Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При электродуговой сварке чугуна без предварительного подогрева применяют сталь­ ные электроды (ГОСТ 2246—60) с толстой об­ мазкой. В ответственных случаях следует при­ менять толетообмазанные биметаллические (с медной проводниковой сердцевиной и облицов­ кой из жести) или «пучковые» электроды из двух медных и двух стальных электродов диаметром 3—5 мм в зависимости от толщи­ ны свариваемой детали.

Для этой же цели выпускают электроды марки ОЗЧ-1, представляющие собой медный стержень с толстой обмазкой, в состав кото­ рой введен железный порошок в количестве 30—40% от веса меди в стержне. Если нет электродов заводского производства их мож­ но изготовить средствами стройки из отдель­

ных медных и

железных стержней, а

также

путем обвивки

медного

стержня

желез­

ной лентой. Стабилизирующие обмазки —

обычного состава. Сварку

чугуна

такими

электродами желательно производить сим­ метрично, не допуская местного перегрева, для чего шов накладывают небольшими уча­ стками, что дает возможность металлу осты­

вать. Температура окружающего

воздуха

должна быть положительной.

 

Электросварку чугуна с чугуном,

чугуна

со сталью, чугуна и стали с медью и

медных

сплавов можно производить без предваритель­ ного нагрева свариваемых деталей при помо­ щи стальных окисляющих электродов. В ка­ честве окислителя употребляется измельчен­ ная металлургическая окалина (окись желе­ за), которая вводится в количестве от 50 до 100% веса стержня (трубки) внутрь трубки либо в состав обмазки в зависимости от конст­

20

рукции электрода. Состав стабилизирующей обмазки— обычный. Для сварки окисляющи­ ми электродами может быть использован по­ стоянный или переменный ток; сила тока дол­ жна быть на 15—20% выше, чем для обыч­ ных электродов равного сечения (14— 16 а!мм2).

Электроды стальные для дуговой сварки и наплавки изготовляют из углеродистой, леги­ рованной и высоколегированной сварочной проволоки (табл. 1). Чаще всего пользуются углеродистой проволокой марки Св-08 с со­ держанием углерода не больше 0,1%.

Смазка машин. Качественная

и своевре­

менная смазка машин имеет очень

большое

значение, так как она

разобщает

трущиеся

поверхности деталей

смазочной

пленкой,

уменьшает износ деталей в десятки раз и зна­ чительно повышает к. п. д. машины благодаря снижению трения.

Наибольшее распространение для смазки получили минеральные масла и консистент­ ные смазки.

При эксплуатации строительных машин применяют масла из мазута: индустриальные, автотракторные, трансмиссионные, компрес­ сорные и др.

■Масла характеризуются: условной вязко­ стью в градусах Энглера, т. е. отношением времени истечения масла при температуре 50°С ко времени истечения такого же объема воды при температуре 20°С; температурой застыва­ ния, при которой масло, налитое'в пробирку диаметром 15—17 мм, густеет настолько, что при наклоне пробирки на 45° верхний мениск остается неподвижным в течение минуты; температурой вспышки, при которой пары на-

21


Т а б л и ц а ! '

Некоторые данные по стальным электродам и область их применения

 

 

Предел

 

 

 

 

прочности

Твердость

 

Марки

Металл шва (наплавки)

шва при

Назначение

растяже­

плавления

 

 

нии в

металла

 

 

 

к Г / м м 2

 

 

Э34 Э42

Э42А

Э46

Э46А

,Э50

Э50А

Э55

Э55А

Э60.

Э60А

Э70 Э85 Э100

ЭНР62

Углеродистая сталь

34 .

То же

42

»

 

42

»

 

46

»

 

46

»

 

50

»

 

50

»

 

55

»

 

55

»

 

60

»

 

60

 

 

70

 

 

85

Типа

быстрорежущей стали

100 '

и

ее заменителей

 

_

ч

-

Для сварки конструкционных мало-

 

углеродистых и низколегирован-

h^ix сталей

Л

_

_

Для сварки конструкционных сред-

 

 

неуглеродистых и низколегирован-

_

ных сталей

 

Для сварки конструкционных сталей-

 

 

повышенной прочности

62

Для наплавки режущего инстру-

 

мента


 

 

 

 

Продолжение табл. 1

 

 

Предел

 

 

 

 

прочности

Твердость

 

Марки

Металл шва (наплавки)

шва при

Назначение

растяже­

плавления

 

 

нии в

металла

 

 

 

кГ/мм2

 

 

ЭНГ35

ЭНГ40 -ЭНГ50

ЭНХ20 ЭНХ25

ЭНХЗО

ЭНХ45 ЭНХ50

Хромоникелевая или

хромо-

 

35

Для наплавки износостойких по-

марганцовистая

стали

40

Хромовольфрамовая

сталь

верхностей, работающих при по-

Хромистая

или

хромомар-

50

вышенных температурах

ганцовистая

сталь

 

 

 

 

Сталь марганцовистая Г13Л

_

20

 

Кремнемарганцовистая

25

Для наплавки износостойких поверх-

сталь

или

хромомар-

30

Хромистая

ностей, работающих при обычных

ганцовистая

сталь

 

температурах

Типа сплава «сормайт»

 

То же

 

 

 

 

 

50

 


гретого масла вспыхивают при поднесении пламени, кислотностью — количеством едко­ го калия в мг, которое следует затратить, что­ бы .нейтрализовать 1 а масла.

Наличие кислот в масле приводит к корро­ зии трущиеся поверхности: чем больше кис­ лотность, тем больше коррозия. Например, индустриальное масло «12» имеет условную вязкость 1,86—2,26, температуру застывания —30°С и кислотное число 0,14, а индустриаль­ ное масло «45» имеет условную вязкость 5,24—7,07, температуру застывания —10°С и кислотное число 0,35.

Консистентная смазка выгодно отличается от других масел тем, что в момент остановки машины она не стекает с трущихся поверхно­ стей и не выжимается из зазора между ними. Детали, смазываемые консистентными смаз­ ками, меньше изнашиваются.

При выборе сорта смазки руководствуются особенностями каждого узла машины. Такими особенностями являются давление, скорость, температура, состояние-механизмов и конст­ рукция смазочного устройства.

При больших давлениях смазка выдавли­ вается из подшипников, и поэтому узлы, рабо­ тающие с большими нагрузками, требуют вяз­ ких смазок. Чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость смазки, так как чрез­ мерно густая смазка при значительной ско­ рости, как правило, приводит к повышению температуры подшипяика.

Смазку должны выбирать с таким расче­ том, чтобы температура вспышки масла была на 40—50°С выше температуры смазываемых поверхностей,

4

При низких температурах особое значение имеет температура застывания, характеризу­ ющаяся подвижностью масла.

Изношенный механизм имеет большие за­ зоры в сочленениях, в связи с чем появляются толчки и удары при работе. Поэтому, чтобы смазка не была выдавлена из подшипников; необходимо применять более вязкие смазки в изношенных узлах.

Заводами в инструкциях дается карта (схе­ ма) смазки машин с указанием смазываемых узлов, смазочных приборов, сорта смазочного материала по ГОСТу, периодичности смены смазки и нормы ее расхода.

Наблюдение за машиной в работе. Обслу­ живая машину, необходимо вовремя устранять замеченные неисправности, так как при рабо­ те машины увеличивается износ и это приво­ дит к авариям.

Во время работы машинист обязан: сле­ дить за состоянием машины и особенно таких ее узлов, которые больше подвержены износу и требуют тщательного ухода и регулировки; останавливать машину при ненормальном шу­ ме, стуке и перегреве двигателя; следить за работой фрикционных и тормозных лент, . не допуская пробуксовывания, а также перегре­ ва подшипников; следить, чтобы не было пе­ рекрещивания стальных канатов при навивке на барабан.

При обнаружении дефекта машинист дол­ жен немедленно остановить машину и сооб­ щить об этом механику.

В конце смены машинист обязан; тщатель­ но очистить машину от .пыли, грязи, смазки; устранить все дефекты, обнаруженные при ра­ боте машины; заменить негодные крепежные

2


детали и негодные резиновые, асбестовые и другие прокладки; отрегулировать фрикционы, тормоза и механизмы управления; смазать машину и заправить ее горючим, маслом и водой; записать в журнал приема и сдачи смен все дефекты, замеченные во время работы ма­ шины.

Машинист, принимающий смену, должен проверить состояние машины и сделать соот­ ветствующую запись в журнале приемки и сдачи смен.

Г л а в а II

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ

1. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ

Металлы и сплавы различают по физиче­ ским, химическим и механическим свойствам.

К основным физическим свойствам'метал­ лов а сплавов относят удельный вес, темпе­ ратуру плавления, теплопроводность, элект­ ропроводность и магнитность.

Удельный вес — отношение веса 1 смг ма­ териала к весу 1 см3 воды при температуре 4°С и давлении 760 мм рт. ст. Так как удель­ ный вес воды равен 1, то удельный вес дру­ гих материалов сравнивают с весом воды и обозначают в виде относительной величины. Например, удельный вес железа — 7,8.

Температура плавления ---температура,

йрй которой материал переходит из твердого

состояния в жидкое.

переда­

Теплопроводность — способность

вать тепло от более нагретых к менее

нагре­

тым частям материала.

 

Электропроводность — свойство материала проводить электрический ток.

Магиитность ■—способность металлов или сплавов притягиваться магнитом и намагничи­ ваться.

К основным химическим свойствам метал­ лов и сплавов относятся: способность сопро­ тивляться коррозии, образованию окалины (жаростойкость) и действию кислот и щело­ чей.

Жаростойкие металлы и сплавы применя­

ют для изготовления деталей,

работающих

при высоких

температурах.

Для изготовле­

ния деталей,

которые должны сохранять при

высоких температурах определенные свойства, применяют жаропрочные металлы и сплавы.

К основным механическим свойствам ме­ таллов и сплавов относятся: прочность, упру­ гость, пластичность, твердость, ударная вяз­ кость и др.

2. ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ

Чугун представляет собой сплав железа с углеродом (более 2%). Чугун хрупок и не под­ дается ковке. Выплавляют чугун из железных руд в доменных печах. Углерод в чугуне мо­ жет находиться в свободном состоянии в ви­ де графита, расположенного между зернами железа или в виде химического соединения уг­ лерода с железом.

Кремний влияет

на строение и свойства

йугуна аналогично

углероду. Марганец в эт-

27