье быть ком­ мунистом! — И закончил речь словами:

— За работу, за работу! Сколько ее еще не сделано!

На груди харьковского астронома, ря­ дом с золотой звездой «Серп и молот»,— четыре ордена Ленина, Орден Трудового Красного Знамени, медали... Президиум АН

СССР в честь запуска первого в мире ис­ кусственного спутника земли наградил уче­ ного памятной медалью . А сколько у него почетных и благодарственных грамот! Их не счесть.

Библиографический список трудов Барабашова включает свыше 500 научных ста­ тей, брошюр, учебных пособий, моногра­ фий, популярных статей, опубликованных в газетах и журналах как нашей страны, так и зарубежных.

За годы своей педагогической деятель­ ности Николай Павлович воспитал много уче­ ных, которые работают в различных горо­ дах страны, 28 из них защитили кандидат­ ские и докторские диссертации. Многие из его учеников заведуют кафедрами в вузах и работают в научно-исследовательских ин­ ститутах.

Трудящиеся Харькова, других городов знали Барабашова как талантливого лекто­ ра, прекрасного популяризатора советской науки. В каких только аудиториях он не вы­ ступал— на заводах и фабриках, в сельских

125

клубах и Домах культуры , по радио и теле­ видению. Только одних публичных лекций прочитано более тысячи: о планетах, Сол­ нечной системе, галактиках и М етагалакти­ ке, новых и сверхновых звездах, туманно­ стях и квазарах. Имя харьковского планетоведа находим среди основателей общества «Знание», действительным членом которого он состоял со дня его организации.

В век космонавтики, когда небесные тела изучаются не только с земной поверхности, но и непосредственно с помощью космиче­ ских аппаратов, основами знаний из области астрономии интересуются очень многие. И Николай Павлович собирается с силами и пишет для любознательных специальную книгу, обращенную одновременно к специ­ алистам, студентам , астрономам-любите-

лям.

Последней

категории

читателей он дает

советы, как самому построить телескоп

и

как

найти на

небосводе

нужный

объект.

Как

определить точное звездное

время

и

собственные координаты на Земле,

как сори­

ентироваться во Вселенной, чтобы не чувст­ вовать себя слепым на собственной планете.

Книга «Природа небесных тел и их наблю­ дение» вышла в издательстве Харьковского университета в 1969 году. На первой стра­ нице — «От автора» читаем:

«Астрономическая наука возникла из практической необходимости, и эта необхо­ димость столь велика, что без астрономии

..невозм ож но обойтись. Удельный вес астро- 'номии среди других естественных наук в ре­ шении народнохозяйственных задач возрос

126


настолько, что овладение основами астро­ номических знаний стало настоятельной по­ требностью каждого образованного чело­ века».

Каждую осень, когда порог университета переступало новое пополнение, из партко­ ма университета звонили Николаю Павлови­ чу и просили:

— Выступите перед новичками с напут­ ственным словом. У вас это всегда хорошо получается. Ваши речи вспоминают спустя многие годы после окончания университета. Вы умеете зажигать сердца!

Кафедра астрономии — один из приме­ ров хорошей постановки воспитательной работы со студентами в академических группах. Агитаторами здесь работают все члены кафедры .

Знакомясь с архивом ученого, я обратил внимание на присланное ему в 1969 году приветствие от Астрономического совета Академии Наук Советского Союза в связи

сего 75-летием.

«Вам дано было,— говорится в нем,— пережить редчайшую для астронома ра­ дость: подтверждение космическими стан­ циями Ваших выводов, сделанных у теле­ скопа, о строении лунной поверхности...»

И ученому пожелали, чтобы подтверди­

лись его выводы, сделанные о Марсе.

С этой планетой Николай Павлович боль­ ше всего дружил. Она ввела его в астроно­ мию, о ней он впервые сказал свое слово. Ученый с помощью 270-миллиметрового рефлектора составил довольно подробную

127


карту Марса, на которую нанесены много­ численные детали.

До последнего дня жизни на квартиру Барабашову то и дело звонили из универси­ тета, из обсерватории. Шла деятельная под­ готовка к наблюдению великого противо­ стояния Марса 6 августа 1971 года. За свою жизнь ученый наблюдал три противостоя­ ния. До четвертого не дожил трех месяцев: 29 апреля на рассвете перестало биться сердце замечательного ученого и человека.

Когда Марс приближается к нам, яркость его возрастает, а на больших расстояниях, наоборот, уменьшается. Это естественное явление известно каждому из будничных наблюдений: чем ближе автомобиль, тем ярче светят фары. Но внимание исследова­ теля привлекло то, что кроме этих перио­ дических изменений происходят и другие всплески яркости планеты, для объяснения которых нужно искать иные причины. Вре­ менами на протяжении считанных часов яр­ кость отдельных зон возрастает на несколь­ ко десятых долей звездной величины, а затем снова падает. Так проявляются физи­ ческие процессы на планете. Иногда на ут­ реннем и вечернем краях ее образуются туманы, выпадает снег, увеличивающий аль­ бедо. Возрастает яркость Марса и в перио­ ды, когда атмосфера мутнее или на поверх­ ности оседает изморозь.

И перед ученым встала проблема «вос­ произвести» картину распределения ярко­ стей на Марсе. Снова началось испытание разных моделей — пористых, непористых,

128

сыпучих материалов. Оказалось, что лучше всего увязывается с тем, что можно наблю­ дать в телескоп, песчаная субстанция с при­ месью окиси железа и лимонита— красно­ ватые пески, встречающиеся и на нашей пла­ нете. Именно они и придают Марсу общий красноватый оттенок. Правда, в некоторых областях Марса есть небольшие террито­ рии, которые летом и весной остаются тем­ но-серыми.

Это он, Барабашов, впервые обнаружил красноватость материков Марса по отноше­ нию к белому экрану. Нашел, что только в некоторых из них наблюдается зеленова­ тый оттенок. Это он вывел закон отраже­ ния от поверхности морей и материков этой планеты.

То, что мы сейчас знаем о наличии двух типов полярных шапок — поверхностной и атмосферной (первая, обычно, краснова­ тая) — тоже его заслуга. Занявшись «пове­ дением» полярных шапок, Николай Павло­ вич рассчитал их толщину. Вычисления про­ изводились с учетом скорости, с которой шапки сокращаются в размерах с наступле­ нием лета. В холодное время они быстро распространяются и доходят до широты 50 градусов (по земным масштабам это при­ мерно широта Харькова). С наступлением весны они быстро стягиваются к полюсам и в некоторые годы вовсе исчезают. Если счи­ тать, что шапки состоят из снега и льда, то при наблюдаемой скорости таяния слой должен быть всего в несколько миллимет­

129


ров толщиной,— так свидетельствуют рас­ четы, проделанные харьковским ученым.

Полярные шапки, как оказалось, состоят из двух компонентов — изморози и льда, покрывающих поверхность почвы, и обла­ ков, плавающих в атм осфере. Порой мы ви­ дим лишь одну составляющую — сплошную облачность или заснеженную твердь, порой обе одновременно, а иногда не видно ни одного из них. Установить наличие разных компонентов удалось с помощью цветных светофильтров. Красный фильтр снимает ат­ мосферную дымку, синий, наоборот, пока­ зывает то, что свойственно верхним слоям атмосферы .

— Нам важно выяснить плотность марси­ анской атм осферы ,— говорил Николай Пав­ лович.— Это будет иметь решающее значе­ ние для посадки на планету автоматических станций и кораблей, управляемых челове­ ком. По-видимому, парашюты помогут мало: слишком уж разрежена атмосфера. Садиться на Марс будут с помощью тор­ мозных двигателей, как на Луну. Впрочем, единого мнения о плотности атмосферы сейчас еще нет.

Последние исследования Барабашова по­ казывают, что наиболее вероятная величи­ на давления атмосферы у поверхности Мар­

са составляет 37— 18 мм

по

анероиду.

Однако

результаты ,

полученные

другими

учеными

с помощью

разных

методов, до­

вольно сильно расходятся. Так, многолет­ ние фотометрические наблюдения дают

130

среднюю

величину

давления

60— 70

мм,

спектрометрические

наблюдения — от

8 до

25 мм,

а

наблюдения, выполненные с

по­

мощью

космической станции

«Маринер-4»,

а также

 

«Маринер-6» и «Маринер-7»,

на­

правленных к М арсу,— меньше 5 мм.

 

В

чем

же причина таких

расхождений?

Очевидно, в

том ,— размышлял

уче­

ный,— что одни методы не учитывают аэро­ золей составляющей атмосферы , а другие учитывают ее. Во всяком случае, ясно, что атмосфера Марса разрежена значительно больше, чем земная, и человек без специ­ ального скафандра не может находиться на ее поверхности.

Ученый много рассказывал о марсиан­ ской погоде. Николай Павлович наблюдал пыльные бури, огромное белое пятно об­ наружил в области Аргир.

— Марсианская буря может продолжать­ ся несколько суток, а потом, когда она утихнет, еще долго в небе плавают тяж е­ лые желтые облака: пылинки мелкие, пото­ му и занесло их высоко. Марсианская пыль перемешана с метеоритной. Тоскливые, надо сказать, облака.

— Особенно интенсивная буря в атмо­ сфере Марса наблюдалась в 1956 году с 1 по 15 сентября, когда были закрыты не только темные детали поверхности, но и южная полярная шапка, которая в момент исчезновения имела еще заметные раз­ меры.

— Интересно, что наступлению пылевой бури на Марсе предшествовало появление

131


светлых образований. Так, 23 августа в 23 часа 10 минут по московскому времени я на Харьковской обсерватории, а позже аст­ рономы и других обсерваторий обнаружили значительное посветление области на Мар­ се, которая носит название Аргир. В после­ дующие дни белое образование распро­ странилось на соседние области и по яр­ кости не уступало полярной шапке.

Анализируя полученные результаты, аст­ рономы пришли к выводу, что в данном случае на поверхности планеты образова­ лись иней или изморозь, а отчасти и туман. Подобные образования обычно отмечаются также на утренней и вечерней частях диска планеты. Вероятно, это очень высокие ут­ ренние и вечерние туманы, которые напо­ минают наши перистые облака и часто со­ провождаются оседанием инея.

Конечно, хотелось узнать мнение ученого

омарсианских каналах. Их знаменитая

сеть — самая чудесная и загадочная систе­ ма образований. Узенькие, геометрически правильные линии Николай Павлович видел не такими, какими представлял их себе ита­ льянский астроном Джованни Скиапарелли, открывший их в 1877 году. По мнению харь­ ковского ученого, эти линии не сплошные, а состоят из очень мелких, но многочислен­ ных деталей. К такому выводу л Р ишел в на­ ше время и французский астроном А . Доль- ф ус, и американские астрономы, обрабаты­ вавшие снимки, полученные «Маринером-6» и «Маринером-7».

132

Нет сомнения, что предстоящие наблю­ дения дадут много нового о загадочной планете Марс.

— Какова сейчас главная цель всех на­ блюдений за Вселенной?

Николай Павлович собирается с мыслями:

— Дело в том, что нам нужны прогнозы столь же реальные, сколь и далекие. А глав­

ная цель — это не только

познание космо­

са,— оно никогда не будет

завершено,— но

и поиски инопланетных цивилизаций. Воз­ можно, удастся найти жизнь еще где-либо, и скорее, чем сейчас кажется. Даже если она окажется на уровне, много низшем, чем наша, это будет величайшее открытие — не астрономии, а всей земной науки. Всякая разумная жизнь, осознанно или подсозна­ тельно, устремляется к такой встрече и вза­ имодействию, как устремляется к этому и неживой космос: логика развития во вре­ мени и пространстве...

...Автом ат доставил долгожданные образ­ цы породы с ближайшей к нам планеты, ее пробороздил «Луноход-1». Блестящ е! Это качественно новый этап в изучении Луны и планет. Но по-прежнему наземные телеско­ пические наблюдения продолжают играть большую роль. Связь меж ду космическими и наземными исследованиями неразрывна. Николай Павлович принимал участие и в разработке методов исследования планет методами космонавтики.

...Башни обсерватории возвышаются над каштановой аллеей парка имени Т. Г. Ш ев­ ченко. Ясной ночью раздвигаются их люки,

133