ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
работоспособности строительных машин, сни жение их простоев и, как следствие, снижение стоимости строительно-монтажных, погрузоч но-разгрузочных и транспортных работ в стро ительстве.
2.Большое значение придается регуляр ности проведения технического обслуживания машин в принудительном порядке. Ремонт ма шин проводится по потребности.
3.Ежесменное обслуживание машин (ЕО) выполняют регулярно перед началом, в пере рывах и по окончании работы .машины. Этот вид обслуживания специально не плани руется.
4.Периодическое техническое обслужива ние имеет две операции: ТО-1 и ТО-2; они
различаются объемом выполняемых работ. Для машин простейших конструкций установ лен только один вид технического обслужива ния .(ТО).
5.Техническое обслуживание ТО-1 выпол няют за счет сменного рабочего времени не посредственно на строящемся объекте.
6.Техническое обслуживание ТО-2 выпол няют на строящемся объекте и за счет смен ного рабочего времени, но с привлечением сле сарей. Целесообразно для этой цели переда вать передвижные ремонтные средства, осна щенные необходимым оборудованием, приспо соблениями и инструментами.
7.В соответствии с назначением, характе ром и объемом выполняемых работ ремонт строительных машин подразделяется на два вида: текущий (Т) и капитальный (К).
При текущем ремонте устраняют отдель ные неисправности в узлах и агрегатах маши ны, производят замену или ремонт деталей
12
(кроме базисных). |
Допускается |
заме |
на узлов и агрегатов, |
требующих |
капи |
тального ремонта, новыми или заранее |
от |
|
ремонтированными (оборотными). |
|
При капитальном ремонте полностью раз бирают и ремонтируют вое агрегаты и узлы машины. Негодные детали заменяют новыми или заранее отремонтированными. После сборки машины производят ее испытание под нагрузкой. Качество ремонта и порядок при емки отремонтированной машины должны со ответствовать Техническим условиям на ре монт соответствующих машин.
Текущий ремонт строительных машин вы полняют в ремонтно-механических мастерских (РММ) Управления механизации. Капиталь ный ремонт сложных строительных машин выполняют на соответствующих ремонтно-ме ханических заводах (РМЗ).
9. Строительные машины для проведения ремонта, предусмотренного утвержденным планом-графиком соответствующего управле ния механизации, выводятся из эксплуатации в принудительном порядке после отработки установленного количества машино-часов.
При очередной остановке машины на те кущий и капитальный ремонт специальная ко миссия осматривает машину, устанавливает
еетехническое состояние и составляет соот ветствующий акт. Если машина не нуждается в запланированном, ремонте, то период эксплу атации может быть продлен. В этом случае в акте фиксируется срок очередной остановки машины для повторного освидетельствования
еена предмет установления потребности в со ответствующем ремонте (текущем или капи
тальном).
13
Ремонт можно выполнять различными ме тодами; самым прогрессивным является агре гатно-узловой. При этом методе снятые с ма шины узлы и агрегаты отправляют в ремонт, а на машину устанавливают другие, новые или отремонтированные, взятые из обменного фонда. Это значительно сокращает срок пре бывания машины в ремонте, снижает стои мость ремонтных работ и позволяет выполнить их на месте, без отправки на ремонтныйза вод.
Для возможности выполнения ремонта аг регатно-узловым методом машины должны иметь блочную конструкцию.
Очень важным обстоятельством при экс плуатации машин является своевременная под готовка ко всем видам технического обслужи вания и ремонтов, которая заключается, глав ным образом, в заблаговременном обеспече нии материалами, запасными частями и де талями.
4. ПРИЕМЫ РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН
Для восстановления изношенных деталей применяют сварку, наплавку, металлизацию, хромирование, холодную обработку металла наклепом и термическую обработку.
При ремонте деталей по возможности сле дует восстанавливать размеры до . первона чального состояния.
Замена изношенных деталей новыми яв ляется наиболее простым способом ремонта, однако часто такая операция не оправдывает ся; например, наплавка зубьев ковша экска ватора требует больше времени, чем замена их новыми, зато экономия может составить 80—
90% стоимости новых зубьев. С другой сторо ны, при выполнении ремонтных работ не всег да есть прямая необходимость в восстановле нии деталей: например, при ремонте траков гусениц с разношенными проушинами трудно придать первоначальные размеры их отвер стиям, проще расточить отверстия под один увеличенный размер и поставить в них утол щенные пальцы.
Сварку применяют для заварки трещин, соединения сломанных деталей и наплавки из ношенных поверхностей. Сваривать можно де тали, изготовленные из стали, чугуна, латуни, меди, алюминия и других металлов и спла вов.
Сварка позволяет вести наплавку изношен ных поверхностей стальных валов экскавато ров, кранов, бетономешалок, зубьев зубчатых стальных колес, дробящих плит камнедро билок, зубьев экскаваторных ковшей и звез дочек гусеничного хода строительных машин и т. д.
Различают сварку плавлением и сварку давлением.
Сварка плавлением включает: электродуговую, электрошлаковую и газовую. Электродуговую сварку .производят по способу Бернадоса (неплавящимся электродом) и по спо
собу Славянова (плавящимся |
электродом). |
Оба эти способа сварки можно |
выполнять |
вручную или автоматически, а также в среде защитных газов или под слоем флюса.
Сварка давлением включает: электроконтактную, газоп|рессовую, холодную, кузнеч ную, а также сварку трением. Электроконтактная сварка делится на стыковую, точечную и шовную.
15
Газовая сварка — эго способ сварки ос новного и присадочного металлов, при котором нагрев их до .нужной температуры происходит в пламени газовой смеси, вытекающей из сва рочной горелки. Для получения сварочного пламени с высокой температурой горючие га зы сжигают в смеси с техническим кислородом (чистота 98,5—99,2%), хранящимся в сталь ных баллонах под давлением 150 ати и снаб женных редукторами для его понижения.
Из горючих газов наиболее пригоден аце тилен (СгН2), сгорание которого в среде кис лорода происходит при температуре 2500— 3100°С. Ацетилен получают в результате взаи модействия воды с карбидом кальция в ацети леновых генераторах; его доставляют к месту сварки в стальных баллонах. Кроме ацетиле на в качестве горючих газов применяют водо род, пары керосина (бензина), нефтяной, кок совый, пиролизный газ и др. Температура пламени при сгорании этих газов колеблется в пределах от 1850 до 2400°С.
В качестве присадочного металла при свар
ке сталей применяют сварочную |
проволоку |
стальную (ГОСТ 2246—62), а для сварки чу |
|
гуна— прутки чугунные сварочные |
(ГОСТ |
2671—44). При сварке цветных металлов при садочный металл тот же, что и свариваемый.
Флюсы применяют при газовой сварке не ржавеющих сталей, чугуна и цветных метал лов, предназначены они для восстановления и связывания окислов. Наиболее распространен ным флюсом при сварке меди и латуни яв ляется смесь буры с борной кислотой и хлори стым натрием; при наварке чугуна в качестве флюса применяют буру или смесь ее с окисью кремния и бикарбонатом натрия. При сварке.
16
алюминиевых сплавов используют хлористые соли калия, натрия, лития, а также фтори стый калий и сернокислый натрий.
В комплект оборудования газосварочного поста входят: кислородный и ацетиленовый баллоны или ацетиленовый генератор, кисло родный и ацетиленовый редукторы, кислород ный и ацетиленовый шланги, горелки с набо ром наконечников, инструмент и защитные оч ки сварщика, сварочный металлический стол
исосуд с водой для охлаждения горелки. Для получения шва высокого качества не
обходимо правильно выбрать присадочный металл, параметры горелки (наконечника) и отрегулировать сварочное пламя. На сменных наконечниках горелки указывается допусти мая толщина свариваемого металла, для ко торого он предназначен.
В зависимости от соотношения кислорода и ацетилена в горючей смеси сварочное пламя может быть нормальное или восстановитель ное (при соотношении кислорода к ацетилену от 1 : 1 до 1 : 0,8), окислительное (при избытке кислорода) и науглероживающее (при избыт ке ацетилена).
Вполне удовлетворительно сваривают ста ли с содержанием углерода до 0,35%; при большом содержании углерода свариваемость стали ухудшается и для улучшения качества сварки требуется последующая термическая обработка. Низколегированная сталь свари вается так же (по качеству шва), как и мало углеродистая.
Газовая (кислородная) резка основана на способности железа гореть в среде, кислорода с выделением большого количества тепла, рас плавляющего окислы железа. Металл внача
17
ле нагревают до температуры, близкой к плавлению, а затем сжигают в струе кислоро да и этой же струей выдувают из места реза. В процессе резки струя режущего кислорода подается по отдельному отводу от кислорода, идущего на образование горю чей смеси.
Резать кислородом можно металл, темпе ратура воспламенения которого в кислороде ниже его температуры плавления и окислы которого имеют температуру плавления ниже, чем сам металл, но обладают хорошей теку честью. Хорошо поддаются резке нелегирован ные стали с содержанием углерода до 0,3%. Не поддаются резке чугун, медь, алюминий и легированные стали.
Газовую резку производят кислородным резаком, состоящим из нагревательной кисло родной горелки и соединенного с ней шланга, подающего кислород.
Электродуговая сварка представляет со бой способ электрической сварки металлов, при котором местное плавление свариваемых деталей производят при помощи электриче ской дуги.
Ведущим способом электросварки метал лов является способ, предложенный в 1888 г. инж. Славяновым, сущность которого заклю- ч.ается в использовании плавящегося электро да, который одновременно является и приса дочным материалом.
Электросварку широко применяют при из готовлении и ремонте стальных деталей, реже при сварке и наварке деталей из чугуна и цветных металлов.
Электросварку производят постоянным и переменным током. Постоянный ток обеспе
18
чивает дуге большую устойчивость, чем пере менный; сварной шов при этом получается более однородным, гладким и прочным. Устой чивость дуги при сварке переменным током обеспечивается >с помощью осциллятора — специального прибора, накладывающего ток высокого напряжения (до 2000 в) и высокой частоты (до 500 000 гц) на сварочный ток, и тонкой меловой обмазки электрода: 80— 85% мела и 20—15% жидкого стекла (по ве су).
Плавящийся электрод для электродуговой ручной сварки представляет собой металли ческий стержень (ГОСТ 9467—62) или труб ку, покрытую обмазкой. Качественные сварные швы получают, применяя электроды с «тол стой» обмазкой, у которых толщина слоя 0,25—0,35 диаметра электрода. Толстая об мазка повышает устойчивость горения дуги, создает вокруг расплавленного металла за щитную оболочку из газа, предохраняющую жидкий металл от действия кислорода и азо та воздуха, а также защитную корку шлака на шве, замедляющую его остывание; кроме того, она позволяет вводить в металл шва эле менты, улучшающие его механические свой ства.
Толстая .обмазка состоит из легирующих добавок и окислов железа (20—50%), крах мала (10—30%) и мрамора или полевого шпа та (15—30%). Жидкое стекло вводится в
количестве 25—30% от веса сухих компонен тов обмазки.
Для сварки стальных деталей применяют электроды преимущественно тех же марок сталей, из которых .изготовлены и сваривае мые детали.
19