Файл: Осевич, Н. Г. Машинист строительных машин.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

работоспособности строительных машин, сни­ жение их простоев и, как следствие, снижение стоимости строительно-монтажных, погрузоч­ но-разгрузочных и транспортных работ в стро­ ительстве.

2.Большое значение придается регуляр­ ности проведения технического обслуживания машин в принудительном порядке. Ремонт ма­ шин проводится по потребности.

3.Ежесменное обслуживание машин (ЕО) выполняют регулярно перед началом, в пере­ рывах и по окончании работы .машины. Этот вид обслуживания специально не плани­ руется.

4.Периодическое техническое обслужива­ ние имеет две операции: ТО-1 и ТО-2; они

различаются объемом выполняемых работ. Для машин простейших конструкций установ­ лен только один вид технического обслужива­ ния .(ТО).

5.Техническое обслуживание ТО-1 выпол­ няют за счет сменного рабочего времени не­ посредственно на строящемся объекте.

6.Техническое обслуживание ТО-2 выпол­ няют на строящемся объекте и за счет смен­ ного рабочего времени, но с привлечением сле­ сарей. Целесообразно для этой цели переда­ вать передвижные ремонтные средства, осна­ щенные необходимым оборудованием, приспо­ соблениями и инструментами.

7.В соответствии с назначением, характе­ ром и объемом выполняемых работ ремонт строительных машин подразделяется на два вида: текущий (Т) и капитальный (К).

При текущем ремонте устраняют отдель­ ные неисправности в узлах и агрегатах маши­ ны, производят замену или ремонт деталей

12

(кроме базисных).

Допускается

заме­

на узлов и агрегатов,

требующих

капи­

тального ремонта, новыми или заранее

от­

ремонтированными (оборотными).

 

При капитальном ремонте полностью раз­ бирают и ремонтируют вое агрегаты и узлы машины. Негодные детали заменяют новыми или заранее отремонтированными. После сборки машины производят ее испытание под нагрузкой. Качество ремонта и порядок при­ емки отремонтированной машины должны со­ ответствовать Техническим условиям на ре­ монт соответствующих машин.

Текущий ремонт строительных машин вы­ полняют в ремонтно-механических мастерских (РММ) Управления механизации. Капиталь­ ный ремонт сложных строительных машин выполняют на соответствующих ремонтно-ме­ ханических заводах (РМЗ).

9. Строительные машины для проведения ремонта, предусмотренного утвержденным планом-графиком соответствующего управле­ ния механизации, выводятся из эксплуатации в принудительном порядке после отработки установленного количества машино-часов.

При очередной остановке машины на те­ кущий и капитальный ремонт специальная ко­ миссия осматривает машину, устанавливает

еетехническое состояние и составляет соот­ ветствующий акт. Если машина не нуждается в запланированном, ремонте, то период эксплу­ атации может быть продлен. В этом случае в акте фиксируется срок очередной остановки машины для повторного освидетельствования

еена предмет установления потребности в со­ ответствующем ремонте (текущем или капи­

тальном).

13


Ремонт можно выполнять различными ме­ тодами; самым прогрессивным является агре­ гатно-узловой. При этом методе снятые с ма­ шины узлы и агрегаты отправляют в ремонт, а на машину устанавливают другие, новые или отремонтированные, взятые из обменного фонда. Это значительно сокращает срок пре­ бывания машины в ремонте, снижает стои­ мость ремонтных работ и позволяет выполнить их на месте, без отправки на ремонтныйза­ вод.

Для возможности выполнения ремонта аг­ регатно-узловым методом машины должны иметь блочную конструкцию.

Очень важным обстоятельством при экс­ плуатации машин является своевременная под­ готовка ко всем видам технического обслужи­ вания и ремонтов, которая заключается, глав­ ным образом, в заблаговременном обеспече­ нии материалами, запасными частями и де­ талями.

4. ПРИЕМЫ РЕМОНТА СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН

Для восстановления изношенных деталей применяют сварку, наплавку, металлизацию, хромирование, холодную обработку металла наклепом и термическую обработку.

При ремонте деталей по возможности сле­ дует восстанавливать размеры до . первона­ чального состояния.

Замена изношенных деталей новыми яв­ ляется наиболее простым способом ремонта, однако часто такая операция не оправдывает­ ся; например, наплавка зубьев ковша экска­ ватора требует больше времени, чем замена их новыми, зато экономия может составить 80—

90% стоимости новых зубьев. С другой сторо­ ны, при выполнении ремонтных работ не всег­ да есть прямая необходимость в восстановле­ нии деталей: например, при ремонте траков гусениц с разношенными проушинами трудно придать первоначальные размеры их отвер­ стиям, проще расточить отверстия под один увеличенный размер и поставить в них утол­ щенные пальцы.

Сварку применяют для заварки трещин, соединения сломанных деталей и наплавки из­ ношенных поверхностей. Сваривать можно де­ тали, изготовленные из стали, чугуна, латуни, меди, алюминия и других металлов и спла­ вов.

Сварка позволяет вести наплавку изношен­ ных поверхностей стальных валов экскавато­ ров, кранов, бетономешалок, зубьев зубчатых стальных колес, дробящих плит камнедро­ билок, зубьев экскаваторных ковшей и звез­ дочек гусеничного хода строительных машин и т. д.

Различают сварку плавлением и сварку давлением.

Сварка плавлением включает: электродуговую, электрошлаковую и газовую. Электродуговую сварку .производят по способу Бернадоса (неплавящимся электродом) и по спо­

собу Славянова (плавящимся

электродом).

Оба эти способа сварки можно

выполнять

вручную или автоматически, а также в среде защитных газов или под слоем флюса.

Сварка давлением включает: электроконтактную, газоп|рессовую, холодную, кузнеч­ ную, а также сварку трением. Электроконтактная сварка делится на стыковую, точечную и шовную.

15


Газовая сварка — эго способ сварки ос­ новного и присадочного металлов, при котором нагрев их до .нужной температуры происходит в пламени газовой смеси, вытекающей из сва­ рочной горелки. Для получения сварочного пламени с высокой температурой горючие га­ зы сжигают в смеси с техническим кислородом (чистота 98,5—99,2%), хранящимся в сталь­ ных баллонах под давлением 150 ати и снаб­ женных редукторами для его понижения.

Из горючих газов наиболее пригоден аце­ тилен (СгН2), сгорание которого в среде кис­ лорода происходит при температуре 2500— 3100°С. Ацетилен получают в результате взаи­ модействия воды с карбидом кальция в ацети­ леновых генераторах; его доставляют к месту сварки в стальных баллонах. Кроме ацетиле­ на в качестве горючих газов применяют водо­ род, пары керосина (бензина), нефтяной, кок­ совый, пиролизный газ и др. Температура пламени при сгорании этих газов колеблется в пределах от 1850 до 2400°С.

В качестве присадочного металла при свар­

ке сталей применяют сварочную

проволоку

стальную (ГОСТ 2246—62), а для сварки чу­

гуна— прутки чугунные сварочные

(ГОСТ

2671—44). При сварке цветных металлов при­ садочный металл тот же, что и свариваемый.

Флюсы применяют при газовой сварке не­ ржавеющих сталей, чугуна и цветных метал­ лов, предназначены они для восстановления и связывания окислов. Наиболее распространен­ ным флюсом при сварке меди и латуни яв­ ляется смесь буры с борной кислотой и хлори­ стым натрием; при наварке чугуна в качестве флюса применяют буру или смесь ее с окисью кремния и бикарбонатом натрия. При сварке.

16

алюминиевых сплавов используют хлористые соли калия, натрия, лития, а также фтори­ стый калий и сернокислый натрий.

В комплект оборудования газосварочного поста входят: кислородный и ацетиленовый баллоны или ацетиленовый генератор, кисло­ родный и ацетиленовый редукторы, кислород­ ный и ацетиленовый шланги, горелки с набо­ ром наконечников, инструмент и защитные оч­ ки сварщика, сварочный металлический стол

исосуд с водой для охлаждения горелки. Для получения шва высокого качества не­

обходимо правильно выбрать присадочный металл, параметры горелки (наконечника) и отрегулировать сварочное пламя. На сменных наконечниках горелки указывается допусти­ мая толщина свариваемого металла, для ко­ торого он предназначен.

В зависимости от соотношения кислорода и ацетилена в горючей смеси сварочное пламя может быть нормальное или восстановитель­ ное (при соотношении кислорода к ацетилену от 1 : 1 до 1 : 0,8), окислительное (при избытке кислорода) и науглероживающее (при избыт­ ке ацетилена).

Вполне удовлетворительно сваривают ста­ ли с содержанием углерода до 0,35%; при большом содержании углерода свариваемость стали ухудшается и для улучшения качества сварки требуется последующая термическая обработка. Низколегированная сталь свари­ вается так же (по качеству шва), как и мало­ углеродистая.

Газовая (кислородная) резка основана на способности железа гореть в среде, кислорода с выделением большого количества тепла, рас­ плавляющего окислы железа. Металл внача­

17


ле нагревают до температуры, близкой к плавлению, а затем сжигают в струе кислоро­ да и этой же струей выдувают из места реза. В процессе резки струя режущего кислорода подается по отдельному отводу от кислорода, идущего на образование горю­ чей смеси.

Резать кислородом можно металл, темпе­ ратура воспламенения которого в кислороде ниже его температуры плавления и окислы которого имеют температуру плавления ниже, чем сам металл, но обладают хорошей теку­ честью. Хорошо поддаются резке нелегирован­ ные стали с содержанием углерода до 0,3%. Не поддаются резке чугун, медь, алюминий и легированные стали.

Газовую резку производят кислородным резаком, состоящим из нагревательной кисло­ родной горелки и соединенного с ней шланга, подающего кислород.

Электродуговая сварка представляет со­ бой способ электрической сварки металлов, при котором местное плавление свариваемых деталей производят при помощи электриче­ ской дуги.

Ведущим способом электросварки метал­ лов является способ, предложенный в 1888 г. инж. Славяновым, сущность которого заклю- ч.ается в использовании плавящегося электро­ да, который одновременно является и приса­ дочным материалом.

Электросварку широко применяют при из­ готовлении и ремонте стальных деталей, реже при сварке и наварке деталей из чугуна и цветных металлов.

Электросварку производят постоянным и переменным током. Постоянный ток обеспе­

18

чивает дуге большую устойчивость, чем пере­ менный; сварной шов при этом получается более однородным, гладким и прочным. Устой­ чивость дуги при сварке переменным током обеспечивается >с помощью осциллятора — специального прибора, накладывающего ток высокого напряжения (до 2000 в) и высокой частоты (до 500 000 гц) на сварочный ток, и тонкой меловой обмазки электрода: 80— 85% мела и 20—15% жидкого стекла (по ве­ су).

Плавящийся электрод для электродуговой ручной сварки представляет собой металли­ ческий стержень (ГОСТ 9467—62) или труб­ ку, покрытую обмазкой. Качественные сварные швы получают, применяя электроды с «тол­ стой» обмазкой, у которых толщина слоя 0,25—0,35 диаметра электрода. Толстая об­ мазка повышает устойчивость горения дуги, создает вокруг расплавленного металла за­ щитную оболочку из газа, предохраняющую жидкий металл от действия кислорода и азо­ та воздуха, а также защитную корку шлака на шве, замедляющую его остывание; кроме того, она позволяет вводить в металл шва эле­ менты, улучшающие его механические свой­ ства.

Толстая .обмазка состоит из легирующих добавок и окислов железа (20—50%), крах­ мала (10—30%) и мрамора или полевого шпа­ та (15—30%). Жидкое стекло вводится в

количестве 25—30% от веса сухих компонен­ тов обмазки.

Для сварки стальных деталей применяют электроды преимущественно тех же марок сталей, из которых .изготовлены и сваривае­ мые детали.

19