Файл: Чесноков, А. С. Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Если обозначить

через т число

 

зазоров между деталями пакета, а

 

через z -среднюю -величину

зазора,

 

то перемещение гайки по оси болта

 

для ликвидации зазоров выражает­

 

ся уравнением

 

 

 

 

А 13 — inz см.

(28)

 

Так как между углом

поворота

 

гайки

и перемещением ее

по оси

 

болта

существует простая

зависи­

 

мость,

то

 

 

Рис. 38. Пакет, состоящий из

А

Y4

c m .

(29)

трех деталей

 

 

 

 

 

Подставляя в уравнение (28) зна­

чение А13из уравнения (29), получим

 

 

Уі

360

т 2 .

 

(30)

= —

 

S

Величина осевого усилия, стягивающего пакет, является основ­ ным и решающим фактором, производящим уплотнение зазоров и взаимное внедрение микро-неровностей деталей.

На основании достаточно большого количества замеров оредний размер зазора, ликвидируемый три осевом усилии в болте, равном 30 тс, может быть принят равным z= 0 ,0 6 см.

Естественно, что три возникновении в болтах сжимающих па­ кет усилий, меньших, чем 30 тс, зазор будет уплотнен не пол­

ностью. Величина, на которую уплотняется зазор ів зависимости от величины осевого усилия Р, может быть выражена уравнением

z = Р

=

0,000002 Р,

(31)

 

30 000

 

 

где Р — осевое усилие в болтах, кгс.

 

Подстаівляя в уравнение (30)

значение z из уравнения

(31),

находим, что

-М - 0,000002Pm.

 

у4 =

(32)

Таким образом, -суммарный угол поворота-гайки у, необходи­ мый для растяжения болта с осевым усилием Р в зависимости

от толщины собранного пакета и количества деталей, может -быть найден, если в уравнение (|Г8 ) подставить значения уі, Уі>

уз, У4 из уравнений (17), (:23), (27) и (-32):

360

PI

360

PI

360

V = Yi + Y2 + Уз + Уі =

EF6

s

EF„

s

8

360

0,000002 Pm.

 

s

 

 

 

 

0,0000004 P +

(33)

86


Преобразовывая, имеем

 

+ 0,0000004 + 0,000002 m .

(34)

применительно к болтам М24

'

у = 0,0012Р (0,216 / + 2 m + 0,4).

(35)

Выражая осевое усилие болта .не в кгс, а в тс, уравнение

(35)

упростится и примет вид

 

у = 1,2Р (0,216/ + 2 w + 0,4).

(36)

В табл. 19 приведены значения углов поворота гайки, рассчи­ танные по уравнению (36), применительно к болтам М24, натяги­

ваемым с осевым усилием Р = 25 тс при

различных

толщинах

пакета, состоящего из двух,

трех, четырех

деталей,

т. е. когда

m = 1, пг— 2 и т = 3 .

 

 

ТАБЛИЦА 19

 

 

 

 

Требуемый угол поворота гайки у для получения в болте М24 осевого

усилия 25 тс при различных толщинах пакета и количестве зазоров

 

 

Угол поворота

гайки у

 

Толщина пакета,

мм

m = 2

m — 3

 

тп= 1

25

88

148

 

208

50

104

164

 

224

75

120

181

 

240

100

197

 

256

125

213

 

273

150

- ■\

229

 

289

Сопоставляя данные табл. 18 и 19, нетрудно заметить, что угол ѵі, входящий составной частью в полный угол поворота гайки и расходуемый только на натяжение высокопрочного бол­ та, составляет незначительную часть полного угла у. Удельные значения уі в полном углу поворота гайки для болтов М24, на­ тягиваемых с осевым усилием 25 тс при двух зазорах в пакете,

колеблются от 5 до 20%, приобретая большее значение с увели­ чением толщины пакета (табл. 2 0 ).

 

 

 

ТАБЛИЦА 20

Сравнение значений уі и у для натяжения болта М24 с осевым

______ усилием Р =

25 тс при двух зазорах между деталями пакета_________

 

Значение

угла

 

Толщина пакета, мм

 

Удельное (округлен­

Ѵі

ное)

значение Yi , %

 

У

 

25

8 ,2

148

5 ,5

50

16,5

164

10

75

25

181

14

100

33

197

17

125

4 1 ,2

213

19

150

4 9 ,5

229

21

87


Пользуясь уравнениями (17), (23), (27) и (32), на рис. 39 показано изменение угла поворота гайки у для болта М24, натя­ гиваемого с осевым усилием 25 тс в зависимости от толщины стя­

гиваемого пакета, состоящего из трех и двух деталей, т. е. имею­ щего два зазора (пг — 2 ) и один (пг=1).

Пользуясь этим графиком, можно определить требуемый угол

поворота гайки для получения в болте М24 осевого усилия Р = 2 5 тс.

Рис. 39 показывает, что главным составляющим полного угла поворота гайки является угол у4, затрачиваемый на уплотнение

 

 

 

 

пакета. Из четырех составляю­

 

 

 

 

щих Yi, У2, Ѵз и Y4 угол Y4 наи­

 

 

 

 

более трудно поддается

учету

 

 

 

 

вследствие того, что на вели­

 

 

 

 

чину Y4

существенно

влияет

 

 

 

 

исходное

состояние

 

пакета,

 

 

 

 

стягиваемого болтом. Нетруд­

 

 

 

 

но

себе

 

представить,

 

что,

за­

 

 

 

 

давшись одним углом поворо­

 

 

 

 

та гайки у Для двух

одинако­

 

 

 

 

вых по

количеству

деталей и

 

 

 

 

толщине пакетов, но отличаю­

 

 

 

 

щихся только исходным состо­

 

 

 

 

янием их стяжки, т. е. характе­

 

 

 

 

ризующихся

только

различны­

 

 

 

 

ми размерами зазоров

между

 

 

 

 

деталями, болты пакета, у ко­

 

 

 

 

торого зазоры между деталя­

 

 

 

 

ми меньше, чем у другого, бу­

 

 

 

 

дут

натянуты с большим

осе­

 

 

 

 

вым усилием, чем у другого.

 

 

 

 

 

Чтобы высокопрочные

бол­

 

 

 

 

ты в собранном

пакете

были

 

 

 

 

натянуты с возможно меньши­

Рис.

39. Составляющие угла

пово­

ми

колебаниями

в величинах

рота

гайки у ПРИ

осевом усилии

осевых

 

усилий,

основным

и

Р = 25 тс в болте М24

 

важнейшим

требованием

яв­

 

 

 

 

ляется

назначение

возможно

более правильного исходного положения,

 

от

которого

начина­

ется отсчет угла

поворота

гайки.

Если

 

исходное положение

будет во всех соединениях

одинаково,

естественно,

поворачи­

вая гайку на всех высокопрочных болтах на один и тот же угол, можно быть уверенным, что все болты будут иметь близкое по величине натяжение. Если же исходное положение будет различ­ ным, то такой гарантии нет.

Впервые способ постановки высокопрочных болтов по углу поворота гайки был разработан и применен в США фирмой «Бетлхем Стил Компани». Ассоциация американских железных

88


дорог (ААЖД) занималась разработкой метода затяжки болтов без применения сложных механических инструментов и квалифи­ цированного труда одновременно с фирмой. В .1954 г. научный сотрудник ААЖД К. С. Рабл проверял, является ли число обо­ ротов гайки критерием натяжения болта. Отчет о его работе был опубликован в январе 1955 г. в бюллетене «Ассоциации» и в тру­ дах «Американского общества гражданских инженеров».

Рабл экспериментировал на болтах диаметром от 15,9 до 28,6 мм. Он нашел, что минимальное, предусмотренное техничес­

кими условиями натяжение болта достигается в результате по­ ворота гайки на xk оборота .после того, как гайка предваритель­

но навернута на болт вручную (пальцами). Два-три оборота гайки вызывают разрыв болта или повреждение резьбы. В ито­ ге этих работ было рекомендовано ставить болты одним оборо­ том гайки с таким расчетов, чтобы натяжение их несколько превышало требуемую техническими условиями величину.

Во всех случаях отсчет числа оборотов гайки велся после то­ го, как соединяемые детали предварительно стягивались сбороч­ ными болтами, а гайка была навернута на болт вручную до от­ каза.

Этот метод натяжения болтов был испытан фирмой «Бетлхем», но вскоре выяснилось, что исходное положение гайки пос­ ле навинчивания ее вручную до отказа не может рассматривать­ ся как начальное для отсчета оборотов гайки. Опыт показал, что вследствие порчи и засорения нарезки это положение гайки не поддается точному учету и определению. Кроме того, монтажни­ ки отказывались затягивать болты вручную, имея пневматичес­ кие гайковерты.

После многочисленных экспериментов фирма «Бетлхем» раз­ работала новый эффективный и экономический способ механизи­ рованной затяжки. Практика показала, что перед установкой вы­ сокопрочных болтов соединяемый пакет должен быть туго стя­ нут сборочными болтами. Это требование является обязатель­ ным в новом способе для определения исходного положения гай­ ки. Был принят метод, которым рабочие обычно пользуются при затяжке болтов механизированным инструментом. Сначала гай­ ка навертывается на болт (на один-два оборота) вручную, а за­ тем механическим гайковертом затягивается туго. От этого поло­ жения и должен вестись отсчет оборота гайки для окончатель­ ной затяжки болта. Это исходное положение достаточно четко находится по работе гайковерта, когда сопротивление вращению гайки из-за повышения трения возрастает и гайковерт начинает работать с ударом (вибрировать). В этом случае гайка будет навернута туже, чем вручную, вследствие чего потом требуется меньшее количество оборотов гайки для сообщения болту необ­ ходимого натяжения.

Как показали многочисленные проведенные в США опыты, в

5 Зак, 570

89