Файл: Чесноков, А. С. Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
потребуется свое минимальное значение силы М=Ыг.п0к- Если значение внешней силы N находится в пределах от 0 до 7 / т .пок. де таль 1 остается ів покое. 'Когда внешняя сила превзойдет значе ние Nт-пок. то деталь 1 начнет скользить по детали 2 под воздей ствием внешних сил N и силы трения скольжения Nт.ск.
В зависимости от агрегатного состояния тел в физике разли чают три вида трения: трение твердых тел, трение жидкостей и трение газов. Сухое трение твердых тел в чистом виде встреча ется редко, так как поверхность любого тела может оказаться измененной без применения каких-кибо специальных смазочных средств только вследствие влажности соприкасающегося е по верхностью воздуха.
Р'И'С. 6. Принципиаль ная схема соедине ния, работающего на трении
Согласно закону сухого трения сила трения покоя Nv.n0K (или
сопротивление деталей сдвигу) пропорциональна величине силы нормального давления Р, прижимающей трущиеся поверхности
друг к другу, и может быть выражена формулой
Nr. n0K = fP . |
(1) |
Безразмерный коэффициент пропорциональности / называет ся коэффициентом трения. Он зависит от адгезии металла, при роды и состояния трущихся поверхностей деталей и, в частности, от их шероховатости и загрязненности.
Соприкосновение двух тел под давлением всегда вызывает деформации в частях тел, лежащих вблизи поверхностей. Под да влением тела сминаются при одновременном растяжении вдоль плоскости касания. Поверхность тел никогда не бывает идеаль но гладкой. Всегда есть пусть даже очень малые неровности, ко торые при соприкосновении тел сминаются, зацепляются и соз дают сопротивление, преодолеваемое срезом вершин, вошедших в зацепление неровностей.
Степень шероховатости металлической поверхности зависит от способа обработки. В результате колебательного движения инструмента, трения его о поверхности деталей, вырывания час тиц металла в процессе стружкообразования, смятия и отпечат ков неровностей валков во время прокатки, из-за окалины на поверхности деталей остаются следы.
На рис. 7 приведены профили поверхностей деталей из стали марки СтЗкп после обработки их металлической щеткой, опеско-
14
струиванием, огневым |
способом — многопламенной горелкой и |
||
наждачным камнем. |
|
|
|
Профили поверхностей получены |
стереофотограмметрическим |
||
методом в Институте |
инженеров |
геодезии и |
аэрофотосъемки. |
Для этой цели исследуемые участки деталей |
снимались с двух |
точек. Точность измерения составляла 0,01—0,03 мм.
а)мк
|
|
А |
л. |
^ л |
/ |
|
|
|
|
L-^/ у Л Л / 1 |
|
|
А |
|
|
|
|
W |
^ V |
|
' Л Г л Г |
|
|
т о |
г |
з |
h |
г |
6 |
г |
в»» |
ХОг |
|
|
|
|
|
|
|
т : |
і/Ѵ' ЛЛЛХ — |
у ,/ьѵЛла!3ZB |
|
|
Змм |
||
Ю0\; |
|
|
|
|
|
|
0 < 2 3 1/ 5 6 7 8нм
2)мк |
|
|
|
W - _ |
|
|
|
XÜ-_ |
|
|
|
200- |
|
|
|
<0(fr |
|
|
9h№ |
|
|
|
|
Рис. 7. Профили 'поверхности детали |
из стали марки |
СтЭсп после |
обработки |
а — механической металлической щеткой; |
б — пескоструйной; |
в — огневой; |
г — наж дач |
ные камнем |
|
|
|
Сопоставляя профили поверхностей деталей, нетрудно заме тить, что каждый способ обработки по-разному влияет на макро рельеф поверхности.
Пескоструйная обработка придает поверхности деталей рав номерную, мелкую шероховатость со средней высотой неровно стей около 85 мк с количеством таких неровностей 7—8 на 1 пог. мм (рис. 7, б) . Ударяющийся о металл песок помимо удаления
окалины снимает небольшой слой основного металла, срезая вер шины неровностей и выбивая неглубокие впадины.
При обработке металлической щеткой с поверхности детали удаляются только пыль, грязь, ржавчина и легкоотстающая ока лина. Этот вид обработки, при отсутствии на поверхности метал ла окалины (.рис. 7,а), характеризуется более грубой ліерохова-
15
тостью. Средняя высота неровностей достигает примерно 150 мк при количестве их на 1 пог. мм 5—6 шт.
Обработка наждачным камнем (рис 7, г) оставляет на по
верхности деталей резко выраженные бороздки, средняя высота которых равна 200 мк. В 1 пог. мм около 10 шт. таких бороздок.
Совершенно особый рельеф приобретают детали после огне вой обработки (рис. 7, в). В этом случае мелкие неровности объе
динены слоем неотставшей окалины, образующей на вершинах неровностей достаточно большие прямолинейные, гладкие уча стки. Средняя высота неровностей при огневой обработке дости гает 70 мк, а их количество на 1 пог. мм — 3—4 шт.
На рис. 8 показаны сечения двух сопрягаемых деталей 1 и 2,
прошедших грубую обработку. Если две пластины свободно (без давления) лежат друг на друге (рис. 8,а), то вершины некото рых неровностей соприкасаются. Затем после приложения к пластинам сжимающего усилия Р (рис. 8, б) одни вершины сми
наются, а другие цепляются друг за друга.
Приложив к пластинам сдвигающие силы N, заставим одну
пластину двигаться по другой, причем этому движению будут препятствовать неровности, которые так или иначе вошли в за цепление. Чтобы одна деталь сдвинулась по другой под дейст вием силы N, необходимо срезать зацепившиеся неровности.
Характер повреждений на поверхностях деталей, разрушен ных сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных болтах,
.подтверждает это явление. После едівига деталей на соприка сающихся поверхностях возле отверстий, в которых находились высокопрочные болты, видны сильные задиры и срывы, указы вающие на то, что одна деталь во время сдвига цепляла и цара пала другую.
Отсюда следует, что прочность сдвигоустойчивого соединения создается суммарным сопротивлением срезу всех так или иначе вошедших в зацепление неровностей и может быть выражена формулой
N = FCp Сер у |
(2) |
16
где N — силы, стремящиеся сдвинуть детали; Fc$— суммарная
площадь среза вошедших в зацепление вершин шероховатости; Оср — временное сопротивление металла деталей срезу.
Таким образом, прочность соединения на сдвиг находится в прямой зависимости от размеров площади среза Fcp и от меха
нических свойств металла деталей стСр-
На величину Fcp существенно влияет способ обработки по верхностей сопрягаемых деталей.
Рассчитать по формуле (2) требуемый размер площади среза Fop для обеспечения необходимой прочности соединения
на сдвиг несложно, однако выполнить это требование в натуре при монтаже конструкций практически невозможно. По этому прочность сдвигоустойчивого соединения на высокопроч ных болтах рассчитывают не по площади среза FCp входящих в
зацепление неровностей на поверхностях соединяемых деталей,
аопределяя силу трения, (возникающую в соединении.
Внастоящее время еще невозможно численно подсчитывать силы трения как что-то обусловленное совместным действием
способа обработки поверхностей трения, характеристики шеро ховатости, образующейся на поверхностях деталей, механичес ких свойств металла соединяемых деталей, чистоты поверхностей трения и других факторов. Нет теории, которая давала бы удов летворительное согласование теоретических подсчетов с число вым материалом, полученным при непосредственном измерении. Прочность сдвигоустойчивых соединений на высокопрочных бол тах изучается экспериментально. Это должно привести к рас познанию природы прочности сдвигоустойчивых соединений, уточнению методов расчета и выполнению их.
По ОНи!П ІІ-іВ.3-72* «Стальные іконетр'куции. Нормы проек тирования» прочность сдвигоустойчивых соединений на высоко прочных болтах в строительных стальных конструкциях рассчи тывают в предположении передачи действующих в соединении усилий через трение, возникающее между соприкасающимися поверхностям« соединяемых элементов. В случае центрального растяжения и сжатия распределение продольной силы между болтами принимают равномерным.
Расчетное усилие, которое может быть воспринято каждой поверхностью трения соединяемых деталей, стянутых одним вы сокопрочным болтом, определяют по формуле
|
N = f Р т кгс, |
(3) |
|
где Р — осевое |
усилие натяжения |
болтав/сас; f — коэффициент |
|
трения между |
соприкасающимися |
поверхностями; |
т — коэффи |
циент условия работы болтового соединения, равный 0,9. Осевое усилие натяжения высокопрочных болтов Р принима
ют (в зависимости от механических свойств болтов после их тер мической обработки) равным 65% разрушающей нагрузки при
Г®е. публичная
разрыве болта и определяют по формуле |
|
* |
|
Р — 0,65 ав / нт кгс, |
(4) |
где ав — временное сопротивление разрыву стали высокопрочных болтов после термической обработки в готовом изделии (болте) в кгс/мм2; /нт — площадь сечения болта нетто в мм2.
Площадь /нт определяют как площадь круга с диаметром
а = Л ± Л - М М і |
(5) |
где d2— номинальный средний диаметр резьбы болта в мм; d3 =
— di — Н/6 мм; d \— номинальный внутренний диаметр |
резьбы |
болта в мм; Н — теоретическая высота профиля резьбы |
болта |
вмм.
Витоге достаточно глубокого изучения свойств сдвигоустой чивых соединений на высокопрочных болтах в стальных строи тельных конструкциях, а также учета производственного опыта
'применения сдвигоустойчивых соединений первоначально раз работанные и внесенные ів СНиП в /962 г. значения коэффици ента трения f были пересмотрены и уточнены в 1968 г. В настоя
щее время согласно СНиП II-В.3-72 при проектировании строи тельных стальных конструкций следует пользоваться значением коэффициента трения / согласно табл. 1.
|
|
|
|
|
ТАВЛИЦА 1 |
|
Значение ' коэффициента трения { то СНиП П-В. 3-72 |
|
|||
|
|
|
Значения |
F для соединяемых |
|
Опособ |
предварительной обработки |
|
элементов |
конструкций інз |
|
соединяемых |
|
|
|||
|
■ поверхностей |
|
углеродистой |
низколегиро |
|
|
|
|
|||
|
|
|
стали СтЗ и Ст4 |
ванной стали |
|
Пневматическая — |
кварцевым |
песком с |
со |
|
|
держанием S i0 2 |
не ниже 94% |
или металли |
|
0,55 |
|
ческим |
....................................................... |
|
0,45 |
|
|
Огневая |
— многопламеннымн горелками |
(на |
|
|
|
а ц ет и л ен е )................................................................. |
|
|
0,4 |
|
0,45 |
Стальными ручными или механическими щет |
|
0,35 |
|||
ками |
|
|
0,35 |
|
|
Без о ч и ..................................................................с т к и |
|
|
0,25 |
|
0,25 |
Сдвигоустойчивые соединения на высокопрочных болтах в металлических пролетных строениях мостов рассчитывают в со ответствии с «Указаниями по применению высокопрочных бол тов в стальных конструкциях мостов» (ВОН 144-68), согласно которым в формуле (3) расчета прочности соединения необхо димо принимать:
Коэффициент трения при пескоструйной обработке -со |
|
|
прикасающихся поверхностей: |
|
|
для конструкций из стали углеродистой f |
. . . |
0,4 |
то же, низколегированной / ............................................ |
|
0,45 |
Коэффициент условий работы т ........................................ |
|
0,78 |
18
Несмотря на то что сдвигоустойчивые соединения на высоко прочных болтах в стальных конструкциях широко применяются и в ОООР, и за рубежом, единой точки зрения на величину коэф фициента трения нет.
В США согласно действующим «Техническим условиям по применению болтов ASTM А325 и А490» в соединениях конструк ций, изготовляемых из стали с пределом текучести от= 23 кгс/мм2 и выше, соприкасающиеся поверхности деталей никакой
специальной обработке подвергаться не должны, кроме простой очистки для удаления грязи, масла и легкоотделяемой окалины.
Вэтом случае коэффициент трения f принимается равным 0,35.
ВАнглии болты высокой прочности в строительных конструк циях используются для деталей, поверхности которых очищены от краски, масла, грязи, заусенце®, ржавчины и левкоотщеля-емой окалины, а также после удаления с поверхностей всех других де фектов, вызывающих неплотности соединяемых деталей, с коэф фициентом трения /, равным 0,45.
ВФРГ в сдвигоустойчивых соединениях на высокопрочных болтах инженерных и высотных сооружений предусматривают ко эффициент трения f (после огневой и пескоструйной обработки
сопрягаемых поверхностей) для стали типа СтЗЗ и Ст37 равным 0,45, для стали типа Ст52—0,6.
ВВенгрии в нормах на проектирование и.выполнение сдвиго устойчивых соединений коэффициент трения f принят:
Для стали с временным сопротивлением до 50 кгс/мм2
при необработанных поверхностях с прокатной |
ока |
|||||
линой .............................................................................................. |
|
|
|
|
0,25 |
|
■После огневой |
обработки |
...................................................... |
0,4 |
|||
» |
пескоструйной |
» ............................................. |
сопротивлением |
0,45 |
||
Для |
стали |
с |
временным |
более |
||
50 кгс/мм2 при .необработанных поверхностях с про |
||||||
катной о к а л и н о й |
....................................................................... |
|
0,35 |
|||
■После |
огневой |
о б р .....................................................а б о т к и |
|
0,55 |
||
После |
пескоструйной ............................................ |
о б р а б о т к и |
0,65 |
Исследованием свойств сдвигоустойчивых соединений па вы сокопрочных болтах занимаются у нас НИИмостов, ЛИ-ИЖТ, ЦНИИпроектстальконструкция, ВНИИмонтажспецстрой, ЦНИИдортранс и др.
В ЦН ИИи роектстальконструкции были изучены сдвипоустойчивые соединения различных марок стали,.позволившие углу бить и расширить лоанания влияния способов обработки сопря гаемых деталей, величины -сжимающего пакет усилия и других факторов на прочность соединения.
Эти исследования велись на специально сконструированном и изготовленном приборе, позволяющем достаточно точно опре делять размеры контактных площадей собранных образцов, дав ление, е которым сжат собранный пакет, и усилие сдвига.
Образцы, применяемые для изучения сдвигоустойчивых сое динений, стягивают обычно высокопрочными болтами, что вносит
19