Файл: Чесноков, А. С. Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

потребуется свое минимальное значение силы М=Ыг.п0к- Если значение внешней силы N находится в пределах от 0 до 7 / т .пок. де­ таль 1 остается ів покое. 'Когда внешняя сила превзойдет значе­ ние Nт-пок. то деталь 1 начнет скользить по детали 2 под воздей­ ствием внешних сил N и силы трения скольжения Nт.ск.

В зависимости от агрегатного состояния тел в физике разли­ чают три вида трения: трение твердых тел, трение жидкостей и трение газов. Сухое трение твердых тел в чистом виде встреча­ ется редко, так как поверхность любого тела может оказаться измененной без применения каких-кибо специальных смазочных средств только вследствие влажности соприкасающегося е по­ верхностью воздуха.

Р'И'С. 6. Принципиаль­ ная схема соедине­ ния, работающего на трении

Согласно закону сухого трения сила трения покоя Nv.n0K (или

сопротивление деталей сдвигу) пропорциональна величине силы нормального давления Р, прижимающей трущиеся поверхности

друг к другу, и может быть выражена формулой

Nr. n0K = fP .

(1)

Безразмерный коэффициент пропорциональности / называет­ ся коэффициентом трения. Он зависит от адгезии металла, при­ роды и состояния трущихся поверхностей деталей и, в частности, от их шероховатости и загрязненности.

Соприкосновение двух тел под давлением всегда вызывает деформации в частях тел, лежащих вблизи поверхностей. Под да­ влением тела сминаются при одновременном растяжении вдоль плоскости касания. Поверхность тел никогда не бывает идеаль­ но гладкой. Всегда есть пусть даже очень малые неровности, ко­ торые при соприкосновении тел сминаются, зацепляются и соз­ дают сопротивление, преодолеваемое срезом вершин, вошедших в зацепление неровностей.

Степень шероховатости металлической поверхности зависит от способа обработки. В результате колебательного движения инструмента, трения его о поверхности деталей, вырывания час­ тиц металла в процессе стружкообразования, смятия и отпечат­ ков неровностей валков во время прокатки, из-за окалины на поверхности деталей остаются следы.

На рис. 7 приведены профили поверхностей деталей из стали марки СтЗкп после обработки их металлической щеткой, опеско-

14


струиванием, огневым

способом — многопламенной горелкой и

наждачным камнем.

 

 

 

Профили поверхностей получены

стереофотограмметрическим

методом в Институте

инженеров

геодезии и

аэрофотосъемки.

Для этой цели исследуемые участки деталей

снимались с двух

точек. Точность измерения составляла 0,01—0,03 мм.

а)мк

 

 

А

л.

^ л

/

 

 

 

 

L-^/ у Л Л / 1

 

 

А

 

 

 

 

W

^ V

 

' Л Г л Г

 

т о

г

з

h

г

6

г

в»»

ХОг

 

 

 

 

 

 

 

т :

і/Ѵ' ЛЛЛХ —

у ,/ьѵЛла!3ZB

 

 

Змм

Ю0\;

 

 

 

 

 

 

0 < 2 3 1/ 5 6 7 8нм

2)мк

 

 

 

W - _

 

 

 

XÜ-_

 

 

 

200-

 

 

 

<0(fr

 

 

9h

 

 

 

Рис. 7. Профили 'поверхности детали

из стали марки

СтЭсп после

обработки

а — механической металлической щеткой;

б — пескоструйной;

в — огневой;

г — наж дач­

ные камнем

 

 

 

Сопоставляя профили поверхностей деталей, нетрудно заме­ тить, что каждый способ обработки по-разному влияет на макро­ рельеф поверхности.

Пескоструйная обработка придает поверхности деталей рав­ номерную, мелкую шероховатость со средней высотой неровно­ стей около 85 мк с количеством таких неровностей 7—8 на 1 пог. мм (рис. 7, б) . Ударяющийся о металл песок помимо удаления

окалины снимает небольшой слой основного металла, срезая вер­ шины неровностей и выбивая неглубокие впадины.

При обработке металлической щеткой с поверхности детали удаляются только пыль, грязь, ржавчина и легкоотстающая ока­ лина. Этот вид обработки, при отсутствии на поверхности метал­ ла окалины (.рис. 7,а), характеризуется более грубой ліерохова-

15


тостью. Средняя высота неровностей достигает примерно 150 мк при количестве их на 1 пог. мм 5—6 шт.

Обработка наждачным камнем (рис 7, г) оставляет на по­

верхности деталей резко выраженные бороздки, средняя высота которых равна 200 мк. В 1 пог. мм около 10 шт. таких бороздок.

Совершенно особый рельеф приобретают детали после огне­ вой обработки (рис. 7, в). В этом случае мелкие неровности объе­

динены слоем неотставшей окалины, образующей на вершинах неровностей достаточно большие прямолинейные, гладкие уча­ стки. Средняя высота неровностей при огневой обработке дости­ гает 70 мк, а их количество на 1 пог. мм — 3—4 шт.

На рис. 8 показаны сечения двух сопрягаемых деталей 1 и 2,

прошедших грубую обработку. Если две пластины свободно (без давления) лежат друг на друге (рис. 8,а), то вершины некото­ рых неровностей соприкасаются. Затем после приложения к пластинам сжимающего усилия Р (рис. 8, б) одни вершины сми­

наются, а другие цепляются друг за друга.

Приложив к пластинам сдвигающие силы N, заставим одну

пластину двигаться по другой, причем этому движению будут препятствовать неровности, которые так или иначе вошли в за­ цепление. Чтобы одна деталь сдвинулась по другой под дейст­ вием силы N, необходимо срезать зацепившиеся неровности.

Характер повреждений на поверхностях деталей, разрушен­ ных сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных болтах,

.подтверждает это явление. После едівига деталей на соприка­ сающихся поверхностях возле отверстий, в которых находились высокопрочные болты, видны сильные задиры и срывы, указы­ вающие на то, что одна деталь во время сдвига цепляла и цара­ пала другую.

Отсюда следует, что прочность сдвигоустойчивого соединения создается суммарным сопротивлением срезу всех так или иначе вошедших в зацепление неровностей и может быть выражена формулой

N = FCp Сер у

(2)

16

где N — силы, стремящиеся сдвинуть детали; Fc$— суммарная

площадь среза вошедших в зацепление вершин шероховатости; Оср — временное сопротивление металла деталей срезу.

Таким образом, прочность соединения на сдвиг находится в прямой зависимости от размеров площади среза Fcp и от меха­

нических свойств металла деталей стСр-

На величину Fcp существенно влияет способ обработки по­ верхностей сопрягаемых деталей.

Рассчитать по формуле (2) требуемый размер площади среза Fop для обеспечения необходимой прочности соединения

на сдвиг несложно, однако выполнить это требование в натуре при монтаже конструкций практически невозможно. По­ этому прочность сдвигоустойчивого соединения на высокопроч­ ных болтах рассчитывают не по площади среза FCp входящих в

зацепление неровностей на поверхностях соединяемых деталей,

аопределяя силу трения, (возникающую в соединении.

Внастоящее время еще невозможно численно подсчитывать силы трения как что-то обусловленное совместным действием

способа обработки поверхностей трения, характеристики шеро­ ховатости, образующейся на поверхностях деталей, механичес­ ких свойств металла соединяемых деталей, чистоты поверхностей трения и других факторов. Нет теории, которая давала бы удов­ летворительное согласование теоретических подсчетов с число­ вым материалом, полученным при непосредственном измерении. Прочность сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных бол­ тах изучается экспериментально. Это должно привести к рас­ познанию природы прочности сдвигоустойчивых соединений, уточнению методов расчета и выполнению их.

По ОНи!П ІІ-іВ.3-72* «Стальные іконетр'куции. Нормы проек­ тирования» прочность сдвигоустойчивых соединений на высоко­ прочных болтах в строительных стальных конструкциях рассчи­ тывают в предположении передачи действующих в соединении усилий через трение, возникающее между соприкасающимися поверхностям« соединяемых элементов. В случае центрального растяжения и сжатия распределение продольной силы между болтами принимают равномерным.

Расчетное усилие, которое может быть воспринято каждой поверхностью трения соединяемых деталей, стянутых одним вы­ сокопрочным болтом, определяют по формуле

 

N = f Р т кгс,

(3)

где Р — осевое

усилие натяжения

болтав/сас; f — коэффициент

трения между

соприкасающимися

поверхностями;

т — коэффи­

циент условия работы болтового соединения, равный 0,9. Осевое усилие натяжения высокопрочных болтов Р принима­

ют (в зависимости от механических свойств болтов после их тер­ мической обработки) равным 65% разрушающей нагрузки при

Г®е. публичная


разрыве болта и определяют по формуле

 

*

 

Р — 0,65 ав / нт кгс,

(4)

где ав — временное сопротивление разрыву стали высокопрочных болтов после термической обработки в готовом изделии (болте) в кгс/мм2; /нт — площадь сечения болта нетто в мм2.

Площадь /нт определяют как площадь круга с диаметром

а = Л ± Л - М М і

(5)

где d2— номинальный средний диаметр резьбы болта в мм; d3 =

— di — Н/6 мм; d \— номинальный внутренний диаметр

резьбы

болта в мм; Н — теоретическая высота профиля резьбы

болта

вмм.

Витоге достаточно глубокого изучения свойств сдвигоустой­ чивых соединений на высокопрочных болтах в стальных строи­ тельных конструкциях, а также учета производственного опыта

'применения сдвигоустойчивых соединений первоначально раз­ работанные и внесенные ів СНиП в /962 г. значения коэффици­ ента трения f были пересмотрены и уточнены в 1968 г. В настоя­

щее время согласно СНиП II-В.3-72 при проектировании строи­ тельных стальных конструкций следует пользоваться значением коэффициента трения / согласно табл. 1.

 

 

 

 

 

ТАВЛИЦА 1

 

Значение ' коэффициента трения { то СНиП П-В. 3-72

 

 

 

 

Значения

F для соединяемых

Опособ

предварительной обработки

 

элементов

конструкций інз

соединяемых

 

 

 

■ поверхностей

 

углеродистой

низколегиро­

 

 

 

 

 

 

стали СтЗ и Ст4

ванной стали

Пневматическая —

кварцевым

песком с

со­

 

 

держанием S i0 2

не ниже 94%

или металли­

 

0,55

ческим

.......................................................

 

0,45

 

Огневая

— многопламеннымн горелками

(на

 

 

а ц ет и л ен е ).................................................................

 

 

0,4

 

0,45

Стальными ручными или механическими щет­

 

0,35

ками

 

 

0,35

 

Без о ч и ..................................................................с т к и

 

 

0,25

 

0,25

Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах в металлических пролетных строениях мостов рассчитывают в со­ ответствии с «Указаниями по применению высокопрочных бол­ тов в стальных конструкциях мостов» (ВОН 144-68), согласно которым в формуле (3) расчета прочности соединения необхо­ димо принимать:

Коэффициент трения при пескоструйной обработке -со­

 

прикасающихся поверхностей:

 

 

для конструкций из стали углеродистой f

. . .

0,4

то же, низколегированной / ............................................

 

0,45

Коэффициент условий работы т ........................................

 

0,78

18


Несмотря на то что сдвигоустойчивые соединения на высоко­ прочных болтах в стальных конструкциях широко применяются и в ОООР, и за рубежом, единой точки зрения на величину коэф­ фициента трения нет.

В США согласно действующим «Техническим условиям по применению болтов ASTM А325 и А490» в соединениях конструк­ ций, изготовляемых из стали с пределом текучести от= 23 кгс/мм2 и выше, соприкасающиеся поверхности деталей никакой

специальной обработке подвергаться не должны, кроме простой очистки для удаления грязи, масла и легкоотделяемой окалины.

Вэтом случае коэффициент трения f принимается равным 0,35.

ВАнглии болты высокой прочности в строительных конструк­ циях используются для деталей, поверхности которых очищены от краски, масла, грязи, заусенце®, ржавчины и левкоотщеля-емой окалины, а также после удаления с поверхностей всех других де­ фектов, вызывающих неплотности соединяемых деталей, с коэф­ фициентом трения /, равным 0,45.

ВФРГ в сдвигоустойчивых соединениях на высокопрочных болтах инженерных и высотных сооружений предусматривают ко­ эффициент трения f (после огневой и пескоструйной обработки

сопрягаемых поверхностей) для стали типа СтЗЗ и Ст37 равным 0,45, для стали типа Ст52—0,6.

ВВенгрии в нормах на проектирование и.выполнение сдвиго­ устойчивых соединений коэффициент трения f принят:

Для стали с временным сопротивлением до 50 кгс/мм2

при необработанных поверхностях с прокатной

ока­

линой ..............................................................................................

 

 

 

 

0,25

■После огневой

обработки

......................................................

0,4

»

пескоструйной

» .............................................

сопротивлением

0,45

Для

стали

с

временным

более

50 кгс/мм2 при .необработанных поверхностях с про­

катной о к а л и н о й

.......................................................................

 

0,35

■После

огневой

о б р .....................................................а б о т к и

 

0,55

После

пескоструйной ............................................

о б р а б о т к и

0,65

Исследованием свойств сдвигоустойчивых соединений па вы­ сокопрочных болтах занимаются у нас НИИмостов, ЛИ-ИЖТ, ЦНИИпроектстальконструкция, ВНИИмонтажспецстрой, ЦНИИдортранс и др.

В ЦН ИИи роектстальконструкции были изучены сдвипоустойчивые соединения различных марок стали,.позволившие углу­ бить и расширить лоанания влияния способов обработки сопря­ гаемых деталей, величины -сжимающего пакет усилия и других факторов на прочность соединения.

Эти исследования велись на специально сконструированном и изготовленном приборе, позволяющем достаточно точно опре­ делять размеры контактных площадей собранных образцов, дав­ ление, е которым сжат собранный пакет, и усилие сдвига.

Образцы, применяемые для изучения сдвигоустойчивых сое­ динений, стягивают обычно высокопрочными болтами, что вносит

19