Файл: Хилинский, Г. А. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций [справочное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
Г. À. хилинский
РЕВИЗИЯ
ФИНАНСОВО-
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
«БУДІВЕЛЬНИК»
КИЕВ 1976
Г. А. хилинскии
РЕВИЗИЯ ФИНАНСОВО ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТРОИТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Ъ і
Í
ИЗДАТЕЛЬСТВО «БУДІВЕЛЬНИК»
КИЕВ — 1976
338:6С |
i |
'! ‘^лим ' ., г«*». |
; • < |
||
Х45 |
'-ч |
f üC» |
'*> 4*WTi л «p УДК 658.114_ ■•' '’..’’•’НОГО З.Оіл
Хилинский Г. А. Ревизия финансово-хозяй ственной деятельности строительных органи заций. К., «Будівельник», 1976, стр. 192.
В справочном пособии освещены вопросы ревизии материальных ценностей, использо вания основных средств, выполнения плана производства строительно-монтажных работ и нх себестоимости, денежных и расчетнокредитных операций, финансовых результа тов, фондов и резервов.
Пособие рассчитано на инженерно-техни ческих работников и экономистов строитель но-монтажных организаций, работников фи нансовых служб строительных организаций.
Дг^лнц 6, библиография из 22 позиций.
6
Рецензент С. А. Онищук
Редакция литературы по экономике, органи зации, технологии, механизации и автомати зации строительного производства.
Заведующий редакцией инженер В. И. Фе-
досенко
10807—068
114—76
М203(04)—76
© Издательство «Будівельник», 1976
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЬНО-РЕВИЗИОННОЙ РАБОТЫ
Подготовка и организация ревизии
Комплексная ревизия производственной и фи- нансово-хозянственно?! деятельности организации (предприятия) назначается приказом руководителя ревизующего органа. В приказе указывается наи менование строительно-монтажной организации, ко торая будет ревизоваться, ревизуемый период, фа милии ревизоров, срок проведения ревизии, на кого возлагается руководство ревизионной группой, поря док и срок составления проекта приказа и меропри ятий по результатам ревизии.
Состав ревизионной бригады устанавливается в зависимости от продолжительности ревизуемого пе риода и объема программы ревизии. При подготовке к ревизии члены ревизионной бригады изучают все материалы, характеризующие деятельность строи тельно-монтажной организации, подлежащей реви зии, знакомятся с актом предыдущей ревизии, стройфинпланом и другими плановыми документами, основными экономическими показателями работы строительно-монтажной организации в текущем году, последними отчетами и балансами, решениями по годовому и квартальным отчетам.
Важной частью подготовки к ревизии является составление программы по ее проведению. Правиль но составленная программа не только направляет членов ревизионной комиссии, но и сосредотачивает их внимание на узловых вопросах.
В программе ревизии устанавливаются метод ее проведения, вид ревизии, указывается объем про
3
верки документов — сплошной или выборочной, а также цель проверки — что следует установить. На пример, задачей ревизии может быть проверка пра вильности начисления и выплаты заработной платы, кассовых операций, состояния расчетов.
Программа ревизии утверждается руководителем ревизующей организации и составляется в двух экземплярах. Один экземпляр выдается руководи телю ревизионной бригады, второй — остается в ор ганизации, назначившей ревизию.
Руководитель ревизионной бригады знакомит ее членов с содержанием программы и распределяет задание по проведению комплексной ревизии про изводственной и финансово-хозяйственной деятель ности между ними. Члены бригады не должны раз глашать срок начала проведения ревизии.
По прибытию на ревизуемый объект руководитель ревизионной бригады предъявляет руководителю строительно-монтажной организации копию прика за и удостоверение на право проведения ревизии.
Руководитель ревизуемой организации по прибы тию контролера обязан обеспечить ему отдельное рабочее место, а также распорядиться о назначении в помощь ревизуемой бригаде работников ревизу емой организации, выделении в распоряжение реви зующих, по мере надобности, транспорта для выезда на объекты строительства. О проведении ревизии следует поставить в известность местные органы Министерства финансов СССР, Стройбанка СССР, Госбанка СССР и народного контроля. Руководи тель ревизионной бригады устанавливает связь с партийной, профсоюзной и комсомольской органи зациями ревизуемой организации, ее группой народ ного контроля и другими организациями обществен ного контроля, а также вывешивает объявление о проведении ревизии.
4
Ревизия прежде всего устанавливает наличие де нежных средств, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе и под отчетом у должностных лиц. Наряду с этим проверяется вы полнение приказа по результатам предыдущей ре визии. Члены ревизионной комиссии должны озна комиться с содержанием приказов, распоряжений и переписки ревизуемой организации с разными хо зяйственными органами, актом проверок, произве денных финансовыми органами, учреждениями бан ков, народным контролем.
Методы документальной ревизии
При проведении ревизии производственной и фи нансово-хозяйственной деятельности строительно монтажной организации ревизор должен правильно применить различные способы контроля, методы экономического анализа, рассматривать экономичес кие явления не изолированно друг от друга, а во всесторонней взаимосвязи. Данные экономического анализа дают ревизору исходный материал, который подлежит тщательной проверке по первичным доку ментам для установления конкретных сумм пере расхода средств, а также причин, которые вызывают отклонение от нормативов, установленных планом.
Наряду с обследованием и экономическим анали зом при ревизии применяются специальные методы и приемы: технико-экономические расчеты; провер ка содержания хозяйственных операций по данным первичных документов, учетных регистров и отчет ности; инвентаризация, экспертная оценка и лабо раторные анализы; встречная проверка; изъятие подлинных документов; взаимный контроль содер жания документов; проверка правильности хозяйст венной операции по данным о выполнении других
5
операций, связанных с ней; взаимный контроль со держания документов; контрольный обмер.
Технико-экономическими расчетами пользуются в том случае, когда необходимо проверить, нет ли на рушений установленных нормативов. Этим приемом проверяется правильность калькуляции готовых из делий, норм расходования сырья, материалов, пра вильность установления задания по себестоимости строительно-монтажных работ.
Проверка хозяйственных операций по данным первичных документов, учетных регистров и отчет ности производится с целью установления закон ности, целесообразности и их достоверности.
Достоверными являются данные, отражающие только те операции, которые в действительности имели место. Законные операции — это операции, которые соответствуют профилю данной организа ции, законам, правилам, инструкциям, постановле ниям правительства, лимитам, нормам, планам, обя зательствам.
Целесообразность хозяйственной операции опре деляется ее направленностью на выполнение задач, стоящих перед ревизуемой организацией при соблю дении законности.
Проверка документов проводится сплошь или вы борочно. Однако операции по кассе и по расчетному счету в банке подлежат сплошной проверке за весь ревизуемый период. Бухгалтерские записи в реги страх бухгалтерского учета, оборотные ведомости и записи в Главной книге также рекомендуется по смотреть и изучить за весь ревизуемый период по всем счетам до просмотра документов. При выбороч ном методе проверяются документы за 3—4 месяца, при установлении нарушений или злоупотреблений по какому-либо виду операций ревизия на данном участке производится сплошным методом.
6
Очень важное значение имеет выбор метода про верки: от данных учета к документам или наоборот. Этот метод способствует более глубокому, последо вательному изучению всех проверяемых операции и документов, исключает сплошную проверку от дельных документов и способствует сокращению сроков проведения ревизии. Документы и записи в учете рассматриваются в хронологическом или си стематическом порядке.
При хронологическом порядке проверки разно родных документов нельзя за один рабочий прием глубоко изучить отдельные виды операций за месяц и в особенности за квартал или год в целом. Поэто му этот способ целесообразно применять лишь при ревизии предприятий с небольшим объемом. Систе матизированный же порядок проверки документов позволяет более тщательно и последовательно изу чить отдельные виды операций, помогает выяснить взаимную связь документов и форм отчетности, обеспечивает обобщение и анализ однородных опе раций. При этом порядке проверки сначала прове ряются документы по кассовым операциям, банков ским, подотчетным суммам и материальным цен ностям.
Проверка соблюдения порядка оформления доку ментов осуществляется одновременно с проверкой законности отражения в них операций.
В каждом документе вне зависимости от характе ра оформляемой в нем операции должны содержать ся следующие реквизиты: наименование и номер документа; дата совершения операций; наименова ние и адрес организаций и предприятий, участво вавших в совершении операций; точное описание операций; основание к совершению операции (дове ренность, распоряжение, наряд и т. д.); количество, цена и общая стоимость товарно-материальных
7
ценностей; должности, фамилии, имена, отчества и подлинные подписи лиц, участвующих в оформле нии операций. Отсутствие требуемых реквизитов вызывает сомнение в правильности и подлинности документа и делает его с формальной стороны не действительным. Наиболее часто встречаются не правильно оформленные документы со следующи ми дефектами:
подчистки и переделки денежных сумм, ко личества материальных ценностей или содержание записей;
отсутствие на документах даты, наименования организации или предприятия; отсутствие разреши тельных-надписей и расписки лиц, получивших цен ности;
наличие подписей лиц, неправомочных на совер шение операции.
Одновременно с проверкой порядка оформления документов следует проверить, соблюдается ли «По ложение о документах и записях в бухгалтерском учете предприятий и хозяйственных организаций», утвержденное Министерством финансов СССР от 18 октября 1961 г. в части того, что документы, при ложенные к приходным и расходным кассовым ор дерам, после получения или выдачи денег должны быть обязательно погашены штампом или подписью «получено» или «выдано» с указанием даты. Гаше нию подлежат также все банковские документы, документы, по которым на-числена заработная плата и произведены другие выплаты (авансовые отчеты, наряды и др.).
За нарушениями оформления документов могут скрываться как хищения денежных средств и мате риальных ценностей, так и непреднамеренные ошиб ки. Все неправильно оформленные документы про веряются следующими способами: взаимосвязь до
8
кументов, логический анализ, опрос лиц, подписав ших документы, встречные проверки.
Хозяйственные операции отражаются в ряде взаи мосвязанных документов. Например, операции по выплате денег на заработную плату связаны с доку ментами на производство работ (наряды, табеля).
Документы исследуются и логическим способом, при котором обращается внимание на возможность изложенных в них операций. Например, не отража ются ли в документах выполнение работ в размерах, превышающих технические возможности машин и механизмов, средние скорости и т. д.
При проверке хозяйственных операций по доку ментам, оформленным с нарушением и отражением работ, которые не осуществимы, необходимо реви зору произвести опрос лиц, имеющих отношение к этой операции. Опрос позволяет глубоко и всесто ронне исследовать хозяйственные операции.
Однако иногда и внешне правильно оформленные документы могут содержать заведомо ложные дан ные. Для обнаружения подобных фактов применя ются различные методы проверки. Одним из них служит встречная проверка документов. При этой проверке документы ревизуемого объекта сличаются с документами, находящимися в других организа циях и предприятиях. По всем внутренним докумен там и операциям встречная проверка производится путем взаимной сверки документов и операций. На пример, выплата по нарядам за погрузочно-разгру зочные работы сопоставляется с количеством тонн отработанных грузов и т. д.
Хищения социалистической собственности и дру гие нарушения могут быть вскрыты и по учетным записям в бухгалтерских регистрах.
Проверка записей в бухгалтерских регистрах производится в такой последовательности: сначала
9