Файл: Чесноков, А. С. Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 70
Скачиваний: 0
этом случае в зависимости от диаметра и длины болта требуется
•произвести от Ѵг до 3Д Оборота.
Рекомендуемые фирмой «Бетлхем» величины оборотов гайки
.для получения в болтах нужных усилий приведены в табл. |
2 1 . |
|||||||
|
|
|
|
|
|
ТАБЛИЦА 21 |
||
Требуемая величина поворота гайки в зависимости от диаметра и длины |
||||||||
|
|
болта (по данным фирмы «Бетлхем») |
|
|
|
|
||
|
Диаметр |
болта |
|
Длина (лмс) захватной части болта |
||||
|
|
|
Требуемое натя |
|
|
|
|
|
дюйм |
мм |
жение болта, |
тс |
|
3/ 4 оборота |
|||
|
Ѵа оборота |
|
||||||
|
Зи |
19 |
п , б |
125 |
От |
125 |
до |
255 |
V s |
2 2 ,2 |
14,7 |
125 |
» |
125 |
» |
255 |
|
1 |
|
2 5 ,4 |
1 9 ,3 |
200 |
» |
200 |
» |
305 |
1 |
Vs |
2 8 ,6 |
23 |
200 |
» |
200 |
» |
305 |
1 |
V 4 |
3 1 ,8 |
2 9 ,2 |
200 |
» |
200 |
» |
305 |
На основании работ, проведенных у нас и в США, можно сде |
||||||||
лать вполне четкий вывод, что при постановке |
высокопрочных |
болтов по углу поворота гайки для получения надежных сдвигоустойчивых соединений необходимо правильно назначить исход ное положение гайки, от которого следует вести отсчет углов ее поворота. Таких способов может быть три:
1) гайку навертывают на болт пальцами до плотного приле гания торцевой поверхности;
2 ) гайку навертывает один рабочий ручным сборочным клю чом с рукоятью длиной 400—500 мм;
3 ) гайку навертывают на болт пневматическим гайковертом
с крутящим моментом, меньшим расчетного, .но достаточным для того, чтобы собранный пакет под влиянием развивающихся в болтах осевых усилий уплотнился и по своему состоянию п р и б
лизился к .монолитному куску металла.
При первом способе не обеспечивается требуемая точность в
осевых усилиях болтов.
При втором — все отверстия заполняются высокопрочными болтами, 'Кроме тех, в которых стоят сборочные пробки, после че го все поставленные болты затягивает один рабочий ручным сбо рочным ключом с длиной рукояти 400—500 мм. Так как в итоге
постепенного уплотнения пакета ранее поставленные болты не избежно будут ослабевать, то гайки на всех болтах подтягива ют многократно, пока они не перестанут вращаться.
■Считается, что если гайки на всех болтах после многократной повторной затяжки остаются неподвижными, то собранный па кет стянут плотно и отвечает требованиям исходного положе ния, от которого может вестись отсчет углов поворота гаек. Одна ко и этот способ, несмотря на свою простоту, не обеспечивав, одинаковое натяжение всех болтов в соединении. В данном слу чае, хотя и ів несколько .меньшей степени, отдельные -значения
■90
осевых усилий в болтах колеблются в достаточно широких пре делах. Объясняется это тем, что плотность стяжки собранного ручным ключам пакета недостаточна. Зазоры между деталями остаются еще достаточно большими, .вследствие чего по мере натяжения болтов в соединении, когда в болтах появляются осевые усилия, происходит постепенное уплотнение пакета, .в ре зультате чего некоторые ранее поставленные болты ослабевают,
что и приводит к разбросу |
значений осевых усилий |
в болтах. |
Третий способ состоит в том, что предварительная |
затяжка |
|
высокопрочных болтов для |
уплотнения собранного |
пакета и |
получения исходного положения поворота гайки производится не ручным сборочным ключом, а гайковертом, развивающим крутя щий момент меньше требуемого для обеспечения в болтах про ектного осевого усилия, но достаточного для уплотнения пакета.
Этот способ постановки высокопрочных болтов разработан днепропетровским филиалом ЦНИИПСК совместно с Московс ким автодорожным институтом.
По этому способу после сборки соединения и установки нуж ного количества сборочных пробок все свободные отверстия за
полняются высокопрочными болтами. Затем пакет |
собранного |
соединения стягивают, для чего поставленные болты |
натягива |
ют с начальным осевым усилием величиной менее |
проектного |
(окончательного). Для болтов М20 и М22 днепропетровский фи лиал рекомендует применять легкий гайковерт марш ИП-3103, развивающий крутящий момент 20 кгс-м и имеющий массу все го 2,5 кг.
Техническая характеристика гайковерта марки ИП-3103 сле дующая:
Максимальный |
момент затяжки |
20 кгс-м |
||
Требуемое давление воздуха . |
5 |
атм |
||
Расход |
воздуха |
............................. |
0,9 м3/мин |
|
Д л и н а ................................................ |
|
244 |
мм. |
|
Ш и р и н а ........................... |
..... |
185 |
»■ |
|
В ы с о т а ................................. |
|
80 |
»• |
|
Размер |
шланга |
в свету . . . |
12 |
»* |
Масса |
га й к о в ер т а ...................... |
2 ,5 кг. |
Критерием достижения начального натяжения болтов гайко вертом ИП-3103 является прекращение поворота гайки. В этом случае в болтах возникает осевое усилие 2—3 тс. Гайковертом
ИП-3103 болты затягивают от середины соединения к краям или от участка, имеющего большую жесткость, к свободным краям соединения. Так как по мере натяжения болтов происходит не прерывное уплотнение пакета и ранее поставленные болты мо гут ослабеть, необходимо повторно подтянуть все болты тем ж е гайковертом, пока пайки на всех болтах не прекратят поворачи
ваться.
Затем специальным кернером конструкции днепропетровско го филиала ЦНИИПСК (рис. 40,а) наносят (за один удар) мет-
5* З а к . 570 |
91 |
кн 'На торец выступающей ‘части болта и тайку, фиксируя тем самым их взаимное расположение.
__Окончательное натяжение высокопрочных болтов производят гайковертом марки ИП-3106, развивающим крутящий момент 150 кгс-м, поворотом гайки на угол 180°, отсчитывая угол пово
рота от исходного, зафиксированного положения тайки, вне за висимости от толщины пакета (до 140 мм) и при числе деталей
в нем яе более пяти (т. е. при числе зазоров между деталями не более четырех).
Рис. 40. Кернер для нанесения контроль ных рисок
В табл. 22 приведены значения осевых усилий в болтах М22 из стали 40Х, которые должны быть получены в затянутых этим способом болтах после поворота гайки иа 180°.
ТАБЛИЦА 22
Осевое усилие в болтах М22 из стали 40Х после поворота гайки на 180°
Число зазоров между деталями пакета
Не более ч е т ы р е х ..................................
То ж е ...........................................................
Толщина па- |
Диаметр |
бол- |
Осевое усилие |
|
кета , |
мм |
ТО 8• |
М М |
в болтах, тс j |
До |
140 |
20 |
|
17,5 |
» |
140 |
22 |
|
22 |
Если в пакете более четырех зазоров (т. |
е. при числе деталей |
в пакете более пяти) и при иных, чем это |
указано в табл. 2 2 , |
значениях осевых усилий в болтах и иной марки стали угол пово рота гайки должен устанавливаться экспериментально, по испы танию серии образцов, имитирующих собранный пакет.
Так как метки, набитые на торце стержня и на гайке, не вид ны в процессе ее поворота, то для наблюдения за поворотом гай ки на торцевой насадке гайковерта сделаны одиночная и двой ная риски (рис. 40,6), отстоящие друг от друга на полуокруж ность. Во время закручивания гайки насадка вращается и риски меняются местами, что и указывает о повороте гайки на 180°.
92
После натяжения всех болтов гайковертом ИП-3106 постепен но заменяют сборочные пробки высокопрочными болтами, натя жение которых ведут также двумя гайковертами: сначала ма лым — марки ИЛ-3103, а затем тяжелым — марки ИП-3106.
Днепропетровским филиалам ЦНИИПСК проверялось натя жение поставленных таким способом болтов с определением ве личины крутящего момента, необходимого для начала враще ния гайки.
В итоге обработки данных выявлено, что величина осевых усилий в болтах может меняться в пределах от Р = 19 тс до Р — = 34,5 тс при среднем значении Р = 26,8 тс. По проекту болты М22 должны иметь осевое усилие после постановки равное Р = = 2 2 тс. Таким образом, в натуре в соединениях будут преобла
дать болты с перетяжкой, что гарантирует соблюгтение требуе мой прочности сооружения. Такая перетяжка но мнению авторов рассматриваемого способа не вызывает опасений, поскольку пластические и прочностные свойства болтов это допускают.
В итоге исследований, проведенных днепропетровским филиа лом ЦНИИПСК и Московским автодорожным институтом, угол поворота гайки при постановке их сначала малым гайковертом, а затем тяжелым задан таким, чтобы в наиболее неблагоприят ных условиях усилия в болтах были не ниже проектных.
Этот способ постановки высокопрочных болтов требует при менения двух гайковертов: легкого ИП-3103 для предваритель ной затяжки болтов и тяжелого ИП-3106, которым окончательно затягивают болты с углом поворота гайки на 180°. На монтаже необходимость иметь два типа гайковертов вызывает некоторое неудобство.
В ЦНИИПСК разработан способ постановки высокопрочных болтов М24 из стали 40Х одним гайковертом марки ИП-3106, развивающим крутящий момент до 150 кгс-м.
Сначала во все отверстия, кроме тех, в которых стоят сбороч ные пробки, ставят высокопрочные болты и навертывают на них на несколько витков (от руки) гайки. Затем от середины соеди нения но направлению к краям или от места соединения, имею щего большую жесткость, по направлению к местам с меньшей жесткостью производят «предварительную» затяжку всех болтов гайковертом ИП-3106, отрегулированным на наименьший разви ваемый им крутящий момент AfKp= 8 0 кгс-м, заканчивая затяж
ку каждого болта как только гайка под импульсными ударами гайковерта перестает вращаться. Ввиду того что болты по мере уплотнения пакета могут ослабевать, .предварительную затяжку их повторяют несколько раз, проходя последовательно все болты в том же порядке, в каком они затягивались ранее. Поело того как гайки на всех болтах перестанут вращаться, что указывает на хорошее и, главное, равномерное уплотнение собранного па кета, переходят к окончательному натяжению болтов.
9е
По окончании предварительной затяжки на все болты и сайки набивают .метки, фиксирующие взаимное их расположение; метки
набивают кернером конструкции днепропетровского филиала
цниипск.
Окончательное натяжение всех болтов производят тем же гайковертом ИП-3106, но уже отрегулированным на максималь ный момент 1'50кгс-лг, причем все гайки поворачивают от исход ного положения на определенный заданный угол. Для контроля за углом поворота гайки на съемной насадке гайковерта сдела ны риски (одиночная и двойная), отстоящие друг от друга на оп ределенном расстоянии. Как только во время поворота гайки вторая риска займет положение первой, вращение прекращают.
Исследования показали, что высокопрочные болты М24 после предварительного натяжения получают достаточно высокое осе вое усилие, колеблющееся в пределах 15— 18 тс. Принимая сред
нее значение осевого усилия в болтах после натяжения их гайког вертом ИП-3106 с моментом 80 кгс-м равным 17 тс и подставляя
ег.о в формулу (36), находим предварительные |
(условные) углы |
поворота упр в зависимости от различных |
толщин пакета |
(табл.23). |
|
|
ТАБЛИЦА 2а |
Значения предварительных углов поворота гайки для болтов М24, натянутых
гайковертом ИП-3106 |
с крутящим моментом Л1кр= 8 0 fyc-.u |
||||
|
|
Значение углов |
уПр |
при |
числе зазоров |
Толщина пакета, |
ми |
I |
ш = |
2 |
m — 1 |
|
m = |
||||
25 |
60 |
|
101 |
142 |
|
50 |
71 |
|
112 |
153 |
|
75 |
82 |
|
123 |
164 |
|
100 |
— |
|
134 |
175 |
|
125 |
— |
|
145 |
186 |
|
150 |
— |
|
156 |
197 |
|
|
|
|
|
|
Учитывая, что при натяжении болтов всегда могут быть откло нения в значениях осевых усилий из-за неточной работы и в пер вую очередь в результате ошибок при отсчете углов поворота гай ки, постановку болтов следует веста с некоторой их перетяжкой, чтобы не снизилась прочность соединений. В дальнейшем все расчеты углов поворота гайки произведены, исходя из предпо сылки, что среднее значение натяжения болтав в соединении дол жно быть Р = 26 тс.
Таким образом, для получения проектного осевого усилия Р = 26 тс угол поворота гайки (после того как болт получает предварительное натяжение Л ір =17 тс) должен быть меньше уг
ла поворота, определенного по уравнению (36), когда -началом поворота является растяжение болта с осевым усилием 3—5 тс.
94