Файл: Потемкин, И. С. Построение функциональных узлов на потенциальных системах элементов учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
Специальный подбор элементов по задержке в условиях современного автоматизированного массового производства недопустим, проверка реально получившегося соотношения задержек обычно неприемлема, так как сильно удорожает наладку аппаратуры. Кроме того, при изменении температу ры и старении элементов задержка различных элементов из меняется с разной скоростью и по этому поводу изготови тель, как правило, никаких гарантий не дает. Единственное, что гарантирует изготовитель элементов и на что может опе реться разработчик схем (фактически или хотя бы юриди чески), это то, что задержка не превысит определенной ве личины, которая и записана в ТУ на элемент, и если в борь бе с гонками мы хотим одержать гарантированную победу, то должны опираться лишь на эту информацию.
1-7. Борьба с гонками
В несложных схемах параллельные пути и сочетания сиг налов, потенциально опасные в смысле гонок, человек легко находит «на глаз», после некоторой тренировки, разумеется. При формальном (и особенно машинном) анализе сложных схем для выявления гонок мржет быть полезным понятие бу
левой разности.
i
- 1
Рис. 8. Борьба с гонками применением стробирования
Для борьбы с гонками разработчики логических схем ис
пользуют 3 основных метода: 1) |
тактирование; 2) |
построение |
|||
противогоночных |
схем; |
3) учет |
минимального времени за |
||
держки. |
Тактирование (стробирование). На логический элемент, |
||||
1. |
|||||
на котором встречаются сигналы, прошедшие по двум парал |
|||||
лельным ветвям, |
заводится еще один сигнал — строб (разре |
||||
шение) — рис. 8. |
Строб |
задержан относительно |
входного |
||
2* |
|
|
|
|
19 |
сигнала на величину, большую максимально возможной за держки в самой медленной цепочке. Еще раз отметим, что величина необходимой задержки получается не путем изме рения реальной задержки с помощью, скажем, осциллографа, а путем суммирования максимальных времен задержки, приведенных в паспорте на элементы.
Таким образом, строб подается после того, как сигнал с гарантией пройдет через оба канала при любом сочетании задержек элементов. В этом случае все переходные процес сы будут происходить при запертом выходе и никаких по мех не появится.
Выключать стробирующий сигнал нужно не позже вык лючения входного сигнала. Ведь после выключения послед него тоже может появиться помеха (см. рис. 7.3), а пос кольку минимальное время задержек элементов (и цепочек а и Ь) нам неизвестны, нам неизвестно и то, насколько ско ро после окончания входного сигнала появится помеха. Но она точно не появится, пока входной сигнал еще действует. Тут и надо обрывать строб.
Для формирования сдвинутых во времени стробов нужны элементы задержки. Они основаны на использовании реак тивных элементов, которые при современной интегральной технологии имеют большие габариты, чем логические элемен ты. Поэтому в цифровых устройствах вместо стробирования с помощью элементов задержки применяют тактирование. По всему устройству разводится единая система тактов, со стоящая из двух или более взаимно связанных периодичес ких сигналов. Сигнал на входе логической цепочки строби руется одним тактом, а на выходе — другим. Разработчик схемы, зная максимальную задержку элементов, так подби рает длины цепочек (их логическую глубину) и типы элемен тов, чтобы переходные процессы в них с гарантией закончи лись до поступления следующего тактирующего сигнала, ко торый стробирует выход. Сказанное станет более ясным при чтении разделов 2-3 и 7-1 о тактировании.
2. Построение противозаконных схем. В таких схемах сиг нал идет лишь по одному пути. Параллельные пути заперты другими сигналами. Каждый элемент разрешает переклю чаться другому элементу лишь после того, как переключится сам. Таким образом, элементы схемы переключаются после довательно. Теоретические аспекты синтеза подобных схем изложены в книгах, посвященных синтезу цифровых автома тов, в разделах о противогоночном кодировании автоматов
20
(например, [Л. 4]). В этой книге примеры противогоночных схем будут рассмотрены в разделах 2-6 и 5-5.
3. Учет минимального времени задержки. Если бы было известно минимально возможное время задержки элемента, то во многих практически важных случаях мы могли бы пос тулировать отсутствие гонок. Вернемся к рис. 7. Пусть длина (число элементов) цепочки а настолько больше длины це почки Ь, что задержка в длинной цепочке, даже если она со стоит только из самых быстрых элементов, будет все равно больше задержки сигнала в короткой цепочке, даже если в нее попадут только самые медленные элементы. Схема со столь большой разницей в длине путей при любом сочетании
элементов будет |
вести серя так, как показано на |
рис. 7—3, |
|
т. е. при подаче входного |
сигнала помехи на выходе не бу |
||
дет. Помеху после выключения входного сигнала |
(на его |
||
заднем фронте) |
можно |
ликвидировать введением |
дополни |
тельной блокирующей связи. Можно, например, взять в ка честве выходного элемента трехвходовой элемент И—НЕ, и на его третий вход подать сам входной сигнал. В этом слу чае выход будет заперт сразу после исчезновения входного сигнала.
Как уже говорилось, «юридически» (опираясь только на официальные ТУ) высказанные соображения применять нельзя, так как в документах не гарантируется какое-либо минимальное время задержки. Однако опытный инженер мо жет утверждать, что при использовании любой современной системы элементов и при любом их сочетании пробег сигна ла по цепочке из, скажем, 64 элементов (случай реальный, например, распространение переноса в сумматоре) будет длиться наверняка дольше, чем пробег сигнала по парал лельной ветви из 1 элемента. На сегодня нет систем, за держки элементов внутри которых отличались бы в 64 раза. И в 32 раза тоже пет. И в*16, пожалуй, не найдется. Относи тельно 8 можно задуматься, цифру 4 никто серьезно гарантиповать уже не будет, а отклонение времени задержки вдвое встретится в большинстве систем элементов. Таким образом, если мы хотим постулировать отсутствие гонок за счет большого отношения глубин двух параллельных ветвей, то приходится отдавать себе отчет в том, что есть зона явно допустимых решений (например Та: Г»—64), и зона явно не допустимых (Та: Ть= 2), а граница между ними не определе на. Если приходится принимать подобное решение, то в силу практического отсутствия полных статистических данных,
31
границу каждый разработчик определяет интуитивно, на свой страх и риск, на основе знаний, опыта проектирования, со отношения поощрения за создание экономичной схемы и на казания за сбой в ней из-за гонок, личного темперамента...
Вопрос выходит из чисто технической сферы, и дать какиелибо определенные рекомендации здесь невозможно. В инже нерной практике так или иначе пользуются таким способом и строят схемы, в которых «юридически» гонки возможны, т. е. официальные паспортные данные не гарантируют их отсутствия, но, по утверждению разработчика, их «наверня ка» не будет. Рекомендовать этот способ студентам не сле дует: у них, как правило, темперамент превалирует над опытом.
1-8. Гонки по входу
Пусть входной сигнал поступает сразу на 2 элемента некоторой логической схемы (рис. 9,а). Пусть передаточ ные характеристики входных элементов различны и имеют
Рис. 9. Гонки по входу
вид рис. 9,6, т. е. пусть входные элементы имеют различные пороги срабатывания. Если длительность фронта входного сигнала заметно больше времени срабатывания элементов 1 и 2, то где-то в середине фронта будет существовать отрезок времени, когда с точки зрения одного элемента входной сиг нал равен 1, а с точки зрения другого — 0. Элементы будут реагировать на один и тот же сигнал как на 2 различных, а такая комбинация могла быть не предусмотрена разработ чиком. В результате схема в течение этого времени может выработать ложные сигналы, которые успеют запомниться в каком-либо триггере, поступить на вход в качестве сигналов
22
обратной связи и т. д. Очевидно, что эти явления могут про изойти лишь при большой длительности фронта входного сигнала, они не успеют произойти, если фронт этот доста точно короток. Опасность гонок по входу возникает обычно лишь при приеме внешних сигналов, источниками которых могут быть более медленные элементы, вплоть до электро механических. Внутри самой логической схемы фронты дос таточно коротки, поскольку они соизмеримы с задержками, так как и источниками и приемниками сигналов являются элементы одной системы. Внешние же сигналы, проходят специальную обработку, которая описана в разделе 7-3.
1-9. Увеличение разветвления по входу и выходу
Если в логической схеме сигнал одного элемента нужно завести па входы других элементов, число которых превы шает нагрузочную способность элемента-передатчика, приме
няют схемы такого типа, |
|
|
|
|
|||||||
как показано на рис. 10. |
|
|
|
f & ' |
|||||||
Каждая ступень |
размноже |
|
|
|
|||||||
ния |
инвертирует сигнал, |
и, |
|
|
|
|
|||||
проектируя |
схему, следует |
|
|
|
|
||||||
иметь |
|
в виду соображения, |
|
|
|
|
|||||
высказанные |
о |
|
дуальных |
|
|
|
|
||||
схемах. Кроме того, нужно |
|
|
|
|
|||||||
учитывать, что каждый кас |
|
|
|
|
|||||||
кад размножения вносит до |
|
|
|
|
|||||||
полнительную задержку. |
|
|
|
|
|
||||||
Способы |
получения чис |
|
|
|
|
||||||
ла входов И, превышающего |
|
|
|
|
|||||||
М системы элементов, |
пока |
Рис. 10. |
Размножение выходного |
||||||||
заны на рис. 11. |
|
Обратите |
|||||||||
|
|
|
сигнала |
|
|||||||
внимание на то, |
что повы |
не решается применением |
|||||||||
шение |
разветвления |
но входу |
|||||||||
одного |
элемента |
И—ИЛИ—НЕ. |
На |
рисунке |
показаны, |
||||||
два |
варианта |
схемы; |
какой |
из |
них |
лучше |
по затра-' |
там оборудования или величине задержки зависит от пара метров конкретной системы элементов и требуемого числа входов. Полезно, начав работать с какой-либо конкретной системой элементов, оценить это, записать и в дальнейшем пользоваться, как готовым решением. То, что в варианте а мы имеем прямую функцию И, а в варианте б — инверсную И—НЕ, не должно смущать читателя, освоившего предыду-
23