ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
При электродуговой сварке чугуна без предварительного подогрева применяют сталь ные электроды (ГОСТ 2246—60) с толстой об мазкой. В ответственных случаях следует при менять толетообмазанные биметаллические (с медной проводниковой сердцевиной и облицов кой из жести) или «пучковые» электроды из двух медных и двух стальных электродов диаметром 3—5 мм в зависимости от толщи ны свариваемой детали.
Для этой же цели выпускают электроды марки ОЗЧ-1, представляющие собой медный стержень с толстой обмазкой, в состав кото рой введен железный порошок в количестве 30—40% от веса меди в стержне. Если нет электродов заводского производства их мож но изготовить средствами стройки из отдель
ных медных и |
железных стержней, а |
также |
|
путем обвивки |
медного |
стержня |
желез |
ной лентой. Стабилизирующие обмазки — |
|||
обычного состава. Сварку |
чугуна |
такими |
электродами желательно производить сим метрично, не допуская местного перегрева, для чего шов накладывают небольшими уча стками, что дает возможность металлу осты
вать. Температура окружающего |
воздуха |
должна быть положительной. |
|
Электросварку чугуна с чугуном, |
чугуна |
со сталью, чугуна и стали с медью и |
медных |
сплавов можно производить без предваритель ного нагрева свариваемых деталей при помо щи стальных окисляющих электродов. В ка честве окислителя употребляется измельчен ная металлургическая окалина (окись желе за), которая вводится в количестве от 50 до 100% веса стержня (трубки) внутрь трубки либо в состав обмазки в зависимости от конст
20
рукции электрода. Состав стабилизирующей обмазки— обычный. Для сварки окисляющи ми электродами может быть использован по стоянный или переменный ток; сила тока дол жна быть на 15—20% выше, чем для обыч ных электродов равного сечения (14— 16 а!мм2).
Электроды стальные для дуговой сварки и наплавки изготовляют из углеродистой, леги рованной и высоколегированной сварочной проволоки (табл. 1). Чаще всего пользуются углеродистой проволокой марки Св-08 с со держанием углерода не больше 0,1%.
Смазка машин. Качественная |
и своевре |
|
менная смазка машин имеет очень |
большое |
|
значение, так как она |
разобщает |
трущиеся |
поверхности деталей |
смазочной |
пленкой, |
уменьшает износ деталей в десятки раз и зна чительно повышает к. п. д. машины благодаря снижению трения.
Наибольшее распространение для смазки получили минеральные масла и консистент ные смазки.
При эксплуатации строительных машин применяют масла из мазута: индустриальные, автотракторные, трансмиссионные, компрес сорные и др.
■Масла характеризуются: условной вязко стью в градусах Энглера, т. е. отношением времени истечения масла при температуре 50°С ко времени истечения такого же объема воды при температуре 20°С; температурой застыва ния, при которой масло, налитое'в пробирку диаметром 15—17 мм, густеет настолько, что при наклоне пробирки на 45° верхний мениск остается неподвижным в течение минуты; температурой вспышки, при которой пары на-
21
Т а б л и ц а ! '
Некоторые данные по стальным электродам и область их применения
|
|
Предел |
|
|
|
|
прочности |
Твердость |
|
Марки |
Металл шва (наплавки) |
шва при |
Назначение |
|
растяже |
плавления |
|||
|
|
нии в |
металла |
|
|
|
к Г / м м 2 |
|
|
Э34 Э42
Э42А
Э46
Э46А
,Э50
Э50А
Э55
Э55А
Э60.
Э60А
Э70 Э85 Э100
ЭНР62
Углеродистая сталь |
34 . |
|
То же |
42 |
|
» |
|
42 |
» |
|
46 |
» |
|
46 |
» |
|
50 |
» |
|
50 |
» |
|
55 |
» |
|
55 |
» |
|
60 |
» |
|
60 |
|
|
70 |
|
|
85 |
Типа |
быстрорежущей стали |
100 ' |
— |
||
и |
ее заменителей |
|
_ |
ч |
- |
Для сварки конструкционных мало- |
|
углеродистых и низколегирован- |
—h^ix сталей
— |
Л |
_ |
|
_ |
Для сварки конструкционных сред- |
|
|
|
неуглеродистых и низколегирован- |
_ |
ных сталей |
— |
|
— |
Для сварки конструкционных сталей- |
|
|
|
повышенной прочности |
62 |
Для наплавки режущего инстру- |
|
мента |
|
|
|
|
Продолжение табл. 1 |
|
|
Предел |
|
|
|
|
прочности |
Твердость |
|
Марки |
Металл шва (наплавки) |
шва при |
Назначение |
|
растяже |
плавления |
|||
|
|
нии в |
металла |
|
|
|
кГ/мм2 |
|
|
ЭНГ35
ЭНГ40 -ЭНГ50
ЭНХ20 ЭНХ25
ЭНХЗО
ЭНХ45 ЭНХ50
Хромоникелевая или |
хромо- |
|
35 |
Для наплавки износостойких по- |
|||
марганцовистая |
стали |
— |
40 |
||||
Хромовольфрамовая |
сталь |
верхностей, работающих при по- |
|||||
Хромистая |
или |
хромомар- |
— |
50 |
вышенных температурах |
||
ганцовистая |
сталь |
|
|
|
|
||
Сталь марганцовистая Г13Л |
_ |
20 |
|
||||
Кремнемарганцовистая |
— |
25 |
Для наплавки износостойких поверх- |
||||
сталь |
или |
хромомар- |
— |
30 |
|||
Хромистая |
ностей, работающих при обычных |
||||||
ганцовистая |
сталь |
|
— |
4Ь |
температурах |
||
Типа сплава «сормайт» |
|
||||||
То же |
|
|
|
|
|
50 |
|
гретого масла вспыхивают при поднесении пламени, кислотностью — количеством едко го калия в мг, которое следует затратить, что бы .нейтрализовать 1 а масла.
Наличие кислот в масле приводит к корро зии трущиеся поверхности: чем больше кис лотность, тем больше коррозия. Например, индустриальное масло «12» имеет условную вязкость 1,86—2,26, температуру застывания —30°С и кислотное число 0,14, а индустриаль ное масло «45» имеет условную вязкость 5,24—7,07, температуру застывания —10°С и кислотное число 0,35.
Консистентная смазка выгодно отличается от других масел тем, что в момент остановки машины она не стекает с трущихся поверхно стей и не выжимается из зазора между ними. Детали, смазываемые консистентными смаз ками, меньше изнашиваются.
При выборе сорта смазки руководствуются особенностями каждого узла машины. Такими особенностями являются давление, скорость, температура, состояние-механизмов и конст рукция смазочного устройства.
При больших давлениях смазка выдавли вается из подшипников, и поэтому узлы, рабо тающие с большими нагрузками, требуют вяз ких смазок. Чем больше скорость, тем меньше должна быть вязкость смазки, так как чрез мерно густая смазка при значительной ско рости, как правило, приводит к повышению температуры подшипяика.
Смазку должны выбирать с таким расче том, чтобы температура вспышки масла была на 40—50°С выше температуры смазываемых поверхностей,
4
При низких температурах особое значение имеет температура застывания, характеризу ющаяся подвижностью масла.
Изношенный механизм имеет большие за зоры в сочленениях, в связи с чем появляются толчки и удары при работе. Поэтому, чтобы смазка не была выдавлена из подшипников; необходимо применять более вязкие смазки в изношенных узлах.
Заводами в инструкциях дается карта (схе ма) смазки машин с указанием смазываемых узлов, смазочных приборов, сорта смазочного материала по ГОСТу, периодичности смены смазки и нормы ее расхода.
Наблюдение за машиной в работе. Обслу живая машину, необходимо вовремя устранять замеченные неисправности, так как при рабо те машины увеличивается износ и это приво дит к авариям.
Во время работы машинист обязан: сле дить за состоянием машины и особенно таких ее узлов, которые больше подвержены износу и требуют тщательного ухода и регулировки; останавливать машину при ненормальном шу ме, стуке и перегреве двигателя; следить за работой фрикционных и тормозных лент, . не допуская пробуксовывания, а также перегре ва подшипников; следить, чтобы не было пе рекрещивания стальных канатов при навивке на барабан.
При обнаружении дефекта машинист дол жен немедленно остановить машину и сооб щить об этом механику.
В конце смены машинист обязан; тщатель но очистить машину от .пыли, грязи, смазки; устранить все дефекты, обнаруженные при ра боте машины; заменить негодные крепежные
2
детали и негодные резиновые, асбестовые и другие прокладки; отрегулировать фрикционы, тормоза и механизмы управления; смазать машину и заправить ее горючим, маслом и водой; записать в журнал приема и сдачи смен все дефекты, замеченные во время работы ма шины.
Машинист, принимающий смену, должен проверить состояние машины и сделать соот ветствующую запись в журнале приемки и сдачи смен.
Г л а в а II
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛАХ
1. СВОЙСТВА МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
Металлы и сплавы различают по физиче ским, химическим и механическим свойствам.
К основным физическим свойствам'метал лов а сплавов относят удельный вес, темпе ратуру плавления, теплопроводность, элект ропроводность и магнитность.
Удельный вес — отношение веса 1 смг ма териала к весу 1 см3 воды при температуре 4°С и давлении 760 мм рт. ст. Так как удель ный вес воды равен 1, то удельный вес дру гих материалов сравнивают с весом воды и обозначают в виде относительной величины. Например, удельный вес железа — 7,8.
Температура плавления ---температура,
йрй которой материал переходит из твердого
состояния в жидкое. |
переда |
Теплопроводность — способность |
|
вать тепло от более нагретых к менее |
нагре |
тым частям материала. |
|
Электропроводность — свойство материала проводить электрический ток.
Магиитность ■—способность металлов или сплавов притягиваться магнитом и намагничи ваться.
К основным химическим свойствам метал лов и сплавов относятся: способность сопро тивляться коррозии, образованию окалины (жаростойкость) и действию кислот и щело чей.
Жаростойкие металлы и сплавы применя
ют для изготовления деталей, |
работающих |
|
при высоких |
температурах. |
Для изготовле |
ния деталей, |
которые должны сохранять при |
высоких температурах определенные свойства, применяют жаропрочные металлы и сплавы.
К основным механическим свойствам ме таллов и сплавов относятся: прочность, упру гость, пластичность, твердость, ударная вяз кость и др.
2. ЧЕРНЫЕ МЕТАЛЛЫ
Чугун представляет собой сплав железа с углеродом (более 2%). Чугун хрупок и не под дается ковке. Выплавляют чугун из железных руд в доменных печах. Углерод в чугуне мо жет находиться в свободном состоянии в ви де графита, расположенного между зернами железа или в виде химического соединения уг лерода с железом.
Кремний влияет |
на строение и свойства |
йугуна аналогично |
углероду. Марганец в эт- |
27