Файл: Беленький, Я. Е. Многоточечные бесконтактные сигнализаторы температуры.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Рис. 2-6. Схемы включения задатчика в измерительный мост.
Рис. 2-7. Графики линейной аппроксимации шкалы за датчика.
использовании экономичных многоветвевых измеритель ных схем.
В этих схемах (как для многоточечного, так и для многопредельного контроля) датчики и задатчики вклю чаются в различные ветви [Л. 3], что приводит к нелиней ности шкалы задатчика. При этом для каждого варианта прибора, отличающегося диапазоном контроля, шкала имеет индивидуальный характер. Это создает неудобства
30
в процессе производства приборов. Правда, их измери тельная схема наиболее экономична.
Можно, однако, применить линейную шкалу, если до пустить определенную систематическую погрешность. Ве личина этой погрешности будет зависеть от способа ли нейной аппроксимации характеристики моста.
Нелинейную характеристику целесообразно аппрокси мировать одним из трех способов, представленных на рис. 2-7. На этом рисунке кривая I — реальная градуиро вочная кривая моста в функции от измеряемого прира щения Д; U—/3 — аппроксимирующие прямые. Практиче ская реализация этих способов осуществляется при гра дуировке (подгонке) мостовой схемы, которая заключа ется в совмещении в двух определенных точках аппро ксимирующей прямой с реальной кривой I.
Таким образом, задача анализа в данном случае сво дится к определению для каждого способа аппроксима ции максимальной погрешности, точек шкалы, в которых погрешность максимальна, и точек шкалы с нулевой по грешностью (градуировочных точек). Если при этом ве личина максимальной погрешности не превысит допу стимую, то такой метод линеаризации может быть при нят для конструирования шкал сигнализаторов.
Исходное выражение для анализа указанных способов аппрок симации может быть .получено при совместном решении уравнений моста 1(2-6) для двух различных положений движка задатчика (см. рис. 2-6,6) — начального и какого-либо промежуточного
ЛДо (Ri + г) - ■R,R3;
(2-24)
(Rn0+ Д) (Rt + г — 0 =- R> (R3+ О
где Яяо — сопротивление датчика при начальном положении движка задатчика; остальные обозначения соответствуют рис. 2-6.
Уравнение шкалы, определенное из выражения (2-24), имеет вид:
а А
(2-25)
1 = Ь + Д *
где
ci—Ri'Vri b—RAo-\-R{.
Введем на рис. 2-7 следующие обозначения: Ai, А2, Аз—абсцис сы точек прямых h —/3, в которых разность между реальной и соот ветствующей аппроксимирующей характеристикой имеет максималь ное значение; Д 'ь А'з, Д'з — абсциссы точек пересечения характери стик в начальной части шкалы; Д "ь Д"г, Д "з— абсциссы точек пере сечения в конечной части шкалы.
Тогда для первого способа аппроксимации, при котором аппрок симирующая прямая /1 проходит через начало и конец шкалы, мож-
34
но записать A'i = 0, A"i=iAm, где \Ат— предельное значение изме ряемого приращения Д. Уравнение аппроксимирующей прямой имеет вид:
h= Q \ |
(2-26) |
где Qi -угловой коэффициент, равный |
|
а |
|
Q1-— &+Д„ |
|
Абсолютная погрешность аппроксимации yi равна разности |
|
между U и I |
|
ай |
|
Y. = / .- / = « З .Д -у + д - |
(2'27) |
'Приравняв к нулю первую производную выражения '(2-27), опре делим величину приращения Ai (см. рис. 2-7), соответствующую максимальному значению абсолютной погрешности:
a ' = 6 ( t / / i 5 r - ' ) ' |
(2*28) |
Координаты точек шкалы могут быть выражены в единицах измеряемого приращения 1Д или в делениях шкалы (°С, %). Для определения соответствующей точки шкалы необходимо умножить полученное выше значение Ai на масштабный коэффициент, равный L/iAт , где L — полная длина шкалы.
Абсолютная максимальная погрешность аппроксима ции Yim определяется из выражения (2-27) после подста новки в него значения Ai
4im = |
{ V a - V W |
(2-29) |
Приведенная погрешность будет равна: |
||
s |
(Va — V Qtb)2 |
|
|
-------- д---------- |
|
При втором способе аппроксимации прямая h прохо |
||
дит через начало координат (Д,2= 0 ) |
и точку с абсциссой |
|
Д"2, выбранную таким |
образом, |
чтобы погрешности |
в средней и конечной частях шкалы были равны и про тивоположны по знаку.
Прямая /3 при третьем способе проводится парал лельно h и отстоит от нее на величины узт= У 1т/2 . Выра жения для приведенных погрешностей бгт и 6 зт> а также координаты точек шкалы с максимальной и нулевой по грешностью для второго и третьего способов определены тем же методом, что и для первого способа, и сведены в табл. 2 -2 .
-32
I
способаНомер аппроксимации |
Угловой коэффициент |
|
|||
|
аппроксимнрующей прямой |
|
|||
|
|
Q t |
|
|
|
1 |
|
а |
|
|
|
ь |
+ Л т |
|
|||
|
|
||||
|
6 + |
2Дга |
|
||
о |
a b |
|
Д„,) + |
|
|
b ( b |
+ |
J |
|||
|
|||||
|
- + & m V 2 b { b + b m ) |
||||
3 |
|
а |
|
|
|
ь |
+ |
дм |
|
||
|
|
Приведенная
погрешность
{ V ~ a — V Q b ) ~
Am
Cl |
^ |
b + A„ |
Q |
------ 1;----------------- |
|
( V a - V Q b ) *
2Д,„
с максимальной погрешностью
L t
L
Таблица 2-2
Точки шкалы
с нулевой погрешностью L fi f
0 ; L
° ' Am { Q ~ b )
L ( Q 7 n ^ ) |
|
1 + |
, / , |
_ 4 8 „ , b A m Q |
|
{ |
2 Q |
J |
- |
К |
( & - w J |
L
Как видно из рис. 2-7 и табл. 2-2, погрешности рас смотренных способов аппроксимации связаны соотноше нием 6 |т > б 2т > 6 з,„. Однако следует отметить, что трудо емкость практической реализации этих способов возрас тает. Действительно, для градуировки моста по первому способу не требуется производить каких-либо вычисле ний. Для градуировки по второму способу необходимо определить координаты одной точки А'^, а по третьему двух точек: А'з и А"3.
Таким -образом, целесообразность выбора того пли иного способа аппроксимации определяется в каждом конкретном случае в зависимости от допустимой погреш ности и требований (или возможностей) производства.
В качестве числового примера рассмотрим мостовую схему, со ответствующую рис. 2-6,6 и предназначенную для контроля темпера туры в диапазоне 0— 100 °С при помощи стандартного платинового термометра сопротивления стандартной градуировки 21 [Л. 35]. Для этого случая Ядо = 4 6 ом, А„, = 18 ом; сопротивления остальных плеч моста н реохорда, определенные по формулам (2-19) — (2-22), будут i?i = 55 ом. /?2=52 ом, г = 9 ом. Приведенная погрешность б,-, обус ловленная применением в схеме задатчика с линейной шкалой, рас считывается по формулам табл. 2-2 и составляет при первом спосо бе аппроксимации 2%, при втором — 1,4% и при третьем — 1%. Если величина погрешности от линеаризации шкалы предварительно задана, выбор способа аппроксимации определяется этой величиной. Так, при заданной погрешности, равной 1,5%, в рассматриваемом примере может быть применен второй или третий способ.
Если при прочих равных условиях речь идет о производстве в небольших количествах приборов с широкой номенклатурой раз личных диапазонов контроля, следует отдавать предпочтение перво му пли второму способу аппроксимации. При этом трудоемкость рас четов, необходимых для определения точек совмещения реальной и линейной характеристик, минимальна. В рассматриваемом примере для первого способа аппроксимации точки совмещения соответству
ют |
0 и 100 делениям шкалы, |
для второго — 0 и 83 делениям. |
лом |
При крупносерийном производстве приборов с небольшим чис |
|
различных диапазонов |
контроля целесообразно применять |
второй или третий способ аппроксимации. Координаты точек совме щения определяются по формулам табл. 2-2. В рассматриваемом примере для третьего способа они соответствуют 13 и 85 делениям шкалы.
2-4. КОМПЕНСАЦИЯ ПАРАЗИТНЫХ СВЯЗЕЙ В МОСТОВЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СХЕМАХ МЕСТ
Современные электроизмерительные приборы и систе мы автоматики работают обычно в сложных эксплуата ционных условиях в комплекте с другими приборами и установками, создающими значительные электромагнит ные помехи.
34