Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В автоматизированной системе должна быть зна­ чительно повышена ответственность и заинтересо­ ванность всех исполнителей в результатах работы.

Для автоматизированных систем планирования, организации и управления жилищным строительст­ вом в крупных городах определен следующий состав задач и вопросов разработки: экономические и орга­ низационные основы, оптимальное планирование, управление, техническое и математическое обеспече­ ние, создание нормативной базы, технико-экономи­ ческая эффективность создания систем.

При создании систем планирования, организации и управления жилищным строительством разработ­ чики АСУ ориентируются на прогрессивные тенден­ ции в области экономики гражданского строитель­ ства.

Внедрение автоматизированных систем управле­ ния в жилищном строительстве намечается осущест­ вить в три этапа.

В настоящее время осуществляется первый этап внедрения автоматизированных систем, который характеризуется проведением поисковых работ, под­ готовкой к переходу на новую систему планирования и экономического стимулирования, совершенствова­ нием организационных структур и нормативной базы, применением сетевого планирования и управ­ ления, средств вычислительной техники и диспетче­ ризацией, разработкой отдельных методов, моделей, алгоритмов и программ для формализации процес­ сов планирования, организации и управления.

Г Л А В А I V

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОГО, МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА АСУ

§ 1. Сущность принципа организационного, методологического и технического единства АСУ

Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1971— 1975 годы предусмотрено развернуть работы по соз­ данию II внедрению автоматизированных систем пла­ нирования и управления отраслями, территориальны­ ми организациями, объединениями, предприятиями. В девятой пятилетке войдут в строй тысячи новых вы­ числительных центров, будут спроектированы и вве­ дены в эксплуатацию сотни АСУ в отраслях, ведомст­ вах, объединениях, предприятиях. Имеется в виду создать Общегосударственную автоматизированную систему сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным' хозяйством на базе государственной сети вычислительных центров и единой автоматизированной сети связи страны. При этом предполагается обеспечить с самого 'йачала проведение принципа организационного, методологи­ ческого и технического единства этой системы

Последовательное применение этого принципа возможно лишь в условиях социалистической систе­ мы хозяйствования. Как подчеркивается в Отчетном докладе ЦК КПСС XXIV съезду партии, улучшение управления — важная составная часть всей деятель­ ности партии по руководству экономикой. Вопросы управления затрагивают не только узкий круг руко­ водителей и специалистов, но и все партийные, со­ ветские, хозяйственные организации, все коллективы трудящихся 1.2

1 См. «Материалу XXIV съезда КПСС», стр. 298, 2 См. там же, стр. 65.

88



Организационное единство создаваемых в СССР

автоматизированных систем управления обеспечива­ ется учреждением специальных государственных ор­ ганов, призванных намечать цели и определять усло­ вия их достижения. Вместе с тем это и единство структур органов управления снизу доверху, позво­ ляющее по ступеням иерархии передавать и четко доводить до исполнения управляющие команды и воспринимать через обратную связь информацию о ходе процесса.

Основой методологического единства создаваемых в СССР автоматизированных систем управления являются марксистско-ленинская экономическая тео­ рия и ленинские принципы организации управления.

Сущность технического единства определяется совместимостью вычислительной техники, возможно­ стями стыковки программно-математического и язы­ кового обеспечения. Без этого ЭВМ каждого типа, каждой модели и модификации не. будут в состоянии «понять» другие ЭВМ, действующие на предприятии, в отрасли, а каждая АСУ превратится в чрезвычай­ но дорогостоящую оригинальную разработку.

Как и в любой другой области, успехи создания АСУ во многом зависят от обеспечения их кадрами квалифицированных работников. Но в отличие от любых других областей разработка АСУ требует не только изменений в составе и структуре в области управления. В АСУ осуществляется переход от си­ стемы отношений типа «человек—человек» к системе отношений «человек—ЭВМ—человек».

Создание и внедрение АСУ вызывает коренное изменение взаимосвязей между отдельными подраз­

делениями. Если до автоматизации

система управ­

ления целиком состояла из людей,

связанных друг

с другом правовыми, социальными

и моральными

взаимоотношениями, то с внедрением АСУ возникает качественно новая человеко-машинная система уп­ равления. На средства вычислительной техники воз­ лагается ие только значительная часть работы по выработке информации, но также часть функций по выработке приказов. В то же время. систему нельзя считать автоматической, поскольку в АСУ при лю­ бом мыслимом уровне развития ЭВМ роль людей в

89


выполнении наиболее сложных функции управлё»

пня — анализе и особенно принятии решений — бу­ дет преобладающей.

При разработке автоматизированной системы уп­ равления возникает ряд вопросов, связанных с обес­ печением эффективного взаимодействия ЭВМ и чело­ века. Для их решения необходима соответствующая организационная структура аппарата управления.

Структура м состав

Известно, что структура аппара­

та управления 1 складывается под

аппарата управления

влиянием следующих

факторов:

в АСУ

 

а)

модели упр

ственно-хозяйств.енной деятельностью; б) общих условий реализации модели управления

(например, в отношении принятой технологии разде­ ления труда между человеком и техническими сред­ ствами) ;

в) естественной специализации работников аппа­ рата управления;

г) норм управляемости коллективов.

Сложившаяся организационная структура, бази­ рующаяся на реализации модели управления исклю­ чительно с использованием человеческих возможно­ стей, учитывает, прежде всего последние два факто­ ра. Внедрение ЭВМ и других технических средств выдвигает дополнительные условия формирования структур12, затрагивающих все обусловливающие оргструктуру факторы. Выполнение вычислительных работ и процессов подготовки документации меха­ низированным образом, с одной стороны, требует создания нового специального подразделения в виде

информационно-вычислительного

центра (ИВЦ) и,

с другой — снижает трудоемкость

операций, выпол­

няемых сложившимися подразделениями. Под влия­ нием этого могут осуществляться некоторые измене­ ния организационной структуры.

С

внедрением АСУ прежде всего изменяется со­

1

Эти вопросы рассматриваются в кн.: «Методология и орга­

низация управления производством»,

вып. 1. М., 1972,

стр. 62—86.

2

Целесообразно в этой связи

рассмотреть и

зарубежные

оценки (см. «Современные тенденции в управлении в капитали­

стических

странах».

Перевод с английского.

М.,

1972,

стр. 202—226).

 

 

 

90


Человеческие факторы

став аппарата управления. Большое место в новой структуре управления будут занимать программи­ сты, математики, инженеры по вычислительной тех­ нике. Специалисты по экономике и организации про­ изводства должны пройти переподготовку и полу­ чить новую квалификацию. Кроме того, обмен информацией между подразделениями через информа­ ционно-вычислительный центр предполагает установ­ ление новых форм взаимодействия в аппарате управ­ ления. Это должно найти отражение в установлении четкого и полного перечня задач каждого подразде­ ления и условий их реализации.

В теории управления сформировалось понятие «человеческие

факторы». Разработано большое число методов описания и моделирования действии человека-оператора в контуре управления. Однако эти методы всегда связаны с анализом поведения одного оператора в контуре управляющей системы и каса­ ются только некоторых аспектов учета влияния чело­ века на систему, таких, как «запаздывание», кото­ рое вносит человек в систему, его информативная способность, возможность обучения, утомляемость и т. д.

Проблема учета «человеческих факторов» в АСУ приобретает более широкий смысл, чем вообще в теории управления. Здесь, например, возникает проблема учета факторов влияния на систему не только одного человека-оператора, а большого коли­ чества людей. При проектировании АСУ необходимо исследовать и учитывать не только физиологические особенности человека, но также моральные и мате­ риальные отношения между людьми и взаимодейст­ вие человека и машины в широком смысле в ходе принятия решений при управлении.

По-новому должно быть решено в условиях АСУ правовое обеспечение. При существующем положе­ нии часто имеет место так называемый фактор пра­ вового недоверия. Он проявляется в том, что на од­

ном

документе ставится по нескольку подписей и

виз.

При создании АСУ необходимо четко опреде­

лить, где и когда нужно ставить подписи; это накла­ дывает на визирующее лицо определенную ответст­

91

венность, особенно важную при машинной выработ­ ке документов. Большое внимание должно уделяться чисто машинным решениям, учитывая, что исполни­ телями этих решений являются люди.

При разработке вопросов организации учета че­ ловеческих факторов в АСУ необходимо изучить особенности психологического восприятия человеком тех или иных мероприятий, а также причины прояв­ ления различных свойств человеческой натуры в условиях человеко-машинной системы и возможно­ сти использования этих свойств в одних случаях и предотвращения их действия в других. В этих усло­ виях важно строго определить систему мер наказа­ ния прежде всего за недостоверность информации, ис­ пользуемой в информационно-вычислительной систе­ ме, а также систему поощрений за качественную работу исполнителей '.

Таким образом, в АСУ осуществляется разработ­ ка методов корректировки стихийно протекающих процессов с целью их регламентации и повышения эффективности функционирования системы управле­ ния. В связи с этим возникает проблема определе­ ния рационального уровня затрат, связанных с уче­ том человеческих факторов при создании АСУ.

§ 2. Техническое обеспечение АСУ

Технические средства АСУ — это комплекс ЭВМ и периферийного оборудования. ЭВМ и другая вычис­ лительная техника, аналогичная по назначению, устанавливается в вычислительном центре. Перифе­ рийное оборудование устанавливается в местах воз­ никновения информации (например, в цехах, на складах, в отделах и других подразделениях пред­ приятий) и служит для передачи исходных данных в центр обработки или для приема результатов вычис­ лений из ЭВМ.1

1 См. «Основы экономики и управления производством». Учебное пособие для руководителей и специалистов подразделе­ ний предприятий промышленности и других отраслей. М., 1972,

стр. 240'—245.

92