Файл: 50 лет морскому транспорту СССР документы и материалы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО М ОРСКОГО Ф ЛО ТА

М ОСКВА 1974

МО Р С К О М У

ТР А Н С П О Р Т У

СС С Р

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

Гос. пувяттт»

H tiyM '-'-'-'-T e jo ;

ч-5<жтя

библиотека

Э С Р

Э К З ЕМ П Л Я Р ЧИ ТАЛ ЬН О ГО '34Д А

W'fiS/

РАБОТНИКАМ MOPCKjQfO ТРАНСПОРТА

Дорогие товарищи!

Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР сердечно поздравляют моряков,

портовиков, судоремонтников — все коллективы предприя­ тий и организаций Министерства морского флота с 50-ле­ тием образования единой отрасли — морской транс­ порт.

Советский морской транспорт в результате постоян­ ной заботы Коммунистической партии и Советского пра­ вительства, самоотверженного труда нашего народа пре­ вратился в высокоразвитую отрасль народного хозяйства, оснащенную современными судами и другой первоклас­ сной техникой. За всю историю нашего государства моряки торгового флота всегда находились на передовых рубежах социалистического строительства.

Большой трудовой вклад внесли они в годы первых пятилеток в освоение Северного морского пути. В период Великой Отечественной войны моряки обеспечивали до­ ставку грузов фронту, участвовали в высадке десантов, вместе с воинами Советской Армии, Военно-Морского Флота героически сражались против немецко-фашистских захватчиков.

Работники морского транспорта, широко развернув социалистическое соревнование, с честью несут трудовую вахту девятой пятилетки. Советский народ гордится моря­ ками торгового флота, которые, выполняя свой интерна­ циональный долг, с достоинством представляют нашу социалистическую Родину за рубежом.

7

Центральный Комитет КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР выражают уверен­ ность, что работники морского транспорта будут и впредь настойчиво бороться за повышение эффективности работы флота, портов, судоремонтных и других предприятий и на основе дальнейшего развития научно-технического про­ гресса, совершенствования социалистического соревнования добьются новых успехов и внесут достойный вклад в осу­ ществление решений XX IV съезда КПСС.

От всей души желаем вам, дорогие товарищи, новых успехов в вашем почетном труде на благо нашей Родины.

Центральный

Президиум

Совет

Комитет

Верховного

Министров

КПСС

Совета СССР

СССР


Указ

Президиума Верховного Совета СССР

О награждении морского транспорта СССР

( М о р ф л о т а )

орденом Ленина

За большие успехи в развитии морского транспорта, обеспечение перевозок народнохозяйственных и внешне­ торговых грузов и в связи с 50-летием со дня образования наградить морской транспорт СССР (Морфлот) орденом

Ленина.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

H. ПОДГОРНЫЙ

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

М. ГЕОРГАДЗЕ

Москва, Кремль, 17 июля 1974 г.


МО Р С К О М У

ТР А Н С П О Р Т У

СС С Р

ТОРЖЕСТВЕННОЕ

СОБРАНИЕ В МОСКВЕ

18 июля 1974 г. работники М орфлота, а

вместе с ни­

ми вся страна отметили 50-летие морского

транспорта

СССР. В Кремлевском Дворце съездов состоялось торже­

ственное

собрание, посвященное этой

знаменательной

дате.

 

 

 

 

 

Горячими

аплодисментами

встретили

собравшиеся

товарищей А. Н. Косыгина, Ф . Д .

Кулакова,

А. Н. Ш еле­

пина, М.

С.

Соломенцева. Здесь

же,

в президиуме —

заместители Председателя Президиума Верховного Совета

СССР Т. Кулатов, М. А . Ясное, заместители Председателя Совета Министров СССР И. В. Архипов, Н. К. Байбаков, В. Э. Дымшиц, В. А. Кириллин, М. А. Лесечко, В. Н. Но­ виков, И. Т. Новиков, Л. В. Смирнов, Н. А. Тихонов, Пред­ седатель Совета Союза Верховного Совета СССР А. П. Ши­

тиков,

Секретарь Президиума

Верховного

Совета

СССР

М. П. Георгадзе, зав. Отделом

транспорта

и

связи

ЦК

КПСС

К. С. Симонов,

первый

секретарь

ЦК

ВЛКСМ

Е. М. Тяжельников, помощник

Генерального

секретаря

ЦК КПСС В. А. Голиков, министры СССР,

представители

партийных, советских

и общественных организаций,

вид­

ные военачальники, ветераны и передовики морского транспорта.

В зале присутствовали делегации транспортных мини­ стерств и ведомств социалистических стран: Министерства

транспорта

Народной Республики Болгарии

во главе

с Министром

В. Ценовым, Министерства путей

сообщения

и связи Венгерской Народной Республики во главе с Ми­ нистром К. Рэдэни, Министерства транспорта Германской Демократической Республики во главе с Министром О. Арндтом, Министерства морского флота Корейской На­ родно-Демократической Республики во главе с Министром Ли Чель Бон, Министерства торгового флота и портов Республики Куба во главе с Министром Ж . Чавеко, Мини­ стерства торговли и морского хозяйства Польской Народ­ ной Республики во главе с Первым заместителем Министра Г. Кисель, Министерства транспорта и связи Социалисти­ ческой Республики Румынии во главе с Начальником торгового флота Д . Мунтяну, иностранные послы, предста­ вители дипломатического корпуса.

Собрание открыл председатель исполкома Моссовета В. Ф . Промыслов.

13


С большим подъемом был избран почетный прези­ диум в составе Политбюро ЦК КПСС во главе с Генераль­ ным секретарем ЦК КПСС товарищем Я . И. Брежневым.

С речью выступил заместитель Председателя Прези­ диума Верховного Совета СССР М. А. Ясное.

Речь товарища Яснова М. Л.

Дорогие товарищи!

Уважаемые

гости!

Сегодня

у

моряков, портовиков, судоремонтников,

у работников

всех коллективов предприятий и организа­

ций Министерства морского флота замечательный и ра­ достный праздник — исполнилось 50 лет морскому транс­ порту Советского Союза.

Ваш «золотой юбилей» отмечает вся страна, весь советский народ и наши друзья за рубежом.

В опубликованном приветствии Центрального Комитета КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Минист­ ров СССР дана высокая оценка самоотверженному труду работников морского транспорта за истекшие 50 лет.

Как отмечается в приветствии,

за всю

историю

нашего

государства моряки торгового

флота

всегда находились

на передовых рубежах социалистического

строительства.

За минувшие полвека М орфлот прошел замечательный

путь, его грузооборот возрос в

180 раз.

 

единой

транс­

Ныне морской флот — составная часть

портной сети страны — крупная, хорошо развитая, высо­ корентабельная отрасль народного хозяйства. Мощной

стала

материально-техническая база

морского

транспорта,

а его

флот занял ведущее место

в мире.

Советский

Союз в исторически короткий срок по праву стал великой морской державой.

Основы этого гигантского скачка, возможного только в условиях социализма, были заложены в первые годы после победы Великого Октября.

Владимир Ильич Ленин принимал личное участие в решении вопросов развития морского хозяйства. 5 фев­

14


раля 1918 г. он подписал декрет о национализации торгового флота. Для воплощения декрета в жизнь под руководством большевиков на всех бассейнах были созданы из революционных моряков группы и комиссии.

История сохранила примеры беззаветного мужества моряков и портовых рабочих, осуществлявших национа­ лизацию флота и боровшихся под руководством партийных организаций с русской и иностранной буржуазией, всеми силами мешавшей Стране Советов создавать отечествен­ ный торговый флот.

Большой вклад в дело защиты завоеваний Октября внесли моряки в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны. На Балтике и Севере, на Черном, Азовском морях и на Дальнем Востоке моряки шли в первых рядах защитников революции, не щадя жизни боролись за власть Советов.

Морской транспорт сразу же стал на службу молодой Советской республики.

Первые карские экспедиции по доставке сибирского хлеба в Архангельск, прибрежные перевозки на Черном

море,

в Азовье, на

Каспии,

первый

рейс парохода

«Кооперация» за границу были

началом

большого пути.

На

всех этапах

социалистического

строительства

Партия и Правительство, следуя ленинским предначерта­ ниям, рассматривали и решали проблемы развития морского транспорта как первоочередные.

Большую организующую роль в этой работе сыграло

принятое 50

лет назад, 18 июля 1924 г.,

Советом Труда

и Обороны

постановление о создании

акционерного

общества «Совторгфлот».

 

Важной

вехой в становлении и развитии морского

транспорта явились первые пятилетки, заложившие основы коренного обновления и реконструкции флота и берего­ вого хозяйства. Годы первых пятилеток овеяны героикой тРУДа 1 энтузиазмом моряков и широким размахом социа­ листического соревнования.

Суровым испытанием для советского народа была Великая Отечественная война. Она потребовала от морско­ го транспорта, от советских моряков напряженной и по-военному оперативной работы. Транспортные суда вместе с военными кораблями под огнем противника доставляли боевое снаряжение, горючее и продовольствие

15