Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
В автоматизированной системе должна быть зна чительно повышена ответственность и заинтересо ванность всех исполнителей в результатах работы.
Для автоматизированных систем планирования, организации и управления жилищным строительст вом в крупных городах определен следующий состав задач и вопросов разработки: экономические и орга низационные основы, оптимальное планирование, управление, техническое и математическое обеспече ние, создание нормативной базы, технико-экономи ческая эффективность создания систем.
При создании систем планирования, организации и управления жилищным строительством разработ чики АСУ ориентируются на прогрессивные тенден ции в области экономики гражданского строитель ства.
Внедрение автоматизированных систем управле ния в жилищном строительстве намечается осущест вить в три этапа.
В настоящее время осуществляется первый этап внедрения автоматизированных систем, который характеризуется проведением поисковых работ, под готовкой к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования, совершенствова нием организационных структур и нормативной базы, применением сетевого планирования и управ ления, средств вычислительной техники и диспетче ризацией, разработкой отдельных методов, моделей, алгоритмов и программ для формализации процес сов планирования, организации и управления.
Г Л А В А I V
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА АСУ
§ 1. Сущность принципа организационного, методологического и технического единства АСУ
Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 годы предусмотрено развернуть работы по соз данию II внедрению автоматизированных систем пла нирования и управления отраслями, территориальны ми организациями, объединениями, предприятиями. В девятой пятилетке войдут в строй тысячи новых вы числительных центров, будут спроектированы и вве дены в эксплуатацию сотни АСУ в отраслях, ведомст вах, объединениях, предприятиях. Имеется в виду создать Общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным' хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом предполагается обеспечить с самого 'йачала проведение принципа организационного, методологи ческого и технического единства этой системы
Последовательное применение этого принципа возможно лишь в условиях социалистической систе мы хозяйствования. Как подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, улучшение управления — важная составная часть всей деятель ности партии по руководству экономикой. Вопросы управления затрагивают не только узкий круг руко водителей и специалистов, но и все партийные, со ветские, хозяйственные организации, все коллективы трудящихся 1.2
1 См. «Материалу XXIV съезда КПСС», стр. 298, 2 См. там же, стр. 65.
88
Организационное единство создаваемых в СССР
автоматизированных систем управления обеспечива ется учреждением специальных государственных ор ганов, призванных намечать цели и определять усло вия их достижения. Вместе с тем это и единство структур органов управления снизу доверху, позво ляющее по ступеням иерархии передавать и четко доводить до исполнения управляющие команды и воспринимать через обратную связь информацию о ходе процесса.
Основой методологического единства создаваемых в СССР автоматизированных систем управления являются марксистско-ленинская экономическая тео рия и ленинские принципы организации управления.
Сущность технического единства определяется совместимостью вычислительной техники, возможно стями стыковки программно-математического и язы кового обеспечения. Без этого ЭВМ каждого типа, каждой модели и модификации не. будут в состоянии «понять» другие ЭВМ, действующие на предприятии, в отрасли, а каждая АСУ превратится в чрезвычай но дорогостоящую оригинальную разработку.
Как и в любой другой области, успехи создания АСУ во многом зависят от обеспечения их кадрами квалифицированных работников. Но в отличие от любых других областей разработка АСУ требует не только изменений в составе и структуре в области управления. В АСУ осуществляется переход от си стемы отношений типа «человек—человек» к системе отношений «человек—ЭВМ—человек».
Создание и внедрение АСУ вызывает коренное изменение взаимосвязей между отдельными подраз
делениями. Если до автоматизации |
система управ |
ления целиком состояла из людей, |
связанных друг |
с другом правовыми, социальными |
и моральными |
взаимоотношениями, то с внедрением АСУ возникает качественно новая человеко-машинная система уп равления. На средства вычислительной техники воз лагается ие только значительная часть работы по выработке информации, но также часть функций по выработке приказов. В то же время. систему нельзя считать автоматической, поскольку в АСУ при лю бом мыслимом уровне развития ЭВМ роль людей в
89
выполнении наиболее сложных функции управлё»
пня — анализе и особенно принятии решений — бу дет преобладающей.
При разработке автоматизированной системы уп равления возникает ряд вопросов, связанных с обес печением эффективного взаимодействия ЭВМ и чело века. Для их решения необходима соответствующая организационная структура аппарата управления.
Структура м состав |
Известно, что структура аппара |
|
та управления 1 складывается под |
||
аппарата управления |
влиянием следующих |
факторов: |
в АСУ |
||
|
а) |
модели упр |
ственно-хозяйств.енной деятельностью; б) общих условий реализации модели управления
(например, в отношении принятой технологии разде ления труда между человеком и техническими сред ствами) ;
в) естественной специализации работников аппа рата управления;
г) норм управляемости коллективов.
Сложившаяся организационная структура, бази рующаяся на реализации модели управления исклю чительно с использованием человеческих возможно стей, учитывает, прежде всего последние два факто ра. Внедрение ЭВМ и других технических средств выдвигает дополнительные условия формирования структур12, затрагивающих все обусловливающие оргструктуру факторы. Выполнение вычислительных работ и процессов подготовки документации меха низированным образом, с одной стороны, требует создания нового специального подразделения в виде
информационно-вычислительного |
центра (ИВЦ) и, |
с другой — снижает трудоемкость |
операций, выпол |
няемых сложившимися подразделениями. Под влия нием этого могут осуществляться некоторые измене ния организационной структуры.
С |
внедрением АСУ прежде всего изменяется со |
||
1 |
Эти вопросы рассматриваются в кн.: «Методология и орга |
||
низация управления производством», |
вып. 1. М., 1972, |
стр. 62—86. |
|
2 |
Целесообразно в этой связи |
рассмотреть и |
зарубежные |
оценки (см. «Современные тенденции в управлении в капитали
стических |
странах». |
Перевод с английского. |
М., |
1972, |
стр. 202—226). |
|
|
|
90
став аппарата управления. Большое место в новой структуре управления будут занимать программи сты, математики, инженеры по вычислительной тех нике. Специалисты по экономике и организации про изводства должны пройти переподготовку и полу чить новую квалификацию. Кроме того, обмен информацией между подразделениями через информа ционно-вычислительный центр предполагает установ ление новых форм взаимодействия в аппарате управ ления. Это должно найти отражение в установлении четкого и полного перечня задач каждого подразде ления и условий их реализации.
В теории управления сформировалось понятие «человеческие
факторы». Разработано большое число методов описания и моделирования действии человека-оператора в контуре управления. Однако эти методы всегда связаны с анализом поведения одного оператора в контуре управляющей системы и каса ются только некоторых аспектов учета влияния чело века на систему, таких, как «запаздывание», кото рое вносит человек в систему, его информативная способность, возможность обучения, утомляемость и т. д.
Проблема учета «человеческих факторов» в АСУ приобретает более широкий смысл, чем вообще в теории управления. Здесь, например, возникает проблема учета факторов влияния на систему не только одного человека-оператора, а большого коли чества людей. При проектировании АСУ необходимо исследовать и учитывать не только физиологические особенности человека, но также моральные и мате риальные отношения между людьми и взаимодейст вие человека и машины в широком смысле в ходе принятия решений при управлении.
По-новому должно быть решено в условиях АСУ правовое обеспечение. При существующем положе нии часто имеет место так называемый фактор пра вового недоверия. Он проявляется в том, что на од
ном |
документе ставится по нескольку подписей и |
виз. |
При создании АСУ необходимо четко опреде |
лить, где и когда нужно ставить подписи; это накла дывает на визирующее лицо определенную ответст
91
венность, особенно важную при машинной выработ ке документов. Большое внимание должно уделяться чисто машинным решениям, учитывая, что исполни телями этих решений являются люди.
При разработке вопросов организации учета че ловеческих факторов в АСУ необходимо изучить особенности психологического восприятия человеком тех или иных мероприятий, а также причины прояв ления различных свойств человеческой натуры в условиях человеко-машинной системы и возможно сти использования этих свойств в одних случаях и предотвращения их действия в других. В этих усло виях важно строго определить систему мер наказа ния прежде всего за недостоверность информации, ис пользуемой в информационно-вычислительной систе ме, а также систему поощрений за качественную работу исполнителей '.
Таким образом, в АСУ осуществляется разработ ка методов корректировки стихийно протекающих процессов с целью их регламентации и повышения эффективности функционирования системы управле ния. В связи с этим возникает проблема определе ния рационального уровня затрат, связанных с уче том человеческих факторов при создании АСУ.
§ 2. Техническое обеспечение АСУ
Технические средства АСУ — это комплекс ЭВМ и периферийного оборудования. ЭВМ и другая вычис лительная техника, аналогичная по назначению, устанавливается в вычислительном центре. Перифе рийное оборудование устанавливается в местах воз никновения информации (например, в цехах, на складах, в отделах и других подразделениях пред приятий) и служит для передачи исходных данных в центр обработки или для приема результатов вычис лений из ЭВМ.1
1 См. «Основы экономики и управления производством». Учебное пособие для руководителей и специалистов подразделе ний предприятий промышленности и других отраслей. М., 1972,
стр. 240'—245.
92