Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Н. Г. О С Е В И Ч

МАШИНИСТ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ

М О С К В А —- 1971

6CG.08 0—72

УДК 69.002.51

Hi'№№

sg*b

Осевич H. Г.

Машинист строительных машин. М., Стройиздат, 1971.

198 с. с |Илл. (Серия (пособий по повышению мастерства рабочих-строителей).

В книге приведены технические характеристики некоторых небольших строительных машин, работающих на строительной площадке (лебедки, компрессоры, штукатурные агрегаты, шли­ фовальные и резьбонарезные машины и т. п.). Указаны прави­ ла их эксплуатации и безопасного выполнения работ.

Книга является практическим пособием для машинистов и слесарей.

3-2-7 6С6.08 178—1970

П Р Е Д И С Л О В И Е

Претворяя в жизнь решения XXIII съезда КПСС, советский народ добился новых побед в создании материально-технической базы коммунизма. Крупные успехи-достигнуты в развитии всех отраслей народного хозяйства.

В директивах XXIV съезда КПСС по пяти­ летнему плану развития народного хозяйства

СССР на 1971—1975 гг. предусмотрено: Повы­ сить оснащенность строительства высокопро­ изводительными машинами и транспортными средствами, ускорить замену устаревшей зем­ леройной техники. Решительно улучшить ис­ пользование строительной техники. Обеспе­ чить развитие ремонтно-эксплуатационной ба­ зы строительства и повышение технического уровня ее.

Обслуживать большой парк строительных машин и механизмов должны квалифициро­ ванные механизаторы.

Ускоренная подготовка таких специалистов, а иногда вынужденное использование для ра­ боты на механизмах практиков зачастую ста­ вит молодых машинистов перед некоторыми техническими затруднениями в их работе.

Кроме того, машинист, как правило, во время длительной остановки машины ста­ рается повысить свое мастерство, участвуя в ремонтных работах как слесарь и сварщик. С этой целью брошюра, на!ряду с освещением организации труда машиниста, знакомит с вопросами технологии материалов, деталей

1* Зак. 753

3

машин и методов производства ремонта стро-. ительных механизмов.

Учитывая возросший общеобразователь­ ный уровень молодых машинистов, более уг­ лубленно даны некоторые узловые вопросы его специальности, такие как привод строймашин (гидравлический, пневматический и др.), приведена методика определения устойчиво­ сти машины во время работы.

Молодой машинист, ознакомившись с бро­ шюрой, можёт повысить свою квалификацию механизатора.


Г л а в а !

ОБСЛУЖИВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

1. ОБЯЗАННОСТИ МАШИНИСТА

Машинист строительной машины отвечает за правильную эксплуатацию машины и ее со­ хранность во время работы. Не зная устрой­ ства машины и основных рабочих процессов, нельзя работать на машине. К управлению строительными машинами допускают только квалифицированных рабочих.

Во время работы машинист должен управ­ лять одной машиной и выполнять указания, приведенные в письменной инструкции по эксплуатации, которые он должен иметь при себе. Нарушение правил может вызвать по­ ломки машины и привести к несчастным слу­ чаям.

Машинист перед работой должен очищать, осматривать, смазывать машину и электродви­ гатель; во время и после работы вместе с ре­ монтными слесарями проводить текущий ре­ монт.

Пускать в ход и останавливать машину машинист должен по правилам, указанным в инструкции; пускать машину можно только убедившись в полной ее исправности.

Перед пуском и остановкой машины ма­ шинист обязан дать сигнал. При неисправ­ ности машины или двигателя машинист дол-

5

жен немедленно остановить машину, вызвать механика, ремонтного слесаря и электромон­ тер а.

Машинист должен следить за сигналами такелажника, не отвлекаться во время рабо­ ты машины и не допускать посторонних л,иц на рабочее место и передавать управление.

При эксплуатации грузоподъемных машин необходимо следить, чтобы:

наматывание каната,на барабан лебедки было равномерным;

подъем и опускание груза производились плавно;

не было ослабления натяжения каната при опускании груза;

при сматывании каната на барабане ле­ бедки оставалось 2—3 витка.

Материал подают на ленту конвейера, гро­ хот, в элеватор, винтовой транспортер, камне­

дробилку, моечно-сортировочный

барабан и

т. д. после того, как рабочие части

машины

приобретут нормальную скорость.

 

нужно

При работе ленточных конвейеров

следить за тем, чтобы материал

размещался

по длине ленты равномерным слоем, заполняя всю ширину ее, не осыпался и не налипал на ролики и барабаны. Лента транспортера не должна проскальзывать и сбегать в сторону, ролики должны вращаться без остановки.

При работе смесительных машин надо сле­ дить, чтобы загрузочный ковш поднимался без перекосов и опирался роликами на направ­ ляющие, чтобы рычаг фрикционного механиз­ ма не смещался в сторону и не было утечки воды в соединениях и затворах, а также со­ блюдать время, заданное на перемешивание составляющих бетона и раствора. При работе

6


смесительных машин следует периодически очищать приямок ковша.

-Перед окончанием работы надо прекратить подачу материала и остановить машину пос­ ле того, как она будет свободна от материала.

Для планирования и работы машины на строительстве и возможности учета машинист обязан заполнять сменные рапорты. Это не­ обходимо для того, чтобы знать объем выпол­ ненных работ, знать, как используется маши­ на, и выявить лучших работников стройки.

Машинист должен следить за наличием необходимых строительных и эксплуатацион­ ных материалов, запасных частей и инстру­ ментов, наблюдать за их расположением; свое­ временно отвозить и подвозить материалы, а также сигнализировать о неполадках и по­ требности в материалах.

Для сохранности машины и производитель­ ной работы, а также для обеспечения безопас­ ности работ рабочее место на строительной площадке должно быть хорошо организовано.

2. ОСНОВЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ МАШИН

Под эксплуатацией машин и механизмов понимают совокупность организационных и технических мероприятий, обеспечивающих наиболее рациональное их использование. Различают производственную и техническую эксплуатацию машин.

Производственная эксплуатация охваты­ вает выбор машин, выбор режима работы ма­ шин, их расстановку, а также последователь­ ность выполнения работ. *

Одним из основных факторов рациональ­ ной производственной эксплуатации машины

7

является управление, отвечающее условиям работы и конструкции машины.

Для правильного решения задач производ­ ственной эксплуатации проводят системати­ ческий инструктаж персонала с присвоением квалификационных разрядов.

Техническая эксплуатация включает при­ емку машин, испытание, монтаж и демонтаж; транспортирование, техническое 'Обслужива­ ние и ремонт; хранение, снабжение запасны­ ми частями, горюче-смазочными материалами; обеспечение требований техники безопасности при эксплуатации машин.

Все машины, которые должны работать в осенне-зимний период подвергают детально­ му техническому осмотру и обнаруженные не­ исправности устраняют. Кабины машин утеп­ ляют и оборудуют стеклоочистителями; дви­ гатели внутреннего сгорания снабжают теплы­ ми чехлами; трубопроводы для воды и масла, аккумуляторы и т. п. утепляют войлоком или асбестом.

При длительных остановках машин вода из охлаждающей системы должна быть выпу­ щена мотористом.

Учет работы машин. Важное значение имеет правильный учет работы машин. Основ­ ным документом при учете парка машин яв­ ляется паспорт каждой машины. В паспорте дается техническая характеристика машины и регистрируются все выполненные объемы ра­ бот и произведенные ремонты.

■Первичным учетным документом является сменный рапорт машиниста, в котором он за­ писывает фактическое количество отработан­ ных машиной часов, объем выполненных ра­

8


бот, простои, машины и расход эксплуатацион­ ных материалов за смену.

Приемка и сдача машин состоит в провер­ ке технической документации (паспорт, инст­ рукции, комплектовочная ведомость, акт тех­ нического состояния, наличие агрегатов, обо­ рудования, инструмента и запасных частей) и технического состояния машины.

Такие машины, как мощные экскаваторы, в отдельных случаях принимают по специаль­ ной программе.

Некоторые строительные машины (краны, локомобили, компрессоры) регистрируются Госгортехнадзором и проходят периодическое освидетельствование.

Приемку и сдачу машины оформляют дву­ сторонним приемо-сдаточным актом. При не­ исправностях в новой или отремонтированной машине следует вызвать представителя заво­ да или организации, производившей ремонт, или составить акт-рекламацию для предъяв­ ления претензий заводу.

Машины следует испытывать для провер­ ки соответствия правилам Госгортехнадзора, а также для оценки производительности ма­ шины. Для некоторых машин проводят тяго­ вые испытания, например, при выборе тягача для прицепной машины. В отдельных случаях при испытании определяют расход топлива и качество получаемой продукции, в частности для дробилок.

Испытания, как правило, проводят по оп­ ределенной программе и оформляют актом.

Монтаж и демонтаж осуществляется яри транспортировании мощных экскаваторов, дробильно-сортировочных установок и других

9


крупных машин. Для упрощения перевозок машину демонтируют, т. е. разбирают частич­ но или полностью. Степень разборки опреде­ ляют весом, конструкцией, габаритом маши­ ны, типом транспортных средств и дально­ стью перевозки. После разборки машину по­ гружают на транспортные средства, а на ме­ сте производят ее монтаж.

От качества монтажа зависит эксплуата­ ция машины, поэтому этому следует уделять большее внимание. Для сокращения сроков монтажа и демонтажа целесообразно приме­ нять блочные конструкции машин.

Транспортирование машин может осущест­ вляться своим ходом, на буксире, безрельсо­ вым транспортом (на большегрузных прице­ пах, автомобилях, санях), а также железно­ дорожным и водным транспортом.

Переброска машин своим ходом целесооб­ разна на короткие расстояния (до 20 км). Железнодорожный транспорт выгодно исполь­ зовать при перевозке на значительные рассто­ яния. При расстояниях до 200 км и наличии дорог машины перевозят на автомобилях. В последнее время все чаще стали , применять для этой цели большегрузные прицепы, кото­ рые дают возможность перевозить машины без разборки или крупными блоками. Грузо­ подъемность достигает 350 т, дальность 'пе­ ревозки — 500 км.

Прежде чем транспортировать машину, ее следует надежно закрепить. Если на трассе имеются болотистые места, водные препятст­ вия, переправы по льду или предстоит пере­ ход тяжелых машин через мосты и путепрово­ ды, то трассу специально подготавливают.

Машину следует предохранять от медлен-

пого разрушения в результате воздействия ат­ мосферных осадков, солнечного света, резких колебаний температур.

Прежде чем поставить машину на хране­ ние, необходимо слить воду, топливо и масло, очистить машину, нанести антикоррозионные покрытия и 'разгрузить некоторые узлы и ча­ сти.

Техническое обслуживание строительных машин имеет основную цель— предупредить появление неисправностей, создать наиболее благоприятные условия работы машин и, сле­ довательно, увеличить срок службы.

Техническое обслуживание обычно произ­ водят на строительных площадках.

Чтобы уменьшить объем работы по техни­ ческому обслуживанию и увеличить межсмотровые периоды, в конструкциях современных машин предусматривается применение авто­ матической смазки и одноразовой смазки уз­ лов сокращается количество смазочных точек; вводятся специальные компенсаторы износа; увеличивается надежность регулировок.

Своевременный ремонт строительных ма­ шин производят с целью поддержания ма­ шин в состоянии эксплуатационной готов­ ности.

3. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА (ППР) СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Основные положения системы изложены в

инструкции Госстроя

СССР

по проведению

планово-предупредительного

ремонта строи­

тельных машин (СН 207—68), действующей с

1 января

1969 г.

планово-предупредительного

1.

Система

ремонта

ставит целью сохранение длительной

И