Файл: Чесноков, А. С. Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
dö |
Если обозначить |
через т число |
||
|
зазоров между деталями пакета, а |
|||
|
через z -среднюю -величину |
зазора, |
||
|
то перемещение гайки по оси болта |
|||
|
для ликвидации зазоров выражает |
|||
|
ся уравнением |
|
|
|
|
|
А 13 — inz см. |
(28) |
|
|
Так как между углом |
поворота |
||
|
гайки |
и перемещением ее |
по оси |
|
|
болта |
существует простая |
зависи |
|
|
мость, |
то |
|
|
Рис. 38. Пакет, состоящий из |
А |
Y4 |
c m . |
(29) |
трех деталей |
|
|
|
|
|
Подставляя в уравнение (28) зна |
|||
чение А13из уравнения (29), получим |
|
|
||
Уі |
360 |
т 2 . |
|
(30) |
= — |
|
S
Величина осевого усилия, стягивающего пакет, является основ ным и решающим фактором, производящим уплотнение зазоров и взаимное внедрение микро-неровностей деталей.
На основании достаточно большого количества замеров оредний размер зазора, ликвидируемый три осевом усилии в болте, равном 30 тс, может быть принят равным z= 0 ,0 6 см.
Естественно, что три возникновении в болтах сжимающих па кет усилий, меньших, чем 30 тс, зазор будет уплотнен не пол
ностью. Величина, на которую уплотняется зазор ів зависимости от величины осевого усилия Р, может быть выражена уравнением
z = Р |
= |
0,000002 Р, |
(31) |
|
30 000 |
|
|
где Р — осевое усилие в болтах, кгс. |
|
||
Подстаівляя в уравнение (30) |
значение z из уравнения |
(31), |
|
находим, что |
-М - 0,000002Pm. |
|
|
у4 = |
(32) |
Таким образом, -суммарный угол поворота-гайки у, необходи мый для растяжения болта с осевым усилием Р в зависимости
от толщины собранного пакета и количества деталей, может -быть найден, если в уравнение (|Г8 ) подставить значения уі, Уі>
уз, У4 из уравнений (17), (:23), (27) и (-32):
360 |
PI |
360 |
PI |
360 |
V = Yi + Y2 + Уз + Уі = |
EF6 |
s |
EF„ |
s |
8 |
||||
360 |
0,000002 Pm. |
|
||
s |
|
|
|
|
0,0000004 P +
(33)
86
Преобразовывая, имеем |
|
+ 0,0000004 + 0,000002 m . |
(34) |
применительно к болтам М24 |
' |
у = 0,0012Р (0,216 / + 2 m + 0,4). |
(35) |
Выражая осевое усилие болта .не в кгс, а в тс, уравнение |
(35) |
упростится и примет вид |
|
у = 1,2Р (0,216/ + 2 w + 0,4). |
(36) |
В табл. 19 приведены значения углов поворота гайки, рассчи танные по уравнению (36), применительно к болтам М24, натяги
ваемым с осевым усилием Р = 25 тс при |
различных |
толщинах |
||
пакета, состоящего из двух, |
трех, четырех |
деталей, |
т. е. когда |
|
m = 1, пг— 2 и т = 3 . |
|
|
ТАБЛИЦА 19 |
|
|
|
|
|
|
Требуемый угол поворота гайки у для получения в болте М24 осевого |
||||
усилия 25 тс при различных толщинах пакета и количестве зазоров |
||||
|
|
Угол поворота |
гайки у |
|
Толщина пакета, |
мм |
m = 2 |
m — 3 |
|
|
тп= 1 |
|||
25 |
88 |
148 |
|
208 |
50 |
104 |
164 |
|
224 |
75 |
120 |
181 |
|
240 |
100 |
— |
197 |
|
256 |
125 |
— |
213 |
|
273 |
150 |
- ■\ |
229 |
|
289 |
Сопоставляя данные табл. 18 и 19, нетрудно заметить, что угол ѵі, входящий составной частью в полный угол поворота гайки и расходуемый только на натяжение высокопрочного бол та, составляет незначительную часть полного угла у. Удельные значения уі в полном углу поворота гайки для болтов М24, на тягиваемых с осевым усилием 25 тс при двух зазорах в пакете,
колеблются от 5 до 20%, приобретая большее значение с увели чением толщины пакета (табл. 2 0 ).
|
|
|
ТАБЛИЦА 20 |
Сравнение значений уі и у для натяжения болта М24 с осевым |
|||
______ усилием Р = |
25 тс при двух зазорах между деталями пакета_________ |
||
|
Значение |
угла |
|
Толщина пакета, мм |
|
Удельное (округлен |
|
Ѵі |
ное) |
значение Yi , % |
|
|
У |
|
|
25 |
8 ,2 |
148 |
5 ,5 |
50 |
16,5 |
164 |
10 |
75 |
25 |
181 |
14 |
100 |
33 |
197 |
17 |
125 |
4 1 ,2 |
213 |
19 |
150 |
4 9 ,5 |
229 |
21 |
87
Пользуясь уравнениями (17), (23), (27) и (32), на рис. 39 показано изменение угла поворота гайки у для болта М24, натя гиваемого с осевым усилием 25 тс в зависимости от толщины стя
гиваемого пакета, состоящего из трех и двух деталей, т. е. имею щего два зазора (пг — 2 ) и один (пг=1).
Пользуясь этим графиком, можно определить требуемый угол
поворота гайки для получения в болте М24 осевого усилия Р = 2 5 тс.
Рис. 39 показывает, что главным составляющим полного угла поворота гайки является угол у4, затрачиваемый на уплотнение
|
|
|
|
пакета. Из четырех составляю |
|||||||||
|
|
|
|
щих Yi, У2, Ѵз и Y4 угол Y4 наи |
|||||||||
|
|
|
|
более трудно поддается |
учету |
||||||||
|
|
|
|
вследствие того, что на вели |
|||||||||
|
|
|
|
чину Y4 |
существенно |
влияет |
|||||||
|
|
|
|
исходное |
состояние |
|
пакета, |
||||||
|
|
|
|
стягиваемого болтом. Нетруд |
|||||||||
|
|
|
|
но |
себе |
|
представить, |
|
что, |
за |
|||
|
|
|
|
давшись одним углом поворо |
|||||||||
|
|
|
|
та гайки у Для двух |
одинако |
||||||||
|
|
|
|
вых по |
количеству |
деталей и |
|||||||
|
|
|
|
толщине пакетов, но отличаю |
|||||||||
|
|
|
|
щихся только исходным состо |
|||||||||
|
|
|
|
янием их стяжки, т. е. характе |
|||||||||
|
|
|
|
ризующихся |
только |
различны |
|||||||
|
|
|
|
ми размерами зазоров |
между |
||||||||
|
|
|
|
деталями, болты пакета, у ко |
|||||||||
|
|
|
|
торого зазоры между деталя |
|||||||||
|
|
|
|
ми меньше, чем у другого, бу |
|||||||||
|
|
|
|
дут |
натянуты с большим |
осе |
|||||||
|
|
|
|
вым усилием, чем у другого. |
|||||||||
|
|
|
|
|
Чтобы высокопрочные |
бол |
|||||||
|
|
|
|
ты в собранном |
пакете |
были |
|||||||
|
|
|
|
натянуты с возможно меньши |
|||||||||
Рис. |
39. Составляющие угла |
пово |
ми |
колебаниями |
в величинах |
||||||||
рота |
гайки у ПРИ |
осевом усилии |
осевых |
|
усилий, |
основным |
и |
||||||
Р = 25 тс в болте М24 |
|
важнейшим |
требованием |
яв |
|||||||||
|
|
|
|
ляется |
назначение |
возможно |
|||||||
более правильного исходного положения, |
|
от |
которого |
начина |
|||||||||
ется отсчет угла |
поворота |
гайки. |
Если |
|
исходное положение |
||||||||
будет во всех соединениях |
одинаково, |
естественно, |
поворачи |
вая гайку на всех высокопрочных болтах на один и тот же угол, можно быть уверенным, что все болты будут иметь близкое по величине натяжение. Если же исходное положение будет различ ным, то такой гарантии нет.
Впервые способ постановки высокопрочных болтов по углу поворота гайки был разработан и применен в США фирмой «Бетлхем Стил Компани». Ассоциация американских железных
88
дорог (ААЖД) занималась разработкой метода затяжки болтов без применения сложных механических инструментов и квалифи цированного труда одновременно с фирмой. В .1954 г. научный сотрудник ААЖД К. С. Рабл проверял, является ли число обо ротов гайки критерием натяжения болта. Отчет о его работе был опубликован в январе 1955 г. в бюллетене «Ассоциации» и в тру дах «Американского общества гражданских инженеров».
Рабл экспериментировал на болтах диаметром от 15,9 до 28,6 мм. Он нашел, что минимальное, предусмотренное техничес
кими условиями натяжение болта достигается в результате по ворота гайки на xk оборота .после того, как гайка предваритель
но навернута на болт вручную (пальцами). Два-три оборота гайки вызывают разрыв болта или повреждение резьбы. В ито ге этих работ было рекомендовано ставить болты одним оборо том гайки с таким расчетов, чтобы натяжение их несколько превышало требуемую техническими условиями величину.
Во всех случаях отсчет числа оборотов гайки велся после то го, как соединяемые детали предварительно стягивались сбороч ными болтами, а гайка была навернута на болт вручную до от каза.
Этот метод натяжения болтов был испытан фирмой «Бетлхем», но вскоре выяснилось, что исходное положение гайки пос ле навинчивания ее вручную до отказа не может рассматривать ся как начальное для отсчета оборотов гайки. Опыт показал, что вследствие порчи и засорения нарезки это положение гайки не поддается точному учету и определению. Кроме того, монтажни ки отказывались затягивать болты вручную, имея пневматичес кие гайковерты.
После многочисленных экспериментов фирма «Бетлхем» раз работала новый эффективный и экономический способ механизи рованной затяжки. Практика показала, что перед установкой вы сокопрочных болтов соединяемый пакет должен быть туго стя нут сборочными болтами. Это требование является обязатель ным в новом способе для определения исходного положения гай ки. Был принят метод, которым рабочие обычно пользуются при затяжке болтов механизированным инструментом. Сначала гай ка навертывается на болт (на один-два оборота) вручную, а за тем механическим гайковертом затягивается туго. От этого поло жения и должен вестись отсчет оборота гайки для окончатель ной затяжки болта. Это исходное положение достаточно четко находится по работе гайковерта, когда сопротивление вращению гайки из-за повышения трения возрастает и гайковерт начинает работать с ударом (вибрировать). В этом случае гайка будет навернута туже, чем вручную, вследствие чего потом требуется меньшее количество оборотов гайки для сообщения болту необ ходимого натяжения.
Как показали многочисленные проведенные в США опыты, в
5 Зак, 570 |
89 |