Файл: Яковенко, Е. Г. Основы автоматизированных систем управления учеб.-метод. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Номер группы

I

и

ІИ

IV

V

VI

' VII

VIII

Т а б л и ц а 6

Ориентировочный расчет потребности специалистов для одной АСУ (человек)

Наименование специальностей

Проектирование автоматизиро­

ванной системы управления

Технические средства'...............

Математическое обеспечение . .

Обработка информации . . . .

Экономика, организация и пла­

нирование ...............................

Психологические вопросы и

право ......................................

Обслуживание вычислительной

техники ..................................

В том числе:

механики по ремонту . .

операторы .......................

перфораторщицы . . . .

Прочие работы...........................

Численность специалистов для

разработки и экс­ периментального внедрения

1создания по типовому проекту

эксплуатации

ремонта и техни­ ческого обслуживания

5

3

1

1

2

3

2

11

4

4

1

5

5

1

8

2

20

_

1

1

_

_

11

11

28

3

2

2

10

3

2

2

10

7

7

8

2

4

4

 

стах для обслуживания планируемых автоматизиро­ ванных систем управления.

До конца -60-х годов основные кадры специалистов для разработки теоретических и технических вопро­ сов АСУ формировались главным образом на базе следующих специальностей: математические и счетно­ решающие приборы и устройства со специализациями: разработка и эксплуатация вычислительной техники и математического обеспечения ЭВМ; автоматика и те­ лемеханика со специализацией: схемы и системы ав­ томатики и телемеханики (по современной термино­ логии АСУ); информационно-измерительная техника; экономика и организация- (по отраслям народного хо­ зяйства); экономическая кибернетика; организация механизированной обработки экономической инфор-

НЗ


мадии; автоматизация и механизация процессов об­ работки и выдачи информации; основные процессы химических производств и химическая кибернетика со специализациями: кибернетика металлургических про­ цессов, организация управления горными предприя­ тиями, вычислительная математика и др.

Затем возникли самостоятельные специальности по АСУ. В числе их можно назвать специальность «АСУ» со специализациями: проектирование и эксплуатация АСУ, проектирование и эксплуатация систем и средств передачи информации, проектирование и эксплуатация систем и средств отображения инфор­ мации и специальность «прикладная математика» со специализациями: математическое обеспечение ЭВМ, применение средств вычислительной техники

Общность структурных схем АСУ различного уро­ вня (предприятия, объединения, отрасли) позволяет подходить к их построению с единых методологичес­ ких позиций. Это дает возможность готовить инжене­ ров по АСУ широкого профиля, которые могут разра­ батывать и эксплуатировать системы управления различного уровня и назначения.

Учебный план по специальности «АСУ» включа­ ет такие дисциплины, которые позволяют изучить об­ щие системные принципы, задачи, решаемые АСУ, дают знания по исследованию, разработке и эксплу­ атации системы, отдельных ее подсистем и звеньев.

Специалист по разработке и эксплуатации АСУ должен знать математику, владеть методикой соста­ вления алгоритмов, иначе говоря, методами алгорит­ мического проектирования системы управления. Про­ филирующими дисциплинами специальности являют­ ся основы построения АСУ, надежность АСУ, теория систем, моделирование систем, исследование опера­ ций, теория информации, и, наконец, в зависимости от избранной специализации изучается теория вычис­ лительных комплексов, проектирования подсистем и звеньев АСУ, дисциплины по передаче и преобразова­ нию информации, инженерной психологии и отобра­ жению информации.

1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,

стр. 47.

144

Одновременно с подготовкой специалистов по АСУ общего характера сохранена подготовка специа­ листов для АСУ специализированного характера. Так, для работы в союзных, республиканских, областных и производственных организациях технической инфор­ мации и статистики готовятся инженерные кадры по специальности «автоматизация и механизация процес­ сов обработки и выдачи информации».

Особое значение приобретает задача повышения квалификации хозяйственных руководителей. В по­ следние годы усовершенствован порядок повыше­ ния квалификации руководящих работников и специа­ листов промышленности, строительства, транспорта, связи и торговли. Созданы межотраслевые и отрасле­ вые институты повышения квалификации и филиалы этих институтов при крупных предприятиях, органи­ зациях и учреждениях. При министерствах и ведомст­ вах, предприятиях, научно-исследовательских и про­ ектно-конструкторских организациях, высших и сред­ них специальных учебных заведениях, институтах повышения квалификации и их филиалах имеются факультеты повышения квалификации.

Главной задачей повышения квалификации руко­ водящих работников и специалистов является систе­ матическое изучение новейших достижений отечест­ венной и зарубежной науки и техники, эффективных методов планирования и экономического стимулиро­ вания, научной организации труда и управления с ис­ пользованием вычислительной техники, установление учета и контроля за реализацией работ слушателей в народном хозяйстве; использование телевидения для выступлений ведущих ученых по вопросам управле­ ния *.

За 1969—1971 гг. повысило квалификацию более 2,5 млн. человек. Только в течение 1970 г. в институ­ тах повышения квалификации и их филиалах повыси­ ли квалификацию свыше 222 тыс. специалистов, на факультетах при вузах — около 40 тыс. и на различ­ ных курсах — примерно 700 тыс. специалистов.

В ряде ведущих вузов созданы факультеты по под­

1 См. «Автоматизированные системы управления». М., 1972,

стр. 46—52.

145


готовке организаторов промышленного производства, строительства и планирования. Они Оказывают поло­ жительное влияние на подготовку специалистов высо­ кой квалификации. За 1965—1970 гг. эти факультеты окончило более 1000 специалистов.

Для повышения квалификации руководящих ра­ ботников союзных, союзно-республиканских мини­ стерств и ведомств в области научных методов упра­ вления, организации и планирования с применением экономико-математических методов и вычислитель­ ной техники организован Институт управления народ­ ным хозяйством.

В процессе своей деятельности основное внимание институт уделяет вопросам совершенствования учеб­ ного процесса с целью дать слушателям систематизи­ рованные знания в области современных методов уп­ равления, организации и планирования.

РОЛЬ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОПАГАНДЕ И ВНЕДРЕНИИ АСУ

Важную роль в создании и внедрении автоматизиро­ ванных систем управления во всех звеньях народного хозяйства страны играют партийные организации.

Можно выделить четыре основных момента в ра­ боте партийных организаций в этой области.

Первый — пропаганда, разъяснение среди коллек­ тивов трудящихся целей и задач внедрения АСУ; пре­ одоление психологического барьера недоверия, кото­ рый тормозит дело.

Второй — поддержка новаторов, энтузиастов АСУ и борьба против неоправданного перескакивания че­ рез необходимые этапы, способного нанести ущерб производству.

Третий — подбор и воспитание кадров, занимаю­ щихся разработкой и внедрением АСУ, организация их морального и материального поощрения.

Четвертый — контроль за соблюдением графиков выполнения работ по АСУ, требовательность к руко­ водителям и исполнителям этих работ.

В ряде партийных организаций страны накоплен ценный, заслуживающий распространения опыт ра­ боты в этой области.

Так, партийная организация Волгоградского мо­ торного завода поддержала инициативу группы нова­ торов, предложившей внедрить механизированный учет, контроль и непрерывное ежедневное внутриза­ водское планирование'. Была разработана табуля­ грамма, включающая пять показателей: план произ­

1 См. «Коммунист», 1971, № 1, стр. 59.

147

водства на день с возрастающим итогом; остаток не­ завершенного производства; поступление со склада заготовок; сдача готовых изделий; итоги работы за день в сопоставлении с заданием. Этот несложный до­ кумент позволяет точнее анализировать состояние производства и оперативно вмешиваться в случае от­ клонений от графика, а также выявлять узкие места

иустранять их.

ВПермской области отработан типовой план со­ здания организационных предпосылок внедрения АСУ для менее подготовленных к этому предприятий. Он включает разработку трудовых, материальных, ка­ лендарно-плановых нормативов, кодирование плано­ во-учетных номенклатур, организацию и комплекто­ вание подразделений специалистами по созданию и эксплуатации АСУ. Осуществляют эту программу со­ ответствующие службы предприятий под методичес­ ким руководством специалистов научно-исследова­ тельских институтов и под непосредственным контро­ лем партийных комитетов.

Поучителен опыт партийной организации завода «Стройдормаш» (Киев). Здесь существует школа эко­ номических знаний для руководящего состава, а так­ же для партийного и профсоюзного актива. Слушате­ ли разделены на две группы. Одна (48 человек)

включает руководителей — от начальника цеха до ди­ ректора, другая (56 человек) — заместителей началь­ ников цехов, начальников бюро и секторов. Работни­ ки, объединенные во вторую группу, должны принять непосредственное участие во внедрении автоматизиро­ ванной системы управления на заводе, а затем ее об­ служивать. Поэтому в занятиях с этой группой был сделан акцент на вопросах, связанных с автоматиза­ цией системы управления.

Программа школы включает в себя широкий круг вопросов, охватывающих актуальные проблемы эко­ номической политики КПСС, развития научно-техни­ ческой революции и технического прогресса, внедре­ ния в практику новейших достижений науки и техники в области управления производством, плани­ рования, анализа хозяйственной деятельности, вовле­ чения масс в управление предприятием и т. п.

В программах курсов повышения квалификации

148



для управленческого персонала необходимо преду­ сматривать изучение не только научных основ управ­ ления производством С применением современных экономико-математических методов и вычислительной техники, но также и вопросов социального развития производственных коллективов.

Большую настойчивость и целеустремленность в деле внедрения АСУ проявили партийные организа­ ции ряда машиностроительных заводов г. Перми. Чтобы вовлечь в дело внедрения АСУ по возможнос­ ти более широкий круг рабочих, инженеров и техни­ ков, партийные комитеты совместно с администраци­ ей организовали общественные смотры существую­ щих методов управления производством, утвердили трехлетние планы мероприятий, охватывающие всю совокупность вопросов технико-экономического пла­ нирования, оперативного управления, снабжения и бухгалтерского учета.

Вопросы совершенствования управления обсужда­ ются на партийных и общих собраниях. Проводится разъяснительная работа: читаются лекции о совре­ менных достижениях в теории и практике управле­ ния, организованы курсы для работников различных категорий по специальным программам. Рассказывая об этом опыте, секретарь Пермского обкома КПСС Л. Кондратьев пишет: «Опыт применения автомати­ зированных систем управления показал их экономи­ ческую и социальную целесообразность. Однако для овладения им потребовались основательные и целе­ устремленные усилия со стороны партийных органи­ заций и коллективов предприятий» '.

Партийные комитеты должны регулярно рассмат­ ривать на своих заседаниях вопросы о подготовке и осуществлении планирования и учета на базе вычи­ слительной техники, о работе коллективов информа­ ционно-вычислительных центров.

Среди различных форм пропаганды АСУ не сле­ дует забывать и такие, как организация экскурсий на Выставку достижений народного хозяйства СССР, где периодически развертываются специальные экс­ позиции, посвященные этой теме, опыту передовых1

1 «Коммунист», 1971, № 7, стр. 43.

' 149

предприятий ряда отраслей, а также на республикан­ ские и местные выставки. Многое могут сделать дома техники и дома культуры. Пропаганда АСУ — комп­ лексная задача, поэтому, планируя работу, партий­ ные организации не должны забывать и такие участ­ ки, как бюро и отделы технической информации, тех­ нические библиотеки, клубы. Необходимо также обес­ печить поддержку этого дела со стороны научно-тех­ нических обществ.

Опыт многотиражных газет Минского тракторного завода, Московского автозавода имени Ленинского комсомола, других предприятий, а также ряда обла­ стных и центральных газет показывает, что действен­ ным помощником партийных комитетов в пропаганде АСУ может быть массовая печать.

Формы работы партийных организаций по внедре­ нию АСУ весьма разнообразны. Но главное — пар­ тийные работники должны обладать минимумом зна­ ний в этой области, чтобы умело руководить работой, мобилизовать трудящихся на решение задач, постав­ ленных XXIV съездом КПСС. Настоящее пособие предназначено именно для того, чтобы вооружить чи­ тателей необходимым минимумом знаний в этой но­ вой, но весьма важной области.